Научная статья на тему 'Экологическая культура в контексте культурологических исследований'

Экологическая культура в контексте культурологических исследований Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
334
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРИРОДА / ЧЕЛОВЕК / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Филончик О.А.

В данной статье рассматриваются основные подходы к изучению понятия «экологическая культура», существующие в границах различных наук культурологии, социологии, философии, описываются основные черты экологической культуры. Показано, что выход из экологического тупика в настоящее время нужно искать не в стандартных путях, то есть введением поправок в действие технического процесса, а в гармонизации отношений человека и природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая культура в контексте культурологических исследований»

носа // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы: сб. науч. тр. Вып. X. - М.: РГСУ 2015. - С. 16-21.

2. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974. - С. 90-128.

3. Бахтин М.М. Марксизм и философия языка // М.М. Бахтин. Фрейдизм. Формальный методы в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи / Сост., текстологическая подг. И.В. Пелкова; Комментарии В.Л. Махлина, И.В. Пешкова. - М.: Лабиринт, 2000. - 640 с.

4. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов; отв. ред. В.Н. Ярцева. - Изд. 4-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 112 с.

5. Манизер М.Г. Об основах композиции (сочинения) // Вопросы изобразительного искусства. - М., 1954. - Вып. 1. - С. 17-20.

6. Паустовский К.Г. Собр. соч. - М., 1958. - Т. 2. - 759 с.

7. Садомова Н.И., Орлова К.А. Некоторые аспекты развития творческих способностей студентов в работе над пейзажем // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы: сб. науч. тр. Вып. X. - М.: РГСУ, 2015. - С. 205-210.

8. Цыпин Г. М.Человек, талант, труд / Г. М. Цыпин. - М.: Просвещение, 1992. - 239 с.

9. Щербакова А.И. Эволюция эстетической мысли России первой половины XIX века // Культура. Духовность. Общество. - 2014. - № 13. - С. 93-99.

10. Якупов А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. Исследование. - М.: Моск. консерватория, Магнитогор. Муз.-пед. ин-т, 1994. - 292 с.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

© Филончик О.А.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В данной статье рассматриваются основные подходы к изучению понятия «экологическая культура», существующие в границах различных наук - культурологии, социологии, философии, описываются основные черты экологической культуры. Показано, что выход из экологического тупика в настоящее время нужно искать не в стандартных путях, то есть введением поправок в действие технического процесса, а в гармонизации отношений человека и природы.

Ключевые слова экологическая культура, природа, человек, экологический кризис.

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков.

В XXI веке важнейшей задачей, стоящей перед обществом, является не просто сохранение природной среды как первостепенного условия существования человека, но и выживания человечества как вида. Установленный ориентир культуры Запада «Человек - повелитель природы» нуждается в настоятельной замене на - «Человек - органическая часть природы». Однако для того, чтобы изменить сознание людей, не достаточно только сформулировать новую идею. Для изменения ценностных установок культуры, важны более значимые основания, а, главное, мотивационные установки, вынуждающие человека вести себя сообразно с современными жизненными стандартами.

Понятие «экологическая культура», её элементы анализируются в трудах С.П. Глазачева, И.Д. Зверева, А.Н. Кочергина, Д.С. Лихачева, Э.С. Мар-каряна, Д. Маршалла, Дж. Стюарда, Р. Маккензи и других исследователей. В своих трудах учёные рассматривают это явление с философских, социальных и педагогических позиций, однако, наряду с этим, незначительно определена его культурологическая рефлексия. Применяемые дефиниции и интерпретации в большей степени воссоздают лишь некоторые стороны этого комплексного феномена.

Теоретически экологическая культура начала формироваться как система знаний о развитии природы, общества и культуры с 80-х годов. Это междисциплинарное понятие, составной элемент исследований, как гуманитарных наук, так и естественных направлений. Основу экологической культуры составляют такие важные в науке понятия как «культура», «человек» и «природа». Для того чтобы сформулировать наше понимание экологической культуры, рационально начать его рассмотрение именно с этих понятий.

Прежде всего, при анализе проблемы взаимоотношений между человеком, обществом и природой в течение долгого времени можно было наблюдать противопоставление понятий «культура» и «природа». При этом, культура определяется как нечто «неприродное» или «вторая, очеловеченная природа», т.е. как совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных в ходе человеческой цивилизации. Вместе с тем, часто не учитывается тот факт, что необходимым условием, ядром культурного бытия выступает сама природа, за границами которой немыслимо существование человека, т.е. невообразима сама культура, как форма человеческой жизнедеятельности в пространстве.

Из этого исходит понимание необходимой целостности природных и социокультурных основ в историческом диалоге человека с природой. Такая целостность включает в себя осознание человеком общих черт развития природы и человеческого рода, как биологического вида. Например, экокультуросисте-мы выступают, прежде всего, не как географические целостности, а являются результатом конкретно-исторического природного и социального развития.

Объединяющим элементом в отношениях природы и культуры выступает человек. Он является как природным, так и общественным элементом. Он вхо-

дит в определенную экосистему и в систему общества, постоянно формируя при этом образования нового уровня - социально-экологических систем. Эти системы обладают характерными признаками и осуществляют свои предназначенные функции, включая людей, проживающих на определенной территории, применяемые ими технологии, особую социальную организацию, общественные отношения и природную среду. Именно в пределах социально-экологической системы в настоящее время осуществляется жизнедеятельность человека. Во многом именно по этой причине, и возникли концепции экологической культуры, в которых содержится вовлечённость природных и культурных оснований развития человеческой цивилизации как единого целого.

Именно человек своей деятельностью сформировал существующую дифференциацию реальностей, которую мы называем Природой и Культурой. Хотя эта дифференциация имеет относительный характер, природа и культура проникают друг в друга, и они неразделимы в своем единстве. Таким образом, человек, становясь единовременно и творцом, и потребителем культуры, вырабатывает для своей жизни определенные ценности, при помощи которых выстраивается диалог с природой во времени и пространстве, во всём разнообразии.

Культура, в таком случае, рассматривается как способ и форма жизнедеятельности человека и общества, во времени и пространстве. «Культура - это во многом природный феномен хотя бы потому, что ее творец - человек - существо биологическое. Кроме того, без природы не было бы и культуры, потому что человек, живущий в природном окружении, созидает свой искусственный, рукотворный мир, используя ресурсы природы. Именно в этом творении он раскрывает и свой собственный природный потенциал» [1, с. 90]. Отсюда следует, что понятия «культура» и «природа» дополняют друг друга и, кроме того рассматриваются через отличие друг от друга. Однако установить границы между природными и культурными явлениями очень непросто.

Особым элементом культуры является экологическая культура, определяющая специфику взаимодействия человека с природой, формирующей «природоохранные» установки людей. Экологическую культуру можно детерминировать как своеобразный мировоззренческий «образ мира», где воспроизводится гармоническое единство человека и природы, «обеспечивающее рациональное освоение человеком природной и социальной действительности и утверждение в этом процессе своей собственной индивидуальности и самобытности» [2, с. 37].

Моисеев Н.Н. соотносит экологическую культуру с постижением человеком своего места во вселенной, что задает и новые грани мира: порождает новое мировоззрение, стремление познать законы бытия. «Экологическая культура, - утверждает Н.Н. Моисеев, - не часть общечеловеческой культуры, а ее новое содержание, новые оценки, новое качество, основу которых составляют универсальные ценности - Земля, Природа, Жизнь, Человек, общечеловеческие духовные ценности, передаваемые из поколения в поколе-

ние. «Экологическая культура - мера и способ реализации сущностных сил человека, экологическое сознание и мышление в процессе духовного и материального освоения природного и поддержания ее целостности» [3, с. 47].

Такой подход важен тем, что он многократно подчеркивает значимые аспекты экологической культуры, обеспечивающие одновременное развитие природы и общества: диалог культур, взаимодополнение и товарищество, усиление связей между духовной, социально-политической и экономической деятельностью. Однако в нем не является главным анализ экологической культуры как независимого культурологического феномена.

Достаточно полное определение экологической культуры даёт Е.А Ко-гай: «динамичная, открытая система ценностных ориентации и установок, нацеленная на воссоздание и развитие природно-социального богатства, накопленного человеческим обществом на протяжении длительного периода исторического развития. Она является значительным вектором культурного развития, гарантирующим соответствие социальной деятельности требованиям жизнепригодности природной среды. Экокультура органически включает в себя необходимые экологические знания, совокупность навыков их применения, а также экологически продуманную технологию. Аксиологическим ядром экологической культуры предстает система ценностных ориентации и регуляторов, в том числе совокупность потребностей человека, направленных на сохранение, сбережение природной среды» [4, с. 115-117].

В области исследования экологической культуры понятие «культура личности» имеет особое значение. Культурность человека можно охарактеризовать как проявление зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемых в индивидуальной деятельности. Она - результат прогрессивного развития знаний, увлечений, взглядов, принципов, норм жизнедеятельности и поведения, способностей и социальных чувств. Таким образом, культура личности становится неделимым процессом накапливания знаний, опыта и качественного исполнения их в деятельности и поведении. Личностная культура представляет собой и состояние, и итог, и плодотворный процесс освоения и формирования ценностей общества. Она предусматривает усовершенствование и гармонию всех составляющих, и их неделимое формирование в деятельности. Разумеется, что экологическая культура является составной частью общей культуры личности.

Мнение о том, что экологическая культура складывается в результате объединения трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения, отражено в следующем определении. «Экологическая культура - это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования» [5].

Экологическую культуру анализируют и как многоаспектный целый элемент интеллектуальной и духовной культуры личности, как системный, мно-

гомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в понимании и разрешении экологических проблем. Можно утверждать, что экологическая культура - это сложное личностное образование, охватывающее ответственность за окружающую среду, существование экологических воззрений и взглядов, опыт деятельности по исследованию и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам современной экологии.

Таким образом, рассмотрение разнообразных подходов к интерпретации понятия экологическая культура следует отметить, что в данном феномене нужно различать как структурные его уровни (личностный, общественный, общечеловеческий), так и разные подходы в определении экологической культуры (экологический, философский и культурологический). Мы склоняемся к более широкой его трактовке как своеобразного вертикального сечения культуры, охватывающего все уровни системы общечеловеческой культуры, поскольку экологическая культура характеризует виды взаимодействия не только с природной, но и с социально-исторической средой.

В свою очередь экологическую культуру личности мы рассматриваем как открытую, динамичную систему ценностных ориентации и установок гуманитарного характера, цель которых - достижение гармонии взаимодействия человека, общества и природы.

В заключении важно отметить, что экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Здесь же необходимо отметить, что особую актуальность в настоящее время обретают проблемы, относящиеся к сфере экологии духа. Ведь сами экологические проблемы не в последнюю очередь отражают степень духовной культуры общества и человека. Для устойчивого развития важно воспитание истинного гуманного отношения к природе, установление потенциальной меры преобразования природы, формирование норм поведения, следование которым, даст возможность для последующего существования и развития человека на Земле. Применяя экологические законы, люди могут обнаружить способы не только выживания, но и своего дальнейшего процветания.

Культурные нормы, при помощи которых человек формирует свою жизнедеятельность, складываются в течение всей жизни. Чем раньше люди станут осознавать последствия своей жизнедеятельности и корректировать цели, соотнося их с возможностями природы, тем скорее можно будет перейти на более высокую ступень отношений человека и природы.

Список литературы:

1. Кургузов В.Л. Мировая культура и искусство в культурологическом дискурсе. Вопросы. Ответы. Комментарии / В.Л. Кургузов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ 2011. - С. 90.

2. Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере республики Бурятия) / Ц.Б. Будаева. - Улан-Удэ, 1999. - 101 с.

3. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопросы философии - 1995 - № 1. - С. 45-64.

4. Когай Е. А. Экологическая парадигма культуры и образования // Социально-гуманитарные знания. - 2000 - № 4. - С. 114-129.

5. Оганова Е. В., Корниенков А. Д. Экологическое воспитание студентов [Электронный ресурс] // Междунарожный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 4. - Режим доступа: www.rae.ru/meo/?section=content &op=show_artide&artide_id=4016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.