Научная статья на тему 'Екатерина II, М. В. Ломоносов и русские щи'

Екатерина II, М. В. Ломоносов и русские щи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
Екатерина II / М. В. Ломоносов / Е. Р. Дашкова / Catherine the Great / Mikhail Lomonosov / Yekaterina Dashkova

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смагина Галина Ивановна

Императрица Екатерина II 7 июня 1764 г. посетила академика Михаила Васильевича Ломоносова в его собственном доме на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге. Документальное свидетельство посещение императрицы получило в камер-фурьерском журнале и газете «Санкт-Петербургские ведомости». Визит был неожиданным для ученого. Ломоносов, в доме которого Екатерина провела более двух часов, показал ей предназначенные для монумента Петру Великому в Петропавловском соборе картины «Полтавская баталия» (набор этого мозаичного полотна к тому времени был окончен) и «Осада Азова» (набор которой к тому времени был уже начат), а также недавно изобретенные им физические инструменты и некоторые физические и химические опыты. Ни в одном из известных источников не названы имена придворных особ, сопровождавших императрицу. В статье представлены источники, подтверждающие это событие, и проанализированы имеющиеся в литературе (и предпринятые П. К. Билярским, П. П. Пекарским и составителями восьмого тома «Полного собрания сочинений» М. В. Ломоносова, изданного в 1959 г.) попытки выявить лиц, сопровождавших императрицу при посещении ученого. Также представлены работы художников на эту тему (работы А. Д. Кившенко, И. К. Федорова и малоизвестный в наше время эскиз Б. Э. Борисова-Мусатова). После подробного анализа воспоминаний княгини Е. Р. Дашковой, на наш взгляд, не вызывает сомнений только ее присутствие в свите Екатерины при посещении М. В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Catherine the Great, Mikhail Lomonosov, and Russian shchi

On June 7, 1764, Empress Catherine the Great visited academician Mikhail Lomonosov in his own house on the Moika River in St. Petersburg. The scholar did not expect such a guest. Cathrine the Great spent more than two hours in Lomonosov's house, and during this time he showed her the mosaic murals intended for the monument to Peter the Great in the Peter and Paul Cathedral, namely “The Battle of Poltava” (which had been completed by that time) and “The Siege of Azov” (on which he had already begun to work), as well as several physical instruments he had recently invented, and demonstrated her some physical and chemical experiments. None of the known sources mentions the names of the courtiers who accompanied the Empress. The article presents sources testifying to this event and analyzes the attempts of the researchers (P. K. Bilyarsky, P. P. Pekarsky, and the compilers of volume 8 of the complete works by Lomonosov (1959)) to identify the courtiers who accompanied the Empress during the visit. The artistic works depicting this event (paintings by A. D. Kivshenko and I. K. Fedorov as well as a sketch by B. E. Borisov-Musatov, which is little-known today) are also discussed. After a detailed analysis of the memoirs of Princess Yekaterina Dashkova, in our opinion, only her presence in Catherine’s retinue when visiting the house of Mikhail Lomonosov is beyond doubt.

Текст научной работы на тему «Екатерина II, М. В. Ломоносов и русские щи»

DOI 10.31250/2618-8619-2024-1(23)-33-40 УДК 94(47).066

Галина Ивановна Cмагина

Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-7820-3949 E-mail: galsmagina@yandex.ru

Екатерина II, М. В. Ломоносов и русские щи

АННОТАЦИЯ. Императрица Екатерина II 7 июня 1764 г. посетила академика Михаила Васильевича Ломоносова в его собственном доме на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге. Документальное свидетельство посещение императрицы получило в камер-фурьерском журнале и газете «Санкт-Петербургские ведомости». Визит был неожиданным для ученого. Ломоносов, в доме которого Екатерина провела более двух часов, показал ей предназначенные для монумента Петру Великому в Петропавловском соборе картины «Полтавская баталия» (набор этого мозаичного полотна к тому времени был окончен) и «Осада Азова» (набор которой к тому времени был уже начат), а также недавно изобретенные им физические инструменты и некоторые физические и химические опыты. Ни в одном из известных источников не названы имена придворных особ, сопровождавших императрицу. В статье представлены источники, подтверждающие это событие, и проанализированы имеющиеся в литературе (и предпринятые П. К. Билярским, П. П. Пекарским и составителями восьмого тома «Полного собрания сочинений» М. В. Ломоносова, изданного в 1959 г.) попытки выявить лиц, сопровождавших императрицу при посещении ученого. Также представлены работы художников на эту тему (работы А. Д. Кившенко, И. К. Федорова и малоизвестный в наше время эскиз Б. Э. Борисова-Мусатова). После подробного анализа воспоминаний княгини Е. Р. Дашковой, на наш взгляд, не вызывает сомнений только ее присутствие в свите Екатерины при посещении М. В. Ломоносова.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Екатерина II, М. В. Ломоносов, Е. Р. Дашкова

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Смагина Г. И. Екатерина II, М. В. Ломоносов и русские щи. Кунсткамера. 2024. 1(23): 33-40. doi 10.31250/2618-8619-2024-1(23)-33-40

Galina Smagina

S. I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0001-7820-3949 E-mail: galsmagina@yandex.ru

Catherine the Great, Mikhail Lomonosov, and Russian shchi

AB STRACT. On June 7, 1764, Empress Catherine the Great visited academician Mikhail Lomonosov in his own house on the Moika River in St. Petersburg. The scholar did not expect such a guest. Cathrine the Great spent more than two hours in Lomonosov's house, and during this time he showed her the mosaic murals intended for the monument to Peter the Great in the Peter and Paul Cathedral, namely "The Battle of Poltava" (which had been completed by that time) and "The Siege of Azov" (on which he had already begun to work), as well as several physical instruments he had recently invented, and demonstrated her some physical and chemical experiments. None of the known sources mentions the names of the courtiers who accompanied the Empress. The article presents sources testifying to this event and analyzes the attempts of the researchers (P. K. Bilyarsky, P. P. Pekarsky, and the compilers of volume 8 of the complete works by Lomonosov (1959)) to identify the courtiers who accompanied the Empress during the visit. The artistic works depicting this event (paintings by A. D. Kivshenko and I. K. Fedorov as well as a sketch by B. E. Borisov-Musatov, which is little-known today) are also discussed. After a detailed analysis of the memoirs of Princess Yekaterina Dashkova, in our opinion, only her presence in Catherine's retinue when visiting the house of Mikhail Lomonosov is beyond doubt.

KE Y WORD S: Catherine the Great, Mikhail Lomonosov, Yekaterina Dashkova

FOR CITATION: Smagina G. Catherine the Great, Mikhail Lomonosov, and Russian shchi. Kunstkamera. 2024. 1(23): 33-40. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2024-1(23)-33-40

Академик Якоб Штелин (1765), высказывая оценку жизни и деятельности М. В. Ломоносова, не забывает упомянуть о благосклонности к нему российских императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II и о покровительстве первых при дворе особ (Анисимов 1987; Стецкевич 2011). Он заканчивает похвалы ученому одной строкой из стихов древнеримского поэта Горация: Principibus placuisse viris поп ultima laus est, что в переводе с латинского звучит так: «Но не последняя честь и знатным понравиться людям»1.

* * *

В 1764 г. императрица Екатерина II посетила академика Михаила Васильевича Ломоносова в его собственном доме на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге. Запись в камер-фурьерском журнале2 от 7 июня 1764 г. гласит:

7-го числа, в понедельник, обеденное кушанье Ее Императорское величество изволило кушать вместе с кавалерами и фрейлинами, в столовой комнате, в 14 персонах. По окончании стола, в 4-м пополудни часу, изволила иметь выход и удостоить посещением статского советника и профессора господина Ломоносова в его доме, где изволила смотреть производимые им работы мозаического художества для монумента вечно славныя памяти государя императора Петра Великого, также и новоизобретенные им физические инструменты и некоторые физические и химические опыты. При окончании шестого часа, оказав Всемилостивейшее свое удовольствие, изволила во дворец воротиться (Камер-фурьерские... [1853-1857?]).

Через восемь дней после визита Екатерины к Ломоносову «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали известие об этом, восхваляя «монаршее благоволение к наукам и художествам». Вот это сообщение:

О посещении Екатериной II М. В. Ломоносова 7 июня 1764 года.

Монаршее благоволение к Наукам и Художествам есть некоторое божественное одушевление оных. Снисхождение Величества подобно живительной силе, которую благорастворенный воздух вливает в животные и произрастающие от недр земных творения. Таковым несравненным и в самых издавна благоустановленных народах редко слыханным примером предшествовал в России бессмертной памяти Государь ПЕТР Великий, посещая не токмо знатные ученые общества, но и приватные дома в Науках и Художествах людей искусных и рачительных. Таковым прехвальным подражанием ему последует достойная дел его Преемница, всемилостивейшая Самодержица наша, Великая Государыня Императрица ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА. Известны Отечеству и всему Науки почитающему свету всемилостивейшие посещения от Ее Императорского Величества Академиям Наук и Художеств, которыми не токмо оным учреждениям высочайшую Свою милость благоизволяет оказывать, но и действительно простирает свое проницательное внимание в самые тонкости и в подробное рассмотрение приращения и успехов. Сего июня 7 дня пополудни в четвертом часу благоизволила Ее Императорское Величество с некоторыми знатнейшими двора своего особами удостоить Своим высокомонаршеским посещением Статского Советника и Профессора господина Ломоносова в его доме, где изволили смотреть производимые им работы Мозаичного Художества для монумента вечнославной памяти Государя Императора ПЕТРА Великого, также и новоизобретенные им физические инструменты и некоторые Физические и Химические опыты, чем подать благоволила новое высочайшее уверение о истинном люблении и попечении Своем о Науках и Художествах в Отечестве. При окончании шестого часа, оказав всемилостивейшее Свое удовольствие, изволила во дворец возвратиться. Помянутый господин Статский Советник Ломоносов, при отъезде подал Ее Императорскому Величеству всеподданнейшие следующие стихи тогдашнего им сочинения.

1 Строка из стихотворения Горация «Послание 17. К Сцеве» в переводе Н. С. Гинцбурга. Известны также переводы Г. М. Севера («Но не последняя честь — и лучшим мужам полюбиться...») и А. А. Фета («Но хвала не последняя — знатным понравиться людям...»). Сам Я. Штелин в «Конспекте речи.», естественно, не дает перевода (так как его читатели и слушатели знали латынь), а в сноске пишет лаконично: «Стих Горация», не указывая названия.

2 В камер-фурьерских журналах ежедневно фиксировались все происходившие при Императорском дворе события.

КУНСТКАМЕРА I КиШТКАМЕИА № 1 (23) ■ 2024

Геройство с кротостью, с премудростью щедроты. Соединенныя Монаршески доброты В благоволении, в восторге зрит сей дом, Рожденным от наук усердствуя плодом. Блаженства нового и дней златых причина, Великому ПЕТРУ во след ЕКАТЕРИНА. Величеством Своим нисходит до Наук. И славы праведной усугубляет звук. Коль счастлив, что могу быть в вечности свидетель.

Богиня, коль Твоя велика добродетель! (Санкт-Петербургские ведомости 1764)3.

Итак, из вышеизложенного следует, что Екатерина II «с некоторыми знатнейшими двора своего особами» прибыла в дом Ломоносова 7 июня 1764 г. в четвертом часу и оставалась там более двух часов, до исхода шестого часа. Ломоносов успел показать ей за это время «работы мозаичного художества для монумента» Петру I в Петропавловском соборе, то есть картину «Полтавская баталия», набор которой к тому времени был окончен, и уже начатую набором картину «Осада Азова», а также «новоизобретенные им физические инструменты и некоторые физические и химические опыты». Ни в камер-фурьерских журналах, ни в «Санкт-Петербургских ведомостях» не названы имена придворных особ, сопровождавших императрицу.

Этот сюжет привлек внимание художников. В 1881 г. вышла книга-альбом С. Е. Рождественского «Отечественная история в картинках». Книга состояла из 30 картин, сопровождавшихся пояснительным текстом — описанием. Одна из них, выполненная художником А. Д. Кившенко (18511895), носит название «Екатерина II с княгиней Дашковой и другими вельможами в кабинете Ломоносова. 1764 год» (рис. 1, см. вклейку). Вот текст описания к ней.

Императрица сидит в кресле; в правой руке у ней табакерка, а в левой веер, так как это происходит летом. Екатерина любила собачек, потому и здесь на платье ее лезет болонка. По левую сторону императрицы стоит княгиня Дашкова, на ней екатерининская лента, позади Дашковой стоит Потемкин. За ними следует Н. И. Панин и граф Румянцев, опершийся рукою на стол, оба они в андреевских лентах. Рядом с Румянцевым помещен Бецкий, который рассматривает какой-то камень, взятый со стола. У книжного шкафа позади Бецкого стоит И. И. Шувалов, покровитель Ломоносова, и, наконец, у часов поместился граф Г. Г. Орлов. Ломоносов объясняет одну из своих мозаичных работ. Все по обычаю того времени в париках. Несмотря на летнее время, по словам Дашковой, оставившей описание этого посещения, в кабинете Ломоносова топился камин (Рождественский 1881: 19).

У нас нет никаких свидетельств, позволяющих предполагать присутствие в свите Екатерины в тот день Г. А. Потемкина, Н. И. Панина, П. А. Румянцева, И. И. Бецкого, Г. Г. Орлова и И. И. Шувалова. Более того, Шувалова точно там не было, так как он «отошел от дел» и в апреле 1763 г. уехал за границу (Санкт-Петербургские ведомости 1763). Видимо, художник Кившенко и автор текста Рождественский руководствовались не исторической достоверностью, а желанием показать виднейших государственных деятелей эпохи.

В 1889 г. И. К. Федоровым (1853-1915) была написана картина «Екатерина II у Ломоносова» (масло, холст, 120 х 85 см) (Глинка 1961: 25). На картине изображен кабинет Ломоносова (рис. 2, см. вклейкку). В центре у стола на переднем плане сидит Екатерина с веером в руке. Слева в профиль перед электростатической машиной стоит Ломоносов. Он в парике и в красном с золотым шитьем кафтане. На заднем плане две фигуры — мужчина и женщина. В Российском государ-

3 Остается неясным, когда Ломоносов написал эти стихи, сочинил ли он их заранее или же экспромтом во время пребывания Екатерины у него в доме. Местонахождение подлинника рукописи неизвестно. В «Полном собрании сочинений» Ломоносова (1959. Т. 8. С. 800) оно опубликовано по тексту первой публикации в «Санкт-Петербургских ведомостях» (1764. 15 июня. № 48).

ственном архиве исторических актов сохранилось «прошение» художника Федорова от 10 августа 1883 г. в правление Академии художеств о предоставлении ему для работы над картиной театральных костюмов и бюстов Екатерины II, Ломоносова, Дашковой и И. И. Шувалова (РГИА. Ф. 789. Оп. 9. Д. 164 (1874). Л. 42). Так что вполне вероятно, что на картине изображены княгиня Дашкова и И. И. Шувалов.

Большой знаток иконографии Ломоносова М. Е. Глинка отмечала плохое знание автором стиля того времени: вся обстановка комнаты — подвесная керосиновая лампа, мебель, ковер на полу и покрой платьев — относится к концу XIX в. Научные приборы даны также совершенно неверно (Глинка 1961: 25-26). К этому можно добавить, что если художник изобразил на картине Шувалова, то это увеличивает число неточностей. Как мы уже знаем, Шувалов не мог быть в свите Екатерины, так как с апреля 1763 г. находился за границей.

В том же 1889 г. с картины Федорова по его же рисунку Флюгелем была сделана гравюра на дереве, помещенная тогда же в журнале «Нива» (Нива 1889, № 49: 1240, 1255).

Любопытно отметить еще одно обращение к этой теме. В 1904 г. известный русский художник, работавший в стиле символизма и модерна, В. Э. Борисов-Мусатов (1870-1905) выполнил эскизы для конкурса, объявленного Московским управлением электрической тяги (иными словами, Трамвайной конторы). Он изобразил М. В. Ломоносова, показывающего Екатерине II электрическую машину4. Как Ломоносов, так и Екатерина на его эскизах имеют весьма малое сходство с оригиналами. Художник предполагал исполнить их в майолике и уже в эскизах удачно вписал изображения в полукруглые плоскости над двойными и тройными окнами с полуциркульными завершениями. Помимо эскизов, в Русском музее сохранилось декоративное панно художника в майолике (роспись, майолика, цветные глазури, 120 х 106), изготовленное на керамическом заводе П. Ваулина в с. Кикерино недалеко от Петербурга (мастерская «Гельдвейн — Ваулин»). Оно создано в яркой гамме, отличной от привычного колорита художника. Видимо, он счел, что майолика с интенсивно красными, синими и лиловыми цветами будет максимально оживлять скучный интерьер конторы. Панно предназначалось для главного зала Московского управления трамваев (Дягилев и его эпоха 2001: 89). Трамвайщики подивились и предложенные эскизы отклонили.

Сохранился рассказ княгини Екатерины Романовны Дашковой (1743-1810) о визите императрицы, записанный с ее слов С. Н. Глинкой (1776-1847), издателем журнала «Русский вестник»:

Незадолго до кончины его (Ломоносова. — Примеч. Г. С.) приезжаю во дворец, и государыня с прискорбием сказала мне: «Наш Михайло Васильевич что-то слишком закручинился, поедем к нему. Он нас любит, а из любви чего не делают». Немедленно отправились мы к поэту и застали его в глубокой задумчивости у большого стола, на котором были разложены химические аппараты. В камельке огонь, как будто прощаясь с хозяином, то вспыхивал, то угасал. Мы вошли к Ломоносову тихомолком, без доклада; но услыша привет императрицы: «Здравствуйте, Михайло Васильевич!» — он вскочил, как будто спросонок. Екатерина повторила: «Здравствуйте, Михайло Васильевич. Я приехала с княгинею посетить вас, услышав о вашем нездоровии, или лучше сказать, о вашей грусти». Несколько минут уста Ломоносова окованы были молчанием. Наконец он воскликнул: «Нет, государыня! не я нездоров, не я грустен, больна и грустна душа моя!» — «Полечите ее, — отвечала Екатерина, — полечите ее живым пером своим. Приветствуя меня с Новым годом, вы сказали, что так же усердствуете ко мне, как и к дочери Петра Великого. Что же, неужели вы намерены мне изменить?» — «Изменить вам, матушка государыня? Нет, не перо, а сердце мое писало: Твой труд для нас обогащенье, Мы чтим стеною подвиг Твой, Твой разум — наше просвещенье И неусыпность — наш покой!»

4 Выражаю сердечную благодарность В. Ю. Жукову за указание на это произведение.

КУНСТКАМЕРА | KUNSTKAMERA № 1 (23) ■ 2024

Слезы блеснули в глазах Екатерины, и она возразила: «Верю, верю, Михайло Васильевич! А чтобы еще более удостоверить меня, то завтра приезжайте ко мне откушать хлеба-соли. Щи у меня будут такие же горячие, какими потчевала вас ваша хозяйка (Глинка 1861: 4).

Академик П. С. Билярский в книге «Материалы для биографии Ломоносова», подготовленной к столетнему юбилею со дня смерти ученого, опубликовал вышеприведенные воспоминания княгини, заметив, что они значительно дополняют официальное известие о посещении Ломоносова Екатериной II (Билярский 1865: 788-789).

Другой биограф Ломоносова академик П. П. Пекарский усомнился в подлинности этого рассказа Дашковой. О воспоминаниях Дашковой он упоминает во втором томе своей знаменитой «Истории Императорской Академии наук» (Пекарский 1873: 864). Его смутила последняя фраза Екатерины: «Приезжайте ко мне откушать хлеба-соли. Щи у меня будут такие же горячие, какими потчевала вас ваша хозяйка». Пекарский замечает: «Тому, кто занимался екатерининским временем, не может не показаться странною эта необычайная фамильярность государыни, которая при выходах и вообще в обществе всегда вела себя чрезвычайно сдержанно и с сохранением величия» (Пекарский 1873: 864, примеч. 1). При этом Пекарский ссылается на камер-фурьерские журналы за 1764 г., в которых есть известие о посещении императрицей Ломоносова и где не говорится, что он был приглашен к обеду во дворец. Пекарский также отмечает, что в это время Екатерина относилась к Дашковой уже настолько недружелюбно, что едва бы допустила ее в свою свиту при поездке к Ломоносову.

Составители восьмого тома полного собрания сочинений Ломоносова, выходившего в 1950-х годах, вслед за Пекарским признают рассказ Дашковой «едва ли достоверным» (Ломоносов 1959: 1186). Повторяя все доводы Пекарского, они выдвигают новый аргумент против подлинности воспоминаний княгини: «Крайне неправдоподобно, кроме всего прочего, упоминание Дашковой о том, будто в кабинете у Ломоносова в летнее время топился камин» (Ломоносов 1959: 1187).

Рассказ Дашковой, таким образом, является единственным свидетельством присутствия ее в свите Екатерины при посещении Ломоносова. Следует заметить, что княгиня Дашкова делилась своими воспоминаниями с Глинкой, когда со времени этого эпизода прошло более сорока лет, а Глинка записал ее рассказ только через тридцать лет после того, как его услышал. Надеяться при таких обстоятельствах на точность изложения не приходится. И это, видимо, объясняет возможную вольность пересказа, но никак не ставит под сомнение сам факт присутствия княгини 7 июня 1764 г. в ломоносовском доме.

В рассказе Дашковой Ломоносов читает императрице стихи, но это не те стихи, которые приводятся в «Санкт-Петербургских ведомостях», а строфа из ломоносовской «Оды Екатерине II. в новый 1764 год» (Ломоносов 1959: 779-795). Ода была включена в первый том собрания сочинений Ломоносова, изданного Академией наук по инициативе Дашковой в 1784-1787 гг. (Полное собрание сочинений. 1784: 214-226). Известно, что в библиотеке княгини имелось это издание (Опись. 1901: 85-89). Любопытен также фрагмент воспоминаний самого С. Н. Глинки, предшествующий приведенному им рассказу Дашковой: «Я застал ее (Е. Р. Дашкову. — Примеч. Г. С.) за чтением од Ломоносова, изданных в четвертую долю листа. Не закрывая книги, она сказала: "Я было собиралась вам писать о Ломоносове, но вы здесь сами. Слушайте, я расскажу вам о Екатерине и о нашем холмогорском поэте"», — и кажется естественным, что она прочла стихи Ломоносова из раскрытой в тот момент книги (Глинка 1861: 3).

Теперь о зажженном камине в доме Ломоносова. Жителям Петербурга хорошо известно, что летом, а тем более в начале июня, погода здесь часто бывает прохладной и дождливой, а если еще принять во внимание, что Ломоносов уже был болен и менее чем через год скончался, то зажженный в кабинете камин представляется вполне естественным.

Упомянуто среди аргументов «против» и недружелюбное отношение императрицы к княгине Дашковой после восшествия на престол. Это общеизвестно. Но в действительности эти взаимо-

отношения были сложными и изменчивыми, периоды холодности и надменности со стороны императрицы сменялись «оттепелью», поэтому подходить к ним прямолинейно и однозначно нельзя (Тычинина 2002: 105-129; Смагина 2006: 137-146). К тому же существовал придворный этикет, и княгиня как статс-дама должна была бывать при дворе.

Тысяча семьсот шестьдесят четвертый год Дашкова провела в Петербурге. Она прибыла в столицу 25 ноября 1763 г. и уехала из нее 28 февраля 1765 г. (Тычинина, Бессарабова 2009: 42-49). В это время ее супруг князь Михаил Иванович Дашков (1736-1764) пользовался доверием у императрицы и с особым поручением был послан в Варшаву, чтобы способствовать избранию на польский престол Станислава Понятовского. Известно, что сама княгиня в конце апреля 1764 г. присутствовала при дворе на венчании С. Е. Дарагановой с полковником князем А. Н. Хованским.

Все это дает основание отнестись к воспоминаниям княгини Дашковой, приведенным Глинкой, с большой долей уверенности как в достоверности их в деталях, так, и это основное, и в самом факте ее участия в визите к Ломоносову. Такого внимания со стороны власти не удостоился ни один ученый в XVIII в.!

И еще один любопытный штрих. 24 января 1783 г. княгиня Е. Р. Дашкова была назначена директором Петербургской Академии наук и многое сделала для развития науки и культуры в Российской империи. Конференц-секретарем на протяжении всего срока ее директорства был старший сын великого Эйлера — астроном, физик, академик Иоганн Альбрехт Эйлер (1734-1800). Княгиня Дашкова была в добрых отношениях с семейством Эйлеров, они часто посещали друг друга. И. А. Эйлер состоял в многолетней переписке с секретарем Берлинской Академии наук Иоганном Генрихом Самуэлем Формеем (1711-1797), постоянно сообщая ему о событиях в Петербургской академии. В одном из писем 8 (19) июля 1785 г. Эйлер написал Формею, как однажды княгиня Дашкова удивила Эйлеров: неожиданно придя в гости, она «попросила суп» (Mumenthaler 1996: 185). Возможно, ей вспомнились те горячие щи, которыми много лет назад Екатерина собиралась потчевать М. В. Ломоносова у себя во дворце.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

РГИА. Ф. 789. Оп. 9. Д. 164 (1874). Л. 42. Академия художеств. Личное дело И. Федорова. 1874.

Российская национальная библиотека. Камер-фурьерский церемониальный журнал 1764 года.

К рисункам // Нива: иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни. 1889. № 49. С. 1255-1259.

Опись картин и книг покойной кн. Е. Р. Дашковой, 1 марта 1811 года // Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. Ч. 9. М.: Изд. П. И. Щукина, 1901. С. 85-89.

Пекарский П. П. История Имп. Академии наук в Петербурге. Т. 2. СПб.: тип. Имп. Академии наук, 1873.

Полное собрание сочинений Михаила Васильевича Ломоносова с приобщением жизни сочинителя с прибавлением многих его нигде еще не напечатанных творений. Ч. 1 / подгот. к печати О. П. Козодавлевым; печатание под рук. М. Е. Головина. СПб.: тип. Имп. Академии наук, 1784.

Санкт-Петербургские ведомости. 1763. № 31. 18 апр.

Санкт-Петербургские ведомости. 1764. № 48. 15 июня.

Анисимов Е. В. М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов // Вопросы истории естествознания и техники. 1987. № 1. С. 73-83.

Билярский П. С. Материалы для биографии Ломоносова. СПб.: тип. Имп. Академии наук, 1865.

ГлинкаМ. Е. М. В. Ломоносов. Опыт иконографии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

Глинка С. Н. Катерина Романовна Дашкова // Русское слово. 1861. № 4. Отд. VI. С. 1-10.

Дягилев и его эпоха / Гос. русский музей; сост. В. Круглов. СПб.: Palace Editions, 2001.

Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: в 11 т. / подгот. Г. П. Блоком, В. Н. Макеевой; примеч. Г. П. Блока и др.; ред. В. В. Виноградов и др. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 8.

Рождественский С. Е. Отечественная история в картинах для школы и дома. СПб.: Изд. автора, 1881.

Смагина Г. И. Сподвижница Великой Екатерины: очерки о жизни и деятельности директора Петербургской Академии наук княгини Е. Р. Дашковой. СПб.: Росток, 2006.

КУНСТКАМЕРА I KUNSTKAMERA № 1 (23) ■ 2024

Стецкевич Е. С. «Истинный ученых покровитель»: из истории взаимоотношений М. И. Воронцова и М. В. Ломоносова // Ломоносов: сборник статей и материалов. Вып. 10. СПб.: Наука, 2011. С. 164-179.

Тычинина Л. В. Великая Россиянка: жизнь и деятельность княгини Е. Р. Дашковой. М.: Наука, 2002.

Тычинина Л. В., Бессарабова Н. В. «.она была рождена для больших дел»: летопись жизни княгини Е. Р. Дашковой. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2009.

Штелин Я. Конспект речи о М. В. Ломоносове // Сборник материалов для истории Имп. Академии наук в XVIII в. Ч. 2. СПб.: в тип. Имп. Академии наук, 1865. С. 383-387.

Mumenthaler R. Im Paradies der Gelehrten: Schweizer Wissenschaftler im Zarenreich (1725-1917). Zurich: Verlag Hans Rohr, 1996.

REFERENCES

Anisimov E. V. M. V. Lomonosov i I. I. Shuvalov [M. V. Lomonosov and I. I. Shuvalov]. Voprosy istorii estest-voznaniia i tekhniki, 1987, no. 1, pp. 73-83. (In Russian)

Glinka M. E.M. V. Lomonosov. Opytikonografii [M. V. Lomonosov. The Experience of Iconography]. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, 1961. (In Russian)

Kruglov V. (ed.). Diagilev i ego epokha [Dyagilev and His Epoch]. St. Petersburg: Palace Editions, 2001. (In Russian)

Lomonosov M. V. Polnoe sobranie sochinenii: v 11 tomakh. T. 8 [The Complete Works: in 11 volumes. Vol. 8]. Ed. by V. V. Vinogradov et al. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, 1959. (In Russian)

Mumenthaler R. Im Paradies der Gelehrten: Schweizer Wissenschaftler im Zarenreich (1725-1917). Zurich: Verlag Hans Rohr, 1996.

Smagina G. I. Spodvizhnitsa Velikoi Ekateriny (ocherki o zhizni i deiatel'nosti direktora Peterburgskoi Akademii nauk kniagini E. R. Dashkovoi) [Associate of the Great Catherine: (Essays on the Life and Work of the Director of the St. Petersburg Academy of Sciences, Princess E. R. Dashkova)]. St. Petersburg: Rostock, 2006. (In Russian)

Stetskevich E. S. «Istinnyi uchenykh pokrovitel'»: iz istorii vzaimootnoshenii M. I. Vorontsova i M. V. Lomonosova ["The True Patron of Scientists": from the History of the Relationship between M. I. Vorontsov and M. V. Lomonosov]. Lomonosov: sbornikstatei i materialov [Lomonosov: Collection of Articles and Materials]. Iss. 10. St. Petersburg: Nauka, 2011, pp. 164-179. (In Russian)

Tychinina L. V. VelikaiaRossiianka: zhizn'ideiatel'nost'kniaginiE. R. Dashkovoi [The Great Russian Woman: The Life and Work of Princess E. R. Dashkova]. Moscow: Nauka, 2002. (In Russian)

Tychinina L. V., Bessarabova N. V. «...ona byla rozhdena dlia bol'shikh del»: Letopis' zhizni kniagini E. R. Dashkovoi ["... She was Born for Big Things": Chronicle of the Life of Princess E. R. Dashkova]. Moscow: MGI im. E. R. Dashkova, 2009. (In Russian)

Submitted Accepted: Published

11.12.2023

30.01.2024 10.04.2024

К статье Г. И. Смагиной

Рис. 1. А. Д. Кившенко. Екатерина II с княгиней Дашковой и другими вельможами в кабинете Ломоносова, 1880 (копия из альбома: Рождественский С. Е. Отечественная история в картинах для школы и дома. СПб., 1881)

Fig. 1. A. D. Kivshenko. Catherine II with Princess Dashkova and other nobles in Lomonosov's office, 1880 (from Rozhdestvenskii S. E. Otechestvennaia istoriia v kartinakh dlia shkoly i doma. St. Petersburg, 1881)

Рис. 2. И. К. Федоров. Екатерина II у Ломоносова, 1889 (иллюстрация из открытых источников) Fig. 2. I. K. Fedorov. Catherine II at Lomonosov, 1889 (from open sourcers)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.