Научная статья на тему 'Экологическая тематика в советских плакатах'

Экологическая тематика в советских плакатах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2458
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ПЛАКАТ / СССР / ВИЗУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ПРИРОДА / ПОЛИТИКА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОХРАНА / ВИЗУАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ / ХУДОЖНИКИ / ECOLOGY / POSTER / SOVIET UNION / VISUAL HISTORY / NATURE / POLITICS / ENVIRONMENT / PROTECTION / ARTISTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Есимова Айгуль Бегеновна

Визуальные материалы представляют собой большое исследовательское поле для анализа различных аспектов общественной жизни. Социальные изменения, актуализация определенных социальных проблем видны через количественное преобладание тех или иных визуальных тем. Анализ визуальных архивов помогает восполнить социальную историю того или иного государства в различный исторический период. Советская государственная монополия на визуализацию давала государству возможность визуального влияния. Понимание значимости визуализации социальной проблематики породило такой феномен как советский плакат. Советский экологический плакат является одним из важных этапов в истории советского плаката. Он является ярким свидетельством представления советского государства о степени важности экологической проблемы и предпринимаемых путях решения вопросов по сохранению природы. Плакат это зеркало, отражающее исторические периоды в жизни государства. Каждый этап развития плаката имеет особенную характеристику, являющуюся отпечатком данного исторического времени. Анализ хронологических рамок развития и становления экологического плаката показывает, что условно ее можно разделить на три этапа. Первый этап начинается с зарождения советского плакатного искусства и длится до 60-х годов ХХ века. В этот период экологическая проблематика не является особо актуальной. Окружающая среда выступает фоном ускоренной индустрилизации. Второй этап начинается с 70-х годах ХХ века, когда большая часть плакатов содержала призыв одуматься и решительно изменить свое отношение к природе. Третий этап связан с тем, что в 80-е годы стали появляться плакаты, на которых художники изображали последствия наступившей экологической катастрофы. Советский экологический плакат это отражение отношения и представлений о степени важности государственной политики по охране окружающей среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental themes in Soviet posters

Visual materials represent a large research field for the analysis of various aspects of public life. Social changes, the actualization of certain social problems are visible through the quantitative predominance of certain visual themes. Analysis of visual archives helps to fill in the social history of a state in different historical periods. The Soviet state monopoly on visualization with the passage of censorship on utility gave the state the possibility of visual influence. Understanding the importance of visualization of social issues gave rise to such a phenomenon as the Soviet poster. The Soviet environmental poster is one of the important stages in the history of the Soviet poster. It is a vivid evidence of the Soviet state's perception of the importance of the environmental problem and the ways in which nature conservation issues are being addressed. The poster is a mirror reflecting historical periods in the life of the state. Each stage of development of the poster has a special characteristic, which is an imprint of this historical time. The analysis of the chronological framework of the development and formation of the ecological poster shows that it can be divided into three stages. The first stage begins with the birth of Soviet poster art and lasts until the 60s of the twentieth century. During this period, environmental issues are not particularly relevant. The environment is the backdrop of accelerated industrialization. The second stage begins with the 70 ies of the twentieth century, when most of the posters contained a call to come to your senses and decisively change your attitude to nature. The third stage is associated with the fact that in the 80s began to appear posters on which artists depicted the consequences of the environmental disaster.

Текст научной работы на тему «Экологическая тематика в советских плакатах»

Environmental themes in Soviet posters

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-4-648-660 Yessimova Aigul Begenovna

PhD., associate Professor of the Department of History of Kazakhstan and social disciplines of South Kazakhstan State Pedagogical University, Kazakhstan, Shymkent, E-mail: ayessimova@gmail.com

Abstract. Visual materials represent a large research field for the analysis of various aspects of public life. Social changes, the actualization of certain social problems are visible through the quantitative predominance of certain visual themes. Analysis of visual archives helps to fill in the social history of a state in different historical periods. The Soviet state monopoly on visualization with the passage of censorship on utility gave the state the possibility of visual influence. Understanding the importance of visualization of social issues gave rise to such a phenomenon as the Soviet poster. The Soviet environmental poster is one of the important stages in the history of the Soviet poster. It is a vivid evidence of the Soviet state's perception of the importance of the environmental problem and the ways in which nature conservation issues are being addressed. The poster is a mirror reflecting historical periods in the life of the state. Each stage of development of the poster has a special characteristic, which is an imprint of this historical time. The analysis of the chronological framework of the development and formation of the ecological poster shows that it can be divided into three stages. The first stage begins with the birth of Soviet poster art and lasts until the 60s of the twentieth century. During this period, environmental issues are not particularly relevant. The environment is the backdrop of accelerated industrialization. The second stage begins with the 70 - ies of the twentieth century, when most of the posters contained a call to come to your senses and decisively change your attitude to nature. The third stage is associated with the fact that in the 80s began to appear posters on which artists depicted the consequences of the environmental disaster.

Keywords. ecology, poster, Soviet Union, visual history, nature, politics, environment, protection, artists

Кенес плакаттарындагы экологиялык такырып

Есимова Айгуль Бегеновна

тарих гылымдарыныц кандидаты,

Оцтустщ Казахстан Мемлекетпк Педагогикалыщ Университетшщ Казахстан тарихы жэне ^огамдыщ пэндер кафедрасыныц доцент, Шымкент E-mail: ayessimova@gmail.com

Андатпа. Визуалды материалдар ^огамдыщ емфдщ тYрлi аспекттерш талдау Yшiн Yлкен зерттеу аланы болып табылады. Элеуметпк езгерютер жэне белгл бiр элеуметпк мэселелердщ езектенуi кейбiр визуал та^ырыптардыц сан басымдылыгы ар^ылы керЫедк Кецестк мемлекетпк монополия мемлекетке визуализацияга ыщпал ету мYмкiндiгiн бердк Визуалды мурагаттарды талдау эр тYрлi тарихи кезецде белгл бiр мемлекеттщ элеуметпк тарихын толтыруга кемектеседк Элеуметпк проблематиканыц визуализациясыныц мацыздылыгын тYсiну кецес плакаты сия^ты феномендi тугызды. Кецестк экологиялыщ плакат кецес плакатыныц тарихындагы мацызды кезецдердщ бiрi болып табылады. Ол экологиялыщ проблеманыц мацыздылыгы мен табигатты са^тау мэселелерЫ шешу Yшiн Кецес мемлекетшщ усынган жолдарыныц жар^ын дэлелi болып табылады. Плакат-мемлекет емiрiндегi тарихи кезендердi бейнелейтiн айна. Плакаттыц эрбiр даму кезец осы тарихи уа^ыттыц тацбасы болып табылатын ерекше сипат^а ие. Экологиялыщ плакаттыц дамуы мен ^алыптасуыныц хронологиялыщ шецберш талдау оны шартты тYPде Yш кезецге белуге болатынын керсетедi. Бiрiншi кезец кецестк плакат енерiнiи пайда болуынан басталады жэне ХХ гасырдыц 60-шы жылдарына дейiн созылады. Бул кезецде экологиялыщ проблема аса езектi емес. Крршаган орта жеделдетiлген индустрияландырудыц аясы болып табылады. Екiншi кезец ХХ гасырдыц 70-шi жылдарынан басталады, бул кезде плакаттардыц басым белiгi ойлануга жэне табигат^а деген ез ^атынасын батыл езгертуге ша^ырады. Yшiншi кезец 80-шi жылдары суретштердщ экологиялыщ апат салдарын бейнелейтiн плакаттар пайда болуына байланысты.

ТYЙiн сездер: экология, плакат, КСРО, визуалды тарих, табигат, саясат, ^оршаган орта, коргау, визуалды материал, суретштер.

Экологическая тематика в советских плакатах Есимова Айгуль Бегеновна

к.и.н., доцент кафедры Истории Казахстана и общественных дисциплин Южно-Казахстанского государственного педагогического университета, Казахстан, г. Шымкент, E-mail: ayessimova@gmail.com

Аннотация. Визуальные материалы представляют собой большое исследовательское поле для анализа различных аспектов общественной жизни. Социальные изменения, актуализация определенных социальных проблем видны через количественное преобладание тех или иных визуальных тем. Анализ визуальных архивов помогает восполнить социальную историю того или иного государства в различный исторический период. Советская государственная монополия на визуализацию давала государству возможность визуального влияния. Понимание значимости визуализации социальной проблематики породило такой феномен как советский плакат. Советский экологический плакат является одним из важных этапов в истории советского плаката. Он является ярким свидетельством представления советского государства о степени важности экологической проблемы и предпринимаемых путях решения вопросов по сохранению природы. Плакат - это зеркало, отражающее исторические периоды в жизни государства. Каждый этап развития плаката имеет особенную характеристику, являющуюся отпечатком данного исторического времени. Анализ хронологических рамок развития и становления экологического плаката показывает, что условно ее можно разделить на три этапа. Первый этап начинается с зарождения советского плакатного искусства и длится до 60-х годов ХХ века. В этот период экологическая проблематика не является особо актуальной. Окружающая среда выступает фоном ускоренной индустрилизации. Второй этап начинается с 70-х годах ХХ века, когда большая часть плакатов содержала призыв одуматься и решительно изменить свое отношение к природе. Третий этап связан с тем, что в 80-е годы стали появляться плакаты, на которых художники изображали последствия наступившей экологической катастрофы. Советский экологический плакат - это отражение отношения и представлений о степени важности государственной политики по охране окружающей среды.

Ключевые слова. экология, плакат, СССР, визуальная история, природа, политика, окружающая среда, охрана, визуальный материал, художники.

УДК / UDC 93/94

Экологическая тематика в советских плакатах

А.Б. Есимова

Введение. Визуальные материалы отражают социальные проблемы своего времени. И «чтение» визуальных архивов может восполнить социальную, культурную, политическую историю о том или ином периоде. В то же время визуальные документы представляют собой средства продвижения/распространения требуемых образов, представлений. Визуальный материал в ХХ веке активно выступал в роли искусственно-созданного конструкта, направленного на распространение желаемого образа, реализуемого в рамках политики государства.

Фотографии, рисованные изображения, карикатуры, которые публикуются в прессе и отражают различные стороны политической, социальной и культурной жизни страны, выступая основными визуальными элементами медиа пространства страны, отражают различные аспекты государственной политики. Визуальные материалы представляют собой большое исследовательское поле для анализа различных аспектов общественной жизни.

Историк Щербакова Е.И. отмечает, что «визуальные образы могут отражать такие трудноуловимые в письменных источниках аспекты социальной

действительности, которые кажутся современникам само собой разумеющимися, общеизвестными и именно поэтому не акцентируются в текстах. Искажение реальности, зависящее от воли создателя или потребителя изображения, тоже представляет собой источник для изучения менталитета эпохи или социума» (Щербакова, 2011: 474). Визуальные материалы могут являться как дополнительными, так и основными источниками в изучении различных исторических событий, процессов.

Исследователь Зенкова А.Ю. подчеркивает, что «манифестация интереса к визуальности со стороны представителей различных наук, побудила более радикальных исследователей объявить о смене парадигмы в области социально-гуманитарного знания - визуальном повороте, пришедшем на смену повороту лингвистическому» (Зенкова, 2004: 186). Переход науки от лингвистического поворота к изучению визуальных материалов, к визуальному повороту, способствовало появлению четверть века назад визуальных исследований. Изучение визуальных материалов относится к междисциплинарной области исследования. Зенкова А.Ю. отмечает, что «вполне закономерно, что сообщество специалистов, занимающихся визуальными исследованиями, также можно отнести к такому виду объединения (единое научное сообщество) в силу того, что интерес к визуальности спровоцирован определенными социокультурными изменениями, вынесшими на повестку дня вопрос специального изучения визуальной культуры, визуального восприятия, мышления и воображения» (Зенкова, 2004: 185). Визуальные исследования проводятся в рамках визуальной культурологии, визуальной истории, визуальной социологии, визуальной журналистики и др. Их всех объединяет изучение и анализ визуальных текстов, их особое «прочтение».

В ХХ веке наиболее распространенным явился такой визуальный материал как плакат. Российский исследователь С.С. Фоминых определяет плакат как «ориентированное на оптическое воздействие средство коммуникации, состоящее, как правило, из двух различных семиотических кодов: вербального и изобразительного» (Фоминых, 2009:132). В плане композиционной структуры советские плакаты представляют собой креолизованный текст, то есть состоят из вербальной и невербальной информации. Соотношение иллюстрации и текста таково, что зритель вначале обращает внимание на рисунок, а затем начинает читать текст. Это связано с тем, что в подавляющем большинстве основное пространство плакатов занимает изображение. А текст, содержащийся в плакате, зачастую выглядит как лозунг - ёмкий, лаконичный и запоминающийся.

Разнообразие плакатов позволило исследователям выделить различные их виды: плакаты-рисунки, плакаты-фотографии, шрифтовые плакаты, креолизованные тексты, социальные плакаты, агитационные плакаты и т.д. Плакат имеет ряд преимуществ перед другими визуальными материалами: заметен с любого расстояния и легок в прочтении.

Социальные изменения, актуализация отдельных социальных проблем видны посредством количественного преобладания тех или иных визуальных тем, а также их композиционного содержания.

Советская государственная монополия на визуализацию с прохождением цензуры на полезность давала государству возможность визуального влияния. Понимание значимости визуализации социальной проблематики породило такой феномен как советский плакат.

Подавляющее большинство советских визуальных материалов носили смысловую идеологическую нагрузку. Визуальное поле было полностью заполненным, насыщенным, так как подавляющее большинство вербальных лозунгов пропагандистского характера подвергались визуализированию.

Одна из главных целей создания и тиражирования плакатов в СССР - это пропаганда господствующей идеологии. Плакаты содержали идеологические символы, знаки. Особенностью советских экологических плакатов является то, что они не носили ярко-выраженной идеологической нагрузки. Советский экологический плакат является одним из важных этапов в истории советского плаката. Он является ярким свидетельством представления советского государства о важности экологической проблемы и предпринимаемых путях решения вопросов по сохранению природы.

Советские плакаты с природоохранной тематикой имеют собственную периодизацию и в ней отразились все основные вехи государственной политики в отношении к окружающей среде.

Как отмечают исследователи П. Кудин, Б. Ломов, А. Митькин «плакат -наиболее массовая форма изобразительного искусства, выполняющая определенную утилитарную функцию и нацеленная на решение конкретных социальных задач. Его основная идея должна быть выражена ясно, доходчиво, непротиворечиво» (Кудин и др., 1987). Плакаты, созданные в СССР на экологическую тематику (как впрочем и все остальные), полностью отвечают этим требованиям - они легко и однозначно «прочитываются», надолго запоминаются и способствуют пониманию важности того, что изображено на плакате.

Советские плакаты 20-60-х годов: окружающая среда как фон индустриализации. Учитывая повышенное внимание и опору государства на такой влиятельный визуальный ресурс как плакат, анализ материалов данного периода показывает, что в 20-30-е годы ХХ века экологическая тема в плакатном искусстве практически не поднималась. Это свидетельствует о том, что масштабная и целенаправленная политика по охране окружающей среды в молодом государстве не проводилась. Вполне возможно, что это связано с тем, что в данный период развитие промышленности еще было довольно слабым и не оказывало существенного влияния на окружающую среду. Таким образом, в первой половине ХХ века при формировании крупных промышленных объектов в рамках программы индустриализации, ускоренного экономического развития страны, тема охраны окружающей среды являлась не актуальной, так как значительных экологических проблем не наблюдалось.

Основной целью советского государства являлось достижение производственных планов по вырубке леса, ловле рыб и т.д. Как отмечает исследователь А. Шклярук «среди плакатных символов 1920-х особое место занял... «дым труб - дыханье Советской России». Это и понятно: трубы начали дымить только в годы НЭПа, когда вновь заработали заводы и фабрики. И здесь надо отдать должное прозорливости автора лозунга, точно подметившего явление, перешедшее в последствии в главную экологическую проблему страны» (Кудин и др., 1987). Создавая пропагандистские плакаты о динамичном росте экономики страны, плакатисты начала века сами того не подозревая, создавали плакаты антиэкологической направленности.

Антиэкологическими плакаты получались в силу того, что в конкуренции между двумя политическими системами, молодому советскому государству следовало интенсивными темпами поднимать экономику (Рис.1). А основой социалистической экономики являлась тяжелая промышленность, активное

развитие которой заложило будущие экологические проблемы. На плакате «Дыханье труб - дыханье Советской России» (Рис.2) можно увидеть идеологический знак - красный цвет завода как выражение цвета коммунистической идеологии, советского государства. Дым труб создает ощущение движения, развития, динамики, демонстрирует, что происходят бурные преобразования, становление промышленности молодой страны.

Первые советские плакаты отличаются от тех, что созданы в более поздний период особым композиционным оформлением и стилем. Возможно причина в том, что «стилистика советских плакатов 1920-х годов вбирала и ассимилировала образную символику и художественные приемы других видов агитмассового искусства. Недаром плакатами тогда называли все: и огромные живописные панно на улицах и площадях, и рисованные от руки и размноженные по трафарету «Окна сатиры РОСТА», и напечатанные в газетах и журналах линогравюры с произведений графики, живописи и скульптуры» (Толстой, 2019).

Исследователь О.Н. Северина, характеризуя плакаты, созданные в 30-е годы ХХ века, отмечала, что «для этого этапа характерны плакаты, воспевающие светлое настоящее и еще более светлое будущее советских людей, перспективы. Для этих плакатов характерны фотографичность и живописность, лакировка действительности» (Северина, 2005: 58). Исторический контекст создания плакатов этого периода характеризуется идеологизацией общественной жизни, усилением идеологического контроля, становлением тоталитарной системы.

На плакатах, созданных до 50-х годов ХХ века, практически полностью отсутствует экологическая тематика. Этот период ознаменовывается интенсивным развитием тяжелой и обрабатывающей промышленности. Советская экономика в начале 40-х годов была направлена на победу в войне, а после войны - на восстановление экономики страны. В этот период активно осваиваются нефтяные и газовые месторождения. На плакате А.А.Кокорекина «Даем сверх плана, товарищи лесорубы!» (1945 г.) автор показывает, что все силы и ресурсы страны были направлены только на достижение победы над врагом.

Рисунок 1. Котов Н.Г. Строительство социализма. 1927 г. С сайта www.plakaty.ru

Рисунок 2. Барник Р. Дыханье труб - дыханье Советской России. С сайта www.plakat.ru/Catal og/cat9.htm

Плакаты, созданные в сталинский период, отличаются сильной идеологизированностью и присутствием на некоторых из них изображения Сталина. Так, на плакате художника В.И.Говоркова «И засуху победим!» (1949 г.) основной акцент сделан на политической личности Сталина. Современный зритель может понять плакат так: то ли опустынивание земель не представляется серьезным, то ли такому руководителю не страшны экологические катаклизмы. Однако, советский человек, который социализировался в особых политических условиях, понимает, что автор плаката хотел сказать, что засуха не представляется большой проблемой, так как с таким руководителем можно одолеть любые природные катаклизмы.

В период хрущевской оттепели впервые в советских республиках стали создаваться плакаты на экологическую тему. В частности, в Литве были созданы плакаты, которые по технике исполнения и содержательному оформлению отличались от плакатов СССР 70-х годов. Так, на плакате В. Каушиниса «Пусть родина садами расцветает!» (Рис.3) большую часть картины занимают цветущие деревья. Нарисовав их в ряд, художник демонстрирует, что данная лесопосадка является творением человеческих рук. Дома и ферма, расположенные в углу плаката, свидетельствуют о доминировании природы. Бабочка на переднем плане плаката представляет собой символ чистоты и благополучности окружающей среды.

Плакат «Красота природы - наше общее богатство» (Рис.4) интересен знаками, которыми художник хочет показать зрителю экологически чистую природу. На плакате можно видеть чистую, прозрачную воду (свидетельством этого выступает то, что деревья отражаются в воде), а также уток, которые также создают впечатление о благоприятной окружающей среде, о гармонии в природе.

Плакат А. Казакаускаса «Не уродуй пейзаж!» (Рис.5) интересен своим композиционным решением. Деревья, изображенные на ладони, показывают неразрывную связь человека и природы. А вырубка деревьев сродни отрубанию пальца у человека. А для усиления данного посыла автор изобразил каплю крови как некий символ боли. Такое изображение человеческой ладони без одного пальца демонстрирует уродство, утверждает, что без деревьев природа становится инвалидом. Это эмоциональное изображение, безусловно, должно было воздействовать на советского зрителя и заставить его бережно относиться к природе, частью которого является и сам человек. Цветовое решение данного плаката имеет значение, так как белый фон, на котором находится рисунок, символизирует чистоту и в то же время дает возможность акцентировать внимание зрителя на центральном изображении. Человеческая рука покрашена в черный цвет, что понимается с одной стороны как земля, на которой растут деревья, цветы, а с другой -человек собственными руками делает черное дело - вырубает леса.

Плакаты, созданные литовскими художниками, выделяются особой техникой исполнения. Художник К. Иванов отмечает, что «высокий профессионализм, присущий прибалтийским плакатистам, включает в себя такое понятие, как художественный вкус, чувство меры.И все же художественный вкус, интуиция в большей мере дар природы. И у прибалтийских плакатистов, в силу, может быть, давних графических традиций, глубоких национальных корней народного искусства, это «чуть-чуть» есть, оно трудно определяется словами, но отличает плакат-искусство от плаката-ремесла» (Творчество СССР). Плакаты литовских художников

выделяются особым художественным «почерком», что обогатило советское плакатное искусство.

Рисунок 3. Каушинис В. Пусть родина садами расцветает!. 1960 г. С сайта www.my-ussr.ru/soviet-posters

Рисунок 4. Каушинис В. Красота природы - наше общее богатство. 1962 г. С сайта www.my-ussr.ru/soviet-posters

Рисунок 5. Казакаускас А. Не уродуй пейзаж! 1966 г. С сайта www.my-ussr.ru/soviet-posters

На плакате В.И. Островского «Мелиорацию - полям» (Рис.6) зритель видит, что широкие водные реки способствуют повышению урожайности. На плакатах «Сортовые семена - залог высоких урожаев» (Рис.7), «Берегите и выращивайте полезащитные лесные полосы!» (Рис.8) художники в текстовой части плаката используют различные шрифты, которые помогают акцентировать внимание зрителей на наиболее важных словах в плакатных лозунгах.

БЕРЕГИТЕ И ВЫМЩИВАИТЕ ПОЛЕЗАЩИТНЫЕ ЛЕСНЫЕ ПОЛОСЫ!

Рисунок 6. Островский

В.И. Мелиорацию -полям. 1977 г. С сайта http://plakat-msh.ru

Рисунок 7. Косов А. Сортовые семена -залог высоких урожаев. 1962 г. С сайта http://plakat-msh.ru

Рисунок 8. Солонин Г.П. Берегите и выращивайте полезащитные лесные полосы! (год неизвестен) С сайта www.plakaty.ru

Анализ плакатов в хронологическом разрезе показывает, что вышеуказанные плакаты являются одними из первых, в которых поднимается экологическая тематика. Может быть пока не масштабно, широко, но призывы на плакатах «Красота природы наше - общее богатство», «Не уродуй пейзаж!» свидетельствуют о начале появления экологической проблематики в советском плакатном искусстве.

Развитие химической промышленности в 60-е годы сильно повлияло на ведение сельского хозяйства, приведшее в будущем к экологической катастрофе. Так, «с 1965 г. производство земледельческой продукции увеличивается главным образом вследствие повышения урожайности за счет факторов интенсификации земледелия: химизации, мелиорации земель, комплексной механизации производственных процессов повышения культуры ведения отрасли, улучшения семеноводства, внедрения новых высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур» (БСЭ, 1977: 222-223).

В основе создания советского плаката лежат политические решения коммунистической партии. Так, в документе 60-х годов говорится: «в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министра СССР «О неотложных мерах по защите почв ветровой и водной эрозии» (20 марта 1967 г.) в колхозах и совхозах осуществляются меры по созданию системы лесных полос в сочетании с противоэрозийной обработкой почвы, травосеянием, террасированием, почвозащитными севооборотами, специальной агротехникой, гидротехническими мероприятиями» (БСЭ, 1977: 224). Возможно, плакат Г.П. Солонина является одним из тех, что созданы в рамках выполнения данного постановления.

Советские плакаты 70-х годов: «Берегите природу!». Началом масштабного создания советского экологического плаката можно считать 70-е годы ХХ века. Именно в это время появился известный лозунг «Берегите природу!». Также в этот период появляются плакаты, предупреждающие людей об опасности промышленных отходов/выбросов. Связано это с тем, что семидесятые годы ознаменовались усиленным индустриальным развитием городов страны, которое не могло отразиться на экологии.

В композиционном оформлении экологические плакаты имеют схожие элементы. Так, на плакатах можно увидеть изображение птиц (ласточки, журавли) как символ чистоты, ладонь человека, которая образно демонстрирует, что человек должен бережно относиться к природе и что именно от человека зависит состояние окружающей среды.

На плакатах с экологической тематикой преобладают синий и зеленый цвета, которые считаются природными, так как являются олицетворением травы и воды.

Практически все плакаты легко интерпретируются, потому что в их основе лежит одно из главных требований - они должны быть легко «читаемы». Так, плакат В.С. Каракашева «ВДНХ СССР. Павильон «Охрана природы» (1975 г.) демонстрирует, что человек должен охранять природу (это видно по тому, как за человеком расположены различные представители флоры и фауны и он своими распростертыми руками показывает, что он их защитит) и в то же время человек беззащитен и только с природой он находится в гармонии. А плакат «Берегите природу - источник жизни, бодрости, здоровья!», где художник изобразил природу в микстуре с рецептом «Ежедневно.» читается просто: человек должен ежедневно быть на природе, которая дает ему бодрость и здоровье.

Известно, что «в 1966-1975 гг. высокими темпами развивалась основная химия... развитие химической промышленности в больших масштабах -основа всесторонней химизации народного хозяйства. Большая роль в развитии и совершенствовании материально-технической базы сельского хозяйства отводится его химизации. Применение удобрений - мощного и быстродействующего фактора повышения урожайности сельскохозяйственных культур - и обеспеченность ими колхозов и совхозов постоянно растут» (БСЭ, 1977: 212, 213, 222). Такая политика повальной химизации в промышленности и сельском хозяйстве привела к загрязнению рек, морей, почв, воздушного пространства.

В 70-е годы создавались плакаты, в которых авторы поднимали тему загрязнения водоемов. Так, художник М.В. Лукьянов, изображая перевернутую кружку с падающим цветком, показывает, что загрязнения рек, озер, океана приводят к гибели всего живого. А плакат В.В. Каракашева демонстрирует, что в загрязненном море не водятся рыбы. Для усиления восприятия зрителя автор изображает море не синим, а коричнево-желтым, а рыб - летящими с открытыми ртами.

В 70-е годы проводилась политики по экономии ресурсов. В рамках семейной экономики плакаты призывали советских граждан экономить воду, газ, электроэнергию. Данные плакаты были составлены грамотно и лаконично. Причем в них содержались призывы, подкрепленные рекомендательно-назидательными текстами. Так, на плакате «Экономь воду» внизу рисунка и лозунга можно прочитать следующее: «Две-три капли воды в секунду из неплотно закрытого крана - это почти 30 литров в сутки. Запасы воды не бесконечны. Помните об этом!», а на плакате «Экономь газ» - «Запомните: большое пламя горелки не ускоряет варку, в лишь приводит к повышенному расходу энергии. Как только закипит, уменьшите пламя! Пожалуйста, следите за этим». Созданные по программе экономии ресурсов, плакаты из этой серии можно отнести к экологическим - как экономное отношение к воде, газу сберегает природу.

Появление таких плакатов как «Природу БАМа сохраним!» является свидетельством того, что «на крупнейших стройках, таких как БАМ, становится очевидным, необходимость заботиться о природе. Тогда же становится общеупотребляемым термин «экология» (Северина, 2005: 58-66).

Плакат В.И. Островского «Береги родную природу!» (1975 г.) является эталонным плакатом, направленным на охрану природы. Подобные изображения советские люди могли видеть в своих населенных пунктах в виде больших настенных рисунков, в оформлении городских объектов. Автор использовал все художественные приемы для того, чтобы подчеркнуть, что природа в руках человека и от человека, его действий зависит будущее всей планеты. И лозунг, написанный красным цветом, направленный воздействовать на зрителя, не остается незамеченным.

В 60-70-е годы в СССР стали уделять особое внимание технике безопасности. Есть целые серии плакатов, посвященных данной проблематике. Скорее всего, плакат Н.Ф.Жербина «Берегите лес от пожара!» (1976 г.) был создан с целью предупреждения опасности от непотушенных костров, окурок. Но в то же время его можно также интерпретировать как плакат, направленный на защиту лесов от пожаров.

Исследователь О.Н. Северина подчеркивает, что «в конце 70-х годов в экологических плакатах начинается проявляться тревога, постепенно меняется и язык плаката, в нем появляется иной, более метафоричный образ (Северина,

2005: 58-66). Анализ плакатов 70- годов показывают, что тревога в плакатах с природоохранным содержанием появилась уже в начале 70-х годов и в них присутствуют надписи, которые говорят о том, что человечество должно одуматься и решительно изменить свое отношение к природе, беречь ее. Так, на плакате Сахарова Н.В., написанном в 1972 г. изображен большой черный круг, нависший как угроза над носорогом. Надпись на черном круге гласит «Человечество за все время своего существования не создало ни одного вида животного или растения, но с помощью человека многие виды полностью вымерли.». Такой плакатный текст свидетельствует о том, что автор избегает лозунговости, пытается с помощью рефлексивного текста заставить людей задуматься и не относиться потребительски к природе.

Советские плакаты 80-х годов: «Спасите!». Во второй половине 80-х годов плакаты с экологической тематикой не только остаются актуальными, но и становятся острее и в них все больше поднимаются злободневные экологические проблемы.

Такие плакаты как «Спасите Арал!» (Рис.9), «Не убий» (Рис.10), «Что мы оставим на планете?» (1987 г.) и другие представляют собой крик души о погибающей природе.

Рисунок 9. Спасите Арал! 1988 г. Рисунок 10. Нестеров С.Д. Не убий! 1989 г.

С сайта www.davno.ru С сайта www.plakaty.ru

В этот период на плакатах появилось изображение Красной книги СССР. Плакат И.Егоровой «Красная книга защищает природу» (1981 г.) представляется символичным. Это креолизованный плакат, где визуальное и вербальное точно отражают друг друга. На плакате расположена надпись «Красная книга защищает природу», а изображение сконструировано таким образом, что Красная книга закрывает собой (как бы защищает) исчезающие виды растений. Появление в начале 80-х годов плаката с изображением Красной книги было неслучайным, так как в 1978 г. появилась первая Красная книга СССР.

На создание плакатов во второй половины 80-х годов огромное влияние оказали политические процессы, позволившие художникам в полный голос заявить о катастрофическом положении окружающей среды. Эти плакаты

призывают людей одуматься и изменить свое отношение к флоре и фауне, так как многие их виды уже находятся на грани исчезновения, а некоторые вовсе исчезли.

На плакате «Спасите Арал» показано как сильно обмелело Аральское море, он практически весь высох. Художник изобразил страдающие лица людей на фоне территории, которая подверглась опустыниванию.

На многих плакатах данного периода лежит печать трагичности, пессимизма. Безысходность ситуации сложившейся с окружающей средой художник В. Лассон показал посредством изображения вырубленных лесов, которые не дают возможность грачам свить гнезда. А художник А.А. Резаев, используя цветовой контраст и композиционные решения (нависшие коричневые облака), заставляет зрителя задуматься над вопросом «Что мы оставим на планете?».

Резюмируя отметим, что в 80-е годы стали появляться плакаты, на которых художники отобразили начавшуюся экологическую катастрофу и конструировали свои плакаты таким образом, чтобы они стали руководством к незамедлительным действиям по спасению природы, заставили человечество не только задуматься и осознать экологические проблемы, но и начать предпринимать конкретные шаги по спасению природы.

Заключение. В эпоху развития информационных технологий большую роль приобретает визуальный материал. К сожалению, в практическом плане иногда визуальному тексту не придают большого значения, отодвигают на второй план. Это связано с представлением, что картинки, изображения не так эффективны как текстовой материал.

Визуальные коммуникации - неотъемлемая часть маркетинга, пиара, дизайна и рекламы. Сфера, которая активно использует визуальный материал - это маркетинг, который понимает, что чаще всего люди обращают внимание и запоминают картинку. И чем она оригинальней, тем больше шансов повлиять на зрителя-покупателя. Современные маркетинговые агентства в своих рекламных материалах используют приемы советских плакатов, которые узнаваемы зрителями старшего поколения. Таким образом, они хотят сказать, что рекламируемый ими товар надежный, прочный и простой.

В течение XX века не было такой визуальной конкуренции, какая началась в конце века. Развитие как средств тиражирования (полиграфия, типография, принтеры и др.), так и пространственной среды распространения (ТВ, Интернет и др.) подтолкнуло к небывалой визуальной конкуренции. На современном этапе государство утратило монополию на «картинку». В условиях бурного развития технического прогресса государству сложно оставаться единоличным источником визуализации, поэтому в создавшихся условиях ему трудно навязывать требуемый образец или идеал. С другой стороны, средств, каналов проведения визуальной информации стало значительно больше. Это социальные плакаты, телевизионная реклама, глянцевые/неглянцевые журналы, рекламные щиты на улицах, Интернет и др. (Есимова, 2010: 135). Но, несмотря на расширение каналов, через которые государства могли бы визуально влиять, они не в состоянии в полной мере их использовать. Одной из главных причин создавшейся ситуации является коммерциализация пространства, где размещается визуальный текст.

Социолог П. Штомпка отмечает, что «богатство образов в нашем повседневном опыте приводит к формированию новых форм восприятия, нового склада мышления и постижения мира». (Штомпка, 2007: 10). Безусловно, современное визуальное пространство, перегруженное

картинками, особенно коммерциализированными, позволяет сравнить визуальное поле исторического прошлого, «увидеть» те особенности, которые не были видны зрителю того времени, когда он создавался и распространялся.

В нашем распоряжении огромное количество визуальных материалов (плакатов, фотографий, рисунков в учебниках и книгах и др.). Их анализ позволяет лучше понять исторический период, в котором они создавались, а также выявить его общие тенденции, особенности. Визуальный материал позволяет также выявить те исторические феномены, которые не были выявлены при исследовании текстового источника.

Общеизвестно, что проблемы экологии в современном мире привлекает все большее внимание ученых, политиков и представителей общественности. Сложившаяся неблагополучная экологическая ситуация вызывает тревогу и способствует переосмыслению экологических ценностей в системе общественных ценностей. Изучение плакатов позволяет понять то, когда началась актуализация экологической проблематики, каково содержание экологической политики государства и в чем суть экологической проблемы.

Советские плакаты на экологическую тематику можно разделить на две группы. К первой группе относятся плакаты, в которых экологическая тематика присутствует, но не является доминирующей, выступает неким фоном для определенной тематики. Вторая группа - это плакаты, непосредственно освещающие экологическую тему и ставящие целью повлиять на отношение людей к поставленной проблеме.

Советские плакаты имеют собственную периодизацию. Связано это с тем, что плакат - это зеркало, отражающее исторические периоды в жизни государства. Каждый этап развития плаката имеет особенную характеристику, являющуюся отпечатком данного исторического времени.

Анализ хронологических рамок развития и становления экологического плаката показывает, что условно ее можно разделить на три этапа. Первый этап начинается с зарождения советского плакатного искусства и длится до 60-х годов ХХ века. Плакатисты первых лет советской власти старались изобразить бурное индустриальное развитие страны, поэтому клубы дыма от заводских труб, паровозов, изображенных на этих плакатах, были свидетельствами интенсивной индустриализации. Плакаты этого времени создают ощущение беспрерывного движения, активного созидания. Первый этап характеризуется тем, что тема экологии прослеживается вскользь, опосредованно. Экологическая проблематика не является актуальной в этот период и связано это с тем, что страна становилась на ноги после военной разрухи и на первом плане была задача интенсивного развития экономики любой ценой. Второй этап связан со становлением экологического плаката, произошедшего в 70-х годах ХХ века. Плакаты посвящены разнообразным проблемам: загрязнение водоемов, вырубка лесов, загрязнение от промышленных объектов и т.д. С плакатов 70-х годов отчетливо слышится призыв «Берегите природу!». Программа химизации сельского хозяйства, бездумное и потребительское отношение к природным богатствам страны, бурное развитие промышленности с целью выполнения и перевыполнения индустриального плана негативно отразились на состоянии окружающей среды. Третий этап начался в 80-х годах. Плакаты этого периода полны драматизма, в них отчетливо видно, что сложившаяся ситуация до того стала настолько катастрофичной, что только призыв «Спасите!» должен заставить людей предпринять активные действия по спасению природы.

Из всего вышеизложенного следует, что советский экологический плакат -один из феноменов в плакатном искусстве СССР, который конструировался в политическом контексте. Советский экологический плакат - это отражение отношения и представлений о степени важности государственной политики по охране окружающей среды.

Эдeбиeттepтiзiмi / Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», Т.19, 1977.

2. Зенкова, 2004 - Зенкова А.Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания // Антиномии. 2004. №5. С. 184-193.

3. Есимова, 2010 - Есимова А.Б. Визуальные материалы в проведении демографической политики (советский и китайский опыт) // Проблемы народонаселения в зеркале истории? Шестые Валентеевские чтения. МГУ. - Москва: МА^ пресс, 2010. - С. 125-135.

4. ^дин и др., 1987 - ^дин П., Ломов Б., Митькин А. Психология восприятия и искусство плаката [Электронный ресурс] / URL: https://psyfactor.org/lib/lomov7.htm (Дата обращения: 11.10.2019).

5. Северина, 2005 - Северина О.Н. Развитие экологической проблематики в экологическом плакате 20-80-х годов XX века// Вестник Xарьковской государственной академии дизайна и искусств. 2005. № 6. С.58-66.

6. Толстой, 2019 - Толстой В.П. Искусство плакатных форм. Советская Россия. 1918-1932 [Электронный ресурс] / URL:http://www.plakaty.ru/remarks?rem_id=11 (Дата обращения: 10.02.2019).

7. Фоминых, 2009 - Фоминых С.С. Политический плакат ГДР как тип текста// Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 31. 2009. -С. 130-133.

8. Шклярук, 2019 - Шклярук А. На полном серьезе или хотели как лучше... Советский плакат 1920-1970-х годов. [Электронный ресурс] / URL:http://www.plakat.ru/Info/p_r13.htm (Дата обращения: 12.02.2019).

9. Штомпка, 2007 - Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник/пер. с польск. Н.В. Морозовой. М.: Логос, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Щербакова, 2011 - Щербакова Е.И. Визуальная история: освоение нового пространства//Исторические исследования в России - III. Пятнадцать лет спустя / под ред. Г.А. Бордюгова. - М: АИРО XXI, 2011. - C.473-488.

Reference

Bol'shaia Sovetskaia Entsiklopediia. M.: «Sovetskaya enciklopediya», Т.19, 1977. [in Rus.]

Kudin, 1987 - Kudin P., Lomov B., Mit'kin A. Psikhologiia vospriiatiia i iskusstvo plakata [Elektronnyi

resurs] / URL: https://psyfactor.org/lib/lomov7.htm (Data obrashhenija: 11.10.2019). [in Rus.] Severina, 2005 - Severina O.N. Razvitie ekologicheskoi problematiki v ekologicheskom plakate 20-80-kh godov XX veka// Vestnik Khar'kovskoi gosudarstvennoi akademii dizaina i iskusstv. 2005. № 6.S. 58-66. [in Rus.]

Shcherbakova, 2011 - Shcherbakova E.I. Vizual'naia istoriia: osvoenie novogo prostranstva// Istoricheskie issledovaniia v Rossii - III. Piatnadtsat' let spustia / pod red. G.A. Bordiugova. - M: AIRO XXI, 2011. - S.473-488. [in Rus.] Shkliaruk A. Na polnom ser'eze ili khoteli kak luchshe... Sovetskii plakat 1920-1970-kh godov. [Elektronnyi resurs] / URL: http://www.plakat.ru/Info/p_r13.htm (Data obrashhenija: 12.02.2019). [in Rus.]

Shtompka, 2007 - Shtompka P. Vizual'naia sotsiologiia. Fotografiia kak metod issledovaniia:

uchebnik/per. s pol'sk. N.V.Morozovoi. M.: Logos, 2007. [in Rus.] Tolstoi, 2019 - Tolstoi V. P. Iskusstvo plakatnykh form. Sovetskaia Rossiia. 1918-1932. [Elektronnyi

resurs] / URL: http://www.plakaty.ru/remarks?rem_id=11 (Data obrashhenija: 10.02.2019). [in Rus.] Fominykh S.S. Politicheskii plakat GDR kak tip teksta// Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo

universiteta. Filologiia. Iskusstvovedenie. Vypusk 31. 2009. - S. 130-133. [in Rus.] Yessimova, 2010 - Yessimova A.B. Vizual'nye materialy v provedenii demograficheskoi politiki (sovetskii i kitaiskii opyt) // Problemy narodonaseleniia v zerkale istorii? Shestye Valenteevskie chteniia. MGU. - Moskva: MAKS press, 2010.- S. 125-135. [in Rus.] Zenkova, 2004 - Zenkova A.Iu. Vizual'nye issledovaniia kak integral'naia oblast' sotsial'no-gumanitarnogo znaniia // Antinomii. 2004. №5. S. 184-193. [in Rus.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.