ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРИРОДООХРАНЫ
Ю.А. Егоров (МПФ Атомэнергопроект, г Москва)
The steady and safe development of a society should be provided ecologically with safe activity. Ecologically safe activity - activity not menacing by negative consequences to the man and his natural environment. For region of realization of activity the allowable or acceptable changes in a condition ecosystem of specifications of quality of condition of life are established. The ecological safety of activity is supervised at its designing and realization.
Развитие промышленности, энергетики, транспорта и сельского хозяйства и антропоцентристский подход к охране окружающей нас природной среды привели к сложным и крайне неблагоприятным условиям для жизнедеятельности природных комплексов и для жизни человека. Несмотря на то, ’гго в России с 1992 г. действует Закон «Об охране окружающей природной среды», призванный «регулировать отношения в сфере взаимодействия общества и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды... в интересах настоящего и будущего поколений людей», ситуация в окружающей нас среде в лучшую сторону не меняется [1]. Сегодня приходится считать, что естественная среда обитания человека в конце прошлого века сохранилась только там, где нет человека, где не развивается промышленность, энергетика, транспорт, современное сельское хозяйство, другая человеческая деятельность [2].
Человеческое общество осознает, что при реализации любого вида его деятельности, неизбежно ее воздействие на природные объекты, условия жизни людей. Как следствие этого, неизбежно изменение состояния природного окружения деятельности, состояния среды жизни людей. Люди понимают, что воздействие их деятельности на окружающую среду должно быть ограничено. Поэтому в свое время для ограничения воздействия человеческой деятельности на состояние здоровья людей была создана система ограничений, развитая в известные санитарно-гигиенические нормативы качества условий жизнн населения. Когда стало ясно, что воздействие человеческой деятельности на природные объекты тоже необходимо ограничивать, то, исходя из тезиса «человек - самое чувствительное к внешним воздействиям звено биосферы», санитарно-гигиеническую систему ограничений воздействий на человека стали применять для ограничения воздействия деятельности на природные объекты. Однако природоохранительная стратегия, опирающаяся на санитарно-гигиенические нормативы качества условий жизни людей по характеристикам загрязненности некоторых природных объектов,
5
оказалась не состоятельной в деле охраны природы. Антропоцентристский подход, разработанный для защиты человеческой популяции и каждого ее индивидуума в отдельности от опасных техногенных воздействий путем введения понятия предельно допустимого воздействия на человека химических веществ, ионизирующий радиации, шума и др., платы за сбросы и выбросы вредных для человека веществ в атмосферный воздух и открытую гидрографическую сеть, оказался непригодным для решения природоохранительных задач. Подход, когда для решения природоохранительных задач люди пытались отдельно (по своим законам, нормам и правилам) охранять атмосферный воздух, отдельно воду, по своим законам, нормам и правилам и тоже отдельно охранять почвы, леса, растительность, животный мир, естественно, не привел к положительному результату. Не получили положительного результата и тогда, когда пытались усовершенствовать систему нормирования загрязненности объектов природы [3] введением различных специализированных нормативов, например, рыбохозяйственных нормативов на содержание химических веществ в воде рыбохозяйственных водоемов. Была предпринята попытка заменить [3, 10] санитарно-гигиенические нормативы качества условий жизни людей экологическими, полагая, что последние будут более гибкими и более жесткими одновременно, учтут трансформацию и взаимодействие опасных химических соединений в природе, возможность природных объектов накапливать в себе те или иные загрязнители и передавать их человеку, намертво захоранивать некоторые опасные вещества, делать их недоступными для других природных объектов (например, для растений) и человека. Но при этом не было определено, что такое экологический норматив, на каком иерархическом уровне природных объектов он должен существовать, как учитывать необходимость защиты человека. Для экологических нормативов не достало нужной информации, экологических нормативов не состоялось.
Говоря об охране природы, об обеспечении определенного качества среды обитания людей, следует исходить из того, что природу, природные комплексы - наземные, водные экосистемы нельзя охранять по частям, т.е. отдельно воздух, отдельно воду, отдельно растительность и т.д.. Природу можно и должно охранять на уровне природных комплексов - биогеоценозов (экосистем), т.е. на уровне «молекул» биосферы. Следует помнить: при попытке охранять природу по частям, можно получить результат прямо противоположный тому, к которому стремились [4].
Сегодня все, кто имеет то или иное отношение к решению природоохранительных задач, не должны забывать об этом, не должны отступать от основного природоохранительного положения: охрана природы - это охрана экосистем. Несоблюдение его, использование санитарно-гигиенических нормативов в природоохране привело к тому недопустимому состоянию окружающей нас природной среды, в котором нам приходится жить. На сегодня, природные объекты - биогеоценозы, оказались не защищенными [5]. Недостаточно защищенным оказался и человек: во-первых, потому, что слишком часто не соблюдаются санитарно-гигиенические нормативы условий жизни
6
людей, а, во-вторых, потому, что человеку совершенно не безразлично, каково состояние его природного окружения. Все, кто имеет то или иное отношение к природоохране, должны понять, что никакие ПДК, ПДВ, ПДС, штрафы и иные атрибуты гигиены не способны предотвратить экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, не способны оздоровить условия нашей жизни, наше природное окружение. Согласно упомянутому Закону РФ сегодня мы не имеем права воспринимать лесные угодья как будущие дрова, а луга как будущее сено для скота; сегодня нельзя видеть реку или другой водоем как место, где неплохо бы искупаться, половить рыбу, куда можно слить ненужную, может быть, грязную, воду. Сегодня лес, луга, водоемы - это хранители жизни на Земле, ее видового и генетического разнообразия. С этих позиций сегодня и следует подходить к природоохране. Поэтому, чтобы справиться с современными задачами охраны природы и условий жизни людей, сохранить видовое и генетическое разнообразие растений и животных, здоровыми людей, основу современной природоохранительной стратегии должно составить понятие экологической безопасности любого вида деятельности в человеческом обществе [6,7].
Экологически безопасная деятельность [8] - деятельность не угрожающая отрицательными последствиями человеку, не угрожающая отрицательными последствиями окружающим человека природным комплексам. Понятие экологически безопасной человеческой деятельности для общества предполагает, что к реализации, практическому воплощению может допускаться только экологически безопасная деятельность, т.е. такая деятельность, которая не нарушит состояния природных комплексов региона реализации деятельности (их структуру, состав, функциональную организованность), более того, чем признано допустимым или приемлемым для этого региона и данного вида деятельности, и не ухудшит условий жизни людей по сравнению с приемлемыми для человеческого общества (т.е. по сравнению с допустимыми санитарно-гигиеническими нормативами). Никакие другие попытки (а их было не так мало, см. например, [3]) не привели, не приведут и не могут привести окружающую нас природную среду, среду жизни людей, в состояние, устраивающее человеческое общество, не смогут поддерживать устраивающее нас (людей) состояние природного окружения.
Согласно экологическая безопасность деятельности должна рассматриваться "как количественная оценка возможных изменений в природных комплексах и экосистемах, при которых не нарушаются их основные структурные и функциональные характеристики и их соотношения...", для этого надо иметь нормативы, характеризующие пределы гомеостаза, [которым должна быть сопоставлена] степень (мера) антропогенных воздействий на биогеоценозы..., при которых их основные функционально-структурные характеристики не выходят за пределы естественных изменений. Если под состоянием гомеостаза понимать не изменяющееся под действием антропогенных нагрузок состояние экосистемы, то согласно [7] человеческая деятельность не должна менять состояния экосистем более, чем оно меняется от года к году в силу естественных причин.
7
Понятно стремление людей не изменять своей деятельностью состояния природного окружения. Однако очевидно, что разные виды деятельности оказывают разные по природе и по силе воздействия, как на качество жизни людей, так и природное окружение. Биогеоценозы природного окружения деятельности по разному реагируют на эти воздействия и не только потому, что воздействия различаются природой и силой, но и потому, что способность биогеоценоза противостоять антропогенным воздействиям (т.е. способность сохранять состояние гомеостаза) зависит от состава, его структуры, функциональной организованности и природно-климатических условий су-шествования биогеоценоза. В силу этого понятие экологической безопасности деятельности оперирует с допустимыми или приемлемыми изменениями состояний биогеоценозов, принятыми для конкретного региона реализации деятельности и конкретного вида деятельности. Понятие экологической безопасности деятельности исходит из того, что биогеоценозу с его "био геоценозо вс ким пониманием" окружающей среды «всегда хорошо», а допустимость или приемлемость изменений в составе, структуре, функциональной организованности биогеоценоза должна устраивать нас - людей, людей как "потребителей" биогеоценозов. Это значит, что реализации деятельности предшествует установление для региона ее реализации допустимых или приемлемых для общества изменений состояний биогеоценозов и изменений качества условий жизни людей в регионе, т.е. реализации деятельности в данном регионе предшествует разработка экологического норматива - норматива обеспечения экологической безопасности деятельности в выбранном регионе ее осуществления. Это региональный экологический норматив ограничения на изменения состояния природных комплексов региона реализации намечаемой деятельности, условий жизни людей в регионе и разрабатывается на строгой научной основе, учитывающей как природно-климатические и демографические особенности региона, так и особенности предполагаемой деятельности (6].
Норматив обеспечения экологической безопасности данного вида деятельности, предлагаемой к реализации в данном регионе, разрабатывается, исходя из презумпции опасности любого вида деятельности для природного окружения и людей, т.е. из предположения, что любой вид деятельности есть вмешательство в функционирование биогеоценозов и почти всегда в условия жизни людей, исходя также из тою, что любой биогеоценоз имеет определенный резерв устойчивости к антропогенным воздействиям, способен без заметного ущерба (естественно, с позиций наших, т.е. человеческих представлений о том, что допустимо или приемлемо) перенести некоторые изменения в своей жизнедеятельности, т.е. в структуре или составе, в функциональной организованности. При разработке Норматива обеспечения экологической безопасности деятельности естественно стремление разработчика не допустить никаких изменений в жизнедеятельности биогеоценозов, сохранить каждый из биогеоценозов природного окружения деятельности в состоянии гомеостаза или близком к нему, естественно стремление улучшить состояние, если не всех, то некоторых биогеоценозов. Этот экологический
8
норматив дополнен санитарно-гигиеническими, определяющими качество условий жизни людей в регионе деятельности, т е. обеспечивающим при их соблюдении гигиеническую безопасность деятельности. Разработке Норматива обеспечения экологической безопасности данного вида деятельности в намечаемом регионе ее реализации предшествует изучение природно-климатических условий в регионе, биогеоценотической структуры региона, структуры и состава биогеоценозов, их состояния и устойчивости к воздействиям, связанным с реализацией деятельности, предшествует также оценка воздействия намечаемой деятельности на биогеоценозы и условия жизни людей в регионе, оценка отклика биогеоценозов на воздействия, связанные с реализацией деятельности, оценка допустимости тех или иных изменений в жизнедеятельности биогеоценозов при оцененном отклике, оценка приемлемости изменений условий жизни людей в регионе. При оценке воздействия намечаемой деятельности, определении отклика биогеоценозов, т.е. возможного изменения их состояния, учитываются как воздействия нормального режима реализации деятельности, так и воздействия, связанные с отклонениями деятельности от нормального режима. По результатам изучения и оценки состояния природных комплексов на время оценки последствий реализации деятельности для региона, и разрабатываются нормативы допустимых изменений в биогеоценозах, в условиях жизни людей. В мировой практике, а в последние годы и в отечественной, придается большое значение участию общественности в принятии «экологически значимых» решений. И это очень правильно и понятно. Поэтому при разработке Норматива обеспечения экологической безопасности деятельности учитываются не только научно обоснованные «допустимости» изменений, но и обязательно принимаются во внимание требования и мнения общественности и местных органов власти по вопросам природоохраны в намечаемом регионе реализации деятельности.
Природоохранительная стратегия, ориентированная на обеспечение экологической безопасности деятельности, т е. стратегия, при которой заранее известно, что такое хорошо и что такое плохо для региона реализации деятельности, исключает возможность добиваться от деятельности максимального эффекта любой ценой, без оглядки на последствия деятельности для природных комплексов, для населения, и «исключает» природоохранительные излишества. Сегодня нас (людей) не может устраивать высокая эффективность деятельности, достигаемая любой ценой, как не может устраивать любая цена за природоохрану. Природоохранительная стратегия, основывающаяся на обеспечении экологической безопасности деятельности для общества, создает предпосылки для управления природой, предпосылки к оптимальному управляемому природопользованию, к оптимизации взаимоотношений всего антропогенного со всем природным, обеспечивая этим наиболее благоприятные и во всем устраивающие человека условия жизни, стабильное развитие общества.
Потенциально опасная для окружающей среды, для населения деятельность, а речь идет об экологической безопасности именно такой деятельно-
9
ста, реализуется, как правило, в природно-техногенной системе (Г1ТС) «объект, реатизуюший деятельность - окружающая среда». Такая ПТС - это сложная или суперсложная система с прямыми и обратными, положительными и отрицательными связями между ее блоками и под блоками на разном иерархическом уровне. Такая ПТС может поддерживаться в заданном состоянии (состоянии экологической безопасности), если контролируется и управляется. Для этого реализация деятельности сопровождается экологическим мониторингом, организуемым в ее регионе [7.10]. Экологический мониторинг - это система системных систематических наблюдений и измерений в ПТС, позволяющая оценить сегодняшнее (на время наблюдений и измерений) и ожидаемое состояние ПТС, определить соответствие состояния требованием Концепции обеспечения экологической безопасности реализуемой деятельности, необходимость изменения состояния ПТС и выработать сигнал управления состоянием ПТС для приведения ПТС в состояние экологической безопасности, если наблюдаемое или ожидаемое состояние ПТС не соответствует состоянию экологической безопасности. Состояние ПТС экологический мониторинг оценивает по состояниям ее подсистем «объект, реализующий деятельность» и «окружающая среда». Состояние объекта определяет значения сил антропогенных воздействий на природное окружение и условия жизни людей, сопровождающих его функционирование. Состояние подсистемы «окружающая среда» - биологические параметры, характеризующие жизнедеятельность биогеоценотического окружения объекта и значения нормируемых санитарно-гигиеническим законодательством параметров, характеризующих качество условий жизни людей.
Экологическая безопасность человеческой деятельности - любой при-родно - техногенной системы достигается:
1. Выбором места (региона) реализации деятельности. (Природные условия в регионе должны быть такими, чтобы экосистемы региона могли бы противостоять воздействиям ПТС, чтобы деятельность не вызывала недопустимых или неприемлемых откликов экосистем, условий жизни на воздействия ПТС).
2. Ограничением антропогенных воздействий деятельности на природные комплексы ее региона, на качество условий жизни населения региона. Антропогенные воздействия ПТС, реализующей деятельность., должны быть ограничены до уровня, не вызывающего изменений состояний биогеоценозов, условий жизни населения больших, чем признано допустимым или приемлемым для региона, т.е. больших, чем это допускают Нормативы обеспечения экологической безопасности деятельности.
3. Контролем соответствия требований и положений Норматива обеспечения экологической безопасности деятельности природно-климатическим условиям региона реализации деятельности.
4. Контролем соответствия проекта реализации деятельности требованиям и Норматива обеспечения экологической безопасно-
10
ста деятельности.
5. Контролем экологической безопасности деятельности в
процессе ее реализации, обеспечивающим получение информации для управления состоянием ПТС "объект, реализующий деятельность - окружающая среда" с целью поддержания экологической безопасности ПТС.
Выбор места размещения объекта, реализующего деятельность, оценка соответствия этого проекта требованиям обеспечения эколог ической безопасности деятельности - задачи, решаемые при предложении организовать (реализовать) деятельность, при ее проектировании. Для решения этих задач разрабатываются (в соответствии с Законами РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе») специальные экологические предпроектные («Оценка экологической безопасности предлагаемой деятельности») и проектные («Оценка воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду» - в составе ТЭО деятельности и «Обоснование экологической безопасности деятельности» — в составе ее проекта) материалы. Допуск деятельности к реализации, т.е. проверка ее экологической безопасности, разрешает экологическая экспертиза этих материалов. Деятельность реализуется только тогда, когда экологическая экспертиза дает положительное заключение об экологической безопасности запроектированной деятельности. Контроль экологической безопасности эксплуатируемой ПТС "объект, реализующий деятельность - окружающая среда" обеспечивает экологический мониторинг в регионе функционирующей ПТС.
Стратегический природоохранительный подход - обеспечение экологической безопасности деятельности опробован и сегодня практически осуществляется в атомной энергетике, т.е. в системе «АЭС - окружающая среда» [11]. Он должен стать всеобщей стратегией природоохраны, экологически безопасным должен быть любой вид деятельности. Это создаст основу оздоровления окружающей природной среды, основу безопасного и устойчивого развития человеческого общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доклад Председателя Госкомэкологии России В.Н. Данилова - Данилья-на на заседании коллегии Госкомэкологии России об итогах работы комитета и его территориальных органов в 1999 году и задачах на 2000 год. - Официальный вестник Госкомэкологии России, №1,2000 г. С. 3.
2. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. - М.: "Финансы и статистика", 1995 г.
3. Воробейник Е.Л., Садыков О.Ф., Фарафонтов М. Г. Экологическое нормирование техногенных загрязнений наземных экосистем. - Екатеринбург: УИФ «Наука», 1994.
4. Сукачев В.Н. Основы теории биогеоценологии. Избр. тр., т.И - Л.: Наука, 1972.
5. Егоров Ю.А. Экология регионов атомных станций - новое научное направление экологии. / Экология регионов атомных станций. Высш. 2. -
11
М.: АЭП, 1994, С.5.
6. Егоров Ю.А. Экологическое нормирование антропогенных воздействий в проблеме обеспечения экологической безопасности общества. / Экология регионов атомных станций. Вып.4. - М.: АЭП, 1995. С.258.
7. Егоров Ю.А., Тихомиров Ф.А. Еще раз об экологической безопасности атомных станций и экологическом мониторинге в их регионах. / Экология регионов атомных станций. Вып.5. - М.: АЭП, 1996. С.321.
8. Егоров Ю.А. О понятии «экологическая безопасность атомных станций». / Экология регионов атомных станций. ВыпЛ. - М.: ЯО СССР, 1994. С.44.
9. Приамбула к Федеральной целевой, комплексной научно-технической программе «Экологическая безопасность России (1993 - 1995 г.г.). -«Зеленый мир», спец. выпуск, 1993.
10. Егоров Ю.А. Основные припципы организации и ведения экологического мониторинга в регионе нормально работающей АС. / Экология регионов атомных станций. Вып,3.-М.: АЭП, 1995. С.200.
11. Егоров Ю.А., Нигматулин Б.И. XXI веку - экологически безопасную атомную энергетику. - Экология и атомная энергетика, №2, 1999 г. С. 36.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЭКОСИСТЕМ ВОДОЕМОВ-ОХЛАДИТЕЛЕЙ
Ю.А. Егоров, А.Л. Суздалева (МПФ Атомэнергопроект, г. Москва)
На большинстве АЭС и ТЭС России избытки выработанного тепла отводятся в водоемы-охладители. Это естественные или искусственные водоемы, экосистемы которых ко времени начала сброса в них тепла находятся в состоянии гомеостаза или медленной естественной сукцессии. Хотя АЭС и ТЭС комплексно воздействуют на окружающую среду, основным воздействием, меняющим состояние экосистемы водоема-охладителя, является тепловое.
На примере водоемов-охладителей, действующих в РФ АЭС, рассматриваются последствия сброса тепла для их экосистем. Отмечается полная радиационная защищенность экосистем и, по-видимому, полная защищенность от химических воздействий, а также воздействий, связанных с урбанизацией региона АЭС. Отмечается, что этого нельзя сказать об экосистемах водоемов-охладителях ТЭС.
Чтобы корректно оценить изменение состояния экосистемы водоема-охладителя АЭС, вызванные ее работой, проводятся исследования исходного состояния экосистемы. Разработана программа таких исследований и наблюдений, определена продолжительность и периодичность, показатели (параметры) состояния экосистемы, определяемые в этих исследованиях. Это гидрологические, гидрофизические, гидрохимические и гидробиологические
12