Научная статья на тему 'Экологические проблемы Калмыкии: политические аспекты'

Экологические проблемы Калмыкии: политические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
5590
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экология / Политика / КАЛМЫКИЯ / ecology / Policy / Kalmikia

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Габунщин Сергей Валерьевич

Подробно описывается экологическая ситуация в современной Калмыкии. Вследствие активной хозяйственной деятельности в республике наблюдается деградация земель и их опустынивание, продолжается загрязнение атмосферного воздуха, подземных вод и водоемов. Экологические проблемы оказывают серьезного негативное влияние на социальную среду обитания жителей республики. Постепенно вопрос из экологической перетекает в экономико-политическую плоскость, формирует электоральные предпочтения избирателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author depicts convincingly the ecological situation in modern Kalmikia. Because of high industrial activity one can observe several negative tendencies in republic: degradation of agricultural land, expenditure of deserts, growing pollution of air, water and even under land streams. Ecological problems exert serious negative influence upon social environment of local population. Steadily ecological problem sharpen the situation in the political sphere: it forms electorate preference of voters.

Текст научной работы на тему «Экологические проблемы Калмыкии: политические аспекты»

УДК 32

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЛМЫКИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

© 2008 г. С.В. Габунщин

Северо-Кавказская академия государственной службы North Caucasus Academy of Government Service, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70 344002, Rostov-on-Don, Pushkinskaya St., 70

Подробно описывается экологическая ситуация в современной Калмыкии. Вследствие активной хозяйственной деятельности в республике наблюдается деградация земель и их опустынивание, продолжается загрязнение атмосферного воздуха, подземных вод и водоемов.

Экологические проблемы оказывают серьезного негативное влияние на социальную среду обитания жителей республики. Постепенно вопрос из экологической перетекает в экономико-политическую плоскость, формирует электоральные предпочтения избирателей.

Ключевые слова: экология, политика, Калмыкия.

The author depicts convincingly the ecological situation in modern Kalmikia. Because of high industrial activity one can observe several negative tendencies in republic: degradation of agricultural land, expenditure of deserts, growing pollution of air, water and even under land streams.

Ecological problems exert serious negative influence upon social environment of local population. Steadily ecological problem sharpen the situation in the political sphere: it forms electorate preference of voters.

Keywords: ecology, policy, Kalmikia.

Вопросы взаимодействия общества с окружающей средой никогда не были политически нейтральными. Повышение антропогенного давления на природную среду обитания людей, появление глобальных и локальных экологических проблем, экологизация всех сторон жизни общества самым непосредственным образом воздействуют на политические процессы в мировых регионах, странах и их субъектах, порождают потребность в их научном осмыслении [1].

Экологическую политику государства целесообразно рассматривать на всех взаимосвязанных уровнях: международном, национальном, региональном, муниципальном, уровне хозяйствующего субъекта (предприятия). Наибольшее значение в практической реализации государственной экологической политики имеет региональный уровень [2].

Значимость локальных проблем неизмеримо возросла в эпоху глобализации, когда любые действия в условиях неустойчивого равновесия природной системы могут привести к непредсказуемым глобальным последствиям, и наоборот [1].

Ярким подтверждением этому является субъект Российской Федерации в ЮФО - Калмыкия, которая расположена в аридной зоне с частыми суховеями и пыльными бурями, где даже зимой, когда вся территория покрыта снегом, из космоса видна пыльная «серая накидка» над территорией республики. Экстенсивная хозяйственная деятельность в период стагнации, неконтролируемое наращивание поголовья скота в угоду выполнения госпланов без учета существующих реалий, привели к деградации земель и их опустыниванию на значительных площадях. Эти процессы не знают границ, и активный пылесолеперенос идёт с опустынен-

ных территорий Калмыкии далеко за её пределы и даже достигает границ европейских государств.

В российском обществе, тем не менее, отсутствует понимание растущей потенциальной угрозы опустынивания в Калмыкии. Между тем это - проблема, порождающая циклическую совокупность социальных и экономических причинно -следственных отношений, представляющая сегодня реальную угрозу не только республиканского, российского, но и международного масштаба [3].

Продолжает оставаться актуальной проблема состояния атмосферного воздуха за счет эмиссии загрязнений от предприятий газонефтедобычи и транспортировки, выбросивших в атмосферу в 1997 г., например, более 73 тыс., загрязняющих веществ, в 2000 г. - почти 85, в 2002 г - около 81 тыс. т. От стационарных источников выбросы, в числе которых вещества с довольно высокой токсичностью, в 1993 г. составили 4868 т, в 1997 г. увеличились почти в два раза - до 8674, в 2000 г. объем загрязнений составил 7424 т.

В атмосферу, кроме пыли, взвешенных частиц, поступают оксиды углерода, азота, сажа, сернистый газ, углеводороды, формальдегид. Содержание вредных твердых взвешенных частиц (силикатная пыль, пыль цементная, сажа и др.) превышают предельно допустимые концентрации в 1,6-3,4 раза, окислов азота - в 2,8, формальдегида - в 10-14 раз [4].

Властные структуры устанавливают нормативы предельно допустимых норм выбросов с помощью административных методов, не понимая глубины экологических процессов, с трудом оценивая реальный ущерб, наносимый окружающей природной среде. Поэтому уровень загрязнения, обусловленный высокой антропогенной нагрузкой на атмосферу, растет год от года.

На некоторых предприятиях республики с помощью улавливающего оборудования снижается выброс вредоносных компонентов в атмосферу. Но, как правило, это улавливание из-за устаревших технологий, оборудования происходит в пределах всего лишь от 3 до 36,5 %, т.е. нередко до 97 % загрязнителей воздуха все же попадает в атмосферу [4].

Высокий уровень износа основных производственных фондов и в то же время отсутствие элементарного финансирования мероприятий по охране окружающей среды не способствуют улучшению экологической ситуации в республике. Предприятия-загрязнители окружающей природной среды привлекаются к ответственности, но мизерность экономических санкций не стимулирует развития природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности населения. Зачастую владельцы предприятий избегают наказаний за экологические преступления, используя административный ресурс, подкупы и т.д.

Административные рубежи чаще всего не совпадают с границами экосистем, и экологические проблемы охватывают несколько территорий, т.е. носят межрегиональный характер. Становится ясным, что многое зависит от способности властных структур осознать, что решение экологических проблем в рамках экосистемы возможно лишь на основе объединения усилий по поддержанию равновесия всей экосистемы, а не отдельных ее частей.

Анализ хозяйственной освоенности территории республики показывает, что местные источники загрязнения оказывают определенное негативное воздействие на окружающую среду, однако значительное воздействие связано и с источниками, расположенными за ее пределами.

Вред почвам и водным ресурсам, наносимый некоторыми предприятиями сопредельных территорий экосистемам Калмыкии, довольно существенный. Однако в стране пока не создано соответствующее правовое поле для предъявления исковых претензий экологического характера одного субъекта РФ к другому. Более того, власти предпочитают «не ссориться с соседями» и на многие нарушения закрывают глаза. Не чувствуется обеспокоенности местных властей о влиянии на республику, например, воздействия Астраханского газоконденсатно-го комплекса, сбросов высокоминерализованных сточных вод в наши водоемы с территории Ставропольского края, влияние отходов промышленных предприятий Волгоградской области. Обеспокоенность населения носит узколокализованный характер. Выступления экологов остаются незамеченными. «Зеленое» партийное движение, как и везде по России, не воспринимается властями серьезно.

В структуре экономики прилегающих к Калмыкии территорий (Астраханская, Волгоградская области, Ставропольский край) главенствующая роль принадлежит промышленности, которая включает в себя три межотраслевых комплекса: топливно-энергетический, металлургический и химический.

Топливно-энергетический комплекс представлен газодобывающей и газоперерабатывающей отраслями, базирующимися на крупнейшем в Европе Астраханском

газоконденсатном месторождении. Среди загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от этого источника, первое место занимает диоксид серы, затем идут диоксид углерода, окислы азота и твердые вещества, а также разнообразные углеводороды. Из последних особенно опасны их полиароматические разновидности, в частности, бензапирен [5].

Влияние выбро сов промышленных предприятий г. Волгограда на северные районы республики подтверждается результатами обследований, проведенных ГГО им. А.И. Воейкова, МНВЭЦ «Экотон», которые показали наличие в атмосферном воздухе сложных органических веществ - меркаптанов, ксилола, хлористого углерода, паров ртути, белка и др. На расстоянии от 0,5 до 9 км от прудов-накопителей, расположенных фактически на границе республики, куда сбрасываются химзагрязненные стоки предприятий Волгоградского промузла, зарегистрировано превышение среднесуточных значений концентрации в воздухе: фенола - до 37 раз, сероводорода - до 77, фтористого водорода - до 3,8 раза. Превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) по метилмеркап-тану составили от 1444 до 38111 раз [6].

В данном случае пример Волгоградской области свидетельствует об отсутствии зависимости состояния окружающей среды от принятия политического решения [1]. Волгоград входит в список наиболее загрязняющих атмосферный воздух городов России (41 город). Влияние его производственных загрязнителей связано с мощнейшим воздействием на природные экосистемы области и сопредельных территорий, а последствия для окружающей среды уже непредсказуемы. Пока не будет принято политическое решение о стабилизации агрессивных производств области, разрушение экосистемы региона будет продолжаться.

С 1964 г. хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды предприятий Волгоградской области сбрасываются в пруды-накопители и испарители, общая площадь которых составляет 230 км2. Расположены они на южной окраине области у границы с Калмыкией. Ежегодно в них сбрасывается около 3,2 млн м3 промышленных сточных вод, в составе которых фиксируется ежесуточно около 340 т неорганических и 32 т органических примесей.

Осенью 1989 г. произошла авария на отстойниках промышленных предприятий г. Волгограда и сточные воды по оросительному каналу попали на территорию республики в Сарпинские озера, что привело к массовой гибели птиц, земноводных и рыб [4]. Высокоминерализованные воды с оросительных систем Ставропольского края, стекающие на территорию республики, лишь усугубляют и без того негативную экологическую ситуацию.

Эколого-токсикологическая оценка почв Октябрьского, Малодербетовского и Приютненского районов позволила выделить в пределах исследуемых территорий участок с максимальной степенью загрязнения. Он располагается в западной части Малодербетовско-го района, на границе с Волгоградской областью и в геоморфологическом плане приурочен к восточным

склонам Ергеней и Сарпинской ложбине. Участок характеризуется высокой плотностью локализации зон загрязнения, в пределах которых содержание многих опасных химических веществ превышает ПДК в несколько раз.

На участке, расположенном в непосредственной близости к отстойникам Волгоградских химических предприятий, зафиксировано максимальное превышение ПДК хрома, ванадия, меди. Суммарный показатель загрязнения здесь равен 28, что является наивысшим значением.

На остальной территории Малодербетовского района выявлены зоны с содержанием опасных веществ в 1,5 раза выше нормы. В Октябрьском районе обнаружены локальные превышения ПДК меди, цинка, брома. В Приютненском районе почвы слабо загрязнены ванадием.

Анализ содержания тяжелых металлов в сельхозпродукции показал, что зерновые загрязнены повсеместно, причем степень загрязнения высокая. Практически не было ни одной пробы, в которой содержание хотя бы одного из тяжелых металлов не превышало бы ПДК.

Обследование проб питьевой воды и поверхностных вод в пределах Малодербетовского района показало наличие загрязнителей в количествах, превышающих норму в 1,5-5 раз. В большей части проб установлено повышенное содержание нефтепродуктов (до 28 норм), общее же количество токсикантов, обнаруженных в пробах питьевой воды, достигает 9 [6]. Анализ загрязнения водоемов I и II категорий в районах республики также показывает наличие загрязнений по микробиологическим и санитарно-химическим показателям [7].

В 50-е гг. ХХ в. государственным геологическим предприятием «Кольцовгеология» на территории республики выявлен Ергенинский уранорудный район. В течение длительного периода здесь в секретном режиме шли работы по добыче урана. Население, проживающее в нескольких километрах от урановых разработок (пос. Нарта, 3 км), пребывало в неведении и, естественно, никаких мер для защиты своего здоровья не принимало. Долгое время урановые шахты на месторождениях «Степное», «Шаргадык», «Вишневское» и «Буратин-ский» находились в открытом состоянии, оказывая негативное воздействие на окружающую среду и человека.

На территории республики отмечается и воздействие ураносодержащих отложений на радиоактивность вод Ергенинского водоносного комплекса, используемого населением для питьевого водоснабжения. Снабжение питьевой водой с. Воробьевка, например, осуществляется из родника Годжур Ергенинского водоносного горизонта. Общая радиоактивность воды здесь составляет 17 Бк/л, при норме по СанПиН 0,1 Бк/л. Концентрация радона составляет 10 Бк/л. Радиоактивность воды родника, расположенного в 2 км от родника Годжур, - 35 Бк/л, концентрация радона - 19 Бк/л, что явно указывает на загрязнение радоном подземных вод.

На сопредельных с Калмыкией территориях Ставропольского края и Астраханской области проводились подземные ядерные взрывы. Как известно, в целях

создания опытно-промышленных подземных емкостей (ПЕ) в 35 км севернее г. Астрахани было произведено 15 ядерных взрывов. В 90 км севернее г. Ставрополя был проведен подземный ядерный взрыв. На территории республики по программе «Регион-4» в 80 км северо-восточнее г. Элисты с целью глубинного сейсмического зондирования земной коры для поиска структур, перспективных для разведки полезных ископаемых, также был произведен подземный ядерный взрыв. Только в конце 90-х гг. общественности стало известно об этом. Влияние последствий подземных ядерных взрывов на радиоактивное загрязнение территории республики никем не исследовалось. А причина этого - отсутствие соответствующего финансирования и адекватного понимания сложившейся экологической ситуации во властных структурах. В настоящее время на Астраханском газоконденсатном месторождении как следствие 15 подземных ядерных взрывов отмечаются глобальные радиоактивные загрязнения, распространяющиеся на северо-восточную территорию нашей республики [8].

В пределах нефтяных месторождений Черноземель-ского НГДУ ОАО «Калмнефть» Республики Калмыкия в 1996 г. ГГП «Кольцовгеология» были обследованы грунты в местах пролива нефти, емкости для ее хранения, поля испарения, пункты сбора и перекачки, трубопроводы, участки скважин и их отдельные конструкции. На 9 объектах установлено превышение фона мощности дозы гамма-излучения от 2 до 8 раз, что составляет 0,20 и 0,80 мкГр/ч соответственно [9].

Экспедицией калмыцких ученых вдоль трассы неф-тепроводной системы КТК-Р по территории республики в 2001 г. выявлены значительные содержания радиоактивных веществ в пробах почвы и растительности. Почти во всех пробах отмечается присутствие значительной концентрации урана-238 ( и) и урана-235 ( и), которые разнесены по территории с законсервированных в настоящее время уранодобывающих разработок.

Остро стоит проблема загрязнения почв радионук-леидом цезия-137 (137Сб), который, предположительно, занесен в недавнем прошлом с атмосферными осадками и пылевлагопереносом. Максимальные значения 137Сб превышают среднестатистические в 7-10 раз [10].

Приведенные данные - лишь малая часть насущных экологических проблем республики. Требует срочного решения проблема загрязнения почвы от свалок, полигонов с бытовыми и промышленными отходами на фоне ежегодного увеличения твердых бытовых отходов до 282 тыс. м3/год и жидких бытовых отходов до 120 тыс. м3/год. Как всегда, у местных властей не хватает финансовых средств, не находится грамотных управленческих решений, способных закрыть проблему. Это приводит к тому, что свалки отходов расползаются по всей республике, словно раковая опухоль, нанося природе невосполнимый урон.

Существует реальная эпидемиологическая и токсикологическая опасность в связи с запущенным состоянием скотомогильников (из 110 лишь 15 соответствуют ветсанправилам) [11]. Для территории, где они расположены, это стало санитарно-эпидемиологической миной

замедленного действия. Налицо преступное бездействие лиц, от которых зависит принятие решения для обеспечения экологической безопасности граждан.

В столице отсутствует ливневая канализация, дождевые и паводковые воды все отходы и нечистоты смывают в район Ярмарочного и Колонского прудов, места отдыха горожан.

В конце 50-х гг. ХХ в., когда калмыки вернулись из ссылки, власти отложили строительство ливневой канализации на лучшие времена, обеспечивая первостепенные жизненные потребности людей. Так, до сих пор эти лучшие времена не настали, и город задыхается в собственных отходах. Причина этому - безграмотность властных структур и непонимание населением экологической проблемы.

Ситуация осложняется тем, что государственным мониторингом не учитываются многие негативные процессы, протекающие в экосистемах республики. Поэтому чрезвычайно важны политическая воля и усилия органов законодательной и исполнительной власти для создания работоспособной системы государственного экологического мониторинга, разработка соответствующих нормативных правовых актов, ужесточающая ответственность за загрязнение среды обитания и необходимых мер по стабилизации ситуации в республике с целью обеспечения экологической безопасности, которая должна гарантировать любому человеку чистую окружающую среду, устраняя угрозу жизни и здоровью от ее негативных воздействий, не попирая основное право человека - право жить в благоприятной среде.

Поступила в редакцию

Литература

1. Шилов А.С. Экополитология. М., 2003. С. 159.

2. Муравых А.И. Государственная экологическая политика. М., 2003. С. 49.

3. Габунщина Э.Б. Как остановить пустыню. Элиста, 1997.

4. Доклады о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия в 1993-2001 гг. Элиста, 2002.

5. Материалы к государственному докладу о состоянии окружающей среды по Астраханской области за 2004 год. Астрахань, 2005.

6. Закруткин В.В. О состоянии экологической обстановки в Республике Калмыкия на примере Мало-дербетовского, Октябрьского и Приютненского районов: Тематический отчет МНВЭЦ «Экотон» РГУ Ростов н/Д, 1996.

7. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Калмыкия в 2005 г.». Элиста, 2006. С. 111.

8. Информационные материалы Комитета экологии и природных ресурсов Астраханской области. «Объект Вега». Астрахань, 1994. С. 66.

9. Материалы ГГП «Кольцовгеология». Ессентуки, 1993.

10. Крайнев А.М., Назаров А.Г., Цуцкин Е.В. Распределение естественных и искусственных радионуклидов на территории пустынной зоны Калмыкии // Проблемы экологии. М., 2004.

11. Материалы Департамента ветеринарии Республики Калмыкия. Элиста, 2007.

20 декабря 2007 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.