Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПАО «ЛУКОЙЛ»'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПАО «ЛУКОЙЛ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
954
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / СТРАТЕГИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ / НЕФТЯНОЙ СЕКТОР / ДОБЫЧА НЕФТИ / СЕБЕСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гизатуллин Ф.А., Прошкина О.В.

В настоящее время экологические аспекты деятельности вертикально интегрированных нефтяных компаний являются не просто одним из пунктов стратегической программы, но ее важнейшей составляющей. Будущая деятельность нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий неизбежно будет связана с климатическими изменениями и новыми международными стандартами, нормами и требованиями. В статье представлен трендовый анализ себестоимости добычи нефти на 2012-2023 гг., который дополнен построением прогнозных значений себестоимости на основе временных рядов данных и алгоритма экспоненциального сглаживания. Прогнозные значения с привязкой высокой вероятности показали неизбежный рост себестоимости нефтедобычи и нефтепереработки. В результате конъюнктурного анализа нефтяного рынка и прогнозной модели актуализирована экологическая составляющая стратегической политики ПАО «ЛУКОЙЛ», даны рекомендации по развитию экологически безопасных брендов компании. Научная новизна исследования состоит в применении модели экспоненциального сглаживания (ETS) для математического и графического построения прогноза себестоимости добычи нефти в России на 2021-2023 гг. в разрезе экологической ситуации в мире, что позволяет скорректировать и актуализировать экологическую составляющую стратегической политики ПАО «ЛУКОЙЛ» в сторону развития производства экологически чистых продуктов для снижения негативного влияния на природу и окружающую среду и повышения доходности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL COMPONENT OF PJSC LUKOIL'S SUSTAINABLE DEVELOPMENT STRATEGY

At present, the environmental aspects of the activities of vertically integrated oil companies are not just one of the points of the strategic program, but its most important component. The future activities of oil production and oil refineries will inevitably be associated with climate change and new international standards, norms and requirements. The article presents a trend analysis of the cost of oil production for 2012-2023 supplemented by the construction of predicted cost values based on time series of data and an exponential smoothing algorithm. The forecasted values with a high probability tie showed an inevitable increase in the cost of oil production and refining. As a result of the conjuncture analysis of the oil market and the forecast model, the environmental component of the strategic policy of PJSC LUKOIL was updated, and recommendations were given for the development of environmentally friendly brands of the company. The scientific novelty of the research lies in the application of the exponential smoothing model (ETS) for mathematical and graphical construction of forecasting the cost of oil production in Russia for 2021-2023, in the context of the environmental situation in the world. The model makes it possible to adjust and update the environmental component of PJSC LUKOIL's strategic policy towards developing the production of environmentally friendly products to reduce the negative impact on nature and the environment and increase the company's profitability.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПАО «ЛУКОЙЛ»»

Экологическая составляющая стратегии устойчивого развития ПАО «ЛУКОЙЛ»

сч о сч

0

01

о ш m

X

3

<

m О X X

Гизатуллин Фарит Ахмадиевич,

магистрант, Самарский государственный технический университет, gizatullinf@bk.ru

Прошкина Ольга Владимировна,

к.э.н., доцент, доцент кафедры производственного менеджмента, Набережночелнинский институт КФУ, ovproshkina.kpfu@mail.ru

В настоящее время экологические аспекты деятельности вертикально интегрированных нефтяных компаний являются не просто одним из пунктов стратегической программы, но ее важнейшей составляющей. Будущая деятельность нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий неизбежно будет связана с климатическими изменениями и новыми международными стандартами, нормами и требованиями. В статье представлен трендовый анализ себестоимости добычи нефти на 2012-2023 гг., который дополнен построением прогнозных значений себестоимости на основе временных рядов данных и алгоритма экспоненциального сглаживания. Прогнозные значения с привязкой высокой вероятности показали неизбежный рост себестоимости нефтедобычи и нефтепереработки. В результате конъюнктурного анализа нефтяного рынка и прогнозной модели актуализирована экологическая составляющая стратегической политики ПАО «ЛУКОЙЛ», даны рекомендации по развитию экологически безопасных брендов компании.

Научная новизна исследования состоит в применении модели экспоненциального сглаживания (ETS) для математического и графического построения прогноза себестоимости добычи нефти в России на 2021-2023 гг. в разрезе экологической ситуации в мире, что позволяет скорректировать и актуализировать экологическую составляющую стратегической политики ПАО «ЛУКОЙЛ» в сторону развития производства экологически чистых продуктов для снижения негативного влияния на природу и окружающую среду и повышения доходности компании. Ключевые слова: экология, стратегия, устойчивое развитие, нефтяная компания, нефтяной сектор, добыча нефти, себестоимость

Введение

Став самым значительным событием 2020 года, пандемия COVID-19 «в наиболее трудные месяцы несколько отвлекла внимание международного сообщества от вопросов изменения климата. Однако после временного ослабления внимания к этой теме страны и компании вновь сконцентрировали усилия на обсуждении дальнейших действий» [1, с. 1147]. Экологические задачи снова находятся в фокусе интересов государств, международных организаций и глобальных нефтегазодобывающих компаний.

Предприятия, ведущие свою деятельность в нефтяном секторе, являются одним из главных источников пополнения государственного казны, поэтому в центре внимания корпораций в 2020-2021 гг. оказались вопросы, связанные с краткосрочными целями их существования, сместив проблемы экологического характера на второй план.

Тем не менее, прибыль и рентабельность не всегда становятся единственными целями нефтяных предприятий. Понимая степень ответственности перед социумом за рациональное использование ресурсов и сохранение благоприятной экологической ситуации, вертикально интегрированные нефтяные компании следуют требованиям международных природоохранных организаций в области обеспечения промышленной безопасности, добиваясь равновесия между социально-экономическими и природно-экологическими интересами. В последние годы климатические перепады вызывают все большую тревогу среди ученых-экологов и экономистов [2,3,4]. Проблемы, связанные с изменениями климата, сегодня должны быть включены корпоративную политику компаний нефтяного сектора.

Методы исследования

Системный анализ, горизонтальный и вертикальный анализ, контент-анализ научной литературы, сравнительный анализ, статистические методы анализа данных (трендовый анализ временных рядов, модель экспоненциального сглаживания (EST)).

Результаты и обсуждение

Перед нефтедобывающими компаниями стоит задача обеспечения мировой экономики доступной энергией, однако затраты на освоение, добычу и переработку углеводородов постоянно растут.

Так, себестоимость добычи нефти повышалась в течение последних 10 лет (за исключением конца 2019 и начала 2020 гг.) (рис. 1):

Себестоимость добычи нефти в РФ (руб./тонн)

y = 983,3x + 6028,9 R2 = 0,8454

20000,0 18000,0 16000,0 14000,0 12000,0 -10000,0 8000,0 6000,0 4000,0 2000,0

0,0 -

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Источник: составлено авторами по данным сайта Федеральной службы государственной статистики [6]

2023

Рисунок 1 - Себестоимость добычи нефти в Российской Федерации в 2012-2021 гг. (данные приведены за 1 тонну добытой нефти)

Трендовый анализ ценовых изменений (с величиной достоверности аппроксимации R2=0,8454) отражает дальнейший рост стоимости добычи, впрочем, с незначительным замедлением. В качестве типа линии тренда выбран линейный, как тип с наибольшим коэффициентом детерминации в данных условиях.

Если рост себестоимости добычи нефти будет продолжаться прежними темпами, с одновременным ужесточением целей в области устойчивого развития (ЦУР) Генеральной ассамблеи ООН, это может поставить под угрозу не только прибыльность, но и выживание нефтяных компаний.

Таблица 1

Прогноз себестоимости добычи нефти в РФ в 2021-2023 гг.

Год 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

I кв. 7477 7421 8656 9812 7843 10863 12813 14748 13163 17916 17193 18259

II кв. 7195 7313 8666 10124 9613 10335 14772 15646 9245 20379 18659 12740

III кв. 7601 7853 8845 9665 9102 10994 15971 14361 15573 16820 17933 19047

IV кв. 7695 8308 8246 8785 9977 12546 14733 14907 13311 14294 15278 16261

Источник: составлено авторами по данным сайта Федеральной службы государственной статистики [5]; курсивом выделены данные, построенные с помощью прогнозной модели экспоненциального сглаживания статистических рядов (ETS) в Excel

Построим прогноз будущих значений себестоимости добычи нефти в 2021-2023 гг. на основе данных сайта Федеральной службы государственной

статистики и применения модели экспоненциального сглаживания статистических временных рядов в Excel (табл. 1):

Отразим результаты прогноза на графике: построим оптимистический, реальный и пессимистический прогноз на основе временных рядов данных по IV кварталу 2012-2020 гг., воспользовавшись алгоритмом тройного экспоненциального сглаживания (ETS) (рис. 2). Это распространенная модель используется во многих отраслевых стандартах для построения прогнозных моделей с большой степенью достоверности. ETS взвешивает предыдущие значения временного ряда, чтобы более поздние значения были более взвешенными, а начальные - менее.

Доверительный интервал модели - 95%.

Следует отметить, что II квартал 2020 года имеет резкий спад, повлиявший в итоге на уровень прогнозных значений. Тем не менее, общая тенденция, выстраиваемая с помощью статистических инструментов, имеет положительную динамику и отражает стабильный дальнейший рост себестоимости добычи нефти в РФ.

Эти данные оказывают влияние на корпоративные стратегии устойчивого развития нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний. Повышение стоимости геологических разработок и развитие новых нефтяных месторождений обуславливают рост цен на конечный продукт для потребителя.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м

сч

0 сч

сэ

01

о ш m

X

3

<

m О X X

22000 20000 18000

х

о 16000 ® 14000

Si

л 12000 ь

| 10000 о 8000

и

ю 6000

ш

и

4000 2000 0

Прогнозирование уровня себестоимости добычи нефти в РФ в _2021-2023 гг.

2012

2013 2014 Значения

2015

2016

2017

2018

2021

— — Привязка низкой вероятности

2019 2020 --Прогноз

— Привязка высокой вероятности

2022 2023

Источник: график построен авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики [5] и модели экспоненциального сглаживания (ЕТЭ)

Рисунок 2 - Прогнозирование уровня себестоимости добычи нефти в РФ в 2021-2023 гг.

Ситуация усугубляется регулярно усложняющимися требованиями международных организаций в области экологии и изменения климата.

ПАО «ЛУКОЙЛ» - крупнейшая российская нефтяная компания, на долю приходится более 2% всей мировой нефти. Вопросы защиты экологии со стороны нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний могут быть поставлены двояко.

С одной стороны, предприятие может снижать парниковые выбросы за счет возведения современных установок и технологий, улавливающих диоксид углерода, метана и закиси азота, что требует дополнительных вложений, и, следовательно, влечет за собой удорожание нефтепродуктов для конечного потребителя.

С другой стороны, предприятие может выпускать продукцию с улучшенными экологическими свойствами. Если в области первого ПАО «ЛУКОЙЛ» поставило большие цели по сокращению выбросов и развернуло широкое строительство очистных сооружений (только за последние годы введены в эксплуатацию сразу несколько новых установок), то на втором способе следует остановиться подробнее.

Нефтедобывающая отрасль всегда отличалась высокой степенью наукоемкости, однако современные достижения сегодня отражают новый уровень технологического уклада. Так, с недавнего времени компания ПАО «ЛУКОЙЛ» полностью пе-

решла на «производство автомобильных бензинов, соответствующих стандарту Евро-5 (экологический класс 5), который является обязательным стандартом качества топлива для стран Евросоюза» [6].

Исследование возможностей и опережающее соответствие требованиям рынка - стратегический приоритет работы нефтезавода в сфере повышения качества моторного топлива и энергоэффективных смазочных материалов. Научно-исследовательские открытия позволили ПАО «ЛУКОЙЛ» вывести на рынок новый вид экологического топлива под брендом «ЭКТО» на замену бензина АИ-98. «ЭКТО» обладает низким содержанием полициклических углеводородов, что сокращает объемы вредных выбросов в атмосферу. Это новый вид продукта, опережающий требования отраслевых стандартов.

Также широко внедряется производство масел LUKOIL GENESIS. Это новые уникальные синтетические масла на основе молекулярных технологий, обеспечивающие новый уровень защиты, надежности и экологичности продукции. Современные разработки на основе достижений команды ученых и технологические особенности современных моторов легли в основу разработки данных смазочных материалов. Каждое масло серии GENESIS имеет свои особенности и усиленные свойства, обусловленные уникальными молекулярными соединениями и уже проверено на самых разных автомобилях. Уникальная технология

смазочных материалов LUKOIL GENESIS обладает повышенной молекулярной прочностью, защищая элементы двигателей на высоком уровне. Эта серия ориентирована на разные типы двигателей в различных режимах работы. Высокое качество масел доказано их испытанием как в лабораторных, так и естественных условиях, которые подтвердили наивысший уровень их защитных свойств.

Производство и реализация продукции с улучшенными свойствами ПАО «ЛУКОЙЛ» за последние годы представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Реализация топливных продуктов и смазочных средств ПАО «ЛУКОЙЛ» в 2018-2020 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вид продукции 2018 2019 2020 Темп роста, %

2019/18 2020/19

Фирменное топливо ЭКТО, тыс. т 9 603 9 022 8 299 93,9 92,0

Бункеровочное топливо, тыс. т 4 742 4 269 2 732 90,0 64,0

Авиабункеровоч-ное топливо, тыс. т 3 198 3 357 2 539 105,0 75,6

Фирменные масла (премиальная группа), тыс. т 594 574 611 96,6 106,4

Биотопливные смеси, млн л 6 515 7 093 6 733 108,9 94,9

Источник: Отчет об устойчивом развитии Группы «ЛУКОЙЛ» за 2020 год [6]

Следует отметить, что временное снижение объема продаж фирменных масел в 2019 году по сравнению с 2018 обусловлено влиянием конвенции MARPOL, вступившей в силу 1 января 2020 г.

Таблица 3

Доля продукции с улучшенными свойствами в общем объеме

Вид продукции 2018 2019 2020 Темп роста, %

2019/18 2020/19

Доля автомобильного бензина и дизельного топлива бренда «ЭКТО» в общем объеме розничной реализации нефтепродуктов (в России и за рубежом) 63 64 61 101,6 95,3

Доля судового экологического топлива в общем объеме реализации бункеровоч-ного топлива 23 23 16 100,0 69,6

Доля энергоэффективных смазочных материалов в общем объеме их производства 8 10 16 125,0 160,0

Источник: Отчет об устойчивом развитии Группы «ЛУКОЙЛ» за 2020 год [6]

Для расширения ассортимента в ПАО «ЛУКОЙЛ» в 2020 году были построены объекты для сжиженного углеводородного газа (СУГ) общим объемом около 3 т в год. В 2021 г. произведен ввод в эксплуатацию трех дополнительных объектов реализации сжиженного углеводородного газа на 28 тысяч тонн (в год), а также запущен «пилотный проект по размещению на АЗС в Нижнем Новгороде модуля компремированного природного газа (мощностью более 9 тыс. т в год)» [6].

Выпуск энергоэффективных и экологичных масел и смазочных материалов позволяет ПАО «ЛУКОЙЛ» идти в ногу с современными требованиями международных стандартов в области защиты окружающей среды. Для достижения дальнейшего роста продаж компании необходимо продвигать успешные бренды [7]. Биоразлагаемая нефтепро-дукция компания под брендом BIO (BIOLUBE, BIOCHAIN, BIOFLUIDE) имеет способность распадаться в короткое время на химические элементы, не наносящие ущерба природе и окружающей среде, как другие синтетических углеводороды. Формирование и позиционирование экологического бренда - правильная стратегия, так как эта продукция активно отправляется и на экспорт.

В настоящее время в ПАО «ЛУКОЙЛ» продолжается разработка «полностью биоразлагаемых гидравлических и смазочно-охлаждающих жидкостей, ведется разработка специальных гидравлических масел, биоразлагаемых в условиях Арктики» [6].

Также в 2020 году в компании был внедрен программно-аппаратный комплекс управления смазочными маслами транспорта и оборудования. Система мониторинга построена на базе технологий промышленного интернета вещей, и позволяет удаленно контролировать состояние смазки на транспортных объектах и технологических машинах для обеспечения качества продукции.

Заключение

1. 2020 год стал одним из самых сложных в истории нефтегазовой отрасли. Пандемия привела к беспрецедентному падению спроса и цен на углеводороды. Многим компаниям пришлось значительно сократить как добычу, так и переработку нефти и газа, при том, что себестоимость нефти продолжает расти.

2. Трендовый анализ себестоимости добычи нефти в Российской Федерации на 2012-2023 гг. показал тенденцию повышения стоимости геологических разработок. Анализ тренда был дополнен построением прогнозных значений себестоимости нефти на основе временных рядов данных и алгоритма тройного экспоненциального сглаживания. Прогнозные значения с привязкой высокой вероятности показали неизбежный рост себестоимости нефтедобычи и нефтепереработки.

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м

сч о сч

0

01

о ш m

X

3

<

m О X X

3. Полученные данные оказывают влияние на корпоративные стратегии устойчивого развития нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний. Повышение стоимости геологических разработок и развитие новых нефтяных месторождений обуславливают рост цен на конечный продукт.

4. Ситуация усугубляется регулярно усложняющимися требованиями международных организаций в области экологии и изменения климата.

5. ПАО «ЛУКОЙЛ» - крупнейшая российская нефтяная вертикально интегрированная компания, вторая по объему добычи и переработки нефти в России. На долю компании приходится более 2% всей мировой нефти. Сокращение вредных для окружающей среды выбросов, экологические вопросы устойчивого развития организации, разработка климатической стратегии и ее интеграция с общекорпоративными целями - важная часть общей стратегии и миссии компании.

6. В результате конъюнктурного анализа нефтяного рынка, прогнозной модели и анализа объемов выпуска продукции компании, актуализирована экологическая составляющая стратегической политики ПАО «ЛУКОЙЛ»: предприятию следует сосредоточить усилия на выпуске продукции с улучшенными экологическими свойствами.

7. Приоритетом в развитии производства топлива, масел и смазочных материалов ПАО «ЛУКОЙЛ» является создание ресурсосберегающих и энергоэффективных продуктов для машин, оборудования и техники, а также высокоэффективных узкоспециализированных экологических брендов для различных отраслей промышленности.

8. В целом, брендированные продукты ПАО «ЛУКОЙЛ» обладают улучшенными характеристиками, которые положительно влияют на расход топлива, повышают безопасность использования и сокращают содержание вредных веществ в углеводородном составе.

9. Декарбонизация и адаптация к изменениям климата, расчет прямых и косвенных выбросов парниковых газов в соответствии со межгосударственными стандартами, снижение рисков в местах нефтяных разработок, несмотря на сложную рыночную конъюнктуру, остаются частью реализации программ ПАО «ЛУКОЙЛ» в области безопасности и экологии.

Выводы

Таким образом, нефтедобыча и нефтепереработка являются одним из важнейших факторов социально-экономического развития в XXI веке, благодаря чему вносится заметный вклад в достижение Целей устойчивого развития ООН, таких как: обеспечение безопасности потребления и производства, сохранение и рациональное использова-

ние природных ресурсов, защита и восстановление экосистем, и, в конечном итоге, повышение уровня и качества жизни населения.

Потребность в углеводородных ресурсах неуклонно возрастает, приводя к нарушению баланса невозобновляемых энергоресурсов, росту выбросов парниковых газов и изменению климата. Правильным решением является концентрация совместных усилий международных организаций и государств по предотвращению негативных последствий индустриального развития - на макроуровне, и сокращение парниковых выбросов, переход на альтернативные источники энергии, возведение очистных сооружений и создание экологически безопасной продукции - на микроуровне экономики.

Эти изменения требуют от ПАО «ЛУКОЙЛ» более гибких стратегических подходов как в отношении всей корпоративной политики вертикально интегрированной нефтяной компании, так и в области ее экологической составляющей. Использование технологических новинок, инновационных материалов и сырья позволяет улучшать надежность работы транспорта и агрегатов, и, в целом, способствует снижению негативного влияния на природу и окружающую среду, в то же время повышая доходность компании.

Литература

1. Герасимов, К. Б. Актуализация стратегии устойчивого развития вертикально интегрированной нефтяной компании ПАО «ЛУКОЙЛ» в связи с изменениями климата / К. Б. Герасимов, Ф. А. Гиза-туллин, О. В. Прошкина // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 7(132). - С. 1144-1147. -DOI 10.34925/EIP.2021.132.7.206.

2. Арашин, С. Ю. Экологическое состояние атмосферы в нефтедобывающих странах / С. Ю. Арашин // Академическая публицистика. - 2020. -№ 11. - С. 381-384.

3. Igaliyeva, L.; Niyazbekova, S.; Serikova, M.; Kenzhegaliyeva, Z.; Mussirov, G.; Zueva, A.; Tyurina, Y. G.; Maisigova, L. A. 2020. Towards environmental security via energy efficiency: a case study, Entrepreneurship and Sustainability Issues 7(4): 3488-3499. https://doi.org/10.9770/jesi.2020.7.4(61)

4. Кусов, Г. В. Экономическое регулирование природоохранной деятельности на нефтедобывающих предприятиях и рекомендации по совершенствованию экологической безопасности / Г. В. Кусов // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). - 2019. - № 3. - С. 143-174.

5. Себестоимость добычи нефти // Росстат -Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения 03.10.2021).

6. Отчет об устойчивом развитии Группы «ЛУКОЙЛ» за 2020 год. [Электронный ресурс]:

https://csr2020.lukoil.ru/climate-change/reporting (дата обращения: 03.10.2021).

7. Прошкина, О. В. Технология брендинга / О. В. Прошкина // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. - 2015. - Т. 1. - № 1(64). - С. 121133.

Environmental component of PJSC LUKOIL's sustainable development

strategy Gizatullin F.A., Proshkina O.V.

Kazan Federal University

At present, the environmental aspects of the activities of vertically integrated oil companies are not just one of the points of the strategic program, but its most important component. The future activities of oil production and oil refineries will inevitably be associated with climate change and new international standards, norms and requirements. The article presents a trend analysis of the cost of oil production for 20122023 supplemented by the construction of predicted cost values based on time series of data and an exponential smoothing algorithm. The forecasted values with a high probability tie showed an inevitable increase in the cost of oil production and refining. As a result of the conjuncture analysis of the oil market and the forecast model, the environmental component of the strategic policy of PJSC LUKOIL was updated, and recommendations were given for the development of environmentally friendly brands of the company. The scientific novelty of the research lies in the application of the exponential smoothing model (ETS) for mathematical and graphical construction of forecasting the cost of oil production in Russia for 2021-2023, in the context of the environmental situation in the world. The model makes it possible to adjust and update the environmental component of PJSC LUKOIL's strategic policy towards developing the production of environmentally friendly products to reduce the negative impact on nature and the environment and increase the company's profitability. Keywords: ecology, strategy, sustainable development, oil company, oil sector, oil production, cost price

References

1. Gerasimov, K. B. Mainstreaming the sustainable development strategy of

the vertically integrated oil company PJSC LUKOIL due to climate change / K. B. Gerasimov, F. A. Gizatullin, O. V. Proshkina // Economics and Entrepreneurship. - 2021. - No. 7 (132). - P. 1144-1147. - DOI 10.34925 / EIP.2021.132.7.206.

2. Arashin, S. Yu. Ecological state of the atmosphere in oil-producing

countries / S. Yu. Arashin // Academic journalism. - 2020. - No. 11. - P. 381-384.

3. Igaliyeva, L.; Niyazbekova, S.; Serikova, M.; Kenzhegaliyeva, Z.; Mussirov,

G.; Zueva, A.; Tyurina, Y. G.; Maisigova, L. A. 2020. Towards environmental security via energy efficiency: a case study, Entrepreneurship and Sustainability Issues 7 (4): 3488-3499. https://doi.org/10.9770/jesi.2020.7.4(61).

4. Kusov, G.V. Economic regulation of environmental protection at oil

production enterprises and recommendations for improving environmental safety / G.V. Kusov // Science. Technique. Technologies (polytechnic bulletin). - 2019. - No. 3. - P. 143-174.

5. Cost of oil production // Rosstat - Federal State Statistics Service.

[Electronic resource]: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (date of access: 03.10.2021).

6. Report on sustainable development of the LUKOIL Group for 2020.

[Electronic resource]: https://csr2020.lukoil.ru/climate-change/reporting (date of access: 03.10.2021).

7. Proshkina, O.V. Technology of branding / O.V. Proshkina // Socio-

economic and technical systems: research, design, optimization. - 2015. - T. 1. - No. 1 (64). - P. 121-133.

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.