Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ КАК НОВАЯ ФОРМА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СТРАНЫ'

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ КАК НОВАЯ ФОРМА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ КОНТРАКТЕ / УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ / СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EFFECTIVE CONTRACT / EMPLOYMENT CONTRACT / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / EMPLOYER / FACULTY / RESEARCH AND TEACHING STAFF / PROVISIONS ON EFFECTIVE CONTRACT / LEVEL OF ACHIEVEMENT / INCENTIVE PAYMENTS / RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сёмин Александр Николаевич, Кучеров Алексей Сергеевич

В статье отмечается, что оценка труда педагога, особенно педагога-исследователя, была всегда весьма трудной задачей. Отдельные эксперты судят о профессионализме педагогов по качеству подготовки выпускников, востребованных на рынке труда, другие по уровню трудоустройства по специальности в течение года после выпуска, третьи по уровню адаптации молодых специалистов в хозяйствующих субъектах на производстве. Четвертые оценивают высокую работоспособность преподавателей по факту перехода большинства студентов на следующую ступень обучения (к примеру, от бакалавриата к магистратуре). Но наиболее точной оценкой, по мнению экспертов, считается выполнение своих должностных обязанностей в рамках эффективного контракта. Авторы статьи приводят конкретные примеры разработки и реализации требований Положения об эффективном контракте. Предложены методы расчета размеров ежемесячной стимулирующей выплаты, учитывающие как выполнение, так и перевыполнение установленных критериев (показателей). Особенностью такого расчета становится то, что в известную простейшую формулу (перемножение количества полученных баллов с их стоимостью) вводятся специальные коэффициенты с учетом квалификации. Так, для докторов наук, к примеру, вводится коэффициент мотивации, направленный на перевыполнение установленных показателей эффективности, в размере 1,2; для кандидатов наук 1,15; для преподавателей, не имеющих ученую степень, 1,1. И вместе с тем, очень важно уделять особое внимание разработке и реализации требований Положения об эффективном контракте с учетом изменяющихся условий. Это касается, в первую очередь, обоснования и установления критериев оценки эффективности достижений персонала высшего учебного заведения, порядка исчисления стимулирующих выплат, подведения итогов. Важнейшей задачей по-прежнему остается создание гармоничной и слаженной системы управления эффективным контрактом вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сёмин Александр Николаевич, Кучеров Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE CONTRACT AS A NEW FORM OF LABOR RELATIONS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE COUNTRY

The article notes that the assessment of the work of a teacher, especially a teacher-researcher, has always been a very difficult task. Some experts judge the professionalism of teachers by the quality of training of graduates in demand on the labor market, others by the level of employment in their specialty within a year after graduation, others by the level of adaptation of young specialists in economic entities in production. The fourth judge the high performance of teachers by the fact of the transition of most students to the next stage of study (for example, from a bachelor’s degree to a master’s degree). But the most accurate assessment, according to experts, is considered to be the performance of their job responsibilities within the framework of an effective contract. The authors of the article provide specific examples of the development and implementation of the requirements of the Regulation on an effective contract. Methods for calculating the amount of monthly incentive payments are proposed, taking into account both the fulfillment and over fulfillment of the established criteria (indicators). The peculiarity of such calculation is that special coefficients are introduced into the well-known simplest formula (multiplying the number of points received with their value) taking into account the qualification. Thus, for example, for doctors of science, a motivation coefficient is introduced aimed at exceeding the established performance indicators in the amount of 1.2; for candidates of science 1.15; for teachers without an academic degree 1.1. And at the same time, it is very important to pay special attention to the development and implementation of the requirements of the Regulation on an effective contract taking into account changing conditions. This concerns, first of all, the justification and establishment of criteria for assessing the effectiveness of the achievements of the personnel of a higher educational institution, the procedure for calculating incentive payments, and summing up the results. The most important task remains the creation of a harmonious and well-coordinated system for managing an effective contract of a higher education institution.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ КАК НОВАЯ ФОРМА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СТРАНЫ»

СЁМИН Александр Николаевич

академик РАН, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург

КУЧЕРОВ Алексей Сергеевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры техносферной безопасности, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

■ 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111 ^

УДК 378.1 статья поступила 26.08.2024

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

DOI 10.35524/2687-0436_2024_03_59

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ КАК НОВАЯ ФОРМА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СТРАНЫ

EFFECTIVE CONTRACT AS A NEW FORM OF LABOR RELATIONS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE COUNTRY

В статье отмечается, что оценка труда педагога, особенно педагога-исследователя, была всегда весьма трудной задачей. Отдельные эксперты судят о профессионализме педагогов по качеству подготовки выпускников, востребованных на рынке труда, другие - по уровню трудоустройства по специальности в течение года после выпуска, третьи - по уровню адаптаЦии молодых специалистов в хозяйствующих субъектах - на производстве. Четвертые оценивают высокую работоспособность преподавателей по факту перехода большинства студентов на следующую ступень обучения (к примеру, от бакалавриата к магистратуре). Но наиболее точной оценкой, по мнению экспертов, считается выполнение своих должностных обязанностей в рамках эффективного контракта. Авторы статьи приводят конкретные примеры разработки и реализации требований Положения об эффективном контракте. Предложены методы расчета размеров ежемесячной стимулирующей выплаты, учитывающие как выполнение, так и перевыполнение установленных критериев (показателей). Особенностью такого расчета становится то, что в известную простейшую формулу (перемножение количества полученных баллов с их стоимостью) вводятся специальные коэффициенты с учетом квалификации. Так, для докторов наук, к примеру, вводится коэффициент мотивации, направленный на перевыполнение установленных показателей эффективности, в размере 1,2; для кандидатов наук - 1,15; для преподавателей, не имеющих ученую степень, - 1,1. И вместе с тем, очень важно уделять особое внимание разработке и реализации требований Положения об эффективном контракте с учетом изменяющихся условий. Это касается, в первую очередь, обоснования и установления критериев оценки эффективности достижений персонала высшего учебного заведения, порядка исчисления стимулирующих выплат, подведения итогов. Важнейшей задачей по-прежнему остается создание гармоничной и слаженной системы управления эффективным контрактом вуза.

Ключевые слова: эффективный контракт, трудовой договор, высшее учебное заведение, работодатель, профессорско-преподавательский состав, научно-педагогические работники, положение об эффективном контракте, уровень достижений, стимулирующие выплаты, научно-исследовательская деятельность

Key words: effective contract, employment contract, higher education institution, employer, faculty, research and teaching staff, provisions on effective contract, level of achievement , incentive payments, research activities

Введение. Оценка труда педагога, особенно педагога-исследователя, была всегда весьма трудной задачей. Отдельные эксперты судят о профессионализме педагогов по качеству подготовки выпускников, востребованных на рынке труда, другие - по уровню трудоустройства по специальности в течение года после выпуска, третьи - по уровню адаптации молодых специалистов в хозяйствующих субъектах - на производстве. Четвертые оценивают высокую работоспособность преподавателей по факту перехода большинства студентов на следующую ступень обучения (к примеру, от бакалавриата к магистратуре).

Если следовать концептуальному подходу - обучение через исследования, то здесь в большей степени в вузах должны цениться преподаватели не «трансляторы», а педагоги-исследователи, несущие новые знания, вовлекающие студенчество в исследовательскую деятельность, передавая знания о современных научно-технических достижениях, обучая новым технологиям производства и управления, развивая навыки неординарного мышления, активно взаимодействуя со стратегическими партнерами.

Одним из факторов, способствующих повышению мотивации преподавательского состава вузов к проведению научных исследований, в последние годы стал так называемый эффективный контракт [1, 2].

Цель и методы исследования: с помощью монографических изучений, специализированной литературы и контент-анализа провести оценку значения, целесообразности и результативности применения эффективных контрактов в российских высших учебных заведениях. Установить преимущества перед обычным трудовым договором и выявить недостатки, снижающие мотивационную активность.

Результаты исследования. Эффективные контракты пестрят заметным разнообразием, а точнее говоря, разного рода прилагаемыми к ним документами стимулирующего характера.

В современных условиях трансформационных процессов, происходящих в экономической сфере, в вузах так же происходят различного рода нововведения и трансформации. Руководство высших учебных заведений стремится, в первую очередь, выполнять установки Министерства науки и высшего образования РФ, обеспечивать достижение стратегических и нормативных показателей. А это возможно только при наличии высокоразвитой материальной базы и активно работающего персонала государственного образовательного учреждения.

Как и предполагается теорией контрактов, в центре внимания эффективного контракта интерес работодателя (вуза), выстраивающего систему стимулов для работника, имеющего особую систему предпочтений [3].

Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества выполнения работниками должностных обязанностей, а также меры социальной поддержки. Содержание эффективного контракта устанавливается в соответствии со ст. 57 ТК РФ [4].

Анализируя Положения об эффективных контрактах различных вузов, нельзя не отметить различия в достижении тех или иных показателей. Выплаты стимулирующего характера разнятся по срокам. В большинстве вузов стимулирующая надбавка выплачивается ежемесячно.

Но имеют место и исключения, так, в ряде высших учебных заведений такая выплата по эффективному контракту производится два раза в год, и преподаватели при этом не знают, какая же «стоимость» балла их ждет в этом конкретном году. При таком подходе заметно снижается стимул к выполнению установленных показателей эффективного контракта.

Часть университетов прописывает в Положении об эффективном контракте источники финансирования и размеры фондов стимулирующих надбавок в процентах от размера фонда оплаты труда. Так, к примеру, в «Российском государственном гуманитарном университете этот показатель составляет не менее 30% от фонда заработной платы, предусмотренного штатным расписанием» [4]. В Уральском государственном экономическом университете устанавливается конкретная плановая стоимость балла на каждый календарный год. В 2024 г. она составляет 200 рублей за каждый балл в случае выполнения того или иного уровня достижений научно-педагогическими (НПР) и научно-техническими работниками (НТР).

В этом университете, следует заметить, весьма конкретно определены уровни достижений (на 2024 г. их установлено девять), а также расписаны соответствующие плановые задания по каждому из них (табл. 1).

К высшим достижениям НПР отнесен 1-й уровень (200 баллов). Чтобы его достичь, необходимо выполнить следующее: опубликовать 3 статьи РИНЦ в любом источнике; 2 статьи РИНЦ в журнале; иметь 50 цитирований в РИНЦ / ядре РИНЦ в текущем календарном году; опубликовать 2 статьи в журнале ВАК (К2); 2 статьи в журнале ВАК (К1); опубликовать 1 статью в ядре РИНЦ (без RSCI) - в любом источнике; 1 статью в ядре РИНЦ (без RSCI) - в журнале; 1 статью в журнале RSCI (ИФ больше 0,5); 1 статью в журнале R8CI (ИФ больше 1,0); 1 монографию / или раздел в коллективной монографии; осуществлять 1 руководство заявкой студента на конкурс; подготовить со студентом две статьи под своим руководством; выступить 2 раза с докладом на научно-практических конференциях; заключить одно лицензионное соглашение.

Таблица 1

Оценка научно-исследовательской деятельности научно-педагогических работников в 2024 году (на примере Уральского государственного экономического университета)*

Уровень Количество баллов Необходимые достижения для НПР

1 уровень 200 баллов 3 статьи РИНЦ в любом источнике; 2 статьи РИНЦ в журнале; 50 цитирований в РИНЦ / ядре РИНЦ; 2 статьи в журнале ВАК (К2); 2 статьи в журнале ВАК (К1); 1 статья в ядре РИНЦ (без К8С1) - в любом источнике; 1 статья в ядре РИНЦ (без К8СГ) -в журнале; 1 статья в журнале К8С1 (ИФ больше 0,5); 1 статья в журнале Я8С1 (ИФ больше 1,0); 1 монография / раздел в коллективной монографии; 1 руководство заявкой студента на конкурс; 2 руководства статьей студента; 2 доклада на конференции; 1 лицензионное соглашение

2 уровень 160 баллов 3 статьи РИНЦ в любом источнике; 2 статьи РИНЦ в журнале; 35 цитирований в РИНЦ / ядре РИНЦ; 2 статьи в журнале ВАК (К2); 2 статьи в журнале ВАК (К1); 1 статья в ядре РИНЦ (без К8С1) - в любом источнике; 1 статья в журнале К8С1 (ИФ больше 0,5); 1 монография / раздел в коллективной монографии; 1 руководство заявкой студента на конкурс; 2 руководства статьей студента; 2 доклада на конференции

3 уровень 120 баллов 3 статьи РИНЦ в любом источнике; 2 статьи РИНЦ в журнале; 25 цитирований в РИНЦ / ядре РИНЦ; 2 статьи в журнале ВАК (К2); 1 статья в журнале ВАК (К1); 1 статья в ядре РИНЦ (без Я8С1) - в любом источнике; 1 монография / раздел в коллективной монографии; 1 руководство заявкой студента на конкурс; 2 руководства статьей студента; 2 доклада на конференции

Окончание таблицы 1

Уровень Количество баллов Необходимые достижения для НПР

4 уровень 90 баллов 3 статьи РИНЦ в любом источнике; 2 статьи РИНЦ в журнале; 15 цитирований в РИНЦ / ядре РИНЦ; 2 статьи в журнале ВАК (К2); 1 статья в журнале ВАК (К1); 1 руководство статьей студента; 2 доклада на конференции

5 уровень 60 баллов 3 статьи РИНЦ в любом источнике; 1 статья РИНЦ в журнале; 10 цитирований в РИНЦ / ядре РИНЦ; 2 статьи в журнале ВАК (К2); 1 руководство статьей студента; 1 доклад на конференции

6 уровень 40 баллов 2 статьи РИНЦ в любом источнике; 1 статья РИНЦ в журнале; 5 цитирований в РИНЦ / ядре РИНЦ; 1 статья в журнале ВАК (К2); 1 руководство статьей студента

7 уровень 20 баллов 2 статьи РИНЦ в любом источнике; 1 статья РИНЦ в журнале; 1 статья в журнале ВАК (К2)

8 уровень 5 баллов 2 статьи РИНЦ в любом источнике

9 уровень 0 баллов отсутствие необходимого набора достижений

* Составлено по Приказу ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» «О стимулировании научно-педагогических и научно-технических работников» №14/2912-06 от 29.12.2023.

Что касается 2-го уровня (160 баллов), то здесь необходимо достичь следующих результатов. Сотрудник вуза, относящийся к категории НПР, должен опубликовать 3 статьи РИНЦ в любом источнике; 2 статьи РИНЦ в журнале; иметь 35 цитирований в РИНЦ / ядре РИНЦ; опубликовать 2 статьи в журнале ВАК (К2); 2 статьи в журнале ВАК (К1); 1 статью в ядре РИНЦ (без RSCI) - в любом источнике; 1 статью в журнале RSCI (ИФ больше 0,5); 1 монографию / или раздел в коллективной монографии; осуществлять 1 руководство заявкой студента на конкурс; подготовить и опубликовать со студентом две статьи под своим руководством; выступить 2 раза с докладом на научно-практических конференциях.

Второй уровень достижений на 40 баллов меньше, но при этом от сотрудника не требуется лицензионного соглашения (что иногда осуществить проблематично), да и уровень цитирования в РИНЦ не 50, а 35 цитирований.

Третий уровень достижений - 120 баллов. Для этого следует опубликовать 3 статьи РИНЦ в любом источнике; 2 статьи РИНЦ в журнале; иметь 25 цитирований в РИНЦ / ядре РИНЦ; опубликовать 2 статьи в журнале ВАК (К2); 1 статью в журнале ВАК (К1); 1 статью в ядре РИНЦ (без RSCI) - в любом источнике; 1 монографию / или раздел в коллективной монографии; осуществлять 1 руководство заявкой студента на конкурс; подготовить и опубликовать со студентом две статьи под своим руководством; выступить 2 раза с докладом на научно-практических конференциях.

Четвертый уровень достижений - 90 баллов. Для его выполнения научно-педагогический работник университета должен опубликовать как минимум три статьи в любом источнике, индексируемом в РИНЦ; 2 статьи в журнале (РИНЦ); иметь не менее 15 цитирований в РИНЦ / ядре РИНЦ; опубликовать 2 статьи в журнале ВАК (К2); 1 статью в журнале ВАК (К1); осуществлять одно руководство статьей студента; выступить с двумя докладами на научных (научно-практических) конференциях.

С каждым последующим уровнем достижений (табл. 1) меняются требования и снижается количество баллов. Так, 8-й уровень достижений приносит всего 5 баллов, но для этого сотрудник должен опубликовать 2 статьи в любом источнике (РИНЦ). При отсутствии необходимого набора достижений сотрудник относится к 9 уровню (0 баллов).

Приведем некоторые данные анализа достижений сотрудников университета, выполняющих свои трудовые функции в рамках реализуемой системы эффективного контракта (табл. 2).

Таблица 2

Стимулирование эффективности деятельности ППС УрГЭУ (2022-2023 гг.)*

Уровень достижений 1 2 3 4 5 6 7 8

Количество баллов 200 160 120 90 60 20 5 0

2022 год, чел. 31 0 37 0 112 84 0 402

2023 год, чел. 25 20 46 62 76 39 53 286

*По данным ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

Из приведенной таблицы видно, что по результатам выполнения эффективного контракта первого уровня достиг лишь 31 сотрудник в 2022 г. и 25 сотрудников университета в 2023 г. Они составили от общего числа категории ППС 4,7% в 2022 г. и 4,1% - в 2023 г. В 2022 г. не удалось никому достичь 2-го и 4-го уровней. А вот в 2023 г. 4-го уровня добилось 62 человека и 5-го - 76 человек, что в сумме составило 138 человек. Это своего рода середина многоуровневой системы достижений. Важно отметить и то, что в 2023 г. число ППС, не сумевших набрать достаточного числа достижений (8-й уровень - 0 баллов), сократилось на 116 человек. И это положительная тенденция. В 2023 г. 321 сотрудник категории ППС получал стимулирующие выплаты (около 53%).

Важно не только заключить эффективный контракт с категорией работников НПР, но и управлять системой эффективного контракта соответственно профессиональному стандарту преподавателя («Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования») и выбранной стратегии развития университета. Следует напомнить, что профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный Министерством труда и социальной защиты РФ (приказ № 608 н от 8 сентября 2015 г.), заметно конкретизировал требования к квалификации и трудовые функции педагогических работников.

В этом отношении значительную работу провели в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. В этом университете был осуществлен анализ трудовых функций персонала с учетом категорий работников в рамках профессионального стандарта. Была выявлена потребность в разработке локального нормативного акта, которым стал регламент управления системой эффективного контракта с НПР. Регламент предусматривает все основные этапы жизненного цикла научно-педагогического работника университета. Разработчики регламента определили, что за «добросовестное и качественное выполнение индивидуального плана работы сотруднику выплачивается гарантированная часть заработной платы» [5]. А для оценки эффективности выполнения индивидуального плана работы в финансовом университете применяют коэффициент эффективности деятельности (КЭД). Таким образом заработная плата научно-педагогического

работника складывается из ее гарантированной части, плюс размер оплаченных баллов, увеличенный на КЭД, а также плюс прочие стимулирующие или компенсационные выплаты, установленные ТК РФ.

Для расчета размера ежемесячной стимулирующей выплаты за достижение показателей эффективности предлагаем воспользоваться следующей формулой:

Св = W6 • Цб • КМОт.,

где

Св - размер ежемесячной стимулирующей выплаты, руб.;

W6 - сумма баллов, полученных конкретным работником, балл;

Цб - стоимость одного балла, руб.;

Кмот. - коэффициент мотивации, направленный на перевыполнение установленных показателей эффективности.

Кмот. - для докторов наук устанавливается в размере 1,2.

Кмот. - для кандидатов наук устанавливается в размере 1,15.

Кмот. - для преподавателей, не имеющих ученой степени, - 1,1.

При этом учитываются, в первую очередь, показатели перевыполнения уровня достижений, связанные с научно-исследовательской деятельностью, осуществляемой совместно со студентами университета (подготовка заявки на конкурс, публикация статей, выступления на конференциях и др.). Применение мотивационного коэффициента решается по каждому конкретному работнику, но уже после оценки основных показателей созданной в университете комиссией.

Заключение. Как известно, нет предела для совершенства. И вместе с тем, очень важно уделять особое внимание разработке и реализации требований Положения об эффективном контракте с учетом изменяющихся условий. Это касается, в первую очередь, обоснования и установления критериев оценки эффективности достижений персонала высшего учебного заведения, порядка исчисления стимулирующих выплат, подведения итогов. Важнейшей задачей по-прежнему остается создание гармоничной и слаженной системы управления эффективным контрактом вуза.

Библиографический список

1. Раицкая, Л. К. Зачем университетам эффективный контракт? / Л. К. Раицкая. - Текст : электронный // МГИМО : [сайт]. - URL: https://mgimo.ru/ about/news/experts/249763/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_ campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 21.08.2024).

2. Рукавишникова, И. В. Заключенные «эффективного» контракта / И. В. Рукавишникова. - Текст : электронный // Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации : [сайт]. - URL: http://council.gov.ru/services/discussions/ blogs/108965/ (дата обращения: 21.08.2024).

3. Курбатова, М. В. Эффективный контракт в системе высшего образования РФ : теоретические подходы и особенности институционального проектирования / М. В. Курбатова, С. Н. Левин. - Текст : непосредственный // Журнал институциональных исследований. - 2013. - Т. 5. - № 1. - С. 55-80.

4. Положение об эффективном контракте в ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет». Утверждено решением Ученого совета22.10.2019, протокол № 14. - URL: http://www2.rsuh.ru/binary/2635192_97.1582725300.42699.pdf (дата обращения: 22.08.2024). - Текст : электронный.

5. Сухов, Э. В. Система управления эффективным контрактом вуза в условиях внедрения профессиональных стандартов / Э. В. Сухов, И. Н. Ганиева, В. Н. Пу-

ляева. - Текст : непосредственный // Университетское управление : практика и анализ. - 2016. - № 4 (104). - С. 82-95.

References

1. Raickaya, L. K. Zachem universitetam effektivnyj kontrakt? / L. K. Raic-kaya. - Tekst : elektronnyj // MGIMO : [sajt]. - URL: https://mgimo.ru/about/ news/experts/249763/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_ campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (data obrashcheniya: 21.08.2024).

2. Rukavishnikova, I. V. Zaklyuchennye «effektivnogo» kontrakta / I. V. Rukavishnikova. - Tekst : elektronnyj // Sovet Federacii Federal'nogo sobraniya Rossijskoj Federacii : [sajt]. - URL: http://council.gov.ru/services/discussions/ blogs/108965/ (data obrashcheniya: 21.08.2024).

3. Kurbatova, M. V. Effektivnyj kontrakt v sisteme vysshego obrazovaniya RF : teoreticheskie podhody i osobennosti institucional'nogo proektirovaniya / M. V. Kurbatova, S. N. Levin. - Tekst : neposredstvennyj // ZHurnal institucional'nyh issledovanij. - 2013. - T. 5. - № 1. - S. 55-80.

4. Polozhenie ob effektivnom kontrakte v FGBOU VO «Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet». Utverzhdeno resheniem Uchenogo soveta 22.10.2019, protokol № 14. - URL: http://www2.rsuh.ru/binary/2635192_97.1582725300.42699. pdf (data obrashcheniya: 22.08.2024). - Tekst : elektronnyj.

5. Suhov, E. V. Sistema upravleniya effektivnym kontraktom vuza v usloviyah vnedreniya professional'nyh standartov / E. V. Suhov, I. N. Ganieva, V. N. Pulyaeva. - Tekst : neposredstvennyj // Universitetskoe upravlenie : praktika i analiz. - 2016. - № 4 (104). - S. 82-95.

SEMIN Alexander Nikolaevich

Academician of the Russian Academy of Sciences,

Professor of the Department of World Economy and Foreign Economic Activity, Ural State Economic University E-mail: aleks_ural_55@mail.ru

KUCHEROV Alexey Sergeevich

Associate Professor of the Department of techno-sphere safety, Northern Trans-Ural State Agricultural University, E-mail: kucherov_as@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.