Научная статья на тему 'Екатерина дэвлет - покоритель амурских берегов'

Екатерина дэвлет - покоритель амурских берегов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТРОГЛИФЫ НИЖНЕГО АМУРА / НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / СИКАЧИАЛЯН / ШЕРЕМЕТЬЕВО / КИЯ / РЕКА УССУРИ / PETROGLYPHS OF THE LOWER AMUR / ROCK PAINTINGS / SIKACHI-ALYAN / SHEREMETYEVO / KIYA / USSURI RIVER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ласкин Артур Робертович

Статья посвящена памяти Дэвлет Екатерины Георгиевны известного ученого, археолога, исследователя памятников древнего наскального искусства. Екатерина Георгиевна всю свою жизнь посвятила изучению и исследованиям петроглифов неотъемлемой части мирового культурного наследия. Она в составе многих археологических экспедиций участвовала в исследованиях древних наскальных изображений, расположенных на территории Европы, Азии и Америки. Собранные данные позволили провести всесторонний анализ накопленного в мировой практике опыта по документированию петроглифов, факторам разрушения, консервации, вопросам организации охраны, сохранения и использования памятников наскального искусства в качестве туристических объектов. Несколько лет под ее руководством проводились исследования и документирование Пегтымельских петроглифов на Чукотке. Была проделана большая работа в труднодоступной местности, на отвесных скалах, где удалось документировать около 300 плоскостей с древними изображениями. В 2005 г., совместно с Марианной Арташировной Дэвлет любимой мамой, учителем и ученым с мировым именем, была опубликована объемная монография «Мифы в камне: Мир наскального искусства России», которая объединила всю обширную информацию по памятникам наскального искусства России от эпохи палеолита до этнографической современности. Рассмотрены важные аспекты семантики наскальных изображений и их связь с мифологией, традициями шаманизма и различных языческих культов, участвующих в формировании мировых религий. Книга наполнена прекрасными фотографиями петроглифов со всех концов России, в том числе и уникальными архивными историческими снимками.Екатерину Георгиевну давно привлекал Дальний Восток с его первозданной природой и самобытной историей, поэтому очередной и важный этап ее научной работы был посвящен исследованиям и работам по сохранению петроглифов Нижнего Амура, где она была бессменным организатором и руководителем научных экспедиций, первооткрывателем новых петроглифов на Сикачи-Аляне, Шереметьево, Кие. Результаты этих работ отражены в многочисленных научных публикациях, в том числе и в соавторстве с ее благодарными учениками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ласкин Артур Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EKATERINA DEVLET - CONQUEROR OF THE AMUR SHORES

He article is devoted to the memory of Ekaterina Georgievna Devlet, the famous scientist, archaeologist and researcher of ancient rock art monuments. Ekaterina Devlet devoted her whole life to the study and research of petroglyphs an integral part of the world cultural heritage. Being the member of numerous archaeological missions, she participated in the research of ancient rock images located in Europe, Asia and America. The collected data made it possible to conduct a comprehensive analysis of the experience accumulated in the world practice in petroglyph documenting, factors of destruction, conservation, organization of protection, preservation and use of rock art monuments as tourist sites. For several years, under her guidance, studies and documentation of Pegtymel Petroglyphs in Chukotka had been carried out. A lot of work was done in hard-to-reach areas, on steep rocks, where it was possible to document about 300 planes with ancient images. In 2005, together with Marianna Artashirovna Devlet beloved mother, teacher and scholar of world renown, a substantial monograph “Myths in stone: the World of rock art of Russia” was published, which brought together all the information on the monuments of rock art from the Paleolithic to the ethnographic present. The important aspects of the semantics of the petroglyphs and their relationship with mythology, traditions, shamanism,and various pagan cults involved in the formation of world religions are reviewed. The book is filled with beautiful photographs of petroglyphs from all over Russia, including unique archival historical photographs.Ekaterina Devlet has long been attracted to the far East with its pristine nature and original history, so the next important stage of her scientific work was devoted to the research and work on the preservation of the Lower Amur petroglyphs, where she was the permanent organizer and leader of scientific expeditions, the discoverer of new petroglyphs in Sikachi-Alyan, Sheremetyevo, Kie. The results of these works are reflected in numerous scientific publications, including co-authorship with her grateful students.

Текст научной работы на тему «Екатерина дэвлет - покоритель амурских берегов»



Б01: 10.18503/1992-0431-2019-2-64-25-40

ЕКАТЕРИНА ДЭВЛЕТ - ПОКОРИТЕЛЬ АМУРСКИХ БЕРЕГОВ

Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры, Хабаровск, Россия

[email protected]

Кадо сказал: «Есть три солнца на небе. Жить слишком горячо». И пошел он к восходу и застрелил два солнца, одно осталось. Вода кипела - горой стала. Гора кипела - рекой стала. А пока камни не остыли, девушка Мамилчжи нарисовала на них птиц и зверей. Потом камни стали твердыми

(из нанайского эпоса).

Аннотация. Статья посвящена памяти Дэвлет Екатерины Георгиевны - известного ученого, археолога, исследователя памятников древнего наскального искусства. Екатерина Георгиевна всю свою жизнь посвятила изучению и исследованиям петроглифов -неотъемлемой части мирового культурного наследия. Она в составе многих археологических экспедиций участвовала в исследованиях древних наскальных изображений, расположенных на территории Европы, Азии и Америки. Собранные данные позволили провести всесторонний анализ накопленного в мировой практике опыта по документированию петроглифов, факторам разрушения, консервации, вопросам организации охраны, сохранения и использования памятников наскального искусства в качестве туристических объектов. Несколько лет под ее руководством проводились исследования и документирование Пегтымельских петроглифов на Чукотке. Была проделана большая работа в труднодоступной местности, на отвесных скалах, где удалось документировать около 300 плоскостей с древними изображениями. В 2005 г., совместно с Марианной Арташировной Дэвлет - любимой мамой, учителем и ученым с мировым именем, была опубликована объемная монография «Мифы в камне: Мир наскального искусства России», которая объединила всю обширную информацию по памятникам наскального искусства России от эпохи палеолита до этнографической современности. Рассмотрены важные аспекты семантики наскальных изображений и их связь с мифологией, традициями шаманизма и различных языческих культов, участвующих в формировании мировых религий. Книга наполнена прекрасными фотографиями петроглифов со всех концов России, в том числе и уникальными архивными историческими снимками.

Екатерину Георгиевну давно привлекал Дальний Восток с его первозданной природой и самобытной историей, поэтому очередной и важный этап ее научной работы был

РгоЬ1ету istorii, filologii, кш1'1шгу 2 (2019), 25-40 © ТЪе ЛШ^г^) 2019

Проблемы истории, филологии, культуры 2 (2019), 25-40 ©Автор(ы) 2019

А.Р. Ласкин

Данные об авторе: Ласкин Артур Робертович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра палеоискусства ИА РАН, заведующий сектором археологии КГБУ «Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры».

посвящен исследованиям и работам по сохранению петроглифов Нижнего Амура, где она была бессменным организатором и руководителем научных экспедиций, первооткрывателем новых петроглифов на Сикачи-Аляне, Шереметьево, Кие. Результаты этих работ отражены в многочисленных научных публикациях, в том числе и в соавторстве с ее благодарными учениками.

Ключевые слова: петроглифы Нижнего Амура, наскальные изображения, Сикачи-Алян, Шереметьево, Кия, река Уссури

Порой трудно осознать, что рядом уже нет человека, который был для тебя очень дорог как учитель, наставник, единомышленник и просто хороший и верный друг. Но жизнь, как вода в реке, в которую нельзя войти дважды, она дается всему живому только один раз, и нужно успеть сделать что-то важное, о чем будут помнить и называть твоим именем.

Мое первое знакомство с Екатериной Георгиевной произошло в конце 1990-х гг., когда по работе, связанной с оформлением различных документов и паспортов на памятники археологии, часто бывал в Москве, обходя нужные кабинеты Министерства культуры и Института археологии. До этого была учеба в аспирантуре Новосибирского института археологии и этнографии, работа над диссертацией по раннему железному веку западного побережья Татарского пролива, которая никак не клеилась. Екатерина Георгиевна пригласила меня в свой кабинет, и мы говорили о петроглифах Сикачи-Аляна, об их самобытной и яркой изобразительной традиции, о важности изучения и проблемах сохранения такого значимого памятника наскального искусства. С тех пор началась наша большая совместная эпопея по исследованию петроглифов Амура, где безусловным инициатором и вдохновителем всех идей и планов была Екатерина Георгиевна. И первой нашей победой и ее личной заслугой было включение в 2003 г. петроглифов Сикачи-Аляна в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 2005 г. в Москве проходила международная конференция «Мир наскального искусства», в которой приняли участие крупнейшие ученые в этой области со всего мира, а апогеем стала презентация замечательной, объемной и исчерпывающей монографии по петроглифам России «Мифы в камне». Эта монография была написана вместе с мамой Марианной Арташировной Дэвлет - ученым с мировым именем, исследователем сибирских петроглифов. Мое знакомство и дружеская беседа с Марианной Арташировной (думаю специально устроенная Екатериной Георгиевной) произвели на меня тогда глубокое впечатление, а с ее стороны (это только мои догадки) одобрение в адрес дочери в выборе ученика и соратника, что во многом решило мою дальнейшую судьбу. И сложный механизм, умело выстроенный грамотным специалистом и организатором, заработал, увлекая меня в прекрасный мир древнего искусства. Потом были лучшие в моей жизни годы наших совместных экспедиций на петроглифах Амура и Уссури, участие в многочисленных научных конференциях, знакомство с новыми интересными людьми. И везде моим проводником и во многом даже своеобразным буксиром была Екатерина Георгиевна. Человек особой зажигательной энергии, она могла увлечь, а где нужно и заставить обязательно сделать ту работу, которую наметили (рис. 1-15). В 2009 г. мы вместе с Евгением Юрьевичем Гирей на петроглифах Сикачи-Аляна и Шереметьево (рис. 1) снимали специальными составами образцы с

ряда изображений для дальнейшего трасологического изучения. Уровень в Амуре стремительно начал расти, скрывая под водой намеченные нами для работы объекты. Тогда Екатерина Георгиевна сказала: «Что хотите придумывайте, но я не уеду отсюда без образцов двух этих важных личин». Пришлось надевать болотные сапоги и по колено в воде, под брызгами набегающих волн делать необходимую и важную работу. На следующий день со спокойной душой мы пили кофе в аэропорту Хабаровска, с чувством выполненного долга поглядывая на коробки с полным набором образцов.

Коварная болезнь, обрушившаяся внезапно на молодую, красивую и энергичную женщину, украла здоровье и молодость, но не смогла сломить стойкий характер, стремление жить ради любимой семьи, сына, любимого дела. Никак нельзя было сдаваться, и она старалась изо всех сил, наперекор всем ветрам и невзгодам. Семья для Екатерины Георгиевны была всегда заглавной страницей ее жизни. Редко увидишь такое уважительное и трепетное отношение между близкими людьми, тем более, когда оно взаимно. Глубоко интеллигентные и очень скромные люди, в наших совместных поездках я никогда не слышал, чтобы даже кто-то повысил друг на друга голос. Взаимопонимание, поддержка в сложной ситуации и трудную минуту, искренняя любовь - все это чувствовалось при общении с этой уважаемой и дорогой мне семьей (рис. 15).

Когда болезнь немного отступила, Екатерина Георгиевна немедля взялась за работу: нужно было наверстать многое, упущенное за время болезни. С 2013 г. наши совместные экспедиции на памятники Амура и Уссури возобновились. Теперь ее, ослабленную болезнью физически, но не сломленную духовно, я старался оградить от опасных переходов по скользким валунам и лесным тропам, просил теплее одеваться и больше отдыхать. Последнее у меня не очень получалось, потому что сразу после долгого перелета из Москвы в Хабаровск Екатерина Георгиевна давала команду: «Едем на петроглифы, работы много, отдыхать будем потом». И мы мчались по трассе к Сикачи-Аляну или, минуя несколько пограничных постов, к границе с Китаем, на берег Уссури, где нас ждали загадочные образы древних художников, застывшие в базальте. Любимым местом Екатерины Георгиевны были Шереметьевские петроглифы. Здесь, в первозданной природе уссурийской тайги, ей особенно нравились реликтовые дубовые рощи, в тени которых можно было наслаждаться насыщенным лесным ароматом. В какой-то год Екатерина Георгиевна даже увезла с собой пару молодых дубков в надежде, что они приживутся на подмосковной даче. Но все же на первом месте была работа, расчистка от мха и лишайника уже известных изображений и увлекательный поиск новых. А здесь, на Шереметьевских скалах и поросших мхом прибрежных валунах (где петроглифы были впервые нами обнаружены только в 2012 г.), был полный набор зооморфных и орнитоморфных фигур, а также необычайного образа антропоморфных личин, ряд из которых - с выраженными чертами лица седых старцев, увенчанных колоритными прическами, бородой и усами. На одном внушительных размеров валуне, перевернутым когда-то ледоходом на 180° и совершенно случайно обнаруженным нашим бессменным штурманом, водителем и настоящим археологом Володей Осадчуком, были впервые замечены петроглифы в виде отпечатков тигриных следов, а рядом выбита антропоморфная личина с замысловатым геометрическим рисунком внутри контура. Какую смысловую на-

грузку несет данная композиция, о чем хотел рассказать древний художник, пока нам так и не удалось найти разгадку. Только за последние 5 лет на Шереметьево нашей экспедицией было обнаружено более 15 новых петроглифов, некоторые из них не успели опубликовать, но в ближайшее время обязательно это сделаем с добрым именем Екатерины Георгиевны. А сколько еще новых, пока не открытых образов скрывают от нас берега таежной реки, можно только догадываться. Об этом думал и всегда предвидел на шаг вперед наш верный руководитель.

Часто, вглядываясь в скальные выступы с петроглифами над Уссури, Екатерина Георгиевна подзывала меня и говорила: «Артур, Вам не кажется, что вон над тем карнизом что-то есть?» Вооружившись щеткой и взобравшись на указываемый уровень скалы, я восторженно сообщал, что здесь не просто что-то, а явная антропоморфная личина. Ее зоркий глаз находил даже неопределенное и слабо различимое изображение довольно на большом расстоянии. У нее было своеобразное чутье на эти петроглифы, которые другие в упор не замечали. Так было и с камнем 9 в нижнем пункте петроглифов Сикачи-Аляна. Камень - огромный базальтовый валун, лежит обособленно от других. На двух его вертикальных гранях (восточной и северной) - самые древние изображения низкорослых лошадок и лесной птицы, которые давно детально были описаны еще Алексеем Павловичем Окладниковым. Много лет и наша экспедиция детально осматривала этот валун, были сделаны сотни его фотографий. Поздней осенью 2016 г., в последний день перед своим отъездом, Екатерина Георгиевна долго стояла и смотрела с тропинки на южную (пустую) грань камня, ничего не говоря. А потом, в декабрьской Москве формируя наши планы на следующий год, она мне сказала: «Обратите внимание на южную грань камня 9, я определенно вижу там личину». Каково же было мое удивление, когда следующей весной там была обнаружена еле заметная, истертая песком, водой и временем личина с большими раскосыми глазами и ореолом (сиянием) вокруг внешнего контура. «Как так?» - сказал я Екатерине Георгиевне по приезде, ведь этот камень и Алексей Павлович многократно осматривал, и наша экспедиция в течение многих лет его весь «облизала»? Она улыбнулась в ответ и сказала, что здесь (на Сикачи-Аляне) нам предстоит еще много интересных открытий, нужно только приложить старания. Теперь, делая новое открытие, я буду помнить ее слова, думать, что она рядом и радуется новой находке вместе со мной.

Обширный материал, накопленный нами по изучению и исследованиям петроглифов Сикачи-Аляна, лег в основу моей диссертации, написанием и защитой которой я полностью обязан моему дорогому научному руководителю. Я долго сомневался, откровенно боялся, что не потяну, что еще не время, но Екатерина Георгиевна твердо сказала: «Вы просто обязаны это сделать, защита через полгода, не подведите меня». И все закрутилось с такой скоростью, что уже нельзя было остановиться или сойти на полпути. Помню бессонные ночи осени 2015 г., когда мы вместе были на международной конференции в Норвегии и усиленно дорабатывали разделы диссертации. «Может на сегодня достаточно?» - жалел я Екатерину Георгиевну и себя немного тоже, но она, глядя на часы, отвечала, что нужно еще часок поработать. Работа вышла объемная и разносторонняя, соединив в себе не только детальное описание всех известных и вновь открытых нами петроглифов Сикачи-Аляна, но и развернутый раздел по их сохранению. Лишь после защиты я со всей ответственностью понял, что никогда бы сам не справился

с этим, всегда был и буду благодарен ей за это важное событие в моей научной деятельности и всей жизни вообще.

Любовь к археологии и наскальному искусству у Екатерины Георгиевны была всегда взаимной. Она максимально отдавала себя, все знания и силы любимому делу, и петроглифы отвечали ей взаимностью, раскрывая перед ней свои потайные уголки, грани и плоскости. Екатерина Георгиевна собрала вокруг себя прекрасный коллектив единомышленников и специалистов, объединенный в дружную и работоспособную команду. Все лето и осень 2014 г. на Сикачи-Аляне и Шереметьево с нами в команде работал замечательный фотограф и художник из Карелии Игорь Георгиевский (рис. 2-11). Его великолепные снимки петроглифов с профессионально выбранными ракурсами, в которых удачно были задействованы сочетания солнечного света, тени и выносной вспышки, стали основой и ценнейшим высокохудожественным фондом наших исследований. Незаменимым специалистом и верным спутником в наших исследованиях всегда был Александр Пахунов. Снаряженный объемными чемоданами с несметным количеством современной фототехники, объективов, штативов и массой других приспособлений, названия которых были известны только ему, он мог часами колдовать над плоскостью с петроглифами, невзирая на опасность высоты и непогоду. В итоге у нас появились первые 3Б-модели валунов с древними изображениями Амура и Уссури.

Благодаря Екатерине Георгиевне в Хабаровском крае активизировалось и общественное движение в поддержку сохранения уникальных петроглифов Нижнего Амура. Еще в 2004 г. в Хабаровске был создан некоммерческий фонд «Историческое наследие Амурского региона», его организаторы Альберт Бабаев и Анатолий Судаков провели работу по снятию более 20 точных копий петроглифов при помощи негативных отпечатков из эластичного компаунда на основе силиконовых каучуков. Полученные негативные отпечатки использовались для создания точных (факсимильных) копий петроглифов, которые участвовали в экспозициях музеев и передвижных выставках, одна из них была организована в 2005 г. во время проведения в Москве международной конференции «Мир наскального искусства» и вызвала большой интерес и одобрение участников значимого научного мероприятия. Фонд теперь перерос в исследовательский центр «Петроглифы Амура» и продолжает нести свою нужную и важную миссию по популяризации, изучению и сохранению петроглифов Амура. Альберт Бабаев и сотрудники Центра стали хорошими друзьями и помощниками Екатерине Георгиевне и постоянными участниками наших совместных экспедиций в Хабаровском крае (рис. 13).

В 2015 г. в Институте археологии большими стараниями Екатерины Георгиевны был создан Центр палеоискусства, который стал конгломератом всех идей и проводимых изысканий на памятниках наскального искусства. Уже опытные (Марианна Арташировна Дэвлет, Галина Георгиевна Король, Елена Леванова, Эдуард Аркадьевич Грешников, Александр Пахунов) и еще молодые (Александра Гринько и другие) сотрудники проделали большую работу по сбору и обработке архивных и историографических данных, созданию фототаблиц, диаграмм, анализу аналогий и другим направлениям в отношении петроглифов Амура и Уссури. Их кропотливый и такой необходимый труд позволил сконцентрировать все наши совместные усилия, направленные на исследования, проводимые уже совершенно на новом уровне.

Рис. 7. Сикачи-Алян. Пункт 1. 2014 г.

Рис. 15. Семья. Карелия. Залавруга. 2018 г.

При поддержке Института археологии РАН, грантов РГНФ и РФФИ за последние пять лет в деле изучения и исследования петроглифов Амура и Уссури удалось сделать большой шаг вперед. Прежде всего, это было связано с новыми, инновационными методиками и технологиями по бесконтактному документированию петроглифов и окружающего историко-культурного ландшафта. Это стало возможным благодаря профессионалам своего дела, сотрудникам Лаборатории дистанционного зондирования и анализа пространственных данных (Я^БА) Екатерине Романенко, Юрию Свойскому, Сергею и Александру Пешковым, приглашенным Екатериной Георгиевной в проект «Трехмерное моделирование археологической среды и сакральных ландшафтов Дальнего Востока». В рамках проекта на памятниках наскального искусства Амура и Уссури были применены технологии аэросъемки с беспилотных летательных аппаратов, лазерного сканирования, фотограмметрического моделирования, созданы текстурированные трехмерные полигональные модели с картами высот, разработана методика высокодетальной векторизации барельефных петроглифов. И еще много работ на петроглифах Амура было запланировано на ближайшие годы Екатериной Георгиевной, которые мы постоянно обсуждали, пытаясь рационально распределить время и наши силы. Продолжить ее начинания - наша святая обязанность и долг не уходящей памяти.

Откровенно скажу, что нам будет очень тяжело без нее, нашего опытного наставника, дорогого и любимого руководителя. Добрая и светлая память о Екатерине Георгиевне Дэвлет - неутомимом покорителе Амурских берегов, как неразрушимая вечность тысячелетних петроглифов, всегда будет жить в наших сердцах.

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, ИЗДАННЫЕ В СОАВТОРСТВЕ С Е.Г. ДЭВЛЕТ

Ласкин, А.Р., Дэвлет, Е.Г., Бабаев, А.Л., Судаков, А.И. 2005: Петроглифы Сикачи-Аляна -уникальный памятник древнего наскального искусства на Нижнем Амуре (проблемы сохранения и использования). В сб.: Е.Г. Дэвлет (ред.), Мир наскального искусства. М., 154-162.

Ласкин, А.Р., Дэвлет, Е.Г. 2013: Новые петроглифы на реке Уссури в Хабаровском крае. ПИФК 4 (42), 209-216.

Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р. 2014: К изучению петроглифов Амура и Уссури. КСИА 232, 8-31.

Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р. 2015: Петроглифы Хабаровского края: результаты мониторинга последствий паводка в 2013 году на Амуре и Уссури. Археология, этнография и антропология Евразии 43/4, 94-105.

Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р. 2016: Петроглифы Сикачи-Аляна: мониторинг последствий паводка на Амуре. Археологические открытия 2014. М., 394-396.

Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р., Свойский, Ю.М., Романенко, Е.В. 2017: Документирование ландшафтного контекста и изобразительных особенностей Дальневосточных памятников наскального искусства. В сб.: Тр. V(XXI) ВАС. Барнаул, 93-100.

Ласкин, А.Р., Дэвлет, Е.Г. 2017: Петроглифы Амуро-Уссурийского региона: новые открытия и статистические данные. В сб.: Тр. V(XXI) ВАС. Барнаул, 116-121.

Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р., Пахунов, А.С., Свойский, Ю.М., Романенко, Е.В. 2017: Трехмерное документирование - инструмент передачи иконографических особенностей личин Сикачи-Аляна. В сб.: Тр. V(XXI) ВАС, Барнаул. 346-347.

Ласкин, А.Р., Дэвлет, Е.Г., Ульянов, А.А. 2017: Репертуар петроглифов Сикачи-Аляна: статистические данные. В сб.: Тр. V(XXI) ВАС. Барнаул, 606-607.

Devlet, Е., Laskin, А. 2016: Petroglyphs of Khabarovsk territory: the impact of the 2013 Amur and Ussuri flooding. Archaeology, ethnology and anthropology of Eurasia 43/4, 94-105.

Devlet, E., Svoyski, Y., Romanenko, E., Peshkov, A., Peshkov, S., Pakhunov, A., Konakova, E., Timofeeva, A., Yushin, E., Gabdulin, R., Kleymenov, A., Laskin, A. 2017: Three-dimensional polygonal modeling of boulders with petroglyphs for understanding of the function of the Sikachi-Alyan rock art site (Russia). In: Abstract book of the 23rd Annual Meeting of the European Association of Archaeologists, 9.

Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р. 2017: Состояние сохранности петроглифов Сикачи-Аляна: природное и антропогенное воздействие. В сб.: С.В. Батаршев, А.М. Шиповалов (ред.), Археология CIRCUM-PAGFIC: Памяти Игоря Яковлевича Шевкомуда. Владивосток, 252-265.

Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р., Свойский, Ю.М., Романенко, Е.В., Тимофеева, А.С., Пахунов, А.С. 2017: Трехмерное документирование - инструмент передачи иконографических особенностей личин в наскальном искусстве Дальневосточного региона. В сб.: С.В. Батаршев, А.М. Шиповалов (ред.), Археология CIRCUM-PAGFIC: Памяти Игоря Яковлевича Шевкомуда. Владивосток, 266-273.

Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р. 2017: Петроглифы на р. Кия в Хабаровском крае. КСИА 249, 167-173.

Devlet, E.G., Laskin, A.R., Pakhunov, A.S., Romanenko, E.V., Svoyski, Yu.M. 2018: Аpplication of surface visualization algorithms in the rock art studies. In: D.A. Gaynullin, G.V Bu-lyakova, I.I. Bulyakov, Sh.V Nafikov (eds.), Museification of historical and cultural heritage: theory and practice. Materials of the III International Scientific Symposium. Ufa, 52-71.

Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р., Пахунов, А.С., Романенко, Е.В., Свойский, Ю.М. 2018: Применение алгоритмов визуализации поверхности при изучении изображений на скалах. В сб.: Д. А. Гайнуллин, Г.В. Булякова, И.И. Буляков, Ш.В. Нафиков (ред.), Музеефика-

ция историко-культурного наследия: теория и практика. Материалы III Международного научного симпозиума. Уфа, 43-52.

Ласкин, А.Р., Дэвлет, Е.Г., Гринько, А.Е., Свойский, Ю.М., Романенко, Е.В. 2018: Новые результаты документирования петроглифов и моделирования сакральных ландшафтов памятников наскального искусства Дальнего Востока. ПИФК 2, 244-255.

Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р., Пахунов, А.С. 2018: Факторы разрушения и проблемы сохранения нижнеамурских петроглифов. ПИФК 2, 25-43.

Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р. 2018: Факторы разрушения Нижнеамурских петроглифов. В сб.: Н.В. Лобанова (ред.), Международная научно-практическая конференция «Древнее наскальное искусство в контексте мирового культурного наследия». Петрозаводск, 28-31.

Devlet, E., Laskin, A. 2018: The destruction factors and issues of preservation of the Lower Amur petroglyphs. В сб.: Н.В. Лобанова (ред.), Международная научно-практическая конференция «Древнее наскальное искусство в контексте мирового культурного наследия». Петрозаводск, 28-31.

EKATERINA DEVLET - CONQUEROR OF THE AMUR SHORES

Artur R. Laskin

Khabarovsk Regional Centre for Cultural and Historical Heritage Protection,

Khabarovsk, Russia

[email protected]

Kado said: «There are three suns in the sky. Life is too hot».

And he went to the sunrise and shot two suns, one left.

The boiling water became the mountain.

The boiling mountain became the river.

And while the stones are hot, the girl Mamilchji painted birds and animals on them.

Then the stones got hard (From Nanai epic).

Abstract. The article is devoted to the memory of Ekaterina Georgievna Devlet, the famous scientist, archaeologist and researcher of ancient rock art monuments. Ekaterina Devlet devoted her whole life to the study and research of petroglyphs - an integral part of the world cultural heritage. Being the member of numerous archaeological missions, she participated in the research of ancient rock images located in Europe, Asia and America. The collected data made it possible to conduct a comprehensive analysis of the experience accumulated in the world practice in petroglyph documenting, factors of destruction, conservation, organization of protection, preservation and use of rock art monuments as tourist sites. For several years, under her guidance, studies and documentation of Pegtymel Petroglyphs in Chukotka had been carried out. A lot of work was done in hard-to-reach areas, on steep rocks, where it was possible to document about 300 planes with ancient images. In 2005, together with Marianna Artashirovna Devlet - beloved mother, teacher and scholar of world renown, a substantial monograph "Myths in stone: the World of rock art of Russia" was published, which brought together all the information on the monuments of rock art from the Paleolithic to the ethnographic present. The important aspects of the semantics of the petroglyphs and their relationship with mythology, traditions, shamanism,

and various pagan cults involved in the formation of world religions are reviewed. The book is filled with beautiful photographs of petroglyphs from all over Russia, including unique archival historical photographs.

Ekaterina Devlet has long been attracted to the far East with its pristine nature and original history, so the next important stage of her scientific work was devoted to the research and work on the preservation of the Lower Amur petroglyphs, where she was the permanent organizer and leader of scientific expeditions, the discoverer of new petroglyphs in Sikachi-Alyan, Sheremetyevo, Kie. The results of these works are reflected in numerous scientific publications, including co-authorship with her grateful students.

Keywords: petroglyphs of the Lower Amur, rock paintings, Sikachi-Alyan, Sheremetyevo, Kiya, the Ussuri River

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.