Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РОЛЬ ПРАВА В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РОЛЬ ПРАВА В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1179
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ЖИВОТНЫЙ МИР / ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грачкова Ю. Л.

Проблема обеспечения экологической безопасности является жизненно важной для всех государств. Появившиеся в последнее время в России новые угрозы в экологической сфере объективно потребовали сформировать соответствующие подходы как в практической деятельности государства, так и в сфере теоретических разработок. В статье определены роль и место экологической безопасности в системе национальной безопасности страны, рассмотрены некоторые вопросы экологической безопасности государства в условиях экологического кризиса, отражены вопросы экологической культуры. В статье исследуются и анализируются основные экологические проблемы, роль права в их разрешении. Автором статьи изучены причины существования экологически неблагополучных территорий, загрязнения водных объектов, отравления или порчи земли вредными продуктами хозяйственной или другой деятельности. Проведен анализ правового регулирования юридической ответственности за добычу и оборот, включая содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЕNVIRONMENTAL SAFETY AND THE ROLE OF LAW IN ADDRESSING ENVIRONMENTAL PROBLEMS IN RUSSIAN FEDERATION

The problem of ensuring environmental security is vital for all states of the world. The new environmental threats that have emerged recently in Russia objectively require relevant approaches both in state practice and in the sphere of theoretical developments. The article defines the role and place of environmental security in the national security system of the country, some of the issues of environmental security of the state in the ecological crisis are discussed, and the issues of ecological culture are reflected. The article investigates and analyzes the main environmental problems, the role of law in resolving them. of ecologically disadvantaged areas, contamination of water bodies, poisoning or damage land by harmful products economic or other activities. The analysis of legal regulation the legal responsibility for the production and trafficking, including content, acquisition, storage, transportation, shipment and sale, the most valuable wildlife and of water biological resources, belonging to the species, included in the Red Book of the Russian Federation and (or) protected international treaties of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РОЛЬ ПРАВА В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Юлия Леонидовна ГРАЧКОВА,

доцент кафедры экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент snow.julia@icloud.com 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Экологическая безопасность и роль права в решении экологических проблем

в Российской Федерации

Аннотация. Проблема обеспечения экологической безопасности является жизненно важной для всех государств. Появившиеся в последнее время в России новые угрозы в экологической сфере объективно потребовали сформировать соответствующие подходы как в практической деятельности государства, так и в сфере теоретических разработок. В статье определены роль и место экологической безопасности в системе национальной безопасности страны, рассмотрены некоторые вопросы экологической безопасности государства в условиях экологического кризиса, отражены вопросы экологической культуры. В статье исследуются и анализируются основные экологические проблемы, роль права в их разрешении. Автором статьи изучены причины существования экологически неблагополучных территорий, загрязнения водных объектов, отравления или порчи земли вредными продуктами хозяйственной или другой деятельности. Проведен анализ правового регулирования юридической ответственности за добычу и оборот, включая содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации Ключевые слова: экологический кризис, экологическая безопасность, окружающая среда, природные ресурсы, законодательство, федеральный закон, земельный участок, животный мир, водные объекты.

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.93.5.166-178

© Ю. Л. Грачкова, 2022

JULIA L. GRACHKOVA, Assistant professor of the Ecological and Natural Resources Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sa. (Law), Associate professor snow.julia@icloud.com 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Еnvironmental safety and the role of law in addressing environmental problems In Russian Federation Abstract. The problem of ensuring environmental security is vital for all states of the world. The new environmental threats that have emerged recently in Russia objectively require relevant approaches both in state

я УНИВЕРСИТЕТА Экологическая безопасность и роль права |ц/

имени o.e. кугафина(мгюА) в решении экологических проблем в Российской Федерации

practice and in the sphere of theoretical developments. The article defines the role and place of environmental security in the national security system of the country, some of the issues of environmental security of the state in the ecological crisis are discussed, and the issues of ecological culture are reflected. The article investigates and analyzes the main environmental problems, the role of law in resolving them. of ecologically disadvantaged areas, contamination of water bodies, poisoning or damage land by harmful products economic or other activities. The analysis of legal regulation the legal responsibility for the production and trafficking, including content, acquisition, storage, transportation, shipment and sale, the most valuable wildlife and of water biological resources, belonging to the species, included in the Red Book of the Russian Federation and (or) protected international treaties of the Russian Federation. Keywords: Ecological crisis, еnvironmental safety, еnvironment, natural resources, legislation, the federal law, a land plot, animal world, water objects.

В юридической науке особое внимание уделяется изучению правовых проблем обеспечения экологической безопасности1.

Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан.

Соблюдение и защита конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) является важнейшим условием реализации любой экономической деятельности, имеющей негативные экологические последствия. >

Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, для реализации права каждого человека на благоприятную окружа- ^ т

ющую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и

Т У

Ь

Ь

обеспечения экологической безопасности.

□ Б ИЕ

1 Воронина Н. П. Правовое обеспечение цифровизации сельского хозяйства // Право и

цифровая экономика. 2021. № 3. С. 20—26 ; Ведышева Н. О. Правовые проблемы обес- ^ О

печения продовольственной безопасности РФ // Пробелы в российском законодатель- т< С

стве. 2008. № 1. С. 174—175 ; Гоачкова Ю. Л. Биологическая безопасность и правовые

ГП [л

проблемы расширения органического земледелия в Российской Федерации в целях ШЧ

производства органической продукции // Материалы круглых столов онлайн : сборник тезисов. М. : РГ-Пресс, 2021. С. 121—127 ; Правовое обеспечение экологической без- СЯ

опасности и территорий : учебное пособие. М. : Проспект, 2022. 168 с. НОСТИ

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации экологическую безопасность, наряду с государственной, общественной, информационной и др., включает в состав системы обеспечения национальной безопасности.

Подходы к обеспечению экологической безопасности, содержащиеся в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, развиты далее в Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176.

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации — документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности. В Стратегии экологической безопасности определено, что экологическая безопасность Российской Федерации является составной частью национальной безопасности.

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»2 раскрывается понятие экологической безопасности. Под ней понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Российская Федерация известна богатством своих природных ресурсов. На территории России сосредоточено 55 % черноземных почв мира и около 30 % мировых запасов энергоносителей3. Ее доля в разведанных мировых запасах нефти составляет 5,6 %4, газа — 28 %5, угля — 19 %6. Россия является одной из наиболее обеспеченных водными ресурсами стран7. По ее территории протекает около 120 тысяч рек и расположено около 2 млн озер8. Россия обладает и богатым животным миром. На ее территории обитает 320 видов млекопитающих, 732 вида птиц, десятки тысяч видов беспозвоночных9.

Потенциал природы Российской Федерации огромен. Никакая другая страна в мире не может сравниться с нашим государством. Наиболее существенный, жизненно важный для общества вопрос в этой связи — как распорядиться этим богатством, национальным достоянием, чтобы, удовлетворив свои оптимальные потребности, сохранить природу благоприятной для будущих поколений10.

2 СПС «КонсультантПлюс».

3 Федеральным земельным органам исполнительной власти Российской Федерации 10 лет. М. : Росземкадастр, 2000.

4 Нефть // URL: www.ru.wikipedia.org.

5 Газовые гиганты // URL: www.priroda.su.

6 Ископаемый уголь // URL: www.ru.wikipedia.org.

7 Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2009 году». С. 17 // URL: www.mnr.gov.ru.

8 Байкал // URL: www.ru.wikipedia.org.

9 Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России (данные на 2004 год) // URL: www.bio.1september.ru.

10 Бринчук М. М. Эколого-правовой механизм: понятие и сущность // Экологическое право. 2013. № 3. С. 12—19.

УНИВЕРСИТЕТА Экологическая безопасность и роль права

имени o.e. кугафина(мгюА) в решении экологических проблем в Российской Федерации

Конституцией РФ установлены разумные положения по поводу отношения к природе. Согласно ст. 36 владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42). В какой мере в практической повседневной деятельности государства воспринимаются и как исполняются эти научно обоснованные нормы?

Человек в процессе своей жизнедеятельности оказывает воздействие на состояние биосферы. В выбросах в атмосферный воздух и водные объекты, а также в отходах содержатся синтетические вещества, которые ранее вообще отсутствовали в природе. В результате выбросов не только происходит загрязнение окружающей среды, но и меняется прозрачность атмосферы и ее тепловой режим. Почти все природные ресурсы уже получили то или иное применение в хозяйстве, что грозит дефицитом и дестабилизацией общественной жизни. В состоянии стресса находятся и возобновимые ресурсы, которые почти полностью используются11.

Экологические проблемы составляют реальную угрозу существованию людей и поэтому не могут оставаться без внимания и решения. Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан12.

Сложнейший клубок нерешенных экологических и экономических проблем представляют собой экологически неблагополучные территории. Тематика, касающаяся экологически неблагополучных территорий, несмотря на свою остроту, лишь сравнительно недавно стала объектом научного исследования13.

В литературе названы два основных критерия для отнесения территории к зоне экологического бедствия: это показатели состояния окружающей среды и здоровья населения, которые являются основаниями для придания отдельным территориям Российской Федерации статуса зон экологического бедствия14.

л

14 <

Л

В качестве примера можно привести город Норильск. Многие эксперты отмечают наличие 30-километровой техногенной пустыни вокруг города, возникшей

Ш

Экологическое право : учебник / отв. ред. Н. Г. Жаворонкова, И. О. Краснова. М. : Проспект, 2013.

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // СПС «Консультант- ЧМ Плюс».

Краснова И. О. Зона экологического бедствия: пути формирования новой правовой кате- ^ О

гории в зарубежном праве // Государство и право. 1994. № 8 ; Васильева Е. Н. Правовое т< С

регулирование режима территорий, загрязненных радиоактивными веществами // Обес-

ГП [л

печение безопасности территорий и населения : сборник. М., 2004 ; Жаворонкова Н. Г. ШЧ

Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. М., 2007. С Я

Жаворонкова Н. Г. Указ. соч. НОСТИ

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

из-за загрязнения атмосферы15. Местные биологи и экологи оценивают обстановку с помощью грибов, мхов и других растений, измеряя в них количество тяжелых металлов. Так, в грибах, найденных вблизи местного лечебного профилактория, предельно допустимый уровень концентрации никеля превышен в 8 раз, цинка и свинца — в 6 раз, кадмия — в 46 раз, меди — в 25 раз16.

Если одним из критериев определения зоны экологического бедствия является состояние здоровья населения, то в том же Норильске 134 тысячи (из 200 тысяч) жителей страдают респираторными заболеваниями различной тяжести, большинство детей с рождения астматики и аллергики, а по мере взросления к этим заболеваниям добавляются проблемы со щитовидной железой, сердцем, сосудами, а также онкология.

Так, еще в 2007 г компанией «Норникель» нанесен ущерб в размере 2,7 млрд руб. В 2008 г. Росприроднадзор направил в Арбитражный суд Красноярского района иск «Норникелю» о возмещении вреда водным объектам на сумму 4,35 млрд руб. И только в 2010 г. суд удовлетворил иск, и только частично, взыскав с предприятия всего 318 тыс. руб.17

В целях решения данной экологической проблемы огромное значение для государства имеют экологизация производства, совершенствование законодательства. Необходимо модернизировать производственное оборудование, совершенствовать технологические процессы. На данном этапе необходимы крупные финансовые вложения и поэтапное снижение негативного воздействия на экосистемы и население.

Не менее важный вопрос — готовность крупных промышленных организаций пойти на подобные действия. Ни один ответственный эколог не назовет технологии, применяемые сейчас в наиболее развитых странах мира, экологически безупречными. В нашей стране, говорится в обращении сопредседателей Российского экологического союза к участникам российского экологического движения, еще господствуют технологии той эпохи, которую без преувеличения следует назвать эрой экологического варварства. Они не только безнадежно морально устарели, но и не менее чем в половине случаев полностью выработали свой ресурс. Они неудовлетворительны не только экологически, но и экономически18.

В Законе об охране окружающей среды установлено, что государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды. В Законе сказано, что государственная поддержка может быть оказана по таким направлениям, как содействие в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий, содействие в осуществлении образовательной деятельности в области охраны окружающей среды и оказание информационной поддержки мероприятиям по снижению негативного воздействия на окружающую среду и др.

15 Зеленый мир. 2010. № 21—22. С. 15.

16 Зеленый мир. 2011. № 1—2. С. 6—7.

17 Зеленый мир. 2011. № 1—2. С. 6.

18 Транин А. А. Экологически неблагополучные территории — особый объект экологиче-

ских отношений // Экологическое право. 2012. № 1. С. 28—34.

я УНИВЕРСИТЕТА Экологическая безопасность и роль права 1/1

имени o.e. кугафина(мгюА) в решении экологических проблем в Российской Федерации

В Стратегии экологической безопасности предусматривается внедрение наилучших доступных технологий на предприятиях, которые сегодня являются основными загрязнителями окружающей среды. Данное направление государственной политики отражено в Законе об охране окружающей среды.

Статьей 28.1. Закона об охране окружающей определено, что применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. К областям применения наилучших доступных технологий могут быть отнесены хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, и технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В юридической науке отмечается, что общественные отношения, касающиеся зон экологического бедствия, на сегодняшний день остаются неурегулированными19. Отсутствие в действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» норм, закрепляющих правовой статус и режим зон экологического бедствия на территории Российской Федерации, является одним из самых ярких примеров пробельности экологического права.

Указанный Федеральный закон содержит лишь бланкетные нормативные предписания (ст. 57), отсылающие к законодательству о зонах экологического бедствия, которое в действующей системе российского законодательства на современном этапе его развития не сформировалось. Аргументов в пользу принятия специального федерального закона о зонах экологического бедствия предостаточно, о чем свидетельствуют данные, приводимые в прессе, в отдельных статьях, заключениях ученых, специалистов, общественности20.

Состояние природной среды в Российской Федерации продолжает вызывать тревогу. Из года в год растет число выявляемых правонарушений в сфере экологии, а количество уголовных дел, возбуждаемых по фактам загрязнения природы (ст. 246, 247, 250, 251, 252, 254, ч. 3, 4 ст. 261 УК РФ), исчисляется единицами. >

Доказывание причинно-следственной связи в преступлениях, связанных с загрязнением природы, осложнено тем, что многие природные компоненты (воздух, водные ресурсы) обладают высокой степенью подвижности и, соответственно,

19

20

Ь

Ь

изменяемости их химического состава.

Двойная же причинно-следственная связь практически недоказуема, так как

Ш

сначала необходимо установить взаимосвязь между действиями лица и фактическим загрязнением, а затем — что именно это загрязнение привело к наступлению последствий, предусмотренных анализируемой нормой.

В настоящее время повсеместно совершаются преступные отравления, за- Чф

грязнения или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или дру- т^

гой деятельности. Экологи утверждают, что состояние земель в России является

угрозой ее национальной безопасности21. Однако норма уголовного закона об Ргт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П

БП гп т

Бринчук М. М. Концепция развития экологического законодательства Российской Феде- Ш Ч

рации. СПб., 2009. С. 19—20.

Жаворонкова Н. Г. Указ. соч. С. 160—163. С Я

21 Дубовик О. Л. Экологическое право : учебник. М. : Проспект, 2009. С. 389. НОСТИ

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

ответственности за порчу земли почти не действует. Практические работники видят причину этого в несовершенстве законодательства, в его пробельности, в некорректности норм, в рассогласованности их как внутри Уголовного кодекса РФ, так и по отношению к нормам административного законодательства.

Отличить административное правонарушение (ст. 8.6 КоАП РФ) от экологического преступления (ст. 254 УК РФ) по последствиям не представляется возможным. Можно предположить, что именно по этой причине на практике лиц, виновных в нарушении правил обращения с опасными химическими и биологическими веществами, повлекшем отравление, загрязнение или иную порчу земли, привлекают не к уголовной, а к административной ответственности.

Отметим, что уголовно-правовая норма об ответственности за порчу земли является одной из самых сложных по конструкции. Объективная сторона этого преступления включает в себя деяние, которое выражается в нарушении правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке и, как уже отмечалось, два последствия — отравление, загрязнение или иная порча земли, а также вред здоровью человека или окружающей среде.

Одной из самых серьезных экологических проблем по своим последствиям является преступное загрязнение водных объектов. По данным органов здравоохранения, до 30 % заболеваний населения, проживающего в пределах Волжского бассейна, связано с загрязнением питьевой воды, длительное употребление которой вызывает поражение почек, печени, кожи, нервной системы и других органов, увеличивает степень риска воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов.

По официальным данным, основной причиной загрязнения источников питьевого водоснабжения является сброс в водоемы без какой-либо очистки или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и промышленных стоков. Это объясняется тем, что многие предприятия не имеют необходимого комплекса очистных сооружений. Оборудование же имеющихся очистных сооружений морально и физически устарело и не соответствует по своей мощности объему сбрасываемых стоков.

Так, Волжская прокуратура сформировала практику пресечения в гражданско-правовом порядке незаконного сброса загрязненных сточных вод. В суды направлено 1 755 исков и заявлений. Абсолютное большинство из них удовлетворено. В 11 субъектах РФ ко всем предприятиям, сбрасывающим сточные воды без очистки, Волжская прокуратура предъявила иски.

Привлечение к юридической ответственности за экологические правонарушения является одной из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны окружающей среды и рационального природопользования22.

Однако несовершенство юридической техники может «омертвить» норму Особенной части УК РФ, где предусмотрена ответственность за загрязнение вод. Как отмечается в литературе, подобное произошло едва ли не с большинством

22 Омельянюк Г. Г., Галинская А. Е. Использование специальных знаний в судопроизводстве по делам об экологических правонарушениях // Эксперт-криминалист. 2011. № 4. С. 23—26.

УНИВЕРСИТЕТА Экологическая безопасность и роль права |/J

имени o.e. кугафина(мгюА) в решении экологических проблем в Российской Федерации

норм об ответственности за загрязнение природной среды, и в частности со ст. 250 УК РФ.

Определить причинно-следственную связь часто представляется затруднительным или попросту невозможным. Для доказывания того, что последствия наступили именно в результате действий конкретного лица, необходимо выделить и установить химическое вещество, в результате воздействия которого наступили вредные последствия; определить источник, из которого произведен сброс вредных веществ; произвести ряд экспертиз, позволяющих определить вид и концентрацию вещества, вызвавшего вредные последствия. Кроме того, нередко последствия загрязнения проявляются не сразу, а по истечении значительного промежутка времени (так называемые отдаленные последствия).

Как оценить мутацию или деградацию водных организмов, которые происходят через поколение или несколько поколений и настолько отдалены во времени от самого загрязнения водоема, что никаким образом доказать взаимосвязь уже невозможно? Сам же факт превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водоеме в уголовно-правовом порядке не наказуем.

Опасность загрязнения природы состоит не только в прямых последствиях, указанных в диспозиции нормы. Опасность таких преступлений проявляется еще и в накопительном, аккумулирующем их эффекте, на что неоднократно указывали ученые23. Применительно к негативному воздействию на природу это проявляется в том, что деяние, даже и не повлекшее наступления указанных в законе последствий, может содержать в себе огромный потенциал общественной опасности, проявляющейся в накопительном системном воздействии на природную среду.

Не единичны факты, когда реальная угроза причинения вреда природной составляющей, жизни и здоровью человека возникла, но, поскольку не происходит наступления существенного вреда животному, растительному миру и рыбным запасам, уголовное дело не возбуждается. Необходимо сказать, что в правоприменительной деятельности правоохранительные органы существенность вреда определяют, как правило, исходя из таксовой стоимости уничтоженного или по- >

врежденного, игнорируя фактический экологический вред. В качестве примера можно привести следующее дело.

Так, гражданин на автомобиле перевозил остатки пестицидов и агрохими-катов для их складирования и последующей утилизации. В ходе следования в населенный пункт часть емкостей с пестицидами и агрохимикатами сбросил в ^ т

русло реки, после чего отмыл там же, на берегу реки, свой автомобиль от остатков указанных веществ. Жители населенного пункта, расположенного ниже по течению реки, на следующий день обнаружили большое количество мертвой рыбы, которая наблюдалась на протяжении 7 км по берегу реки вниз по течению от места сброса пестицидов и агрохимикатов. т^

Согласно протоколу лабораторных испытаний в тушках погибшей рыбы обна- К О

ружено вещество гексахлорбензол в недопустимом количестве — 0,1 мг/кг. Всего

погибло 256 мальков карася, 112 мальков чебака, 307 мальков касатки. Суммар- шп

т

ный ущерб от гибели рыбы составил 12 365 руб. их общей таксовой стоимости, ^Ф

От

□ I

23 Попов И. В. В поисках критерия уголовной наказуемости деяний, посягающих на природ- С Я

ную среду // Российский следователь. 2010. № 9. С. 13—20. НОСТ1

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

который не является существенным. После этого еще некоторое время на берегу реки вниз по течению находили мертвую рыбу, однако лабораторных исследований причин ее гибели не проводилось. Из-за опасности сброшенного вещества и реальной угрозы отравления жителям населенных пунктов вниз по течению реки было запрещено купание в водоеме и пользование водой. Данная река впадает в другую реку, являющуюся основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения города и других населенных пунктов.

В связи с тем, что последствия, предусмотренные ст. 250 УК РФ, не наступили, и в действиях указанного лица состава преступления не обнаружено, в возбуждении уголовного дела было отказано24. Однако гексахлорбензол является токсичным веществом, трудно растворяющимся и распадающимся в воде, с устойчивой структурой химического соединения. В сброшенном количестве он представляет реальную опасность для жизни и здоровья людей, а также биоресурсов водоема.

Очевидно, что в данном случае причиной отказа в возбуждении уголовного дела послужило отсутствие «моментального» существенного вреда. Однако гексахлорбензол оказывает значительное негативное системное воздействие на организм живых существ и обладает накопительным эффектом, приводя к существенным расстройствам организма, а также негативно сказывается на растительных культурах25.

В юридической науке предлагается диспозицию ч. 1 ст. 250 УК РФ изложить таким образом, чтобы она предусматривала ответственность за саму угрозу причинения экологического вреда, а наступление конкретных последствий, которые являются конструктивным признаком части первой данной статьи, предусмотреть в качестве квалифицирующих признаков26.

Исходя из изложенного стоит отметить, что именно гл. 26 УК РФ «Экологические преступления» более всего содержит пробелов и противоречий, что свидетельствует о давно назревшей, объективной необходимости глубокого комплексного анализа всей единой совокупности норм, предусматривающих ответственность за экологические преступления, конечно, с учетом имеющихся новаций как в экономической, так и правовой сфере27.

В июле 2013 г. в Уголовный кодекс РФ была введена новая статья — 258.1, предусматривающая уголовную ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и охраняемым международными договорами России. За совершение этих преступлений теперь предусмотрена ответственность до 7 лет лишения свободы.

24 Материалы проверки от 12.08.2005 № 378/57 прокуратуры Мазановского района Амурской области // Архив прокуратуры Мазановского района Амурской области.

25 Гексахлорбензол // URL.http://ru.wikipedia.org/wiki/.

26 Лужбин А., Швейгер А. Сложности применения ст. 250 УК РФ // Уголовное право. 2012. № 3. С. 53—58.

27 Хлупина Г., Качина Н. Проблемы применения нормы об уголовной ответственности за порчу земли // Уголовное право. 2010. № 1. С. 49—54.

УНИВЕРСИТЕТА Экологическая безопасность и роль права l/^J

имени o.e. кугафина(мгюА) в решении экологических проблем в Российской Федерации

Как показал анализ данных ФТС России, редкие виды животных (медвежата), шкурки ценных пушных зверей, отдельные части животных (рога марала, северного оленя, сайгака, мускус кабарги, лапы и желчь медведя, шкуры белого медведя и рыси, кости и шкура амурского тигра и дальневосточного леопарда, внутренности морских млекопитающих, тушки фазанов и пр.) и дериваты растений (дикорастущий корень женьшеня, сосновый гриб) незаконно вывозятся в страны АТР28.

В докладе ФТС о статистических данных по этой проблеме, в частности, было отмечено, что таможенники часто останавливают на границе контрабандистов не только с целыми животными, но и с частями редких экземпляров. Из страны преступники вывозят медвежьи лапы, шкуры и скелеты тигров и компоненты других редких животных29.

Например, трое граждан Китайской Народной Республики были задержаны пограничным нарядом при вывозе шкур и костей 3 уссурийских тигров, занесенных в Красную книгу. Ущерб в денежном эквиваленте составил более 1,5 млн руб. При этом следует учесть, что данный вид тигров находится на грани истребления; по наблюдениям экологов, ежегодно от человеческих рук гибнет порядка 30 особей.

В условиях отсутствия системы всестороннего и достоверного учета незаконной торговли дикими животными и растениями и с учетом большего числа неустановленных случаев задача оценки масштабов этой проблемы становится довольно сложной. По оценкам экспертов, ежегодно незаконно добывается от 30 до 50 особей тигра, а общий ущерб достигает 25 млн руб. Незаконная добыча таких видов птиц, как кречет, балобан, сапсан, составляет от 1 000 до 1 200 особей, а ущерб — 240 млн руб.30

Единичные экземпляры частей животных и их дериватов незаконно перемещают в ручной клади, багаже, на теле перевозчика, в специально изготовленных карманах в поясах, в нательном белье, обуви и верхней одежде. Перемещение диких животных, а также крупных партий частей животных и их дериватов осуществляется в специально изготовленных, герметически заваренных ящиках, помещенных в транспортные средства, груженные материалами, затрудняющими проведение досмотра; в контейнерах, оборудованных двойным днищем либо двойными стенками; в конструктивных полостях локомотивов и вагонов железнодорожного транспорта; в подсобных и служебных помещениях морского и речного транспорта. При перемещении частей животных и растений, а также их дериватов, обладающих характерным специфическим трепанг, лапы медведя, мускусная железа кабарги, части тигра) для исключения реагирования на них служебных собак товар упаковывают в целлофан, реже — в металлическую фольгу, после чего помещают в плотные бумажные мешки либо перематывают скотчем31. ЧМ

КК □

28 Доклад Генерального Секретаря ООН «Прогресс в осуществлении резолюции 2001/12 ^и ЭКОСОС о незаконном обороте охраняемых видов дикой флоры и фауны». Вена, 26 фев- 5 С раля 2002 г.

ГП [л

29 Ефременко Т. Сокол в пеленке // Российская газета. 04.10.2007. ШЧ Охотников А. Дикая природа под защитой // ЭЖ-Юрист. 2013. № 30. С. 3.

Сухаренко А. Н. Транснациональные аспекты незаконного оборота объектов флоры и СЯ

фауны // Российский следователь. 2011. № 8. С. 34—36. НОСТИ

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Так, сотрудники Белгородской таможни выявили попытку контрабанды 6 соколов-балобанов. Преступники применили особо циничный способ контрабандного вывоза этих птиц. Соколов-балобанов закатали в ткань в виде шаров, прорезали небольшое отверстие для поступления воздуха, а самих птиц усыпили снотворным препаратом. Данный вид преступной деятельности наносит существенный ущерб животному миру. Браконьеры не останавливаются ни перед чем, истребляя редких животных. Распространенность контрабанды ценных птиц, редких животных обусловлена тем, что она приносит баснословную прибыль. Так, птицы семейства соколиных стоят на зарубежных рынках до 70 тыс. американских долларов. В печати приведен уникальный случай, когда обученного сокола продали за 2 млн долларов.

Ранее за указанные преступления привлекали к ответственности по ст. 188 УК РФ. Изучение практики показывало, что факты контрабанды редких животных и птиц, а равно произведенной из них продукции не всегда влекли одинаковую квалификацию. Трудности по квалификации фактов контрабанды взятых под особую охрану редких представителей фауны, с которыми сталкивалась практика, были связаны с неконкретным описанием предмета преступления в ч. 2 ст. 188 УК РФ. Вряд ли редких птиц, животных можно отнести к культурным ценностям в классическом понимании этого термина.

Теперь Федеральным законом от 02.07.2013 № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена исключительно уголовная ответственность за добычу и оборот, включая содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, а также их частей или производных.

С 2013 г. за данные нарушения установлены миллионные штрафы и сроки лишения свободы — от 3 до 7 лет. Установленная специальная норма в виде уголовной ответственности в полной мере обеспечивает полноту регулирования охраняемых отношений, что позволяет наиболее эффективно осуществлять и обеспечивать защиту особо ценных диких животных, занесенных в Красную книгу РФ. В то же время предусмотренная новой статьей 258.1 УК РФ мера ответственности является превентивной мерой, выступающей в качестве базового условия формирования правомерного поведения граждан.

Подводя итог, отметим, что современные экологические проблемы в Российской Федерации характеризуются неблагоприятными изменениями качества природных условий, такими как загрязнение водоемов и почвы опасными или вредными веществами, истощением природных ресурсов, сокращением видового биоразнообразия. Рост населения, рост производства и потребностей рынка ускоряет процесс урбанизации. Урбанизация формирует экологически разрушительные модели взаимодействия человека с природной средой. Удешевление производства достигается за счет снижения затрат на предупреждение и устранение последствий, связанных с изменением природы в процессе хозяйственной деятельности32.

32 Экологическое право : учебник / отв. ред. Н. Г. Жаворонкова, И. О. Краснова.

УНИВЕРСИТЕТА Экологическая безопасность и роль права I//

имени o.e. кугафина(мгюА) в решении экологических проблем в Российской Федерации

Чрезвычайно важное значение в политике приобретает профилактика экологического благополучия общества. С этим в значительной мере связано правовое регулирование процедур принятия хозяйственных решений, затрагивающих состояние окружающей природной среды. Задача состоит в том, чтобы в процессе принятия таких решений были обеспечены гарантии против экологических ошибок33.

Особая роль в решении экологических проблем отводится праву. Между правом и экологическими проблемами возникает ясная связь, при которой право как средство и гарант устойчивости социальных отношений становится инструментом решения экологических проблем, так как способно через систему общих императивных норм и организационных действий по его исполнению изменить саму модель поведения людей в экологически благоприятную сторону.

При решении задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности необходимо усилить ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечить неотвратимость наказания за экологические преступления и иные правонарушения.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бринчук М. М. Эколого-правовой механизм: понятие и сущность // Экологическое право. — 2013. — № 3. — С. 12—19.

2. Ведышева Н. О. Правовые проблемы обеспечения продовольственной безопасности РФ // Пробелы в российском законодательстве. — 2008. — № 1. — С. 174—175.

3. Воронина Н. П. Правовое обеспечение цифровизации сельского хозяйства // Право и цифровая экономика. — 2021. — № 3. — С. 20—26.

4. Гоачкова Ю. Л. Биологическая безопасность и правовые проблемы расширения органического земледелия в Российской Федерации в целях производства органической продукции // Материалы круглых столов онлайн : сборник тезисов. — М. : РГ-Пресс, 2021. — С. 121—127.

5. Дубовик О. Л. Экологическое право : учебник. — М. : Проспект, 2009. — 767 с.

6. Жаворонкова Н. Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности ^ т при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. — М.,

Т У

Ь

Ь

2007. ЛО

7. Колбасов О. С. Экология: политика — право. — М., 1976. — 230 с.

8. Краснова И. О. Зона экологического бедствия: пути формирования новой

правовой категории в зарубежном праве // Государство и право. — 1994. — т^

№ 8. — С. 107—117.

9. Краснова И. О. Правовое регулирование возмещения экологического вреда // Йт

Российская юстиция. — 2005. — № 1—2. — С. 26—34. Шп

т

10. Охотников А. Дикая природа под защитой // ЭЖ-Юрист. — 2013. — № 30. 3 Ф

От

□ I

□ I п т

33 Колбасов О. С. Экология: политика — право. М., 1976. НОСТИ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Попов И. В. В поисках критерия уголовной наказуемости деяний, посягающих на природную среду // Российский следователь. — 2010. — № 9. — С. 13—16.

12. Правовое обеспечение экологической безопасности и территорий : учебное пособие / отв. ред. Ю. Г. Шпаковский, Н. О. Ведышева, О. А.Зиновьева. — М. : Проспект, 2022. — 168 с.

13. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития : монография / отв. ред. Н. Г. Жа-воронкова. — М. : Норма ; Инфра-М, 2015. — 160 с.

14. Сухаренко А. Н. Транснациональные аспекты незаконного оборота объектов флоры и фауны // Российский следователь. — 2011. — № 8. — С. 34—37.

15. Транин А. А. Экологически неблагополучные территории — особый объект экологических отношений // Экологическое право. — 2012. — № 1. — С. 28—34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.