Научная статья на тему 'Экологические представления общества Якутии с 1985 г. По настоящее время'

Экологические представления общества Якутии с 1985 г. По настоящее время Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
270
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / PUBLIC CONSCIOUSNESS / ЯКУТЫ / YAKUTS / ЯКУТИЯ / YAKUTIA / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ECOLOGICAL ENVIRONMENT / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ENVIRONMENTAL ETHICS / ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА / APPLIED ETHICS / КОЭВОЛЮЦИЯ / CO-EVOLUTION / ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ / POST-SOVIET ERA / ENVIRONMENTAL IDEAS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеева Ирина Степановна, Надькин Валерий Борисович, Осипова Ольга Петровна

В статье анализируется процесс изменения экологических представлений в Республике Саха (Якутия) с 1985 г. Выделяется два этапа: 1985-1991 гг. и 1992 настоящее время. Показывается неразрывная связь экологической этики с традиционными воззрениями народов Якутии и фиксируется ее политизированный характер на первом этапе. Основой для формирования принципов региональной экологической этики этого периода стал алармизм. Он выступал как идея восстановления попранной справедливости, компенсации за последствия советского способа освоения Севера. На следующем этапе выстраивается система взаимоотношений территориального социума с природой по трем направлениям: природопользование, охрана природы и обеспечение экологической безопасности. В широкий оборот входят идеи устойчивого развития. Удалось создать достаточно полную и эффективную систему экологического законодательства. Принят ряд основных республиканских природоохранных законов. Вектор этико-экологических представлений в Якутии определили два главных принципа: принцип возрождения национальной культуры и принцип устойчивого развития. Идея возрождения национальной культуры стимулировала поток исследований по вопросам традиционного мировоззрения. Отдельным направлением работы стали экологическое просвещение, подготовка специалистов-экологов. Подчеркивается, что за последние тридцать лет экологическая этика в якутском социуме претерпела существенные изменения. Тема экологии, экологической этики прочно вошла в общественное сознание. Хрупкость и уязвимость природы Севера, хрупкость баланса в системе «человек природа общество» стали аксиомой для общественного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental Ideas of the Society of Yakutia from 1985 to the Present

The paper analyses the process of changing environmental ideas in the Sakha (Yakutia) Republic since 1985. Two stages are pointed out: 1985-1991 and 1992-present. The authors show the continuity of environmental ethics with the traditional views of peoples of Yakutia, and record its politicised nature at the first stage. The formation of the regional environmental ethics at that stage was based on alarmism. It appeared as the idea of violated justice, compensation for the consequences of the Soviet way of developing the North. At the next stage, a system of interrelations between the local society and nature is established in three directions: nature management, environmental protection, and ensuring environmental safety. The ideas of steady development become widely accepted. An efficient system of environmental legislation was successfully created. A number of the republic’s principle environmental laws were passed. The vector of ethical and environmental ideas in Yakutia was defined by two main principles: the regeneration of culture and steady development. The idea of the regeneration of national culture inspired a number of studies into the issues of the traditional world view. Environmental education and training professional environmentalists became a separate area of work. It is emphasised that environmental ethics in the Yakut society has undergone significant changes over the last thirty years. The theme of ecology and environmental ethics has penetrated into public consciousness. The fragility and vulnerability of northern nature and the delicate balance of the system “man nature society” have become axiomatic to public consciousness.

Текст научной работы на тему «Экологические представления общества Якутии с 1985 г. По настоящее время»

DOI: 10.17805/zpu.2018.2.14

Экологические представления общества Якутии с 1985 г. по настоящее время*

И. С. Алексеева, В. Б. Надькин, О. П. Осипова Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

В статье анализируется процесс изменения экологических представлений в Республике Саха (Якутия) с 1985 г. Выделяются два этапа: 1985-1991 гг. и 1992 г. — настоящее время. Показывается неразрывная связь экологической этики с традиционными воззрениями народов Якутии и фиксируется ее политизированный характер на первом этапе. Основой для формирования принципов региональной экологической этики этого периода стал алармизм. Он выступал как идея восстановления попранной справедливости, компенсации за последствия советского способа освоения Севера.

На следующем этапе выстраивается система взаимоотношений территориального социума с природой по трем направлениям: природопользование, охрана природы и обеспечение экологической безопасности. В широкий оборот входят идеи устойчивого развития. Удалось создать достаточно полную и эффективную систему экологического законодательства. Принят ряд основных республиканских природоохранных законов. Вектор этико-экологических представлений в Якутии определили два главных принципа: принцип возрождения национальной культуры и принцип устойчивого развития. Идея возрождения национальной культуры стимулировала поток исследований по вопросам традиционного мировоззрения. Отдельным направлением работы стали экологическое просвещение, подготовка специалистов-экологов.

Подчеркивается, что за последние тридцать лет экологическая этика в якутском социуме претерпела существенные изменения. Тема экологии, экологической этики прочно вошла в общественное сознание. Хрупкость и уязвимость природы Севера, хрупкость баланса в системе «человек — природа — общество» стали аксиомой для общественного сознания. Ключевые слова: экология; экологические представления; общественное сознание; якуты; Якутия; экологическая среда; экологическая этика; прикладная этика; коэволюция; постсоветское время

ВВЕДЕНИЕ

Одной из постоянных угроз для всего мирового сообщества является угроза экологического коллапса. С 1968 г., благодаря усилиям Римского клуба и других международных организаций в общественном сознании выработаны мировоззренческие подходы к экологии и практике социокультурного взаимодействия человека, общества и природы. В отечественной практике внимание общества к экологическому дискурсу было привлечено в эпоху перестройки. Гласность как новая информационная технология и политика КПСС «открыла» много новых, не представленных на уровне официальных коммуникаций тем. Экология — одна из них.

Но было бы некорректным утверждать, что экология, экологическое сознание были неизвестными вопросами и темами до 1985 г. В СССР издавались многочисленные специализированные и научно-популярные издания, такие, например, как «Эколо-

* Статья подготовлена в рамках проекта «Влияние социокультурной и экологической среды на этику и мировоззрение современного педагога как субъекта формирования личности, образа жизни и инновационного мышления обучающихся в России и Монголии» / Международный конкурс РГНФ — Министерство образования, культуры и науки Монголии (МинОКН) 2017.

The paper is written within the project "The Influence of Social, Cultural, and Ecological Environment on the Ethics and World View of the Contemporary Teacher as the Subject Forming the Personality, Lifestyle, and Innovative Thinking of Students in Russia and Mongolia" / RFHR International Contest — The Ministry of Education, Culture, and Science of Mongolia (MinECC) 2017.

гия» (с 1970 г.), «Биология моря» (с 1975 г.), «Охота и охотничье хозяйство» (с 1955 г.), «Рыбоводство и рыболовство» (с 1958 г.), «Защита растений» (с 1956 г.), «Юный натуралист» (с 1928 г.) и др. В отечественной социокультурной среде экологическая тематика постепенно стала присутствовать и расширяться с конца 1950-х годов, с началом дискуссии в публицистике о промышленном освоении вокруг озера Байкал (Викулов, Шагжиев, 2012: 285). В массовое сознание постепенно начинает входить то, что, возможно, присутствовало в латентном состоянии, — несоответствие партийно-советского пафоса покорения природы и противоречивых результатов природопользования. Ускоренная советская модернизация особенно противоречиво проявилась на ряде территорий и в жизни социумов, ее населявших, лишь слегка затронутых промышленным развитием в имперский период истории России (Яшунский, Замятина, 2012: Электронный ресурс).

Но только в условиях гласности, благодаря, например, публикациям таких больших писателей, как В. И. Белов (Белов, 1988) и С.П. Залыгин (Залыгин, 1987), экологическая проблематика стала частью общественного дискурса, особенно в 1988-1991 гг. Попавшие в поле зрения широких масс экологические трагедии Аральского моря, Мологи, Вилюя, Нижнего Тагила и как кульминация — катастрофа ЧАЭС подтолкнули общество к пересмотру этических оснований отечественного варианта социально-экономического развития.

Экологическая проблематика и после, в 1990-е годы, в вначале XXI в., в эпоху постсоветской трансформации, в условиях нарастающего антропологического давления на природу продолжала обсуждаться на различных уровнях (государственном, научном, в СМИ и т. п.) и на разных площадках — научно-практических конференциях, заседаниях правительства и сессиях парламента, дискуссионных площадках и т. п. Экология и все, что с нею связано, стали одним из главных элементов современного мировоззрения. Экологический императив — одно из оснований современной культуры, экономической и социальной практики. Но несмотря на это, проблемы экологического плана только нарастают.

Якутское общество как предмет исследования изменения экологических представлений выбрано не случайно. Огромная территория (3103 тыс. кв. км), немногочисленное население (964 330 человек), полиэтничный и мультикультурный характер населения, стабильная приверженность энерго-сырьевому сценарию дальнейшего экономического развития региона, уязвимая с точки зрения антропогенного и техногенного воздействия природная среда — все эти факторы обусловили данный выбор. Экологический дискурс в Якутии в постсоветское время стал импульсом формирования структур гражданского общества. В 1992-2017 гг. экология и экологическая этика стали во многом той платформой, на которой проходила консолидация современного якутского социума. Анализу этого процесса и посвящена данная статья.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В 1985-1991 гг.

Изменение экологического мировоззрения и связанной с ним этики в нашей стране, как уже было сказано, происходило в условиях гласности. При этом вопросы экологии из поля естествознания перешли в социально-гуманитарную плоскость. Землетрясение в Армении 7 декабря 1988 г. еще раз (после Чернобыля) высветило с ужасающей откровенностью необходимость этико-экологического дискурса. Многие дома в Спитаке и Степанакерте разрушились еще и потому, что при их строительстве были нарушены все мыслимые СНиПы. В сейсмоопасной зоне Армянского нагорья прене-

брежение человека правилами взаимодействия со средой привело к многочисленным жертвам — более 50 тыс. человек. Экология становится частью политического инструментария мобилизующихся общественных организаций, таких как, например, Народный фронт «Саюдис» в Литве (Комар, 2001: Электронный ресурс). Усыхание Арала, последствия испытаний на Семипалатинском полигоне и другие открывшиеся факты из недавней истории стали по-разному подаваться в информационной среде в зависимости от политической целесообразности. Пафос строительства нового невиданного мира социализма сменился пафосом разоблачения советского варианта индустриализации.

Первые попытки изменить сложившуюся систему взаимоотношений «природа и общество» на территории Якутии зафиксированы в 1988 г. (Григорьев, 2012: 19). Экологический дискурс в Якутской АССР начали журналисты и представители творческой и научной интеллигенции: В. Е. Васильев-Харысхал, Д. С. Емельянов, О. П. Иванова-Сидоркевич, Д. Д. Саввинов, О. Г. Сидоров, В. В. Федоров, М. М. Фомин и др. Благодаря выступлениям активистов и интеллигенции стало известно, что на территории бассейна реки Амги ряд союзных и республиканских ведомств запланировали строительство водовода от реки до Чурапчинского района. Строительство должно было сопровождаться вырубкой леса.

Был создан Комитет защиты реки Амги. Члены комитета заставили власти республики прислушаться к своим аргументам, организовать научное изучение Амгинского бассейна с целью определения экологических последствий в случае осуществления проекта. Деятельность комитета увенчалась успехом. Строительство водовода было остановлено. А река Амга одной из первых в Якутии стала постоянным объектом экологического мониторинга.

Комитет в защиту реки Амги, таким образом, задолго до принятия Орхусской конвенции Европейской экономической комиссии ООН «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» отстоял один из главных этических принципов современной экологической этики — доступ к экологической информации (Липовец-кая, 2014: 322).

Так, в 1988-1990 гг. экологические движения Якутии в защиту природных территорий стали формой гражданской и даже этнической самоорганизации саха (якутов) и коренных малочисленных народов Севера.

Судьба Вилюя — крупнейшего притока Лены тоже достаточно показательна. Для обеспечения алмазной промышленности здесь в 1960-1976 гг. была построена Вилюй-ская ГЭС. Социально-экологические последствия этого строительства и функционирования объекта оказались неоднозначными. Были затоплены территории традиционного природопользования коренного населения. На экологическое состояние вилюйских улусов (районов) негативное влияние также оказала деятельность алмазодобывающих предприятий, для функционирования которых было произведено 12 подземных ядерных взрывов в период с 1974 по 1987 г., вследствие чего ухудшилось качество воды в Вилюе. В целом работа Вилюйской ГЭС оказала негативное влияние на биогеоценозы бассейна реки Вилюй.

30 октября 1990 г. в Вилюйской группе улусов, куда входят пять районов Якутии и г. Мирный, по инициативе бюро Якутского обкома КПСС состоялась учредительная конференция экологической общественности. На конференции выступили ученые, среди которых были Д. Д. Саввинов — один из лидеров движения в защиту реки Ам-

ги, народные депутаты Верховного совета Я-СССР (Якутской-Саха Советской Социалистической республики с 27 сентября 1990 г.), представители улусов, среди которых будущий первый председатель общественного комитета «Вилюй» писатель Э. Д. Со-колов-Тулусхан и др. Конференция имела научно-практическую направленность: в своей декларации она обнародовала образование общественного комитета по спасению бассейна реки Вилюй — комитета «Вилюй», приняла открытое письмо-требование к председателям Верховных Советов: СССР — А. И. Лукьянову; РСФСР — Б. Н. Ельцину; Якутской — Саха ССР — М. Е. Николаеву. В этом письме, в частности, говорится: «...учитывая экстремальную экологическую ситуацию, сознавая всю ответственность перед будущими поколениями о сохранении жизни, всей экологической среды в регионе р. Вилюй, требуем: объявить регион бассейна р. Вилюй "зоной экологического бедствия"» (Степанов, 2000: Электронный ресурс).

Впоследствии жители села Туор-Хая подняли вопрос о компенсации за принудительное переселение в годы строительства Вилюйской ГЭС. В 1997-2003 гг. они не раз обращались в Правительство Республики Саха (Якутия) по вопросам компенсации (Бурцева и др., 2009: 11).

В целом, как считает И. К. Григорьев, «экологические проблемы Якутии стали важным фактором консолидации общественной активности населения и привели к формированию первых общественно-экологических движений в конце ХХ века» (Григорьев, 2012: 25). Среди населения, в первую очередь коренного, укреплялось убеждение, что «в результате недальновидного индустриального освоения, не соответствующего особенностям биосферы, Север неуклонно превращается в зону экологического бедствия» (Павлова, 1997: 4).

Интенсивное промышленное освоение Якутии зачастую выглядело для представителей коренных народов как привнесенное извне чужаками. На основании материалов переписей 1959 и 1989 гг. В. Б. Игнатьева вычислила «индексы участия» якутов (саха) и русских в отдельных отраслях народного хозяйства Якутии. В 1959 г. индекс участия якутов в промышленности, строительстве, транспорте, связи составлял 0,3; русских — 1,5. В 1989 г. индекс участия якутов в тех же видах труда остался на прежнем уровне — 0,3; у русских изменился незначительно — 1,1. Индекс участия якутов в сельском и лесном хозяйстве в 1959 г. характеризовался цифрой 1,6; русских — 0,6. В 1989 г. индекс участия якутов в сельском и лесном хозяйстве ощутимо вырос — 2,6; у русских, напротив, понизился — 0,2. В народном образовании занятость якутов внушительна, чему соответствует индекс 1,2; у русских — 0,9. В 1989 г. соответствующий индекс у якутов равнялся цифре 2,0; у русских — 0,6. (Подойницына, 2012: 258).

У. А. Винокурова отмечала, что за 30 лет в республику приехали и уехали 4 млн человек (количество, в четыре раза превышающее численность населения). «Эти временщики оставляют за собой развороченную отравленную землю, криминальный образ мыслей» (Винокурова, 1994: 75). По ее мнению, политика заселения человека в северных территориях России не учитывает фундаментальный принцип привязанности человека к среде обитания и нацелена преимущественно на стимулирование временного проживания мигрантов в северных поселениях, что привело к исходу трудоспособного населения в последние 25 лет» (Винокурова, 2017: Электронный ресурс).

Неудивительно, что основой для формирования принципов региональной экологической этики этого периода стал алармизм. Он выступал как идея восстановления попранной справедливости, компенсации за последствия советского способа освоения «северов».

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ЯКУТИИ В 1992-2017 гг.

Взаимоотношения территориального социума с природой происходили и происходят по трем направлениям: природопользование, охрана природы и обеспечение экологической безопасности. Концепция «устойчивого развития», широко введенная в научный и общественно-политический оборот с 1987 г. (Гизатуллин, Троицкий, 1998: 124), в республике была воспринята как основа для программы развития Якутии в новых условиях. Глава республики М. Е. Николаев в статье, опубликованной отдельной брошюрой «Якутия на рубеже двух веков», особо выделил проблемы охраны и сбережения окружающей среды (Николаев, 1992; см. также: Сидоров, 2017: 184).

В Якутии за последние годы в целом удалось создать достаточно полную и эффективную систему экологического законодательства. Принят ряд основных республиканских природоохранных законов: «Концепция экологической безопасности Республики Саха (Якутия)» (2002), «Об охране окружающей среды» (2003), «Об особо охраняемых природных территориях» (2011), «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» (2003), «О радиационной безопасности населения и окружающей среды» (2004), «Об экологическом образовании и просвещении» (2005), «Об экологическом мониторинге» (2005). В развитие природоохранного законодательства приняты законы республики: «Об охоте и охотничьем хозяйстве» (2006), «О государственном экологическом надзоре» (2007), «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и сохранении водных биологических ресурсов» (2007), «Об отходах производства и потребления» (2009), утверждена «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения до 2020 года» (2008).

С 1995 г. в Республике Саха (Якутия) ежегодно публикуется Государственный доклад «Об экологической обстановке в Республике Саха (Якутия)» за предшествующий год.

Необходимо отметить, что вектор этико-экологических представлений в Якутии определили два главных принципа: принцип возрождения национальной культуры и принцип устойчивого развития. Процесс возрождения национальной культуры, развернувшийся, в том числе, в публицистике, в искусстве (например, в форме театра Олонхо А. С. Борисова), стал сочетаться с законотворческой деятельностью и научными исследованиями. В этом же плане мы рассматриваем создание друг за другом двух республиканских академий — Академии наук Республики Саха (Якутия) (1993) и Академии духовности Республики Саха (Якутия) (1995). В структуру Академии наук первоначально вошли четыре института, работавшие ранее в составе Сибирского отделения РАН: Якутский институт языка, литературы и истории (ныне — Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера), Институт комплексного освоения природных ресурсов Севера (ныне — Институт региональной экономики), Институт прикладной экологии Севера; Институт северного луговодства. Целью Академии духовности названо «возрождение и совершенствование духовности народов республики, сохранение и обогащение их самобытной национальной культуры» (Сидоров, 2017: 111; курсив наш. — Авт.).

Идея возрождения национальной культуры стимулировала поток исследований по вопросам традиционного мировоззрения. Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Якутский государственный университет (в 2009 г. преобразован в Северо-Восточный федеральный университет) провели и проводят огромную работу по изучению, систематизации и популяризации традиционной культуры народов Северо-Востока России. Институт прикладной экологии

Севера АН РС (Я) внес огромный вклад в развитие экологических представлений и знаний якутян. Основные направления научных исследований института включают изучение последствий техногенного и антропогенного воздействия на развитие экосистем Севера, разработку научных основ экологического мониторинга, разработку научных основ экологического нормирования природопользования в Якутии.

Помимо этого, в Якутии возникли и стали авторитетными ряд экологических организаций, таких как Центр экологического просвещения Республики Саха (Якутия) «Эйгэ» (создан в 1994 г.), Общественный экологический комитет «Вилюй» (1990). В массме-диа Республики Саха (Якутия) материалы на экологические темы стали постоянными.

Для коренных малочисленных народов приоритетной задачей было сохранение среды обитания, которая, собственно, «становится частью этнической идентичности». «Природа для чукчей наполнена сакральным содержанием, одухотворена духами предков, скреплена с человеком совокупностью традиций, обычаев, запретов» (Егорова, Нафанаилова, Сидорова, 2012: 113). Для такого типа отношения характерны консервационистские подходы к природе.

В условиях социально-экономических реформ 1990 — начала 2000-х годов вопрос о сохранении среды обитания неизбежно перешел в политико-правовую плоскость. Проблема адекватного соотношения коллективных прав коренных народов на природные ресурсы как основу их жизнедеятельности и идентичности столкнулась с правами других хозяйствующих субъектов. В 1992 г. был принят республиканский закон «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера», а в 1997 г. — «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера». Ассоциация коренных малочисленных народов севера Якутии участвовала в разработке законов республики «Об оленеводстве», «Об охоте и охотничьем хозяйстве», «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и охране биоресурсов», «О кочевом жилье», «О кочевых образовательных учреждениях РС (Я)», «О национальных административно-территориальных образованиях коренных малочисленных народов Севера», нормы которых касаются и защиты прав представителей северных народов. Но на территории Якутии 58 видов минерального сырья в 1823 месторождениях. Большинство мест, в которых находятся эти полезные ископаемые, либо уже заселены представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (КМНС), либо тесно примыкают к территориям традиционного природопользования, что часто приводит к конфликтным ситуациям. Поэтому консервационистского подхода к экологической этике недостаточно.

Другой подход — прикладной. А. А. Гусейнов определяет прикладную этику как «собирательное обозначение совокупности многих конкретных прикладных этик — биоэтики, экологической этики, этики хозяйствования, политической этики, этики науки и др.» (Гусейнов, 2004: 148). Прикладная этика выполняет функции и императива, и регулятива поведения человека, критерием оценки которого является выживание социума.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Экологическое просвещение, углубление знаний о принципах экологии, интерио-ризация экологической этики, развитие экологических групп и движений — это сегодня приоритетные задачи для развития экологической культуры Якутии.

Экологическое просвещение и образование в республике ведутся по нескольким направлениям. Отсчет этому направлению работы мы можем вести с начала 1990-х го-

дов. В личной беседе с известным журналистом Якутии, ныне заведующим кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета О. Г. Сидоровым один из авторов статьи узнал, что первую методичку по экологическому образованию школьников еще в 1991 г. составила О. П. Иванова-Сидоркевич — активист Комитета в защиту реки Амги. К сожалению, она не сохранилась.

С 1991 г. в главном вузе республики работает созданная по инициативе Д. Д. Сав-винова кафедра экологии биолого-географического факультета (преобразованного в 2013 г. в Институт естественных наук). Благодаря деятельности этой кафедры в Якутии сформировалось профессиональное сообщество экологов. Кафедра готовит еще и педагогов-экологов. В 1992 г. была также открыта кафедра национальной культуры (заведующая — доктор исторических наук Р. И. Бравина).

На сегодняшний день в Северо-Восточном федеральном университете функционирует целая сеть подразделений, занимающихся традиционной и актуальной культурой: Институт языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации, НИИ Олонхо, философскими исследованиями в данной сфере занимаются сотрудники Общеуниверситетской кафедры философии.

26 декабря 2008 г. Постановлением №603 Правительства Республики Саха (Якутия) была утверждена «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года». Она включает комплекс мер по обеспечению экологического просвещения начиная от семьи и заканчивая подготовкой и переподготовкой руководящих кадров для организаций, связанных с обеспечением охраны природы.

В 1997 г. вышло учебное пособие «Экология и культура» Н. С. Павловой (Павлова, 1997), которая одной из первых в Якутии стала заниматься исследованиями в области экологической этики. В 1993 г. она защитила диссертацию по теме «Коэволюция человека и природы в условиях Севера» (Павлова, 1993).

Анализ проблем социоприродного взаимодействия в условиях Севера исследователь осуществляла с позиций коэволюционного подхода (там же: 5). Подобная позиция коррелируется с традиционными экологическими воззрениями и этическими постулатами народов Якутии. Коэволюция, по мнению якутского философа, дает шанс гармоничного согласования традиционных и современных отраслей хозяйства.

В целом в данном направлении требуется большая совместная деятельность как междисциплинарного, так и узкоспециализированного характера. На современном этапе в Республике Саха (Якутия) функционирует разветвленная сеть экологического просвещения на всех уровнях от детских садов до вузов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, за последние 30 лет экологическая этика в якутском социуме претерпела существенные изменения. Тема экологии, экологической этики прочно вошла в общественное сознание. Эколого-этические представления в Якутии имеют самые разные формы. Помимо общественно-политических, исследовательских, в общественной жизни также присутствуют художественные формы, которые представляет творческая интеллигенция. Хрупкость и уязвимость природы Севера, хрупкость баланса в системе «человек — природа — общество» стали аксиомой для общественного сознания.

Актуализации экологической проблематики в общественном сознании способствовало множество факторов. Пробудившаяся в эпоху перестройки и гласности обще-

ственная инициатива привела к созданию авторитетных и достаточно эффективных общественных экологических организаций. Эти организации отстаивают такой этический принцип, как право на информированность, который необходим сегодня, когда в условиях экономических санкций против России стране нужно искать дополнительные источники для обеспечения экономической устойчивости. Энерго-сырьевой сценарий социально-экономического развития Якутии вполне вероятен. Такой сценарий предполагает реализацию инвестиционных проектов преимущественно в добывающих отраслях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белов, В. И. (1988) Ремесло отчуждения (Бюрократия и экология. Размышления при разборе бумаг) // Новый мир. №6. С. 152-182.

Бурцева, Е. И., Кычкин, В. Р., Федоров, С. П., Бурцев И. С. и др. (2009) Проблема компенсации экологического и социального ущерба в Якутии, вызванного добычей алмазов // Региональная экономика: теория и практика. Т. 7. Вып. 40 (133). С. 8-17.

Викулов, В. Е., Шагжиев, К. Ш. (2012) Байкальская дискуссия и ее значение в охране озера // Вестник БГУ. Спецвыпуск В. Серия Биология. География. №SB. С. 284-287.

Винокурова, У. А. (1994) Сказ о народе саха. Якутск : Нац. кн. изд-во «Бичик». 144 с.

Винокурова, У. А. (2017) Якутские ценности в начале XXI века [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. №3. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/727 (дата обращения: 03.03.2018). DOI: 10.25178/nit.2017.3.6

Гизатуллин, Х. Н., Троицкий, В. А. (1998) Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма // Общественные науки и современность. №1. С. 124-130.

Григорьев, С. А. (2012) Развитие экологического движения Якутии в конце ХХ века // Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып. 3. С. 19-25.

Гусейнов, А. А. (2004) Размышления о прикладной этике // Ведомости Научно-исследовательского института прикладной этики. Вып. 25. Профессиональная этика / под ред. В. И. Бак-штановского, Н. Н. Карнаухова. Тюмень : НИИПЭ. 266 с. С. 148-159.

Егорова, А. И., Нафанаилова, М. С., Сидорова, Т. Н. (2012) Особенности этнической идентичности оленных чукчей // Природа и культура: материалы международной научной конференции (Якутск, 12-15 июня 2012 г.) : в 2 ч. / отв. ред. Н. С. Павлова. Якутск : Издательский дом СВФУ. Ч. 1. 264 с. С. 113-123.

Залыгин, С. П. (1987) Поворот. М. : Мысль. 179 с.

Комар, Я. (2001) Витаутас Ландсбергис: Десять лет после распада СССР [Электронный ресурс] // ИНОСМИ. UPL: https://inosmi.ru/untidled/20011219/142520.html (дата обращения: 07.02.2018).

Ламажаа, Ч. К. (2013) Архаизация общества. Тувинский феномен. М. : Книжный дом «Либ-роком». 272 с.

Липовецкая, А. Ю. (2014) Орхусская конвенция как механизм защиты окружающей среды // Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (57). С. 322-325.

Николаев, М. Е. (1992) Якутия на рубеже двух веков. Якутск : Издательство: Объед. ред. газет «Саха сирэ» и «Советы Якутии». 93 с.

Сидоров, О. Г. (2017) Михаил Николаев. М. : Молодая гвардия. 345 [7] с.

Степанов, И. В. (2000) «Сон шамана» уходящего столетия? О работе общественного комитета «Вилюй» [Электронный ресурс] // Портал исторического, культурологического журнала «Илин». URL: http://ilin-yakutsk.narod.ru/2000-3/64.htm (дата обращения: 19.02.2018).

Павлова, Н. С. (1993) Коэволюция человека и природы в условиях Севера : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Якутск. 16 с.

Павлова, Н. С. (1997) Экология и культура : учеб. пособие. Якутск : Изд-во Якутского ун-та. 76 с.

Подойницына, И. И. (2012) Этнокультурные аспекты разделения труда в Якутии: социологический анализ // Вестник СПбГУ. Сер. 12. Вып. 3. С. 256-265.

Яшунский, А. Д., Замятина Н. Ю. (2012) «Севера» как зона российской провинции [Электронный ресурс] // Отечественные записки. № 5 (50). URL: http://www.strana-oz.ru/2012/5/se-vera-kak-zona-rosta-rossiyskoy-provincii (дата обращения: 10.09.2017)

Дата поступления: 12.02.2018 г.

ENVIRONMENTAL IDEAS OF THE SOCIETY OF YAKUTIA FROM 1985 TO THE PRESENT

I. S. Alekseeva, V. B. Nadkin, O. P. Osipova M. K. Ammosov North-Eastern Federal University

The paper analyses the process of changing environmental ideas in the Sakha (Yakutia) Republic since 1985. Two stages are pointed out: 1985-1991 and 1992-present.

The authors show the continuity of environmental ethics with the traditional views of peoples of Yakutia, and record its politicised nature at the first stage. The formation of the regional environmental ethics at that stage was based on alarmism. It appeared as the idea of violated justice, compensation for the consequences of the Soviet way of developing the North.

At the next stage, a system of interrelations between the local society and nature is established in three directions: nature management, environmental protection, and ensuring environmental safety. The ideas of steady development become widely accepted. An efficient system of environmental legislation was successfully created. A number of the republic's principle environmental laws were passed. The vector of ethical and environmental ideas in Yakutia was defined by two main principles: the regeneration of culture and steady development. The idea of the regeneration of national culture inspired a number of studies into the issues of the traditional world view. Environmental education and training professional environmentalists became a separate area of work.

It is emphasised that environmental ethics in the Yakut society has undergone significant changes over the last thirty years. The theme of ecology and environmental ethics has penetrated into public consciousness. The fragility and vulnerability of northern nature and the delicate balance of the system "man - nature - society" have become axiomatic to public consciousness.

Keywords: ecology; environmental ideas; public consciousness; Yakuts; Yakutia; ecological environment; environmental ethics; applied ethics; co-evolution; Post-Soviet era

REFERENCES

Belov, V. I. (1988) Remeslo otchuzhdeniya (Byurokratiya i ehkologiya. Razmyshleniya pri razbore bumag). Novyjmir, no. 6, pp. 152-182. (In Russ.).

Burceva, E. I., Kychkin, V. R., Fedorov, S. P., Burcev I. S. et al. (2009) Problema kompensacii ehkologicheskogo i social'nogo ushcherba v YAkutii, vyzvannogo dobychej almazov. Regional'naya ehkonomika: teoriya i praktika, vol. 7, issue 40 (133), pp. 8-17. (In Russ.).

Vikulov, V. E. and SHagzhiev, K. Sh. (2012) Bajkal'skaya diskussiya i ee znachenie v ohrane ozera. Vestnik BGU. Issue V. Seriya Biologiya. Geografiya, no. SB, pp. 284-287. (In Russ.).

Vinokurova, U. A. (1994) Skaz o narode saha. Yakutsk, Nac. kn. izd-vo «Bichik». 144 p. (In Russ.).

Vinokurova, U. A. (2017) YAkutskie cennosti v nachale XXI veka. Novye issledovaniya Tuvy, no. 3 [online] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/727 (access date: 03.03.2018). DOI: 10.25178/nit.2017.3.6 (In Russ.).

Gizatullin, H. N. and Troickij, V. A. (1998) Koncepciya ustojchivogo razvitiya: novaya social'no-ehkonomicheskaya paradigma. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 1, pp. 124-130. (In Russ.).

Grigor'ev, S. A. (2012) Razvitie ehkologicheskogo dvizheniya YAkutii v konce HKH veka. Nauch-nye problemy gumanitarnyh issledovanij, vol. 3, pp. 19-25. (In Russ.).

Gusejnov, A. A. (2004) Razmyshleniya o prikladnoj ehtike. Vedomosti Nauchno-issledovatel'sko-go instituta prikladnoj ehtiki, vol. 25. Professional'naya ehtika / pod red. V. I. Bakshtanovskogo and N. N. Karnauhova. Tyumen', NIIPEH. 266 p. Pp. 148-159. (In Russ.).

Egorova, A. I., Nafanailova, M. S. and Sidorova, T. N. (2012) Osobennosti ehtnicheskoj identich-nosti olennyh chukchej. In: Priroda i kul'tura: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Yakutsk, 12-15 iyunya 2012 g.) : in 2 vol. / ed. by N. S. Pavlova. Yakutsk, Izdatel'skij dom SVFU. Vol. 1. 264 p. Pp. 113-123. (In Russ.).

Zalygin, S. P. (1987) Povorot. Moscow, Mysl'. 179 p. (In Russ.).

Komar, YA. (2001) Vitautas Landsbergis: Desyat' let posle raspada SSSR. INOSMI [online] Available at: https://inosmi.ru/untidled/20011219/142520.html (access date: 07.02.2018). (In Russ.).

Lamazhaa, Ch. K. (2013) Arhaizaciya obshchestva. Tuvinskij fenomen. Moscow, Knizhnyj dom «Librokom». 272 p. (In Russ.).

Lipoveckaya, A. YU. (2014) Orhusskaya konvenciya kak mekhanizm zashchity okruzhayushchej sredy. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1 (57), pp. 322-325. (In Russ.).

Nikolaev, M. E. (1992) Yakutiya na rubezhe dvuh vekov. Yakutsk, Izdatel'stvo Ob»ed. red. gazet «Saha sireh» i «Sovety YAkutii». 93 p.

Sidorov, O. G. (2017) Mihail Nikolaev. Moscow, Molodaya gvardiya. 345 [7] p. (In Russ.).

Stepanov, I. V. (2000) «Son shamana» uhodyashchego stoletiya? O rabote obshchestvennogo ko-miteta «Vilyuj». Portal istoricheskogo, kul'turologicheskogo zhurnala «Ilin» [online] Available at: http://ilin-yakutsk.narod.ru/2000-3/64.htm (access date: 19.02.2018). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pavlova, N. S. (1993) Koehvolyuciya cheloveka i prirody v usloviyah Severa : Thesis of Dis. ... Candidate of Philosophy. Yakutsk. 16 p. (In Russ.).

Pavlova, N. S. (1997) Ehkologiya i kul'tura : ucheb. posobie. Yakutsk, Izd-vo Yakutskogo un-ta. 76 p. (In Russ.).

Podojnicyna, I. I. (2012) EHtnokul'turnye aspekty razdeleniya truda v YAkutii: sociologicheskij analiz. Vestnik SPbGU, issue12, vol. 3, pp. 256-265. (In Russ.).

Yashunskij, A. D. and Zamyatina N. YU. (2012) «Severa» kak zona rossijskoj provincii. Otechest-vennye zapiski, no. 5 (50) [online] Available at: http://www.strana-oz.ru/2012/5Zsevera-kak-zona-rosta-rossiyskoy-provincii (access date: 10.09.2017).

Submission date: 12.02.2018.

Алексеева Ирина Степановна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Адрес: 677000, Россия, г. Якутск, пр. Ленина, д. 2. Тел.: +7 (914) 227-66-72. Эл. адрес: [email protected]

Надькин Валерий Борисович — кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Адрес: 677013, Россия, г. Якутск, ул. Кулаковского, д. 42. Тел.: +7 (4112) 496853. Эл. адрес: [email protected]

Осипова Ольга Петровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Адрес: 677000, Россия, г. Якутск, пр. Ленина, д. 2. Тел.: +7 (914) 227-66-72. Эл. адрес: [email protected]

Alekseyeva Irina Stepanovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogy, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. Postal address: 2, Lenina Ave., Yakutsk, Russian Federation, 677000. Tel.: +7 (914) 227-66-72. E-mail: [email protected]

Nadkin Valeriy Borisovich, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Journalism, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. Postal address: 42, Kulakovskogo St., Yakutsk, Russian Federation, 677013. Tel.: +7 (4112) 496853. E-mail: [email protected]

Osipova Olga Petrovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogy, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. Postal address: 2, Lenina Ave., Yakutsk, Russian Federation, 677000. Tel.: +7 (914) 227-66-72. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.