Научная статья на тему 'Зелёный энергопереход Узбекистана'

Зелёный энергопереход Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
366
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
энергопереход / возобновляемые источники энергии / энергопотребление / energy transition / renewable energy sources / energy consumption

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Авджи Алина Алимовна

Энергопереход и создание нового технологического базиса для каждой страны будет своим и займет он продолжительное время, которое может составить от одного до нескольких десятилетий. Государства проводят соответствующие энергетические политики, направленные на изменения структур энергопотребления, а компании интегрируют принципы устойчивого развития в бизнес-процессы. Узбекистан начал проводить фундаментальные реформы в энергетическом секторе, которые дадут стране долгосрочный импульс к переходу на инновационную траекторию развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Авджи Алина Алимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зелёный энергопереход Узбекистана»

Word in science No. 3 , 2022

Зелёный энергопереход Узбекистана

Авджи Алина Алимовна

Ассистент

Ташкентский государственный экономический университет (Ташкент, Узбекистан)

АННОТАЦИЯ

Энергопереход и создание нового технологического базиса для каждой страны будет своим и займет он продолжительное время, которое может составить от одного до нескольких десятилетий. Государства проводят соответствующие энергетические политики, направленные на изменения структур энергопотребления, а компании интегрируют принципы устойчивого развития в бизнес-процессы. Узбекистан начал проводить фундаментальные реформы в энергетическом секторе, которые дадут стране долгосрочный импульс к переходу на инновационную траекторию развития.

Ключевые слова: энергопереход, возобновляемые источники энергии, энергопотребление.

Key words: energy transition, renewable energy sources, energy consumption.

Под влиянием изменений в энергополитике и развития новых технологий, мир входит в этап 4-го энергетического перехода к широкому использованию возобновляемых источников энергии и вытеснению ископаемых видов топлива. К 2050 году доля возобновляемой энергии в генерации будет составлять 85%, по сравнению с 25% в 2017 году. Солнечная и ветровая мощности будут лидировать, увеличившись с 800 ГВт сегодня до 13 000 ГВт к 2050 году. Ежегодное увеличение установленной мощности возобновляемой энергии удваивается и составляет около 400 ГВт в год, 80% из которых будут представлять собой технологии переменного генерирования, такие как солнечная и ветровая энергия. Децентрализованное производство возобновляемой энергии вырастет с 2% от общего объема производства сегодня до 21% к 2050 году, то есть увеличится в 10 раз.

Предпосылками к энергетическому переходу стало заключенное в 2015 году Парижское климатическое соглашение. (Paris Agreement under the United Nations Framework Convention on Climate Change). Его поддержали все 197 участников РКИК (193 страны-члена ООН, а также Палестина, Ниуэ, Острова Кука и ЕС). Вступление Соглашения в силу состоялось 4 ноября 2016 года.

Заявленная цель Парижского соглашения - не допустить превышения глобальной среднегодовой температуры на планете к 2100 году более чем на 2°С от доиндустриального уровня и сделать все возможное для удержания потепления в пределах 1,5°С (в настоящее

время средняя температура на 0,75°С выше, чем среднегодовые показатели в 1850-1900 годов).

Соглашение закрепляет и оформляет поворот к новой, низкоуглеродной модели экономического развития на основе постепенного отказа от традиционных технологий добычи, переработки и использования ископаемых ресурсов (прежде всего, углеводородного сырья) в пользу «зелёных» технологий.

Все страны и энергетические компании стремятся снизить эмиссии парниковых газов или хотя бы замедлить их рост. При этом, какой именно комплекс мер будет оптимальным для каждой конкретной страны, зависит от локальных условий, регулирования и национальных приоритетов. Многие страны стараются максимально поддерживать ВИЭ и накопители, другие делают ставку на водородную экономику, у третьих упор на энергоэффективность или на атомную энергетику. Каждая страна пытается в своей энергополитике решить так называемую «энергетическую трилемму» — как одновременно максимизировать доступность энергии, ее экологичность и обеспечить энергобезопасность. И для адекватного ответа на этот вопрос нужно принимать во внимание и геологию, и географию, и демографию, и социально-политическую обстановку в стране.

Узбекистан подписал Парижское соглашение 19 апреля 2017 года и ратифицировал его 2 октября 2018 года. Страна взяла на себя обязательство снизить к 2030 году удельные выбросы парниковых газов на единицу ВВП на 10% от уровня 2010 года.

В 2021 году в соответствии с современными внутренними обстоятельствами и возможностями Узбекистан обновил свой определяемый на национальном уровне вклад ( КОС) и намерен снизить удельные выбросы парниковых газов на единицу ВВП на 35% к 2030 году от уровня 2010 года, вместо предусмотренных ранее 10%. Выполнение повышенных обязательств по КОС потребует от страны значительных усилий, наращивания потенциала на всех уровнях, технических и финансовых средств, внедрения эффективных механизмов стимулирования, а также развития и эффективного выполнения принятых государственных и отраслевых стратегий и намеченных планов.

Для достижения удовлетворения растущего спроса на энергию в соответствии с прогнозируемым ростом ВВП и численности населения, а также для достижения целевых показателей по сокращению выбросов парниковых газов (111) в стране в рамках Парижского соглашения правительством страны предпринимаются все необходимые меры по реформированию электроэнергетической отрасли с целью повышения энергоэффективности экономики страны.

Так в законодательстве Узбекистана приняты ряд документов, нацеленных как на повышение эффективности работы предприятий энергетической отрасли, так и на повышение инвестиционной привлекательности данного сектора экономики в целом.

Постановлением Президента .№Ш 1-4249 от 27 марта 2019 г. «О стратегии дальнейшего развития и реформирования электроэнергетической отрасли Республики Узбекистан» утверждено предложение Министерства энергетики, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Агентства по управлению государственными активами о реорганизации АО «Узбекэнерго» путем:

1. Создания акционерного общества «Тепловые электрические станции», осуществляющие управление тепловыми электростанциями и электроцентралями, вырабатывающими электрическую и тепловую энергию;

2. Создания на базе упраздняемых УП «Узэлектросеть» и филиала «Энергосотиш» АО «Узбекэнерго» акционерного общества «Национальные электрические сети Узбекистана», осуществляющего транспортировку электрической энергии по магистральным электрическим сетям республики и межгосударственный транзит, экспорт и импорт электроэнергии, функции единого закупщика электрической энергии от предприятий-

производителей электрической энергии, а также продажи электрической энергии предприятиям региональных электрических сетей;

3. Создания акционерного общества «Региональные электрические сети», осуществляющие управление предприятиями территориальных электрических сетей, распределяющих и реализующих электрическую энергию конечным потребителям.

Одним из неосвоенных направлений развития энергетической отрасли страны является развитие энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии. Ввиду этого было утверждено постановление Президента №-4422 от 22 августа 2019 г. «Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии».

Данным постановлением определено увеличение доли производства электроэнергии с использованием ВИЭ до уровня не менее 25% к 2030 году.

Для достижения целевых показателей предусмотрено строительства почти 10 ГВт новых объектов ВИЭ, в том числе 5 ГВт солнечных (без учёта мощностей индивидуальных домохозяйств), 3 ГВт ветровых и 1,9 ГВт гидроэлектростанций. на уровне более 37 млрд кВт*ч электроэнергии (в 2018 году - 5,9 млрд кВт*ч), а также условную ежегодную экономию более 8,1 млрд м3 природного газа.

Также в постановлении отмечается, что Законом Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии» предусмотрены льготы и преференции в области использования возобновляемых источников энергии, в том числе освобождение от уплаты: 1) всех видов налогов сроком на пять лет с даты государственной регистрации производителей установок возобновляемых источников энергии; 2) налога на имущество за установки возобновляемых источников энергии и земельного налога по участкам, занятым этими установками (номинальной мощностью 0,1 МВт и более), сроком на десять лет с момента ввода их в эксплуатацию; 3) земельного налога лицами, использующими возобновляемые источники энергии в жилых помещениях с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов, сроком на три года, начиная с месяца использования возобновляемых источников энергии.

Рассмотренные законодательные акты не являются окончательным решением имеющихся задач, однако, все эти изменения в законодательстве страны свидетельствуют о том, что правительство имеет ясное понимание необходимости принятия решительных мер по повышению энергоэффективности экономики для достижения намеченных долгосрочных целей развития страны, а также о ее готовности к таким действиям.

В настоящее время 84,7 % электричества в Узбекистане производится на ТЭС, работающих на газе и угле, и всего 14.3 % - на ГЭС. Основным источником генерации являются 11 ТЭС, в том числе 3 ТЭЦ. Мощность современных энергоэффективных энергоблоков составляет 2825 МВт или 25,6 % от общей мощности ТЭС. Гидроэнергетика включает 42 ГЭС, в том числе 12 крупных, общей мощностью 1,68 ГВт (90,8 % от общей мощности ГЭС), 28 МГЭС, общей мощностью 0,25 ГВт (13,5 %) и 2 микро ГЭС, общей мощностью 0,5 МВт. Коэффициент использования гидропотенциала республики составляет 27 %.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О Стратегии дальнейшего развития и реформирования электроэнергетической отрасли Республики Узбекистан» разработана «Концепция обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020-2030 годы». На основании концепции предусматривается модернизация и реконструкция существующих ТЭС с более энергоэффективными парогазовыми установками, строительство новых генерирующих мощностей на базе высокоэффективных технологий производства энергии, в программе строительства также планируется будущая АЭС, на которую придется 14,9 % в общем энергобалансе страны, диверсификация

топливно-энергетических ресурсов с развитием использования ВИЭ.

Планируется, что реализация данной Концепции позволит к 2030 году:

- увеличить мощности с 12,9 ГВт до 29,3 ГВт, а производство электроэнергии с 63,6 млрд. кВтйч до 120 ,8 млрд. кВтйч в том числе:

ТЭС - 70,7 млрд. кВт.ч (58,5 процента);

ГЭС - 13,1 млрд. кВт.ч (10,8 процента);

ФЭС - 9,9 млрд. кВт.ч (8,2 процента);

ВЭС - 8,6 млрд. кВт.ч (7,1 процента);

АЭС - 18,0 млрд. кВт.ч (14,9 процента);

блок-станции - 0,6 млрд. кВт.ч (0,5 процента)

- сократить потребления природного газа с 16,5 млрд. кубометров до 12,1 млрд. кубометров;

- сократить потери при передаче электрической энергии на 2,35 %, при распределении на 6,5 %;

- в рамках развития ВИЭ решить задачи по обеспечению доступной электрической энергией энергодефицитных регионов республики, достижению целей по улучшению экологии и повышению энергоэффективности, стимулированию развития местной промышленности, инфраструктуры и созданию рабочих мест.

К 2030 году планируется обеспечить генерацию 25% электроэнергии в стране за счёт возобновляемых источников, двукратное повышение показателей энергоэффективности ВВП, модернизацию инфраструктуры промышленных предприятий, обеспечивающую повышение их энергоэффективности минимум на 20% и широкое применение чистых технологий, достижение нейтрального баланса деградации земель и другие меры.

Узбекистан - страна солнечная, и это важный аргумент в развитии такого важного направления по созданию генерации на основе возобновляемых источников энергии, как солнечные фотоэлектрические станции (ФЭС). По подсчетам специалистов, путем строительства солнечных электростанций Узбекистан имеет возможность вырабатывать 600 млрд. кВт.ч электроэнергии. Это в 8 раз больше той потребности, которая имеется у Республики на сегодняшний день.

Министерство энергетики в сотрудничестве с Министерством инвестиций и внешней торговли при поддержке ЕБРР и правительства Японии привлекло консорциум международных экспертов (Corporate Solutions, Tractebel и Guidehouse) для разработки «дорожной карты» по изучению возможности создания углеродно-нейтрального сектора производства электроэнергии в Узбекистане к 2050 году. План действий, описанный в «дорожной карте», построен вокруг пяти приоритетных областей:

- трансформация инфраструктуры производства электроэнергии на основе продолжающейся реформы и дальнейшее развитие более эффективных и низкоуглеродных мощностей и связанное с этим развитие электросетей.

- создание нормативно-правовой базы для повышения проникновения возобновляемых источников энергии, проведение регуляторных и трансформация инфраструктуры производства электроэнергии; институциональных реформ, позволяющих и поддерживающих развитие возобновляемых источников энергии в Узбекистане.

- реформа субсидий и механизм установления цен на углерод, создающие равные условия путем прекращения регулирования и создания институциональных преференций для углеродоемких источников, и в конечном счете, механизм установления цен на выбросы

углерода.

- кампании по повышению осведомленности в целях мобилизации общественной поддержки, обеспечения социальной приемлемости и устойчивости вносимых изменений.

- охрана окружающей среды как с точки зрения смягчения последствий изменения климата и повышения устойчивости к ним, так и с точки зрения уменьшения других негативных экологических последствий.

Ключевым выводом в «дорожной карте» является то, что переход Узбекистана к 2050 году к энергетическому сектору с нулевым выбросом углерода технически и экономически осуществим. Он указывает траекторию, установленную Концепцией Министерства энергетики на 2020-2030 годы, и на способность Правительства Республики Узбекистан быть лидером в действиях по борьбе с изменением климата в Центральной Азии и за ее пределами, поддерживая при этом устойчивый экономический рост.

В августе прошлого года Минэнерго ввело в эксплуатацию первую в стране солнечную фотоэлектрическую электростанцию промышленного характера мощностью в 100 мегаватт. На ней установлено 300 тысяч солнечных панелей. Ожидается, что станция будет производить 252 млн киловатт-часов электроэнергии в год. Это позволит сэкономить 80 млн кубометров природного газа и сократить выброс парниковых газов на 160 тысяч тонн. Она возведена в Карманинском районе города Навои компанией Masdar (ОАЭ). Далее в Самарканде будет запущена солнечная электростанция мощностью 100 МВт. В Бухаре, Джизаке, Намангане, Самарканде, Хорезме, Сурхандарье и Кашкадарье появится девять солнечных электростанций общей мощностью 2100 МВт, а в Каракалпакстане, Бухаре и Навои — четыре ветряные электростанции мощностью 1600 МВт.

Республика Узбекистан предпринимает активные действия в вопросах изменения климата в контексте своего вклада в достижение целей Парижского Соглашения о смягчении последствий изменения климата и адаптации к нему. Таким образом, декарбонизация производства электроэнергии будет играть решающую роль в достижении климатических целей Узбекистана.

Выводы Разработка стратегии развития энергетического сектора, усиление стимулирующего воздействия государства на разработку новых технологий в сфере ВИЭ и строительство возобновляемой генерации, обеспечат необходимые условия для достижения нулевого выброса углерода к 2050 году.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Широкомасштабное развитие возобновляемых источников энергии и его влияние на рынок электроэнергии и сетевую инфраструктуру https://unece.org/sites/default/ й^/2021-01^ШиКЕСЕ_14.11.20^

2. Обновленный определяемый на национальном уровне вклад Республики Узбекистан 2021гhttps://www4.unfccc.int/sites/ndcstaging/PuЫishedDocuments/Uzbekistan0/o20 First/Uzbekistan_Updated%20NDC_2021_RU.pdf

3. Что такое Парижское соглашение https://unfccc.int/ru/peregovomyy-process-i-vstrechi/parizhskoe-soglashenie/chto-takoe-parizhskoe-soglashenie (электронный ресурс)

4. «Концепция обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 20202030 годы» https://minenergy.uz/uploads/1a28427c-cf47-415e-da5c-47d2c7564095_ media_.pdf

5. «Дорожная карта» перехода к низкоуглеродной электроэнергетики Узбекистана. Отчет-Доклад view/131 (электронный ресурс)

энергетике для сектора https://minenergy.uz/ru/lists/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.