Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная экологическая политика / политические процессы в регионах мира / глобализация / продовольственная безопасность / state environmental policy / political processes in the regions of the world / globalization / food security

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зеленский В. Д., Слинько А. А.

Актуальность темы. Высокая степень ответственности экологической политики в России и сохраняющаяся низкая эффективность ее осуществления свидетельствуют о несомненной актуальности данной проблемы в новых глобальных и общественно-политических условиях. Анализ влияния мировых процессов на экологическую политику России в научных исследованиях представлен слабо. Отсутствует анализ проблем и перспектив, возникающих при реализации экологической политики в регионах мира в зависимости от политических процессов, протекающих на современном этапе. Цель. Проанализировать влияние политических процессов на реализацию экологической политики в различных регионах мира. Методология. В статье использованы такие методы как сравнительный анализ, метод экспертных оценок, системный подход. Результаты и выводы. По результатам проведенного исследования приходим к выводу, что политические процессы, протекающие в разных регионах мира, влияние глобализации, изменение экологической и экономической ситуации, происходящих трансформаций межгосударственных союзов требуют выработки новых подходов для повышения эффективности экологической политики. Область применения. Результаты исследования могут быть использованы при реализации государственной экологической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL POLICY OF THE REGIONS AS A COMPONENT OF THE MODERN POLITICAL PROCESS

The relevance of the topic. The high degree of responsibility of environmental policy in Russia and the continuing low efficiency of its implementation indicate the undoubted relevance of this problem in the new global and socio-political conditions. The analysis of the impact of global processes on Russia’s environmental policy is still very poorly represented in scientific research. There is no analysis of the problems and prospects arising in the implementation of environmental policy in the regions of the world, depending on the political processes taking place at the present stage. Goal. To analyze the impact of political processes on the implementation of environmental policy in various regions of the world. Methodology. The article uses such methods as comparative analysis, the method of expert assessments, and a systematic approach. Results and conclusions. Based on the results of the study, we conclude that the political processes taking place in different regions of the world, the impact of globalization, changes in the environmental and economic situation, and ongoing transformations of interstate unions require the development of new approaches to improve the effectiveness of environmental policy. The scope of application. The results of the study can be used in the implementation of the state environmental policy.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

2. On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authority : The Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation dated 03/14/2020 No. 1-FKZ. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_346019/

3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020). — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

4. Maltsev N. L. On the question of the concept of «functions of public power» / N. L. Maltsev // Bulletin of the Perm University. Legal sciences. — 2019. — No. 1-3. — Pp. 25—33.

5. Sovetov I. K. Public power in Russia according to the Constitution of 2020 / I. K. Sovetov // Bulletin of the Prikamsky Social Institute. — 2020. — № 3 (87). — Pp. 43—52.

6. Sultanov E. B. Constitutional foundations of the unity of public power in the Russian Federation / E. B. Sultanov // Scientific notes of Kazan

УДК 327.3

University. — Series: Humanities. — 2020. — Vol. 162. No. 2. — Pp. 9—16.

7. Uporov I. V Public power as a social institution and a sign of the state: socio-legal nature and genesis in the dynamics of conceptual approaches / I. V. Uporov, N. A. Sheudzhen, A. A. Shvets // Law and practice. — 2021. — No. 1. — Pp. 24—30.

8. Chertkov A. N. Public power: composition, unity and essence of interaction / A. N. Chertkov // Constitutional and municipal law. — 2020. — No. 10. — Pp. 19—23.

9. Shaykhutdinova R. R. The constitutional and legal principle of the unity of the system of public power in the Russian Federation: formation and development / R. R. Shaykhutdinova // Bulletin of the O. E. Kutafin University. — 2022. — № 6 (94). — Pp. 151—159.

10. Slinko A. A. The constitutional process in Russia and the peculiarities of regional policy / A. A. Slinko, V. A. Gvozdev // Region: systems, economics, management. — 2020. — No. 1 (48). — Pp. 147—151.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Коды JEL: Z18, R59

Зеленский В. Д., аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: [email protected]; SPIN-код: 7122-3265

Слинько А. А., доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и политического управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: [email protected]; SPIN-код: 1118-2860

Поступила в редакцию 11.07.2024. Принята к публикации 01.08.2024

Аннотация

Актуальность темы. Высокая степень ответственности экологической политики в России и сохраняющаяся низкая эффективность ее осуществления свидетельствуют о несомненной актуальности данной проблемы в новых глобальных и общественно-политических условиях. Анализ влияния мировых процессов на экологическую политику России в научных исследованиях представлен слабо. Отсутствует анализ проблем и перспектив, возникающих при реализации экологической политики в регионах мира в зависимости от политических процессов, протекающих на современном этапе.

Цель. Проанализировать влияние политических процессов на реализацию экологической политики в различных регионах мира.

Методология. В статье использованы такие методы как сравнительный анализ, метод экспертных оценок, системный подход.

Результаты и выводы. По результатам проведенного исследования приходим к выводу, что политические процессы, протекающие в разных регионах мира, влияние глобализации, изменение экологической и экономической ситуации, происходящих трансформаций межгосударственных союзов требуют выработки новых подходов для повышения эффективности экологической политики.

Область применения. Результаты исследования могут быть использованы при реализации государственной экологической политики.

Ключевые слова: государственная экологическая политика, политические процессы в регионах мира, глобализация, продовольственная безопасность.

UDC 323

ENVIRONMENTAL POLICY OF THE REGIONS AS A COMPONENT OF THE MODERN POLITICAL PROCESS

JEL Codes: Z18, R59

Zelensky V. D., Postgraduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail address: [email protected]; SPIN- code: 7122-3265

Slinko A. A., Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Department of Political Science and Political Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail address: [email protected]; SPIN- code: 1118-2860

Abstract

The relevance of the topic. The high degree of responsibility of environmental policy in Russia and the continuing low efficiency of its implementation indicate the undoubted relevance of this problem in the new global and socio-political conditions. The analysis of the impact of global processes on Russia's environmental policy is still very poorly represented in scientific research. There is no analysis of the problems and prospects arising in the implementation of environmental policy in the regions of the world, depending on the political processes taking place at the present stage.

Goal. To analyze the impact of political processes on the implementation of environmental policy in various regions of the world.

Methodology. The article uses such methods as comparative analysis, the method of expert assessments, and a systematic approach.

Results and conclusions. Based on the results of the study, we conclude that the political processes taking place in different regions of the world, the impact of globalization, changes in the environmental and economic situation, and ongoing transformations of interstate unions require the development of new approaches to improve the effectiveness of environmental policy.

The scope of application. The results of the study can be used in the implementation of the state environmental policy.

Key words: state environmental policy, political processes in the regions of the world, globalization, food security.

Введение

Россия имеет стратегическое видение развития экологической политики и внимательно следит за глобальными экологическими трендами и проблемами.

Российская экологическая политика прошла несколько этапов своего развития: от максимального извлечения ресурсов до перехода к их рациональному использованию, что было напрямую связано с целями государства, стратегическими задачами и экономической ситуацией. На экологическую политику России значительное влияние оказывает тот факт, что существенную роль в структуре экономики страны играют сырьевые ресурсы [1]. По запа-

DOI: 10.22394/1997-4469-2024-66-3-201-206

сам и добыче нефти, природного газа, угля, железных руд, никеля, меди, золота, серебра, платиноидов, алмазов, апатитовых руд, калийных солей и некоторых других видов полезных ископаемых Россия входит в число мировых лидеров [2]. Значимым является также то, что государство выступает крупнейшим акционером сырьевых, энергетических (ПАО «Газпром», НК «Роснефть»), инфраструктурных (ПАО «Транснефть») компаний. Сфера добычи природных ресурсов в соответствии с национальным законодательством контролируется российскими компаниями.

Проблемы экологической политики России в условиях глобализации выявили нерав-

номерность в степени исследованности ее различных аспектов. Существует совокупность политических, управленческих, ресурсно-экономических, нравственно-правовых проблем, негативно влияющих на реализацию экологической политики России. Это неустойчивость и коррупционность государственных управленческих структур в природоохранной сфере, закрытость процесса принятия решений, оценки осуществленной деятельности, распределения финансовых средств, направляемых на природоохранные мероприятия [3].

Становление и развитие экологической политики как результат взаимодействия экономических, политических и социальных процессов

Экологическая политика как направление государственной политики начала определяться в конце XX в. [4]. В настоящее время экологическую политику можно рассматривать как взаимодействие различных экономических, политических и социальных структур, направленное на формирование и реализацию стратегии в сфере охраны окружающей среды с учетом экономической и политической ситуации [5].

С середины 70-х гг. ХХ в. охрана окружающей среды стала одним из приоритетных направлений политики Европейского сообщества, что нашло отражение в программе «Окружающая среда для Европы» [6].

Однако проводимая ЕС экологическая политика зачастую воспринимается неоднозначно, закон о климате не только приводит к новым налогам, но также увеличивает стоимость повседневной жизни, что может вызвать как социальное недовольство, так и рост протестной активности. В Италии, Германии, Австрии, во Франции уже высказывается недовольство высокими ценами на энергоносители и организуются акции протеста под лозунгом «Против дорогой жизни» [8]. Предпринимаются и отдельные шаги по пересмотру действующих норм. В частности, корректируются планы использования угольной и атомной генерации в краткосрочной перспективе.

Лидером среди стран ЕС в области охраны окружающей среды считается Германия. До энергетического кризиса, наступившего в результате санкционной политики в отношении России, правительство Германии планировало завершить эксплуатацию угольных электростанций в 2030—2038 гг. Летом 2022 г. из-за нехватки российского газа страны ЕС (в том числе Германия) стали возвращаться к угольной генерации [9]. Несмотря на масштабные шаги по развитию альтернативной энергетики, в Германии сейчас разворачивается серьезный энергетический кризис, который может спрово-

цировать политическую и социальную нестабильность. Германия уже анонсировала самый масштабный пакет мер по поддержке потребителей газа. Вероятно, это станет началом пересмотра реализуемой экологической политики в стране [10].

Бывший премьер-министр Великобритании Риши Сунак в 2022 году объявил, что откладывает запрет на продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей с 2030 г. на 2035 г., что вызвало критику со стороны оппозиционных депутатов и представителей сектора недвижимости и автомобильной промышленности. При этом он отметил, что правительство по-прежнему ставит цель по достижению нулевых выбросов к 2050 г., но «более прагматичным, более пропорциональным и более реалистичным способом» [11].

Одной из мер сокращения выбросов в атмосферу США является перенос особо вредных предприятий в менее развитые страны, в частности в государства Латинской Америки. Например, в Мексике долгое время работает автомобильный завод Ford Motor Company, который в среднем в день выделяет в атмосферу около 1340 кг углекислого газа. Американские корпорации также перенесли большую часть собственной горнодобывающей и обрабатывающей промышленности в Латинскую Америку с целью как сохранения ресурсов своей страны, так и снижения загрязнения атмосферы на своей территории [12].

Для экологической политики США характерно противостояние общественного мнения и интересов бизнеса, которые являются активными политическими акторами. Президент от Демократической партии Б. Обама (2009—2017 гг.) взял курс на борьбу с глобальным потеплением. Он подписал Парижское соглашение по климату и Президентский климатический план действий [13]. Республиканец Д. Трамп (2017—2021 гг.) отменил многие экологические нормы, принятые правительством Б. Обамы. Была закрыта программа по сокращению загрязнения атмосферы парниковыми газами. Корпорации получили практически неконтролируемый доступ к энергетическим ресурсам, а страна вышла из Парижского соглашения по климату [14]. С приходом администрации Дж. Байдена (2021 г. — н. в.) климатическая проблематика стала одним из главных внутренних и внешних приоритетов страны и способом восстановления американского «глобального лидерства» в целом.

Китай при реализации экологической политики опирается, прежде всего, на собственные экономические интересы, отчего зависит его участие в реализации международных соглашений. На данный момент Китай — актив-

ный участник «зелёной» дипломатии и различных международных мероприятий. Китай взял на себя обязательства в рамках более 30 международных конвенций и выполнил многие из них. Вместе с тем вовлеченность КНР в международную политику сохранения окружающей среды зависит от влияния этой политики на ситуацию внутри Китая. Если экологическая программа или инициатива являются несовместимыми с экономическим развитием или ставят под удар суверенитет КНР, то они не будут приняты в Китае [15]. В 2018 г. на уровне конституции Китай закрепил цель построения экологической цивилизации [16].

В 2020 г. председатель КНР Си Цзиньпин на Генеральной Ассамблее ООН заявил, что Китай к 2060 г. достигнет углеродной нейтральности. При этом КНР к 2030 г. планирует достичь пика выбросов парниковых газов в атмосферу, одновременно сокращая энергоемкость экономики и увеличивая мощности атомной энергетики. Страна активно развивает альтернативную энергетику, на ее долю приходится 30 % мировых энергомощностей, работающих на возобновляемых источниках энергии, и постепенно переходит на электромобили, уже сейчас имея самый большой рынок в мире по их продажам [17]. В 2024 году КНР реализует проект, направленный на принятие мер «по измерению выбросов парниковых газов в рамках новой инициативы по улучшению качества данных и надзора в отношении ключевых отраслей промышленности и регионов» [18].

Для решения проблемы загрязнения окружающей среды необходимо повышение экологической безопасности. Переход к зеленой трансформации экономики превращает экологическую политику в инструмент развития инновационной ресурсной экономики, в драйвер экономического роста. Это означает, что экологические проблемы не должны оцениваться как вторичные по отношению к экономическим. Чрезвычайно важным фактором экологического развития, который должен учитываться при реализации экологической политики, является предотвращение потребительского отношения к природе [19].

Выводы

Рассмотрение экологической политики различных государств позволяет говорить о том, что заметное влияние на нее оказывают глобальная экологическая повестка и политика, проводимая как внутри самих стран, так и международным сообществом. В то же время значимыми субъектами экологической политики (кроме международных организаций и государств) являются транснациональные корпорации, чьи властные и государственные ресурсы

способны повлиять на принятие решений органами власти. СМИ и гражданское общество также играют заметную роль, фактически являясь барометром мнения относительно принимаемых решений. Однако их влияние во многом зависит от текущей политической и экономической ситуации.

По результатам проведенного исследования приходим к выводу, что влияние процессов глобализации, изменение политической, экологической и экономической ситуации, происходящих трансформаций межгосударственных отношений и союзов требуют выработки новых подходов к повышению эффективности экологической политики, в основе которой должны лежать интересы мира и прогресса. В условиях меняющегося мира, переформатирования международных союзов и экономических цепочек это играет ключевую роль.

Актуальной проблемой эффективности экологической политики на региональном уровне, несмотря на принимаемые органами местной власти меры, остается — среды обитания человека и природосбережения.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панова Е. В. Устойчивое развитие как основа экологической политики России: понятие и основные характеристики / Е. В. Панова // Известия высших учебных заведений. Геология и разведка. — 2022; (5). — С. 9—23.

2. Стратегия развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года. — URL: http://static. government.ru/media/files/WXRSEBj6jnRWNr umRkDakLcqfAzY14VE.pdf (дата обращения: 19.04.2024).

3. Ципинов И. И. Экологическая политика России в условиях глобализации / И. И. Ципинов // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». — 2018. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ekologicheskaya-politika-rossii-v-usloviyah-globalizatsii-1

4. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию : [принята Конф. ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 г.] // Организация Объединенных Наций. — URL: http://www. un.org/ru/documents/ declconv/declarations/riodecl .shtml

5. Голиченков А. К. Государственная экологическая политика — «факторы успеха»: право, идеология / А. К. Голиченков // Экологическая политика. — С. 68.

6. Гусев А. А. Экологическая политика Европейского Союза в контексте концепции устойчивого развития : диссертация ... доктора политических наук : 23.00.02 / Гусев Алексей Александрович; [Место защиты: Ин-т социологии РАН]. — Москва, 2010. — 300 с.

7. EEA-Eionet Strategy 2021—2030. — URL: https://www.eea.europa.eu/publications/ eea-eionet-strategy-2021—2030.

8. Логинова К. До первых заморозков: митингующие в ЕС потребовали отменить антрос-сийские санкции // Известия. — 2022. — 5 октября. — URL: https://iz.ru/14 05444/kseniia-loginova/ do-pervykh-zamorozkov-mitinguiushchie-v-es-potrebovali-otme ny-antirossiiskikh-sanktcii

9. В Германии запускают резервные угольные ТЭС / Вести.ру. — 2022. — 23 августа. — URL: https://www.vesti.ru/finance/article/2904541

10. Антишоковые миллиарды: как Германия смягчает гражданам рост цен на газ и свет / Новые известия. — 2022. — 3 ноября. — URL: https://newizv.ru/article/general/03-11-2022/ antishokovye-milliardy-kak-germaniya-smyagchaet-grazhdanam-rost-tsen-a-gaz-i-svet

11. Британия перенесла запрет на продажу новых машин на бензине и дизеле на 2035 г. — URL: https://www.interfax.ru/world/921936

12. Гарусова Л. Н. Политика и законодательство США в экологической сфере / Л. Н. Гарусова, У. Ю. Курьянова // Труды ИИАЭ ДВО РАН. — 2019. — Т. 24, № 3. — С. 151.

13. The President's Climate Action Plan. — 2015. — URL: https://obamaw hitehouse.archives. gov/sites/default/files/docs/cap_progress_report_ final_w_cover.pdf

14. Хайнлайн П. Трамп отменил экологические правила и нормы, введённые Обамой / П. Хайнлайн, К. Ханнас // Голос Америки. — 2017. — URL: https://www.golos-ameriki.ru/ a/ usclimate-change-debate/3785577.html

15. Шивэй В. Экологическая политика Китая / В. Шивэй, М. Г. Ясовеев // Экологический вестник. — 2016. — № 1. — С. 15—17.

16. Wang Z. The Ecological Civilization Debate in China: The Role of Ecological Marxism and Constructive Postmodernism - Beyond the Predicament of Legislation / Z. Wang, H. He, M. Fan // Monthly Review. — 2014. — January 11. — URL: https://monthlyreview. org/2014/11/01/the-ecological-civilization-debate-in-china

17. Пятилетка по-пекински: Китай может себе позволить не ВВП наращивать, а о людях думать // Свободная пресса. — 2021. — 16 марта. — URL: https://svpressa.ru /economy/ article/292752

18. Китай начинает кампанию по улучшению мониторинга парниковых газов. — URL: https://www.vedomosti.ru/ecology/regulation/ news/2022/01/19/9054544

19. Преображенский Б. Г. Экологически устойчивое развитие как парадигма современной политики экологического развития регионов / Б. Г. Преображенский, Я. А. Фёдоров // Регион: системы, экономика, управление. — 2023. — № 4 (63). — С. 12—28.

LITERATURE

1. Panova E. V Sustainable development as the basis of Russia's environmental policy: the concept and main characteristics / E. V. Panova // News of higher educational institutions. Geology and exploration. — 2022; (5). — Pp. 9—23.

2. Strategy for the development of the mineral resource base of the Russian Federation until 2035. — URL: http://static.government.ru/media/ files/WXRSEBj6jnRWNrumRkDakLcqfAzY14VE. pdf

3. Tsipinov 1.1. Environmental policy of Russia in the context of globalization / I. I. Tsipinov // International Journal of Applied Sciences and Technologies «Integral». — 2018. — No. 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-politika-rossii-v-usloviyah-globalizatsii-1

4. Rio Declaration on Environment and Development: [adopted by Conf. United Nations Environment and Development Organization, Rio de Janeiro, June 3—14, 1992] // United Nations. — URL: http://www.un.org/ru/documents / declconv/ declarations/riodecl .shtml

5. Golichenkov A. K. State environmental policy - «success factors»: law, ideology / A. K. Golichenkov // Environmental policy. — P. 68. — URL: https://rupolitology .ru/wp-content/ uploads/2019/11/ Ekologicheskaya_politika.pdf

6. Gusev A. A. Environmental policy of the European Union in the context of the concept of sustainable development : dissertation ... Doctor of Political Sciences : 23.00.02 / Gusev Alexey Alexandrovich; [Place of defense: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences]. — Moscow, 2010. — 300 p.

7. EEA-Eionet Strategy 2021—2030. — URL: https://www.eea.europa.eu/publications / eea-eionet-strategy-2021-2030.

8. Loginova K. Before the first frosts: protesters in the EU demanded the lifting of anti-Russian sanctions / K. Loginova // Izvestia. — 2022. — October 5th. — URL: https://iz.ru/14 05444/kseniia-loginova/do-pervykh-zamorozkov-mitinguiushchie-v-es-potrebovali-otme ny-antirossiiskikh-sanktcii

9. Backup coal-fired thermal power plants are being launched in Germany // <url>. — 2022. —

August 23rd. — URL: https://www.vesti.ru/finance/ article/2904541

10. Anti-shock billions: how Germany mitigates the rise in gas and electricity prices for citizens // Novye Izvestia. — 2022. — November 3rd. — URL: https://newizv.ru/article/general/03-11-2022/ antishokovye-milliardy-kak-germaniya-smyagchaet-grazhdanam-rost-tsen-a-gaz-i-svet

11. Britain has postponed the ban on the sale of new cars powered by gasoline and diesel to 2035. — URL: https://www.interfax.ru/world/921936

12. Garusova L. N. Policy and legislation of the United States in the environmental sphere / L. N. Garusova, U. Y. Kuryanova // Proceedings of the IIAE FEB RAS. — 2019. — Vol. 24, No. 3. — P. 151.

13. The President's Climate Action Plan. 2015. — URL: https://obamaw hitehouse.archives. gov/sites/default/files/docs/cap_progress_report_ final_w_cover.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Heinlein P. Trump abolished environmental rules and regulations introduced by Obama / P. Heinlein, K. Hannas // Voice of America. — 2017. — URL: https://www.golos-ameriki.ru / a/ usclimate-change-debate/3785577.html

15. Shiwei V. Environmental policy of China // V. Shiwei, M. G. Yasoveev // Environmental Bulletin. — 2016. — No. 1. — Pp. 15—17.

16. Wang Z. The Ecological Civilization Debate in China: The Role of Ecological Marxism and Constructive Postmodernism - Beyond the Prediction of Legislation / Z. Wang, H. He, M. Fan // Monthly Review. — 2014. — January 11. — URL: https://monthlyreview . org/2014/11/01/ the-ecological-civilization-debate-in-china

17. Five-year plan in Beijing: China can afford not to increase GDP, but to think about people // Free Press. — 2021. — March 16. — URL: https:// svpressa.ru /economy/article/292752

18. China is launching a campaign to improve greenhouse gas monitoring. — URL: https://www.vedomosti.ru/ecology/regulation/ news/2022/01/19/9054544

19. Preobrazhensky B. G. Ecologically sustainable development as a paradigm of modern policy of ecological development of regions / B. G. Pre-obrazhensky, Ya. A. Fedorov // Region: systems, economics, management. — 2023. — № 4 (63). — Pp. 12—28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.