Научная статья на тему 'ЭКОФИЛОСОФИЯ В ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ XXI ВЕКА'

ЭКОФИЛОСОФИЯ В ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экофилософия / бытие / человек / знание / истина / культура / природа / космос / гармония / красота / ноосфера / ecophilosophy / being / man / knowledge / truth / culture / nature / space / harmony / beauty / noosphere

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баркова Элеонора Владиленовна

В условиях современного разбалансированного мира и становления нового пространственно-временного континуума бытия России востребовано развитие мировоззрения и философии, сохраняющих мир Культуры, Природы и Человека. В статье на основе концепции восхождения к высоким традициям, идеям и образам мыслителей-гуманистов прошлого, включая концепции философии русского космизма и векторы космопланетарного освоения мира в ХХ в., осуществлен опыт обоснования холистской парадигмы экофилософии, соответствующей критериям экологии ноосферы, Человека, Культуры, Природы и Вселенной в контексте проекта развития современного общества знаний становящейся эпохи Возрождения XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOPHILOSOPHY IN THE PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF THE KNOWLEDGE SOCIETY FOUNDATIONS OF RENAISSANCE CULTURE OF THE XXI CENTURY

In the conditions of the modern unbalanced world and the formation of a new space-time continuum of existence in Russia, the development of a worldview and philosophy that preserves the world of Culture and Man is in demand. In the article, based on the ascent to the high traditions and ideas of humanistic thinkers of the past, including the directions of cosmoplanetary exploration of the world in the twentieth century, the experience of substantiating the holistic paradigm of ecophilosophy, corresponding to the criteria of the ecology of the noosphere, Man, Culture, Nature and the Universe in the context of the project for the development of a knowledge society the emerging Renaissance of the 21st century.

Текст научной работы на тему «ЭКОФИЛОСОФИЯ В ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ XXI ВЕКА»

УДК 101.1 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-4-234-241

БАРКОВА Э.В.

ЭКОФИЛОСОФИЯ В ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ - ОСНОВЫ

КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ XXI ВЕКА1

Ключевые слова: экофилософия, бытие, человек, знание, истина, культура, природа, космос, гармония, красота, ноосфера

В условиях современного разбалансированного мира и становления нового пространственно-временного континуума бытия России востребовано развитие мировоззрения и философии, сохраняющих мир Культуры, Природы и Человека. В статье на основе концепции восхождения к высоким традициям, идеям и образам мыслителей-гуманистов прошлого, включая концепции философии русского космизма и векторы космопланетарного освоения мира в ХХ в., осуществлен опыт обоснования холистской парадигмы экофилософии, соответствующей критериям экологии ноосферы, Человека, Культуры, Природы и Вселенной в контексте проекта развития современного общества знаний становящейся эпохи Возрождения XXI века.

BARKOVA, E.V.

ECOPHILOSOPHY IN THE PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF THE KNOWLEDGE SOCIETY - FOUNDATIONS OF

RENAISSANCE CULTURE OF THE XXI CENTURY

Ke ywords: ecophilosophy, being, man, knowledge, truth, culture, nature, space, harmony, beauty, noosphere.

In the conditions of the modern unbalanced world and the formation of a new space-time continuum of existence in Russia, the development of a worldview and philosophy that preserves the world of Culture and Man is in demand. In the article, based on the ascent to the high traditions and ideas of humanistic thinkers of the past, including the directions of cosmoplanetary exploration of the world in the twentieth century, the experience of substantiating the holistic paradigm of ecophilosophy, corresponding to the criteria of the ecology of the noosphere, Man, Culture, Nature and the Universe in the context of the project for the development of a knowledge society the emerging Renaissance of the 21st century.

Ответ России на гуманитарные и социально-экономические вызовы современного мира невозможен вне ее самоопределения на основе обновленной картины мира, логика которой связана с движением философской мысли от приоритетов инноваций в сфере технологий к приоритетам преображения Человека, его знаний, мироотношения и Культуры. Думается, рефлексия оснований такой востребованной сегодня философии, преодолевающей фрагментарность информационного детерминизма ее современного пространства-времени и отрыв концептуального аппарата от уровня развития фундаментальной науки, ориентирует мысль на поиск целеполагающих стратегий. Но открываемое в контексте такой философии преображение человека и человечества, ведущее от ситуации философско-антропологической революции с ее техно-человеческой персонологией к миру Человека живой Культуры и Живой Вселенной, - как она понимается в концепции академика Астафьева, [1, 2] - невозможно без исследования новой многомерно-целостной философии с ее этикой, эстетикой и логикой.

Востребованность в том, чтобы для преобразования реальности адекватно понимать реальный мир, а не интуиции авторов или тенденции, в характеристиках которых нередко односторонне, как в выпуклых или вогнутых зеркалах, схватываются черты, выражающие отдельные функции или элементы современного бытия, достаточно отчетливо осознана в современной науке [3].

Безоговорочно согласимся с французским мыслителем Э.Мореном, который заметил, что сегодня в философии жизненный мир все больше изучается «без жизни и без мира» [4, с. 34]. А не менее очевидная потребность в новых «философских букварях» и «словарях добра» точно была сформулирована еще Н.К. Рерихом: «невозможно закрывать глаза на каждодневные сообщения о духовных смятениях, об убийствах тела и духа, о страшных призраках лжи и взаимного поношения. Доходит человечество до предела разложения... Где же те словари добра, где же те высокие начала, которые могут залить благодатью язвы мира?... Само добро как таковое начинает казаться многим чем-то отвлеченным, недосягаемым, так далеким, что и стремиться к нему будто бы не в силах человеческих» [5, с. 139].

Актуализированная в этих суждениях установка на поиски вдохновляющей человека на новые проекты Жизни и открытия форм бытиеутверждающей философии, думаю, может стать основой понимания современных возможностей Культуры общества знаний и преображения

1 Статья подготовлена в рамках реализации финансируемой госбюджетной научно-исследовательской тематики «Экомир и социокультурные проблемы современности: концептуальное пространство экофилософии во взаимодействии фундаментального и прикладного в пространстве общества знаний» ^КБ2-2023-0003) (заключение комиссии РАН №142023/1023030700034-5-6.3.1)

человечества. Главное в ней - гуманистические ориентиры развития самоопределения человека, его мира, развития мировоззрения и общения-коммуникаций России с Западом и Востоком, Севером и Югом - методологической основой диалогов культур всего мира. Не менее важно и открытие путей к восстановлению подлинности бытия в бесконечном многообразии духовных, материальных и энергетических универсальных связей и открытой целостности человека в формах всеобщего. Такую общую культурную форму мы и называем экофилософией, поскольку ее целевые ориентиры направлены на оздоровление пространства философии, науки и открытием возможностей изучения и связей фундаментальных категорий и принципов в контексте целостности ЭкоМира и его системы «бытие-космос-человек-микрокосм-культура-натура-ноосфера-общество».

Экофилософия, с нашей точки зрения, соединяет два основных подхода, которые были открыты и исследованы в истории философской мысли: движение познания от конечного и известного за их пределы, к бесконечности, с одной стороны; и движение познания как путь выявления и ограничения бесконечного - от бесконечного к конечному (неоплатоники, Н.Кузанский и др.), с другой. Здесь оказываются проявленными основные характеристики связи с бесконечностью - гармоничность, культура, красота, в которых в перспективе может определяться и исследоваться и сам человек. Дело в том, что именно эти категории выступают для него определяющими, т.е. как нормы, обеспечивающие его современный перспективный выход за ставшие узкими границы либо антропогенного, либо планетарного центрирования, которые сегодня обнаруживают свои технократически-бесчеловечные пределы.

Экофилософия в этом смысле - продолжение и развитие эколого-ноосферной методологии и мировидения общества знаний о гармонии мира и красоте Вселенной через статус классики с ее не снимаемыми высокими нормами, о роли Природы-Культуры как меры человеческого в человеке, пониманием содержательности категорий классической философии для формирования смысла жизни. Исходные среди них в категориальной сети - истина, добро, красота, выражающие целостность-тотальность Мира Космоса, Человека-микрокосма, Культуры и Природы в их единстве и связях, а также целостность, раскрываемая и как сложноорганизованный пространственно-временной континуум: структура и процесс бесконечно-вечного становления, включая восхождение космопланетарного человечества к Миру своего истинного, подлинного бытия и его расцвета. Культура, таким образом, открывается как особая форма вхождения в бесконечное и как способ освоения, проводник воздействия космически бесконечного - этой исходной гармонии мира - на человека [6].

Вместо одностороннего рассмотрения конечного в разных упрощенных концепциях, -линейных, цикличных или внесистемных, усеченно рассматривающих один из аспектов, но лишенных многомерности в раскрытии становления и трансформаций, в ходе которых оказались расшатанными даже самые основные ценности бытия человечества, экофилософия пытается представить гармонично раскрывающийся мир, в котором человечество оказывается соразмерным космосу - вечности, а не только времени; бесконечности, а не только конечным процессам [7].

В этом континууме открываются возможности и реалии расцвета-самовозвышения самой целостности мира, а в нем - различные формы и ритмы. Среди них проявляются своеобразные «волны» Возрождения - периоды исторической со-настройки человека и Мира и потому перенастройки Культуры в ее восхождении на новый уровень бытия и развития. Здесь, по-видимому, можно указать и на некий ритмо-алгоритм переходов в этой целостности: от доминирующего органического типа в связях человека и мира, в которых осуществляется содержательный синтез высоких традиций и новизны современности, к неорганической -нарушающей взаимное соответствие естественного и искусственного.

Их становление и взаимопереходы, по-видимому, наиболее адекватно описываются средствами методологии философии современного холизма - своеобразного продолжения холистской философии конца Х1Х - ХХ века. А экофилософия думается, может быть рассмотрена в контексте новой - нами, современным человечеством порожденной - волны Возрождения XXI века. Современный проект Возрождения не повторяет, бесспорно, прошлые Ренессансы, ближайшими из которых были античность или европейское - флорентийское, прежде всего -Возрождение XIV-XVI вв. Категория «космос» - и потому «человек-микрокосм», - как представляется, в контексте экофилософии, поэтому, понимается как важнейшая категория

мироотношения. Космос выступает здесь как раскрывающийся образ реальности, как модель ее освоения, в которой сняты такие свойства бесконечности, как актуальность и потенциальность; как количественные, пространственные или временные параметры. Космос - это пространство, открывающее связи человека, его культуры, картины мира и вечности-бесконечности, в которой открываются новые измерения и перспективы восхождения самого человека к новым уровням целостности своего бытия.

В свете этого акцентируя внимание на высоких, сохраняющих мир гармонии как космоса, достижениях философии и Культуры в их прошлом и в будущем, в мысли о перспективах Ренессанса ХХ1 века мы в соответствии с логикой историко-персонологического анализа в экофилософии следуем за великими гуманистами, восходим к масштабу и глубине постижению ими мира, в том числе XIX, XX и XXI веков.

Поэтому, в проекциях развития экофилософии ждут исследований новые ракурсы наследия таких мыслителей-гуманистов - К.Э. Циолковского, П.Т. деШардена, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, А. Швейцера, Н.К. и Е.И. Рерихов, как и великих гуманистов Востока, и деятелей художественной культуры - Т. Манна, Ч. Чаплина, Ф. Феллини, М. Булгакова, Д.Д. Шостаковича и Г. Улановой и многих других. Их мировоззрение, философия и содержательность творчества -вершины Культуры и образованности, свет маяка, к которому экофилософии и вытекающим из нее векторам развития общества знаний еще предстоит восхождение, требующее установки на открытость Целостности в единстве его бытия и познания, смелость в освоении непривычного и обобщении данных современных наук.

Подчеркнем, восхождение здесь интерпретируется не линейно, а как восхождение одновременно и к будущему, и к прошлому в ее высоких образцах, и к вечному - к классике жизни и жизнетворчества, а потому и к прошлому, настоящему и будущему в их органическом единстве. И это - экофилософский сдвиг в мышлении, в мировидении.

Выражая оценку этому, связанному с восхождением, освоением вертикали культуры повороту, в стихотворении, написанном еще в 1916 году, Н.К. Рерих писал:

Волнением весь расцвеченный, мальчик принес весть благую. О том, что пойдут все на гору. О сдвиге народа велели сказать. Добрая весть, но, мой милый маленький вестник, скорей слово одно замени. Когда ты дальше пойдешь, ты назовешь твою светлую новость не сдвигом, но скажешь ты: Подвиг! [8, с. 8].

О кризисе мировоззрения и философии, отчетливо проявившемся уже к середине XX века сказано много. Об одном из его симптомов размышлял А. Швейцер.

По его мысли, современный человек испытывает на себе влияние сил, стремящихся отнять у него веру в самостоятельность своей мысли. Согласно его мысли, «современный человек всю жизнь испытывает воздействие сил, стремящихся отнять у него доверие к собственному мышлению. Сковывающая его духовная несамостоятельность царит во всем, что он слышит и читает; она - в людях, которые его окружают, она - в партиях и союзах, к которым он принадлежит, она - в тех отношениях, в рамках которых протекает его жизнь. Со всех сторон и разнообразнейшими способами его побуждают брать истины и убеждения, необходимые для жизни, у организаций, которые предъявляют на него права. Дух времени не разрешает ему прийти к себе самому. Он подобен световой рекламе, вспыхивающей на улицах больших городов и помогающей компании, достаточно состоятельной для того, чтобы пробиться, оказывать на него давление на каждом шагу, принуждая покупать именно ее гуталин или бульонные кубики. Итак, дух времени способствует скептическому отношению современного человека к собственному мышлению, делая его восприимчивее к авторитарной истине» [9, с. 7-8].

Не потому ли сегодня ученые-экологи, медики, физики, математики все меньше верят в способность философов реально предложить теории и проектные решения, на основе которых был

бы возможен перспективный научный поиск и анализ будущего? Модернистски-игровые концепции, снявшие проблему подлинности бытия, высокие традиции культуры прошлого, включая нормы фундаментального образования, и замкнувшие человека в границах пространства рефлексии или автономного мира субъекта с его смыслами и тестами, «возвысившегося» над Миром как объектом, действительно ведут к тупик. Это путь «Слепых» Брейгеля - путь к раскрытому В.А. Зубаковым [10] психоинформационному шоку человечества, к разбалансированию уже не только здоровья человека и здоровья культуры, но и жизни Вселенной. Это обстоятельство уже осознано многими философами, учеными, писателями и Востока, и Запада, и России. Именно такое неверие - свидетельство утраты пространством философии своего ценностно-ориентационного, мировоззренческого потенциала и миссии регулятивно-культурной инстанции. [11]. Действительно, космогоническая универсальная эволюция как процесс саморазвертывания целостности мира - не константа, и в начале XXI века, как доказывают ученые, биосфера и ноосфера изменяются вне необходимых параметров соответствия. Эволюция ноосферы, - по мнению В.П. Казначеева, - реализуется с отрицательным знаком, тогда как эволюции биосферы продолжается и даже ускоряется. Замедление эволюции ноосферы ведет к несоответствию космо-эволюционных потоков. «Если замедление пойдет и дальше... то биосферного «материала» для эволюции человечества будет все меньше и меньше. Технократически восстановить его невозможно» [12, с. 27]. А потому «необходима новая интеграция науки и культуры на новой основе» [12, с. 28].

Интеграцию, или наиболее концентрированный, спрессованный образ эпохи традиционно, кроме философии, давало и искусство. Но если великое искусство - всегда истинная энциклопедия жизни, подобно пушкинскому «Онегину» или произведениям Л.Н. Толстого - зеркала своей эпохи с ее противоречиями и преображением человека, то сегодня в этом зеркале все чаще встречаем картины иного мира. В них описания узнаваемых черт современной жизни. Так, в «Идеаль» Фредерика Бегбедера читаем: «Мы вступили в эру сексапильной бесчеловечности» [13, с. 23], и «Коллективистская утопия, а следом коммерческая не оставили и мокрого места от нескольких столетий европейского гуманизма» [13, с. 91].

А М. Уэльбек, показавший в «Человечестве - стадии 2» современное социальное пространство как супермаркет, связывает его с представлениями о человечестве, увиденном «в виде хаотической системы, в которой изобретательные футурологи и философы-публицисты различали один или несколько. «странных аттракторов». Не имея никакой методологической базы, эта аналогия все же завоевала популярность в образованных или полуобразованных слоях населения и превратилась в препятствие на пути создания новой онтологии» [14, с. 41]. «Массовое внедрение в представления аллюзий, насмешки, юмора, вообще второй степени, очень скоро подорвало искусство и философию, превратив их в обобщенную риторику» [14, с. 43]. Вследствие этого «мы движемся к катастрофе, ведомые искаженным образом нашего мира, и никто об этом не знает. ... Нам неизбежно придется пересмотреть постулаты познания, да и самого понятия реальности, в эмоциональном плане это нужно бы осознать уже сегодня. ... Идея «Я» направляет нас уже пять столетий; пора свернуть с этого пути» [14, с. 77].

О востребованности разработки обновленной системы мировоззрения говорят сегодня многие гуманитарии, экологи и философы. Доктор бмиологических наук, профессор Н.М. Исмаилов верно «почувствовал, что во мне начинает формироваться и восприниматься то новое, то глубинное, которое можно назвать «эко-философское мышление и которое.со временем обязательно должно будет воспринято как основа будущего» [15, с. 242-243].

Как же можно обозначить контуры этой гуманистически-космопланетарно ориентированной экофилософии?

Первое, - это преодоление в самом его подходе и стиле мышления крайностей как безразлично смакующего безобразия, так и оптимистично-приукрашивающего, не замечающего драматизма нашего времени бытия. Это преодоление происходит на основе освоения меры сложности новых измерений бытия планетарного человечества - законов красоты и гармонии/дисгармонии как открывшейся человеку через культуру его собственной бесконечности. Примо Леви - итальянский писатель, бывший узник Освенцима, в книге «Человек ли это?», как бы продолжая мысль представителей Франкфуртской школы о том, как возможна культура после концлагерей, как после таких страданий и мучений можно сохранить живую душу, вспоминает об

увиденном в концлагере. Герой, стоя в очереди за баландой, торопится разъяснить товарищу смысл Данте и Улисса, умоляя его понять каждое слово. [16]. По точной формулировке Н.К. Рериха, «Невежество есть прародитель всех преступлений и бедствий» [17, с. 286].

Экофилософии связывает экологию космоса, природы, экологию человека и культуры в органическую целостность. Это направление, ориентированное на восстановление равновесия человеческого бытия, Культуры - включая мышление и мировоззрение - с бытием Природы, Вселенной. В структурах и программах общества знания, поэтому, экофилософское знание органически связывается и с процессами в обществе, его взаимодействием с окружающей географической, природно-климатической и культурной средой. В экофилософии в силу этого специальным предметом анализа становится исследование влияний антропогенного фактора, его влияния не только на биосферу, но и на само человечество, и на ноосферу. В то же время выделяется в относительно самостоятельную область знания и экофилософия человека, предметом анализа которой является воздействие среды на его генофонд, на здоровье человека, в том числе культурное и социальное.

Бытие человека здесь определяется многомерно: и в процессах самоопределения и развития самосознания, и энергиями космоса, и законами природы и культуры. Экофилософия связывает бытие человека со всеми этими детерминантами, включая реальное состояние культуры и общества с их нормами отношения к внутренней и внешней среде. Конкретизацией этого направления является экология культуры Д.С. Лихачева.

Еще одной категорией экофилософии является категория «жизнь», которая понимается предельно широко, как космическое явление, куда входят духовные, душевные, биопсихологические характеристики, интуиция и мир чувств, благодаря чему снимается жесткая граница между миром человека, гармонией космоса и природы. Вот почему экофилософия оказывается ближайшим образом сопряженной с в познании, исследованием связей философии, биологии, психологии, физики, педагогики, искусствознания. Эта экофилософская идея лежит в основе концепции великого русского ученого - И.И. Мечникова, создателя теории ортобиоза -своеобразной этики души и тела в их гармоничном взаимодействии на базе здорового образа жизни. В 1903 г. он опубликовал книгу «Этюды о природе человека», посвященную ортобиозу -умению «жить правильно», в которой в значительной мере опередил развитие социальной экологии в XX веке [18].

Кроме того, в контексте экофилософии культура - не просто общая форма рационального обоснования практики и мышления, это и целостность как реальность, определяющая направленное самодвижение Культуры, взятой в ее общих формах, к восхождению, связанному с освоением фундаментальных сторон и связей человека и мира. А главное - это самодвижение включает в себя синтез и сохранение того опыта прошлого, который сложился на основе не любых связей, а высоких традиций приобщения Человека к Миру, - включая мир другого человека и свой собственный - в ходе его исторического осмысления и развития мироотношения в целом. Этот тип приобщения включает не только идеи, но и образы, вне которых сами по себе идеи как жесткие абстракции насильственны, что хорошо показали Ханна Арендт и Л.Шестов. Образное начало в экофилософии органично связано со всем богатством нравственного и эстетического содержания как измерений человеческого освоения мира.

Между тем, среди многих образов, есть такие, которые глубоко укоренены в истории культуры и имеют великий эвристический смысл для экофилософского анализа. Так, начиная с самых ранних ступеней развития философии и культуры, у всех народов не случайно сохраняется образ золотой цепи с его идеей такого развития, в котором изменения мыслятся как наращивание истории, но где звенья - достижения лишь самой высокой пробы. Работая с этим образом, экофилософия становится не собранием схем массового опыта, а всеобщей формой продолжения, оживляющего эту золотую цепь, наращивание которой не должно быть остановлено. Вспомним в этой связи и о содержательности и осознанной еще в Древней Греции проблематичности истинного приобщения к высокому: о наследии Платона и его Академии, просуществовавшей более тысячи лет. Целью платоновской Академии, как известно, было утверждение возможности истинного бытия и философии, открывающей объективную истину в эпоху, когда после казни Сократа это уже казалось почти невозможным. Но именно кажущееся невозможным -тысячелетнее! - существование Академии породило уже в ГУ^! в.в. афинских платоников,

считавших себя диадохами Платона, которые прямо говорили о «золотой цепи» его адептов. И «это было не только «сентиментальной конструкцией», но и констатацией того пути, на котором античный платонизм сумел подвести самый внушительный итог всего развития языческой мысли и сохранить ее наследие для Византии, арабов и Западной Европы» [19, с. 82-83].

Еще одним вектором развития знаний - категорий и образов - экофилософии является синтез отечественного и зарубежного культурного и философского опыта всех регионов России, Востока и Запада, как и всего многообразия их поисковПоэтому феноменология, экзистенциализм, философская антропология, герменевтика, их идеи, концепции и некоторые методы - также под этим углом зрения могут стать предметом экофилософского анализа, исследуя исторические формы и перспективы развития субъективности. Подлинное бытие человека выявляет его свойства, которые принадлежат только ему как субъекту: свободу, деятельность, нравственное и эстетическое сознание. Тогда как неподлинное бытие выражается главным образом через модус присвоения разных сторон реальности на основе социального статуса, власти, собственности, выражающих лишь внешнюю сторону бытия человека и оставляя в тени его свойства как Человека Культуры.

И поскольку в современном мире формы неподлинного бытия стремительно вторгаются в пространство жизнеобеспечения человека и культуры, то в экофилософии возникает проблема сохранения всего подлинного в жизни человека, его философской защиты и прояснение оснований этой подлинности. В этом контексте особый смысл приобретает проблема освоения наследия русской и зарубежной гуманистической философии, в которой развернуты условия реального, исходного бытия человека в мире. И в первую очередь назовем здесь экологически осмысленное наследие философии космизма и исследования ноосферы, включившие человека в культурно-космически-природные условия бытия, всеобщей гармонии и духовно-нравственного развития. В этом контексте философские, этические, научные и художественные идеи семьи Рерихов оказываются эвристически бесценными и теоретически плодотворными. Воплощением бытия человека является Культура, истоки которой коренятся в универсальных принципах Космоса. Культура выражает свою направленность к вечности, бесконечности, высшим нравственным ценностям - Истине, Добру, Красоте.

Включение в обществе знаний на основе экофилософии человека в Культуру происходит не только эмпирическим путем, т.е. через постижение свойств окружающей среды, а осуществляется через глубинно фундаментальную связь человека с космосом на основе антропного принципа, раскрывающего универсальную соизмеримость человека со Вселенной. В экофилософии Культура как генетическая основа его духовности и нравственности определяет подлинность бытия человека. Ее истоки здесь выносятся за рамки социальных условий к космическим началам, в которые постоянно включен человек. Эту концепцию культуры как основу учения живой этики можно определить как концепцию самоорганизующейся системы духа. Культура здесь выражена в двух аспектах. Она проявляется, во-первых, как энергетическая система духа человека, которая, развиваясь, находится в органическом непрерывном энергообмене с высокими космическими структурами. В результате человеческой творческой деятельности, а не независимо от него, на Земле возникает напряженно-творческое энергетическое поле - основа расцвета плодотворного развития цивилизации. А во-вторых, культура имеет свои материальные формы, которые напитаны этими тонкими вибрациями и той энергией, которую и мы можем осязать и воспринимать на уровне чувств. Энергия духа, одухотворяя, преображает материю, обладая свойством магнита, втягивая в свое поле энергетику, которая соответствует уровню вибраций человека, общества. ноосферы.

Эвристическая ценность эстетического освоения наследия прошлого, запечатленная в т.ч. и в мифах, сказках, легендах, в классических произведениях не ограничена только освоением новой информации: это то содержание нашего прошлого, которое войдет в систему образования и воспитания как образцы культуры.

Красота, поэтому - еще одна важнейшая категория экофилософии, она есть энергетическая основа, главный принцип, согласно которому происходит развитие или усовершенствование духа. Научиться и научить воспринимать красоту и понимать ее смысл - значит сделать важный шаг к собственному духовному преображению, ибо она несет с собой высокую энергетику духа, которая вступает во взаимодействие с внутренним миром человека, гармонизируя его и умножая его

энергетический потенциал. Кроме того, развитие экофилософской концепции, важной для определения современных аспектов бытия человека, является развиваемая на основе последних достижений науки космопланетарная картина мира, фундамент которой заложили русские мыслители-космисты и в первую очередь В.И. Вернадский в учении о ноосфере.

Стратегия гуманистического развития и потенциал России в этом аспекте заключается в том, что, развивая классические категории философии и культуры, такие, как софийность, всеединство, этические подходы философии русского космизма, эта стратегия способна осмыслить современные планетарные процессы с точки зрения ноосферного самосознания и духовно-планетарного определения судьбы человека и человечества. С этой точки зрения в современном обществе может быть усилен культурно-ценностный контроль за содержательностью социокультурного пространства на основе экофилософии и Культуры и внесены необходимые изменения в культурную политику.

Сегодня, кроме того, особо важное значение приобретает и праксеологический аспект этой темы, который заключается в организации условий для формирования экофилософского сознания и поведения на основе принципов космопланетарного мировоззрения.

Выросший на основе гуманизма и вобравший в себя уроки отечественной и всей мировой Культуры с ее великим опытом освоения органической связи конечного и бесконечного, временного и вечного в бытии человека и мира, экофилософский подход сохраняет возможность человеческой свободы и подлинности бытия Культуры. Но развитие этого подхода и проведение на его основе исследований смысло-жизненных стратегий человеческого развития, как и способность современного человечества к восхождению к Возрождению XXI века и гармонизации бытия - напряженная работа, проторяющая пути к обновлению мира и развитию в самой жизни экофилософии, ее идеалов и идей.

Литература и источники

1. Астафьев Б.А. Теория Творения и генетического единства Мира. М.: Институт холодинамики, 2010, 672 с.: ил.

2. Астафьев Б.А. Теория Единой Живой Вселенной (законы, гипотезы). М.: Информациология, 1997. 148 с.

3. Философские проблемы экоориентированного развития человека, природы и многополярной цивилизации // Материалы II Ежегодной Международной конференции. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В.Плеханова. 2022. 201 с.

4. Морен Э.Кпропасти? СПб.: А, 2011. 136 с.

5. Рерих Н.К. Знак Эры. М.: Эксмо, 2012. 608 с.

6. Экофилософия - развитию культуры мира. Монография. М.: РУСАЙНС , 2023. 262 с.

7. Освоение Космоса и проблемы экоориентированного развития человека, природы и многополярной цивилизации. III Ежегодная национальная научная конференция с международным участием. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2023. 228 с.

8. Рерих Н.К. Знак эры. М.: ЭКСМО, 2012. 608 с.

9. Швейцер А. Я родился в период духовного унадка человечества // Читать "Я родился в период духовного унадка человечества (Из автобиографических сочинений А Швейцера)" - Швейцер Альберт - Страница 1 - ЛитМир Club (litmir.club)

10. Зубаков В.А. Мудрость Дома Земля: контуры экогеософской мировоззренческой парадигмы // Мудрость Дома Земля. О мировоззрении XXI века. Экогеософский альманах. СПб.-Донецк, 2003. С.13-38.

11. Баркова Э.В. Экология человека как научный проект и основа духовно-культурной безопасности современной России // Экология человека и проблемы цифровизации современного мира. Сборник статей но итогам Всероссийской научной конференции. М.: РУСАЙНС, 2020. С. 6-15.

12. Культура, наука, образование: контекст познания и развития универсума: монография / Под общ ред. акад. В.П. Казначеева. Новосибирск: ЗСО МСА, 2013. 340 с.

13. Бегбедер Ф. Идеаль. Роман. М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2012. 288 с.

14. Уэльбек М. Человечество, стадия 2. М.: Иностранка, 2011. 352 с.

15. Исмаилов Н.М Глобализм и экофилософия будущего. М.: Изд-во Инфра-М., 2021. 253 с.

16. Леви Примо Человек ли это? М.: Текст, 2011. 288 с.

17. Рерих Н.К. Знак Эры. М.: Эксмо, 2012. 608 с.

18. Мечников И.И. Этюды о природе человека. М.: Азбука. 1922. 320 с.

19. Шичалин Ю.А. Академия // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 608 с.

20. Баркова Э.В. Планетарный смысл сохранения гуманитарно-интеллектуального потенциала культуры: взгляд экофилософа // Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном полиэтничном ВУЗе. Материалы IV Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. М., 2018. С. 23-31.

References and Sources

1. Astaf ev B.A. Teoriya Tvoreniya i geneticheskogo edinstva Mira. M.: Institut holodinamiki, 2010, 672 s.: il.

2. Astafev B.A. Teoriya Edinoj Zhivoj Vselennoj (zakony, gipotezy). M.: Informaciologiya, 1997. 148 s.

3. Filosofskie problemy ekoorientirovannogo razvitiya cheloveka, prirody i mnogopolyarnoj civilizacii // Materialy II Ezhegodnoj Mezhdunarodnoj konferencii. M.: Izd-vo REU im. G.V.Plekhanova. 2022. 201 s.

4. Moren E.K propasti? SPb.: A, 2011. 136 c.

5. Rerih N.K. Znak Ery. M.: Eksmo, 2012. 608 s.

6. Ekofilosofiya - razvitiyu kul'tury mira. Monografiya. M.: RUSAJNS , 2023. 262 s.

7. Osvoenie Kosmosa i problemy ekoorientirovannogo razvitiya cheloveka, prirody i mnogopolyarnoj civilizacii. III Ezhegodnaya nacional'naya nauchnaya konferenciya s mezhdunarodnym uchastiem. M.: REU im. G.V. Plekhanova, 2023. 228 c.

8. Rerih N.K. Znak ery. M.: EKSMO, 2012. 608 s.

9. Shvejcer A. Ya rodilsya v period duhovnogo upadka chelovechestva // Chitat' \"Ya rodilsya v period duhovnogo upadka chelovechestva (Iz avtobiograficheskih sochinenij A Shvejcera)\" - Shvejcer Al'bert - Stranica 1 - LitMir Club (litmir.club)

10. Zubakov V.A. Mudrost' Doma Zemlya: kontury ekogeosofskoj mirovozzrencheskoj paradigmy // Mudrost' Doma Zemlya. O mirovozzrenii XXI veka. Ekogeosofskij al'manah. SPb.-Doneck, 2003. S.13-38.

11. Barkova E.V. Ekologiya cheloveka kak nauchnyj proekt i osnova duhovno-kul'turnoj bezopasnosti sovremennoj Rossii // Ekologiya cheloveka i problemy cifrovizacii sovremennogo mira. Sbornik statej po itogam Vserossijskoj nauchnoj konferencii. M.: RUSAJNS, 2020. S. 6-15.

12. Kul'tura, nauka, obrazovanie: kontekst poznaniya i razvitiya universuma: monografiya / Pod obshch red. akad. V.P. Kaznacheeva. Novosibirsk: ZSO MSA, 2013. 340 s.

13. Begbeder F. Ideal'. Roman. M.: Inostranka, Azbuka-Attikus, 2012. 288 c.

14. Uel'bek M. Chelovechestvo, stadiya 2. M.: Inostranka, 2011. 352 s.

15. Ismailov N.M Globalizm i ekofilosofiya budushchego. M.: Izd-vo Infra-M., 2021. 253 s.

16. Levi Primo Chelovek li eto? M.: Tekst, 2011. 288 s.

17. Rerih N.K. Znak Ery. M.: Eksmo, 2012. 608 s.

18. Mechnikov I.I. Etyudy o prirode cheloveka. M.: Azbuka. 1922. 320 s.

19. Shichalin Yu.A. Akademiya // Antichnaya filosofiya: Enciklopedicheskij slovar'. M.: Progress-Tradiciya, 2008. 608 s.

20. Barkova E.V. Planetarnyj smysl sohraneniya gumanitarno-intellektual'nogo potenciala kul'tury: vzglyad ekofilosofa // Kul'turno-yazykovoe vzaimodejstvie v processe prepodavaniya disciplin kul'turologicheskogo i lingvisticheskogo ciklov v sovremennom polietnichnom VUZe. Materialy IV Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-metodicheskoj konferencii. M., 2018. S. 23-31.

БАРКОВА ЭЛЕОНОРА ВЛАДИЛЕНОВНА - доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова ([email protected]).

BARKOVA ELEONORA V. - Doctor of Philosophy, Department of history and philosophy, Plekhanov Russian University.

УДК 37.01 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-4-241-248

ИВЛЕВА М.И.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА2

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, молодежь, образование, воспитание, интерактивные методы, метод проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье анализируется специфика формирования духовных и нравственных ценностей в вузе, исследуются методы формирования этих ценностей в учебной и внеучебной деятельности, определяются аспекты образовательной и воспитательной деятельности в вузе в связи с формированием студенческих ценностных ориентаций. Определяется роль основ государственной молодежной политики Российской Федерации в формировании стратегии воспитательной работы в вузе, а также место нравственных и гражданских ценностей как ядра ценностных ориентаций молодежи. Исследуется комплекс факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций в вузовской среде, прослеживается их взаимосвязь. Подчеркивается значение интерактивного формата мероприятий воспитательной работы, особое внимание уделено раскрытию содержания метода проектов как успешного инструмента формирования духовных ценностей студенческой молодежи.

IVLEVA, M.I.

FORMATION OF STUDENT YOUTH VALUES IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY Key words: values, value orientations, youth, education, upbringing, interactive methods, project method.

The article analyzes the specifics of the formation of spiritual and moral values in higher education, examines the methods of formation of these values in educational and extracurricular activities, defines aspects of educational and educational activities in higher education in connection with the formation of student value orientations. The role of the foundations of the state youth policy of the Russian Federation in the formation of the strategy of educational work at the university, as well as the place of moral and civic values as the core of youth value orientations is determined. The complex of factors influencing the formation of value orientations in the university environment is investigated, their interrelation is traced. The importance of the interactive format of educational activities is emphasized, special attention is paid to the disclosure of the content of the project method as a successful tool for the formation of spiritual values of student youth.

Система духовного воспитания в современном вузе представляет собой сложное многоаспектное образование, основанное на разработках и достижениях педагогической науки, и реализуется в условиях образовательной и воспитательной среды. В важнейших нормативно-правовых основаниях этой системы целесообразно отметить такие, как Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. На этом базисе зиждется вузовская система воспитания обучающихся, а также формируются и планируются векторы ее развития и совершенствования.

Важно отметить, что в статье 2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 04.08.2023) дается следующее определение

2 Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России (научно-исследовательская работа № FSSW-2023-0053, соглашение 075-03-2023-040/13).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.