УДК 691.9
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБРЕЖНОЙ ТЕРРИТОРИИ БУХТАРМИНСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА
Анна Вавильевна Егорина
ВКГТУ им. Д. Серикбаева, 070004, Казахстан, г. Усть-Каменогорск, ул. Дзержинского, 16, доктор географических наук, академик Академии ЕН РК, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды, тел. (7232)535-335, e-mail: [email protected]
Алёна Николаевна Логиновская
ВКГТУ им. Д. Серикбаева, 070004, Казахстан, г. Усть-Каменогорск, ул. Михаэлиса, 2, кандидат географических наук, ст. преподаватель кафедры геодезии, землеустройства и кадастра, тел. (7771)547-377, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены проблемы использования прибрежных территории Бухтармин-ского водохранилища. Дан анализ особенностям природопользования прибрежной территории и последствий антропогенных воздействий.
Ключевые слова: водохранилище, береговая линия, ландшафт, водоохранная зона, землепользование, источники загрязнения, экологические нормативы.
ENVIRONMENTAL ASPECTS OF USING OF THE BUKHTARMA RESERVOIR'S COASTAL TERRITORY
Anna V. Egorina
East Kazakhstan State Technical University afler D. Serikbayev, 070004, Republic of Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk c., 16 Dzerynskogo st., d. g. n., academician to Academies EN RK, professor of the pulpit «Safety to vital activity and guard surrounding ambiences», tel. (7232)535-335, e-mail: [email protected]
Alyna N. Loginovskaya
East Kazakhstan State Technical University afler D. Serikbayev, 070004, Republic of Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk c., 2 Mihaelis st., k.g.n., cl. teacher of the pulpit «Geodesy, landdevice and cadastre», tel. (7771)547-377, e-mail: [email protected]
This article is described the problems of coastal territory of Bukhtarma reservoir. The analysis of the characteristics of coastal areas and the effects of anthropogenic influences is giving in the article.
Key words: reservoir, coastline, landscape, water protection zone, land use, sources of pollution, environmental regulations.
Водные ресурсы Иртыша и Бухтармы играют важную роль в экономике Восточно-Казахстанской области, в первую очередь, в обеспечении нормальной работы Бухтарминской ГЭС. Бухтарминское водохранилище имеет большое значение для увеличения обеспеченной мощности и выработки электроэнергии Бухтарминской и Усть-Каменогорской ГЭС. Из водохранилища ежегодно осуществляются весенние попуски для обводнения сотен тысяч гектаров поймен-
ных лугов в Павлодарской, Восточно-Казахстанской и других областях. Водохранилище создаёт глубоководный путь и улучшает условия плавания судов по Иртышу до Омска.
На побережье созданы базы отдыха предприятий и учреждений городов Усть-Каменогорска, Серебрянска, Зыряновска, а также выделены участки под дачное строительство, ведения садоводства, для строительства домов отдыха, гостиничных комплексов предприятий различных форм собственности и отдельных граждан.
Прибрежная зона, на протяжении рассматриваемого участка, занята базами отдыха, комплексами и отдельными домостроениями летнего типа, пляжными участками, причалами для лодок и прогулочных катеров, небольшими спортивными площадками и другими устройствами рекреационного использования.
Существующие учреждения отдыха, большей своей частью, сосредоточены в непосредственной близости к урезу воды водохранилища, представлены базами массового отдыха горожан в теплый период года.
Общая протяженность береговой линии Бухтарминского водохранилища от пос. Октябрьский до плотины ГЭС составляет 62,7 км. Протяженность границы водоохранной зоны - 26,5км, водоохранной полосы водохранилища -53,51 км, из них с обустройством береговой зоны лесокустарниковыми полосами 2,2 км. Общая площадь водоохранной зоны составляет 2080,0 га, водоохранной полосы равна 325,1 га [10].
В пределах водоохранной зоны водохранилища, на участке пос. Октябрьский - плотина ГЭС размещено 4095 земельных участков на общей площади 864,5 га.
В настоящее время проектирование и застройка баз отдыха и дач осуществляются не связанными между собой локальными участками, что приводит к целому ряду негативных явлений и проблем, в том числе связанных с деградацией окружающей среды.
Серьезный ущерб природе наносит отсутствие обустроенных асфальтированных дорог и проездов к базам отдыха от магистральной автотрассы и ограничений для передвижения автотранспорта в рекреационной зоне. Большинство дорог и проезды размыты водной эрозией от дождевых и талых вод.
Многие базы отдыха используют свои земельные участки нерационально. Нецелесообразна организация дачных кооперативов и застройки территорий на наиболее ценных участках, примыкающих непосредственно к водоему, пригодных для обустройства пляжей, спортивных площадок и других планировочных элементов, необходимых для организации полноценного отдыха у воды [9].
Указанные территории передаются в частую собственность отдельным физическим или юридическим лицам, резко сокращая тем самым доступность к имеющимся природным рекреационным ресурсам широкого контингента отдыхающих.
При этом доступность к акватории отдыхающих дополнительно ограничивается производимыми ограждениями пляжных участков и береговой полосы в створах земельных участков, примыкающих непосредственно к водоему.
В соответствии с Водным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «Об охране окружающей среды», Правила использования водных ресурсов Верхне-Иртышского каскада водохранилищ устанавливают режим использования водных ресурсов р. Иртыш в интересах сохранения водной экосистемы и экологического равновесия биотопов в пойме реки и ограничительные условия, отвечающие требованиям их комплексного использования, обеспечивающие безопасность основных гидротехнических сооружений, населения и хозяйственных объектов, расположенных в зоне влияния Бухтармин-ского, Усть-Каменогорского и Шульбинского гидроузлов [2, 8, 9].
Для Бухтарминского водохранилища на рассматриваемом участке побережья характерна относительно быстрая стабилизация взаимодействия с окружающей сушей.
Бухтарминское водохранилище, как рекреационное пространство по своим природно-климатическим и бальнеологическим факторам является значимым и уникальным местом отдыха населения Восточного Казахстана и других областей Республики.
Горный район с живописными уголками природы, хвойным и лиственным лесом, водоемом представляет интерес для отдыхающих всех возрастов.
Крупнохолмистый и грядовой рельеф наиболее благоприятен для оздоровительных целей, относительно благоприятна также слабохолмистая и волнистая местность, ровная, плоская поверхность неблагоприятна, так как с точки зрения эстетики пейзажного восприятия монотонный рельеф неинтересен, а также функционально малопригоден.
Горный рельеф, крутые береговые склоны практически исключают проведение мероприятий по борьбе с затоплением и подтоплением прибрежной территории водохранилища.
Число отдыхающих одновременно в зонах отдыха составляет в летнее время - до 20 тыс. человек, зимой - до 2 тыс. человек.
Скальные грунты береговых склонов исключают размывы берега и необходимость проведения берегозащитных мероприятий на участках размещения баз отдыха. Создание водохранилища и благоприятные условия на данном береговом участке для отдыха населения обусловило его использование в рекреационных целях.
В свою очередь, рекреационное использование водного объекта и прилегающей территории побережья ограничивает размещение и исключает строительство различного рода производственных объектов, загрязняющих окружающую среду.
В населенных пунктах внешняя граница водоохранной зоны водохранилища приурочена и по возможности проведена по улицам, на дачных участках -по проездам (улицам), в горной местности - по сопкам и хребтам водоразделов, в ряде случаев - вдоль дорог.
При этом, дополнительное расстояние (ширина водоохранной зоны) на всем протяжении рассматриваемого участка побережья, в основном, выдержано равным 500 м. В зависимости от природных условий (наличие сопок, водоразделов, дорог, глубоко вдающихся заливов водоема) дополнительное расстояние в пересеченной местности принималось несколько больше или меньше 500 м. В пос. Октябрьский это расстояние обусловлено характером планировки и застройки [5, 6].
Площадь водоохранной зоны Бухтарминского водохранилища составляет 2080 га.
Кроме осушенной части в водоохранной зоне выделяется водоохранная полоса (ВП) шириной не менее 35 метров с внутренней границей, проходящей по НПУ водохранилища.
Водоохранная полоса должна быть, как правило, свободной от застройки. При этом эксплуатация зданий и сооружений, возведенных в пределах границ водоохранных полос до 1 июля 2009 года, допускается только при наличии организованной канализации, иной системы отвода и очистки загрязненных сточных вод или устройства водонепроницаемых выгребов с обеспечением вывоза их содержимого.
В соответствии с порядком установления, ширина водоохранной полосы водохранилища определена с учетом ландшафтных особенностей, крутизны склонов побережья, а также с учетом размещения земельных участков существующей застройки баз и домиков отдыха [5,6].
Протяженность границы ВП совмещенной с границей земельных наделов -16,00 км, протяженность границы ВП определяемой с учетом ландшафтных особенностей, крутизны склонов побережья, и с учетом размещения земельных участков существующей застройки баз и домиков отдыха - 37,51 км.
В последние годы государство уделяет особое внимание водоохранным территориям. Большая проблема с застройщиками на Бухтарминском водохранилище. Состоятельные граждане стараются приобретать участки под строение индивидуального жилья или для продажи.
При покупке земли на Бухтарминском водохранилище определить "на глазок", войдет ли участок в водоохранную полосу, не так просто. Уровень водохранилища, по сравнению с проектной отметкой, изменяется довольно часто, поэтому может показаться, что дом возведут достаточно далеко от воды. Но ситуация может измениться, поэтому в расчетах границ специалисты учитывают не только повышение уровня воды во время паводка, но и изначальные принятые проектные отметки затопления.
На некоторых участках побережья застройка находится в хаотичном состоянии: кадастровые земельные наделы оформлены без соблюдения требований водного и земельного кодексов РК, отсутствует инженерное обеспечение большинства объектов отдыха (не решены вопросы утилизации отходов жизнедеятельности, не организованы пути подъезда к базам отдыха, нет свободного доступа к водному объекту общего водопользования, не установлены места массового отдыха и др.).
После установления границы, а также ограниченного режима хозяйственной деятельности возведение зданий и сооружений в пределах водоохранной полосы становится не возможным, в некоторых случаях требуется изменение целевого назначения земельного участка в соответствии с ограничениями режима хозяйственной деятельности.
Правомерность расположения земельных участков и домостроений в водоохранной полосе Бухтарминского водохранилища, на землях водного фонда, не соответствующим условиям ввода в эксплуатацию должно быть рассмотрено в судебном порядке, как оформленные с нарушением законодательства Республики Казахстан и изъяты, а домостроения ликвидированы [7].
Собственникам и землепользователям с земельными наделами в водоохранной полосе необходимо дополнительно определить степень воздействия на окружающую среду их объектов (баз и домиков отдыха, объектов сферы обслуживания и вспомогательных хозяйств) в соответствии со статьей 44 Экологического Кодекса РК «особенности оценки воздействия на окружающую среду для существующих объектов» [1].
По результатам оценки, при установлении отрицательного воздействия на окружающую среду существующих объектов с разрешенным целевым использованием и расположенным в водоохранной полосе, собственникам и землепользователям необходимо предусмотреть дополнительные водоохранные мероприятия, полностью исключающие загрязнения прилегающей территории или вынос из водоохранной полосы всех объектов загрязнителей, способствующих загрязнению и засорению водохранилища [11].
Использование земель в зоне проектного затопления водохранилищем не должно противоречить целевому назначению, установленного для акватории Бухтарминского водохранилища.
Расположение выявленных сооружений (спусков, стенок, ограждений) в зоне затопления (осушенной зоне) водохранилища недопустимо, т.е. все эти объекты возведены за пределами выделенного земельного участка в зоне проектного затопления водохранилищем и подлежат ликвидации, как самовольно построенные сооружения. Домики отдыха на свайном основании, площадка для ТБО, расположенные в осушенной зоне, а также старые разрушенные гаражные постройки подлежат выносу из осушенной зоны и водоохранной полосы водохранилища. Остов старого судна, расположенного на берегу подлежит утилизации [2, 3].
Расположение причалов, насосных станций, лодок, катамаранов, аквапарка должно быть узаконено.
Пользование земельными участками, включенными под водоохранные зоны и полосы, согласно статье 134 Земельного кодекса РК осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства Республики Казахстан [3,5]. В лесах, расположенных на водоохранных зонах и полосах, режим ограничения лесопользования устанавливается с учетом обеспечения охраны водных объектов в соответствии с лесным законодательством РК [4].
В категориях государственного лесного фонда «запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ, каналов и других водных объектов» устанавливается заказной режим ограничения лесопользования [3,6].
В соответствии со статьей 31 Лесного кодекса РК лесные ресурсы на участках государственного лесного фонда предоставляются в долгосрочное лесопользование (срок от 10 до 49 лет) на основании протокола тендера с последующим оформлением договора между уполномоченным органом или областным исполнительным органом, в ведении которых находятся участки государственного лесного фонда и лесопользователем [4].
Собственники баз и домов отдыха, землевладельцы и землепользователи, земли которых расположены в водоохранной зоне и водоохранной полосе, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос, учитывать экологические, санитарно-эпидемиологические и иные требования, установленные экологическим законодательством, законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также Водным кодексом Республики Казахстан [2,8].
Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, водоохранных полос и водоохранных знаков возлагается на землепользователей и местные исполнительные органы.
На природный фон загрязнений Бухтарминского водохранилища на участке Октябрьский плес накладываются загрязнения горнорудных объектов АО «Казцинк» (рудники Малеевский, Греховский, Зыряновская обогатительная фабрика и хвостохранилище), загрязнения, поступающие из обжитой зоны (пос.. Октябрьский и пос. Новая Бухтарма), цементный завод Бухтарминской цементной компании, автозаправочные станции, а также бытовое загрязнение из обширной рекреационной зоны.
Очистные сооружения ТОО «Бухтарма-Теплоэнерго» и ТОО «Голубой залив», расположенные непосредственно на рассматриваемом участке побережья водохранилища работают эффективно и с достаточно высокой степенью очистки. Сброс очищенных стоков в водохранилище производится через рассеивающие выпуски.
Источниками рассеянного загрязнения являются несанкционированные свалки бытового мусора, многочисленные фрагментарные загрязнения легкими фракциями бытового мусора (пластиковые пакеты, бутылки, бумага и пр.), строительного мусора и отходов при строительстве домиков и баз отдыха, использование на приусадебных участках индивидуальной жилой застройки и дачниками органических и минеральных удобрений, различных химикатов, складирование навоза в жилой зоне, в результате чего происходит загрязнение почвы и воды. К источникам рассеянного загрязнения также следует отнести неиспользуемые, полуразрушенные и брошенные постройки и сооружения (бывшие гаражи, животноводческие фермы, бывшая котельная, бывшие очистные сооружения и др.).
На приусадебных участках индивидуальной жилой застройки размещены хозяйственные постройки, надворные туалеты (в большинстве своем без водо-
непроницаемых выгребов), содержится домашний скот и птица, хранится навоз на неподготовленных площадках, имеются свалки мусора и отходов. В частном жилом секторе нечистоты зачастую не вывозятся, а утилизируются на огородах и в естественных понижениях рельефа местности.
На рассматриваемой территории поселков отсутствует ливневая канализация, в связи с чем, в осенне-весенний период загрязненные дождевые и талые воды с автодорог и улиц смываются и стекают по уклону в водоем, усугубляя эпидемиологическую обстановку в Бухтарминском водохранилище.
Побережье используется для пастьбы домашнего скота (овцы, лошади).
Всего здесь размещено 3092 объекта. Единовременная вместимость всех существующих на правобережье Бухтарминского водохранилища учреждений отдыха, включая дачи, составляет порядка 15000 человек. Данная нагрузка на имеющиеся рекреационные ресурсы оценивается как интенсивная.
Планово-регулярная очистка зоны отдыха практически отсутствует. Местами действуют стихийные мусорные свалки. Для этого выкапываются траншеи, ямы. Вывоз твердых бытовых отходов в летнее время года осуществляется спецтранспортом в порядке, определяемом по договорам с организациями, эксплуатирующими полигоны ТБО в п. Новая Бухтарма. Полигон в районе п. Новая Бухтарма обслуживается ПКСК «Бухтарма» [9,10].
Уровень благоустройства, за исключением отдельных баз отдыха, крайне низкий и в санитарно-гигиеническом отношении, как правило, не соответствует действующим нормативным требованиям.
Централизованная канализация имеется на одной базе отдыха (оздоровительного комплекса «Голубой залив»). В основном, применяются обычные надворные туалеты с устройством выгребных ям. На территории отдельных баз отдыха используются биотуалеты.
Ливневая канализация и очистка поверхностных стоков отсутствует повсеместно.
Некоторые земельные участки имеют ограждения (пляжных участков) до самого уреза воды, чем затрудняют доступ к водоему, а в отдельных случаях полностью его исключают, что является нарушением требований Водного Кодекса РК [2].
В районе оздоровительного комплекса «Голубой залив» имеются отдельные объекты (в настоящее время поделенные между отдельными собственниками), состояние которых не отвечает санитарным нормам: свинарник, бывшая не действующая котельная, не действующая теплица, старые разрушенные очистные сооружения и другие.
В настоящее время, береговая зона, прилегающая к водоему, представляет собой практически уже застроенную территорию.
Уровень благоустройства окружающей территории, за исключением непосредственно отдельных баз отдыха, крайне низкий и в санитарно-гигиеническом отношении, как правило, не соответствует действующим нормативным требованиям.
Основным источником загрязнения воды водохранилища является неорганизованный поверхностный сток с неблагоустроенной территории зоны отдыха.
Другими источниками попадания в воду загрязняющих веществ являются сбросные воды очистных сооружениях ТОО «Голубой залив» и ТОО «Бухтар-ма-Теплоэнерго».
Степень загрязнения сбросных вод регламентируется нормативами ПДС, строго контролируется органами санитарного надзора. При этом фоновые концентрации загрязняющих веществ в Бухтарминском водохранилище определяются ВК ЦГМ.
При выборе территории, предназначенной для отдыха населения, также должно учитываться наличие объектов, отнесённых к охраняемым ландшафтным объектам и историческим и культурным ценностям.
В результате обследования береговой территории Бухтарминского водохранилища были получены материалы, характеризующие современную экологическую и водоохранную обстановку на рассматриваемом побережье.
При обследовании выявлены места скоплений и фрагментарного загрязнения мусором и отходами, места с разрушенными строениями, которые подлежат ликвидации, в связи с неудовлетворительным санитарно-экологическим состоянием этих мест.
Выявлены промоины и смывы грунта на грунтовых дорогах, образованные водной эрозией, засоряющие территорию выносом размываемого грунта и являющиеся местом загрязнения прилегающей местности грязевыми потоками.
В соответствии со специальным режимом хозяйственной деятельности устанавливаемом в водоохранной зоне для предотвращения загрязнения, засорения водохранилища, запрещается размещение животноводческих ферм, накопителей сточных вод, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей, тракторов и других машин и механизмов, размещение стоянок транспортных средств.
Сбросы с очистных сооружений, с полей фильтрации в Бухтарминское водохранилище необходимо осуществлять в соответствии с экологическими нормативами на основании разрешительных документов. Разрешительные документы выдаются на основании периодически обновляемых проектов нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) [6,7].
Для улучшения качества вод Бухтарминского водохранилища, необходимо рассматривать и постоянно совершенствовать комплекс природо- и водоохранных мероприятий на водосборе, производить замену устаревших технологий производств на более эффективные, стабилизировать уровень выбросов, сбросов и накопления отходов при возрастающем уровне производств и в дальнейшем, сохраняя это условие, последовательно осуществлять конкретные природоохранные мероприятия по уменьшению загрязнения окружающей среды и улучшению в целом водоохранной и экологической обстановки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 г. №212 - III ЗРК.
2. Водный кодекс РК, утвержденный постановлением Правительства РК от 9 июля 2003 г. № 481-11 ЗРК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.07.2009 г.)
3. Земельный кодекс РК, утвержденный постановлением Правительства РК от 20 июня 2003 г. № 442-11 ЗРК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2009 г.)
4. Лесной кодекс РК, утвержденный постановлением Правительства РК от 8 июля 2003 г. № 477-11 ЗРК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.07.2009 г.)
5. Правила установления водоохранных зон и полос. Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 января 2004 г. №42.
6. «Правила использования зон режимных территорий» (утверждены постановлением правительства РК от 17.01.03 г. №45).
7. «Технические указания по проектированию водоохранных зон и полос поверхностных водных объектов», утвержденные Комитетом по Водным Ресурсам МСХ РК от 21.02.2006 г., приказ №33.
8. Правила использования водных ресурсов Верхне-Иртышского каскада водохранилищ утвержденные Комитетом водных ресурсов Мин. ПР и ООС РК (приказ от 04.03.02 г. № 17-п).
9. «Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна р.Иртыш на территории Республики Казахстан» - Основные положения, г. Алматы, 2004 г.ПК «Институт Казгипроводхоз» ( не утверждена).
10. «Проект генерального плана зоны отдыха Бухтарминского водохранилища (1 рекреационная зона северо-западного рекреационного района)».2009 г.
11. «Схема улучшения технического состояния и благоустройства Бухтарминского водохранилища и его водоохранной зоны» 1986 г.
© А. В. Егорина, А. Н. Логиновская, 2015