Zagorodneva Kristina Vladimirovna,tanova Elvira Razbinovna EKPHRASTIC PORTRAIT IN THE "NOVEL OF EDUCATION"'S ..
philological sciences -linguistics
УДК 81:821.0+73/76
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0056
ЭКФРАСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В РОМАНЕ Н.ГОРЛАНОВОЙ И В.БУКУРА «РОМАН ВОСПИТАНИЯ»
© 2019
Загороднева Кристина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Алисултанова Эльвира Разбиновна, магистрант кафедры культурологии и философии Пермский государственный институт культуры (614990, Россия, Пермь, ул. Газеты Звезда, 18, e-mail: [email protected])
Аннотация. Вошедший в шорт-лист Букеровской премии «Роман воспитания» (1995) пермских писателей Н. Горлановой и В. Букура исследуется в контексте взаимодействия искусств: живописи и литературы. Акцентируется внимание на экфрастическом портрете в романе как литературном приеме. Через теорию экфрасиса и в контексте изобразительного искусства изучается прием экфрастического портрета в произведении пермских писателей, анализируются картины художников (Питера Брейгеля, Иеронима Босха, Эдуарда Манэ, Анри Матисса, Пабло Пикассо и др.), которые упоминаются в романе. Индивидуальный творческий метод Н. Горлановой раскрывается в аспекте проблемы взаимодействия искусств, в контексте обращения к ее живописной практике, в частности, к живописному диалогу с художниками, не раз упомянутыми в романе. Несомненный талант художницы и одновременно литератора Н. Горлановой своеобразно подчеркивается столкновением изобразительного и выразительного начала в исследуемом романе. Актуализируется общая тенденция современной культуры к интермедиаль-ности и поэтика экфрасиса.
Ключевые слова: «Роман воспитания», Нина Горланова, Вячеслав Букур, экфрастический портрет, литературный прием, взаимодействие литературы и живописи, интермедиальность, поэтика, образ художника в произведении
EKPHRASTIC PORTRAIT IN THE "NOVEL OF EDUCATION"'S N. GORLANOVA AND V. BUKUR
© 2019
Zagorodneva Kristina Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor in the department of humanities Alisultanova Elvira Razbinovna, student of the chair of culture and philosophy Perm State Institute of Culture (614000, Russia, Perm, Gazety Zvezda str., 18, [email protected])
Abstract. Perm writers N. Gorlanova and V. Bukur's novel the "Novel of Education" (1995) is investigated the painting and literature. The attention is focused on an ekphrastic portrait in the novel as literary reception. Through the theory of an ekphrasis and in the context of the fine arts reception of the ekphrastic portrait in the work by the writers is studied, pictures of artists (Pieter Bruegel, Jerome Bosch, Eduard Mane, Henri Matisse, Pablo Picasso, etc.) which are mentioned in the novel are analyzed. The individual creative method of N. Gorlanova reveals in aspect of a problem of interaction of arts, in the context of the appeal to picturesque practice, in particular, to picturesque dialogue with the artists more than once mentioned in the novel. The undoubted talent of the artist and at the same time the writer N. Gorlanova is peculiar emphasized with collision of the graphic and expressive beginning in the studied novel. The general tendency of modern culture to an inter-mediality and ekphrasis is updated.
Keywords: "Novel of Education", Nina Gorlanova, Vyacheslav Bukur, ekphrastic portrait, literary reception, interaction of literature and painting, intermediality, poetics, image of painter
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основываются авторы; выделение не изученных ранее частей общей проблемы. В современной гуманитарной науке проблемы вербальной визуальности изучаются через призму экфрасиса. Происхождение термина обусловлено античными опытами в области взаимодействия искусств [см. например, 6; 5]. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. термин переживает всплеск популярности в гуманитарных исследованиях [16; 13]. Юбилейная коллективная монография «Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения» (Siedlce, 2018) [15] открывается вступительной статьей Т.Автухович «И снова об экфрасисе» [2], где подчеркивается параллель с хрестоматийной статьей Л.Геллера «Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе» (2002). Монография включает новейшие статьи исследователей по проблемам взаимодействия искусств и публикацию архивных материалов О.М.Фрейденберг о происхождении литературного описания. Во введении к коллективной монографии «Экфрастические жанры в классической и современной литературе» (Пермь, 2014) Н.С. Бочкарева акцентирует внимание на проблеме соотношения экфрасиса и жанра: «Теория экфрасиса сегодня не менее запутана, чем теория жанра <.. .> Используя понятие "экфрастические жанры", мы предполагали исследовать разные формы литературно-художественной целостности, обусловленные произведениями визуальных искусств» [4, с. 5, 7].
Формирование целей статьи (постановка задач).
Через призму современной теории литературных жанров и исследований, посвященных функциям экфраси-са в произведении, мы в очередной раз обращаемся к роману Нины Горлановой и Вячеслава Букура «Роман воспитания» (1995) [12]. Настоящая статья ставит целью познакомить читателей с одной из функций экфрасиса, которая заключается в создании экфрастического портрета персонажа. Под экфрастическим портретом персонажа подразумевается участие визуальных искусств в создании литературного портрета. В романе «Роман воспитания» портрет главной героини Насти раскрывается через живописные реминисценции к художникам разных эпох и направлений.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Опубликованный в журнале «Новый мир» и вошедший в шорт-лист Букеровской премии роман продолжает линию жизни известной пермской писательницы, чьи сюжеты «оплачены личным опытом» [1, с. 172]. Разбитый на небольшие озаглавленные фрагменты, он отсылает к европейской традиции жанра романа о художнике и основан на «рискованном жизненном эксперименте по удочерению уличной девочки» [1, с. 172]. Сложное переплетение жизни и искусства в автобиографическом романе инициировало повышенный интерес писательницы к живописи, художественные опыты в области наивного искусства, персональные выставки в Москве, Перми, Екатеринбурге.
Исследователи творчества Н. Горлановой отмечают
филологические науки -языкознание
Загороднева Кристина Владимировна, Алисултанова Эльвира Разбиновна ЭКФРАСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В РОМАНЕ Н.ГОРЛАНОВОЙ ...
документальную основу ее произведении, называют ее прозу «литературой факта», или non-fiction: «В конце 1990-х гг. востребованным становится документальное письмо - и прозу Горлановой воспринимают как литературу нон-фикшн» [11, с.166], «это не "литература", а "жизнь как она есть"» [3, с.4]. Отказываясь от термина «документальность» применительно к собственным произведениям, писательница акцентирует внимание на монтаже в литературе как выразительном приеме: «Монтаж - вещь особая. Ритм самой фразы. Ничего до конца документального в искусстве нет» [10, с.265, 278].
Роман открывается знакомством с Настей. Образ девочки раскрывается за счет ближайшего окружения и созвучен замыслам приемной мамы Светы (в интерпретации Насти - Цветы) преобразовать действительность. Параллель с Анри Матиссом, который долгое время обращался к ярким краскам и комбинированию вырезок из цветной бумаги, актуализирована в поэтике романа. Первая встреча с репродукцией Матисса «Танец» завораживает девочку: «Настя стояла перед танцующими человечками Матисса:
- Свет такой... такой...
- Не свет у Матисса, а цвет. Кстати, как ты меня зовешь?
- Цвета <...> [8, с.55].
Близость к приемной маме Свете/Цвете подчеркивается колоритом. Обращение к Матиссу обусловлено стремлением девочки разукрасить внешний мир. Обилие диалогов в романе, как и частое деление на главы-сцены, подчеркивают его драматургическую составляющую. Авторские отступления, характеризующие Настю как «девочку из лужи», «девочку с помойки», перекликаются с названием и содержанием картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Атлет на кубе и девочка на шаре символизируют контраст маскулинности и хрупкости. Настино шаткое положение в приемной семье подчеркивается ассоциациями с изящной девочкой на шаре, с танцующим человечком на асфальте. Диалогом с приемным папой открывается глава «Девочка из лужи»:
« - Это я лужу перегоняла. Она во-о-он где была, а я ее во двор.
- Пикассо бы умер от зависти, глядя на твои руки. Девочку на шаре он написал, а девочку из лужи - нет, - серьезно заметил Миша» [8, с.54]. Упоминание о знаменитой картине испанского художника визуализирует образ девочки. Ее увлеченность Пикассо отражается в Светином дневнике: «Сегодня смотрели с Настей Пикассо. "Цвета, а если я вырасту художником номер один, как Пикассо... короче, ты будешь рада?"» [8, с.58]. Теплота отношений между приемной мамой и беспризорной девочкой подчеркивается близостью к Пикассо. Показательна сцена, где близкий друг семьи Ивановых Лев Израилевич отмечает Настины способности к рисованию: « - А это кто вас так написал - Настя?! Где я уже видел такие облака, показывающие кукиши, - у Пикассо?» [8, с.64]. С нашей точки зрения, речь идет о картине П.Пикассо «Пейзаж в Мужене», где горы отдаленно напоминают те самые кукиши. На картине запечатлен пейзаж города на фоне приморских Альп. Она выдержана в холодной цветовой гамме и привлекает необычной манерой исполнения: небо, горы, водоем, альпийские луга, шатры, дома как будто жмутся друг к другу.
Визуальный Настин портрет создается за счет реминисценций к картинам «Олимпия» Эдуарда Манэ и «Башмаки» Винсента Ван Гога. Золоченые босоножки становятся символом женской привлекательности, отсылают к сказочному мотиву хрустальной туфельки и одновременно к ассоциации с Золушкой: «Настя уже вошла в подъезд и ковыляла по лестнице - на ногах у нее золоченые босоножки, от матери остались. Как у Олимпии на картине Манэ, думал Миша, очень вульгарно на ребенке <...> Настя с золушкиным видом застегивала ей босоножки, а Нина сушила о воздух свой
маникюр» [8, с.54, с.79]. Антиномия верх-низ отражена через сравнение лица с ботинком на картине Ван Гога: «Настя стянула все лицо вниз, превратив его в какой-то рваный ботинок, который просит каши» [8, с.86]. Гастрономическая тема в романе акцентирована аллюзиями на картину «Едоки картофеля».
Контрастным по отношению к внешности и поведению девочки кажется манерный и элегантный друг семьи, писатель по фамилии К-ов. Его высокомерное поведение подчеркивается сравнением с «Автопортретом» Антонио Ван Дейка, на котором внимание зрителя притягивают идеальной формы кисти рук. По словам А.Г.Сидоровой, «интермедиальной доминантой в "Романе воспитания" являются визуальные искусства: в первую очередь, живопись, во вторую - кинематограф» [14, с.83]:
«- А я уже читать умею! - похвасталась Настя.
- Ну, прочти, что у меня на лице написано! - Писатель К-ов говорил голосом под Смоктуновского и смотрел взглядом под Янковского <.. .>
- У вас написано то же, что у Ван Дейка - на автопортрете, но только рука не свисает интел...лигентно, а в кулак сжата...» [8, с.59]. Уязвимость девочки подчеркивается пытливыми взглядами писателя К-ова и остальных Светиных друзей. Расположение «интел...лигент-но» свисающих рук отсылает также к «Автопортрету» Альбрехта Дюрера, на котором художник изобразил себя в образе Христа. Подчеркнуто длинные пальцы и овальная форма ногтей, как правило, свидетельствуют об артистических талантах обладателя.
Душевный кризис Насти инициирован рассматриванием картин Иеронима Босха и Сальвадора Дали. Иррациональность, фантастичность сюжетов и разнообразие палитры Босха притягивают молодую художницу и одновременно отталкивают. Повышенное внимание к Дали обусловлено поведением девочки, которая склеивает страницы дорогого альбома с его репродукциями, невзлюбив картину «Осеннее каннибальство». Однако фотографии испанского художника привлекательны для Насти и становятся основой для портрета дяди Василия: «Я его напишу в красных тонах, как его румянец, а сигареты дымящиеся будут внутри мозга, Дали заплачет от зависти, его скрюченные усы от слез намокнут и распушатся» [9, с.75, с.91].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Использование приема экфрастического портрета в романе Н. Горлановой и В. Букура подчеркивает его визуальную составляющую и позволяет акцентировать синтез живописи и литературы, характерный для индивидуальной творческой манеры писательницы. Экфрастический портрет Насти включает перечислительный ряд художников разных эпох и направлений (Матисс, Пикассо, Манэ, Ван Гог, Ван Дейк, Босх, Дали), который сложно как-то систематизировать. С одной стороны, упоминаемые в романе картины известных художников визуализируют ее образ, а с другой - демонстрируют ее пристрастия как художницы и отражают противоречивый внутренний мир. Драматургическая составляющая романа подчеркивается обилием диалогов и разделением на главы-сцены. По аналогии с заглавием романа филолога и прозаика В. Новикова «Роман с языком», роман «Роман воспитания» становится своеобразным стихийным экспериментом в попытке «присвоения» чужой девочки, где переплетается любовь и ревность, творчество и предательство, высокий полет мысли и жизненные неурядицы, а самое главное - отражается синтез жизни и письма. По сути, главной героиней романа Н. Горлановой и В. Букура становится не предавшая живопись Настя, а открывшая для себя мир изобразительного искусства Света. Материалом для дальнейших исследований послужить произведения современных писателей, в которых преобладает экфрасис и особое место занимает прием экфрастического портрета.
Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2(27)
243
Zagorodneva Kristina Vladimirovna,tanova Elvira Razbinovna EKPHRASTIC PORTRAIT IN THE "NOVEL OF EDUCATION"'S ..
philological sciences -linguistics
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абашева, М.П. Биография свободы. Свобода биографии [Текст] /М.П. Абашева //Новый мир. - 2003. - № 11. - С. 172-174.
2. Автухович Т.Е. И снова об экфрасисе // Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения. - Siedlce, 2018. - 703 c.
3. Басинский П. Как поймать комара пальцами // Литературная газета. - 2001. - № 5 (5820). - С. 4.
4. Бочкарева Н.С. Экфрастические жанры в классической и современной литературе: монография. - Перм. гос. нац. исслед. ун-т.
- Пермь, 2014. - 204 с.
5. Бочкарева Н. С., Табункина И.А., Загороднева К.В. Мировая литература и другие виды искусства: экфрастическая поэзия. - Пермь: ПГНИУ, 2012. - 90 с.
6. Брагинская Н.В. Экфрасис как тип текста: К проблеме структурной классификации // Славянское и балканское языкознание: Карпато- восточнославянские параллели. -М, 1977. - С. 259-283.
7. Геллер Л.М. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: сб. трудов Лозаннского симпозиума.
- М.: МИК, 2002. - С. 5-22.
8. Горланова Н.В., Букур В.И. Роман воспитания // Новый мир. -М, 1995. - № 8. - С. 49-92.
9. Горланова Н.В., Букур В.И. Роман воспитания // Новый мир. -М., 1995. - № 9. - С. 62-99.
10. Горланова Н.В. Без беды нет сюжета. Беседу вела Т. Бек // Вопросы литературы. - М., 2003. - Вып. 2. - С. 255-279.
11. Даниленко, Ю.Ю. Проза Нины Горлановой: поэтика, генезис, статус: дис. канд. филол. наук. - Пермь, 2006. - 215 с.
12. Загороднева К.В., Алисултанова Э.Р. Поэтика Нины Горлановой как писателя и живописца: к постановке проблемы // Вестник Челябинского государственного университета. - № 4. -2017. - С. 148-153.
13. «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: сб. статей / сост. и науч. ред. Д.В.Токарева. -М.: НЛО, 2013. - 572 с.
14. Сидорова А. Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (литература, живопись, музыка): дисс. канд. ... филол. наук. - Барнаул, 2006. - 218 с.
15. Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения / под науч. ред. Т.Автухович, при участии Р.Мниха и Т.Бовсуновской. -Siedlce, 2018. - 703 c.
16. Экфрасис в русской литературе: сборник трудов Лозаннского симпозиума / под ред. Л.Геллера. - М., 2002. - 216 с.
17. Экфрастические жанры в классической и современной литературе: монография / под общ. ред. Н.С. Бочкаревой. - Пермь, 2014.
- 204 с.
Статья поступила в редакцию 05.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019