ЭФФЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИК СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Аннотация. В статье предложена классификация основных эффектов интеграции экономик стран Евразийского экономического союза (синергетических, макроэкономических, микроэкономических, потребителей, экологических, цифровых). На основе обобщения зарубежного опыта даны рекомендации для цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС. Дана характеристика эффектов цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС и определено их влияние на экономический рост. Сделан вывод о том, что обеспечение опережающего развития инновационных секторов экономики, цифровизации сферы услуг, образования, здравоохранения, государственного управления, информационной и экономической безопасности должны стать главными приоритетами в реализации цифровой повестки трансформации экономик стран ЕАЭС в среднесрочной перспективе.
Ключевые слова. Цифровая трансформация, интеграция, евразийский экономический союз.
Dyatlov S.A., Trunin V.I.
EFFECTS OF INTEGRATION IN TERMS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF ECONOMIES OF EURASIAN ECONOMIC UNION
Abstract. The article offers a classification of the main effects of integration of the economies of the countries of the Eurasian economic Union (synergetic, macroeconomic, microeconomic, consumers, environmental, digital). Based on the generalization of foreign experience, recommendations are given for the digital transformation of the economies of the EАEU countries. The article describes the effects of digital transformation of the economies of the EАEU countries and determines their impact on economic growth. It is concluded that ensuring the rapid development of innovative sectors of the economy, digitalization of services, education, health, public administration, information and economic security should become the main priorities in the implementation of the digital agenda for the transformation of the economies of the EAEU countries in the medium term.
Keywords. Digital transformation, integration, the Eurasian economic union.
Введение
В современных условиях происходит трансформация экономик России и стран Евразийского континента, которая обусловлена переходом от индустриально-рыночной к информационно-сетевой экономике. В настоящее время важнейшим фактором экономического роста, повышения конкурентоспособности и реализации конкурентных преимуществ стран Евразийского экономического союза является цифрови-зация всех отраслей и сфер экономики и государственного управления. Законодательно-нормативной
ГРНТИ 06.03.07 © Дятлов С. А., Трунин, 2020
Сергей Алексеевич Дятлов - доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Виктор Иванович Трунин - доктор экономических наук, профессор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург).
Контактные данные для связи с авторами (Дятлов С.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (812) 310-47-60. Е-mail: oetdsa@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 03.04.2020.
основой для реализации стратегии цифровой трансформации стран ЕАЭС стало принятие «Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года», которые были утверждены на заседании Высшего Евразийского экономического совета ЕАЭС в октябре 2017. Основными направлениями цифровой повестки ЕАЭС являются: цифровая трансформация отраслей экономики, кросс-отраслевая трансформация; цифровая трансформация рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы; цифровая трансформация управления интеграционными процессами; развитие цифровой инфраструктуры и обеспечение защищенности цифровых процессов [16]. Цифровая повестка стран ЕАЭС.
После вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе [1] наступил новый этап углубления евразийской интеграции, который характеризуется формированием цифровой экономики во всех странах - участницах Союза. Реализация цифровой повестки дня в странах ЕАЭС требует создания единого цифрового пространства, цифровых платформ, сетевой инфраструктуры, внедрения стимулирующих инициатив и реализации совместных проектов цифровой трансформации. Концепция единого цифрового пространства государств ЕАЭС предполагает создание цифровой инфраструктуры и межотраслевых интегрированных платформ, которая будет включать широкополосный доступ в Интернет во всех странах Союза и создаст возможности для появления инновационных отраслей, новых видов услуг, новых рабочих мест, повышения эффективности взаимодействия между странами.
Создание цифрового пространства ЕАЭС позволит добиться целого ряда эффектов от реализации евразийской цифровой повестки дня. Реализация совместной цифровой повестки дня должна привести к росту инвестиционной активности, достижению устойчивого экономического роста, росту занятости и повышению производительности в приоритетных отраслях экономики. Реализация цифровой повестки также включает использование новых бизнес-процессов, цифровых моделей сотрудничества, создание цифровых активов и цифровых систем государственного управления и обеспечения информационной безопасности.
Во всех странах ЕАЭС в настоящее время разработаны и приняты национальные программы цифровой трансформации и развития цифровой экономики [3]. Главными общими элементами являются создание единой цифровой платформы ЕАЭС, введение единых цифровых стандартов, систем обмена данными и электронного документооборота, а также разработка цифровых систем управления инфраструктурой ЕАЭС.
Эффекты интеграции экономик государств ЕАЭС.
Эффекты интеграции экономик государств ЕАЭС имеют различные формы и проявляются в самых различных сферах. После подписания Договора о ЕАЭС Н. Назарбаев оценил эффект от интеграции в $900 млрд до 2030 года. Согласно подсчетам Всемирного Банка, реализация совместной цифровой повестки до 2025 года принесет дополнительный прирост совокупного ВВП ЕАЭС до 1% в год, а также будет способствовать созданию 8 млн рабочих мест и экономии на издержках для бизнеса $50 млрд [7]. Среди эффектов интеграции ЕАЭС следует выделить следующие:
• синергетические эффекты евразийской интеграции, которые возникают в результате комплексной интеграции во всех странах ЕАЭС;
• макроэкономические интеграционные эффекты, заключающиеся в росте ВВП, росте производства товаров и услуг вследствие расширения рынков сбыта и спроса, экономии производственных, финансовых и административных издержек, развитии экономики на основе новых технологий и расширении кооперационных связей [19];
• микроэкономические эффекты хозяйствующих субъектов в странах ЕАЭС (предприятий), заключающиеся в росте доли рынка, расширении объема продаж, росте выручки и прибыли компаний;
• интеграционные эффекты конечных потребителей (населения): рост благосостояния (доходов) населения стран ЕАЭС благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения, повышение общего образовательного и культурного уровня, усиление безопасности, улучшение экологии, обеспечение комфорта жизни и ведения бизнеса вследствие внедрения передовых международных стандартов, институционального развития;
• экологические эффекты евразийской интеграции, включающие эффекты от природоохранной деятельности, снижения углеродных выбросов, использование энерго- и ресурсосберегающих технологий, совместная реализация экологических проектов и создание экологичных производств;
• цифровые эффекты евразийской интеграции, включающие эффекты, обусловленные переходом к
цифровой экономике в государствах ЕАЭС.
Учет зарубежного опыта и рекомендации для цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС Продвижение цифровой повестки дня ЕАЭС и развитие единого цифрового рынка требуют учета положительного зарубежного опыта. В 2017 году ЕС принял и реализует «Цифровую повестку дня для Европы», направленную на «достижение устойчивых экономических и социальных выгод за счет создания единого цифрового рынка, основанного на сверхскоростном интернете и совместимых приложениях» [4]. Важное значение имеет также обобщение и анализ опыта существующих региональных объединений таких, как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Совет сотрудничества стран Залива и др.
В 2016-2017 гг. Евразийская экономическая комиссия и Всемирный Банк провели совместное исследование для изучения международного опыта и выработки рекомендаций по максимальному экономическому воздействию развития цифрового пространства и реализации цифровой повестки дня ЕАЭС [12]. Цифровые технологии предоставляют странам ЕАЭС широкие возможности для преобразования национальных экономик. Появление новых способов взаимодействия между людьми, сообществами и правительствами, доступа к информации, ведения бизнеса и взаимодействия с органами государственной власти способствует повышению конкурентоспособности на мировых рынках.
Из-за влияния цифровых технологий на все сферы общественной жизни, главы государств-членов ЕАЭС признали необходимость стимулирования и управления процессами технологических преобразований на благо всех членов общества в качестве новых возможностей для регионального сотрудничества и экономического роста в регионе [2]. Новое качество объединения возникает на основе цифровых сетей, общих цифровых платформ и новых цифровых решений, которые сокращают расстояния, устраняют границы, создают новые рабочие места и развивают ранее не существовавшие сферы деловой активности.
В 2016 году Евразийская экономическая комиссия совместно с экспертами Всемирного Банка начала работу по изучению текущей ситуации и выработке рекомендаций по получению экономических выгод от цифрового развития. Они изучили потенциал создания единого цифрового пространства и реализации Цифровой повестки дня ЕАЭС к 2025 году, направленной на создание единой цифровой экономики в регионе и достижение связанных с этим цифровых дивидендов. Экспертами ЕАЭС совместно с экспертами Мирового Банка была разработана модель создания единого цифрового пространства ЕАЭС, которая должна стать эффективным инструментом для определения, утверждения, измерения, координации и контроля действий, направленных на достижение целей Цифровой повестки дня ЕАЭС [1].
Важнейшими направлениями совместных цифровых инициатив в рамках данной модели являются: создание общей цифровой инфраструктуры; создание интегрированных цифровых платформ; циф-ровизация ведущих отраслей и сфер экономики; цифровизация национальных и региональных рынков. Основными элементами организационно-экономического механизма реализации данной модели являются: разработка общей нормативно-правовой базы; создание государственно-частного партнерства для реализации приоритетных цифровых инициатив и проектов; развитие партнерских отношений между всеми участниками создаваемых региональных экосистем; содействие распространению лучших цифровых решений и практик.
Эксперты ЕАЭС и Мирового Банка совместно разработали рекомендации для реализации Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, реализация которой приведет к ускоренному экономическому росту, созданию новых рабочих мест, улучшению государственных услуг и повышению конкурентоспособности экономик Союза. Следует отметить ряд основных рекомендаций:
1. Необходимо создать институциональную и правовую основу для цифровой повестки дня, включая обеспечение разделения ролей, обязанностей и полномочий между национальными и региональными организациями управления.
2. Необходимо выделить достаточные финансовые ресурсы с учетом долгосрочного и многостороннего характера цифровых преобразований.
3. Для обеспечения успешного запуска и поддержания динамики цифровых преобразований, следует разработать и запустить программы для повышения уровня цифровых навыков и цифровой грамотности широких слоев населения.
4. Для успешного развития надежных трансграничных межотраслевых цифровых платформ и цифровых решений, следует обеспечить распространение и широкополосной доступ в Интернет.
При этом, важно реализацию этих рекомендаций осуществлять поэтапно с учетом имеющихся ресурсов, приоритетов, сложности, необходимости учета интересов в деле интеграции национальных систем стран ЕАЭС [14].
Эффекты цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС
Успешная трансформация экономик стран ЕАЭС требует реализации инновационных сквозных проектов, принятия мер, направленных на поощрение и стимулирование развития новых отраслей и отраслевых сегментов, разработки общих правил использования информационно-коммуникационных технологий и развития благоприятной цифровой среды для осуществления экономической деятельности в ЕАЭС [8]. Важнейшей задачей является получение синергетических эффектов и накопление конкурентных цифровых активов с использованием преимуществ, которые предоставляет евразийская интеграция.
По данным Европейской комиссии, создание единого цифрового рынка ЕС может принести экономике ЕС дополнительно более 400 млрд евро в год, способствовать созданию новых рабочих мест и росту производительности. Такие инновации, как облачные услуги и аналитика данных, могут добавить к ВВП Евросоюза более 2000 млрд евро к 2030 году через увеличение промышленного производства. Реализация концепции и программ стран-членов ЕАЭС до 2025 года предполагает рост валового продукта объединения за счет расширения широкополосного доступа в Интернет, за счет увеличения пропускной способности трафика, за счет развития и расширения электронной торговли.
Важнейшим направлением является создание облачных сервисов и облачных вычислений в государствах-членах ЕАЭС для исследовательского и образовательного сообщества, а также для государственных органов власти с целью предоставления трансграничных услуг нового поколения. Такие облачные инициативы предоставят государствам-членам возможность консолидировать существующие центры обработки данных, повышая их устойчивость при одновременном снижении затрат на обслуживание. Поддержка развития облачных технологий за счет внедрения облачных сервисов на уровне Союза, формирования региональной евразийской сети центров обработки данных и региональных компаний-операторов, а также предоставления услуг кэширования интернет-трафика для европейских и китайских провайдеров значительно ускорит экономическое развитие. Согласно расчетам Мирового банка, потенциальное увеличение ВВП ЕАЭС за счет этого сектора к 2025 году составит 0,95%. Экономия, возникающая в результате устранения правовых барьеров для реализации Цифровой повестки дня ЕАЭС, может потенциально добавить 2,6% к ВВП.
Развитие цифровой экономики неизбежно ведет к существенной трансформации рынка труда. Эта трансформация является сложной и происходит постепенно, так как все больше традиционных секторов экономики занимаются цифровой экономикой. Такое преобразование влияет на создание рабочих мест на нескольких уровнях. Из-за внедрения ИКТ, оптимизации процессов, роботизации и общего повышения эффективности, устаревшие профессии исчезнут. Однако, по мнению специалистов, несмотря на высвобождение под влиянием цифровизации из сферы занятости значительного количества рабочих мест, чистый эффект от создания новых рабочих мест в новых секторах цифровой экономики будет положительным.
Например, по оценкам МсЮшеу, одно рабочее место в секторе ИКТ создает от двух до четырех рабочих мест в других отраслях национальной экономики. По оценкам компании PwC, увеличение объемов цифровизации на 10% снижает уровень безработицы на 0,84%. Анализ данных по французской экономике за последние 15 лет показал, что из-за цифровизации дополнительно было создано 1,2 млн рабочих мест и 0,5 млн рабочих мест устаревших профессий было ликвидировано. Согласно расчетам, при среднем уровне проникновения фиксированной широкополосной связи в ЕАЭС в 30%, можно ожидать, что к 2025 г. будет создано порядка 3-4 млн новых рабочих мест, из которых более 1 млн будет создано в сфере цифровой экономики. В результате реализации «Цифровой повестки дня» государств ЕАЭС достижение целевых значений до 3% занятости в секторе ИКТ для стран-членов ЕАЭС может обеспечить увеличение уровня занятости на 2,4% к 2025 г. [17]
Рост платформ электронной коммерции создает новую группу микро-предпринимателей, которые могут получить доступ к мировым рынкам и расширяют сферу деятельности своего бизнеса. Инфор-
мационные, консультационные, рекрутинговые услуги и услуги по поиску работы должны предоставляться на региональном уровне вместе с соответствующей нормативно-правовой базой для обеспечения свободного передвижения граждан в Союзе в поисках работы, по мере создания новых рабочих мест на всей территории ЕАЭС. Предполагается создание новой информационной системы, аккумулирующей данные о занятости и миграции в рамках ЕАЭС, которая позволит предоставлять работникам и работодателям трансграничные услуги, связанные с трудоустройством и перемещением работников между странами ЕАЭС. Предполагается, что к 2025 году в странах ЕАЭС может быть создано до 4 млн новых рабочих мест, включая более миллиона в секторе цифровых технологий, а также планируется повышение производительности труда до 1,73%. Оптимизация и роботизация производства, а также повышение производительности труда, безусловно, сделают некоторых работников излишними, но чистый эффект от развития цифровой экономики на рабочих местах будет положительным [15].
Развитие сектора услуг в 2018-2025 годах, устранение существующих регуляторных барьеров в отношениях между государствами-членами ЕАЭС могут увеличить валовой продукт Союза на 42,3 млрд долларов. Возможный эффект оцифровки государственных закупок на региональном уровне оценивается в 1,6 млрд долларов. Предоставление услуг «открытого правительства» может сэкономить 1,3 млрд долларов, внедрение трансграничных электронных услуг даст экономию 0,5 млрд долларов. Для успешной региональной интеграции и цифрового преобразования экономик стран ЕАЭС важное значение имеет гармонизация законодательства и создание унифицированной нормативно-правовой базы. При этом, успех в деле скоординированной цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС зависит от того, насколько будет обеспечена функциональная совместимость и масштабируемость цифровых решений и платформ интегрированной цифровой инфраструктуры.
Реализация программ цифровизации в странах ЕАЭС позволит получить дополнительные дивиденды и эффекты в различных сферах и отраслях. Согласно имеющимся расчетам, наибольший эффект будет достигнут в сфере производства, топливно-энергетической сфере, розничной торговле и сфере услуг. Так, если уровень цифровизации достигнет 20% к 2025 году, в обрабатывающей промышленности ожидается дополнительный рост ВВП ЕАЭС на 0,98%, в розничной торговле -на 0,92% , в сфере услуг - на 2,2%. Доля цифровых услуг в общем объеме экспорта стран ЕАЭС должна вырасти с 28% в 2015 году до 36% в 2025 году. Значительный рост предполагается в секторе экспортоориентированных цифровых услуг, к которым относятся аутсорсинг информационных технологий, аутсорсинг бизнес-процессов, облачные сервисы, оффшорное программирование и индивидуальные программные средства и разработки.
Важно отметить, что для предоставления электронных государственных услуг необходимо достаточное количество открытых данных, доступных для общественности и бизнеса. Утверждение общих цифровых стандартов открытых данных и обеспечение синхронизации и качества данных имеют важное значение для создания такого рода единой базы больших данных в ЕАЭС. Согласно оценкам Всемирного банка, потенциальное влияние создания регионального открытого хранилища данных может обеспечить рост ВВП ЕАЭС на 1,34% к 2025 году. В целом, согласно оценкам Всемирного банка, увеличение цифровизации ЕАЭС на 20% к 2025 год может привести к росту рынка услуг на 2,2% ВВП ЕАЭС [6].
Большой потенциал роста имеет развитие системы электронных международных транзакций и электронной торговли, технологически совместимых архитектур, стандартов, данных, процессов, услуг, платформ, инфраструктур и сетей, которые значительно расширяют возможности для сотрудничества потребителей и бизнес-структур в государствах-членах ЕАЭС. Более глубокая евразийская интеграция при условии 20% взаимного снижения нетарифных барьеров между странами ЕАЭС приведет к увеличению взаимной торговли на 12,4% или на 7,1 млрд долларов США [5]. Совет Евразийской экономической комиссии принял детализированный план по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Данный документ служит одним из инструментов управления проектом по развитию и внедрению этого механизма в государствах-членах Союза [13].
Увеличение торговли, оборота товаров и услуг в ЕАЭС, а также более эффективное использование транзитного потенциала между Азией и Европой требуют обеспечения свободного перемещения транспортных средств на основе цифрового взаимодействия таможенных органов государств-членов ЕАЭС. С 2018 года таможенные службы стран ЕАЭС начали работу на основе требований
нового Таможенного кодекса ЕАЭС, вводящего в действие механизм электронных налоговых деклараций и инструменты цифрового таможенного администрирования. Цифровизация должна существенно упростить процесс устранения барьеров на внутренних рынках Союза. В ближайшем будущем ЕАЭС намерен сформировать зоны свободной торговли и подписать соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Египтом, Израилем, Индией, Ираном, Китаем, Сингапуром и Сербией [10].
Принятие и введение единого Таможенного кодекса стран ЕАЭС приводит к переходу на автоматизированные системы и электронному документообороту. Упрощение процедур для осуществления цифровых трансграничных покупок может увеличить трансграничную торговлю, проводимую он-лайн-бизнесом, и повысить доверие потребителей к трансграничной электронной торговле в странах ЕАЭС. Цифровые решения включают финансы, услуги, таможню, закупки, налогообложение, логистику и миграцию. Успешная реализация таких решений приводит к получению цифровых дивидендов. Примером таких решений являются базовые реестры государственного сектора, которые являются официальными источниками базовой информации о гражданах, предпринимательском секторе, компаниях, лицензиях, земельных участках и др. Базовые реестры являются ключевым элементом в развитии новых цифровых услуг в странах ЕАЭС.
Значительный эффект должно дать развитие систем и механизмов «единого окна» в системе внешнеэкономической деятельности, электронного таможенного декларирования в странах ЕАЭС. Меры, направленные на упрощение трансграничных закупок, в том числе устранение таможенно-торговых барьеров, внедрение электронных таможенных деклараций, и переход на электронный торговый документооборот должны дать положительный эффект для увеличения ВВП ЕАЭС к 2025 году. Решения в области цифровой торговли и таможни включают онлайн-процессы, связанные с экспортом/импортом и ускорением трансграничной торговли, включая логистику, таможенное оформление, лицензирование и сертификацию.
Реализация Цифровой повестки дня ЕАЭС окажет значительное влияние на рост трансграничной электронной торговли, поскольку онлайн-покупатели смогут использовать беспошлинные интернет-покупки в любой стране-члене на основе общих цифровых платформ, в том числе платформ идентификации и аутентификации и цифрового кросса.
Цифровая повестка ЕАЭС включает создание и внедрение Транс-евразийской логистической платформы, которая должна стать основой для объединения всех участников торгово-экономической деятельности посредством интегрированных цифровых платформ и электронного обмена данными. Создание системы цифровой логистики ЕАЭС должно стать движущей силой динамичного развития во всех секторах экономики стран ЕАЭС. Внедрение системы цифровой трансграничной логистики должно принести дивиденды и повысить эффективность деятельности логистических компаний в экономической пространстве ЕАЭС. По оценкам специалистов ВЭФ, расширенная цифровая трансграничная логистика может увеличить объем международной торговли для сектора малого и среднего бизнеса [9].
Для обеспечения широкого использования новых цифровых решений необходимо будет решить проблемы подготовки квалифицированных кадров с профессиональными цифровыми способностями и навыками, а также повышения общего уровня цифровой грамотности населения стран ЕАЭС.
Заключение
Учет положительного зарубежного опыта создания интеграционных (наднациональных) структур управления цифровой трансформации в ЕАЭС с широким спектром полномочий на уровне Союза имеет решающее значение для успеха данной трансформации. Важно определить приоритеты цифровой трансформации и утвердить перечень базовых цифровых услуг, реализация которых ускорит процессы интеграции и цифровизации в ЕАЭС. Учитывая масштабы и межсекторальный характер цифровой повестки дня, важно создать механизмы для постоянного мониторинга принятых мер, количественной оценки прогресса и результатов, а также информировать граждан о происходящих преобразованиях с тем, чтобы обеспечить участие и приверженность всех секторов общества [11].
Следует отметить целый ряд возникающих в процессе цифровой трансформации рисков для стран ЕАЭС. В последнее время усиливается гиперконкурентное давление глобальных игроков-мировых лидеров на цифровое пространство стран ЕАЭС. Одним из рисков является значительная зависимость стран ЕАЭС от внешнего рынка цифровых технологий и цифровых услуг, на котором лидирующие
позиции занимают ведущие компании США и Китая. Цифровое неравенство стран ЕАЭС (цифровое отставание от ведущих стран мира) постоянно увеличивается, что приводит к росту угроз для цифрового суверенитета, информационной и экономической безопасности стран ЕАЭС. Также большим риском является «утечка мозгов», прежде всего специалистов в области цифровых, облачных нано-и бионейронных технологий из стран ЕАЭС в развитые страны мира.
Следует отметить особо, что широкое распространение в начале 2020 года пандемии короновиру-са стало главной угрозой для экономик стран ЕАЭС и других стран мира. Поэтому одной из актуальных задач является цифровизация здравоохранения и создание гибкой и эффективной системы е-НеаЬЬ в масштабах страны и ЕАЭС. Достижение опережающего развития инновационных секторов экономики, цифровизация сферы услуг, образования, здравоохранения и государственного управления, а также обеспечение цифровой независимости, информационной и экономической безопасности должны стать главными приоритетами в реализации цифровой повестки трансформации экономик стран ЕАЭС в среднесрочной перспективе.
С учетом достижения главных целей цифровой повестки, Евразийская экономическая комиссия разработала планы и определила основные тренды реализации цифровой повестки ЕАЭС по основным направлениям до 2025 года [18]. Успешная реализация стратегии и программ цифровой трансформации и развития цифровой экономики стран-участниц ЕАЭС требует комплексного подхода, координации усилий и согласованных действий всех национальных и интеграционных ведомств, структур и институтов регулирования Евразийского экономического союза. Благодарности
Материал подготовлен при грантовой поддержке РФФИ, проект № 20-010-00674.
ЛИТЕРАТУРА
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.).
2. Винокуров Е. Экономика ЕАЭС: повестка дня // ЕЭИ. 2017. № 4 (29).
3. Дятлов С.А. Цифровая трансформация экономик стран ЕАЭС: приоритеты и институты развития // Проблемы современной экономики. 2018. № 3. С. 18-21.
4. Иванова Е.М. Евразийская интеграция: путь от СНГ к ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 6.
5. Кофнер Ю. Углубление интеграции поднимет взаимную торговлю стран ЕАЭС на 12%. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eurasian-studies.org/archives/14596 (дата обращения 03.04.2020).
6. Кнобель А., Липин А. Интеграция: Бег без барьеров // Ведомости. 3 февраля 2016.
7. Костылева Т. Цифровую повестку ЕАЭС и её практическую реализацию обсудили на ПМЭФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://d-russia.ru/tsifrovuyu-povestku-eaes-i-eyo-prakticheskuyu-realizatsiyu-obsudili-na-pmef.html (дата обращения 26.06.2018).
8. Минасян К. Вызовы цифровой трансформации требуют консолидации усилий стран ЕАЭС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://egov.ifmo.ru/news_egov/news_17_03_15-1 (дата обращения 21.06.2018).
9. Самохин И.О., Абрамова О.К. Влияние политики импортозамещения на участие России в Евразийском экономическом союзе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/ 1542/23948 (дата обращения 03.04.2020).
10. Саркисян Т. Формируя цифровое пространство: о результатах работы ЕЭК за 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://d-russia.ru/formiruya-tsifrovoe-prostranstvo-o-rezultatah-raboty-eek-za-2017-god.html (дата обращения 21.06.2018).
11. Соков К. Торговля России с союзниками по ЕАЭС растет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ritmeurasia.org/news-2016-06-24--torgovlja-rossii-ssojuznikami-po-eaes-rastet-24315 (дата обращения 25.12.2018).
12. Хейфец Б.А. Трансрегиональное переформатирование глобального экономического пространства. Вызовы для России. М.: Институт экономики РАН, 2016. 86 с.
13. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://egov.ifmo.ru/ news_egov/news_20_03_22 (дата обращения 26.03.2020).
14. О ситуации по устранению препятствующих функционированию внутреннего рынка Евразийского экономического союза барьеров для взаимного доступа, а также изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы: Аналитический доклад Евразийской экономической комиссии. М., 2015. 52 с.
15. Об утверждении Положения о формировании и функционировании евразийских технологических платформ: Решение Евразийского межправительственного совета от 13 апреля 2017 г. № 2.
16. Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, утв. на заседании Совета 12.10.2017.
17. Оценка экономических эффектов отмены нетарифных барьеров в ЕАЭС. ЦИИ ЕАБР, 2018. 72 с.
18. Цифровая повестка ЕАЭС: 2016-2019-2025 / Евразийская экономическая комиссия. М., 2019. 199 с.
19. Экономическая теория / Бродская Т.Г., Громыко В.В., Дятлов С.А. и др. М., 2004. 255 с.