X. ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ
ЕКАТЕРИНА КОНСТАНТИНОВНА БРЕШКО-БРЕШКОВСКАЯ
«Бабушка русской революции» Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская, урожденная Вериго, родилась в 1844 г. в богатой польско-украинской помещичьей семье. Детство и юность ее прошли в большом имении помещиков Вериго в Черниговской губернии. С детства Екатерина Константиновна говорила на нескольких иностранных языках, получив прекрасное домашнее образование.
Когда в 1861 г. произошла отмена крепостного права, Екатерине Вериго было всего семнадцать лет, но она уже интересовалась общественными и политическими вопросами, начала работать в крестьянской школе, организовывала деревенские ссудо-сберегательные кассы, артели, общества взаимопомощи. Когда же в России были введены земские учреждения в середине 60-х годов XIX в., Екатерина Константиновна занялась общественной работой, организуя крестьян перед выборами в земское собрание, управу, в судьи. Одновременно она продолжала работать в школе, где дети относились к ней с большим доверием и любовью.
В конце 60-х годов Екатерина Константиновна Вериго выходит замуж за соседа-помещика и мирового судью Мглинского уезда Черниговской губернии Н.Брешко-Брешковского. Она начинает принимать деятельное участие в земских делах этого уезда. Мглинское земство считалось одним из наиболее демократических земств в России, и в этом была немалая доля влияния Екатерины Константиновны. Однако вскоре она и ее друзья были обвинены в противоправительственной деятельности, их школы и крестьянские кассы были закрыты, состав Мглинского уездного земства был распущен, Е.К.Брешко-Брешковская
и ее помощники были отправлены под надзор полиции, а некоторые вообще были высланы из Черниговской губернии.
В 1870 г. появился лозунг «В народ!», и Екатерина Константиновна вскоре горячо на него откликнулась. Она пишет в автобиографии: «Я решила отправиться по России искать людей, чтобы с ними вступить на путь борьбы нелегальной, т.е. недозволенной царскими законами»1. Она оделась в крестьянскую одежду, захватив котомку и палку, и пошла бродить, оставив привычное окружение, мужа и малолетнего сына (который затем воспитывался в семье брата матери В.К. Вериго).
В народническом движении тогда также принимали самое деятельное участие М.Каленкина, В.Фигнер, С.Перовская, В.Рогачева и другие женщины. К этому времени в столице и крупных городах России начали образовываться кружки Н.В.Чайковского, С.Ф.Ковалика, Н.А.Чарушкина, И.И.Каблица и др. Именно «чайковцы» были инициаторами «хождения в народ».
Кроме кружков существовали и одинокие пропагандисты, к числу которых в первый год своей народнической деятельности принадлежала и Е.К.Брешко-Брешковская. «В качестве поденщицы, монашки, богомолки, простой деревенской бабы она исходила всю Малороссию, зарабатывая хлеб поденным трудом»2. В Киеве вместе с народником Я.В.Стефановичем она организует кружок «чайковцев». Вместе с Я.В.Стефановичем, который был на десять лет ее моложе, Екатерина Константиновна ходит «в народ». Крестьяне считали их матерью и сыном. «Сын» - так и установилась кличка Стефановича в народнических кругах.
В первой половине 70-х годов XIX в. народническое движение имело скорее культурное и просветительское значение, чем политическое. Когда же правительство начало принимать меры против этого движения, в числе арестованных (аресты охватили всю Россию) была и Е.К.Брешко-Брешковская. Три года она скиталась по различным тюрьмам, а затем была заключена в Петропавловскую крепость, поскольку проходила как обвиняемая в «процессе 193» (18 октября 1877 г. - 23 января 1878 г.), так называемом «Большом процессе» в Петербурге. Это был крупнейший процесс в России в 70-х годов XIX в. над участниками «хождения в народ», народниками.
1 Брешко-Брешковская Е.К. Автобиография. - Петроград, 1917. - С.6.
2 Попов И. Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская. Бабушка русской революции. - М., 1917. - С.11.
Перед судом особого присутствия Сената предстало 193 человека (предано суду было 197 народников, но четверо умерли до суда). «Большинство обвинялось в том, что они составили и принимали участие в противозаконном сообществе, имевшем целью в более или менее отдаленном будущем ниспровержение и изменение государственного порядка»1. На вопрос о виновности Е.К.Брешко-Брешковская заявила суду, что «имеет честь принадлежать к социалистической и революционной партии российской и потому не признает над собой суда царских сенаторов»2. 28 человек были приговорены к различным срокам каторги (на 10 и 5 лет), остальные - к ссылке на поселения, из женщинам одна лишь Е.К.Брешко-Брешковская была приговорена к пятилетней каторге. Впрочем, на каторге Екатерина Константиновна пробыла недолго, наказание было смягчено ссылкой на поселение. В 1879 г. ее по этапу доставили в г. Баргузин в Забайкалье. Е.К. Брешко-Брешковская поселилась на краю города в доме, в котором когда-то жили декабристы. Она прибыла в Баргузин в мужском арестантском халате и долгое время ходила в нем.
Летом 1880 г. четверо ссыльных - Брешко-Брешковская, Линев, Тютчев и Шмарин - решили бежать из ссылки. Их побег был обнаружен через неделю, тайга наполнилась полицейскими, и погоня настигла беглецов, которые сдались, не сопротивляясь. Их судили, Екатерину Константиновну приговорили к четырем годам каторжных работ. Каторгу она отбывала в рудниках на Каре, а отбыв свой срок, была выслана на поселение в Селенгинск на реке Селенге, где когда-то жили в ссылке декабристы братья Н. и М. Бестужевы. В начале 90-х годов XIX в. Е.К. Брешко-Брешковская получила право разъезда по Сибири и переехала в Иркутск, где прожила до 1896 г. В Иркутске она впервые встретилась с представителями социал-демократической партии, программу которых она не признавала. Да и социал-демократы не любили народников и к «Народной воле» относились недоброжелательно.
В 1896 г. по случаю коронации Николая II была объявлена амнистия, и Екатерина Константиновна попала под амнистию и уехала из Иркутска. Народники были разгромлены, а позицию марксистов она не разделяла, отчего и стала в 1901 г. одним из организаторов и лидеров партии социал-революционеров или, эсеров. Е.К.Брешко-Брешковская организовывала кружки, «писала брошюры, воззвания, письма-статьи, переезжала в целях организации из города в город»3. «Каждая брошюра
1 Попов И. Указ. соч. - С. 14-15.
2 Там же. - С. 15.
3 Попов И. Указ соч. - С.26.
ценилась на вес золота», - писала Екатерина Константиновна в «Письмах старого друга» (1905-1907 годов)1.
В 1903 г. партия эсеров подверглась в свою очередь разгрому, многие ее функционеры были арестованы, типографии закрыты. В мае 1903 г. Екатерина Константиновна села в Одессе на пароход и затем через Румынию и Австрию приехала в Женеву. В течение двух лет она работала для партии за границей, побывала и в Америке, где собрала немало денег для партийных нужд социал-революционеров.
В 1905 г., когда в России началась революция, Е.К.Брешко-Брешковская нелегально перешла границу и снова включилась в работу партии эсеров, разъезжая по России. В легальной и нелегальной печати выходили ее брошюры. В 1907 г. она вновь была арестована. Считается, что ее выдал провокатор Азеф, который сам был одним из руководителей партии эсеров.
Екатерину Константиновну судили в 1910 г. и она вновь была отправлена на поселение, где жила в Нижне-Илимске и Киренске. Из Киренска она пыталась бежать, но на якутском тракте были установлены засады, которые останавливали проезжающих. Хотя Екатерина Константиновна была переодета в мужской костюм, ее все же узнали и арестовали, препроводив в Иркутскую тюрьму. Далее - высылка в Якутск и затем в Минусинск. Революция 1917 г. освободила Екатерину Константиновну, и в 1919 г. она эмигрировала из России. В советских энциклопедиях ее называли белоэмигранткой. Скончалась Е.К.Брешко-Брешковская за границей в 1934 г.
Сын Екатерины Константиновны Николай Николаевич Брешко-Брешковский (1874-1943) - известный прозаик и журналист, написавший в эмиграции с 1921 г. более 30 романов, из которых наиболее популярен роман «Дикая дивизия» (М., 1990) о великом князе Михаиле Александровиче.
И. Л.Галинская
1 Коварский Б. Екатерина Константиновна Брешковская. - Пг., 1917. - С.26.