ЭКОДИЗАЙН КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДИЗАЙНЕ
Чембаров Е.А. - аспирант ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Человек всегда стремился к преобразованию того пространства, с которым ему приходилось взаимодействовать для создания комфортных условий проживания, отдыха и работы. Поскольку человек является частью живой природы, то любое негативное воздействие на нее оказывается и столь же пагубным и для его физического, эмоционального и психологического здоровья.
Согласимся с мнением автора книги «Ландшафтный дизайн и устойчивость среды» В.А. Нефёдовой, что «взаимодействие искусственной и природной сред все чаще приобретает форму нарастающего давления на окружающий ландшафт городской застройки. Города продолжают «завоевывать» близлежащие территории, неизменно сокращая природный потенциал и внося гораздо больше хаоса, чем гармонии в ближайшее естественное окружение» [2].
Изучение гармоничных форм живой природы дает обширный материал по проблеме экодизайна и помогает находить удачные ее решения проблему гармонии функционального и эстетического начал. Научная область, граничащая с биологией и техникой, а также решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов, называется бионикой. Она является результатом длительного исторического развития и играет не последнюю роль в дизайне.
Бионику рассматривают как одно из самых перспективных направлений современного экодизайна, ведь она создает для предметно-пространственной среды практически неограниченные возможности. В нашу повседневную жизнь бионические формы проникают все чаще, и еще долго они будут играть значительную роль в ней. Многочисленные формы жизни демонстрируют красоту, лаконичность и совершенство их организации.
Необходимость изучения биологических форм дизайнером обусловливается еще и тем, что они пропорционально безукоризненны, масштабно выдержаны, функционально и конструктивно обусловлены. Человек уже получил от окружающей природы бесценные знания о формообразовании и рациональном строении. Все это еще раз доказывает перспективность и
44
актуальность развития бионики. Не следует также забывать о том, что основным исходным элементом все-таки является биоформа. Именно она способствует тому, что дизайнер проектирует новые вещи и объекты. Данный процесс дал толчок для появления экодизайна - направления в дизайне и архитектуре, акцентирующего внимание на защите окружающей среды и комфортном существовании человека в ней.
Существует также и другое название экодизайна - зеленый дизайн. Экодизайн (environmental sustainable design, от англ. sustainable - приемлемый, обоснованный; environmental - относящийся к окружающей среде) - это дизайн, который учитывает интересы окружающей среды [3]. Экодизайн уделяет особое внимание и красоте, и удобству использования «объекта» проектирования, он также учитывает характеристики используемых ресурсов при проектировании, изготовлении и утилизации.
Применение экологичной архитектуры и экодизайна закономерно и стало неотъемлемой частью профессионального дизайнерского проекта. Связь между психическим и физическим здоровьем человека и окружающим его миром чрезвычайно высока. Экодизайн стал ответом архитекторов и дизайнеров на ухудшение качества окружающей среды. Вследствие необходимости экологизации процесса потребления и произошло обращение к приемам экодизайна и экоархитектуры.
Суть экодизайна заключается в том, чтобы, взяв пример с природы, упростить быт человека. В связи с этим на первый план вышли не столько совершенствование форм и функций, сколько сокращение избыточного числа продуктов, а также пересмотр материалов и технологий производства, и как следствие этого формирование новой структуры потребностей. Форма зеленого дизайна органична, эффективна и привлекательна для нас из-за того, что природная форма близка человеку.
Экодизайн заставляет человека обратиться к экочувствительности, этике и экономичности. Иногда проекты экодизайна могут показаться лишь «копированием» природы, а объекты, соответственно, будут выглядеть ее неотъемлемой частью. Замысел экодизайнера является «интерпретацией», которая должна улучшить понимание взаимодействия между человеком и средой, зданием и природой. Например, при выполнении экопроекта дизайнер обязан выполнить экологический анализ: сначала рассчитать географию и климатические условия, а потом «примерить» здание к среде. Одновременно он должен учитывать вкусы заказчика и его пожелания.
45
Данный подход снижает отрицательное воздействие здания на среду, в которой живет человек. Создаваемые архитектурные проекты становятся более ресурсно и энергоэффективными. Все это достигается путем установки современных технологий, а также применением энергоэффективных и экологически чистых материалов, которые оказывают минимальное воздействие на окружающую среду.
Особым качеством принято считать экономичность: разнообразные портативные солнечные батареи, фонари на светодиодах, здания или целые районы, которые являются продуктами дизайна. Они экологически обоснованны, более экономичны в использовании, чем объекты, созданные без учета данного фактора. Например, портативные солнечные батареи, установленные в доступном месте, можно использовать бесплатно для зарядки мобильных телефонов и прочих электронных устройств, которые не требуют большого напряжения.
Использование солнечных батарей в уличных фонарях применимо лишь на территории стран, которые расположены в местах с теплым климатом и длинным световым днем. Все это поможет сэкономить достаточно средств для подсветки дорог, парков и скверов в городах, значительно снизив стоимость их обслуживания.
Основными требованиями, предъявляемыми к экологическим проектам, являются:
1) безопасность в использовании изделия;
2) отсутствие вреда для здоровья;
3) сведение к минимуму шумов, выбросов, излучения, вибрации;
4) простота и безопасность утилизации, возможность повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом;
5) существенная экономия денежных средств заказчика в будущем.
Исходя из вышеперечисленных требований можно сформулировать
основные принципы экодизайна, суть которых заключается в:
1) экономии ресурсов при проектировании, изготовлении, использовании и утилизации, повышенное внимание к происхождению материалов;
2) принятии в расчет множества аспектов, начиная с защиты окружающей среды производителем или поставщиком и заканчивая соблюдением прав работников предприятий, гуманным отношением к животным, корректным отношением к окружающим;
46
3) нетоксичности, гипоаллегенности материалов.
В современных условиях сформировать абсолютно безопасную с экологической точки зрения окружающую среду, к сожалению, невозможно. Это во многом определяется экономическими и техническими условиями. Натуральные, экологически чистые материалы значительно дороже, чем искусственные, в производстве порой уступают им в прочностных и эксплуатационных показателях, а в отдельных случаях, как например, при производстве специальной непромокаемой обуви или одежды они вообще не могут быть использованы [1].
Недолговечность многих объектов дизайнерской деятельности, широкое распространение в обиходе современного потребителя предметов одноразового использования - все это привело к возникновению проблемы утилизации отслуживших свой срок элементов предметной среды. В последние годы проблема обострилась из-за использования в производстве искусственных материалов, в первую очередь полимеров и других продуктов органической химии, которые трудно поддаются традиционной утилизации: они практически не горят и не разлагаются.
Ежегодно в сфере промышленности возникают новые искусственные материалы, однако каждый материал требует проверки временем. Не все новые материалы еще достаточно исследованы, не все «созрели» для того, чтобы использовать их для человека», - эта мысль архитектора А. Аалто актуальна сегодня, в XXI в. - веке новых открытий и изобретений [2].
В последние годы архитекторы стали применять все более современные экотехнологии для строительства «зеленых зданий». В таких зданиях используется меньше отопления, электричества и коммуникаций, циркуляция свежего воздуха более эффективна за счет использования экологически чистых строительных материалов и совершенных вентсистем. Обслуживание таких зданий обходится дешевле, а здоровье работников и жильцов лишь крепнет.
Итак, создание участков, товаров и услуг с минимальным использованием невозобновляющихся природных ресурсов, а также создание экологически комфортной среды обитания человека - вот основная цель зеленого дизайна. Экодизайн является важным и необходимым инструментом для достижения поставленных целей.
Зеленый дизайн - это искусство создания дизайн объектов, которые не нарушают равновесия в окружающей среде, обществе и экономике. При
47
разумном использовании экодизайн может оказать положительное воздействие на систему «природа - человек», создавая в ней более гармоничные и эффективные связи.
Список литературы:
1. Власов, В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1 / В.Г. Власов. - СПб.: Кольна, 1995. - 672 с.
2. Нефёдов, В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В.А. Нефёдов. - СПб.: Кольна, 2002. - 295 с.
3. Green Evolution. Зеленая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://greenevolution.ru/enc/wiki/zelenyj-ekologicheskij-dizajn/.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «АРХИТЕКТУРНАЯ ФИЗИКА»
Шефер О.Р. - д.п.н., профессор ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
Проблема педагогической диагностики компетенций, формируемых у бакалавров при освоении основной образовательной программы чрезвычайно актуальна и значима, поскольку данный процесс формирования является одним из важнейших механизмов реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу (ООП), однако, к сожалению, в реальной педагогической практике для диагностики компетенций бакалавров при изучении курса «Архитектурная физика» отсутствуют диагностические материалы.
Для диагностирования у бакалавров, изучающих курс «Архитектурная физика», для понимания связей между различными предметными понятиями, явлениями, законами, формулами и др. и владения умением работать с информацией физического содержания, на наш взгляд, целесообразно использовать задания на установление соответствия между элементами двух множеств. Результатом выполнения подобного задания является подбор к
48