Научная статья на тему 'Экологические аспекты регионального развития (на примере Республики Беларусь)'

Экологические аспекты регионального развития (на примере Республики Беларусь) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
155
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух / сброс сточных вод / радиоактивное загрязнение / кластерный анализ / «зеленая» экономика / emissions of pollutants into the air / wastewater discharge / radioactive contamination / cluster analysis / green economy.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Поплыко В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические аспекты регионального развития (на примере Республики Беларусь)»

Поплыко В.И.1

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

Ключевые слова: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, радиоактивное загрязнение, кластерный анализ, «зеленая» экономика.

Keywords: emissions of pollutants into the air, wastewater discharge, radioactive contamination, cluster analysis, green economy.

Введение. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь опирается на систему государственных программ. Региональная политика, экология и охрана окружающей среды относятся к приоритетам правительства. В настоящее время в стране реализуется пятый пятилетний план, учитывающий как региональные, так и экономические особенности страны.

Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы продолжится политика комплексного развития каждого региона страны с уменьшением межрегиональных различий и созданием благоприятных условий для жизни людей независимо от места проживания. Ключевым отличием проводимой региональной политики станет переход от механизмов равномерного развития районов и небольших поселений к стратегии концентрации государственных и частных инвестиционных ресурсов в центрах экономического роста, имеющих наиболее высокие характеристики инвестиционной привлекательности, наилучшие предпосылки для получения значимых экономических эффектов2.

Главными целями государственной экологической политики до 2020 года являются создание условий для устойчивого использования природных ресурсов и внедрение в стране механизмов «зеленой» трансформации экономики. Их реализация направлена на повышение потенциала белорусской экономики, региональное развитие, улучшение качества компонентов окружающей среды.

Угроза сокращения природных ресурсов и снижения качества окружающей среды является одним из главных препятствий устойчивого экономического роста. С учетом национальных особенностей и глобальных вызовов госу-

3

дарство определяет «зеленую» экономику как стратегический приоритет .

Нужно отметить, что в условиях глобализации, ведения промышленного и аграрного производства, доминирования городского образа жизни увеличиваются и накапливаются экологические проблемы в нашей стране. Это стабильные выбросы в окружающую среду как твердых, так и газообразных отходов.

Политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды за последние 20 лет позволила уменьшить негативное воздействие хозяйственной деятельности на целостность экологических систем, а также обеспечить улучшение экологической ситуации в стране, повысить эффективность использования возобновляемых и невозобнов-ляемых природных ресурсов в интересах экономического роста и улучшения условий жизни населения4. Основная цель Государственной программы - обеспечение охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности страны и перехода к «зеленой» экономике, а также выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

На решение проблем защиты окружающей среды белорусское государство ежегодно расходует средства в сумме около 1% ВВП5. Возникает насущная необходимость поиска путей комплексного решения экономических, социальных и экологических проблем в условиях глобализации и ставят проблему перехода Беларуси на модель устойчивого социально-экономического развития в разряд наиболее актуальных. При этом главной «ареной» для внедрения принципов и механизмов устойчивого развития на практике являются регионы.

1 Поплыко Владимир Иванович - к.э.н., доцент кафедры экономической политики Белорусского государственного экономического университета. E-mail: v_poplyko@tut.by

2 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы. - .http://www.government. by/upload/docs/program_ek2016-2020.pdf

3 Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года. - http://www. government.by/upload/docs/fileb9cfb7e9401807aa.PDF

4 Государственная программа «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016 -2020 годы. - http://minpriroda.gov.by/ru/gosprog/

5 Охрана окружающей среды в Республике Беларусь: статистический сборник. - Минск: Нац. стат. комитет, 2018. - С. 31.

Экология регионов Беларуси

Основные методологические подходы к экологической оценке территории основывается на идеях экономистов-экологов (П. Ойкинс, X. Хендерсон, Г. Дейли, П. Хокин, Э. Ловинс, Р. Нургард, Л. Браун). Эксперты отмечают ограниченность природных ресурсов и восстановительной способности природы, настаивают на кардинальном пересмотре экономических подходов, на необходимости более полного учета взаимодействия окружающей среды (социальной и природной) и развития хозяйственной сферы.

Оценка влияния экологической составляющей на регион строилась на следующей гипотезе: чем выше загрязнение окружающей среды, тем ниже привлекательность территории для проживания, которая требует больше капиталовложений. Сам процесс анализа учета влияния экономической деятельности на экологию отдельных территорий состоял из нескольких этапов:

Этап 1. Определение состава индикаторов и формирующих их показателей

Отбор показателей, с учетом критериев доступности и значимости. Важно иметь сводную и регулярно обновляемую статистическую информация по экологии. Результатом отбора из множества показателей явилось формирование 2-х значимых признаков экологической нагрузки территории Беларуси. Их можно разделить на группы:

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух - поступление загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов. Это загрязнения возникают при промышленном производстве и бытовой деятельности населения, они жестко привязаны к локальной территории1.

• сброс воды - суммарный объем воды, сброшенной в окружающую среду, в том числе в системы коммунальной канализации, техническую, карьерную и дренажную воду, земляные накопители, на поля фильтрации, и воду после рыболовных прудов2..

• последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. рассматриваются как глобальный фактор.

Этап 2. Сбор необходимой информации

Расчёты экологического загрязнения регионов базируются на официальных источниках информации. Данные предоставляются статистическими органами в статистическом сборнике «Охрана окружающей среды в Республике Беларусь» по 118 административным районам страны. Периодичность их представления - ежегодно.

Здесь нужно отметить следующий подход. Если в районе расположены несколько городов или городских поселений, их показатели суммируются и зачисляются на «баланс» конкретного территориального административного образования.

Этап 3. Проведение расчётов

Приведенные в табл. 1 данные дают представление о выбросах загрязняющих веществ в воздух и воду за 20152017 гг. Согласно официальным данным загрязнение воздушного бассейна за счет стационарных источников снизилось на 5,6 тыс. тонн с 461,6 до 455,5 тыс. тонн. А вот тенденция со сбросом сточных вод противоположная. Наблюдается рост как использования, так и слива воды на 23% с 948,7 до 1168,9 млн. куб метров.

Таблица 1

Отдельные показатели загрязнения окружающей среды Республики Беларусь3

Показатели 2015г. 2016г. 2017г.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников по областям, городам и районам, тыс. тонн 461,60 456,30 455,50

Сброс вод по областям, городам и районам, миллионов кубических метров 947,80 1152,50 1168,90

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в расчете на один квадратный километр территории, килограммов 2208 2182 2184

Сброс воды на один квадратный километр территории, кубических метров 4595 5589 5671

Справочно

Территория Республики Беларусь, км2 206296,89

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в расчете на один квадратный километр территории по областям и г. Минску имеют тенденцию к сокращению. Вместе с тем, сброс воды по областям, городам и районам постоянно увеличивается.

Безусловно, существует социально-экономическая неравномерность развития регионов Беларуси, а значит, и экологические различия. С целью оценки загрязнения воздушного и водного бассейнов отдельных территорий проведем следующие расчеты. Во-первых, сведем показатели экологической нагрузки по 118 районам Беларуси за 2015-

1 Охрана окружающей среды в Республике Беларусь: статистический сборник. - Минск: Нац. стат. комитет, 2018. - 39.

2 Там же, с. 98.

3

Источник: Охрана окружающей среды в Республике Беларусь: статистический сборник. - Минск: Нац. стат. комитет, 2018. -С. 11, 60, 129.

2017 годы. Для сбалансированности расчетов брались средние значения за три года. Объемы выбросов загрязняющих веществ в конкретном районе делились на его площадь. Мы получали показатели загрязнения окружающей среды на 1 квадратный километр территории.

Во-вторых, проведем кластерный анализ районов по выбранным признакам для разбиения на группы. Он представляет собой совокупность методов классификации многомерных наблюдений или объектов, основанных на определении расстояния между объектами с последующим выделением из них групп, «сгустков» наблюдений (кластеров, таксонов). Кластерный анализ используется при исследовании структуры совокупностей социально-экономических показателей или объектов: предприятий, регионов, социологических анкет, коллективов и т.д. Методы кластерного анализа позволяют разбить изучаемую совокупность объектов на группы «схожих» объектов, называемых кластерами1.

Данный подход позволит нам проверить гипотезу о существовании групп районов, объединить их по определенным признакам, избежать слепой «интерпретации» полученных результатов чисто эмпирическим и формальным путем. В процессе исследований расчеты проводились с помощью статистического пакета STATGRAPHICS (Statistical Graphics System)2.

Итоги проведенных расчетов за 2015-2017 годы приведены в табл. 2. В сводке кластерного анализа представлены результаты распределения районов по группам. Количество административных образований, объединенных в группы, колеблется от 1 до 66, их доля, соответственно от 0,85 до 55,93%. Главное заключается в том, что расчеты координат центроидов дают представление о некой средней величине признаков каждого кластера. Таким образом получить как количественную (число объектов), так и качественную характеристику (по признакам) каждой выделенной группы районов.

Таблица 2

Результаты кластерного анализа3

Кластер Количество районов Координаты центроидов В % к итогу

Выбросы в атмосферный воздух, кг на км2 Сброс воды, м3 на км2

1 21 2342 8656 17,8

2 6 4638 26 883 5,08

3 17 2950 1590 14,41

4 66 766 703 55,93

5 2 2112 16 200 1,69

6 5 7618 3970 4,24

7 1 15 294 105 589 0,85

Среднее значение 2219 5282 100

В результате кластерного анализа всех территориально-административных образования по 2 признакам были сформированы следующие группы:

• первая, отличающаяся средними значениями загрязнения воздуха и в полтора раза выше средних значениями сброса нечистой воды. Входящие в данную группу районы имеют показатели близкие к среднереспубликанским;

• вторая, включающая в себя районы, имеющие показатели в 3-4 раза превышающие среднереспубликанские. Эта группа состоит из крупных областных центров и прилегающих территорий;

• третья, объединяющая территории с чистым водными объектами, т.е. самыми низкими показателями сброса сточных вод. Загрязнение воздуха несколько выше среднереспубликанского уровня;

• четвертая, включающая территориальные образования с самыми низкими значениями загрязнения окружающей среды результатами хозяйственной деятельности. Одновременно это самая большая по численности группа -66 районов;

• пятая, состоящая из районов, имеющих минимальные загрязнения воздуха - Полоцкий и Мозырский районы;

• шестая включает в себя территории с низкими значениями загрязнения водного бассейна, загрязнение воздушного пространства на которых более чем в 3 раза превышает средние значения;

• седьмая, отличающаяся наивысшими значениями загрязнения окружающей среды - Минский район.

Данная группировка районов позволяет условно их разделить на две совокупности. В первую входят экологически наиболее грязные районы 1, 2, 3 ,5, 6 и 7 группы, общим количеством 29. Вторая, с низкими значениями экологического загрязнения, включает в себя 4 кластер. Она состоит из 66 районов.

Отдельно необходимо отметить тот факт, что наша страна серьезно пострадала от аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. На 66% территории Беларуси уровни загрязнения почвы цезием-137 превышали 10 кБк/м2. Максимальный уровень загрязнения почвы цезием-137 в ближней зоне ЧАЭС обнаружен в населенном пункте Крюки Брагинского района - 59 200 кБк/м2, а в дальней зоне (локальное пятно на расстоянии 250 км от ЧАЭС) - в населенном пункте Чудяны Чериковского района Могилевской области - 59 000 кБк/м2.

1 Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере / Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров // Под ред. В.Э. Фигурнова. - М.: Финансы и статистика, 1995. - С. 66-67.

2 STATGRAPHICS Plus For Windows. User Manuals. Manugistics Inc., USA. 1995.

3 Рассчитано автором на основе источников: Белоруссия - Самые большие районы по площади территории. - https://tochka-na-karte.ru/modules/travel/territories_data.php?sort=desc&par=area&type=16&id=35; Охрана окружающей среды в Республике Беларусь: статистический сборник. - Минск: Нац. стат. комитет, 2018.- С. 60-65, 129-134.

Стронций-90 выпал на Беларусь более локально. Уровни загрязнения почвы этим радионуклидом выше 5,5 кБк/м2 (0,15 Ки/км2) обнаружены на 10% территории республики. Максимальные уровни стронция-90 обнаружены в пределах 30-км зоны ЧАЭС и достигали величины 1800 кБк/м2 в Хойникском районе Гомельской области. Наиболее высокое содержание стронция-90 в почве в дальней зоне обнаружено на расстоянии 250 км - в Чериковском районе Могилевской области - 29 кБк/м2, а также в северной части Гомельской области, в Ветковском районе, - 137 кБк/м2.

Около 2% площади страны загрязнены трансурановыми элементами (плутоний-238, 239, 240 (238, 239, 240Ри)) - с плотностью более 0,37 кБк/м2. Преимущественно это касается Брагинского, Наровлянского, Хойникского, Речицкого, Добрушского и Лоевского районов, а также Чериковского района Могилевской области. Загрязнение изотопами плутония с высокой плотностью характерно для тридцатикилометровой зоны ЧАЭС. Наиболее высокие уровни наблюдаются в Хойникском районе - более 111 кБк/м2.

Когда распадается плутоний-241, на радиоактивно загрязненных территориях образуется америций-241. По радиотоксичности он близок к изотопам плутония. Через 100 лет после аварии на ЧАЭС, в 2086 году, общая активность почвы на загрязненных территориях Беларуси будет в 2,4 раза выше, чем в начальный послеаварийный период. Снижение альфа-активности почвы от америция до уровня 3,7 кБк/м2 ожидается только после 2400 года1.

Согласно карте2 радиационной обстановки по состоянию на январь 1990 г. к наиболее загрязненным Цезием-137, Стронцием-90 и Плутонием-239+240 относится 43 районов Гомельской, Могилевской, Брестской областей. Исходными характеристиками послужили загрязнение конкретной территории радионуклидами:

• минимальные значения радионуклидов Ки/кв2;

• максимальные значения радионуклидов Ки/кв2;

• территория района загрязнения радионуклидами, в %.

Итоги проведенных расчетов приведены в табл. 3. В сводке кластерного анализа представлены результаты распределения районов по группам. Количество административных образований, объединенных в группы, колеблется от 1 до 16, их доля, соответственно от 2,33 до 37,21%.

Таблица 3

Результаты кластерного анализа3

Кластер Количество районов Координаты центроидов В % к итогу

цезием-137 (тт) цезием-137 (max) Загрязненная территория, в % общей площади

1 16 2,25 8,1 9,8 37,21

2 12 4 12,5 59,2 27,91

3 3 15 40 96,7 6,98

4 11 40 80 95,9 25,58

5 1 15 40 10 2,33

Среднее значение 13,6 30,7 51,6 100

В результате кластерного анализа всех территориально-административных образования по 3-м признакам были сформированы следующие группы:

• первая, которая отличается низкими значениями радиоактивного загрязнения. Входящие в данную группу районы - Березовский, Дрогичинский, Ивановский, Пинский, Жлобинский, Петриковский, Светлогорский, Дятлов-ский, Ивьевский, Кореличский, Борисовский, Вилейский, Воложинский, Логойский, Климовичский, Кличевский;

• вторая, включающая в себя районы с более высокими показателями. Эта группа состоит из Лунинецкого, Сто-линского, Гомельского, Калинковичского, Речицкого, Рогачевского, Березинского, Белыничского, Быховского, Кри-чевского, Могилевского, Чаусского районов;

• третья, которая объединяет территории Брагинского, Лельчицкого и Лоевского районов Гомельской области непосредственно граничит с Чернобыльской областью Украины. Высокий уровень загрязнения радионуклидами большей части территории;

• четвертая, включающая территориальные образования с самыми высокими значениями загрязнения радионуклидами. Входящие в данную группу районы - Буда-Кошелевский, Ветковский, Добрушский, Кормянский, Наров-лянский, Хойникский, Чечерский, Костюковичский, Краснопольский, Славгородский, Чериковский;

• пятая, которая состоит из Ельского района Гомельской области, имеющего высокие значения загрязнения радионуклидами, но с минимальной площадью поражения.

1 33 года назад произошла авария на Чернобыльской АЭС.- https://news.tut.by/society/635465.html

2 Карта радиационной обстановки на территории БССР по состоянию на январь 1990 г. Составление элементов радиационной обстановки выполнена Белорусским управлением по гидрометеорологии. Москва, Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Рассчитано автором на основе источников: Белоруссия - Самые большие районы по площади территории. -https://tochka-na-karte.ru/modules/travel/territories_data.php?sort=desc&par=area&type=16&id=35; Охрана окружающей среды в Республике Беларусь: статистический сборник. - Минск: Нац. стат. комитет, 2018. - С. 60-65, 129-134.

Заключение

В данной статье рассмотрена систематизация антропогенных загрязнений и ранжирование территорий страны. Изложенные материалы, показывают особую роль экологического фактора в социальных и экономических процессах развития в Беларуси.

Автором собраны и проанализированы основные показатели загрязнения окружающей среды. К ним относятся выбросы в атмосферный воздух. В целом наблюдается положительная тенденция сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Вместе с тем остается проблема высокого удельного вклада транспорта в загрязнение атмосферного воздуха (в Беларуси вклад передвижных источников в загрязнение воздуха достигает 70 процентов, тогда как в среднем в мире данный показатель не превышает 20 процентов)1.

Наиболее актуальным и острым вопросом остается антропогенная нагрузка на поверхностные водные объекты. Отмечается рост загрязняющих веществ в составе сточных вод. Отдельно рассматриваются вопросы оценки последствий загрязнения радионуклидами аварии на Чернобыльской АЭС территории страны.

Методической основой данной статьи являются сравнительные и экономико-статистические методы анализа. В материале предложены некоторые решения, которые возможно использовать при реализации национальной экологической политики в качестве основных стимулов для дальнейшего перехода к зеленой экономике.

Проведенный многомерный анализ дает представление о распределении территорий в зависимости от экологических факторов. Наиболее благоприятной с точки зрения экологии территории для жизни людей являются группа из 42 районов. Она включает Запад Гродненской и Брестской областей, Юг Минской и Север Гродненской и большую часть Витебской области.

Наиболее благоприятными с точки зрения экологии территории для жизни людей, ведения агротуризма являются: Ивановский, Кобринский, Малоритский, Пружанский, Бешенковичский, Браславский, Верхнедвинский, Горо-докский, Докшицкий, Дубровенский, Лепельский, Лиозненский, Миорский, Россонский, Сенненский, Толочинский, Ушачский, Шарковщинский, Шумилинский, Октябрьский, Петриковский, Вороновский, Зельвенский, Мостовский, Островецкий, Ошмянский, Свислочский, Копыльский, Крупский, Логойский, Мядельский, Стародорожский, Столб-цовский, Узденский, Глусский, Горецкий, Дрибинский, Кировский, Кличевский, Круглянский, Мстиславский и Хо-тимский районы.

Вторая группа районов включает в себя территории с высокими значениями загрязнения воздушного и водного бассейнов. Она состоит из 49 административно-территориальных образований. Это наиболее развитые и крупные промышленные центры с многочисленным населением - Барановичский, Брестский, Ганцевичский, Жабинковский, Ивацевичский, Каменецкий, Ляховичский, Витебский, Глубокский, Оршанский, Полоцкий, Поставский, Чашникский, Житковичский, Мозырский, Берестовицкий, Волковысский, Гродненский, Лидский, Новогрудский, Слонимский, Сморгонский, Щучинский, Дзержинский, Клецкий, Любанский, Минский, Молодечненский, Несвижский, Пухович-ский, Слуцкий, Смолевичский, Солигорский, Червенский, Бобруйский, Осиповичский, Березовский, Дрогичинский, Пинский, Жлобинский, Петриковский, Светлогорский, Дятловский, Ивьевский, Кореличский, Борисовский, Вилей-ский, Воложинский и Климовичский районы.

И, наконец, третья группа включает в себя территории, сильно пострадавшие от радиоактивного загрязнения. Это 27 районов - Лунинецкий, Столинский, Гомельский, Калинковичский, Речицкий, Рогачевский, Березинский, Бе-лыничский, Быховский, Кричевский, Могилевский, Чаусский, Брагинский, Лельчицкий, Лоевский, Буда-Кошелевский, Ветковский, Добрушский, Кормянский, Наровлянский, Хойникский, Чечерский, Костюковичский, Краснопольский, Славгородский, Чериковский и Ельский. Нужно отметить, что выделенные группы с течением времени могут меняться. Например, данные о радиоактивном загрязнении за более чем тридцать лет уточняются. Есть все предпосылки к сокращению территорий с радионуклидами. При реализации государственных программ данным территориально-административным образованиям оказывается максимальная помощь белорусского Правительства.

Изменения состояния окружающей среды под воздействием антропогенных факторов и угроза глобального экологического кризиса способны истощить экономику, замедлить экономический рост и научно технический прогресс.

Согласно Национального плану действий по развитию "зеленой" экономики в Республике Беларусь до 2020 года предусматривается поддержание и сохранение баланса между использованием ресурсов и выбросами загрязняющих веществ в воздушный и водный бассейны. Будет продолжена работа по повышению эффективности их использования. Предусматривается рачительное использование всех видов ресурсов с целью установления взаимосвязи с потребностями общества и возможным изменением климата. Рассматривается переход к качественному сбалансированному росту экономики путем ее структурно-институциональной трансформации с учетом реализации принципов "зеленой" экономики, приоритетного развития высокотехнологичных производств, которые станут основой для повышения конкурентоспособности страны и качества жизни населения.

1 Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года. - Шр^/и^^. government.by/upload/docs/fileb9cfb7e9401807aa.PDF

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.