Научная статья на тему 'ЭФИОПСКО-СОМАЛИЙСКИЙ КОНФЛИКТ 1977-1978 ГОДОВ: ПО ДАННЫМ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ США'

ЭФИОПСКО-СОМАЛИЙСКИЙ КОНФЛИКТ 1977-1978 ГОДОВ: ПО ДАННЫМ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ США Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
США / СОМАЛИ / ЦЕНТРАЛЬНОЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦРУ / ДЖИММИ КАРТЕР / СИАД БАРРЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тухватуллин Р.Р., Кудашев У.Н.

Предметом исследования является анализ Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) США военных и политических аспектов войны в Огадене (1977-1978). На основе рассекреченных и опубликованных на сайте Управления документов выявляются основные вопросы, связанные с сомалийско-эфиопским конфликтом, волновавшие ЦРУ. Устанавливается степень осведомленности Управления о тех или иных событиях, связанных с войной в Огадене, а также определяется, насколько удачными были прогнозы, выдвинутые в ходе конфликта. С привлечением отечественной, американской, эфиопской и сомалийской историографии показано, что ЦРУ, несмотря на недостаток информации, достаточно точно устанавливало отдельные факты, но регулярно ошибалось в своих суждениях о дальнейших событиях. Освещаются прогнозы Управления в отношении возможного конфликта между Эфиопией и Сомали в январе - июле 1977 года, оказавшиеся верными только в мелочах либо в очевидных фактах. Показывается, что ЦРУ верно оценило конфликтный потенциал в регионе, но не определило, где именно начнется война. Относительно роли ЦРУ в освещении боевых действий в Огадене в июле 1977 - марте 1978 годов отмечается, что Управление удачно выявляло краткосрочные тенденции, но не устанавливало долгосрочные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHIOPIAN-SOMALI CONFLICT 1977-1978: ACCORDING TO US CENTRAL INTELLIGENCE AGENCY

The analysis by the US Central Intelligence Agency of the military and political aspects of the Ogaden War (1977-1978) is considered. On the basis of declassified and published documents, the main issues related to the Somali-Ethiopian conflict that worried the CIA are revealed. It establishes the degree of awareness of the Office about certain events related to the war in the Ogaden, and also determines how successful the forecasts made during the conflict were. With the involvement of domestic, American, Ethiopian and Somali historiography, it is shown that the CIA, despite the lack of information, established certain facts quite accurately, but regularly made mistakes in their judgments about further events. The forecasts of the Office regarding a possible conflict between Ethiopia and Somalia in January - July 1977, which turned out to be correct only in small things or in obvious facts, are highlighted. It is shown that the CIA correctly identified the conflict potential in the region, but did not determine exactly where the war would begin. Regarding the role of the CIA in covering the fighting in the Ogaden in July 1977 - March 1978 it is noted that the Office was successful in identifying short-term trends, but did not establish long-term ones.

Текст научной работы на тему «ЭФИОПСКО-СОМАЛИЙСКИЙ КОНФЛИКТ 1977-1978 ГОДОВ: ПО ДАННЫМ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ США»

®

[Научный диалог =

H) Check for updates

Тухватуллин Р. Р. Эфиопско-сомалийский конфликт 1977—1978 годов : по данным Центрального разведывательного управления США / Р. Р. Тухватуллин, У Н. Кудашев // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 4. — С. 488—508. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-4-488508.

Tukhvatullin, R. R., Kudashev, U. N. (2023). Ethiopian-Somali Conflict 1977—1978: According to US Central Intelligence Agency. Nauchnyi dialog, 12 (4): 488-508. DOI: 10.24224/22271295-2023-12-4-488-508. (In Russ.).

WEBOF SCIENCE ERIHJUÍ--

U L R I С H ' S PERIODICALS DIRECTORY,„

LIBRARy.RU

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-4-488-508

Эфиопско-сомалийский Ethiopian-Somali

Конфликт 1977—1978 годов: Conflict 1977—1978:

по данным Центрального According to US Central

разведывательного Intelligence Agency

управления США

Тухватуллин Рустэм Расфарович * Rustem R. Tukhvatullin *

orcid.org/0009-0003-9196-7291 orcid.org/0009-0003-9196-7291

кандидат исторических наук, доцент PhD in History, Associate Professor,

кафедры зарубежной истории Department of Foreign History,

Института истории Institute of History

и государственного управления and Public Administration

* корреспондирующий автор * Corresponding author

rtuhvatuИin21@mail.ru rtuhvatullin21@mail.ru

Кудашев Усман Набиуллович Usman N. Kudashev

orcid.org/0009-0002-4468-1103 orcid.org/0009-0002-4468-1103

аспирант Graduate Student,

кафедры зарубежной истории Department of Foreign History,

Института истории Institute of History

и государственного управления and State Management

usman-kudashev@yandex.ru usman-kudashev@yandex.ru

Уфимский университет науки Ufa University

и технологий of Science and Technology

(Уфа, Россия) (Ufa, Russia)

© Тухватуллин Р. Р., Кудашев У Н., 2023

[Научный диалог =

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

Предметом исследования является анализ Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) США военных и политических аспектов войны в Огадене (1977—1978). На основе рассекреченных и опубликованных на сайте Управления документов выявляются основные вопросы, связанные с со-малийско-эфиопским конфликтом, волновавшие ЦРУ Устанавливается степень осведомленности Управления о тех или иных событиях, связанных с войной в Огадене, а также определяется, насколько удачными были прогнозы, выдвинутые в ходе конфликта. С привлечением отечественной, американской, эфиопской и сомалийской историографии показано, что ЦРУ, несмотря на недостаток информации, достаточно точно устанавливало отдельные факты, но регулярно ошибалось в своих суждениях о дальнейших событиях. Освещаются прогнозы Управления в отношении возможного конфликта между Эфиопией и Сомали в январе — июле 1977 года, оказавшиеся верными только в мелочах либо в очевидных фактах. Показывается, что ЦРУ верно оценило конфликтный потенциал в регионе, но не определило, где именно начнется война. Относительно роли ЦРУ в освещении боевых действий в Огадене в июле 1977 — марте 1978 годов отмечается, что Управление удачно выявляло краткосрочные тенденции, но не устанавливало долгосрочные.

Ключевые слова:

США; Сомали; Центральное разведывательное управление; ЦРУ; Джимми Картер; Сиад Барре.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The analysis by the US Central Intelligence Agency of the military and political aspects of the Ogaden War (1977—1978) is considered. On the basis of declassified and published documents, the main issues related to the Somali-Ethiopian conflict that worried the CIA are revealed. It establishes the degree of awareness of the Office about certain events related to the war in the Ogaden, and also determines how successful the forecasts made during the conflict were. With the involvement of domestic, American, Ethiopian and Somali historiography, it is shown that the CIA, despite the lack of information, established certain facts quite accurately, but regularly made mistakes in their judgments about further events. The forecasts of the Office regarding a possible conflict between Ethiopia and Somalia in January — July 1977, which turned out to be correct only in small things or in obvious facts, are highlighted. It is shown that the CIA correctly identified the conflict potential in the region, but did not determine exactly where the war would begin. Regarding the role of the CIA in covering the fighting in the Ogaden in July 1977 — March 1978 it is noted that the Office was successful in identifying short-term trends, but did not establish long-term ones.

Key words:

USA; Somalia; Central Intelligence Agency; CIA; Jimmy Carter; Siad Barre.

УДК 94:355.40(73)"1977/1978"+94(677)"1977/1978"

Научная специальность ВАК 5.6.7. История международных отношений и внешней политики

Эфиопско-сомалийский конфликт 1977—1978 годов: по данным Центрального разведывательного управления

© Тухватуллин Р. Р., Кудашев У. Н., 2023

1. Введение = Introduction

В период холодной войны оба противоборствующих лагеря — коммунистический и капиталистический — вели ожесточенную борьбу за влияние в странах Африки, Азии и Латинской Америки, что требовало в том числе и постоянного проведения разведывательных операций в различных странах мира. Информация о происходивших в странах Третьего мира процессах была крайне важна для формирования политики как СССР, так и США. При этом особый интерес разведслужб привлекали «горячие точки», которые потенциально могли изменять баланс сил и выбор пути развития тех или иных государств. Одним из подобных регионов стал Африканский рог, где американские разведслужбы, и в частности Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США, отслеживали те или иные события. Война между Эфиопией и Сомали за спорный регион Огаден в 1977—1978 годы стала своеобразной проверкой для ЦРУ, так как у США на тот момент почти отсутствовала агентура в обеих этих странах и во многом им приходилось полагаться на аналитические структуры разведслужб.

Беспристрастное исследование различных аспектов деятельности ЦРУ во время войны в Огадене остается весьма актуальным в связи с современной международной обстановкой, где разведывательные службы США остаются достаточно серьезным актором. Поиск сильных и слабых мест в действиях ЦРУ на конкретных примерах имеет большое значение на фоне активизации деятельности США в странах Азии и Африки, в определенной степени основывающейся на паттернах холодной войны.

Как в отечественной, так и в зарубежной историографии отсутствуют труды, посвященные роли ЦРУ во время войны за Огаден. Работы, описывающие деятельность ЦРУ, как правило, не затрагивают проблемы, связанные с Африканским рогом. К примеру, изданная сравнительно недавно работа А. М. Хазанова и А. Ю. Олимпиева в принципе не содержит информации о действиях ЦРУ в районе Африканского рога [Хазанов и др., 2018]. В насто-

США

ящий момент в открытом доступе имеется только одна работа, посвященная, хоть и частично, разведывательным операциям во время войны за Огаден, — статья П. А. Голицына «Третья моя война ...» [Голицын, 1994, с. 54—60], однако в ней деятельность ЦРУ не рассматривается. В то же время сама по себе историография сомалийско-эфиопской войны 1977—1978 годов более обширна. Наиболее полно в находящейся в открытом доступе литературе боевые действия со стороны Эфиопии описаны в монографиях В. И. Мура-ховского [Мураховский, 2016], эфиопских авторов Фантахуна Айеле [Ayele, 2014] и Гебру Тареке [Tareke, 2009]. Сомалийская точка зрения представлена в работе Абди Хирея, представляющей собой смесь автобиографии, исторического исследования и сборника документов [Xiirey, 2000]. Кроме того, необходимо отметить монографию Мохамеда Ингрииса, рассматривавшего войну в Огадене с позиции академического исследователя [Ingiriis, 2016].

Из американской историографии использовался классический труд Джеффи Лефебвра «Оружие для Африканского рога: политика безопасности США в Эфиопии и Сомали, 1953—1991 гг.» [Lefebvre, 1991], а также сравнительно новые монографии Луизы Вудруф «Погребенные в песках Огадена: Соединенные Штаты, Африканский Рог и закат разрядки» [Woodroofe, 2013] и Нэнси Митчелл «Джимми Картер в Африке: раса и холодная война» [Mitchell, 2016]. Британская историография представлена монографией Донны Джексон «Джимми Картер и Африканский Рог: политика холодной войны в Эфиопии и Сомали» [Jackson, 2007]. Интерес представляет также труд болгарского историка Р. А. Йорданова «Советский Союз и Африканский Рог в годы холодной войны: между идеологией и прагматизмом» [Yordanov, 2016].

2. Материал, методы, обзор = Material, Methods, Review

Цель статьи — выявить степень осведомленности ЦРУ о событиях, происходивших в ходе эфиопско-сомалийской войны 1977—1978 годов, и определить степень адекватности прогнозов Управления о конфликте.

Основной источниковой базой исследования являются рассекреченные документы ЦРУ США, опубликованные на сайте Управления. Как правило, часть информации в них удалена, но, по крайней мере, можно считать, что они не поддельные. Если разделить использованные документы на группы, то первыми можно назвать аналитические меморандумы. Характерным примером такого типа документов можно назвать подготовленный к 16 июня 1977 года документ «Эфиопия: оценка ключевых вопросов» [CIA ORPA]. Затем следует переписка сотрудников ЦРУ, в частности, директора национальной разведки с иными американскими должностными лицами и организациями, например, с Збигневым Бжезинским [The DCI Memo for Z. Brzez-

inski] или с Национальным советом по внешней разведке [The DCI Memo for NFIB 11 Aug 77]. Часть из документов была подготовлена совместно ЦРУ, разведывательными органами Государственного департамента США, РУМО и другими разведывательными организациями США, хоть и издавались они директором национальной разведки (то есть главой ЦРУ). К ним относятся некоторые меморандумы, например «Эфиопская революция и её последствия» [NIAM]), ежедневные телеграммы Национальной разведки, к примеру от 22 января 1977 года [NIDC 77-017C]. Выявить степень участия непосредственно ЦРУ в создании данных документов в настоящее время проблематично. Однако в связи с тем, что аналитики Управления принимали участие в их подготовке, логично предположить, что ЦРУ как минимум было известно о том материале, который использовался при их написании специалистами иных американских разведывательных ведомств, а также очевидно, что ЦРУ не возражало против приведенных в них выводов.

Ещё одним важным источником по теме исследования, пусть и опосредованным, являются сборники «Публичные документы президентов Соединенных Штатов», посвященные речам президента Картера. К рассматриваемому периоду относятся три тома: январь — июнь 1977 года [Public Papers, 1977, Book I], июнь — декабрь 1977 года [Public Papers, 1977, Book II] и январь — июнь 1978 года [Public Papers, 1978, Book I]. Данные материалы неплохо характеризуют внешнюю сторону американской политики и в сочетании с документами ЦРУ дают более полную картину влияния развединформации на действия Белого дома.

Необходимо отметить, что некоторые вопросы в статье не рассматриваются. В частности, не затрагиваются поставки оружия в Сомали в 1977— 1978 годы, вероятно, организованные ЦРУ. Несмотря на то, что в западной литературе упоминается об этом ещё с начала 1980-х годов [Halliday, 1981], небольшое количество информации не позволяет взвешенно рассмотреть данный вопрос. Более современная историография либо обходит этот вопрос (в качестве примера можно привести исследование Джона Прадоса о секретных войнах ЦРУ [Prados, 2009]), либо утверждает, что данные поставки проводились частными лицами [Burton-Rose et al., 2000, p. 74].

3. Результаты и обсуждение = Results and Discussion

3.1. ЦРУ и напряженность вокруг Огадена в январе — июне 1977 года

К началу президентства Джимми Картера США имели в Африке неоднозначную репутацию из-за мнимой или действительной поддержки непопулярных режимов или неоколониалистских устремлений. К тому моменту Вашингтон на юге Африки имел сложные отношения с ЮАР и Родезией и был втянут в затяжной конфликт в Анголе, где США после-

довательно сделали ставку на оппозиционные движения ФНЛА и УНИТА. На востоке Африки произошла революция в Эфиопии, ранее ключевом союзнике США в регионе, ныне — стремительно сближавшемся с СССР. Кроме того, в первой половине 1970-х годов на просоветские позиции перешел ряд африканских стран (Дагомея, Конго-Браззавиль, Замбия, Мадагаскар и т. д.). Все эти проблемы не имели решения в краткосрочной перспективе, но новая президентская администрация в Вашингтоне приняла решение кардинально улучшить имидж США в Африке. Одним из направлений стало улучшение отношений со странами Африканского рога, чтобы уменьшить в данном регионе влияние СССР.

В этих условиях сомалийский лидер Мухаммад Сиад Барре начал сближение с США в противовес своей старой политике ориентации на СССР. Одной из причин этого было его желание заручиться поддержкой Вашингтона в планируемой войне с Эфиопией за спорный регион Ога-ден — в 1977 году, как казалось сомалийцам, возникла ситуация, позволявшая аннексировать Огаден. Эфиопия на тот момент находилась в хаосе из-за многочисленных повстанческих движений.

Сиаду Барре пришлось более активно показывать, что он ищет союза с США, и через американских дипломатов доносить эту мысль до Вашингтона [Woodroofe, 2013]. Администрация Картера, видя желание Сомали сблизиться с США, пошла навстречу желаниям Могадишо. Для Вашингтона интерес Сомали к дружеским отношениям с США означал появление нового дружественного государства, причем ранее входившего в лагерь противника, то есть как минимум одна из негативных тенденций — появление новых советских союзников в Африке — могла быть если не устранена, то остановлена. Как отмечает Луиза Вудруф в своем исследовании, проблема Африканского рога и Сомали в первой половине 1977 года интересовала администрацию Картера, во-первых, с точки зрения глобального противостояния США — СССР: предполагалось, что Сомали становится американским союзником. Во-вторых, дружеские отношения США и Сомали хорошо воспринимались государствами Аравийского полуострова, в частности Саудовской Аравией [Woodroofe, 2013]. На этом фоне проблемы сомалийского ирредентизма Белым домом рассматривались как второстепенные.

ЦРУ США в первой половине 1977 года в целом следовало политике Белого дома и не очень обращало внимание на тревожные сигналы из Огаде-на. Причин, по которым ЦРУ не замечало ухудшения отношений Сомали и Эфиопии, которые вели к войне, было несколько. Не последнее место занимал тот факт, что между двумя этими странами регулярно случались приграничные столкновения, рисковавшие перерасти в крупную войну, но всякий раз они затихали, и, вполне возможно, этим объясняеся то, что очередное

обострение ситуации не было воспринято всерьез. Внимание США и ЦРУ в регионе на тот момент было приковано к Джибути, которое должно было получить независимость летом 1977 года и могло быть аннексировано Сомали или Эфиопией, так что активность партизан в Огадене была на втором или на третьем (после эритрейского вопроса) месте на повестке дня.

На начало президентства Картера, если рассматривать нестабильность на Африканском роге, ЦРУ концентрировалось в основном на эритрейских повстанцах и других внутренних проблемах Эфиопии. Характерным примером может быть сводка от 22 января: о проблемах в Огадене и поддерживаемых Сомали повстанцах упомянуто в контексте военных проблем Аддис-Абебы в Эритрее [ЫГОС 77-017С]. Ещё одним примером был подготовленный 11 февраля 1977 года еженедельный отчет ЦРУ В части, посвященной нестабильности в Эфиопии, отчет также концентрировался в основном на повстанцах в Эритрее. Касаясь участия Сомали, ЦРУ сообщало, что Могадишо давно вынашивает планы аннексировать Огаден и на данный момент проводит обучение повстанцев-сомалийцев, проживающих в Эфиопии, иногда направляя свои войска им на помощь. Сомалийские повстанцы, по данным ЦРУ, наиболее активно действуют в провинции Бале, где их позиции сильны в сельской местности, а также спорадически устраивают рейды на правительственные объекты в провинциях Харэрге и Сидамо [С1А CG WS 77-006]. Данная информация в целом соответствовала действительности, но, хоть в отчете и было сказано о «крупной активности повстанцев» в Огадене, какого-то акцента на активности Сомали сделано не было.

В принципе, в докладе о деятельности ЦРУ, подготовленном в марте 1977 года, указывалось, что разведслужба доводила до сведения американских политиков свою обеспокоенность открытым конфликтом между Эфиопией и Сомали [1977 DCI/IC]. Однако Вашингтон на тот момент прилагал значительные усилия, чтобы установить дружеские отношения с Сомали, и предпочитал не замечать тревожных сообщений.

В аналитическом меморандуме «Эфиопская революция и её последствия», подготовленном в марте 1977 года в ответ на запрос Государственного департамента и с учетом новой политики Вашингтона по отношению к Африканскому рогу, в котором аналитики ЦРУ рассматривали возможные варианты развития событий, связанных с Эфиопией на ближайшие пару лет, угроза войны с Сомали не рассматривалась как первоочередная. Предполагалось, что СССР будет стараться удержать Могадишо от активных действий, хоть и сообщалось, что реальных рычагов у Советского Союза для этого мало. Достаточно большое внимание уделялось проблеме Французской территории афаров и исса: весной 1977 года в Вашингтоне преобладало представление, что возможный кризис в сомалийско-эфиоп-

ских отношениях может начаться из-за неё. Проблеме Огадена в документе уделен всего один параграф из около сотни. Ничего не известного Белому дому аналитики не сообщали: Сомали претендует на эту территорию, и если Эфиопия попытается захватить Французскую территорию афаров и исса, то Могадишо, в свою очередь, может занять часть Огадена [NIAM].

10 апреля директор Центральной разведки адмирал Тёрнер направил советнику президента США по национальной безопасности З. Бжезинско-му одну из копий вышеупомянутого аналитического меморандума. Несмотря на то, что формально меморандум был посвящен Эфиопии, которая к тому моменту становилась для Вашингтона неактуальной по целому ряду причин (в первую очередь из-за её постепенной переориентации на СССР), ЦРУ явно не хотело работать впустую, и Тёрнер достаточно тактично предположил, что документ всё же может быть полезен при проработке политики по отношению к Сомали [The DCI Memo for Z. Brzezinski].

Нельзя сказать, что ЦРУ не было известно о некоторых опасениях Белого дома из-за возможного конфликта из-за Огадена [Memo for DCI 11 Apr 77], но всё же Управление, несмотря на изменения в политике Вашингтона, оставалось при своем мнении: война между Эфиопией и Сомали может начаться скорее из-за Французской территории афаров и исса, а Огаден был на втором месте [CIA CG WS 77-015].

Однако уже в мае-июне угроза войны между Эфиопией и Сомали начала рассматриваться ЦРУ более пристально, в том числе и из-за того, что высшие американские чиновники, например З. Бжезинский, начали уделять этой теме больше внимания. Агентство было обеспокоено, что Сомали может перейти от поддержки партизан к прямому военному участию в Огадене [Memo for DCI 17 Jun 77].

Написанный в конце мая — начале июня 1977 года меморандум уже был полностью посвящен возможным проблемам, связанным с Огаденом. Аналитики управления предполагали, что активизация сомалийской антиэфиопской пропаганды, усиление повстанческого движения в Огадене и особенно подрыв мостов на железной дороге Аддис-Абеба-Джибути означают, что Сомали может попытаться решить проблему Огадена в свою пользу. Предполагаемый конфликт, если бы он действительно начался, по мнению аналитиков ЦРУ, продолжился бы максимум несколько недель из-за не очень больших запасов ГСМ и боеприпасов. Обращает на себя внимание то, что практически все положения меморандума сопровождались словами «возможно», «если» и т. д., то есть аналитики Управления не были полностью уверены в своих выводах [Somalia-Ethiopia]. В подготовленном Управлением регионального и политического анализа ЦРУ при участии Управления стратегических исследований и Управления экономических исследований

к середине июня 1977 года меморандуме, посвященном проблемам, с которыми столкнулась Эфиопия, предполагалось, что Сиад Барре не хочет вводить в Огаден крупный воинский контингент, но возможные поставки оружия из СССР и последующее усиление эфиопской армии может заставить Сомали действовать, пока эфиопская армия ослаблена боями в Эритрее. В то же время предполагалось, что конфликт будет недолгим. Отмечалось, что имеются разногласия, какую сторону займет СССР при возможном конфликте, и в целом аналитики, специализировавшиеся на Советском Союзе, предполагали, что Москва будет продолжать поддерживать Сомали, а специализирующиеся на Африке — что СССР выберет Эфиопию. Одним из самых больших просчетов, допущенных в этом документе, была предполагаемая роль Кубы: аналитики ЦРУ считали, что она слишком сильно завязла в Анголе и не сможет послать значительный контингент на Африканский рог [CIA ORPA]. К концу июня ЦРУ считало что, несмотря на всё это, Сомали стремится в ближайшее время избежать конфликта, и введет войска только в том случае, если сомалийские партизаны в Огадене потерпят серьезное поражение [NIDC 77-144C]. Подобная оценка ЦРУ в отношении эфиопско-сомалийского конфликта, вероятно, воздействовала и на Вашингтон в целом. Например, Джимми Картер 10 июня 1977 года сказал, что США в первую очередь заинтересованы в улучшении отношений с Сомали и в понимании внутриэфиопского конфликта, никак не затронув возможную войну между Аддис-Абебой и Могадишо [Public Papers, 1977, Book I, p. 1091].

Что касалось соотношения сил сторон, то, по данным ЦРУ на март 1977 года, эфиопская армия превосходила сомалийскою по численности, но у Сомалийской национальной армии имелось больше бронетехники. У Эфиопии и Сомали наблюдался паритет по численности самолетов. Если же смотреть Огаден, то эфиопские войска в регионе были представлены Третьей дивизией. По данным ЦРУ, она была ослаблена, так как часть подразделений была направлена в Эритрею для борьбы с повстанцами. Общая численность эфиопских войск в Огадене, по американским данным, насчитывала около 10 тысяч человек (что, в принципе, было недалеко от правды [Ayele, 2014, p. 105]), которые рассредоточены по региону [NIAM]. В середине июня Эфиопия попыталась усилить войска в Огадене, перебросив туда примерно два батальона. Также она намеревалась перебросить недавно поставленные из Югославии американские танки М-47 Patton в Джид-жигу, но дивизия всё ещё оставалась некомплектной [NIDC 77-144C].

3.2. Война в Огадене в разведывательных сводках ЦРУ (июнь 1977 года — март 1978 годов)

Начало войны за Огаден США и ЦРУ фактически не заметили. К тому моменту, когда Вашингтон принял принципиальное решение о поставке

оружия в Сомали (15 июля 1977 года) [Lefebvre, 1991, p. 176], Сомалийская национальная армия уже несколько дней вела полномасштабные боевые действия на территории Эфиопии. Боевые действия с участием регулярной сомалийской армии, по сомалийским данным, начались 7 июня [Xiirey, 2000, p. 108]. Эфиопские данные указывают на 12 июня [Ayele, 2014, p. 105]. Уже 23 июня сомалийская армия вела бои за приграничный город Кебри-Дахар с применением тяжелой техники. Таким образом, Могадишо поставил Вашингтон в предельно неловкое положение: США, сами того не желая, становились спонсором агрессии. Это во многом предопределило политику Вашингтона по отношению к начавшейся войне, заключавшуюся в её скорейшем завершении любой ценой.

ЦРУ совместно с другими разведывательными агентствами США по запросу Государственного департамента подготовило меморандум о боевых действиях, основывающийся на имеющейся информации. Перечень вопросов был определен 5 августа, хотя сами работы начались раньше, и включал в себя 12 пунктов: шесть связанных непосредственно с боевыми действиями в Огадене (общая обстановка, цели сомалийцев, возможности Эфиопии для проведения контратаки, перспективы для мирных переговоров и т. д.) и столько же связанных с советской позицией по данной войне, в основном по тому, какую сторону выберет СССР. Сам предварительный текст был готов уже 6 августа, а окончательный вариант, со всеми исправлениями был утвержден 10 августа 1977 года [The DCI Memo for NFIB 8 Aug 77].

Документ из 20 пунктов начинался с признания того, что Сомали удалось превзойти ожидания США. Сомалийская национальная армия, действуя совместно с партизанами Фронта освобождения западного Сомали, к моменту публикации окончательной редакции документа заняла почти весь Огаден, за исключением города Джиджига.

По мнению авторов меморандума, сомалийцы были намерены продолжать боевые действия до тех пор, пока не получат все основные политические цели, а именно — пока не захватят города Джиджига, Харэр и Ды-ре-Дауа. Кроме того, потеря этих трех городов делала бы маловероятным контрнаступление эфиопской стороны. Однако эти города были уже более сложными целями, чем эфиопские гарнизоны на остальной территории Огадена. О проблемах с боеприпасами и топливом авторы могли судить только косвенно — и они считали, что у сомалийцев нет в них недостатка, хотя Могадишо и заботится о долгосрочном их пополнении.

В то же время авторы были пессимистично настроены насчет эфиопских войск: по имеющейся информации, большие проблемы в командовании, моральном духе и логистике не позволяли бы Эфиопии провести кон-

трнаступление до конца года. Авторы даже допускали потерю Джиджиги, Харэра и Дыре-Дауы.

Касаясь долгосрочных целей сторон, авторы предполагали, что Сомали попытается официально присоединить Огаден до конца года. Эфиопия, как предполагалось, будет пытаться удержать как можно больше территории, чтобы выиграть время, пока не удастся восстановить военный потенциал. Из двух сторон на данный момент только Эфиопии были выгодны переговоры — Сомали прибегла бы к ним только после серьезного поражения.

Касаясь советского взгляда на конфликт, аналитики предполагали, что СССР хоть и попытается сохранить хорошие отношения с обеими странами, но всё же согласится с захватом Огадена Сомали. Предполагалось, что Сомали не будет разрывать отношения с СССР, а Эфиопия вновь обратит свой взор на США [The DCI Memo for NFIB 11 Aug 77].

В целом этот меморандум, как показала практика, неплохо оценивал краткосрочные перспективы: до начала сентября события в основном шли именно так, но уже к концу осени предположения аналитиков, высказанные в документе, сбываться перестали.

В конце августа 1977 года президент Сомали Сиада Барре прибыл в Москву. ЦРУ оценивало визит Сиада Барре как часть усилий СССР по мирному разрешению конфликта и предполагало, что в долгосрочной перспективе Москва может надеяться, что призывы к международной социалистической солидарности все же возьмут верх над эфиопским и сомалийским национализмом [NIDC 77-202C].

К 18 октября был подготовлен ещё один межведомственный документ, посвященный войне в Огадене, где уже были высказаны иные предположения. К тому моменту уже пала Джиджига, и аналитики предполагали, что сомалийцы будут продолжать наступление на Харэр и Дыре-Дауа (наступление на которые к тому моменту захлебнулось [Xiirey, 2000, p. 122]). Одной из проблем аналитики считали то, что у Сомали нет надежных источников для пополнения военной техники и боеприпасов, которые могли бы заменить поставки из СССР.

У авторов доклада не было надежной информации о потерях Сомалийской национальной армии, так же как и о её логистике и резервах, и они были вынуждены строить предположения, основываясь на недостоверных данных. Однако они всё же предполагали, что Сомали при нынешнем положении дел вполне может удержать занятые территории, но если Эфиопия будет продолжать получать поддержку, то сомалийцам уже будет сложнее удерживать свои позиции.

Касаясь Эфиопии, авторы отмечали, что она получила достаточно советского вооружения и полна решимости начать контрнаступление, но обуче-

ние специалистов займет как минимум полгода. Из проблем, которые могли бы помешать контратаке, по мнению аналитиков, были низкий моральный дух мобилизованных, плохая освоенность новой техники, уязвимость линий снабжения и внутренние проблемы армии. По пессимистичным оценкам, контрнаступление должно было прийтись на начало 1978 года.

В целом авторы считали, что Сомали продолжит наступление в районе Харэр-Дыре-Дауа и только после падения этих городов займет оборонительную позицию [The DCI Memo for NFIB 18 Oct 77].

Доклад неплохо описывал текущую ситуацию, например, потери Сомали, эфиопское господство в воздухе, советские поставки, но при этом прогнозы из доклада сбылись в варианте намного хуже августовского меморандума. Абсолютно не была учтена роль Кубы и Народной Демократической Республики Йемен (НДРЙ) (даже в предположениях), сделаны неверные выводы о дальнейшей стратегии Сомали. По большей части сбылись только предположения, связанные с какими-то частными вопросами, и оказалась верно указанной дата эфиопского контрнаступления.

Надо отметить, что ЦРУ добилось больших успехов хотя бы в том, что смогло сделать выводы о некоторых событиях постфактум. У США почти не имелось агентуры в Сомали, и американское посольство в Могадишо получало информацию о боевых действиях из официальной сомалийской прессы и от египетского военного атташе. Эфиопская агентура ЦРУ была разгромлена в ходе революционного террора. Как отмечала исследовательница Нэнси Митчелл, «война с таким же успехом могла идти на Луне — настолько мало знал о ней мир» [Mitchell, 2016, p. 283]. Администрация Картера заняла нейтральную позицию и в целом выступала за мирное урегулирование конфликта, о чем он сам неоднократно заявлял, например во время встречи с шахом Ирана в конце декабря 1977 года [Public Papers, 1977, Book II, p. 2221].

В начале ноября 1977 года Национальный центр внешней оценки ЦРУ подготовил анализ советской тактики на Африканском роге. Отмечалось, что предпринимаемые ранее попытки балансировать между Сомали и Эфиопией прекратились и СССР встал на сторону Аддис-Абебы. Предполагалось, что Эфиопия не сможет провести крупное контрнаступление в Огадене по крайней мере до следующего года, а на освоение недавно поставленной советской техники у эфиопских армии и ВВС уйдет несколько месяцев. Опасения, что эфиопская сторона постарается захватить порт Бербера, где ранее находился пункт материально-технического обеспечения советского флота, ЦРУ считала беспочвенными [CIA NFAC RP ASU].

21 декабря 1977 года в ходе очередной встречи Специального координационного комитета Совета национальной безопасности США, на которой

присутствовали представители Государственного департамента и ЦРУ, в том числе госсекретарь Вэнс и Бжезинский, делегаты от ЦРУ в течение первых 25 минут обобщили имеющиеся у них разведданные о советском авиамосте в Эфиопию, ситуации в Огадене и о военном потенциале Эфиопии и Сомали. После выступления представителей Управления Бжезинский поручил разведывательному сообществу уделить первоочередное внимание сбору информации по всем этим вопросам и её анализу. Встреча, по сути, не была конструктивной, хотя и проходила в рамках американской политики по отношению к конфликту в Огадене: по её итогам для противодействия увеличению влияния СССР в регионе предполагалось делать ставку на переговоры [NSC], на которые не была настроена ни одна из сторон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В январе 1978 года ЦРУ начало отмечать, что в войне в Огадене могут принять участие кубинские войска. Примечательно, что Сомали сигнализировало об этом ещё с августа 1977 года, но Вашингтон не воспринял эту информацию всерьез. 19 января ЦРУ предостерегало США от любого участия в сомалийско-эфиопской войне, так как, по мнению Управления, Фидель Кастро мог использовать это как оправдания для возможных потерь кубинских войск [CIA Memo]. 26 января сообщалось, что по информации, полученной с Кубы от католических священников, там идет мобилизация для службы в Эфиопии. ЦРУ считало, основываясь на предположениях, что кубинские войска неминуемо понесут потери в борьбе с сомалийцами, что это подорвет народную поддержку коммунистического правительства в Гаване [NIDC 78/021C].

Информацию об изменениях ситуации на фронте, когда в феврале 1978 года кубинские и эфиопские войска начали контрнаступление на позиции сомалийских войск в Огадене, аналитики ЦРУ на 6 февраля посчитали преувеличенной, тем более что она исходила от сомалийцев. У Управления на тот момент имелись «серьезные доказательства» предположения, что в ближайшие несколько недель Эфиопия не начнет решительных действий [NIDC 78/030C]. При этом в действительности кубинско-эфиопское наступление велось уже с 22 января [Мураховский, 2016, с. 43]. Объявление Могадишо чрезвычайного положения буквально чрез несколько дней никак прокомментировано не было [NIDC 78/036C].

Наступление эфиопско-кубинских войск и разгром Сомалийской национальной армии к началу марта были уже очевидны, и ЦРУ к тому моменту, в основном, оценивало то, что произойдет после того, как Эфиопия отвоюет Огаден обратно. В частности, в меморандуме от 6 марта предполагалось, что Сиад Барре не будет добровольно отдавать приказ о выводе войск, так как это неприемлемо по внутриполитическим причинам [CIA NFAC Memo]. Данное предположение подтвердилось: приказ был отдан

15 марта, уже после полного разгрома сомалийской группировки в Ога-дене и выхода войск Кубы, Эфиопии и НДРЙ на сомалийско-эфиопскую границу. Белый дом, впрочем, приветствовал любой вариант завершения конфликта [Public Papers, 1978, Book I, p. 490]. На этом сомалийско-эфиоп-ская война 1977—1978 годов закончилась.

Несмотря на окончание войны, ЦРУ ещё не раз обращалось к теме со-малийско-эфиопского противостояния и после марта 1978 года. В апреле 1980 года совместно ЦРУ, РУМО и разведывательные службы Госдепартамента подготовили меморандум, посвященный текущей ситуации в Огаде-не — и в нем примерно треть страниц была посвящена сомалийско-эфи-опской войне 1977—1978 годов [The Ogaden Situation]. В целом влияние войны за Огаден на обстановку на Африканском роге в 1980-х годах отмечалось всеми разведслужбами США, в том числе и ЦРУ

4. Заключение = Conclusions

Полностью оценить роль ЦРУ в освещении войны в Огадене сложно из-за того, что рассекречены далеко не все документы, связанные с данным вопросом, однако на основе имеющейся информации можно сделать определенные выводы. Первый и, пожалуй, самый главный заключается в том, что ЦРУ практически всегда ошибалось в своих прогнозах. Были упущены ключевые моменты эфиопско-сомалийской войны — её начало, роль Кубы в конфликте, продолжительность. Только некоторые из предположений, которые отмечались как маловероятные или были слишком общими, сбывались, и эта тенденция сохранялась с самого начала войны до её окончания. То, что начало войны было не замечено ЦРУ, можно списать на общую политику Вашингтона в отношении Африканского Рога на тот момент, хотя и это достаточно слабое оправдание, но вина за неудачную интерпретацию фактов во время самой войны полностью лежала на ЦРУ, притом что у него имелись достаточно неплохие сведения. ЦРУ видело конфликтный потенциал в регионе, но не смогло предугадать, где именно начнутся активные боевые действия.

Второй момент связан с событиями, которые уже произошли, ЦРУ имело весьма точную информацию и делало выводы, которые позднее подтвердились, притом что в целом у Управления было не так уж и много информаторов, поэтому часть выводов базировалась на очень шатких основаниях. Не совсем ясно, насколько Белый дом доверял выводам ЦРУ, так как политика США в отношении данного конфликта в целом была нейтралистской и в основном сводилась к поддержке мирных инициатив Организации африканского единства. Некоторые рекомендации, например указание ни в коем случае не ввязываться в сомалийско-эфиопскую войну, фактически

[Научный диалог =

были реализованы Вашингтоном. Но, вероятно, качество информации, предоставляемой ЦРУ, не могло не сказываться на принятых решениях. Играла свою роль и политическая конъюнктура, которая заставляла аналитиков менять свое мнение на более выгодное Белому дому. В целом то, что ЦРУ считало наиболее вероятным затягивание конфликта, скорее всего, сыграло некоторую роль в выборе политики мирного урегулирования конфликта в Огадене как наиболее выгодной в условиях предполагаемой затяжной сомалийско-эфиопской войны.

Заявленный вклад авторов:

Тухватуллин Р. Р. — научное руководство; концепция исследования; развитие методологии; доработка текста; корректировка итоговых выводов.

Кудашев У! Н. — участие в разработке концепции исследования; участие в разработке методологии, написание текста; итоговые выводы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors:

Tukhvatullin R. R. — scientific management; research concept; development of methodology; follow-on revision of the text; correction of final conclusions.

Kudashev U. N. — participation in the development of the research concept; participation in the development of methodology; writing the draft; final conclusions. The authors declare no conflicts of interests.

Источники и принятые сокращения

1. 1977 DCI/IC — 1977 Director of Central Intelligence Report on the Intelligence Community. DCI/IC 77-4657. March 1977 [Electronic resource]. — Access mode : https:// www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP82M00311R000200030001-7.pdf (accessed 24.07.2022).

2. CIA CG WS 77-006 — Central Intelligence Agency. Current Reporting Group. CG WS 77-006. Weekly Summary. February 11, 1977 [Electronic resource]. — Access mode : https:// www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP79-00927A011500060001-0.pdf (accessed 3.07.2022).

3. CIA CG WS 77-015 — Central Intelligence Agency. Current Reporting Group. CG WS 77-015. Weekly Summary. April 15, 1977 [Electronic resource]. — Access mode : https://www. cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP79-00927A011500150001-0.pdf (accessed 2.07.2022).

4. CIA Memo — Central Intelligence Agency. Memorandum. Subject : Domestic Aspects of Cuba's Commitments in Africa. 19 January 1978 [Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP80B01554R003400010010-7.pdf (accessed 2.07.2022).

5. CIA NFAC Memo — Central Intelligence Agency. National Foreign Assessment Center. Memorandum. Subject : Somalia: Implications for President Siad of a Somali Withdrawal. 6 March 1978 [Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia.gov/ readingroom/docs/D0C_0000276558.pdf (accessed 4.07.2022).

6. CIA NFAC RP ASU — Central Intelligence Agency. National Foreign Assessment Center. RP ASU 77-032C. USSR Weekly Review. Supplement. 2 November 1977 [Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP79T00912A000100010050-3.pdf (accessed 2.07.2022).

7. CIA ORPA — Central Intelligence Agency. Office of Regional and Political Analysis. Ethiopia : Assessment of Key Issues. 16 June 1977 [Electronic resource]. — Access mode :

https://www.cia.gov/readingroom/docs/aA-RDP79R00603A002700020003-1.pdf (accessed 5.07.2022).

8. Memo for DCI 11 Apr 77 — Memorandum for : Director of Central Intelligence. From : Robert R. Bowie, Deputy to the DCI for National Intelligence. Subject : Presidental Priorities. NIO 875-77. 11 April 1977 [Electronic resource]. — Access mode : https://www. cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP83B00100R000100120025-6.pdf (accessed 12.07.2022).

9. Memo for DCI 17 Jun 77 — Memorandum for: Director of Central Intelligence. Via : Deputy to the Director for National Intelligence. From : William Parmenter, National Intelligence Officer for Africa. Subject: Ethiopia : Agency Assessment in response to Questions Posed by Mr. Brzezinski. 17 June 1977 [Electronic resource]. — Access mode : https://www. cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP97S00289R000100170014-6.pdf (accessed 11.07.2022).

10. NIAM — National Intelligence Analytical Memorandum. NIAM 76.1-1-77. The Ethiopian Revolution and Its Implications. 28 March 1977 [Electronic resource]. — Access mode : https:// www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP97S00289R000100170015-5.pdf (accessed 1.07.2022).

11. NIDC 77-017C — National Intelligence Daily Cable. CG NIDC 77-017C. Saturday January 22, 1977 [Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia.gov/readingroom/ docs/CIA-RDP79T00975A029700010035-4.pdf (accessed 8.07.2022).

12. NIDC 77-144C — National Intelligence Daily Cable. CG NIDC 77-144C. Wednesday June 22, 1977 [Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia.gov/readingroom/ docs/CIA-RDP79T00975A030200010037-5.pdf (accessed 21.07.2022).

13. NIDC 77-202C — National Intelligence Daily Cable. CG NIDC 77-202C. Tuesday August 30, 1977 [Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia.gov/readingroom/ docs/CIA-RDP79T00975A030300010034-7.pdf (accessed 21.07.2022).

14. NIDC 78/021C — National Intelligence Daily Cable. CG NIDC 78/021C. Thursday 26 January 1978 [Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia.gov/readingroom/ docs/CIA-RDP79T00975A030500010042-6.pdf (accessed 21.07.2022).

15. NIDC 78/030C — National Intelligence Daily Cable. CG NIDC 78/030C. Monday 6 February 1978 [Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia.gov/readingroom/ docs/CIA-RDP79T00975A030500010059-8.pdf (accessed 21.07.2022).

16. NIDC 78/036C — National Intelligence Daily Cable. CG NIDC 78/036C. Monday 13 February 1978 [Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia.gov/readingroom/ docs/CIA-RDP79T00975A030500010070-5.pdf (accessed 21.07.2022).

17. NSC — National Security Council. Memorandum for the Record. Subject : Summary of Conclusions, SCC(I) Meeting, 21 December 1977, 3:30-4:45 p.m., White House Situation Room. 21 December 1977 [Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia.gov/ readingroom/docs/CIA-RDP80M00165A002100010044-3.pdf (accessed 11.07.2022).

18. Public Papers 1977 Book I — Public Papers of the Presidents of the United States. Jimmy Carter. 1977 (In Two Books). Book I — January 20 to June 24, 1977. — Washington : United States Government Printing Office, 1977. — 1164 p.

19. Public Papers 1977 Book II — Public Papers of the Presidents of the United States. Jimmy Carter. 1977 (In Two Books). Book II — June 25 to December 31, 1977. — Washington : United States Government Printing Office, 1977. — 2223 p.

20. Public Papers 1978 Book I — Public Papers of the Presidents of the United States. Jimmy Carter. 1978 (In Two Books). Book I — January 1 to June 30, 1978. — Washington : United States Government Printing Office, 1978. — 1224 p.

21. Somalia-Ethiopia — Somalia-Ethiopia: Troubles in Ogaden // Memorandum for the Record. Subject: Action Items from Discussion on 10 June 1977. 10 Jun 1977

[Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP80B01554R003300080021-9.pdf (accessed 1.07.2022).

22. The DCI Memo for NFIB 8 Aug 77 — The Director of Central Intelligence. Memorandum for : Representatives of the National Foreign Intelligence Board. Subject : Interagency Assessment of the Ethiopian-Somali Situation. 8 August 1977 [Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP79R00603A002900090005-0. pdf (accessed 12.07.2022).

23. The DCI Memo for NFIB 11 Aug 77 — The Director of Central Intelligence. Memorandum for : The National Foreign Intelligence Board. Subject : Interagency Assessment — Developments in the Ethiopian-Somali Situation. 11 August 1977 [Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP97S00289R000100170002-9. pdf (accessed 11.07.2022).

24. The DCI Memo for NFIB 18 Oct 77—The Director of Central Intelligence. Memorandum for : The National Foreign Intelligence Board. Subject : Interagency Assessment : Somali Military Posture in Ogaden. 18 October 1977 [Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia. gov/readingroom/docs/CIA-RDP97S00289R000100170008-3.pdf (accessed 12.07.2022).

25. The DCI Memo for Z. Brzezinski — The Director of Central Intelligence. Memorandum for : The Honorable Zbigniew Brzezinski, Assistant to the President for National Security Affairs. Subject : NIAM 76.1-1-77 : The Ethiopian Revolution and Its Implications. 14 April 1977 [Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia.gov/readingroom/ docs/CIA-RDP80M00165A002200050008-8.pdf (accessed 12.07.2022).

26. The Ogaden Situation — The Ogaden Situation : Interagency Intelligence Memorandum. NI IIM-80-10007. 7 April 1980 [Electronic resource]. — Access mode : https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP97S00289R000100190006-3.pdf (accessed 8.07.2022).

Литература

1. Голицын П. А. Третья моя война ... (О роли советских военных в Эфиопии в отражении сомалийской агрессии / П. А. Голицын // Военно-исторический журнал. — 1994. — № 3. — С. 54—60.

2. Мураховский В. И. Война между Эфиопией и Сомали / В. И. Мураховский. — Москва : Центр стратегической конъюнктуры, 2016. — 88 с. — ISBN 978-5-9907792-1-1.

3. Хазанов А. М. Секретные войны ЦРУ на Ближнем Востоке и в Африке до начала «Арабской весны» / А. М. Хазанов, А. Ю. Олимпиев. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 183 с. — ISBN 978-5-238-03133-0.

4. Ayele F. The Ethiopian Army : From Victory to Collapse, 1977—1991 / F. Ayele. — Evantson : Northwestern University Press, 2014. — 328 p. — ISBN 978-0-8101-3011-1.

5. Burton-Rose D. Private Warriors / D. Burton-Rose, K. Silverstein. — New York, London : Verso, 2000. — 268 p. — ISBN 1-85984-756-0.

6.HallidayF. Soviet Policy in the Arc of Crisis / F. Halliday. — Washington : Institute for Policy Studies, 1981. — 143 p. — ISBN 978-0897580281.

7. Ingiriis M. H. The Suicidal State in Somalia : The Rise and Fall of the Siad Barre Regime, 1969—1991 / M. H. Ingriis. — Lanham : University Press of America, 2016. — 363 p. — ISBN 978-0-7618-6719-7.

8. Jackson D. R. Jimmy Carter and the Horn of Africa : Cold War Policy in Ethiopia and Somalia / D. R. Jackson. — Jefferson : McFarland & Company, Inc., 2007. — 230 p. — ISBN 978-0-7864-2987-5.

9. Lefebvre J. A. Arms for the Horn : U.S. Security Policy in Ethiopia and Somalia, 1953—1991 / J. A. Lefebvre. — Pittsburgh : University of Pittsburgh Press, 1991. — 351 p. — ISBN 978-0-8229-8533-4.

10. Mitchell N. Jimmy Carter in Africa : Race and the Cold War / N. Mitchell. — Chicago : Stanford University Press, 2016. — 883 p. — ISBN 978-0-8047-9358-8.

11. Prados J. Safe for Democracy : The Secret Wars of the CIA / J. Prados. — Chicago : Ivan R. Dee, 2009. — 736 p. — ISBN 978-1-56663-823-4.

12. Tareke G. The Ethiopian Revolution : War in the Horn of Africa / G. Tareke. — New Heaven : Yale University Press, 2009. — 464 p. — ISBN 978-0-300-14163-4.

13. WoodroofeL. Buried in the Sands of Ogaden : The United States, the Horn of Africa, and the Demise of Détente / L. Woodroofe. — Kent : The Kent University Press, 2013. — 168 p. — ISBN 978-1-60635-184-0.

14. Xiirey C. C. Hanfidii abaaraha & hanqadhkii madaafiicda. Gurmadkii abaartii dabad-heer & dagaalkii 77 / C. C. Xiirey. — London : Golaha Xuquuqul Insaanka Geeska Afrika, 2000. — 279 b.

15. YordanovR. A. The Soviet Union and the Horn of Africa during the Cold War : Between Ideology and Pragmatism / R. A. Yordanov. — London : Lexington Books, 2016. — 310 p. — ISBN 978-1498529112.

Material resources

1977 DCI/IC — 1977 Director of Central Intelligence Report on the Intelligence Community.

DCI/IC 77-4657. March 1977. Available at: https://www.cia.gov/readingroom/docs/ CIA-RDP82M00311R000200030001-7.pdf (accessed 24.07.2022).

CIA CG WS 77-006 — Central Intelligence Agency. Current Reporting Group. CG WS 77006. Weekly Summary. February 11, 1977. Available at: https://www.cia.gov/readin-groom/docs/CIA-RDP79-00927A011500060001-0.pdf (accessed 3.07.2022).

CIA CG WS 77-015 — Central Intelligence Agency. Current Reporting Group. CG WS 77015. Weekly Summary. April 15, 1977. Available at: https://www.cia.gov/reading-room/docs/CIA-RDP79-00927A011500150001-0.pdf (accessed 2.07.2022).

CIA Memo — Central Intelligence Agency. Memorandum. Subject: Domestic Aspects of Cuba's Commitments in Africa. 19 January 1978. Available at: https://www.cia.gov/reading-room/docs/CIA-RDP80B01554R003400010010-7.pdf (accessed 2.07.2022).

CIA NFAC Memo — Central Intelligence Agency. National Foreign Assessment Center. Memorandum. Subject: Somalia: Implications for President Siad of a Somali Withdrawal. 6 March 1978. Available at: https://www.cia.gov/readingroom/docs/ D0C_0000276558.pdf (accessed 4.07.2022).

CIA NFAC RP ASU — Central Intelligence Agency. National Foreign Assessment Center. RP ASU 77-032C. USSR Weekly Review. Supplement. 2 November 1977. Available at: https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP79T00912A000100010050-3.pdf (accessed 2.07.2022).

CIA ORPA—Central Intelligence Agency. Office ofRegional andPolitical Analysis. Ethiopia: Assessment of Key Issues. 16 June 1977. Available at: https://www.cia.gov/reading-room/docs/CIA-RDP79R00603A002700020003-1.pdf (accessed 5.07.2022).

Статья поступила в редакцию 07.04.2023, одобрена после рецензирования 12.05.2023, подготовлена к публикации 25.05.2023.

[Научный диалог =

Memo for DCI 11 Apr 77 — Memorandum for: Director of Central Intelligence. From: Robert R. Bowie, Deputy to the DCI for National Intelligence. Subject: Presidental Priorities. NIO 875-77. 11 April 1977. Available at: https://www.cia.gov/readingroom/ docs/CIA-RDP83B00100R000100120025-6.pdf (accessed 12.07.2022).

Memo for DCI 17 Jun 77 — Memorandum for: Director of Central Intelligence. Via: Deputy to the Directorfor National Intelligence. From: William Parmenter, National Intelligence Officer for Africa. Subject: Ethiopia: Agency Assessment in response to Questions Posed by Mr. Brzezinski. 17 June 1977. Available at: https://www.cia.gov/read-ingroom/docs/CIA-RDP97S00289R000100170014-6.pdf (accessed 11.07.2022).

NIAM — National Intelligence Analytical Memorandum. NIAM 76.1-1-77. The Ethiopian Revolution and Its Implications. 28 March 1977. Available at: https://www.cia.gov/ readingroom/docs/CIA-RDP97S00289R000100170015-5.pdf (accessed 1.07.2022).

NIDC 77-017C — National Intelligence Daily Cable. CG NIDC 77-017C. Saturday January 22, 1977. Available at: https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP-79T00975A029700010035-4.pdf (accessed 8.07.2022).

NIDC 77-144C — National Intelligence Daily Cable. CG NIDC 77-144C. Wednesday June 22, 1977. Available at: https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP-79T00975A030200010037-5.pdf (accessed 21.07.2022).

NIDC 77-202C — National Intelligence Daily Cable. CG NIDC 77-202C. Tuesday August 30, 1977. Available at: https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP-79T00975A030300010034-7.pdf (accessed 21.07.2022).

NIDC 78/021C — National Intelligence Daily Cable. CG NIDC 78/021C. Thursday 26 January 1978. Available at: https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP-79T00975A030500010042-6.pdf (accessed 21.07.2022).

NIDC 78/030C — National Intelligence Daily Cable. CG NIDC 78/030C. Monday 6 February 1978. Available at: https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP-79T00975A030500010059-8.pdf (accessed 21.07.2022).

NIDC 78/036C — National Intelligence Daily Cable. CG NIDC 78/036C. Monday 13 February 1978. Available at: https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP-79T00975A030500010070-5.pdf (accessed 21.07.2022).

NSC — National Security Council. Memorandum for the Record. Subject: Summary of Conclusions, SCC(I) Meeting, 21 December 1977, 3:30-4:45 p.m., White House Situation Room. 21 December 1977. Available at: https://www.cia.gov/readingroom/ docs/CIA-RDP80M00165A002100010044-3.pdf (accessed 11.07.2022).

Public Papers 1977 Book I — Public Papers of the Presidents of the United States. Jimmy Carter. 1977 (In Two Books). Book I — January 20 to June 24, 1977. (1977). Washington: United States Government Printing Office. 1164 p.

Public Papers 1977 Book II — Public Papers of the Presidents of the United States. Jimmy Carter. 1977 (In Two Books). Book II — June 25 to December 31, 1977. (1977). Washington: United States Government Printing Office. 2223 p.

Public Papers 1978 Book I — Public Papers of the Presidents of the United States. Jimmy Carter. 1978 (In Two Books). Book I — January 1 to June 30, 1978. (1978). Washington: United States Government Printing Office. 1224 p.

Somalia-Ethiopia — Somalia-Ethiopia: Troubles in Ogaden. Memorandum for the Record.

Subject: Action Items from Discussion on 10 June 1977. 10 Jun 1977. Available at: https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP80B01554R003300080021-9.pdf (accessed 1.07.2022).

The DCI Memo for NFIB 8 Aug 77 — The Director of Central Intelligence. Memorandum for: Representatives of the National Foreign Intelligence Board. Subject: Interagency Assessment of the Ethiopian-Somali Situation. 8 August 1977. Available at: https:// www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP79R00603A002900090005-0.pdf (accessed 12.07.2022).

The DCI Memo for NFIB 11 Aug 77 — The Director of Central Intelligence. Memorandum for: The National Foreign Intelligence Board. Subject: Interagency Assessment — Developments in the Ethiopian-Somali Situation. 11 August 1977. Available at: https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP97S00289R000100170002-9.pdf (accessed 11.07.2022).

The DCI Memo for NFIB 18 Oct 77 — The Director of Central Intelligence. Memorandum for: The National Foreign Intelligence Board. Subject: Interagency Assessment: Somali Military Posture in Ogaden. 18 October 1977. Available at: https://www.cia.gov/ readingroom/docs/CIA-RDP97S00289R000100170008-3.pdf (accessed 12.07.2022).

The DCI Memo for Z. Brzezinski — The Director of Central Intelligence. Memorandum for: The Honorable Zbigniew Brzezinski, Assistant to the President for National Security Affairs. Subject: NIAM 76.1-1-77: The Ethiopian Revolution and Its Implications. 14 April 1977. Available at: https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP-80M00165A002200050008-8.pdf (accessed 12.07.2022).

The Ogaden Situation — The Ogaden Situation: Interagency Intelligence Memorandum. NI IIM-80-10007. 7 April 1980. Available at: https://www.cia.gov/readingroom/docs/ CIA-RDP97S00289R000100190006-3.pdf (accessed 8.07.2022).

References

Ayele, F. (2014). The Ethiopian Army: From Victory to Collapse, 1977—1991. Evantson: Northwestern University Press. 328 p. ISBN 978-0-8101-3011-1.

Burton-Rose, D., Silverstein, K. (2000). Private Warriors. New York, London: Verso. 268 p. ISBN 1-85984-756-0.

Golitsyn, P. A. (1994). My Third War ... (About the role of the Soviet military in Ethiopia in repelling Somali aggression. Military-Historical Journal, 3: 54—60. (In Russ.).

Halliday, F. (1981). Soviet Policy in the Arc of Crisis. Washington: Institute for Policy Studies. 143 p. ISBN 978-0897580281.

Ingiriis, M. H. (2016). The Suicidal State in Somalia: The Rise and Fall of the Siad Barre Regime, 1969—1991. Lanham: University Press of America. 363 p. ISBN 978-07618-6719-7.

Jackson, D. R. (2007). Jimmy Carter and the Horn of Africa: Cold War Policy in Ethiopia and Somalia. Jefferson: McFarland & Company, Inc. 230 p. ISBN 978-0-7864-2987-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Khazanov, A. M., Olympiev, A. Y. (2018). Secret CIA wars in the Middle East and Africa before the "Arab Spring". Moscow: UNITY-DANA. 183 p. ISBN 978-5-238-031330. (In Russ.).

Lefebvre, J. A. (1991). Arms for the Horn: U.S. Security Policy in Ethiopia and Somalia, 1953—1991. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press. 351 p. ISBN 978-0-82298533-4.

Mitchell, N. (2016). Jimmy Carter in Africa: Race and the Cold War. Chicago: Stanford University Press. 883 p. ISBN 978-0-8047-9358-8.

Murakhovsky, V. I. (2016). The war between Ethiopia and Somalia. Moscow: Center for Strategic Conjuncture. 88 p. ISBN 978-5-9907792-1-1. (In Russ.).

Prados, J. (2009). Safe for Democracy: The Secret Wars of the CIA. Chicago: Ivan R. Dee. 736 p. ISBN 978-1-56663-823-4.

Tareke, G. (2009). The Ethiopian Revolution: War in the Horn of Africa. New Heaven: Yale University Press. 464 p. ISBN 978-0-300-14163-4.

Woodroofe, L. (2013). Buried in the Sands of Ogaden: The United States, the Horn of Africa, and the Demise of Détente. Kent: The Kent University Press. 168 p. ISBN 978-160635-184-0.

Xiirey, C. C. (2000). Hanfidii abaaraha & hanqadhkii madaafiicda. Gurmadkii abaartii dabadheer & dagaalkii 77. London: Golaha Xuquuqul Insaanka Geeska Afrika.

Yordanov, R. A. (2016). The Soviet Union and the Horn of Africa during the Cold War: Between Ideology and Pragmatism. London: Lexington Books. 310 p. ISBN 978-

279 b.

1498529112.

The article was submitted 07.04.2023; approved after reviewing 12.05.2023; accepted for publication 25.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.