Научная статья на тему 'Эфиопский церковный год'

Эфиопский церковный год Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
197
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Французов С. А.

В статье содержится описание основных черт церковного года Эфиопской Церкви. Автор приводит данные о календаре и практике вычисления дат, а также об основных литургических циклах и некоторых великих праздниках и днях памяти святых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эфиопский церковный год»

Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2006. Вып. I: 16. С. 17-20

Эфиопский церковный год

С. А. Французов

(СПбФ ИВ РАН)

В статье содержится описание основных черт церковного года Эфиопской Церкви. Автор приводит данные о календаре и практике вычисления дат, а также об основных литургических циклах и некоторых великих праздниках и днях памяти святых.

Эфиопский церковный год, состоящий из двенадцати месяцев продолжительностью 30 дней каждый и 5 (в високосный год — 6) добавочных дней в конце года, аналогичен коптскому церковному году1 и отличается от него лишь названиями месяцев: туту (тоту) соответствует маскарам (отЛЬ£^), бабиху — тэкэмт (тФ^^), хату-ру — хэдар (^С), кихаку — тахсас (^^^^), тубе — тэрр (тС), ам-ширу — йаккатит (fht^), барамхату — маггабит (от^П.^), барму-де — мийазйа (Н./^/), башанису — гэнбот (^П^), бауне — сане (ЛЧь), абибу — хамле (Л^Л>), мисра — нахасе (^+^^fi). За исключением названия «хэдар», вероятнее всего, восходящего к коптскому «ха-тур» (jjML*) , происхождение названий остальных эфиопских месяцев остается неизвестным. Нельзя исключать их связь с дохристианскими календарными системами Эфиопии, о которых, впрочем, не сохранилось почти никаких сведений. Не ясна и этимология большинства этих названий: лишь маскарам толкуют как «дождь, зима», а хамле — как «урожай»2. Добавочные дни традиционно рассматриваются как дополнительный (13-й) месяц, именуемый пагумен, или пагвэмен (Ат^НЛ; от греч. ’Ena-yo^evai ^церш).

1 Важнейший источник: Iobi Ludolfi alias Leutholf dicti Ad suam Historiam ^thiopicam antehac editam Commentarius... Francofurti ad Moenum, 1691. P. 389-427 (раздел “Fasti sacri Ecclesi® ^thiopic®, qu® annum cum Coptitis ^gypti in autumno orditur”).

2 См.: Neugebauer O. Ethiopic Astronomy and Computus. W, 1979 (Sitzung-sberichte der philosophisch-historischen Klasse der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften, 347. Bd.; Veroffentlichungen der Kommission fur Geschichte der Mathematik, Naturwissenschaften und Medizin, Heft 22). S. 192.

В основе эфиопского календаряЗ лежит четырехлетний цикл, в котором годы именуются в честь евангелистов: Матфея, Марка, Луки (високосный год) и Иоанна, — либо, гораздо реже, по четырем райским рекам: Евфрату, Тихону, Тигру и Фисону. В обычный год

l-е маскарама соответствует 29-му августа по юлианскому календарю. Эфиопский високосный год непосредственно предшествует нашему високосному: в нем на 29-е августа выпадает б-е пагумена, а l-е маскарама следующего за ним года Иоанна приходится на ЗО-е августа. Однако это расхождение на один день выравнивается через полгода за счет прибавления 29-е февраля в юлианском високосном году. Таким образом, последний день февраля всегда является 4-м магга-бита, а l-е марта — 5-м маггабита (185-м днем эфиопского года), и в период с 5-го маггабита по 5-е пагумена (с l-го марта по 28-е августа) между датами юлианского и эфиопского годов существует постоянное однозначное соответствие. С 29-го августа по З1-є декабря в год, предшествующий високосному, и с 1-го января по конец февраля високосного года обычное соотношение этих дат сдвигается на один день. Для перевода дат эфиопского календаря в юлианский и обратно пользуются несложными синхронистическими таблицами4. Календарь Эфиопской Церкви используется в современной Эфиопии в качестве официального гражданского календаря.

В Эфиопии традиционно выделяют четыре времени года: мацау (отЯ^) — «сезон ветров» (с 26-го маскарама по 25-е тахсаса), хагай (Л^£) — «засушливый сезон» (с 26-го тахсас по 25-е маггабита), цадай (ЯД£) — «сезон сева» (с 26-го маггабита по 25-е сане), кэрамт «сезон дождей» (с 26-го сане по 25-е маскара-

ма). Они используются и при делении литургического года, особенно последний из них. В зависимости от характера исполняемых песнопений, собранных в сборниках «Дэггва» (^^), существует также деление литургического года на три сезона: Йоханнэс (^Л^А) — «Иоанн (Предтеча)» (с 1-го маскарама по ЗО-е хэдара), Астамхэро (ЛА+^ЛС) — «Умилостивительное моление» (с 1-го тахсаса до Пасхи), Фасика (ФА.^) — «Пасха» (с Пасхи до конца года). Кроме того, год делится на двадцать литургических периодов с фиксированными датами: Йоханнэс (^Л^А) — «Иоанн (Предтеча)» (с 1-го по 8-е маскарама), Заккарйас (HhC/А) — «Захария» (8 маскарама),

3 См.: Fritsch E., Zanetti U. Calendar: Christian calendar // Encyclopaedia Aethiopica / S. Uhlig, ed. Wiesbaden, 200З. Vol. 1 [A—C]. P. 668-672.

4 См.: Цибульский B.B. Современные календари стран Ближнего и Среднего Востока: Синхронистические таблицы и пояснения. М., 1964. С. 228-2З4, здесь с. 2З0-2З1.

Фэре — «Плоды» (с 9-го по 15-е маскарама), «Возведение храма (Гроба Господня в Иерусалиме)» (Л^Я+ : П.+ : отФДЛ) — 16 маскарама, Маскал (отЛФА) — «Крест, т. е. Крестовоздвижение» (с 17-го по 25-е маскарама) и т.д., — а также на десять связанных с пасхальным циклом подвижных периодов, которые начинаются Ниневийским постом (см. ниже) и завершаются Духовой неделей.

В Эфиопской Церкви не выделяют в особую группу двунадесятые праздники. Часть эфиопских церковных праздников носит общехристианский характер, другие эфиопы разделяют с коптами и, наконец, ряд праздничных дней (не только в честь эфиопских святых) не выходит за рамки местной церковной традиции.

Эфиопские христиане отмечают девять великих праздников Господа нашего Иисуса Христа. Четыре из них приходятся на определенные даты: Благовещение (^Л^К^) — на 29-е маггабита (25-е марта), Рождество (АД^) — на 29-е тахсаса, а в год Иоанна — на 28-е тахсаса (таким образом, всегда на 25-е декабря), Крещение (ф^Ф^) — на

11-е тэрра, Преображение (букв. Дабра Табор /Д^£ : ^ПС/, т. е. «Гора Фаворская») — на 13-е нахасе. С Крещением неразрывно связано празднование Брака в Кане Галилейской (^^ : : НіЛЛ) 12-го

тэрра, которое в XX в. неожиданно приобрело политическую окраску, став своего рода эфиопским «Днем независимости»: именно в этот церковный праздник 20 января 1941 г. император Хайла Сэлласе I возвратился из изгнания на родину после освобождения ее от итальянско-фашистских захватчиков.

Пять великих Христовых праздников принадлежат пасхальному циклу. По одной версии, это Страстная неделя, Воскресение Господне (^^>), Фомино воскресенье (^^Л), Вознесение Господне (йС!^), Пятидесятница, или Духов День (А^ФЛ^Л). Согласно другой традиции, к ним относятся Вербное воскресенье (^й9), Страстная Пятница (букв. Сэклат /ЛФЛ^/ «Распятие»), Воскресение, Вознесение и Пятидесятница.

Малых праздников Христовых насчитывается шесть, а по другой версии — девять. Четыре из них общепризнаны: Крестовоздвижение (ПОЛ : отЛФА) — 17-е маскарама, Обрезание Господне (^£+ : ^СЛ^Л) — 6-е тэрра, Сретение (Л^^) — 8-е йаккатита, Обретение Креста Господня (отЛФА : +£^П) — 10-е маггабита.

Император Заръа Якоб также установил 33 ежегодных праздника в честь Богородицы, из которых в эфиопской традиции широко отмечаются пять: Упокоение Богородицы (йС^^; не путать с Успением!) — 21-е тэрра, «Завет милости» (ЬЛ : ^Л£^) — 16-е йаккатита, Рождество Богородицы (АД^) — 1-е гэнбота, Освящение храма Богородицы (ЗДЛ. : П.^) в Филиппах (т. е. в раннесредневековом

Атрибе, расположенном в Дельте Нила) — 21-е сане, Успение 16-е нахасе. Православная Церковь празднует только два из них: Рождество Богородицы и Успение. Кроме того, известны девять эфиопских богородичных праздников меньшей значимости, в том числе Введение Богородицы во Храм (П\^) 3-го тахсаса и Зачатие Девы Марии св. Анной (й^Л^) 7-го нахасе.

Эфиопская Церковь соблюдает следующие посты: сорокадневный Кусквамский (Квесквамский) пост (Хот : Ф^Л£^) коптского происхождения с 26-го маскарама до 6-е хэдара; сорокатрехдневный Рождественский пост (Хот : АД*) с 16-го хэдара по 28-е тахсаса (в год Иоанна — с 15-го хэдара по 27-е тахсаса); Ниневийский пост (Хот : WB), название которого восходит к миссии пророка Ионы, отправленного к жителям Ниневии — в понедельник, вторник и среду второй недели перед Великим постом; пятидесятипятидневный Великий пост (0П.£ : Х^); Апостольский пост (Хот : ЛФС/*) — с понедельника после Пятидесятницы до дня свв. Петра и Павла, отмечаемого 5-го хамле; «Пост Спасения» (Хот : .fr^*), начинающийся в среду после Пятидесятницы и соблюдаемый каждую среду и пятницу в течение всего года, кроме периода от Пасхи до Пятидесятницы, а также Рождества и Крещения, если они выпадают на эти дни недели; Успенский пост (Хот : ¥АЛ^) с 1-го до 16-е нахасе.

Хотя в Эфиопской Церкви, как в и большинстве восточнохристианских церквей, не сложилось особой процедуры канонизации, в ее синаксаре отмечены дни памяти сотен свв. (общехристианских, коптских и специфически эфиопских).

Особенностью эфиопского церковного года является также ежемесячное (в определенный день) совершение восемнадцати особенно популярных праздников в честь Господа, Богоматери, архангелов и свв. Например, двенадцатый день каждого месяца посвящен архистратигу Михаилу.

Liturgical Year of the Ethiopian Orthodox Church

S. A. Frantsuzov

In this article one can find a description of the main features of liturgical year of the Ethiopian Orthodox Church. The author gives the information about the Calendar and practice of the date calculation, and also about main liturgical cycles and some great feasts and commemorations of the saints.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.