Научная статья на тему 'Экологические объекты предприятий и их отражение в бухгалтерской отчетности'

Экологические объекты предприятий и их отражение в бухгалтерской отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5167
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЧЕТ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ENVIRONMENTAL ACCOUNTING / FINANCIAL ACCOUNTING / NATURE CONSERVATION ACTIVITIES / ENVIRONMENTAL FACILITIES / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сисина Надежда Николаевна

В статье исследована актуальность экологического учета и отчетность предприятий-природопользователей в процессе совершенствования методологии и методики бухгалтерского учета. Рассмотрены основные положения Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», даны их инновационные характеристики. Проанализированы Положение по бухгалтерскому учету № 24 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», Положение по бухгалтерскому учету № 4 «Бухгалтерская отчетность организации» с целью выявления проблем отражения экологических объектов в системе счетов бухгалтерского учета. Особое внимание уделено подробному рассмотрению рекомендаций, отраженных в письме Министерства финансов Российской Федерации № ПЗ-7/2011 «О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации». Обоснована необходимость разработки и принятия Положения по бухгалтерскому учету «Учет природоохранной деятельности» с целью законодательного регулирования экологического учета экономических субъектов, осуществляющих мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL FACILITIES OF ENTERPRISES AND THEIR REFLECTION IN FINANCIAL STATEMENTS

The paper studies the importance of environmental accounting and reporting by enterprises that use natural resources and the process of improving the methodology of accounting. The author examines the Federal law of 06.12.2011 № 402-FZ "On accounting" and studies its innovative features, analyses the law on accounting № 24 "Accounting for the development of natural resources", the regulation on accounting № 4 "Accounting for organizations" in order to identify the problems of reflecting environmental objects in the system of accounts. Particular attention is paid to the detailed consideration of the recommendations put forward in the letter of the ministry of finance of the Russian Federation № PZ-7/2011 "On accounting, formation and disclosure of information on the environmental activities of organizations in accounting records". Necessity of the development and adoption of "Accounting for environmental protection" regulation related to legislative regulation of environmental accounting and economic entities engaged in activities to protect the environment and natural resources.

Текст научной работы на тему «Экологические объекты предприятий и их отражение в бухгалтерской отчетности»

удк 657.1 Надежда Николаевна Сисина,

кандидат экономических наук, n.sisina@mail.ru Санкт-Петербургский государственный

университет экономики и финансов

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

В статье исследована актуальность экологического учета и отчетность предприятий-природопользователей в процессе совершенствования методологии и методики бухгалтерского учета. Рассмотрены основные положения Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», даны их инновационные характеристики. Проанализированы Положение по бухгалтерскому учету № 24 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», Положение по бухгалтерскому учету № 4 «Бухгалтерская отчетность организации» с целью выявления проблем отражения экологических объектов в системе счетов бухгалтерского учета. Особое внимание уделено подробному рассмотрению рекомендаций, отраженных в письме Министерства финансов Российской Федерации № ПЗ-7/2011 «О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации». Обоснована необходимость разработки и принятия Положения по бухгалтерскому учету «Учет природоохранной деятельности» с целью законодательного регулирования экологического учета экономических субъектов, осуществляющих мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Ключевые слова: экологический учет, бухгалтерская отчетность, природоохранная деятельность, экологические объекты, устойчивое развитие.

N.N. Sisina

ENVIRONMENTAL FACILITIES OF ENTERPRISES AND THEIR REFLECTION IN FINANCIAL STATEMENTS

The paper studies the importance of environmental accounting and reporting by enterprises that use natural resources and the process of improving the methodology of accounting. The author examines the Federal law of 06.12.2011 № 402-FZ "On accounting" and studies its innovative features, analyses the law on accounting № 24 "Accounting for the development of natural resources", the regulation on accounting № 4 "Accounting for organizations" in order to identify the problems of reflecting environmental objects in the system of accounts. Particular attention is paid to the detailed consideration of the recommendations put forward in the letter of the ministry of finance of the Russian Federation № PZ-7/2011 "On accounting, formation and disclosure of information on the environmental activities of or-

♦--------------------------------------------------------------------------------------------------------------♦

ganizations in accounting records". Necessity of the development and adoption of "Accounting for environmental protection" regulation related to legislative regulation of environmental accounting and economic entities engaged in activities to protect the environment and natural resources.

Keywords: environmental accounting, financial accounting, nature conservation activities, environmental facilities, sustainable development.

Актуальность экологического учета и отчетности в рамках процесса совершенствования методологии и методики бухгалтерского управленческого и налогового учета обусловлена необходимостью:

- получения объективных оценок, отражающих размеры инвестиций и объемы затрат на осуществление природоохранных мероприятий предприятия-природо-пользователя;

- обеспечения контроля за выполнением экологоэкономических и социальных программ предприятия;

- создания информационной базы экономического анализа устойчивого развития предприятия;

- обоснования экологических элементов учетной, финансовой, инвестиционной, социальной и налоговой политики предприятия;

- выбора приоритетных направлений развития природоохранной деятельности предприятия в рамках ограниченности его ресурсов;

- увязки результатов деятельности предприятия с его затратами, в том числе на природоохранную деятельность.

В основе системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности лежит Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Действие этого закона заканчивается 31 декабря 2012 г., а с 1 января 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Новый закон более четко по сравнению с законом № 129-ФЗ выделяет в самостоятельные объекты регулирования единые требования к бухгалтерскому учету и в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Он дает иное определение бухгалтерскому учету как деятельности по формированию документированной систематизированной информации об объектах и составлению на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Иными словами, бухгалтерские записи, классификация объектов учета и их оценка создают информацию для отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности для заинтересованных пользователей.

В новом законе важна новация, касающаяся определения объекта учета. Это не имущество, обязательства и их движение, а объекты, которые формируются в результате учета хозяйственных операций и иных фактов. Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта по новому закону (гл. 2, ст. 5) являются факты хозяйственной деятельности, активы и обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы и расходы, иные объекты. Документы регулирования бухгалтерского учета по новому закону (гл. 3, ст. 21): федеральные стандарты; отраслевые стандарты; рекомендации в области бухгалтерского учета; стандарты экономического субъекта. Федеральные и отраслевые стандарты в соответствии с новым законом являются обязательными к применению.

Учет природоохранной деятельности в целях устойчивого развития в действующих и принятых к действию

в ближайшей перспективе нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности прописан недостаточно для решения всех вопросов управления природоохранной деятельностью.

Из 24-х Положений по бухгалтерскому учету только одно непосредственно регулирует учет экологического объекта затрат на освоение природных ресурсов пред-приятий-пользователей недр. Это Положение по бухгалтерскому учету № 24 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2011 г. № 125н (далее - ПБУ 24/2011), которое вступает в силу начиная с отчетности за 2012 г. При разработке данного ПБУ 24/2011 были учтены правила МСФО 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых».

ПБУ 24/2011 обязаны применять предприятия-недропользователи для обособления трех видов затрат:

1) поисковые;

2) на добычу полезных ископаемых;

3) на организацию работ по получению лицензии.

ПБУ 24/2011 в целях совершенствования бухгалтерского учета:

- устанавливает порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности предприятий-недропользователей информации о поисковых затратах;

- дает возможность предприятиям-недропользова-телям признавать поисковые затраты поисковыми активами;

- позволяет в рамках учетной политики предприятия подтверждать коммерческую целесообразность добычи или признавать бесперспективность добычи полезных ископаемых на участке недр.

Положение по бухгалтерскому учету « Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 г. № 43н в редакции приказов Минфина России от 18.09.2006 г. № 115н, от 08.11.2010 г. № 142н содержит отдельный раздел «VIII. Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности», в котором указано, что организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В дополнительной информации раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация. При раскрытии дополнительной информации, например, природоохранных мероприятий приводятся основные проводимые и планируемые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень вложений долгосрочного характера и доходности

в отчетном году, характеристику финансовых последствий для будущих периодов, данные о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы, текущих расходов по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.

Бухгалтерская отчетность экономических субъектов, начиная с отчетности за 2011 г., в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - Приказ 66н) с изменениями, внесенными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.10.2011 г. № 124н «О внесении изменений в формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 г. № 66» (далее

- Приказ 124н), включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. В состав приложений включены отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, а также о целевом использовании полученных средств для общественных организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Пунктом 3 Приказа 66н установлено право предприятий самостоятельно определять детализацию показателей по статьям отчетов.

Только в одном из перечисленных документов - бухгалтерском балансе - нашли отражение два экологических показателя в разделе «Внеоборотные активы» для предприятий-недропользователей:

- нематериальные поисковые активы;

- материальные поисковые активы.

В связи с этим весьма значимым документом в развитии бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для целей устойчивого развития является, на наш взгляд, Письмо Министерства финансов Российской Федерации № ПЗ-7/2011 «О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации». Это письмо значительно расширило границы информации предприятий об экологической деятельности, формируемой в рамках бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В преамбуле настоящего письма Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (далее - Департамент), сообщил, что настоящим письмом обобщены текущие вопросы, которыми обеспокоены хозяйствующие субъекты в отношении формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности затрат и результатов их природоохранной деятельности.

Ссылаясь на Положение по бухгалтерскому учету № 4 «Бухгалтерская отчетность организаций», утвержденное Приказом Министерства финансов Российской организации от 06.07.1999 г. № 43н (ПБУ 4/99), законодатель напоминает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, ее финансовых результатах и их изменениях. Поэтому при выявлении недостаточности данных для формирования полного представления о финансовом положении предприятия, его финансовых результатах и их изменениях предпри-

ятие в формируемую бухгалтерскую отчетность должно включать соответствующие дополнительные показатели и пояснения. В этой связи Департамент в п. 2 преамбулы письма указывает: «С целью повышения прозрачности и качества информации о деятельности организации в сфере рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, особенно существенной для организаций, оказывающих на состояние окружающей среды как положительное, так и отрицательное воздействие, в годовую бухгалтерскую отчетность организации включаются дополнительные показатели и пояснения в отношении экологической деятельности организации» (Положение по бухгалтерскому учету № 24 «Учет затрат на освоение природных ресурсов»). Такая информация раскрывается в бухгалтерской отчетности, если она может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на базе бухгалтерской отчетности, т.е. существенна. Раскрытие такой информации происходит в соответствии с нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые регулируют раскрытие информации о капитальных вложениях и текущих расходах, источниках их покрытия, об имуществе организации (активах) и ее обязательствах.

В первом разделе письма Департамент дает перечень капитальных вложений организаций, которые связаны с его экологической деятельностью. К ним предлагается относить затраты:

- на строительство сооружений по охране атмосферного воздуха от загрязнения веществами и предотвращению изменения климата (газопылеулавливающих установок и устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом их в атмосферу; автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха; установок по производству электроэнергии на базе альтернативных источников (ветровой и солнечной энергии, биогаза, терминальных вод и др.);

- водоохранные и другие сооружения по сбору и очистке сточных вод;

- строительство установок по обезвреживанию, компостированию, переработке отходов производства и потребления;

- строительство противоэрозионных гидротехнических, противоселевых, противооползневых, противола-винных, противообвальных, включая береговые, сооружений; террасирование крутых склонов; рекультивацию земель; оборудование по контролю за загрязнением почвы и подземных вод; другие мероприятия по защите и реабилитации земель, поверхностных и подземных вод;

- возведение объектов, направленных на защиту окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия (экраны, щиты, перегородки, насыпи, изгороди);

- мероприятия по обеспечению радиационной безопасности окружающей среды, направленные на сокращение или предотвращение воздействия радиоактивных веществ на окружающую среду, реабилитацию загрязненных территорий, обезвреживание и захоронение средне- и высокорадиоактивных отходов и др.;

- проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования,

♦---------------------------------------------------

установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоохранной технологии, средств защиты природных объектов от негативных антропогенных воздействий на окружающую среду (п. 3).

Формирование в бухгалтерском учете отчетности названных затрат должно осуществляться в рамках действующего плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94н, а также в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации от 30.03.2001 г. № 26н и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2010 г. № 91 н.

Для организации аналитического учета затрат на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» Департамент выражает мнение о целесообразности обособления учета капитальных вложений в экономические объекты. «При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на: строительные работы и реконструкцию, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, прочие капитальные вложения, связанные с экологической деятельностью»,

- отмечается в письме.

Отражение затрат по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с экологической деятельностью, должно осуществляться в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденные Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. № 115н. Нематериальные активы экологического характера принимаются к учету на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина России от 27.12.2007 г. № 153н. В п. 7 первого раздела «Капитальные вложения» Письма № ПЗ-7/2011 Департамент определяет информацию и необходимость ее отражения в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в соответствии с прил. 3 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности». К ней отнесена следующая информация:

- о приобретении (создании) объектов, связанных с экологической деятельностью (в пояснениях о движении нематериальных активов, результатов НИОКР, основных средств в течение отчетного года по основным группам);

- о модернизации основных средств для совершенствования технологии и организации производства, улучшения качества продукции в ходе модернизации производственного (технологического) процесса, внедрения и освоения новых технологий производства, повышающих экологическую безопасность (в пояснениях об изменениях стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции).

В связи с этим построение аналитического учета капитальных вложений должно обеспечивать формирование перечисленной и иной дополнительной информации, определяемой организацией, по объектам, связанным с экологической деятельностью.

---------------------------------------------------♦

Во втором разделе «Текущие расходы» анализируемого письма определен состав текущих экологических расходов. К ним отнесены расходы:

- на содержание и эксплуатацию объектов основных средств, связанных с экологической деятельностью, и их ремонт;

- сырье, материалы, топливо и электроэнергию, используемые при эксплуатации объектов, связанных с экологической деятельностью;

- содержание персонала, обслуживающего объекты, связанные с экологической деятельностью;

- рентные (лизинговые) платежи, платежи по страхованию, касающиеся сооружений и оборудования, связанные с экологической деятельностью;

- сбор, хранение (захоронение) и переработку (обезвреживание), уничтожение, размещение отходов производства и потребления собственными силами;

- организацию самостоятельного контроля за вредным воздействием на окружающую среду и мониторинговые мероприятия, научно-технические исследования, управление экологической деятельностью в организации;

- текущие мероприятия по сохранению и восстановлению качества окружающей среды, нарушенной в результате ранее проводившейся хозяйственной деятельности;

- обязательное страхование гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

- осуществление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- прочие текущие мероприятий по снижению вредного воздействия на окружающую среду и предотвращению изменения климата (п. 8).

Расходы по содержанию и эксплуатации экологических объектов, в том числе оборудования, рекомендуется включать в соответствующие статьи расходов по обычным видам деятельности (амортизация основных средств, оплата труда и отчисления на социальное страхование и др.). В случае существенности этих расходов Департамент определяет возможность выделения статьи «Экологические мероприятия» либо непосредственно в отчете о прибылях и убытках, либо в пояснениях к нему.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусмотрено уточнение содержания субъектов бухгалтерского учета, их исключение и объединение, а также введение новых исходя из экономических реалий экономического субъекта. В этой связи идет речь о том, что «обособление в учете расходов, связанных с выплатами за сверхнормативные сбросы, выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, обеспечивает получение необходимой информации для отражения в бухгалтерском учете постоянных разниц в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. № 114н» (п. 10).

Информация об экологических штрафах и выплатах по искам за нарушение экологического законодательства отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Группировка экологических затрат по видам и месту их возникновения, подчеркивает Департамент, осуществляется природопользователями в соответствии с по-

рядком ведения аналитического учета текущих расходов, который предприятия разрабатывают самостоятельно в рамках действующего законодательства по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности.

В третьем разделе Письма № ПЗ-7/2011 «Оценочные обязательства» законодатель устанавливает порядок отражения экономических обязательств. Пункт 13 третьего раздела гласит: «Положением по бухгалтерскому учету “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы” (ПБУ 8/2010), утвержденным Приказом Минфина России от 13.12.2010 г. № 167н, предусмотрено включение в стоимость актива величины оценочного обязательства при его признании». В связи с этим первоначальная стоимость всех потенциально опасных для экологии основных средств при их приобретении, создании, реконструкции или модернизации должна включать признанную величину оценочного обязательства по восстановлению нарушенной экологической системы, отражающую наиболее достоверную денежную оценку затрат, необходимых для расчетов по этому обязательству, по состоянию на отчетную дату (например, на возмещение затрат, которые организация, как ожидается, понесет при исполнении оценочного обязательства при демонтаже объекта основных средств и восстановлении природных ресурсов на занимаемом им участке).

При отсутствии оснований для включения величины оценочного обязательства, связанного с экологической деятельностью, в стоимость актива эта величина относится, исходя из Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, словные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), на расходы по обычным видам деятельности (например, расходы на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий) или на прочие расходы (например, обязательства по искам в возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде) (п. 13).

Для учета оценочных обязательств используется счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Раскрытие оценочного обязательства в бухгалтерской отчетности в случае его существенности осуществляется на основе «величины, по которой оценочное обязательство отражено в бухгалтерском балансе организации, на начало и конец отчетного периода; сумма оценочного обязательства в связи с ростом его приведенной стоимости за отчетный период (проценты) с выделением информации, связанной с обязательствами по восстановлению нарушенной экологической системы» (п. 15).

Четвертый раздел настоящего письма посвящен финансированию экологической деятельности. Резервирование и использование соответствующих экологических средств предприятия может быть осуществлено в аналитическом учете и счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». В этом случае речь идет о собственных источниках финансирования мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также их восстановлению и воспроизводству. Правила принятия экологических расходов к учету и их признания установлены соответствующими положениями по бухгалтерскому учету и должны применяться в общем порядке.

Но экологическая деятельность предприятия может финансироваться и из внешних источников (например, государственная помощь, займы и кредиты, экологические пожертвования и др.). В случае с государственной

формой финансирования природоохранной деятельности экономических субъектов Департамент отмечает: «Раскрытие в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой организациям на экологическую деятельность (экологический контроль; сбор, удаление отходов и очистка сточных вод; охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды; другие вопросы в области охраны окружающей среды), регулируются Положением по бухгалтерскому учету “ Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 г. № 92н.

На основе организованного соответствующим образом аналитического учета в составе информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности в соответствии с указанным Положением, организацией раскрывается дополнительная информация о видах государственной помощи, полученной на экологическую деятельность» (п. 17, абз. 2).

Если экологическая деятельность предприятия осуществляется с привлечением кредитов и займов, то в системе счетов бухгалтерского учета природопользова-теля, по мнению законодателя, следует обособлять такого вида заимствования по срокам и видам. Для раскрытия этой информации законодатель указывает, что «в составе информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций, получении отсрочек и рассрочек оплаты от поставщиков), раскрываемой в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Учет расходов по займам и кредитам” (ПБУ 15/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 107н, дополнительно раскрывается информация о заемных средствах, полученных на осуществление экологической деятельности.

Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и/или изготовлением инвестиционного актива, связанного с экологической деятельностью, включаются в стоимость этого актива.

При раскрытии в бухгалтерской отчетности информации о суммах процентов, причитающихся к оплате заимодавцу (кредитору), подлежащих включению в стоимость инвестиционных активов, дополнительно раскрывается информация об указанных расходах в рамках проектов, связанных с экологической деятельностью» (п. 18, абз. 2).

Для обособления хранения целевых экологических средств при получении их на счет в банке в бухгалтерском учете следует использовать счет 55 «Специальные счета в банках», к которому можно открывать субсчета первого и второго порядка. В отчете о движении денежных средств раскрывается информация о денежных средствах на экологическую деятельность либо по инвестиционной, либо по текущей деятельности в зависимости от того, создается или нет экологический объект.

Важным, на наш взгляд, является также пятый раздел Письма № ПЗ-7/2011 «Прочая информация об экологической деятельности». Законодатель рекомендует экономическим субъектам раскрывать информацию о факторах, препятствующих осуществлению экологической деятельности (недостаток собственных денежных

♦--------------------------------------------------

средств, невозможность привлечь кредиты или займы, высокая стоимость инноваций, сложность оценки последствий загрязнения окружающей среды и т.п.). Это весьма существенная информация как для инвесторов внутри страны, так и для зарубежных партнеров при принятии решений инвестиционного и инновационного характера.

В качестве дополнительной информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, законодатель рекомендует приводить следующие сведения:

- перечень основных проводимых и планируемых организацией мероприятий и характеристика финансовых последствий для будущих периодов;

- данные, содержащиеся во внутренней отчетности организации, формирующей систему экологической информации.

Рассмотренные положения Письма Министерства финансов Российской Федерации № ПЗ-7/2011 «О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организаций» являются значительным шагом в продвижении вопросов реформирования бухгалтерского учета предприятий-природопользователей в интересах устойчивого развития. Однако следует отметить, что прописанные в документе алгоритмы и правила, на наш взгляд, целесообразно объединить в Положение по бухгалтерскому учету, которое будет носить характер обязательного к исполнению. Возможно и формирование

------------------------------------------------♦

отдельной самостоятельной формы бухгалтерской отчетности о природоохранной деятельности в рамках национального законодательства. В этой связи представляет интерес предлагаемая С.В. Козельской подробная форма бухгалтерской экологической отчетности предприятий-природопользователей [1]. Эта форма состоит из 12 разделов, подробно раскрывающих информацию о природоохранной деятельности, что позволит проводить анализ динамики, структуры и объема экологических затрат; выделять приоритетные направления проводимых экологических мероприятий и оценивать степень их значимости для организации.

Возможно предлагаемая форма бухгалтерской экологической отчетности и актуальна в настоящее время, однако для целей устойчивого развития такая отчетность не может быть признана актуальной без социальной составляющей, ведь экологический результат существенно влияет на социальное положение. Решение этого и ряда других вопросов формирования информации в рамках задач устойчивого развития возможно в рамках Глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative - GRT).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Козельская С.В. Особенности отражения экологических затрат в отчетности // Вестник СГСЭУ. 2011. № 1 (35).

2. Сисина Н.Н. Учетно-аналитическое и контрольное обеспечение природоохранной деятельности экономических субъектов для целей их устойчивого развития. СПб.: Астерион, 2012.

удк 657.371 Михаил Владимирович Фофанов,

преподаватель кафедры

шё&ш fofanov-m@yandex.ru бухгалтерского учета,

^ СГСЭУ

ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУБЪЕКТАМИ СТРАН ЕС И США

В статье рассматривается порядок подготовки, проведения и учета результатов инвентаризации в некоторых странах Европы и США. Дается описание нескольких видов проверок, пока не получивших широкого распространения в России, но часто применяемых в западном учете, - в частности, организации системы непрерывной инвентаризации. Приведены некоторые особенности учета запасов. В проведении инвентаризации аудитор рассматривается как независимая сторона, заинтересованная в точных сведениях о качественном и количественном состоянии имущества. Результаты исследования могут быть использованы государственными и коммерческими предприятиями для совершенствования подхода к контролю фактического состояния объектов учета, изменения и оптимизации процедуры проведения инвентаризации.

Ключевые слова: инвентаризация, запасы, товары, аудит, инструкции, Европа, США.

M.V. Fofanov

THEORETICAL AND PR ACTICAL ASPECTS OF INVENTORY ACCOUNTING IN EUROPE AND USA

The paper describes preparation, conduct and accounting of inventory in European countries and the U.S. The author describes several different types of audits, that are not yet widely available in Russia but are often used in the West, in particular, organization of the perpetual inventory system. Some specific features of inventory accounting are given. An auditor is considered as an independent party interested in accurate information on the qualitative and quantitative state of the property. The results can be used by government and commercial enterprises to improve the approach to controlling the procedures of accounting, changing and optimization of inventory.

Keywords: inventory, stocks, commodities, audit, instructions, Europe, USA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.