Б01 10.15593/2224-9354/2018.3.6 УДК 316.334.6
М.А. Киприянова, С.Н. Смольников
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Рассматривается понятие «экологическая справедливость» как специфическая социологическая категория, как особая универсалия, отражающая сущность проявления более общей универсалии - «социальной справедливости». «Экологическая справедливость» определяется здесь как некая целостность представлений и практик социальных образований современного общества об отвечающих их интересам отношениях между личностями и группами по поводу их взаимодействий со средами их непосредственного обитания. В качестве таких сред здесь представлены естественная, искусственная и социальная. Особое значение придается изучению роли в социально-экологическом взаимодействии социальной среды. Для более полного описания «экологической справедливости» раскрываются присущие ей социальные свойства и принципы, отражающие тесную связь этой социальной категории с условиями функционирования ее в той или иной общественной среде. Специфика этих принципов состоит в том, что они охватывают практически все стороны социальной жизни людей, существование которой возможно только через процессы взаимодействия ее отдельных элементов (субъектов) с непосредственно соприкасающимися с ними средами обитания. Дается критика базовых ценностей современного общества, которыми устанавливаются нормы несправедливых отношений между людьми по поводу присвоения природных ресурсов, несоблюдения равного права каждого на чистую окружающую среду, поддержание индивидуального здоровья и здоровья нации. Отмечается отрицательная роль экономически господствующего класса, препятствующего осуществлению системного экологического образования и воспитания среди всех слоев населения и поддерживающего экологическую несправедливость.
Ключевые слова: экологическая справедливость, социальная справедливость, субъекты экологической справедливости, объекты экологической справедливости, принципы экологической справедливости, свойства экологической справедливости, метод познания экологической справедливости, экологический императив, социальный императив.
Предложенная для рассмотрения тема исследования является актуальной. Это подтверждается существованием у современного человечества беспрецедентных по своей масштабности и социальным последствиям экологических проблем. Последними оказались затронуты практически все социальные образования современного общества, независимо от принадлежности их к тем или иным странам и их положения внутри этих стран. Это подтверждается первым в истории человечества социологическим опросом населения планеты, проведенным в 1992 году Международным социально-экологическим комитетом и Институтом Дж. Гэллапа (США) под условным названием «Здоровье плане-
© Киприянова М.А., Смольников С.Н., 2018
Киприянова Марионэлла Аркадьевна - канд. ист. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].
Смольников Сергей Натанович - ст. преподаватель кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», е-mail: [email protected].
ты». Благодаря этому опросу впервые в мировой практике сообщество землян смогло увидеть себя в экологическом зеркале общественного мнения, прочувствовать, насколько несправедливо устроен мир с экологической точки зрения [1].
«Экологическая справедливость» рассматривается нами как особая социальная категория, востребованная специфическим - экологическим - направлением в социологии, выводящем ее за рамки рассмотрения собственно социальных задач на уровень состыковки этих задач с проблемами окружающей среды, а следовательно, на уровень сотрудничества социологии с экологическими (биологическими) медицинскими науками. Особенность такого сотрудничества состоит в том, что экологические науки вскрывают экологические проблемы, порожденные безответственным отношением людей к среде своего обитания, тогда как социология изучает их присущими ей методами социально-экологического познания. В связи с этим в рамках ее предмета она рассматривает «экологическую справедливость» в двух ее аспектах: как научную категорию и как новую - социально-экологическую - проблему общества. Рассмотрим первый аспект более подробно.
Этимология словосочетания «экологическая справедливость» складывается из корня «прав», приближающего людей к «правде» (к истинному положению вещей), а также от латинского «эйкос» - дом, в котором мы живем, наш общий земной дом. Таким образом, смысл словосочетания в целом указывает на то, что это организация истинного положения вещей в доме, наведения в нем «правильного порядка».
Для выяснения содержательной стороны понятия «экологическая справедливость» коснемся ее толкования в социальной философии, которая рассматривает ее как особую универсалию, характеризующуюся базовыми категориями социальной этики и включенную в другую - известную универсалию -«социальную справедливость». «Экологическая справедливость» здесь принимает форму этической проблемы, т.е. совпадает с экологической нравственностью, проецируемой на взаимодействие общества с природой, а также с технической средой [2-4; 5, с. 142-166]. Опираясь на знания социальной философии, социология подходит к ее рассмотрению с позиций своего предмета и в отличие от нее рассматривает принципы «экологической справедливости» не как принадлежащие всему обществу, но как характеризующие конкретные социальные общности и его социальные институты, с учетом функционирования их в условиях того или иного типа общества [6; 7, с. 5]. В связи с этим ее внимание сконцентрировано на изучении социальных проявлений этого понятия. В качестве важнейших среди них отметим: 1) социально-экологические связи и взаимодействия, осуществляемые субъектами экологического действия со средами их обитания; 2) способ, которым они предлагают руководствоваться при осуществлении этих взаимодействий, основанный на принципах функционирования нового - реконструируемого общества. С учетом этих особенностей
рассматриваемую в ней категорию «экологическая справедливость» более правильно будет обозначать как «социально-экологическую справедливость». В дальнейшем они будут употребляться нами как синонимы.
В качестве единицы наблюдения за проявлением в жизни «экологической справедливости» в социологии выступают субъекты экологических действий и взаимодействий. Они рассматриваются ею как основные носители принципов экологической справедливости. Структуру этих субъектов образуют так называемые естественные - социальные образования жизни людей, т.е. те из них, которые как бы подсказаны им самой природой и которые первоначальны по своему генезису среди других форм их жизни. Последние возникли уже на их основе, существуют ради них, для их обслуживания. Это ген-дерные, этнические, поселенческие, семейные, трудовые, образовательные, бытовые и досуговые социальные общности, дифференцированные по группам; а также их синтезированные образования - социумы. Ядром же и тех, и других выступают личности, вбирающие в себя социально-экологические интересы, ценности, представления и принципы перечисленных выше общностей и групп. Указанные социальные образования являются уникальными по своей социально-экологической сущности, находящей свое выражение в их повседневном поведении в специфическом - социально-экологическом - пространстве, то в качестве «экологических таксонов», то в качестве представляющих их интересы в этом пространстве самодостаточных личностей. Этим и объясняется их повседневная озабоченность состоянием качества соприкасающихся с ними по месту работы, образования, быта, досуга участков (фрагментов) естественной и искусственной среды.
В условиях же обостряющихся локальных и глобальных экологических проблем подобная озабоченность только усиливается и при определенных социальных, экономических и политических обстоятельствах «провоцирует» появление напряженности в отношениях между субъектами по поводу их взаимодействия с конкретными средами их обитания и в целом с окружающей средой. Подобная напряженность может проявляться по-разному. На ранней -латентной стадии она напоминает своего рода «бунт души» отдельных субъектов и их группового окружения, которых раздражает загрязненная среда, поскольку она отрицательно влияет на их здоровье и их социальное самочувствие. На следующем - фрустрационном уровне она переходит в форму неудовлетворенности субъектов своей социальной жизнью в связи с ее несправедливостью и переживаниями ее трудностей. Показателем этого является подавленность их социального и экологического сознания, дезорганизация этого сознания. При этом если утрата ими прошлого - экологически благополучного - состояния общества вызывает у них грусть, то настоящее его состояние уже порождает претензии к остальным субъектам по поводу безответственного отношения их к окружающей среде, особенно к тем его социально-соци-
етальным образованиям, которые своим положением в стратификационной структуре современного общества несут всю полноту ответственности за разрушение этой среды. Подобная угнетенность экологического сознания субъектов усиливается фактором их представлений о своем экологическом будущем, которое, как выясняется, становится все более непредсказуемым, и потому вызывающих у субъектов чувство страха перед ним.
Указанный этап формирования взаимодействий субъектов с различными фрагментами окружающей их среды отмечается также ростом напряженности в социальных отношениях, которые характеризуются ими все более как экологически несправедливые, а следовательно, обладающие тенденцией перехода их в возможный социально-экологический конфликт.
Подобные перемены в отношениях между различными социальными образованиями общества по поводу их взаимодействия с различными участками соприкасающейся с ними среды не могли не послужить предпосылкой для возбуждения у них нового социального интереса, касающегося их социально-экологической судьбы. Последний и лег в основание изучаемой в нашем исследовании категории социально-экологической справедливости. К показателям роста такого интереса могут быть отнесены следующие: востребованность субъектами социально-экологических действий экологических знаний, системного экологического образования и экологической культуры, с их качественным компонентом - экологической справедливостью; признание в качестве приоритетной в обществе экологической политики, с ее экологически справедливым законодательством; и, наконец, создание экологических движений, отстаивающих принципы экологической справедливости на практике и на законодательном уровне.
Понятно, что такие подвижки в социальном сознании и поведении личностей, групп, общностей нуждаются в научном обосновании, и не только с учетом рассмотрения их субъектной, но субъектно-объектной характеристики. В связи с этим при изучении «экологической справедливости» особое внимание уделяется познанию объектов направленного действия субъектов, к каковым здесь относятся три среды обитания людей: природная (или естественная), предметная (или искусственная) и социальная. Значение каждой из них в социальной жизни людей трудно переоценить. Без природной среды жизнь социальных субъектов просто невозможна. Они могут существовать только как часть ее, только в тесном взаимодействии с ней. Без искусственной среды обитания не могло бы быть создано так значимых для них благоприятных материальных условий их экологического существования. В этом заключается значение ее в экологическом взаимодействии субъектов. От качественного состояния искусственной (рукотворной) среды сегодня все более зависят и возможности поддержания качества естественной среды. Следует обратить внимание и на то, что обе эти среды обитания людей обладают спо-
собностью непосредственного влияния на их биологическую природу. Этим и объясняется их естественная реакция на ухудшение качества этих сред [8].
В отличие от естественной и искусственной сред обитания социальная среда экологического взаимодействия воздействует на субъекты опосредованно, через функционирующие в ее социальном пространстве социально-экологические связи и отношения, а также через социально-экологическую политику государства, включающую в себя аспекты политики экологической справедливости. При этом понятие социальной среды здесь используется в двух смыслах: 1) как среда непосредственного окружения субъекта (для личности - это социальные группы и общности, для группы - социальные общности, а для тех и других - микросоциум); 2) как макросоциум, состоящий из социетальных образований (возникающих под воздействием экономической, политической и духовно-идеологической форм существования социальной жизни).
Социологический анализ категории «экологической справедливости» предполагает придание этой среде особого значения. Это объясняется рядом ее существенных особенностей:
1. Ее тесной связью с субъектами, осуществляющими сознательное воздействие на две другие среды их обитания, и своей активной экологической позицией в этих средах предопределяющей результаты взаимодействия всех трех сред.
2. Осуществлением в этой среде сложных субъектно-объектных (8„ ^ 0123) экологических связей и взаимозависимостей, в содержании которых как в зеркале отражаются существующие на сегодня в обществе трудности в решении экологических (с учетом экологической справедливости) проблем (рисунок).
Рис. Социально-экологические связи и взаимодействия
3. Формированием в ее социальном пространстве особых социально-экологических интеракций, в содержании которых обнаруживают себя при-
знаки неудовлетворенности представителями той или иной группы, общности (или социума в целом) результатами своих взаимодействий со средами в силу их экологической несправедливости и фиксируется существующая между ними в этом направлении напряженность.
4. Разработкой в ней принципов социально-экологической справедливости, которые апробируются субъектами в рамках их индивидуальных и групповых социальных практик.
5. Ответственностью этой среды за кризисное состояние нашего общего экологического дома, за агрессивное воздействие на каждого из нас природной среды (экологический императив!). Это подтверждается существующими базовыми ценностями общества, в котором повседневно утверждаются нормы экологически несправедливых отношений между людьми, распространяющиеся на их взаимоотношения со средами обитания. В числе таких норм: несправедливое распределение природных, материальных и интеллектуальных ресурсов; нарушение конституционных прав личностей (и их социального окружения) на чистую окружающую среду, на охрану их здоровья, на получение достоверной информации о состоянии сред их обитания; игнорирование мнения групп населения по месту их жительства в обустройстве соприкасающихся с ними участков среды или использования национальных памятников природы и архитектуры. Инициаторами утверждения таких норм на законодательном уровне являются социальные классы, занимающие верхние статусные позиции в социальной иерархии современного общества. И в связи с этим именно эти классы несут основную ответственность за кризисное состояние окружающей среды.
6. Потенциальной способностью этой среды к мобилизации субъектов на разработку ответных на экологический императив механизмов по выходу из экологического кризиса (социально-экологический императив!). В качестве такого механизма и могут быть использованы принципы, заложенные в основание категории «экологической справедливости».
На основе собственного представления об экологической справедливости нами был выстроен свой перечень ее неотъемлемых принципов. Они условно могут быть поделены на два уровня: 1) индивидуально-групповой (или собственно социальный); 2) социально-общественный.
К индивидуально-групповому относятся: а) равное для всех социальных групп и членов общества обеспечение удовлетворения их витальных потребностей; б) признание здоровья личности и нации приоритетом экологической и социальной политики общества; в) включение в социокультурный императив повседневного поведения личности и группы экологического критерия; г) приоритет индивидуальных и групповых интересов личности в обустройстве сред обитания по месту жительства, на досуге, в быту перед интересами бизнеса и бюрократии.
К социально-общественному относятся: а) равный доступ всех социальных субъектов к природным, материальным и интеллектуальным ресурсам общества, исключающий стратификационные ограничения между ними (или компенсирующий стратификационные неравенства); б) компетентное соучастие разных групп населения в разработке управленческих решений на экологическом уровне; в) приоритет социально-экологических интересов в политике над финансово-экономическими на общегосударственном и региональном уровнях; г) отказ от доминирования принципа антропоцентризма в пользу эко-центризма; д) самореализация личностей как свободных индивидуальностей через гармоничное взаимодействие их со средами своего обитания; е) формирование экологической ответственности у личности на основе ценностей современной экологической культуры (культуры кризисного состояния среды и общества). Указанные принципы, выделяющие «экологическую справедливость» на фоне других видов социальной справедливости, при изучении ее методами социологии могут быть использованы для разработки ее эмпирических показателей и дальнейшего применения к ней инструментария конкретного социально-экологического исследования. Одновременно они могут стать ключевым моментом для рассмотрения ее в рамках частных теорий социально-экологического познания. Как можно заметить, специфика этих принципов состоит в том, что их содержание способно проникать во все сферы социальной жизни людей и, утвердившись там, трансформироваться в социальной и экологической политике государства как в центре, так и на местах.
Определенным подтверждением этого являются социологические исследования по социальной справедливости, где показатели экологических ценностей за последние десятилетия все более уверенно смещаются на приоритетные места [9; 10, с. 60-83; 11-15; 16, с. 126, 160-168, 179, 200-201; 17]. Наиболее яркое отражение эти принципы получили в исследованиях, связанных с изучением экологических движений, особенно альтернативной направленности, основная активность которых и связана с отказом от экологически и социально несправедливо устроенного общества в пользу его экологической и социальной альтернативы [10, с. 60-83; 18; 19].
Таким образом, все выше изложенное, относящееся к характеристике «экологической справедливости» как самостоятельной социальной категории, позволяет квалифицировать ее как некую целостность представлений (и практик) разностатусных социальных образований современного общества об отвечающих их интересам отношениях между людьми по поводу взаимодействия их со средами непосредственного обитания. При этом речь в данном случае идет не о простом развитии субъектов за счет существующих у них сред, но о совместном (коэволюционном) развитии и субъектов, и сред. В связи с этим и все надежды на реализацию изложенных выше принципов экологической справедливости возлагаются на сами социальные субъекты и
их социальную среду. Указанная целостность описывается специфическими, присущими только ей, признаками (свойствами):
1) она не обладает свойствами социальной реальности, поскольку конструируется исследователем путем теоретических обобщений знаний о ней, добытых им эмпирическим путем;
2) добытые о ней знания носят проективный характер, т.е. рассчитаны в основном на воплощение их в будущем. Но не в таком будущем, которое является недостижимым как «золотой век» первобытной гармонии человека с природой, а в будущем, которое начинается уже сегодня и должно постоянно приближаться за счет переустройства общества на вышеуказанных принципах;
3) она предполагает подключение к ней все новых сознательных сторонников, которые своей повседневной социально-экологической практикой и социально-экологическими интеракциями способны уже сегодня обеспечить вокруг себя безопасную среду их обитания и тем самым уже сейчас начать приближать экологически справедливое будущее.
Этим и объясняется тот факт, что со второй половины XX столетия «экологической справедливости» как специфической социальной универсалии стало все более отводиться роль определенного мерила, модуса дальнейшего сосуществования социума (его социальных образований) с окружающей его средой. Такая универсалия в условиях существующих у социума глобальных экологических проблем становится «беспроигрышной ставкой» в борьбе за формирование новых - социально-экологических по своей сути принципов организации их жизни, и обладает способностью «осуществления контроля» «за человеческим в человеке» - в личности, группе, общности [2, с. 186]. Разумеется, подвергнутая нашему анализу «экологическая справедливость» еще не является образующей социальную реальность, но она уже прочно вписалась в процесс актуализации потенциальностей, обеспечивающих возможность перехода к этой реальности. В связи с этим те знания, которые привносятся исследователями через описание этой категории в познание новой социально-экологической действительности, могут оказаться полезными при изучении проявлений практически всех сторон социальной жизни.
Список литературы
1. Дэнлап Р.Э., Гэллап Д.Г., Гэллап А.М. Здоровье планеты // Социологические исследования. - 1992. - № 12. - С. 11-32.
2. Ашкеров А. По справедливости, эссе о партийности бытия. - М.: Европа, 2008. - 248 с.
3. Сычев А.А. Экологическая справедливость: распределение, признание, участие // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. - 2014. - Т. 134, № 4. - С. 113-124.
4. Сычев А.А. Экологическая этика и дисконтирование будущего // Вестник Российского университета дружбы народов. Философия. - 2014. -№ 2.- С. 152-160.
5. Канарш Г.Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация: моногр. - М.: Изд-во Моск. гум. ун-та, 2011. - 236 с.
6. Харви Д. Право на город // Логос. - 2008. - № 3. - С. 80-94.
7. Сажин А.В. Социальная справедливость: теоретические основы исследования. - Ростов н/Д: Антей, 2010. - 31 с.
8. Киприянова М.А. О месте социальной экологии в социологии // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 2. - С. 152-157.
9. Социокультурные основания деятельности современных российских неправительственных организаций [Электронный ресурс]: информ.-аналит. бюл. / Ин-т социологии РАН. - М., 2010. - № 1. - URL: http://www.isras.ru/files/ File/INAB/2010_1/inab_2010_01.pdf (дата обращения: 21.09.2017).
10. Асимметрия жизни современного российского общества: соотношение традиций и инноваций: моногр. / О.В. Аксенова, Н.В. Левченко [и др.]; Федер. науч.-исслед. социол. центр РАН. - М., 2017. - 207 с.
11. Горшков М.К. Российское общество в социологическом измерении // Мир России. - 2009. - № 2. - С. 3-21.
12. Горшков М.К. Общественные неравенства как объект социологического анализа // Социологические исследования. - 2014. - № 7. - С. 20-31.
13. Тихонова Н.Е. Мечты россиян «Об обществе» и «О себе»: можно ли говорить об особом российском цивилизационном проекте? // Общественные науки и современность. - 2015. - № 1. - С. 52-63.
14. Караева О. Представление о справедливости и эффективности в системах здравоохранения различных стран (по данным ISSP) // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2014. - № 1-2 (117). - С. 71-80.
15. Магун В.С., Руднев М.Г. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. - 2008. - № 1 (93). - С. 33-58.
16. Медик В.А., Осипов А.М. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 358 с.
17. Яблоков А.В. Россия: здоровье среды и людей. - М.: Яблоко, 2007. -224 с.
18. Яницкий О.Н. Экологическое движение в России. Критический анализ [Электронный ресурс] / Институт социологии РАН. - М., 1996. - URL: http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik6/6_redact.htm (дата обращения: 21.09.2017).
19. Фомичев С.Р. Крайние зеленые // Социологические исследования. -1995. - № 8. - С. 36-41.
References
1. Denlap Rili E., Gellap Dzhordzh G., Gellap Alek M. Zdorov'e planety [Health of the planet]. Sociological Studies, 1992, no. 12, pp. 11-32.
2. Ashkerov A. Po spravedlivosti, esse o partiinosti bytiia [By justice, essay on partiality of the being]. Moscow, Evropa, 2008, 248 p.
3. Sychev A.A. Ekologicheskaia spravedlivost': raspredelenie, priznanie, uchastie [Environmantal justice: distribution, recognition, participation]. IZVESTIA Ural Federal University Journal, Series 3, Social Sciences, 2014, no. 4, pp. 113-124.
4. Sychev A.A. Ekologicheskaia etika i diskontirovanie budushchego [Ecological ethics and discounting of the future]. RUDN Journal of Philosophy, 2014, no. 2, pp. 152-160.
5. Kanarsh G.Iu. Sotsial'naia spravedlivost': filosofskie kontseptsii i rossiiskaia situatsiia [Social justice: philosophical concepts and Russian situation]. Moscow, Moscow State University, 2011, 236 p.
6. Kharvi D. Pravo na gorod [The right to the city]. Logos, 2008, no. 3, pp. 80-94.
7. Sazhin A.V. Sotsial'naia spravedlivost': teoreticheskie osnovy issledovaniia [Social justice: theoretical basics of research]. Moscow, Antei, 2010, 31 p.
8. Kipriianova M.A. O meste sotsial'noi ekologii v sotsiologii [Concerning the place of social ecology in sociology]. Historical and social-educational ideas, 2013, no. 2, pp. 152-157.
9. Sotsiokul'turnye osnovaniia deiatel'nosti sovremennykh rossiiskikh nepravitel'stvennykh organizatsii [Socio-cultural foundation of modern Russian non-governmental organizations activity]. Bulletin of the Institute of Sociology, Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2010, no. 1, available at: http://www.is-ras.ru/files/File/INAB/2010_1/inab_2010_01.pdf (accessed 21 September 2017).
10. Aksenova O.V., Levchenko N. V. et all. Asimmetriia zhizni sovremen-nogo rossiiskogo obshchestva: sootnoshenie traditsii i innovatsii [Asymmetric life of modern Russian society: relationship of traditions and innovations]. Ed. O.V. Aksenova. Moscow, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy od Sciences, 2017, 207 p.
11. Gorshkov M.K. Rossiiskoe obshchestvo v sotsiologicheskom izmerenii [Russian society in the sociological dimension]. Universe of Russia, 2009, no. 2, pp. 3-21.
12. Gorshkov M.K. Obshchestvennye neravenstva kak ob"ekt sotsiologiches-kogo analiza [Social inequalities as an object of sociological analysis/ Sociological Studies, 2014, no. 7, pp. 20-31.
13. Tikhonova N.E. Mechty rossiian "Ob obshchestve" i "O sebe": mozhno li govorit' ob osobom rossiiskom tsivilizatsionnom proekte? [Dreams
of Russians about the society and themselves: is it possible to talk about the unique Russian civilization project?]. Social Sciences and Contemporary World, 2015, no. 1, pp. 52-63.
14. Karaeva O. Predstavlenie o spravedlivosti i effektivnosti v sistemakh zdravookhraneniia razlichnykh stran (po dannym ISSP) [Public perceptions of fairness and efficiency in the health care system of different countries (ISSP 2011)]. The Russian Public Opinion Herald. Data. Analysis. Discussions, 2014, no. 1-2 (117), pp. 71-80.
15. Magun V.S., Rudnev M.G. Zhiznennye tsennosti rossiiskogo naseleniia: skhodstva i otlichiia v sravnenii s drugimi evropeiskimi stranami [Life values of the Russian population: similarities and differences in comparison with other European countries]. The Russian Public Opinion Herald, 2008, no. 1(93), pp. 33-58.
16. Medik V.A., Osipov A.M. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhrane-nie: mediko-sotsiologicheskii analiz [Public health and health care: medical and sociological analysis]. Мoscow, 2012, Infra-M, 358 p.
17. Iablokov A.V. Rossiia: zdorov'e sredy i liudei [Russia: environment and human health]. Moscow, Iabloko, 2007, 224 p.
18. Ianitskii O.N. Ekologicheskoe dvizhenie v Rossii. Kriticheskii analiz [Environmental movement in Russia. Critical analysis]. Мoscow, Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, available at: http://www.indepsocres.spb.ru/ sbornik6/6_redact.htm (accessed 21 September 2017).
19. Fomichev S.R. Kraine zelenye [Extremely green]. Sociological Studies, 1995, no. 8, pp. 36-41.
Оригинальность 97 %
Получено 19.10.2017 Принято 20.11.2017 Опубликовано 28.09.2018
M.A. Kipriyanova, S.N. Smolnikov ENVIRONMENTAL JUSTICE AS A SOCIOLOGICAL CATEGORY
The concept of "environmental justice" as a specific sociological category, as a particular universal, reflecting the essence of manifestation of a more general universal - «social justice» - is discussed. "Environmental justice" is defined here as some kind of integrity of ideas and practices of modern society's social formations regarding relations between individuals and groups corresponding to their interests on interactions with environments of their immediate habitat. Natural, artificial and social habitats are represented here for the purpose. Special emphasis is put on the role of social environment in so-cio-ecological interaction. For more complete description of "environmental justice", the inherent social properties and principles reflecting the close relationship of this social category with conditions of its functioning in a particular social environment are revealed. The specificity of these principles consists in the fact that they practically cover all aspects of social life of people, the existence of which is possible
only through interaction of its individual elements (subjects) with immediate habitats. The basic values of modern society, which establish norms of unjust relations between people on the appropriation of natural resources, failure to respect the equal rights of everyone to clean environment, maintaining individual health and the health of the nation is criticised. The negative role of economically dominant class, hinding the implementation of systematic environmental education and upbringing among all layers of population and supporting environmental injustice is noted.
Keywords: environmental justice, social justice, subjects of environmental justice, objects of environmental justice, principles of environmental justice, properties of environmental justice, method of cognition of environmental justice, ecological imperative, social imperative.
Marionella A. Kipriyanova - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Politology, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: [email protected].
Sergey N. Smolnikov - Senior Lecturer, Department of Sociology and Politology, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: [email protected]
Received 19.10.2017 Accepted 20.11.2017 Published 28.09.2018