Научная статья на тему 'Егору Загребину - 80'

Егору Загребину - 80 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
255
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Егору Загребину - 80»

В. Л. Шибанов ЕГОРУ ЗАГРЕБИНУ - 80

Творчество Егора Егоровича Загребина (1937-2015) многогранно, в его наследии большое место занимают и драматургические произведения, и малые жанры прозы, и злободневная публицистика. Егор Егорович не был кабинетным писателем, в отличие от многих своих коллег, он постоянно находился «на виду»: работал на республиканском телевидении, в Удмуртском национальном театре, в последние годы (с 1999 г.) был председателем Союза писателей Удмуртии. Его произведения переведены на русский, чувашский, марийский, мордовский и другие языки приволжских республик.

Е. Е. Загребин родился 4 июля 1937 г. в д. Кутоншур Якшур-Бодьинского р-на Удмуртии. Учился в Ленинградском театральном институте имени А. Н. Островского, когда и была написана первая психологическая драма «Тулыс зор» («Весенний дождь», 1961) о судьбе бывших военнопленных Ломаева и Богатырева и их сложных взаимоотношениях в условиях восстановления народного хозяйства. Но наиболее востребованными стали его комедии и трагедии. Водевиль «Насьток но Исьток» («Степан и Настя», 1982) строится на довольно «примитивном» сюжете: муж не узнает на курорте собственную жену, прибывшую туда из чувства ревности, возникает множество смешных ситуаций, переодеваний, раздвоений, уже отработанных мировой комедиографией. Почему же пьеса стала такой популярной (на сцене она поставлена более 300 раз)? Драматург сознательно отходит от социальных

_В. Л. Шибанов

проблем, постоянно муссируемых социалистической идеологией, а интертекстуальное поле произведения расширяется до таких пределов, каких еще не знала удмуртская комедия того времени. В последние годы Е. Е. Загребин работает над удмуртской городской комедией (до сих пор действия происходили в деревенской местности и на лоне природы). По мнению драматурга, без юмористического отношения к урбанизированной среде удмуртский театр вряд ли может быть конкурентоспособным.

Е. Е. Загребина как трагика привлекают сильные характеры, острые сюжетные линии и конфликты. Его трагедии «Эш-Тэрек» («Эш-Тэрек») и «Кикы нош силе но силе» («А кукушка кукует и кукует») уводят зрителя соответственно в средневековую эпоху и времена сталинских репрессий, но поднимают злободневные проблемы современности. Как бы ни подвергались эти трагедии критике (так, исторический Герд во многом не похож на Герда, изображаемого Е. Е. Загре-биным), именно они вывели драматурга за пределы республики на сцены Урало-Поволжского региона. За трагедии «Эш-Тэрэк» и «Кикы нош весь силе но силе» Е. Загребин удостоен Государственной премии Удмуртской Республики (2001).

Егор Загребин работает также в жанрах «малой прозы», среди которых примечательны детские рассказы, юморески, пейзажные зарисовки и рассказы для взрослых. Талант Загребина-прозаика как представителя постреализма покажем на примере конкретного произведения. В новеллистическом очерке «Любовь моя, ревность» (2004) изображена трагическая судьба яркой удмуртской актрисы Анны Колесниковой (1916-1947), которая в 31 год вынуждена была покончить жизнь самоубийством, стреляя при этом в собственных детей. В новелле постоянно проводятся параллели с трагедией Еврипида «Медея» и драмой А. Островского «Гроза». Трагедия Анны вроде бы исходит из чрезмерной ревности, когда ее муж, видный администратор и работник КГБ, публично выражает свои симпатии к другой актрисе, злостной сопернице Анны. Но выход на мировую классику (кстати, обе эти роли Колесникова хотела играть на сцене) раскрывает глубокие механизмы психики женщины, когда «роль» начинает психоаналитически вытеснять реально-очевидное и ведет человека к такому выбору, к которому он сам вряд ли склонился бы. Но постреалистическая стратегия в новелле Е. Загребина реализуется не через внешне броский сюжет об Анне Колесниковой, а через изображение «темной» судьбы ее бывшего мужа - офицера Степана Широбокова (не путать с народным поэтом Удмуртии С. П. Широбоковым). Именно Степан на своем 90-летии раскрывает повествователю ряд нюансов, которые достраивают общую трагическую картину: он сознательно изменял жене, по его вине пистолет попал в руки ревнующей Анны, после чего было сделано три роковых выстрела. Широбоков не был уволен из органов, и многие десятилетия он нес на себе тяжелый груз, пока не открылся перед повествователем. Как видно, эпическое и драматическое начало в произведении Е. Е Загребина тесно переплетены, что характерно и для других рассказов и очерков писателя.

Важная черта творческого миропонимания Егора Загребина - осознание большого духовного и нравственного потенциала своего народа, России в целом, беспредельная любовь к родному краю, желание разобраться в непростых явлениях прошлого и настоящего. Искренность писателя проявляется как в его худо-

Егору Загребину - 80_^^^

жественных произведениях, так и в эмоциональной публицистике. Он убежден: человеку даны воля, разум, дух, чтобы сопротивляться давлению мрачных дней и верить в будущее.

Поступила в редакцию 27.06.2017

Шибанов Виктор Леонидович,

Кандидат филологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 е-mail: shibvik@rambler.ru

V. L. Shibanov

To the 80th Anniversary of Yegor Zagrebin

Citation: Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2017, vol. 11, issue 3, pp. 167-169. In Russian.

Received 27.06.2017

Shibanov Viktor Leonidovich

Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor,

Udmurt State University 1, ul. Universitetskaya, Izhevsk, 426034, Russian Federation

е-mail: shibvik@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.