Митина Э.А., Быкова Т.О. Экологически чистая продукция: вопросы стандартизации, сертификации и государственной поддержки производителей // Продовольственная политика и безопасность. — 2016. — Т. 3. — № 2. — С. 91-104. — doi: 10.18334^^.3.2.35796
Язык публикации: русский
Food Policy and Security, 2016, Volume 3, Issue 2
Ecologically clean products:
the issues of standardization, certification
and state support of the producers
Ella Mitina1 , Tamara Bykova1
1 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Russian Federation
ABSTRACT_
The article describes the main international requirements to the organic production and ecologically clean products, analyzes the structure of Basic standards, characterizes the essence of certification processes, discusses the examples of implementation of regional programs aimed at the development of the environmentally conscious production, organization and maintenance of organic agriculture in the Russian Federation. The materials of this article may be useful to students, postgraduate students, producers and consumers of ecologically clean products, as well as to a broader audience that takes interest in the food safety.
KEYWORDS_
organic products, certification, Basic standards, standardization, state support, regional programs
CITATION_
Mitina, E.A., Bykova, T.O. (2016). Ecologically clean products: the issues of standardization, certification and state support of the producers. Food Policy and Security, 3(2), 91-104. doi: 10.18334/ppib.3.2.35796
JEL: D45, H71, L15, Q57 Original Research Language: Russian
Received: 9 May 2016, Published: 30 Jun 2016
© Mitina E.A., Bykova T.O. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0
H For correspondence: [email protected]
HIGHLIGHTS
► organic aquatic animal farming implies breeding of animals within the boundaries of an organic farm since the day of their birth or (to be considered
as organic) the animals have to spend a third of their life in an organic household system
► a product may be labelled as a "product of an organic agricultural household" if it was produced in accordance with the requirements of Basic standards and contains no less than 95 % of ingredients having organic origins proven by a respective certification
► applying the principles of organic production, minimum requirements to the products and production set in the Basic standards of IFOAM, any country has an opportunity to develop its national standards, taking into account the conditions of a particular organic production
► the government of the Republic of Crimea intends to help the producers of organic agricultural products by developing an organic farming support program that implies subsidization the purchase of agricultural equipment/machinery and biological crop-protection agents by organic farmers
Продовольственная политика и безопасность, 2016, Том 3, Выпуск 2
Экологически чистая продукция: вопросы стандартизации, сертификации и государственной поддержки производителей
Элла Митина1, Тамара Быкова1
1 Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Россия
АННОТАЦИЯ_
В статье описаны основные международные требования к органическому производству и экологически чистой продукции, проанализирована структура Базовых стандартов, охарактеризована сущность процессов сертификации, рассмотрены примеры реализации региональных программ в Российской Федерации по развитию экологического производства, организации и ведению органического хозяйства. Материалы данной статьи могут быть полезны студентам, аспирантам, производителям и потребителям экологически чистой продукции, а также всем интересующимся продовольственной безопасностью.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_
органическая продукция, сертификация, Базовые стандарты, стандартизация, государственная поддержка, региональные программы
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_
Митина Э.А., Быкова Т.О. Экологически чистая продукция: вопросы стандартизации, сертификации и государственной поддержки производителей // Продовольственная политика и безопасность. - 2016. - Т. 3. - № 2. - С. 91-104. - М: 10.18334/рр1Ь.3.2.35796
JEL: D45, H71, L15, Q57 Язык публикации: русский
© Митина Э.А., Быкова Т.О. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0
н Для связи: [email protected]
ТЕЗИСЫ
► органическое акватическое животноводство предусматривает выращивание животных организмов в пределах органического хозяйства со дня их рождения, или (чтобы считаться органическими) животные должны провести две трети своей жизни в пределах органической системы хозяйства
► продукт может быть маркирован как «продукт органического сельского хозяйства», если он произведен в соответствии с требованиями Базовых стандартов или содержит не менее 95 % ингредиентов, которые имеют сертифицированное органическое происхождение
► применяя принципы органического производства, минимальные требования к продукции и производству, установленные в Базовых стандартах IFOAM, любая страна имеет возможность разрабатывать свои национальные стандарты, учитывая условия конкретного органического производства
► Правительство Республики Крым намерено помочь производителям органической сельхозпродукции: для региона готовится программа поддержки экоземледелия, предусматривающая выделение эко-фермерам субсидий на покупку сельхозтехники и биологических СЗР (средства защиты растений)
Об авторах:
Митина Элла Александровна, ассистент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела Института экономики и управления, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского ([email protected])
Быкова Тамара Олеговна, аспирант кафедры экологии и зоологии Таврической академии, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
Введение
Одной из основных предпосылок, способствующей эффективному развитию органического производства, является эффективная нормативная база. Для эффективного развития и успешного функционирования рынка органически выращенной (произведенной) продукции должны быть стандарты производства, сырья и готовой продукции, требования (правила) маркировки, упаковки, методов контроля и другие документы, которые стимулируют и способствуют развитию органического производства.
Органическими могут считаться только те продукты, которые произведены в соответствии с утвержденными правилами (стандартами) и сертифицированы в установленном порядке. При этом органическая продукция маркируется определенным образом, и на этикетку наносится соответствующий логотип и информация по соответствующему органу сертификации [1].
Целью данной статьи является раскрытие сущности процессов стандартизации, сертификации и государственной поддержки производителей органической продукции.
Основная часть
Основные международные требования к органическому производству и экологически чистой продукции установлены в базовых стандартах №ОАМ [11]. По определению №ОАМ, «органическое сельское хозяйство - это целостный системный подход, базирующийся на совокупности методов, которые обеспечивают жизнеспособную экосистему, безопасное продовольствие, полезное питание, здоровье животных и социальную справедливость», а «органический продукт -продукт, который производят, перерабатывают и продают в соответствии со стандартами органического хозяйствования» [5].
Итак, органические продукты - это продукты, производство которых основано на следующих правилах [9]:
— в растениеводстве запрещено использование ядохимикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, а также минеральных удобрений синтетического происхождения, при этом защита растений осуществляется, предпочтительно, препаратами натурального происхождения, а для питания почвы и растений используются органические удобрения;
— в животноводстве не допускается применение стимуляторов роста, гормонов и антибиотиков, а для лечения животных используются профилактические средства и гомеопатические препараты.
Так, в 1980 году IFOAM были сформированы первые «Базовые стандарты по органическому производству и переработке», которые позже были усовершенствованы только в 2005 году и были утверждены Генеральной Ассамблеей IFOAM. Стандарты имеют статус международных, так как процедура их разработки соответствует принципам Международной организации по стандартизации ISO и техническим требованиям ВТО [4].
В настоящее время к основным принципам органического сельского хозяйства можно отнести [6]:
— поддержание и укрепление здоровья почвы, растений, животных, людей и всей планеты в целом;
— в сельском хозяйстве особое внимание уделяется поддержанию функционирования экологической системы, ее улучшению без особых вмешательств и грубых нарушений;
— гарантии социальной справедливости, учитывающие интересы общества;
— рациональное и ответственное ведение хозяйства, обеспечивающее здоровье и благополучие окружающей среды в нынешнем и будущих поколениях.
Базовые стандарты являются общепризнанными
международными документами, использующимися на национальном и международном уровнях при разработке норм или других документов, в которых устанавливаются более конкретные требования [8].
Базовые стандарты IFOAM представлены в виде общих принципов, рекомендаций, Базовых стандартов и системы Мягких требований.
Общие принципы представляют собой спланированные цели органического производства и переработки, написанные в виде конкретных требований.
Рекомендации - это практические предложения по внедрению в органическое агропроизводство, пищевую и текстильную отрасли, не являющиеся обязательными для использования.
Базовые стандарты являются минимальными требованиями, которым должен удовлетворять определенный вид деятельности, чтобы быть сертифицированным как органическое хозяйство.
Система мягких требований - это исключения из определенных частей Базовых стандартов, применяемые только в конкретных условиях.
Рассмотрим структуру, по которой оформлены Базовые стандарты.
В разделе «Общие требования к растениеводству и животноводству» установлены требования к переходному периоду, обособленному и параллельному производству, системе поддержания менеджмента органического производства.
В разделе «Растениеводство» установлены требования к выбору культур и сортов растений, продолжительности переходного периода (период конверсии), определенного в зависимости от выращиваемой культуры и составляющего не менее 12 мес. и до 36 мес. от даты последнего применения запрещенного материала или производственной практики. Разнообразия в растениеводстве должны базироваться на бережном отношении к почвам и природной экосистеме. Плодородие почвы и использование удобрений обеспечивается возвратом в почву микробиологических, растительных и животных остатков для повышения или сохранности ее плодородия и дальнейшей биологической активности. Для борьбы с вредителями, болезнями и сорняками при органическом производстве необходимо применять только биологические методы и мероприятия.
В разделе «Животноводство» установлены требования к методам животноводства, обеспечивающие гармоничную связь между почвой, растениями и животными, с учетом их физиологических потребностей, таких как регулирование поведение животных и кормление качественными, органично выращенными кормами. При этом продолжительность переходного периода зависит от получаемой продукции и может составлять от 42 дней при производстве яиц и до 12 месяцев при производстве мяса; органические сельскохозяйственные животные должны быть выращены в органическом хозяйстве. Для разведения следует отбирать породы, приспособленные к местным условиям.
Хирургическое вмешательство запрещено за исключением кастрации, обрубания хвостов у ягнят, удаления рогов, окольцовывания, обрезания шерсти вокруг хвоста. Кормление животных должно удовлетворять их потребность в питательных веществах за счет органического фуража и кормов высокого качества, запрещено использование отходов бойни, всех видов экскрементов, кормов, извлеченных за счет растворителей, чистых аминокислот, синтетических
азотных соединений, синтетических гормонов роста или стимуляторов, возбудителей аппетита, консервантов, красителей и тому подобное.
Установлены требования и к ветеринарной медицине, предполагающей, что здоровье животных необходимо поддерживать за счет применения предупредительных методов хозяйствования. Если же животное заболело, то безотлагательно осуществляется надлежащее лечение под наблюдением ветеринара с применением химических традиционных ветеринарных средств или антибиотиков. Прививки животным разрешено проводить, если существует или ожидается вспышка эндемического заболевания, вакцина применяется в соответствии с действующим законодательством и не должна быть создана методами генной инженерии.
При транспортировке и забое стресс животных должен быть минимальным, что обеспечивает щадящее обращение с ними во время загрузки, транспортировки и забое. Перед транспортировкой или в ее процессе, которая не должна превышать 8 часов, разрешено применение синтетических транквилизаторов или стимуляторов.
В Базовых стандартах также установлены требования и к органическому пчеловодству, указывающие на то, что ульи должны быть расположены на органически обработанных полях, которые подразумевают наличие диких природных угодий или других участков с самым низким риском загрязнения. В конце производственного сезона в ульях необходимо оставлять достаточные запасы меда и пыльцы, чтобы пчелиная семья могла выжить во время зимовки. Для подкормки разрешено использование органического меда или органического сахара. Продукты пчеловодства могут реализовываться как органические, если требования этих стандартов выдержаны в течение одного года. Ульи также должны быть изготовлены из природных материалов. В стандарте также перечислены вещества, которые можно применять для борьбы с болезнями, а хорошее состояние здоровья пчелиных семей обеспечивается за счет методов гигиены и надлежащего ухода за ульями.
Что касается разведения органической аквакультуры, то оно должно соответствовать всем факторам защиты окружающей среды, не нарушать биологическое разнообразие, здоровое состояние водной среды, качество окружающей водной и земной экосистемы. Использование удобрений и пестицидов запрещено, за исключением разрешенных. Процесс сбора акватических растений также не должен нарушать баланс в экосистеме. Органическое акватическое
животноводство предусматривает выращивание животных организмов в пределах органического хозяйства со дня их рождения, или (чтобы считаться органическими) животные должны провести две трети своей жизни в пределах органической системы хозяйства. Для кормления необходимо использование высококачественных органических кормов, доля неорганических кормов должна быть незначительной и ограниченной во времени.
Здравоохранение и благополучие акватических животных должно осуществляться путем применения сбалансированной системы кормления, содержания в условиях антистрессовых ситуаций и противостояния возбудителям болезней, паразитам и инфекциям. Запрещено использование профилактических ветеринарных лекарств, химических традиционных ветеринарных средств и антибиотиков, гормонов, стимуляторов роста. Требования к перевозке и забою акватических видов такие же, как и для других животных, описанных выше [10].
В разделе «Переработка органической продукции и обращение с ней» предусмотрено условие, что все органические продукты должны быть идентифицированы как таковые, а также на протяжении всех операций не допускается контакт с неорганическими продуктами. Переработанные органические продукты производятся только из органических ингредиентов. Запрещено использование макро- и микроэлементов, витаминов и подобных изолированных ингредиентов за исключением ситуаций, когда их применение предусмотрено законом или обнаружен серьезный дефицит в рационе питания.
Препараты из микроорганизмов и энзимы (ферменты) разрешено использовать, за исключением ГМО и продуктов из них. Методы переработки должны быть биологического, механического и физического характера. Запрещено применение метода облучения.
Касательно хранения, то разрешены следующие методы: контролируемая атмосфера, регулируемая температура; сушка; регулируемая влажность. Для борьбы с вредителями и возбудителями болезней применяются профилактические методы: механические, физические и биологические.
Упаковочные материалы не должны оказывать влияние на органический продукт и окружающую среду. Запрещено использование упаковочных материалов, складских контейнеров и резервуаров, содержащих синтетический фунгицид, консерванты или фумиганты.
Для изготовления текстильных волокон необходимо использовать технологии, наименее вредные для окружающей среды, применяя только механические и физические методы. Маркировка должна предоставлять четкую и точную информацию об органическом статусе продукта.
Таким образом, продукт может быть маркирован как «продукт органического сельского хозяйства», если он произведен в соответствии с требованиями Базовых стандартов или содержит не менее 95 % ингредиентов, которые имеют сертифицированное органическое происхождение, если менее 95 % и более 70 % ингредиентов имеют сертифицированное органическое происхождение, то может быть обозначен как «органический», если менее 70 % ингредиентов имеют органическое происхождение, то информация об органических ингредиентах может быть указана только в общем списке ингредиентов, и такой продукт не может называться «органическим».
На этикетках указывается перечень всех ингредиентов, если ароматические травы или пряности составляют менее 2 % от массы, то они обозначаются как «ароматические травы» без указания их процентной доли. Воду и соль не включают в перечень органических ингредиентов. Социальная справедливость и социальные права составляют неотъемлемую часть органического агропроизводства и переработки. Если производство организовано с нарушением основных прав человека и с явными случаями социальной несправедливости, то произведенная продукция не может считаться органической. Не может также быть использован принудительный, подневольный труд, дискриминация, труд детей разрешен только на фермерских хозяйствах своих родителей при условии, что работа не является вредной для здоровья, не мешает их обучению и физическому, моральному, социальному развитию, работа проходит под наблюдением взрослых.
Таким образом, Базовые стандарты №ОАМ охватывают почти все отрасли сельского хозяйства и устанавливают правила органического производства на каждом из этапов, определяя принципиальные цели экологического производства и переработки, устанавливают требования к органическому растениеводству, животноводству, пчеловодству, аквакультурам, переработки и обработки пищевых продуктов и др.
Применяя принципы органического производства, минимальные требования к продукции и производству, установленные в Базовых стандартах №ОАМ, любая страна имеет возможность разрабатывать свои национальные стандарты, учитывая условия конкретного органического
производства и максимально возможное качество готовой продукции, и Российская Федерация не является исключением.
Министерством сельского хозяйства РФ в 2011 г. была опубликована первая версия законопроекта об органическом сельском хозяйстве, в 2012 г. вышла доработанная версия, а в 2013 г. была издана третья редакция документа [9], изучение которого показывает, что принятие его в настоящем виде очень слабо повлияет на развитие отечественного рынка органической продукции, так как в основном содержит ограничительные, а не стимулирующие меры по отношению к производителям. В числе стимулов предусмотрены только господдержка при страховании рисков утраты сельскохозяйственной продукцией статуса органической продукции из-за болезней растений и животных, проникновения ГМО или воздействия ионизирующего излучения и при страховании рисков потери урожая или гибели животных вследствие распространения вредных организмов или болезни животных.
Как показывает зарубежный опыт, для развития рынка органической продукции необходимо государственное вмешательство, благодаря которому станут возможны качественные изменения в институциональной структуре рынка органической продукции. Получив такой толчок, связанный с российским эмбарго на импорт продукции, и адресную поддержку со стороны государства, производство органических продуктов может оказаться благоприятным фактором развития для всех участников региональных агропродовольственных рынков, а также социально-экономической среды сельских территорий и улучшения экологической ситуации. Так, на региональном уровне пытаются восполнить пробелы федерального законодательства, принимаются на местных уровнях законы и разрабатываются целевые программы развития органического земледелия, производства экологических продуктов питания в различных регионах.
Рассмотрим некоторые примеры реализации региональных программ в Российской Федерации по развитию экологического производства, организации и ведению органического хозяйства.
Так, в июне 2013 г. в Ульяновской области был принят краевой закон «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов» [3], согласно которому статус производителя органической продукции получает хозяйство, которое произвело не менее 50 % органической продукции, сертифицированной по требуемым стандартам, за предшествующий календарный год. При этом
региональный бюджет берет на себя 50 % затрат на сертификацию производителя, освобождает его от налога на имущество, обеспечивает бесплатное обучение граждан методам и способам органического производства, оказывает бесплатные консультационные услуги по вопросам сертификации органической продукции.
В Краснодарском крае с начала 2014 г. вступил в силу краевой закон «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае» [2], а также была разработана долгосрочная целевая программа «Развитие органического земледелия, производства экологических продуктов питания и агротуризма в Краснодарском крае на 2013-2016 годы». Основная цель закона - создание благоприятных условий для развития производства органической продукции на территории Краснодарского края, в том числе в малых формах хозяйствования, сохранение природных ресурсов, улучшение экологичности сельскохозяйственного производства, повышение качества и безопасности продуктов питания.
Правительство Республики Крым также намерено помочь производителям органической сельхозпродукции. Для региона готовится программа поддержки экоземледелия, презентация которой запланирована на август 2016 г., предусматривающая выделение эко-фермерам субсидий на покупку сельхозтехники и биологических СЗР (средства защиты растений). Главной задачей поддержки должно стать формирование инфраструктуры производства и сбыта. Сертифицированным производителям планируется выдача субсидии на хранение и переработку, производство товарной органической продукции, на создание оптово-распределительных центров для органического сельхозпроизводства [7].
Заключение
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:
1. Исследованы международные требования к органическому производству на основе Базовых стандартов в сфере животноводства и растениеводства. Благодаря чему было выявлено, что органическими могут считаться только те продукты, которые произведены в соответствии с утвержденными правилами Генеральной Ассамблеи №ОАМ и сертифицированы в установленном порядке, так как процедура их
разработки соответствует принципам Международной организации по стандартизации ISO и техническим требованиям ВТО.
2. Дана обобщенная характеристика видов маркировки органической продукции, показывающая, что для развития этой сферы необходимо законодательное регулирование вопросов сертификации и стандартизации.
3. Анализ опыта ведения органического сельского хозяйства в регионах России показывает, что принятие краевых законов, реализация региональных целевых программ является эффективным регулятором развития органического производства как на региональном, так и на федеральном уровнях.
ИСТОЧНИКИ:
1. Александрова О.А. Экологически чистая сельскохозяйственная продукция: вопросы
производства, государственной поддержки, стандартизации // Никоновские чтения. - 2009. - № 14. - С. 129-133.
2. Закон Краснодарского края от 01.11.2013 № 2826-КЗ «О производстве органической
сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае».
3. Закон Ульяновской области от 05.07.2013 № 106-30 «О мерах государственной
поддержки производителей органических продуктов в Ульяновской области».
4. Зуев А.Г., МасляковаЛ.А. Маркетинг экомоды // Маркетинг в России и за рубежом. -
2003. - № 3. - С. 125-130.
5. Кодекс Алиментариус. Органические пищевые продукты. - М.: Весь Мир, 2006. - 72 с.
6. Марьин Е.В. Организационно-правовой механизм экологического аудита:
Монография. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 192 с.
7. Гетманова А. Правительство Крыма готовит программу поддержки экоземледелия
в регионе [Электронный ресурс] // Союз органического земледелия. - Режим доступа: http://sozrf.ru/03072014k/
8. Пахоменко Н.В., Сергиенко О.И. Интегрированная продуктовая политика и
производство экологически безопасного продовольствия: опыт ЕС и перспективы для России // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 1. - С. 294-300.
9. Проект федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной
продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Dairynews.ru. - Режим доступа: http://www.dairynews.ru/docs/proektfederalnogozakona-o-roizvodstveorganiche
10. Ферару Г.С. Экологическая маркировка продукции в контексте повышения
экологической безопасности общества // Экология человека. - 2006. - № 3. -С. 17-21.
11. IFOAM Basic Standards approved by the IFOAM General Assembly [Electronic resource] //
Ifoam.org. - 2002. - Mode of access: http://www.ifoam.org/