ЕГО МУЗЫКА ПРИНОСИТ РАДОСТЬ: СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА АЛЕКСАНДРА КОРЕПАНОВА
Имя композитора Александра Германовича Корепанова вошло в музыкальную культуру Удмуртии в конце 1970-х гг. К этому периоду относятся его крупные сочинения для симфонического оркестра, опера «Мятеж» (1980), написанная в соавторстве с Германом Корепановым, балет «Соловей и роза» (1988), музыка которого приобрела широкую известность благодаря концертным исполнениям.
Значительную часть его сочинений представляют произведения для фортепиано: соната в трех частях, концертное аллегро, сюита для двух фортепиано, транскрипции из оперы «Мятеж», а также педагогический репертуар для детей: циклы «Детям», «Альбом первоклассника», Семь легких пьес, «Фортепианная тетрадка».
В жанрах хоровой музыки композитором созданы «Университетская кантата» для солиста хора и оркестра (слова Е. Лабынцевой), «На БАМе», для хора а капелла (слова В. Яковлева), сюита «Мир детства» для детского хора с фортепиано (слова Г. Ходырева), хоровой цикл «Разные мысли» в сопровождении фортепиано (стихи В. Владыкина). К жанрам камерной вокальной музыки относятся песни, романсы, обработки народных песен. Написаны также произведения для духового оркестра и камерные ансамбли, например, «Маленькая сюита для домры и баяна», «Шесть удмуртских народных песен в обработке для скрипки и фортепиано», «Народные мелодии для брасс-квинтета» и другие сочинения.
Александр Германович Корепанов родился в 1951 г. в семье композитора Германа Афанасьевича Корепанова. Прадед по материнской линии Капитон Леонтьевич Исаков был искусным оружейником, за отличную работу он был награжден специальным наградным кафтаном.
С детских лет Александр Германович был погружен в волшебный мир звуков. Одно из самых ранних воспоминаний - утреннее пробуждение под чарующие звуки музыки отца. Поначалу Саша не собирался стать музыкантом. Как многие мальчишки, он любил играть в шахматы, кататься на велосипеде (даже хотел стать шофером), коллекционировал марки, монеты, значки. Много читал. Особенно сказки, приключения, фантастику (сочинения Вальтера Скотта, Фенимора Купера, Стивенсона, Джека Лондона). И все же музыкальная среда
дала о себе знать. За то, что он постоянно напевал какие-то мелодии, его прозвали Санькой-композитором.
В музыкальной школе не учился из-за слабого здоровья. Частные уроки по фортепиано проходили дома. С нотной записью будущий композитор был знаком примерно с 12 лет: когда вся семья переписывала оркестровые голоса Первой симфонии Г. А. Корепанова, в чем Александр принимал активное участие.
Учеба в Ижевском музыкальном училище была для него серьезной школой: два года - на дирижерско-хоровом отделении, после чего отец перевел его на теоретическое отделение. В те годы Александр вместе с однокурсниками посещал камерные концерты, концерты традиционного фестиваля им. П. И. Чайковского, ежегодно проходившие в Большом зале Дворца культуры машиностроителей. Тогда же он по совету отца начал писать рецензии на концерты. Работать приходилось ночью - утром передавал готовую статью в редакцию газеты.
На старших курсах училища появились первые собственные произведения, созданные им под руководством отца. Это - пьеса для скрипки и фортепиано, первая часть сонаты для фортепиано, обработка удмуртской народной песни и три миниатюры для фортепиано. Александр Германович считает, что процесс сочинения - это всегда нелегкий труд, но в процессе работы он ощущает два пика наслаждения: первый - в самом сочинении музыки, второй - на премьере. Со временем восторженность угасает, более видимыми становятся недостатки, появляется чувство неудовлетворенности. Но произведение, вынесенное на суд публики, начинает жить самостоятельной жизнью, и автор, расставшись с ним, ищет новые идеи.
Учеба в Казанской консерватории (1971-1976) расширила круг музыкального общения и сблизила Александра Германовича с талантливыми педагогами. Наставниками были: по классу композиции А. З. Монасыпов, А. Б. Луппов, по классу инструментовки Н. Г. Жиганов. В это время - посещение многих спектаклей, концертов классической музыки. Творчество Бетховена, Малера, Прокофьева было для Александра Германовича примером высокого искусства. Эти пристрастия близки ему и сейчас. Он любит слушать архивные записи, одно сочинение в записи разных исполнителей: «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, 32 сонаты Бетховена в исполнении Э. Гилельса, Г. Нейгауза, симфонические произведения в исполнении оркестра под управлением Е. Мравинского, Е. Светланова, К. Кондрашина, А. Тосканини. Любимые произведения Александра Германовича -5 симфония Бетховена, 6 симфония Чайковского, 9 симфония Д. Шостаковича, 7 симфония Прокофьева, оперы Моцарта, Верди, Римского-Корсакова. Без «звучания» музыки А. Г. Корепанов не представляет своей жизни.
С Казанской консерваторией, которая открыла свои аудитории для студентов всех народов Поволжья, вероятно, связано формирование, осмысление и изучение национальных традиций. Здесь поддерживалась мысль Д. Шостаковича о равенстве перед лицом истории «всех национальных музыкальных традиций, об опасности нивелирования под европейский стандарт, а также изоляции искусства того или иного народа и пренебрежения к нему».
Каков взгляд Александра Германовича на народную песенную культуру? Прежде всего, это взгляд современного художника - за свободное обращение с
_
отдельными элементами фольклора. Как писал Р. Щедрин, «сейчас, мне кажется, мы уже подошли к той стадии, когда современная нотация, современные способы интонирования, инструментовки открывают перед композиторами возможность почти стенографически точно изложить не только, скажем, мелодический рисунок или ритмическое сопровождение, но и малейшие высотные изгибы подголосочных линий, и всю мелизматику, которой так насыщено народное музицирование».
В аннотациях сочинений А. Г. Корепанова читаем: «использована удмуртская народная тема», «использованы 4 народные песни», «использованы удмуртские народные мелодии». Невольно вспоминаются слова Б. В. Асафьева: «Из попевок образуются звенья, каждое звено может быть распето, стать широковетвистой мелодией. Словом, как и в живой речи, любое суждение способно вырасти в цепь фраз, стать рассуждением».
В творчестве А. Г. Корепанова ощущается особый интерес к подвижным элементам фольклора, которые свойственны хороводным, плясовым напевам. Однако ритмическое разнообразие фольклорных истоков, их стилевые особенности, различие приемов включения фольклорных элементов в творчество еще не рассматривались музыковедами-аналитиками.
Новые современные черты в творчестве А. Г. Корепанова проявляются в жанровом, интонационном строе его музыки. Можно говорить об интонационной полижанровости. Например, музыка балета «Соловей и роза» звучит в симфоническом исполнении, транскрипция вокальной мелодии Г. А. Корепанова звучит в сочинении «Мелодия для трубы с оркестром». Композиционная полижанровость особенно характерна для камерных ансамблей, где крупное сочинение называется «Мелодия для кларнета», «Песенка для брасс-квинтета», «Музыка для трубы».
Образ раскрывается у него в многообразии состояний, ситуаций (иногда -словно в «быстром беге»), характеризующих современную жизнь. В то же время, ощущается близость к театральным (порой - сказочным) персонажам. Возможно, работа над сказочным балетом «Соловей и роза», а также детский мир приключенческой литературы, которой увлекался А. Г. Корепанов, повлияли и на выбор сюжетов, и на последующее творчество для детей. Музыкальной «речи» свойственнчы лаконизм высказывания, острая ритмическая составляющая и звуковые контрасты (пиано-форте).
Следует отметить широту взгляда Александра Корепанова на весь художественный процесс: следование традициям Стравинского и Прокофьева, композиторов «Казанской школы», внимание к фольклорным истокам. Широта породила индивидуальность в прочтении всех тем, к которым обращается композитор.
Неразрывны связи Александра Корепанова с творчеством отца, с его музыкальным мышлением, музыкальными интересами. Ряд произведений написан им в соавторстве, как, например, опера «Мятеж» (1980), сюжет которой основан на остродраматических событиях Гражданской войны на территории Удмуртии. Другие сочинения отца Александр Германович выводит на концертную эстраду в собственной редакции (так прошла премьера Концерта для скрипки с оркестром Германа Афанасьевича Корепанова). Творческий творческий союз ярко проявился при создании Государственного гимна Удмуртии. Вот его предыстория. В 1952 г.
Герман Корепанов написал песню «Родная Кама-река» «Родной Кам шурмы») на стихи С. Широбокова. Она сразу широко зазвучала, и композитор предполагал создать на ее основе фортепианный концерт. Однако сделать это Герман Афанасьевич не успел.
В 1992 г., когда был объявлен конкурс на создание Государственного гимна Удмуртии, Александр Германович сразу выбрал эту мелодию отца. Песня характеризует национальный удмуртский характер, его мягкость, доброжелательность, широту. К тому же, творчество Германа Корепанова - своеобразный символ музыкальной культуры республики, его эмблема. В соответствии с требованиями конкурса Александр Германович сделал клавирный вариант и партитуру для симфонического и духового оркестра. 4 ноября 1993 г., в день государственности Республики, Гимн был утвержден в качестве государственного символа и впервые исполнен. В 1994 г. в Большом зале Московской консерватории Российский национальный симфонический оркестр осуществил запись Государственного гимна Удмуртии. С тех пор, он каждое утро звучит по радио. За создание гимна А. Г. Корепанов был удостоен Государственной премии УР.
С творчеством отца связаны работы Александра Германовича и в области текстологии, то есть издания нотных текстов с глубокими предисловиями. Предмет, границы, задачи текстологии применительно к музыковедению еще далеко не выявлены, и ее иногда отождествляют с «источниковедением». Однако задачи текстологии - не только издавать тексты, но и изучать музыкально-исторический процесс в новом, более глубоком разрезе. В истории русской музыки можно назвать работы В. Протопопова над творческим наследием Глинки, работы П. Ламма по редакции опер Мусоргского. В этой редкой для музыковедения области у нас успешно работают А. Г. Корепанов и Ю. Л. Толкач - в связи с изданием партитуры Первой симфонии, оперы «Наталь», «Скрипичного концерта» и других сочинений.
Одним из самых ярких музыкальных номеров балета «Соловей и роза» можно назвать «Большой вальс», который передает всеобщее оживление в ожидании праздника. Интересно, что в инструментальном творчестве Александра Корепа-нова вальс («Большой вальс», «Грустный вальс», «Сюита вальсов для домры и фортепиано») имеет свои особенности. Он воплощается автором как крупное, полнозвучное, торжественное произведение. Одно из лучших концертных сочинений подобной тематики - «Грустный вальс».
Концерт для фагота с оркестром (1990) открывает новую страницу в симфоническом творчестве Александра Германовича. Композитор тонко передает природу солирующего инструмента, как чувствует оркестр. В «Концерте», в партии солирующего фагота, слышится и песенный скерцозный тематизм (1 ч.), и элегичность (2 ч.), и светлая маршевость (3 ч.).
Большую известность обрели фортепианные сочинения Александра Корепа-нова. Глубокое знание немецкой и русской фортепианной литературы, фортепианных сочинений Германа Корепанова привело его к поискам индивидуальных черт фортепианного творчества. Можно отметить стремление к многообразию стилистических приемов, интересному образному (современному, живому!) процессу «развертывания мыслей». «Фактура фортепианных произведений
_
А. Корепанова удивительно пианистична и в то же время эффектна: в процессе работы над сочинением автор учитывает специфику инструмента и уровень возможности исполнителя», как отметила исследователь Е. Л. Хакимова.
А. Г. Корепанов - председатель Союза композиторов Удмуртии. Его усилия направлены не только на создание хорошей атмосферы для творческого общения композиторов, но и на популяризацию их сочинений, развитие активной концертной деятельности. С 1997 г. А. Г. Корепанов заведует музыкальным отделением Удмуртского государственного университета. Его сочинения звучат в концертах, входят в программы учебных предметов.
Сочинения А. Корепанова используются (как учебный материал) в школах и колледжах Удмуртии. В Воткинском колледже педагог М. Б. Пауль проводит вечера «Золотая лира Удмуртии», где звучит музыка А. Корепанова. В Глазов-ском педагогическом институте разработана программа «Музыка», в которой сочинения А. Корепанова занимают должное место.
Роль и значение композиторского и педагогического творчества А. Г. Ко-репанова в музыкальной (шире - культурной) жизни нашей Республики трудно переоценить. Пожелаем юбиляру новых творческих замыслов и свершений.
Кандидат искуствоведения Голубкова Ариадна Николаевна
Преподаватель средней специальной музыкальной школы при Республиканском музыкальном колледже Седельникова Вера Григорьевна