Научная статья на тему 'ЭХО СОЛНЕЧНЫХ БУРЬ В ЖИЗНИ ОСНОВАТЕЛЯ ГЕЛИОБИОЛОГИИ А. Л. ЧИЖЕВСКОГО'

ЭХО СОЛНЕЧНЫХ БУРЬ В ЖИЗНИ ОСНОВАТЕЛЯ ГЕЛИОБИОЛОГИИ А. Л. ЧИЖЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭХО СОЛНЕЧНЫХ БУРЬ В ЖИЗНИ ОСНОВАТЕЛЯ ГЕЛИОБИОЛОГИИ А. Л. ЧИЖЕВСКОГО»

естествознания (химии, геологии, биологии). Доказательность есть важнейшая черта научного знания, отличающая его, например, от религии или от искусства.

4. Эмпирическая проверяемость. Под этим понимается возможность установления истинности или ложности теоретических положений путем их соотнесения с практическими результатами, получаемыми в экспериментах или наблюдениях за естественным ходом событий. Данный критерий включает в себя два компонента: подтверждение (верификацию) и опровержение (фальсификацию). Первый компонент ориентирует на нахождение истинного, второй — на отсечение ложного в научном знании.

5. Фундаментальность. Чтобы стать научным, знание должно «оторваться» от своей практической привязки и приобрести теоретический характер. Знание, «зациклинное» на решении чисто практических задач, не может породить ни математику, ни теоретическую физику, ни космологию.

Типичные ошибки, допускаемые некоторыми авторами при изложении данного вопроса, состоят в смешении указанных признаков: например, системность знания сводится к его логической организации, а рациональность - к доказательности. Кроме того, к числу критериев научности знания иногда относят признаки, характерные и для других видов знания (например, такие, как предметность, проблемность, критичность).

Отметим в заключение, что указанные критерии научности не являются абсолютными и окончательными. Они могут изменяться в зависимости от развития научного знания и новых открытий.

ЭХО СОЛНЕЧНЫХ БУРЬ В ЖИЗНИ ОСНОВАТЕЛЯ ГЕЛИОБИОЛОГИИ

А. Л. ЧИЖЕВСКОГО

В.В.Аникин

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия Б01:

Одной из гениальных личностей ХХ-го столетия в Советской России был выдающийся ученый, представитель русского космизма - Александр Леонидович Чижевский. Личность этого ученого многогранна, он прекрасно рисовал, писал стихи, но прославился как ученый биофизик, создавший теорию о цикличности солнечной активности, влияющей не только на всё живое на планете, но и, определенно, на исторические события - начало войн, смену политических систем, восстания и т.п. Начало исследований 21-летнего профессора Московского археологического института легли в

ио

основу науки - гелиобиологии. Земное эхо солнечных бурь пронеслось и по судьбе самого исследователя. Человек, у которого циклы взлетов и падений в жизни случались много раз. Участвовал в боях в Галиции в Первую мировую войну, где был ранен и получил за отвагу Георгиевский крест IV степени. Получив навыки живописи в Парижской академии художеств смог воплотить их в своих полотнах и зарисовках, которые он продавал, чтобы заработать на жизнь во время Гражданской войны и после 8 лет лагерей в начале 50-х годов в Караганде. Проживая в Калуге, прекрасно знал и дружил с К. Э. Циолковским более 20 лет, помогал с его изданиями, обсуждал с ним свои идеи и наработки. Люстра Чижевского висела в кабинете у Константина Эдуардовича.

В начале 20-х годов работал внештатным консультантом в Института физики и биофизики Наркомздрава СССР, где познакомился с С. И. Вавиловым, потом работал научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии Главнауки Наркомпроса РСФСР, где изучал воздействие аэроионов на животных и апробировал разработанную им «люстру». Александр Леонидович продвигал идею создания в молодой советской стране службы Солнца - «если люди будут знать, что происходит на Солнце, то им легче будет спрогнозировать, что ждет Землю».

Его идеи и инновации с трудом воспринимались и полностью отвергались как антинаучные и «от лукавого» известными советскими учеными - О. Шмидтом, А. Йоффе, К. Тимирязевым, В. Ветчинкиным и др., и только К. Циолковский всегда поддерживал своего друга. В результате наветов Александра Леонидовича увольняли и закрывали его исследования, но наука для него была смыслом жизни. Он продолжал работать и получил всемирное признание после выхода его труда «Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца», что «выразилось» избранием его вместе с Э. Резерфордом почётным президентом на Первом Международном конгрессе по биофизике и космической биологии, проходившем в 1939 году в Нью-Йорке! Выезд за границу ему не оформили, а арестовали в начале Второй мировой войны за призывы к свержению Советской власти и хранению антисоветской литературы.

Тяжелые 8 лет жизни в тюрьмах и лагерях (Ивдельлаг, Кучино, Карлаг) не сломили великого ученого! Именно в лагере Александр Леонидович установил, что кровь представляет собой строгую систему из частиц, находящихся в определенном взаимодействии между собой, так появилось новое научное направление в гематологии -структурный анализ движущейся крови. За два года до своей смерти, уже будучи в Москве А.Л. Чижевский был полностью реабилитирован. А его книга «Земное эхо

солнечных бурь», написанная им в конце жизни (Чижевский, 1973), всё-таки вышла в свет, хотя и через 9 лет!

Литература

1. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. Москва: Мысль, 1973. 350 с.

О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ ВИКТОРИАНСКОГО МОДЕРНА ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛЕЙ ТЕОРИИ

РАСПОЗНАВНИЯОБРАЗОВ

Ю.А. Бродская

Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина, Саратов, Россия DOI:

В работе предложен алгоритм и его реализация, решающий задачу атрибуции живописи и графики наиболее ярких представителей раннего модерна викторианской эпохи (братство прерафаэлитов). Для реализации был сделан выбор в пользу моделей, основанных на машинах связи (connection machines), то есть нейронных сетей. Говоря о распознавании зрительных образов, имеется в виду, в первую очередь, анализ изображений, который является одной из наиболее изученных и популярных задач теории распознавания образов. Одно из наиболее интересных и перспективных приложений анализа изображений - это задача атрибуции произведений живописи, в частности, представителей выбранных стилей и направлений изобразительного искусства или же конкретных художников [1,2]. Представлена реализация алгоритма распознавания, использующего нейронную сеть, для атрибуции произведений художников-прерафаэлитов или, в других случаях, древнерусских икон и живописи кисти Леонардо да Винчи (на примере картины «Спаситель Мира») [2]. Для достоверной атрибуции произведений изобразительного искусства необходим анализ таких данных как: конструкция и обработка их основ, техника и технология красочного слоя. При исследовании авторства произведений изобразительного искусства, их сравнивают с данными материально-структурных особенностей произведений живописи, исходя из соображений установленного авторства. Материально-технологические сведения - наиболее объективные показатели индивидуальной манеры работы художника, и при распознавании работ, выбранных для атрибуции, необходим анализ приемов, структуры и технологических особенностей всех участков композиции живописцев. В работе обученная нейросеть способна распознавать, является ли предоставленное пользователем изображение оригинальным произведением художника-прерафаэлита на основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.