ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2Q15. Вып. 14А
УДК 141
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЕКТ ЖИЗНИ
© Мантатов Вячеслав Владимирович, доктор философских наук, профессор, руководитель международной кафедры ЮНЕСКО, директор Института устойчивого развития Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.
Россия, 67QQ13, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в/1. E-mail: [email protected] © Мантатова Лариса Вячеславовна, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. Россия, 67QQ13, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в/1. E-mail: [email protected]
Статья посвящена обоснованию экологической этики как стратегии жизни. Философская задача экологической этики состоит в том, чтобы построить нравственно и рационально обоснованную Стратегию Человечества и столь же нравственно и рационально обоснованную стратегию личной жизни, соединить судьбу человека с судьбой человечества в ноосферно-космической перспективе. Ключевые слова: экоэтика, стратегия жизни, ответственность, неолиберализм, социализм, человек и природа.
ENVIRONMENTAL ETHICS AS A PHILOSOPHICAL PROJECT OF LIFE
Mantatov Vyacheslav V., DPhil in Philosophy, Professor, Head of International Department of UNESCO, Head of Institute of Sustainable Development, East-Siberian State University of Technologies and Management.
4Qv/1 Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 67QQ13 Russia. E-mail: [email protected]
Mantatova Larisa V., DPhil in Philosophy, Professor, Head of Department of philosophy, East-Siberian
State University of Technologies and Management.
4Qv/1 Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 67QQ13 Russia. E-mail: [email protected]
The article is devoted to the justification of environmental ethics as a strategy of life. The philosophical task of the environmental ethics is to build a morally and rationally sound Strategy of Humanity as morally and rationally sound strategy of private life, to link the fate of a man with the fate of humanity in noosphere-cosmic perspective.
Keywords: eco-ethics, strategy of life, responsibility, neoliberalism, socialism, man and nature.
Экологическая этика - это философское учение о коэволюции человека и природы. Следовательно, она имеет общезначимый смысл и заключает в себя такое содержание, которое является необходимым для любого человека в перспективе его духовно-нравственного развития, и в силу чего представляет собой стратегию жизни человека и общества. Как стратегия жизни, экоэтика определяет цели и ценности жизни индивида и общества.
Признавая приоритет онтологического статуса идеи человека, то есть императива долженствующего бытия человека, экоэтика одновременно утверждает идею нравственного достоинства и самоценности природы. С точки зрения экоэтики, природа не есть просто объект человеческой деятельности, но субъект коэволюции человека и природы, она принимает в расчет не только интересы человека, но и благо природы. Отчуждение человека от природы есть искажение самой идеи человека как такового. Интересы человека как живого существа совпадают с интересами сохранения жизни вообще.
В условиях глобального экологического кризиса экоэтика становится выражением экзистен-ционально-бытийного пафоса философии в целом, ее главной ценностно-целевой установкой. «Одна из важнейших задач философской этики, - пишет российский философ А. А. Гусейнов, - заключается в осмыслении, обосновании и нормативном оформлении самой философии как этического проекта нравственно достойного образа жизни» [1, с. 16]. Экоэтика, как философская этика, также решает задачу превращения философии в образ жизни, в стратегию жизни.
Основу экологической этики составляет особая философская мудрость, в которой находит свое отражение, в частности, даосская концепция недеяния. А. А. Гусейнов прав, когда предлагает философской этике перейти «к анализу запретов, вместо вопроса "Что я должен делать?" сосредоточиться на вопросе "Что я должен не делать?"» [1, с. 26]. Одна из задач экоэтики состоит в том, чтобы перенести идеал недеяния из области теории в практику - в перспективе личной и общественной жизни.
Мы рассматриваем экоэтику как философский проект жизни. С этой точки зрения можно выделить две особенности экоэтики. Как философское учение, экоэтика основана на признании того факта, что человек есть существо мыслящее и разумное, что только через разум, только в качестве мыслящего существа он может достичь экзистенционального совершенства и обрести подлинность бытия. Экоэтика есть поступок в качестве мысли, которая, как учили античные философы, есть дар богов.
«Философия видит в нравственности такую практику, - пишет А. А. Гусейнов, - которая полностью зависит от самого действующего субъекта, является областью свободной причинности и благодаря которой он можно разумно устроить свое бытие и придать ему совершенный вид... И быть нравственно ответственным за свои поступки, означает оправдать их перед разумом, видеть их причину в самом себе и принимать их как свои - быть в поступках таким же свободным и суверенным, как он свободен и суверенен в своих философски сокровенных мыслях» [3, с. 23, 25]. Гегель писал: «... дух ищет прибежище в области мысли, чтобы в противовес действительному миру создать себе царство мысли» [2, с. 110]. Итак, первая особенность экоэтики состоит в том, что она создает мысленный (идеальный) образ, который, в отличие от действительного мира, соответствует философской перспективе гармоничного мира. В частности, модель экологической цивилизации, созданная в рамках экоэтики, говорит не о том, что есть, а о том, что должно быть.
Вторая особенность экологической экоэтики как философского проекта жизни заключается в том, что она подчеркивает статус каждого человека как субъекта жизни, его ответственность за все его поступки. Ответственность является воплощением самого нравственного, самого принципиального отношения к построению стратегии жизни. Ответственность и есть та категория, которая сопрягает, связывает перспективы индивида и перспективы общества, стратегию личной жизни и стратегию коллективной жизни (стратегию человечества). Ответственность - это способность отвечать не только за себя, но и за другого. Субъектом своей жизни человек становится не только в силу способности решать личные проблемы. Личная жизнь существует в пространстве общественных отношений и включает в себя отношение к другим людям, к окружающей среде. Если в структуре личности преобладает разум и ответственность, то такой тип личности стремится построить такую стратегию личной жизни, которая находилась бы в согласии с ноосферными перспективами человечества и в гармонии с природой. В построении такой стратегии жизни трудно переоценить роль экологической этики.
Философская задача экологической этики состоит в том, чтобы построить нравственно и рационально обоснованную Стратегию Человечества и столь же нравственно и рационально обоснованную стратегию личной жизни, соединить судьбу человека с судьбой человечества в ноосферно-космической перспективе.
Стратегия личной жизни человека имеет три основных признака. Первый признак - определение жизненных целей и этапов их достижения. Второй - реализация стратегического замысла на практике, достижение поставленных целей в процессе разрешения противоречий жизни. Третий признак индивидуальной стратегии жизни - трансценденция, то есть выход за пределы индивидуального пространства жизни, творческий поиск новых целей и ценностей жизни, связывающих или сопрягающих личные перспективы жизни с общественными перспективами, с цивилизационными трендами человечества.
Стратегия личной жизни - это интегральная перспектива индивида как субъекта своей жизни (деятельности, обучения, познания и т.д.). В психологическом контексте - это концепция саморазвития человека путем соотношения своей индивидуальности, своего личностного потенциала с условиями общественной жизни. В социологическом контексте стратегия личной жизни состоит в том, чтобы достигнуть полноты и «этичности жизни» (С. Л. Рубинштейн). Одним из главных проявлений социальной зрелости человека является его способность «переключить» личную стратегию жизни на общественные цели и ценности. Но что делать человеку в ситуации, когда сами общественные цели и ценности имеют апокалиптический потенциал, как, например, в капиталистическом обществе потребления? Перефразируя Ф. В. Ницше, можно сказать: жизнь кончается там, где начинается культ потребления, когда потребительство становится стратегией жизни.
В настоящее время идет уничтожение возвышенного (философского) плана жизни и утверждение гедонистического стиля жизни. На первый план выдвигаются интересы частной жизни, а общественные перспективы уходят назад. К сожалению, многие люди ориентируются на господствующую идеологию общества потребления, которую усиленно пропагандируют средства массовой информации. Такие люди лишены способности к напряженной работе собственного разума, выявляющего иные возможности и перспективы жизни, чем идолы общества потребления.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2015. Вып. 14А
В этих условиях исключительную актуальность и значимость приобретает проблема формирования нравственно ответственного индивида, способного самостоятельно строить свою стратегию жизни. Чем менее нравственна окружающая среда, чем более буржуазное общество подвержено коррупции, тем больше нравственной ответственности требуется от каждого человека. С постановки этих проблем, собственно, и начинается понимание необходимости переоценки ценностей общества потребления и осознание стратегии личной жизни как индивидуально-ответственного поступка.
Факт поступка принципиально субъективен. Для того чтобы состоялся поступок, нужно только одно: решение действующего субъекта совершить его. Нравственная ответственность за поступок есть ответственность индивидуальная. «Ее нельзя ниоткуда вывести, ни на чем основать, - пишет
A. А. Гусейнов, - и она не может быть ни на кого переложена, в том числе на норму, ибо норма не говорит мне о том, что делать в конкретности и единственности моего существования в данный конкретный и единственный момент [1, с. 25]. Индивид становится субъектом ответственности еще и потому, что техноструктуры общества потребления уходят от решения жизненных проблем, перекладывая их на плечи граждан.
Под лживыми лозунгами креативной индивидуализации неолиберальная идеология буржуазного общества потребления раздувает культ личного успеха. Кто герой нашего времени? Удачливый чиновник или олигарх, «звездные» артисты или спортсмены. Общество потребления не способно дать ответ на вопрос «Что делать?», определить общественные цели и вынужденно делегирует право ответа на него «свободному» индивиду.
Индивидуальная свобода - это только часть правды жизни. Истина бытия, по выражению
B. И. Ленина, состоит в том, что «нельзя жить в обществе и быть свободным от общества». Бесспорной истиной является диалектика взаимовлияния личности и общества: не существует абстрактного человеческого общества (без индивидов), как и отдельного человека вне общества. Экоэтика расширяет масштабы трансценденции личности до требования коэволюции человека и природы. Способно ли буржуазное общество потребления гарантировать перспективы человечества? Нет! Оно по определению не способно предложить миру ничего, кроме беспредела «потреблятства». Преступная ошибка идеологии капиталистического общества потребления заключается в возведении сверхпотребления (и сверхбогатства) в некий культ, идеал жизни и, как следствие, - в недооценке творческого потенциала человеческой личности. Не случайно идеологи неолиберализма (и на Западе, и в России) объектом критики избрали советский социализм с его идеей гармоничного развития личности.
Неолиберальная «революция» 90-х гг. XX в., вдохновляемая потребительской утопией, объявила негативным весь опыт советского периода, а самого советского человека - «совком». Но кто скажет, что алчные нувориши постсоветских времен являются более «подлинными» людьми, чем советский человек? Думаем, что никто. Каждая историческая эпоха имеет свою самоценность, самооправдание. Великий подвиг советского человека во второй мировой войне является не только подтверждением величия человеческой натуры, но и проявлением уникальности советской истории социалистических преобразований.
Российское общество сегодня находится в периоде отрезвления. Празднование 70-летия Великой Победы ускорило это отрезвление - отрезвление от постсоветской антикоммунистической пропаганды, от веры в неолиберальные миражи капиталистического мироустройства. Однако приходится признать и ту правду, что отрезвление охватило народные массы, но не правящий класс с обслуживающими его средствами массовой информации. Ситуация на сегодня такова: народ значительно опережает власть в правильной оценке прошлого, в понимании происходящего и перспектив развития. Возможно, именно это философское отрезвление народа, подкрепленное верой в своего национального лидера, и есть залог самоопределения российского общества, его освобождения от ига капитала, от дурмана западнических неолиберальных ценностей.
Заблуждение господствующей неолиберальной утопии состоит в искаженном представлении о сущности человека, которая сводится едва ли не к тому, что субъективное стремление к сверхбогатству эгоцентричного буржуа представляется объективной характеристикой человека как такового, то есть нечто максимально индивидуальное и преходящее возводится в ранг всеобщего и вечного. Все это не имеет никакого отношения к научному представлению о природе человека.
Сущность человека неоднозначна, поскольку «по природе» человек обладает склонностью и к альтруизму, и эгоцентризму, и к индивидуализму, и коммунитаризму. Широка и богата человеческая натура! В этом пророчестве сошлись такие разные мыслители, как К. Маркс и Ф. М. Достоевский. То, какие качества человека будут раскрепощены и проявлены в жизни, во многом зависит от общественных условий бытия человека. Буржуазно-плутократическое общество поощряет эгоизм и алчность
человека, а социалистическое общество - альтруизм и бескорыстие. В этом отношении социалистический строй, несомненно, является более нравственным обществом, чем капитализм. Следовательно, необходимо формирование нового социалистического общества - общества новых людей с новым общественным сознанием. Это требование согласуется не только с философией устойчивого развития, но также с новейшими экспериментальными данными нейробиологии и генетики. Сила общества в такой же степени определяется степенью ответственности и разумности отдельной личности, в какой мощь саранчовой стаи детерминирована метаморфозом (прежде всего мозговым) отдельных саранчей. В ответственном поступке каждого человека - все начала и все концы.
В данном контексте уместно еще раз вспомнить о диалектике взаимодействия личности и общества. Не только состояние общества определяется личностным потенциалом, но и судьба каждого человека зависит от общества. Судьба человечества - это судьба человека, и наоборот - перспективы человека есть перспективы человечества.
Литература
1. Гусейнов А. А. Философия как этический проект // Вопросы философии. - 2014. - №5. - С.16.
2. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. - СПб., 1993. -Кн.1. - С.110.
References
1. Guseinov A. A. Filosofiya kak eticheskii proekt [Philosophy as an Ethical Project]. Voprosy filosofii - Problems of Philosophy. 2014. No. 5. Pp. 16.
2. Hegel G. W. F. Lectures on the History of Philosophy. Prometheus Books, 1996.