УДК 130.2 + 502/504
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: БОРЬБА С ОТЧУЖДЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА?
В.О. Мельников
Пермский государственный национальный исследовательский университет
В контексте современной социокультурной ситуации и кризиса взаимодействия человека и природы, рассматривается деятельность экологических общественно-политических движений. Отмечается, что человек, являясь частью природы, ее «высшим цветом», нуждается в ней, а значит - в как можно более быстром решении проблемы ее загрязнения и разрушения. Однако при этом он до сих пор не решил ключевую собственную проблему - отчужденный характер существования в рамках антагонистических формаций. По-видимому, решение экологической проблемы невозможно без снятия этого отчуждения, а это возможно только путем консолидации и солидарности, в т.ч. в деятельности общественно-политических движений.
Ключевые слова: современная культура, экологические проблемы, человек, отчуждение.
Драматические, кризисные процессы в окружающей человека природе давно стали объектом пристального внимания ученых со всего мира. Со второй половины XX в. было немало сделано для создания ряда договоренностей и соглашений между странами, корпорациями, общественными организациями в деле предотвращения наступления экологической катастрофы. Однако значительно участившиеся в последние годы стихийные бедствия, природные катастрофы, резкие колебания климатических условий в разных частях мира и т.д. свидетельствуют о недостаточности текущих результатов борьбы человечества за свое собственное будущее. Недавно опубликованный 1300-ый страничный доклад ученых со всего мира, объединенных под эгидой ООН, подтвердил данные такого наблюдения [1]. Из доклада
© Мельников В.О., 2021 47
следует, что проблема глобального потепления отныне абсолютно доказанный факт, и, более того, - этот процесс имеет техногенную природу. Следует отметить, что составители доклада фактически признают невозможность исполнения Парижских соглашений 2015 г., где страны-участники договорились сдержать повышение температуры планеты до уровня 1,5 °С: из пяти сценариев дальнейшего развития ситуации с глобальным потеплением лишь два (не особо вероятных) позволят достичь этой цели в том или ином виде. Отсюда следует, что в будущем можно ожидать лишь увеличения числа засух, наводнений, ураганов и других природных катаклизмов, связанных с глобальным потеплением [2]. При этом, глобальное потепление - не единственная экологическая проблема: загрязнение почв, океанов, воздуха, разрушение целых экосистем и т.д. - все это ставит вопросы о возможности выживания человечества как вида.
Отсюда неизбежно проблема взаимоотношения человека и природы становится также и философской проблемой: на протяжении последних 100 лет этот вопрос разрабатывался представителями самых разных философских направлений (хотя, разумеется, о сущности связи между человеком и природой было написано немало еще со времен Античности). Представляется, что из множества точек зрения наиболее приближенной к реальности выглядит та, где человек понимается как микрокосм в макрокосме, который благодаря своей универсальной трудовой сущности, аккумулирует в себе все бесконечное развитие окружающего мира, тем самым получает возможность присоединять к своим силам бесконечные силы природы, а значит - потенциально бесконечно развиваться. Наиболее концентрированный вид эти представления получили в концепции «единого закономерного мирового процесса» (ЕЗМП), в материалистической форме разрабатываемой сначала Энгельсом [3], затем советской философией [см., напр.: 4, 5]. Сутью ЕЗМП является взгляд на развитие мира как на последовательное появление более высоких, сложных форм материи - физической, химической, биологической и, наконец, социальной, где каждая последующая аккумулирует в себе все богатство содержания предыдущих ступеней. Так, сегодня человек, как высшая форма материи, присоединил фундаментальные силы природы к своим силам -
атомная энергетика, фотоника, квантовые компьютеры, космические полеты, изменение генома и т.д. - это всё освоенные законы природы, которым человек, благодаря труду, придал предметную форму и стал использовать для удовлетворения своих потребностей. В виду же вышеуказанных тенденций нарушения гармоничного сосуществования природы и человека, процесс дальнейшего развития последнего может сопровождаться серьезными проблемами. Более того, человек - «высший цвет материи» - нуждается в поддержании нормального состояния как «невключенного низшего» (т.е. внешней природной среды для своего обитания), так и «включенного низшего» (т.е. своей внутренней биологической основы, химических процессов и физических параметров своего тела). Поскольку «неорганическое тело человека» (К. Маркс) страдает, то возникают опасения не только по поводу его развития, но и - простого воспроизводства. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» указывали, что дочеловеческой природы больше в мире не осталось [6, с. 24] - следовательно, говоря об экологическом кризисе, нужно иметь в виду, прежде всего, кризис самого человечества. Его, в свою очередь, можно представить в виде отчуждения человека от своей родовой сущности [7], когда антагонистическое общество в целом обогащается за счет содержательного обнищания каждого конкретного человека.
В отношениях человека к природе, по сути, проявляется отношение человека к самому себе: поскольку в рамках антагонистических формаций человек к другому человеку относится эксплуататорски, то и к природе он будет относиться точно также -она воспринимается как ресурс, который можно присвоить. В рамках капитализма это присвоение имеет частнособственнический характер: земля и недра, пресная вода и чистый воздух, шкуры животных и ценные породы древесины - все это и многое другое становится объектом купли-продажи. Причем, очевидно, что доступ к этому «рынку» в большей степени открыт только представителям господствующего класса. Опустынивание, эрозия почв, исчезновение сотен видов животных и растений, загрязнение воздуха, рек, океанов и т.д. - все это побочный продукт индустриального развития и возрастающего потребления, а также это раны, которые человек в перспективе наносит 49
сам себе - просто в отложенном порядке. Последнее означает, что эффект от текущего агрессивного вмешательства в природу проявится через несколько десятков лет (а по результатам вышеуказанного доклада - проявляется уже сейчас). Тот факт, что знание этого не останавливает хищнической эксплуатации природы, свидетельствует о глубочайшем уровне отчуждённости человека от самого себя, поскольку эксплуататоры фактически ухудшают жизнь своих потомков. При этом, по-видимому, не решив проблему общественной отчужденности, нельзя решить проблему отчужденности человека от природы.
Разумеется, что все более дисгармоничное их взаимодействие не могли не вызвать реакции широкой общественности -еще с XIX в. по всему миру возникают различные организации и движения экологической направленности. В основном они занимались привлечением внимания к проблемам вымирающих видов животных, загрязнению от индустриализации и т.д. С течением времени число организаций и их участников росло и сейчас можно выделить несколько ключевых направлений их деятельности. Во-первых, это просвещение: выпуск газет, журналов, с появлением интернета - фото- и видеоконтента на соответствующую тему, информационное сопровождение своей деятельности в социальных сетях, создание документальных фильмов, выходы в образовательные учреждения и т.п. Далее -это политическая деятельность: по мере развития экологических организаций и движений, они стали проходить через этап ин-ституционализации и встраивания в работу разных политических институтов. Сюда можно включить лоббирование через общественные организации определенных интересов в парламентах разного уровня, создание политических партий, проведение кампаний в СМИ и интернете с целью привлечения внимания к какой-либо проблеме и т.д. Наконец - акции «прямого действия»: митинги, пикеты, демонстрации, сидячие забастовки, палаточные лагеря на месте строительства каких-нибудь объектов и прочее. Разумеется, что самые крупные и известные экологические организации, например, «Гринпис» или «Всемирный фонд дикой природы» объединяют все эти направления в рамках своей деятельности.
При этом, анализируя историю развития экологических движений и партий (в основном - западных [см., напр.: 8, 9, 10], хотя и на Востоке есть ряд интересных феноменов [напр.: 11, с. 203-215]) можно сделать вывод, что они уже давно перестали быть «чисто экологическими». Еще начиная с последней четверти прошлого века в круг их интересов, помимо защиты окружающей среды, вошли теория и практика ненасилия, пацифизм, развитие демократии и прав человека, борьба с неравенством, противодействие неоколониализму и т.д. В совокупности эти цели и ценности были оформлены на глобальном уровне в «Глобальной хартии зеленых» в Канберре в 2001 г. [12]. В числе прочих проблем, с которыми совместно договорились бороться зеленые партии и движения на форуме, где обсуждалась эта Хартия, была также и неолиберальная форма капитализма с всевластьем транснациональных корпораций. Далеко неслучайно, что экологическое движение было активным крылом развивавшегося тогда альтерглобалистского движения. Впрочем, и сегодня экологов выдвигают как возможную основу для «перезагрузки» последнего [13]. «Зеленые» партии, особенно в Европе, задумываются и об экономике. Так, в 2009 г. объединенные «зеленые» из ряда европейских стран договорились о «Новом "зеленом" курсе» для Европы (по аналогии с «Новым курсом» Ф. Рузвельта) [10]. Проект предполагает не только решение экологических проблем посредством, например, снижения вредных выбросов в атмосферу, но и создание условий для развития «зеленой экономики», альтернативной энергетики и т.д.
В целом, можно сказать, что прогресс в более рациональном использовании природы есть: концепция «Устойчивого развития», разного рода соглашения между странами (например, «Киотский протокол» 1992 г., «Парижские соглашения» 2015 г.), переход на возобновляемые источники энергии и т.д. -все это и многое другое результат в т.ч. и деятельности движения «зеленых». Своей работой они привносят в социальную реальность общегуманистическое содержание. Будучи продуктом отчуждения человека от самого себя (через природу), они направляют свою деятельность на снятие данного отчуждения. Однако и здесь возможны разные варианты: от призывов запретить развитие технологий и вернуться всем в «лоно природы», 51
до предложений объявить всю природу достоянием всего человечества и через это распространить на нее понятие общественной, коллективной собственности. В первом случае речь идет об ограничении потенциала сущностных сил человека, во втором -с созданием стабильных, устойчивых условий для их действительного развития. К слову, первый вариант отнюдь не всегда звучит как некая архаика: например, в Германии из экологических соображений не так давно закрылась последняя АЭС - при этом эта страна всеми признается одним из лидеров технологического развития (что не отменяет сокращения потенциала развития человека, т.к. атомная энергетика - одна из передовых отраслей науки).
Отсюда и противоречивая картина: с одной стороны, несмотря на многие достижения и действительно большое количество реализованных проектов, масштабы деятельности экологических организаций и их влияние на сохранение природы не выглядят впечатляющими на фоне стремительного загрязнения планеты из-за развития капитализма. Во многом причина кроется в чисто оборонительной форме борьбы: демонстрации, подачи требований к властям и корпорациям и т.д. Несмотря на то, что большинство экологический партий и движений по идеологическому признаку следует относить к левому флангу, в лучшем случае они являются социал-демократическими в духе «реформирования капитализма при сохранении его основы». Как показывает общественно-историческая практика последних десятилетий, именно такие силы были основным проводником неолиберальных реформ в своих странах [14]. К тому же, нельзя не учитывать интересы крупного капитала в более частных случаях: очевидно, что если, к примеру, «зеленые» противодействуют разработке новых нефтяных месторождений в какой-либо стране, то это может бить по одним корпорациям, но быть на руку другим - их конкурентам.
С другой стороны, действительно можно наблюдать все большее увеличение влияния «зеленых» на политический ландшафт современности: экологическая повестка и переход к «зеленой экономике» становится центральным пунктом программы Дж. Байдена на президентских выборах в США в 2020 г. [15], эта же повестка активно обсуждается и в Китае, где предлагает-
ся решительная «экореволюция» [16], крупнейшая экологическая партия Европы - немецкая - в 2021 г. вновь увеличила свое представительство в Бундестаге до 14,8 %, что является очередным рекордом [17]. Очевидно, что надвигающаяся экологическая катастрофа привлекает к себе все большее внимание людей, вынуждая элиты прилагать усилия в данном направлении. Однако смогут ли «зеленые» действительно стать локомотивом общественных изменений в сторону снятия отчужденного характера человеческого существования? Во многом это зависит от низовой активности масс. Уже сейчас можно наблюдать как раздельный сбор мусора, правильная утилизация опасных бытовых отходов (например, батареек), отказ от пластика и т.д. постепенно охватывает все большее количество людей в разных странах. Вопрос состоит в том, получится ли этим людям перейти от «теории малых дел» к практике глобального переустройства всего человеческого общества? Ведь как мы уже поясняли в начале статьи, кризис во взаимоотношениях между человеком и природой - это в первую очередь кризис отношений между людьми, а его корни лежат в отчужденном характере труда, преобладании частной формы собственности на средства производства и т.д. до чего «зеленые» обычно не добираются. Тем не менее, сам ход исторического процесса, развитие производительных сил, текущая социальная реальность подталкивают людей к поиску причин своих проблем и путей их решения. Это означает, что всем прогрессивным организациям, движениям, партиям и т.д. (включая «зеленых») придется меняться, чтобы и дальше выполнять свою общественную функцию - объединять, консолидировать, организовывать. В позитивном сценарии будущего, радикализация масс приведет к большему их вниманию к экономическим вопросам своего бытия, борьбе за выстраивание гуманистичной системы общественного производства. Если такое произойдет, то это будет означать возвращение человека к самому себе, т.е. снятие отчужденного характера его существования. Это будет сопровождаться одновременно как всплеском активности, так и окончательным отказом от общественно-политических движений.
Библиографический список
1. Climate Change 2021: The Physical Science Basis. Contribution of Working Group I to the Sixth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change / ed. by V. Masson-Delmotte,
P. Zhai, A. Pirani et al.; Intergovernmental Panel on Climate Change. 2021. 36 p.
2. Глобальное потепление связано с деятельностью человека и происходит с беспрецедентной скоростью / ООН. 2021. 9 авг. URL: https://news.un.org/ru/story/2021/08/1407862 (Дата обращения: 20.09.2021)
3. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1961. Т. 20. С. 339-626.
4. Орлов В.В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1974. 397 с.
5. Кедров Б.М. О соотношении форм движения материи в природе // Вопросы философии. 1959. № 4. C. 44-56.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М.: Политиздат, 1988. 590 с.
7. Мельников В.О. Отчужденный характер сущности человека как основное содержание кризиса современной цивилизации // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 4. С. 541-551. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-4-541-551
8. Ровинская Т.Л. История "зеленого движения" в США: опора на гражданское общество // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61, № 11. С. 43-56. DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2017-61-11-43-56
9. Ровинская Т.Л. «Зеленые» в Европе: поступательный рост // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 12.
С. 58-71.
10. Матвеева Е.В. Институционализация экологических движений Европы: от появления общественных организаций до политических партий // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 413. С. 129-137. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/413/20
11. Экологические проблемы стран Азии и Африки / под ред. Д.В. Стрельцова и Р.А. Алиева. М.: Аспект Пресс, 2012. 271 с.
12. Глобальная хартия зеленых. URL: https://web.archive.org/web/20071012081813/http://www.global.gree ns.org.au/charter.htm (дата обращения: 20.09.2021).
13. ХахалеваЮ.Р., БагликоваМ.С. Экологический вектор антиглобализма как платформа для "перезагрузки" антиглобалистского
движения // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2020. Т. 2, № 12-1. С. 259-263.
14. Кагарлицкий Б.Ю. Между классом и дискурсом. Левые интеллектуалы на страже капитализма. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. 280 с.
15. Суховерков К. «Новый зеленый курс» vs план Дж. Байдена / РСМД. 2021. 9 фев. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/ecology/novyy-zelenyy-kurs-vs-plan-dzh-baydena/ (дата обращения: 20.09.2021).
16. Беляев Д. «Зеленый» разворот. Какой будет экореволюция Китая? // ТАСС. 2020. 30 сент. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9580515 (дата обращения: 20.09.2021).
17. Вишнякова В. Будущий канцлер Германии попал в зависимость от либералов и «Зеленых» Лидер победившей на выборах партии не возглавит правительство без согласия партнеров по коалиции // РБК. 2021. 27 сент. URL:
https://www.rbc.ru/politics/27/09/2021/61514e339a794706aad053b5 (дата обращения 20.09.2021).
ENVIRONMENTAL SOCIAL AND POLITICAL MOVEMENTS: STRUGGLE AGAINST HUMAN ALIENATION?
V.O. Melnikov
Perm State University
The article examines the activities of ecological socio-political movements in the context of the contemporary socio-cultural situation of crisis of interaction between human and the nature. It is noted that the humanity being a part of the nature needs it and therefore in the fastest possible solution to the problem of its pollution and destruction. However at the same time human still has not solved own key problem that is the alienated nature of existence within the framework of antagonistic formations. Apparently the solution to the environmental problem is impossible without removing this alienation and this is possible only throw consolidation and solidarity including within the framework of the activities of social and political movements.
Keywords: contemporary culture, environmental problems, sociopolitical movements, capitalism, human, alienation.