Научная статья на тему 'Солярно-космическая концепция А. Л. Чижевского'

Солярно-космическая концепция А. Л. Чижевского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
268
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
СОЛЯРНАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СТАДИИ СОЛНЕЧНОЙ АКТИВНОСТИ / ЦИКЛИЧЕСКАЯ ВОЛНА / МАГНИТНЫЕ БУРИ / СОЛНЕЧНЫЕ ПЯТНА / SOLAR ANTHROPOLOGICAL CONCEPT / STAGES OF SOLAR ACTIVITY / CYCLIC WAVE / MAGNETIC STORMS / SUNSPOTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пустовойт Надежда Михайловна

В статье идет речь о мировоззренческих идеях русского мыслителя Александра Леонидовича Чижевского, приводятся некоторые аспекты его космической философской антропологии, раскрывающие обоснования земной жизни. Центральное место отводится его учению о воздействии космоса, солнечной, прежде всего, энергии, на жизнь людей, человеческого общества, на ход истории человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solar space concept of A. L. Chizhevsky

The article deals with the philosophical ideas of the Russian thinker Alexander Leonidovich Chizhevsky, some aspects of his cosmic philosophical anthropology, revealing the substantiation of earthly life. The Central place is given to his teaching about the impact of space, solar, first of all, energy, on the lives of people, human society, on the course of human history.

Текст научной работы на тему «Солярно-космическая концепция А. Л. Чижевского»

10. РоЗИН 6. м. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники // Вопросы философ ии. - 1996, - Ы» 3. - С 19-28.

11.Стспин В.С, Научное познание и ценности техногенной цивилизации П Вопросы философии. -1989. ■■ №10.-С. 3-18.

12.Pelevin S, !., Taubaev 8. D. and feklanov I. S. Problem of Technogenic Society Dynamics under the Conditions of Contemporaneity // international Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Volume 9. Issue 11. pp. 2437-2443.

SOLAR SPACE CONCEPT OF A. L CHfZHEVSKY

Pustovoyt Nadezhda MihaySovna, Postgraduate student, Department of Religious Studies Socio-Cultura! Anthropology and Tourism, Kaluga Stale University named after K, £ Tsiolkovsky, "Rossiyanka" "Child development Center" Kaluga

The article deals with the philosophical ideas of the Russian thinker Alexander ieonidovich Chizhevsky, some aspects of his cosmic philosophical anthropology, revealing the substantiation of earthly life. The Central place is given to his teaching about the impact of space, solar, first of all, energy, on the Uves of people, human society, on the course of human history.

Keywords: solar anthropological concept; stages of solar activity; cyclic wave; magnetic storms; sunspots.

СОЛЯРНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ удк 1.091.470

АЛ ЧИЖЕВСКОГО ВАК РФ 09.00.13

В статье идет речь о мировоззренческих идеях русского мыслителя Александ © ПустовойтНМ., 2019 ра Леонидовича Чижевского, приводятся некоторые аспекты его космической философской антропологии, раскрывающие обоснования земной жизни. Центральное. место отводится его учению о воздействии космоса, солнечной, прежде всего, энергии, на жизнь людей, человеческого общества, на ход истории человечества.

Ключевые слова; солярная антропологическая концепция; стадии солнечной активности; циклическая волна; магнитные бури; солнечные пятна.

Русский космизм - философское течение, основанное на теории единства космоса, природы (окружающего мира), человека, т.е. на теории всеединства [2]. Прогрессивным представителем естественно научного направления является Александр Леонидович Чижевский (1897-1964).

Если КЗ. Циолковский в своей мировоззренческой концепции был, прежде всего, нацелен на освоение космического пространства, на творческое преобразование человеком космоса и себя, то для А.Л. Чижевского основной концептуальной проблемой было определение того, как космос, в целом, и, особенно, солнце, влияет на жизнь на земле, в целом, и на жизнь человека и общества, в частности, И уж как следствие познания данных космических, солнечных факторов воздействия на земную жизнь-определить то, как можно поставить на службу человеку данные солнечные, космические энергии, оптимизировать исторические общественные процессы.

Александр Леонидович Чижевский родился в 1897 г. под г. Гродно (ныне - Беларусь); учился в Калуге; там же, в Калуге, познакомился с КЭ. Циолковским (в 1814 г.) и его учением, - на всю жизнь сохранив дружескую и научную связь с этим выдающимся естествоиспытателем и космистом.

А.Л. Чижевский был довольно разносторонней личностью. Прежде всего, он известен нам сегодня, как биофизик, как человек, внесший вклад в изучение воздействия ионизированного излучения на живые организмы и человека. Однако интеллектуально-творчес-кие интересы Александра Леонидовича, отнюдь, не ограничивались биофизикой. Первой его учебной диссертацией была диссертация по поэтике - по лирической поэзии XXVIII века; в русле данной ли-

ПУСТОВОЙТ Надежда

Михайловна, аспирант,

кафедра Религиоведения

социально-куль гурной

антропологии и туризма,

Калужский

гос.ударе таенный

университет

им. Н.Э. Циолковского,

МБ ДОУ "Россиянка" "Центр

развития ребенка", Калуга-,

ORCIP: 0000-0003-1067-7093

ни«, Чижевский в 1920-х г. занимает должность председателя Калужского союза поэтов. Параллельно, Чижевский углублённо изучает исторические дисциплины, - в частности, историю возникновения и развития науки, философии; в круг его интересов входит и история человечества. Одно из основополагающих сочинений А.Л. Чижевского, например, как раз посвящено именно изучению истории, - "Физические факторы исторического процесса" (издано в 1924 г.),-в котором Чижевский и обосновывает свою концепцию влияния солнечной активности на человеческую историю [6].

В Московском университете А, Л. Чижевский учился одновременно на физико-математичес-ком и на медицинском факультетах. После учёбы - занимает должность главного эксперта по биологии и медицине Технического совета Ассоциации изобретателей.

Ещё в юности, во время обучения е Калуге, экспериментирует с процессами ионизации и приходит к очевидным выводам о том, что положительно заряженные ионы негативно влияют на живые организмы и человека, а отрицательно заряженные - напротив, оказывают благоприятное на них воздействие. Данное открытие нашло своё практическое применение в аэороионизаторе {известной "люстре Чижевского"), с помощью которого можно осуществлять терапевтическое и оздоравливающе профилактическое воздействие на организм человека. Чижевский становится основоположником аэроионизации, а его работы высоко оценили ученые во всем мире.

В1930-1936-х гг. Чижевский возглавляет Центральную научно-исследовательскую лабораторию ионификации. Впрочем, столкновение парадигм различных научных сообществ и соответствующих научных школ приводит к тому, что более сильное научное сообщество (условно, "школы Йоффе" и "Завадовского"), сумев заполучить под себя тогда определённый административный и идеологический ресурс, закрывают деятельность данной научно-исследовательской организации. Однако, несмотря на серьёзные жизненные трудности в последующий период, Чижевский не оставляет своей научной творческой деятельности, и по праву обретает международное признание (в частности, избирается, заочно, почётным президентом I Международного конгресса по биологической физике и космической биологии, проходившего в Нью-Йорке в 1939 г.), а также имеет неофициальный "титул" "Леонардо XX века", - и, действительно, широчайший круг интересов учёного, от поэтики и истории до

физики и медицины, позволяет вполне обоснованно сравнивать его с выдающимся учёным-инженером и художником, в широчайшем смысле этого слова, эпохи Возрождения - Леонардо дз Винчи.

Особенно важным аспектом научного и фипософского творчества А.Л. Чижевского представляется его историческое учение о воздействии космоса, солнечной, прежде всего, энергии, на жизнь людей, человеческого общества, на ход истории человечества. Так, основным космическим фактором, влияющим на исторический процесс Чижевский полагает периодическую пятнообразовагельную деятельность солнца, которая так или иначе влияет на поведение масс, народов, на исторический процесс в целом. Другими словами, солнечное ионизирующее излучение оказывает своё влияние на магнитное поле Земли и, данное взаимодействие двух источников, здесь и теперь, так или иначе влияет на поведение людей, общества в целом [б].

Чижевский, собрав и изучив распределение основных исторических событий, - как то, прежде всего, войн, революций, восстаний и т.п., а также эпидемий, - пришёл к однозначному выводу, что данные события находят своё вполне циклическое распределение на хронологической шкале истории; и циклы эти оказываются довольно одинаковыми, с относительно незначительными погрешностями и сдвигами, и составляют, в среднем около 11 лет (9-13 лет); более того, по мнению Чижевского, данные циклы полностью совпадают с циклами солнечной активности, или, иначе, с циклами образования пятен на солнце, продуцирующих данную активность, 8 обнаруженных циклах Чижевский (так и получивших своё название "циклы Чижевского") выделяет 4 стадии: первая стадия - стадия минимума солнечной активности; вторая стадия - стадия нарастания солнечной активности; третья стадия - стадия максимума солнечной активности; и, наконец, четвёртая стадия - стадия снижения солнечной активности. Каждая из упомянутых стадий длится около 3-х лет. По расчётам Чижевского, распределение исторических событий по данным стадиям оказывается следующим: в первой стадии минимальной солнечной активности - имело место лишь около 5% всех подобного рода исторических событий; во второй стадии, стадии нарастания солнечной активности - имеет место уже около 20% подобных исторических событий; в третьей же стадии - максимальной солнечной активности - оказывается и происходит добрая поло-

вина эпохальных исторических событий, 60%; в четвёртой же стадии - стадии, вновь, понижения солнечной активности - снижается и частота указанных событий, до 15% [4].

Основные эпохальные исторические события, по мысли Чижевского, как раз и происходят в годы с максимальной солнечной активностью, в годы образования на солнце пятен. Ионизирующее солнечное излучение, - как сейчас говорят, "магнитные бури" - оказывает своё возбуждающее влияние на человека, на общество, на массы, словно бы заряжает их "излишней" энергией, приводит в психическое возбуждение и толкает на разного рода исторические деяния [1 ]. В данные, максимальной солнечной активности, периоды, по Чижевскому, происходят революции {Английские, Французская, Парижская коммуна, Русские революции и т.д.), зачинаются войны, в частности - те же Крестовые походы. Разумеется, существуют и иные факторы (экономические, религиозные, геополитические и т.д.), подталкивающие людей, народы и государства к войнам, к бунтам и т.п. вещам, однако если у людей, у человеческих сообществ, "масс", не окажется необходимой энергии, если они не будут должным образом возбуждены, то, весьма вероятно, никакой войны не начнётся, бунт не поднимется, - даже при наличии острых, вроде как, социальных, положим, противоречий. Нужен, получается, ещё один, очень, здесь, важный фактор, который как раз и катализирует процесс войны, бунта и т.д., преобразует тлеющие противоречия в "огонь" исторического события (или катастрофы) [6]. "Изучая статистические основныемоменты всемирно-ис-торического процесса, - писал Чижевский, -мы пришли к выводу о могущественном влиянии солнечных факторов на поведение человеческих масс, обусловленное, по-видимому, энергетическим механизмом. Этот вывод позволил нам включить всемирно-исторический процесс в ряд явлений природы и рассматривать его как явление космическое" [7].

В логику указанных солнечных циклов укладываются, по Чижевскому, и эпидемии, -вследствие того, что, по-видимому, солнечное излучение, в качестве своего побочного эффекта, возбуждает особенную активность и определённых болезнетворных микроорганизмов, - что также оказывает своё серьёзное влияние на ход человеческой истории.

А.Л, Чижевский, интерпретируя таким образом историю, сводя хаос исторических событий в канву собственной "солярно-косми-ческой" концепции, пытается, по его

собственным словам, перевести историю, как дисциплину, из состояния "сказки", совокупности "сказок" и мифов, в котором она ныне находится, в нечто подобное, действительно, научной, т.е., в его понимании, поддающейся определённому измерению и предсказанию, дисциплины, Чижевский, по его собственному выражению, пытается очиститьтаким образом историю от "метафизики", и редуцировать её, в определённом смысле, до "физики". Исследо-вательхочет подвести под, казалось бы, акт "свободной воли" человека, исторического субъекта - конкретный "физический" фундамент, а именно - циклы солнечной активности.

Надо заметить, впрочем, что указанные циклы солнечной активности Чижевский считает, отнюдь, не единственными; он полагает их лишь основными, наиболее ярковыражен-ными и существенными; однако помимо этих циклов, он обнаруживает определённые серии менее выраженных солнечных циклов, и более длинных, и более коротких, которые также имеют место и, аналогично, оказывают своё влияние на человечество (хоть и менее выражено). Особенно исторически интересным оказывается обнаружение временной точки наложения волн и стадий одного цикла на другой, что создаёт ещё больший соответствующий воздействующий на общество эффект.

По мысли Чижевского, знание о существовании подобных циклов, даёт человеку, призванному управлять обществом, государством, возможность предсказывать времена возможных бунтов, войн и революций, или, иными словами, времена наибольшего возбуждения масс, - и именно в это время, с одной стороны, значит, нужно быть особенно осторожным в выборе стратегий и тактик социального управления, но, с другой стороны, именно в это время можно, и даже нужно, давать возбуждённым "солнцем" массам конструктивную идею, идею, которую эти массы, в данный период солнечного цикла, легко подхватят и могут осуще-ствитьдовольно много позитивных свершений и вполне прикладных открытий. Главное только - направить "возбуждённую" энергию этих масс в нужное русло, подхватив и оседлав данную "циклическую волну" Солнце, как пишет Чижевский, лишь побуждает нас делать что-то, но вовсе не говорит, что именно. А вот то, что "именно" нужно делать - это, должно быть, прерогативой мудрых управленцев государством. Стычки, по словам Чижевского, крестьянские восстания и т.п. события должны подлежать точному учёту, диагнозу и классификации. Одна-

ко, судя по всему, подобные выводы Чижевского не могли понравиться господствующей в ту пору идеологии марксизма-ленинизма. С одной стороны, данный подход Чижевского, вроде бы, оказывался вполне "материалистическим", антиметафизическим, т.е. - находился во вполне "материалистических" рамках данной парадигмы; однако, с другой стороны, здесь, оказывалось, что всё "революционное творчество масс", все "общественные законы" указанного "марксизма-ленинизма", зиждущегося на экономическом, а отнюдь не на соляр-но-физическом базисе, представляется, в данной концепции, зависимым от Солнца, "солнечных пятен". Разумеется, в рамках господствующей парадигмы "общественных наук", солярно-космическая концепция Чижевского не была востребована, а его наблюдения и исследования социально-исторических проблем были проигнорированы в течение многих десятилетий [6].

Впоследствии, стоит заметить, концептуальные выводы, сделанные А.Л. Чижевским, будут довольно специфически приняты на вооружение таким известным отечественным историком, как Л.Н, Гумилёв, в его концепции "пассионарности". Л,Г, Гумилёв рассматривал человеческую историю как определяющуюся, в своём развитии, прежде всего так называемыми "пассионарными толчками", т.е. воздействием космической энергии {неизвестной этиологии, и отнюдь, здесь, уже не солнечной) на человеческие сообщества; удар данной энергии, по гипотезе историка, приводит эти сообщества, вызывая у людей определённые генетические мутации, в довольно энергетически возбуждённые состояния, - толкая их на исторические свершения, на войны, религиозные деяния, творение высочайшего уровня произ-

ведений искусства и т.д. Пассионарность, по Л.Н. Гумилёву, есть способность к целенаправленному сверхнарпряжению. Концепция Л.Н. Гумилёва, с соответствующими изменениями, может быть представлена, в частности, как модификация "солярной" антропологической концепции А.Л. Чижевского.

В антропологических аспектах теории А.Л. Чижевского, человек явно предстаёт, прежде всего, как "солярное" существо, существо очень серьёзным образом связанное с солнцем и космосом в целом, и находящееся от них в почти тотальной зависимости. То же самое можно сказать и об обществе в целом. В настоящее время мысль Чижевского о том, что на человека и общество влияют разные факторы: и социально-экономические, и культурно-ре-лигиозные, и солярно-космические, особенно прогрессивна своей актуальностью и глубиной и, вполне, созвучна современной теории синергетики.

Литература:

1. Казютинскмй В.В. Космизм А,Л.Чижевского. Космическое мирровозрение- новое мышление XXI века. Том 3. М.: Международный центр Рери-хое,2004.-175-193 с

2. Лыткин 8.В. Космические альтернативы человечества: социально-философские, антропологи ческие и религиозные проблемы русского космизма : монография. - СПб.: Книжный дом, 2012. -208 с.

3. Чижевский А. Л. Земля в объятиях Солнца. - М.: ЭКСМО, 2004. - 928 с.

4. Чижееский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. -М.:МысЛЬ, 1976.-338 с.

5. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Воспоминания о КЗ. Циолковском. - М. : Айрис-Пресс, 2007.-45бс.

6. Чижевский А.Л. Физические факторы истори чес ко го процесса, - Калуга, 1924. - 74 с.

7. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. - М., 1995.-768 с.

DYNAMICS OF LEGAL INSTITUTIONAL TRANSFORMA TÏONSINTHEXX CENTURY: SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS Ravochkin Nikita Niko/aevich, PhD of Philosophical science, Associate Professor, Department of Humanities and Legal Disciplines, Kemerovo State Agricultural Institute, Kemerovo

The article explores the theme of transformation of legal institutions in the twentieth century. The work is based on the analysis of views on modern law in its relationships with globalization processes and trends, as well as the inclusion of the concept of R. Collins as a methodological tool. The understanding of the functioning of legal institutions today is actualized primarily with the need to overcome the crisis in the legal consciousness of the population, as well as to determine the interpénétration of the best ideas in the legal practices of different states. The author's philosophical position is focused on analyzing the legal ideas of Germany, Sweden, the People's Republic of China and Italy. The conducted social and philosophical analysis understands and proves that in the twentieth century the legal Institutions of different states cannot remain isolated from the mutual influence on each other at different levels of social existence. In conclusion, it is presented that the concept of Collins allows to take intoaccount the interpénétration ofintellectual constructs from one legalsystem to another with the subsequent context for their implementation.

Keywords; legal institutions; social dynamics; institutional transformations; philosophy; globalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.