Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CLIMATE CHANGE / ECONOMIC DAMAGE / ENERGY EFFICIENCY / RENEWABLE ENERGY SOURCES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Исаджанов А.А.

В статье рассмотрены особенности устойчивого развития Узбекистана в условиях изменения климата, повышению энергоэффективности и развитию возобновляемых источников энергии, развитию энергосберегающей экономики. Показан экономический ущерб от негативных последствий изменения климата для отраслей экономики страны. Значительное внимание уделено участию Узбекистана в международных экологических программах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL ASPECTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN UZBEKISTAN

The article discusses the features of sustainable development of Uzbekistan in the context of climate change, energy efficiency and development of renewable energy sources, the development of an energy-saving economy. It shows the economic damage caused by the negative effects of climate change on the country's economic sectors. Considerable attention is paid to Uzbekistan's participation in international environmental programs.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА»

УДК 330: 502 (572.1)

DOI 10.46566/2225-1545_2020_73_671

Исаджанов А.А., д.э.н., доцент

доцент

Международная исламская академия Узбекистана

Узбекистан, г. Ташкент

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

УЗБЕКИСТАНА

Аннотация: В статье рассмотрены особенности устойчивого развития Узбекистана в условиях изменения климата, повышению энергоэффективности и развитию возобновляемых источников энергии, развитию энергосберегающей экономики. Показан экономический ущерб от негативных последствий изменения климата для отраслей экономики страны. Значительное внимание уделено участию Узбекистана в международных экологических программах.

Ключевые слова: устойчивое развитие, изменение климата, экономический ущерб, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии.

Isadjanov A. A., doctor of economics, associate professor

associate professor International Islamic Academy of Uzbekistan

Uzbekistan, Tashkent

ENVIRONMENTAL ASPECTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN

UZBEKISTAN

Annotation: The article discusses the features of sustainable development of Uzbekistan in the context of climate change, energy efficiency and development of renewable energy sources, the development of an energy-saving economy. It shows the economic damage caused by the negative effects of climate change on the country's economic sectors. Considerable attention is paid to Uzbekistan's participation in international environmental programs.

Key words: sustainable development, climate change, economic damage, energy efficiency, renewable energy sources.

В Республике Узбекистан основополагающими принципами реформирования экономики являются принципы устойчивого развития в рамках которых осуществляется сочетание рыночных механизмов с природоохранной и социальной политикой. Экологическая политика республики направлена на осуществление перехода от охраны отдельных элементов природы ко всеобщей охране экологических систем, гарантированию оптимальных параметров среды обитания человека и гармонизации взаимосвязи с механизмами развития отраслей экономики [1].

Это во многом связано со специфическими климатическими и географическими особенностями Узбекистана, его уникальными экосистемами и окружающей средой, приоритетами инновационной политики, направленной на сокращение энергоёмкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере.

Особое внимание уделяется разработке и внедрению национальной политики по повышению энергоэффективности и развитию возобновляемых источников энергии, развитию энергосберегающей и низкоуглеродной индустрии, адаптации к изменениям климата. Приоритетное внимание уделяется модернизации системы мониторинга окружающей природной среды, позволяющей принимать комплексные решения имеющихся проблем.

В Исламской декларации о глобальном изменении климата отмечается, что изменения климата являются разрушительными и несут серьёзную опасность для жизни на нашей планете [2]. Глава Банка Англии Марк Карни (М. Carney) назвал изменение климата «трагедией» [3]. По мнению Бенуа Боске, директора департамента Всемирного банка по вопросам окружающей среды и природных ресурсов, необходим постоянный анализ возможного ущерба, связанных с климатическими изменениями, которые могут нанести основным отраслям экономики (водоснабжение, энергетика, сельское и лесное хозяйство, транспорт) [4].

В настоящее время экономический ущерб от негативных последствий изменения климата составляет порядка 1,3% общего ВВП стран Центральной Азии, а к 2050 году может вырасти до 5% регионального ВВП [5]. По данным межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии, обеспеченность водой в регионе к 2040 году может снизиться почти на 25%.

Всемирный банк предоставил наивысший уровень уязвимости для четырех из пяти стран Центральной Азии среди 28 стран Европы, Кавказа и Центральной Азии. Кроме того, согласно различным сценариям изменения климата для стран Центральной Азии уже к 2030-2050 года ожидаемое повышение температуры по цепочке приведет к серьезным последствиям для жизни людей и экосистем [6].

Так, изменение климата приведет в сельском хозяйстве к сокращению урожая от 20% до 50% к 2050 году, снижению водоснабжения, усилению распространения болезней, вызванных пылевыми бурями, опустыниванием, тепловым стрессом и экстремальными метеорологическими явлениями [7]. В Глобальном индексе климатического риска Казахстан занял 67 место, Кыргызстан - 52, Таджикистан - 107, Узбекистан - 124 место [8].

Узбекистан относится к числу стран, наиболее уязвимых к изменению климата. Прогнозируется, что в 2030—2050 годах температура воздуха в регионе Центральной Азии может возрасти еще на 1,5-3 градусов. Здесь наибольшее повышение температуры воздуха ожидается в Приаралье, поскольку из-за высыхания Арала там также идут специфические местные климатические изменения [9].

В рамках обеспечения устойчивого развития и решения экологических проблем, Узбекистан осуществляет комплексные меры на глобальном, региональном и национальном уровнях. Узбекистан подписал Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК) в 1993 в качестве стороны, ратифицировал Киотский протокол в 1999 году. Правительство делегировало обязанности и обязательства, связанные с реализацией РКИК ООН в Узбекистане Центру гидрометеорологической службы при Кабинете Министров Республики Узбекистан (УзГидромет). Значительная работа был проделана в рамках реализации Целей развития тысячелетия (2000-2015 гг.).

Узбекистан 14 октября 2019 года, присоединился к Картахенскому протоколу по биобезопасности Конвенции о биологическом разнообразии (Монреаль, 29 января 2000 года). Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев выступая на пятом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии отмечал, что серьезным вызовом безопасности и устойчивому развитию являются обостряющиеся экологические угрозы [10]. По инициативе Узбекистана при ООН создан Многопартнерский трастовый фонд для мобилизации донорских средств и реализации конкретных проектов в Приаралье.

Узбекистан ратифицировал Парижское соглашение по климату в 2018 году. Страна взяла на себя добровольные количественные обязательства по снижению углеродоемкости ВВП (удельных выбросов парниковых газов на единицу ВВП) и приспособлению к изменению климата. Как известно, Парижское соглашение требует от страны ведения отчетов по инвентаризации источников антропогенных выбросов парниковых газов и оценке результативности мер смягчения, а также национальных сообщений об изменении климата.

Узгидромет является ответственной организацией по выполнению обязательств по РКИК ООН и Парижского соглашения. Ранее Узгидрометом были подготовлены первое (1999 год), второе (2008 год) и третье национальные сообщения об изменении климата (2016 год). С 2019 года началась подготовка четвертого национального сообщения. В 2021 году предусмотрена подготовка первого двухгодичного отчета по инвентаризации и оценке результативности мер смягчения и кадастр источников выбросов парниковых газов за 1990-2018 годы.

Значительная работа проводится в сфере создания возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В Узбекистане более 300 солнечных дней в году. Потенциал солнечной энергии, по оценкам экспертов Азиатского банка развития, составляет около 51 млрд тонн нефтяного эквивалента [11]. Чтобы его реализовать, страна взяла курс на использование возобновляемых источников энергии: не только солнечной, но и энергии, получаемой с помощью ветра, водных потоков, биогазовых установок и т. д. С 1 января все новые здания обязаны оснащать солнечными водонагревательными установками для горячего водоснабжения. Владельцы домов, использующие альтернативные источники энергии освобождаются от обложения налогом на имущество физических лиц и земельного налога с физических лиц на три года.

В рамках соглашения между Узбекистаном и Международной финансовой корпорацией (ГР^ о консультационных услугах будет развиваться государственно-частное партнерство с целью привлечения частных инвесторов для финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации солнечных электростанций в Узбекистане.

Реализация программ модернизации и технического перевооружения топливного-энергетического комплекса и обеспечение глубокой переработки минерально-сырьевых ресурсов, в том числе и за счет создания атомной энергетики потребовали коренной реорганизации системы обеспечения промышленной безопасности страны.

В целях реализации единой государственной политики и осуществления контроля в сфере обеспечения радиационной и ядерной безопасности на объектах атомной энергетики, а также в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах образован Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан (Указ Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2018 года № УП-5594).

В целом, на долю возобновляемых источников энергии, вырабатываемых в основном гидроэлектростанциями, в настоящее время приходится 10 процентов от общего объема производимой электрической энергии в стране. В целях создания благоприятных условий для производителей энергии из возобновляемых источников энергии, производителей установок возобновляемых источников энергии, а также осуществляющих инвестиционную, научно-исследовательскую деятельность в области использования возобновляемых источников энергии и оказания государственной поддержки принят закон Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии» [12].

В соответствие со статьей 14 Закона производители энергии из возобновляемых источников энергии имеют ряд льгот и преференций, в частности, они освобождаются от уплаты налога на имущество за установки возобновляемых источников энергии и земельного налога по участкам, занятым этими установками (номинальной мощностью 0,1 МВт и более), сроком на десять лет с момента ввода их в эксплуатацию.

Вместе с тем, производители установок возобновляемых источников энергии освобождаются от уплаты всех видов налогов сроком на пять лет с даты их государственной регистрации.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2019 года № 4422 «Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии» предусмотрены ряд мер [13]. С 1 января 2020 года физическим лицам предоставляются компенсации в размере 30 процентов расходов на приобретение солнечных фотоэлектрических станций, солнечных водонагревателей, а также энергоэффективных газогорелочных устройств. Сумма компенсации составляет не более 3 миллионов сумов — для солнечных фотоэлектрических станций, 1,5

миллионов сумов — для солнечных водонагревателей, 200 тысяч сумов — для газогорелочных устройств.

Важной мерой, предусмотренной данным постановлением, является предоставление физическим и юридическим лицам компенсаций на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков на приобретение установок возобновляемых источников энергии, энергоэффективных газогорелочных устройств и котлов, а также другого энергоэффективного оборудования.

Необходимо отметить, что Указом Президента Республики Узбекистан от 21.09.2018г. №УП-5544 «Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы» определено увеличение доли производства электрической энергии с использованием ВИЭ до уровня не менее 20% к 2025 году [14].

Кроме того, в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 22.08.2019г. №ПП-4422 «Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии» утверждены долгосрочные целевые параметры развития ВИЭ и план организационно-практических мер дальнейшего развития ВИЭ. Данным постановлением определено увеличение доли производства электроэнергии с использованием ВИЭ до уровня не менее 25% к 2030 году.

Для достижения целевых показателей предусмотрено строительство 10 ГВт новых объектов ВИЭ, в том числе 5 ГВт солнечных (без учёта мощностей индивидуальных домохозяйств), 3 ГВт ветровых и 1,9 ГВт гидроэлектростанций.

Вместе с тем, строительство новых объектов ВИЭ совокупной мощностью более 10 ГВт и модернизация действующих ГЭС обеспечит производство из объектов ВИЭ на уровне более 37 млрд кВт.ч электроэнергии (в 2018 году - 5,9 млрд кВт.ч), а также условную ежегодную экономию более 8,1 млрд. м3 природного газа.

В целом, реализация указанных мер будет способствовать организации системной работы по последовательной реализации Целей устойчивого развития Глобальной повестки дня ООН до 2030 года, обеспечению взаимосвязи экономического развития и экологической безопасности, реализации задач по ускорению экономического и социального развития с учетом рационального природопользования.

Использованные источники:

1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2013 — 2017 годы» № 142 от 27 мая 2013 года. //Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 22, ст. 282. Ташкент, 2013 г.

2. Islamic Declaration on Global Climate Change. Retrieved from: http://www.ifees.org.uk/wp-

content/uploads/2016/10/climate_declarationmMWB .pdf) (дата обращения-10.04.2019).

3. World Green Economy Report. http://worldgreeneconomy.org/wp-content/uploads/2018/10/report.pdf. P.10. (дата обращения-10.04. 2019).

4. Бенуа Боске. Необходим постоянный анализ ущерба от климатических изменений https://www.gazeta.uz/ru/2019/04/24/world-bank/ (дата обращения-22.06.2020).

5. Экологи оценили последствия изменения климата в Центральной Азии. https://uz.sputniknews.ru/society/20190403/11143924/Ekologi-otsenili-posledstviya-izmeneniya-klimata-v-Tsentralnoy-Azii.html. (дата обращения-22.06.2020).

6. Что мы знаем об изменении климата в Центральной Азии. https://podrobno.uz/cat/obchestvo/chto-my-znaem-ob-izmenenii-klimata-v-tsentralnoy-azii/ (дата обращения-22.06.2020).

7. Узбекистан: обзор деятельности по проблемам изменения климата. Октябрь 2013 года. http://documents.vsemirnyjbank.org/curated/ru/185441468127469533/pdf/855660W P0RUSSI00Box382174B00PUBLIC0.pdf. дата обращения-22.06.2020.

8. Global Climate Risk Index 2019. https://www.germanwatch.org/sites/germanwatch.org/files/Global%20Climate%20Ri sk%20Index%202019 2.pdf (дата обращения-19.01.2019).

9. Изменение климата. https://www.gazeta.uz/ru/2019/09/12/climate-change/ (дата обращения-21.06.2020).

10. Мирзиёев Ш.: сегодня мир переживает кризис доверия. 15.06.2019. https://kun.uz/ru/news/2019/06/15/shavkat-mirziyoyev-segodnya-mir-pereiivayet-krizis-doveriya. д ата обращения-22.06. 2019.

11. Что происходит на рынке альтернативной энергетики Узбекистана. https://www.spot.uz/ru/2018/06/13/alternative-energy/ 13 июня 2018. (дата обращения-22.06.2020).

12. Закон Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии» от 21 мая 2019 года. //https://lex.uz/docs/434683500

13. Постановление Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2019 года № 4422 «Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии».// https://lex.uz/ru/docs/4486127 (дата обращения-21.06.2020).

14. Возобновляемые источники энергии.// https://minenergy.uz/ru/lists/view/32 (дата обращения-21.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.