Научная статья на тему 'Экологическая маркировка - инструмент экологического менеджмента'

Экологическая маркировка - инструмент экологического менеджмента Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
293
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ ПРОДУКТ / ECOLOGICALLY PURE PRODUCT / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА / ENVIRONMENTAL LABELLING / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ / ENVIRONMENTAL CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Чурмасова Л.А., Титова С.С.

В статье рассмотрены основные понятия, касающиеся производства экологически чистой продукции. Исследование ведется через анализ таких важных проблем, как экологическая сертификация, экологическая маркировка. Рассматриваются основные законы и нормативная документация в данной области, ведется перечисление основных принципов экологической маркировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental labelling is a tool of environmental management

The article deals with basic concepts related to the production of environmentally friendly products. The investigation is carried through the analysis of such important issues as environmental certification, eco-labeling. The basic laws and normative documents in this area, is listing the basic principles of eco-labeling.

Текст научной работы на тему «Экологическая маркировка - инструмент экологического менеджмента»

РРУПАКОВКА И ЛОГИСТИКА ДЛЯ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

ТЕМА НОМЕРА

УДК 631.147

Экологическая маркировка -

инструмент экологического менеджмента

Л.А. Чурмасова, канд. техн. наук, профессор, С.С. Титова, аспирант Московский государственный университет пищевых производств

Как известно, на протяжении уже более 30 лет в западных странах рынок экологически чистых продуктов (organic food) активно развивается, принося компаниям солидную прибыль и значительно расширяя круг потребителей.

В России уже сегодня на торговых прилавках появляются продукты с маркировкой ЕСО или ORGANIC FOOD. В основном это продукция западных производителей, соответствующая

Один из способов подтверждения соответствия продукции критериям экологической безопасности -прохождение добровольной экосертификации, и как следствие, экомаркировка продукции.

стандартам экологического производства, принятым в странах ЕС или США. Однако и отечественные производители активно применяют маркировку «экологически чистый продукт» или «экопродукт» на своих товарах [1].

Вместе с тем, к настоящему времени в России понятие «экологически чистый продукт» или «экологичный/ органический продукт» законодательно закреплено лишь для продукции пищевой промышленности (Гл. II, Р.1, п.1, пп. 1.4) [2], что касается же иной продукции - правовая база по системе сертификации экологически чистой продукции находится только в стадии разработки, использование компаниями подобной маркировки в рекламных целях приводит к хаосу и, как следствие, к потере доверия потребителей. Данные термины не содержатся в документах Таможенного союза и не имеют под собой показателей, которые характеризовали бы продукцию по органичности и экологичности.

Ключевые слова: экологически чистый продукт; экологическая маркировка; экологическая сертификация.

Key words: ecologically pure product; environmental labelling; environmental certification.

Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55.

Между тем, вопрос о внесении в маркировку продукции информации «экологически безопасная продукция...» или «продукция соответствует критериям экологической безопасности...» по сути может быть разрешен хозяйствующим субъектом самостоятельно, поскольку таковая не входит в число обязательной к доведению для потребителя.

Однако необходимо иметь в виду, что в силу положений Закона РФ «О защите прав потребителей» (Гл. 1 ст. 10) [3] в случае ее размещения в маркировке и (или) иным предусмотренным способом подобная информация должна быть достоверной.

Один из способов подтверждения соответствия продукции критериям экологической безопасности - прохождение добровольной экосертификации, и как следствие, экомаркировка продукции. Возможно, в скором времени, данный вид сертификации приобретет обязательный характер. Например, согласно «Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-

эпидемиологическому надзору (контролю)» с 1 января 2014 г. смываемая парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для личного и профессионального применения (мыло, шампуни, кондиционеры для волос и т. п.), должна иметь экологическую маркировку [2].

Экологическая маркировка - инструмент менеджмента, используемым для информирования клиентов и партнеров об экологических особенностях продукции, процессов ее разработки, производства и использования. В контексте международной торговли маркировка приобретает все большую значимость.

Однако получение экологического знака требует значительных затрат на сертификацию, инспекционный контроль и другие мероприятия, связанные с приобретением и поддержанием данного знака. В результате цена «зеленой» продукции может значительно возрасти [4].

Основные принципы экологической маркировки определяются в стандартах ГОСТ Р ИСО 14020-99:

экологические знаки и декларации должны быть точными, проверяемыми, уместными и не вводящими в заблуждение;

процедуры и требования к экологическим этикеткам и декларациям не должны создавать необоснованных барьеров в международной торговле;

экологические этикетки и декларации должны основываться на научной методологии, достаточной для удостоверения использования точных и воспроизводимых данных;

информация, относящаяся к процедуре, методологии и любым критериям обеспечения экологических этикеток и деклараций, должна быть доступной для запросов со стороны всех заинтересованных сторон;

разработка экологических этикеток и деклараций должна учитывать все аспекты жизненного цикла продукции или услуги;

экологические этикетки и декларации не должны препятствовать нововведениям для поддержания или улучшения экологических характеристик;

в экологические этикетки и декларации должны быть включены только те административные требования или предоставляемая информация, которые необходимы для оценки соответствия используемым критериям и стандартам;

в процессе разработки экологических этикеток и деклараций должны быть открытые широкие консультации с заинтересованными сторонами, в рамках этого процесса необ-

PACKAGING AND LOGISTICS FOR FOOD PRODUCTION

ходимо пытаться обеспечивать согласие сторон;

информация по экологическим аспектам продукции или услуг, относящаяся к экологической этикетке или декларации, должна быть доступна потребителям и потенциальным потребителям [5].

Естественно, такой подход исключает «всеобъемлющие», «универсальные» заявления типа «экологически чистый», «не наносит вреда окружающей среде», «абсолютно безопасный» и т.п.

Сегодня в России экологическая сертификация как инструмент экологического менеджмента еще не используется в той степени, в какой должна применяться. В основном она добровольная. Однако есть и случаи обязательной экосертифика-ции (в частности, Система сертификации экологической безопасности предприятий оборонных отраслей промышленности).

Таким образом, экологическая маркировка как инструмент экологического менеджмента получает постепенное распространение в Российской Федерации. Этапы ее

развития отражают особенности предпочтений клиентов, готовых приобретать особенную продукцию, отличающуюся некоторыми исключительными качествами. Тот факт, что на сегодняшний день для российского потребителя приоритетным является обеспечение безопасности здоровья, следует считать закономерным [4].

Учитывая, что в последнее время интенсивность химического, радиационного и других видов антропогенного влияния на окружающую среду существенно возросла, а это отрицательно сказывается на здоровье людей, вопрос производства экологически чистой продукции приобретает повышенную актуальность [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Широжеева, Н.Г. Экономические аспекты производства экологически чистой продукции в Курганской об-ласти/Н.Г. Широжеева//Аграрный вестник Урала. 2009. - № 4 (46). -С. 21-23.

2. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требо-

Сегодня в России экологическая сертификация как инструмент экологического менеджмента еще не используется в той степени, в какой должна применяться. В основном она добровольная.

вания к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) от 28.05.2010 г. № 299 (в ред. Решений Комиссии Таможенного Союза от 07.04.2011 № 622).

3. ФЗ РФ № N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 18.07.2011 N 242-ФЗ).

4. Молчанова, Я.П. Международный опыт экологической маркировки: перспективы применения в Рос-сии/Я.П. Молчанова, Т.В. Гусева// Компетентность. 2008. - № 5. - С. 23-30.

5. ГОСТ Р ИСО 14020-99. Экологические этикетки и декларации. Основные принципы.

Пельмени в Doy-pack

Пакеты йоу-раск с устойчивым дном активно используются для упаковки кетчупов, майонезов и даже сахара. Но упаковать в него замороженные полуфабрикаты и, в частности, пельмени решаются пока не многие производители.

Пакет для торговой марки «Сибирская коллекция» был разработан специально по заказу Щелковского МПК и на сегодняшний день является уникальным в своем роде. От прочих его отличает использование внутреннего алюминиевого слоя и прозрачное дно. «Процесс изготовления такого пакета был достаточно долгим и трудоемким. Для нас важно было сохранить технологию производства пакета йоу-раск с использованием трех слоев и применить новшество в виде внутреннего алюминиевого слоя. Все это делает пакет абсолютно непрозрачным. Но в то же время обязательным условием было оставить дно прозрачным, так как потребители этой категории пельменей привыкли видеть продукт в момент принятия решения о покупке. Оказалось, это не так просто с точки зрения технологии производства пакета. Очень мало компаний в

России, которые могут такое изготовить. Но нам повезло, мы нашли профессионалов, которые смогли совместить все три барьерных слоя пакета йоу-раск и прозрачное дно», - комментирует индустриальный директор ООО «Щелковский МПК» Ю.В. Черченко.

По мнению производителя, упаковка йоу-раск отлично подходит для категории «заморозка». Она прекрасно переносит низкие температуры и благодаря трем барьерным слоям, включая внутренний слой фольги, сохраняет холод внутри, чего не может обеспечить пластиковый пакет. И конечно, немаловажным остается тот факт, что внешнее покрытие пакета не пропускает лучи света и служит неким УФ-фильтром. Все эти свойства пакета йоу-раск способствуют тому, что продукт меньше подвержен дефростации, лучше сохраняет свои вкусовые качества и внешний вид.

• Черный цвет - защита от УФ-лу-чей света. Черный цвет пакета надежно защищает «Сибирскую коллекцию» от негативного воздействия света и служит УФ-фильтром, чтобы сохранить внешний вид и вкус продукта.

В октябре 2011 г. компания ООО «Щелковский МПК» выпустила на рынок свой ведущий бренд «Сибирская коллекция» в новой упаковке. Для замороженных полуфабрикатов производителем была использована технология Doy-pack, применяющаяся преимущественно в категории «бакалея».

• Внутренний слой фольги служит асептическим покрытием и лучше сохраняет продукт.

• Три слоя + фольга активно удерживают холод внутри упаковки, что способствует сохранению продукта в первозданном качестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.