Научная статья на тему 'Эффективный менеджмент в современном научно-образовательном пространстве'

Эффективный менеджмент в современном научно-образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / MARKETING COMMUNICATION / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / INSTITUTIONAL DISCOURSE / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОДУКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА / PRODUCT OF INTELLECTUAL ACTIVITIES / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / COMMERCIALIZATION / МОНЕТИЗАЦИЯ / MONETIZATION / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / MANAGEMENT COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнова И.А.

Статья описывает современные инструменты управления научно-образовательным пространством с учетом актуализированных требований, предъявляемых к вузам. Автор анализирует источники формирования устойчивости вуза, а также риски, сопровождающие образовательный процесс. В ходе анализа применяется инструментарий маркетинговой коммуникации, позволяющий найти точки пересечения между разновидностями институционального дискурса и одновременно способствующий развитию путей коммерциализации образования и науки без ущерба для их качества. Подобное обобщение представляется необходимым для систематизации и гармонизации действий отечественных вузов с целью достижения устойчивости существования организаций высшего образования в глобализирующемся мире, а также для успешного экспорта образовательных программ. В статье приводится также комплекс управленческих компетенций, формирование которых возможно через обучение иностранному языку и культуре. Автор статьи полагает, что комплекс управленческих компетенций, формируемых у обучающихся на всех ступенях обучения, во многом способствует внедрению результатов интеллектуальной деятельности в научно-образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective management in the current science and learning space

The article considers new instruments of managing science and learning with a special regard to the revised requirements set to higher educational institutions. The author analyses the sources of their sustainability as well as risks that tend to accompany the education process. The analysis relies on the instrument of marketing communication that serves to detect the point of intersection of the different types of institutional discourse and to promote the development of commercial education and science without any repercussions on the quality of education. This kind of generalization seems urgent as it helps to coordinate the activities of the Russian higher educational institutions so that they could achieve sustainability in the globalized world of today and to successfully export their education programmes. The article also describes a complex of management competencies that are formed through language and culture acquisition. The author believes that the management competencies that learners acquire and develop at all stages of learning to a great degree contribute to the implementation of the product of their intellectual activities in the science and learning space.

Текст научной работы на тему «Эффективный менеджмент в современном научно-образовательном пространстве»

УДК 81-13, 81-37, 81-42

И. А. Гусейнова

доцент, доктор филологических наук; профессор каф. немецкого языка

переводческого факультета МГЛУ; e-maiL: ginnap@maiL.ru

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Статья описывает современные инструменты управления научно-образовательным пространством с учетом актуализированных требований, предъявляемых к вузам. Автор анализирует источники формирования устойчивости вуза, а также риски, сопровождающие образовательный процесс. В ходе анализа применяется инструментарий маркетинговой коммуникации, позволяющий найти точки пересечения между разновидностями институционального дискурса и одновременно способствующий развитию путей коммерциализации образования и науки без ущерба для их качества. Подобное обобщение представляется необходимым для систематизации и гармонизации действий отечественных вузов с целью достижения устойчивости существования организаций высшего образования в глобализирующемся мире, а также для успешного экспорта образовательных программ. В статье приводится также комплекс управленческих компетенций, формирование которых возможно через обучение иностранному языку и культуре. Автор статьи полагает, что комплекс управленческих компетенций, формируемых у обучающихся на всех ступенях обучения, во многом способствует внедрению результатов интеллектуальной деятельности в научно-образовательное пространство.

Ключевые слова: маркетинговая коммуникация; институциональный дискурс; высшее образование; управленческие компетенции; продукт интеллектуального труда; коммерциализация; монетизация; социальная ответственность.

I. A. Guseynova

Associate Professor, Doctor of Philology;

Professor at the German Department at Faculty Translation

and Interpretation; e-mail: ginnap@mail.ru

EFFECTIVE MANAGEMENT IN THE CURRENT SCIENCE AND LEARNING SPACE

The articLe considers new instruments of managing science and Learning with a special regard to the revised requirements set to higher educational institutions. The author analyses the sources of their sustainabUity as weU as risks that tend to accompany the education process. The analysis relies on the instrument of marketing communication that serves to detect the point of intersection of the different types of institutional discourse and to promote the development of commercial education and science without any repercussions on the quality of education. This

kind of generalization seems urgent as it heLps to coordinate the activities of the Russian higher educational institutions so that they could achieve sustainability in the globalized world of today and to successfully export their education programmes. The article also describes a complex of management competencies that are formed through language and culture acquisition. The author believes that the management competencies that learners acquire and develop at all stages of learning to a great degree contribute to the implementation of the product of their intellectual activities in the science and learning space.

Key words: marketing communication; institutional discourse; higher education; management competencies; product of intellectual activities; commercialization; monetization; social responsibility.

Введение

В настоящей статье предпринимается попытка осмысления феномена маркетинговой коммуникации с учетом актуальных задач, играющих ключевую роль в устойчивости каждого вуза, нацеленного на выполнение программных решений. Подобное обобщение материала представляется нам целесообразным, поскольку, с одной стороны, оно объединяет результаты индивидуальных достижений, выполненных на материале различных видов институционального дискурса и на эмпирических фактах разных языков, и обеспечивает практическую реализацию фундаментальных и прикладных исследований путем их постепенного внедрения в образовательный процесс - с другой.

Напомним, что институциональный дискурс представляет собой инструмент управления социальной реальностью, представленной в различных типах сред, в том числе в виртуальной, профессиональной и др. При помощи определенного репертуара средств институт регулирует практическую и иные виды деятельности, систему социальных отношений, принятую в каждом конкретном национально-языковом сообществе, на основании разрабатываемой им нормативно-правовой документации.

Отметим также, что институциональная среда многогранна и объединяет различные сферы человеческой деятельности, прежде всего познавательную, коммуникативную и профессиональную. Этим обстоятельством объясняется наше стремление рассмотреть современный менеджмент в научно-образовательном пространстве с позиций теорий институциональности с учетом значимости маркетинговой коммуникации.

Следует подчеркнуть, что маркетинговая коммуникация глубоко проникла в различные сферы человеческой деятельности, ее присутствие можно отметить в любом виде институционального дискурса, включая электронный, презентационный, образовательный и не в последнюю очередь современный педагогический дискурс. О популярности институциональной коммуникации в свете теорий маркетинга свидетельствует то обстоятельство, что разновидностями институционального дискурса в настоящее время занимаются разные школы, как отечественные, так и зарубежные, в том числе: Волгоградская школа (В. И. Карасик, В. А. Митягина, О. А. Леонтович, Л. С. Бейлин-сон, Е. Н. Галичкина и др.), Тамбовская (И. И. Смагин, А. В. Худяков, Е. Ю. Студнев и др.), Московская (О. К. Ирисханова, Т. В. Писано-ва, Н. И. Миронова, Г. М. Фадеева, Н. Н. Трошина, М. В. Томская, И. А. Гусейнова, В. С. Нечаева, В. С. Табакова, Е. А. Северина, Е. Е. Богатырева, М. Е. Букеева, Е. А. Сухоруков и др.). Среди зарубежных следует выделить, прежде всего, французскую (Ж. Ж. Лпмбен, Ла Рош и др.), американскую (A.W. Gouldner; H. P. Grice; R. T. Lakoff; W. J. Orlikowsky, J. Yates и др.) и немецкую (Kl.-D Baumann, G. Brünner, Th. Bungarten, N. Janich, C. Mast и др.). Однако в нашей статье мы ограничимся фактами практического применения достижений маркетинговой коммуникации в образовательной сфере.

Маркетинговая коммуникация в научно-образовательном пространстве

Термин «маркетинг», по нашему мнению, следует трактовать в широком и узком смыслах. В узком смысле маркетинг - это сумма всех действий в рамках политики товарооборота с целью создания, поддержания и расширения рынка. В более широком смысле маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Это означает, что в основе маркетинговой деятельности лежит теория коммуникации, с помощью которой осуществляется передача ценной информации, представляющей интерес для различных целевых групп.

Одновременно маркетинговая коммуникация является способом получения различной информации, которая становится достоянием общества в результате осуществления «диалога» автора с реципиентом.

Любая коммерческая деятельность нуждается в лингвистических средствах. В этой связи научно-образовательный дискурс также нуждается в средствах маркетинга, обеспечивающих его идентичность в глобализирующемся мире. На этом основании можно предположить, что для осуществления успешной научно-образовательной деятельности требуется регулярное применение таких маркетинговых стратегий, как организация общественного мнения (public relations), где под «паблик рилейшенз» понимается любая коммуникация, служащая созданию положительного общественного мнения в интересах фирмы; организация мер сбыта (sell promotion), которая предполагает использование мер по стимулированию сбыта - и прямую продажу (direct marketing). Принято также считать, что формирование имиджа приобретает максимальную эффективность только в комплексе маркетинга, становясь неотъемлемой частью рыночных отношений. Таким образом, образовательные организации, ориентированные на интернационализацию своих научных проектов и образовательных программ, нуждаются в маркетинговой поддержке, реализуемой лингвистическими средствами. Это позволяет в первую очередь более точно выявить специфические потребности данной целевой аудитории и создать инструментарий, более эффективно удовлетворяющий эти нужды и потребности [Ромат 1996, с. 16-23].

Иными словами, с помощью маркетинговой коммуникации осуществляется продвижение новых, сложных, непривычных общественному сознанию продуктов и объектов, которые призваны менять стереотипные представления целевой аудитории с тем, чтобы изменить ее социальное поведение в дальнейшем. Кроме того, маркетинговая коммуникация дает возможность повысить прикладное значение научных изысканий и методических технологий. Например, полученные в ходе анализа данные позволят во многом усовершенствовать так часто критикуемую нами существующую систему обучения иностранным языкам в организациях общего образования, разнообразить современные весьма стандартно организованные образовательные выставки, придать динамику научно-практическим конференциям, внедрить интеллектуальные решения в образовательный процесс, а также популяризировать научные результаты, достигнутые в различных отраслях знания.

Напомним, что современное научно-образовательное пространство строится на следующих подходах:

- обучающимся предлагается постоянно повышать свой уровень знаний, посещая лекции, семинары, различные курсы. Безусловно, времени для отдыха и развлечений не остается, однако любые запреты на обучение приводят к повышенному спросу на репетиторов, готовых осуществлять обучение в любое время и требуемом объеме. Каникулярное время также используется для получения знаний в игровом виде, а также в виде различных интеллектуальных состязаний;

- обучающимся, помимо «обязательных» знаний, предлагается осваивать дополнительные знания самостоятельно, т. е. выполняя увеличенное количество домашних заданий;

- объем «обязательного» знания сокращается до минимума, обучающимся предоставляется право самостоятельно решать, нужно ли им осваивать новый материал или ограничиться допускаемым минимумом знаний;

- обучающимся создается мотивация и сохраняются условия для достижения большего объема знаний.

Современное научно-образовательное пространство в России строится на амбивалентном основании. С одной стороны, обучающимся всех уровней образования предлагается реализовать себя в «обязательном» - базовом секторе, с другой - заполнить социальный досуг различными дополнительными образовательными программами, реализуемыми в социальном (очном) и виртуальном (дистанционном) форматах.

Одновременно известно, что современная наука должна соответствовать двум предъявляемым к ней требованиям: 1) отвечать требованиям бюрократического порядка; 2) отвечать требованиям монетизации. Несмотря на то, что упомянутые выше требования снижают количество фундаментальных исследований, они одновременно приводят к спросу на частные разработки научно-прикладного характера, существенно модернизирующие собственно образовательный процесс. Применительно к научно-образовательному учреждению это значит, что фундаментальные исследования необходимо продолжать и поддерживать на государственном уровне, а научно-прикладное знание на уровне грантовых проектов с последующей его монетизацией.

Таким образом, современная наука «погружена» в «научный бизнес», требующий от нее практической отдачи, коммерциализации продуктов научной деятельности, планирования научных результатов и исследовательских работ. Иными словами, в институциональном аспекте современная наука должна приобрести статус научной корпорации, обеспечивающей разработку - внедрение - монетизацию результатов своей деятельности. В свете вышесказанного вузы призваны упорядочить весь производственный цикл от разработки до коммерциализации полученных результатов - результатов своей интеллектуальной деятельности.

В настоящий момент во многих гуманитарных вузах упомянутый выше цикл оборван: есть разработки, преимущественно качественные, предпринимаются попытки внедрения результатов интеллектуальной деятельности в социальную практику и виртуальную среду, однако практически полностью отсутствует завершающий этап - монетизация научного продукта. Отметим также, что выявленные нами недостатки сопровождаются различными вполне ожидаемыми рисками - финансовыми, кадровыми, институциональными, которые существенно затрудняют поступательное движение вузов. По нашему мнению, кадровые риски во многом зависят не только от наличия ученых степеней и званий у профессорско-преподавательского состава, но и от его реального участия в научных проектах и образовательных программах. Отсутствие мотивации и ответственности у преподавателей обусловлено нередко размытостью ценностных установок и ориентиров. Данное обстоятельство приводит к тому, что вуз не использует в полной мере свой потенциал для реализации инновационных проектов и внедрения результатов научной деятельности в образовательный процесс.

Не менее значимым риском, угрожающим устойчивому развитию вуза, является нарушение сроков, несоблюдение которых приводит к системным сбоям в институциональной сфере. Так, например, осуществление защит кандидатских и докторских диссертаций с превышением установленных сроков приводит к проблемам, связанным с формированием кадрового резерва и его подготовки к решению различных научных проблем в условиях многозадачности. Вышеупомянутое нередко приводит к элиминированию здоровой конкуренции, стимулирующей развитие научного и образовательного потенциала каждого вуза.

При постоянном ужесточении финансовых требований и правил грантовой политики вузу необходимо выстраивать в стенах образовательной организации свою систему маркетинговой коммуникации, ориентированную на продвижение интеллектуальных продуктов и результатов научной деятельности.

В свете вышесказанного нам представляется целесообразным рассмотреть возможности формирования управленческих компетенций у обучающихся в ходе их образовательной деятельности, способствующих популяризации научного знания в молодежной среде и внедрению продуктов интеллектуальной деятельности в современное социальное пространство.

Обучение студентов управленческим компетенциям через призму иностранного языка

В рамках современной образовательной парадигмы в качестве управленческих компетенций принято рассматривать набор знаний, умений и навыков, позволяющих принимать взвешенные и ответственные решения. Известно, что категория ответственности, в том числе социальной не является очевидной и необходимой для современных обучающихся, ориентированных на достижение, прежде всего, своих индивидуальных результатов. В этом смысле достижение победы любой ценой приводит к тому, что обучающийся нарушает целый комплекс морально-этических норм, нанося таким образом вред окружающим.

В современной специальной литературе по педагогике и психологии представлены различные модели управленческих компетенций, однако их содержание нередко носит формальный характер. Безусловно, широта кругозора, знание глобального экономического и политического контекста, мониторинг деятельности институций и т. п. играет существенную роль в профессиональной среде, но не дает представления о технологии формирования управленческой компетентности. Ведь «модель компетенций дает возможность создать набор критериев, который непосредственно связывает широкий спектр конкретных видов деятельности с управлением организацией. Каждая компетенция - это набор родственных поведенческих индикаторов, которые объединяются в один или несколько блоков в зависимости от смыслового объема компетенции» [Камалетдинова 2010, с. 203]. На

основании вышесказанного мы предлагаем описать технологии формирования управленческих компетенций через призму иностранного языка, опираясь при этом на понимание «правильного обучения иностранным языкам» [Щерба 2016, с. 166] в традициях Л. В. Щербы, который отмечал, что «самые простые факты заставляют учащихся даже на начальной ступени освобождаться из плена родного языка» [там же, с. 166-167]. Остановимся ниже на тех видах управленческих компетенций, которые необходимы обучающемуся неязыкового вуза с целью овладения отраслевым компонентом для реализации социокультурного взаимодействия в условиях межкультурной коммуникации с учетом общедидактических принципов, к которым относятся «принципы воспитывающего и развивающего обучения, активности, сознательности, наглядности, доступности, индивидуализации» [Основы методики обучения иностранным языкам 2018, с. 83].

1. Для быстрого и точного охвата искомой информации обучающимся необходимо овладеть тематическим словарем, в котором помимо единиц специальной лексики и узкоспециализированной терминологии следует учесть полутермины, общеупотребительные слова и устойчивые выражения, пригодные для передачи информации в реферативном русле на иностранном языке. Подобная правленческая компетентность, необходима, прежде всего, для реализации устного выступления, когда от обучающегося требуется «речевое сопровождение информации, представленной на компьютерном слайде; привлечение внимания аудитории к докладу; четкое структурирование выступления» [Комочкина 2018, с. 15]. Для выполнения поставленной задачи обучающимся нужно овладеть определенным набором универсальных языковых средств, обеспечивающих социокультурное взаимодействие в профессиональной среде.

2. Для соотнесения разрозненной информации, представленной в различных текстах, в разных жанрах и на разных языках, обучающемуся неязыкового вуза необходимо не только владеть разными видами чтения, но и успешно применять их в ходе реальной работы с различными источниками информации. На основе полученных данных обучающийся должен уметь составить либо аналитическую справку, либо иной аналитический документ.

3. Для понимания сути проблемы обучающихся необходимо готовить к работе с различными целевыми аудиториями. В этом

смысле перспективным является участие обучающихся в различных научно-образовательных проектах с обязательной презентацией на иностранном языке готовых продуктов интеллектуального труда как экспертному сообществу, так и в научной молодежной среде. Подобная стратегия дает возможность обучающимся, с одной стороны, услышать компетентное мнение отраслевых специалистов и одновременно ознакомиться с достижениями молодых начинающих ученых, оттачивая таким образом свой собственный языковой инструментарий.

4. В условиях межкультурной коммуникации обучающимся необходимо уметь управлять вниманием целевой аудитории, что требует учета экстралингвистических факторов - глобального контекста, социально-экономической специфики, своеобразия внешней и внутренней государственной политики, культурных феноменов, морально-этических норм, разделяемых членами этносоциума и т. п. Соблюдение правил той или иной культуры при грамотном владении иностранным языком позволят обучающимся установить диалог с представителями иной культуры в профессиональной среде. В этом смысле особое значение приобретает учет «дискурсивных сфер и регистров общения (личной, общественной, профессиональной, образовательной и т. д.)», как справедливо отмечает это обстоятельство в своей работе Э. Ю. Новикова применительно к переводческой практике [Новикова 2017, с. 192].

5. Изменение геополитической ситуации, вызванной формированием новых геополитических центров, обеспечивающих существование многополярного мира, требует от обучающихся выработки способности к адаптации и мимикрии. Данная способность служит поддержанию диалога на иностранном языке в межкультурной среде, упрочению профессиональных контактов с представителями другой культуры, а также позволяет обучающимся чувствовать себя уверенно в стране изучаемого языка и / или при общении с представителями различных культур.

6. Обязательным элементом при формировании управленческих компетенций является умение прогнозировать реакцию партнера по коммуникации на применяемые речевые действия на иностранном языке. Адекватное применение языковых средств с учетом конкретной коммуникативно-прагматической ситуации социокультурного

взаимодействия позволяет обучающимся выстраивать сценарий общения и прогнозировать, таким образом, последствия реализации тех или иных речевых актов. Например, при установлении контактов важную роль будет играть похвала, комплимент, в то время как в ходе развития профессионального общения больший вес приобретет аргументация, обоснование, комментирование и т. п.

7. Неотъемлемым элементом комплекса управленческих компетенций выступает умение организации работы для достижения ее продуктивности и формирования результата интеллектуальной деятельности, что предполагает формирование умений управления временными факторами, работы в команде, совершенствования коммуникативных навыков с учетом мнения окружающих и способности восприятия иных точек зрения.

Заключение

В заключение подчеркнем, что наиболее эффективной моделью формирования управленческих компетенций является та, которая предусматривает набор технологий, варьируемый с учетом социокультурных параметров обучающихся. Для достижения максимального эффекта в условиях интернационализации российского образования и практического применения управленческих компетенций необходимы:

- реализация программ включенного обучения с получением двух дипломов на всех ступенях образования;

- осуществление совместных научно-образовательных программ с получением ученой степени магистра или кандидата наук;

- усиление международной научно-образовательной активности, в том числе и публикационной;

- развитие совместных научных исследований по глобальным проблемам.

Таким образом, современному вузу необходимо использовать весь цикл управленческих технологий для устойчивого существования в современном образовательном пространстве, подверженному влиянию маркетинга, и, как следствие, использовать возможности обучения отраслевому компоненту с перспективой представления российского образования в странах ближнего и дальнего зарубежья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основы методики обучения иностранным языкам : учеб. пособие / Н. Д. Галь-скова [и др.]. М. : КНОРУС, 2018. 390 с.

Камалетдинова А. Б. Управленческие компетенции руководителя как фактор создания конкурентного преимущества организации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 199-206. Режим доступа : www.psyedu.ru (дата обращения: 24.05.2018).

Комочкина Е. А. Обучение будущих магистров физико-математических специальностей устному выступлению в сфере профессионального общения (английский язык) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. 25 с.

Новикова Э. Ю. Международный туристический дискурс как лингвокультур-ный трансфер : монография. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2017. 332 с.

Ромат Е. Реклама : учеб. пособие для студ. экономических специальностей вузов. Киев : ИСИО Украины - НВФ «Студцентр», 1996. 212 с.

Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку / сост. И. А. Федонина. М. : ФЛИНТА : Наука, 2016. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.