УДК 378.016 + 911.375.5
DOI 10.25688/2076-9091.2019.34.2.10
A.Г. Горецкая,
B.А. Топорина
Экогуманизация городов в научно-исследовательских работах студентов-геоэкологов
Индустриализация и урбанизация привели к качественным изменениям в городах, проявившихся в деэкологизации и дегуманизации пространства. Единственная альтернатива — переосмысление вектора развития и воспитание поколений в парадигме экогуманизации. Работы, подготовленные на кафедре рационального природопользования географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, охватывают разнообразные аспекты эколого-географических исследований, основная задача которых — повышение комфортности городской среды с учетом местных природных условий и мнения жителей.
Ключевые слова: экологическое образование; географический подход; экологизация; гуманизация; природно-экологический каркас.
Процессы урбанизации в конце ХХ - начале XXI вв. привели к существенной трансформации среды в городах. Природный ландшафт изменился коренным образом, но существуют отдельные разрозненные участки в черте города, которые благодаря статусу особо охраняемых территорий сохранили свойства естественных экосистем.
Кроме значительных изменений среды в городе и на прилегающей территории, следствием урбанизации и индустриализации стали и проблемы социального характера. Данные явления — результат непрофессионального и однобокого взгляда на город как на место извлечения экономической прибыли. Следовательно, для грамотного управления и выработки стратегий устойчивого развития города важно уделять пристальное внимание подготовке научных кадров. При этом специалисты должны обладать широкой эрудицией и применять комплексный подход, включающий в себя анализ природной среды и социально-экономических аспектов функционирования города, знать правовые нормы, а также разбираться в историко-культурных особенностях формирования городской среды.
На кафедре рационального природопользования географического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова при подготовке студентов-геоэкологов активно развивается направление «Экология и природопользование», в рамках которого приобретаются знания
© Горецкая А.Г., Топорина В.А., 2019
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
91
и навыки ведения исследований по геоэкологической оценке городской среды [1, а 21, 39].
Процессы индустриализации и урбанизации привели к качественным изменениям современного города, которые заключаются в таких негативных тенденциях, как деэкологизация и дегуманизация городского пространства. В современном городе существуют многочисленные проблемы, связанные, например, с транспортной перегруженностью городских магистралей, загрязнением окружающей среды, ростом расходов на энергетическое обеспечение города и общим ухудшением комфортности проживания человека в городах. Дегуманизация города отразилась на характере городской застройки, приобретшей типовые черты, повлекла за собой дегармонизацию отношений между жителями городов и окружающей средой.
Преодоление тенденций деэкологизации и дегуманизации пространства крупного города принято называть экологизацией и гуманизацией [2, с. 68]. Оба направления подразумевают решение экологических проблем города и повышение комфортности городской среды для человека. Вся система подготовки геоэкологов предполагает формирование у них комплексного взгляда на понятия экологизации и гуманизации, то есть на экогуманизацию. Именно данный подход в образовательном процессе позволяет студентам приобрести знания и навыки для покомпонентной характеристики города, умение вырабатывать стратегию совершенствования городского пространства. Таким образом, система образования формирует у студентов представление о взаимоотношениях между городом, прилегающей территорией и человеком.
Большинство работ объединены общей идеей экогуманизации городской среды и включают такие широкие задачи, как: рассмотрение параметров экологизации и критериев гуманизации города, то есть выявление факторов комфортности проживания, интегральной оценки экологического состояния городской среды.
Работы, подготовленные на кафедре рационального природопользования, охватывают разнообразные аспекты эколого-географических городских исследований. Нужно отметить, что даже традиционные работы по оценке качества среды рассматриваются будущими специалистами с позиций отношения местного населения, экспертных оценок. Более того, студенты привлекают и анализ публикационной активности средств массовой информации (печатной, электронной) по вопросам организации и благоустройства среды.
Курсовые и выпускные проекты студенты выполняют на основе материалов, собранных во время полевых и производственных практик, в том числе в крупных и малых городах. В основе данных исследований лежат фундаментальные знания, полученные студентами во время лекционных занятий, и навыки, приобретенные ими на практических занятиях.
В курсовых и бакалаврских работах, магистерских диссертациях актуальными представляются такие аспекты экологизации, как улучшение качества городской среды, социальные аспекты развития пространств,
изменение облика города, роль ландшафтного планирования в сохранении при-родно-экологического каркаса, а также современные сады и парки как места привлечения жителей и туристов. Студенты уделяют внимание различным типам загрязнения, транспортной доступности, технологиям строительства. Получили развитие также исследования, связанные с оценкой системы зеленых городских насаждений, функционированием особо охраняемых природных территорий в городе, обустройством природно-экологических каркасов, созданием новых парковых территорий.
Студенты кафедры в исследовательских проектах придерживаются точки зрения «немеханической» экологизации, исходя из представлений об экологизации через реализацию концепции зеленых клиньев, водно-зеленого диаметра, природно-экологического каркаса. В студенческих работах рассматривается природно-экологический каркас с позиции принципов его организации: непрерывности, связности и равномерности. Во время лекционных и теоретических курсов у студентов формируется четкое представление о том, что современные стратегии экологизации городской среды зачастую сводятся к довольно узкой эстетизации — за счет создания зеленых стенок, попыткам озеленения крыш домов, контейнерному озеленению разнообразных городских пространств — в ущерб собственно экологизации. Преподаватели обращают внимание студентов-геоэкологов на необходимость перестановки акцентов с дизайнерских подходов к экологизации на научно обоснованные. Во время практических занятий студенты обосновывают проекты озеленения территорий санитарно-защитных зон (СЗЗ) вокруг предприятий как способ уменьшения воздействия загрязняющих веществ. Для этого они учатся проводить оценку экологического состояния на границе нормативной и расчетной границ СЗЗ, зонировать территории, выявлять площади застройки и площади, свободные под посадку, изучать нормативную базу, анализировать категории предприятий. В соответствии с нормативными документами будущие геоэкологи приобретают навыки по установлению необходимой площади озеленения и знакомятся с алгоритмом подбора ассортимента деревьев и кустарников. Также образовательный процесс предусматривает ознакомление с зарубежным опытом по внедрению технологий снижения выбросов и других аспектов экологизации.
Аспекты гуманизации в работах студентов находят отражение в рассмотрении визуального загрязнения среды, обустройства парков и выделении географических местностей малых городов. Так, было выяснено, что в основном они представлены следующими типами: монастырский, жилой сельский, жилой городской и промышленный. В мегаполисах студенты, анализируя гуманизацию, выявляют такие критерии эффективности функционирования общественного пространства, как: наличие достопримечательностей и уникальных объектов, высокохудожественной архитектурной среды с использованием природных элементов, современных приемов ландшафтного и светоцветового дизайна, транспортная доступность и др.
Естественно-научное образование
93
Поскольку экологизацию невозможно рассматривать отдельно от гуманизации, студенты опираются на мнение жителей, то есть на социальные факторы комфортности проживания. Например, социологические опросы студентов городских жителей показывают, что они могут даже не иметь представления о возможном воздействии окружающей природной среды, явно не проявляющемся или проявляющемся через промежуток времени (например, ухудшение состояния нервной системы при значительном шумовом загрязнении); что транспортная доступность и обеспеченность объектами инфраструктуры для жителей оказались важнее, чем экологические и природные факторы (загрязнение окружающей среды, акустическое загрязнение, доступность и качество зеленых зон, наличие проявлений геоморфологических процессов и др.).
Более подробно направления экогуманизации, получившие развитие в студенческих проектах кафедры рационального природопользования географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, перечислены в таблице 1.
Таблица 1
Направления экогуманизации
Экологизация Гуманизация
Качественные структурные изменения элементов городской среды
Экологические показатели состояния окружающей среды: состояние воздуха, состояние городских водоемов, качество питьевой воды и др. Рациональный подход к структуре и ассортименту озеленения
Экологические технологии строительства Трансформация городских пространств: соблюдение баланса между старыми и новыми зданиями с учетом исторической застройки
Зеленые насаждения (плотность, площадь и пр.) Разуплотнение застроенных городских пространств за счет увеличения площади озеленения дворов. Обеспечение (по возможности) больших зеленых массивов в пешей доступности
Переработка мусора Разработка линейного городского пространства: не только планирование безопасных и комфортных пешеходных и веломаршрутов, но и создание неформальной среды для встреч и общения жителей
Повышение экологической сознательности населения Уплотнение новейших городских пространств: интенсивное использование территорий как первого, второго и третьего места
Проблема экогуманизации городской среды все чаще поднимается в студенческих проектах и выпускных работах студентов-геоэкологов. Основные направления их учебных работ — оценка качества природной и городской среды с учетом результатов анализа мнения жителей. Уровень квалификации студентов позволяет им участвовать в научных проектах и работах разнообразных организаций, в которых они проходят производственные практики на 3-м курсе. Полевые материалы и результаты их камеральной обработки включаются в отчетные документы и являются составной частью научных исследований.
Литература
1. Программы дисциплин профессиональной подготовки по направлению «Экология и природопользование» кафедры рационального природопользования: учебно-методические материалы. М.: Географический ф-т МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013. 268 с.
2. Григорьев В.А., Огородников И.А. Экологизация городов в мире, России, Сибири [Аналит. обзор] / ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2001. 177 с.
Literatura
1. Programmy' distiplin professional'noj podgotovki po napravleniyu «E'kologiya i prirodopolzovanie» kafedry' racional'nogo prirodopolzovaniya: uchebno-metodicheskie materialy'. M.: Geograficheskij f-t MGU imeni M.V. Lomonosova, 2013. 268 s.
2. Grigor 'ev V.A., Ogorodnikov I.A. E'kologizaciya gorodov v mire, Rossii, Sibiri [Analit. obzor] / GPNTB SO RAN. Novosibirsk, 2001. 177 s.
А..G. Goretskaya, V.A. Toporina
Urban Environment is Becoming Green and Humanized: How the Processes are Turning in Students' Scientific Researches
Biased focus on city as a place of making a profit has led to worsening both environmental and human health. In order to overcome these trends administartion, society in general, should turn to greening and humanization of urban environment. Lomonosov Moscow State University has pronounced response to impact on environment and so raises specialists. Students as future theoreticians and practitioners have been recently developing fundamental background in their researches by including public opinion and analysis of compliance present urban improvement to actual conditions.
Keywords: eco education; greening; humanization; ecological network; geographical approach.