Научная статья на тему 'Эффективные стратегии повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования с использованием методов популяризации научных знаний о космосе'

Эффективные стратегии повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования с использованием методов популяризации научных знаний о космосе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POPULARIZATION OF SCIENCE / SPACE / SCHOOLCHILDREN / CINEMA PEDAGOGY / STRATEGIES / NATURAL-SCIENCE AND MATHEMATICAL ENGINEERING EDUCATION / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ / КОСМОС / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / КИНОПЕДАГОГИКА / СТРАТЕГИИ / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ И ИНЖЕНЕРНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Д. Ф., Селиванова Е. А., Масленникова Н. А., Крушина М. Ю., Крушин А. В.

Статья посвящена изучению новых стратегий популяризации научных знаний, касающихся естественно-научного и инженерно-математического образования. Актуализируется необходимость повышения качества естественно-математического образования. В качестве ресурса предлагается включение научных знаний о космосе и космической отрасли в содержание урочной и внеурочной деятельности. Проводится теоретический обзор исследований, посвященных популяризации науки. Предлагаются стратегии повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования. Первая стратегия заключается в организации реального общения школьников с представителями космической отрасли. Вторая стратегия связана с выстраиванием экскурсионно-познавательных маршрутов, связанных с изучением профессиональной деятельности специалистов, работающих в космической отрасли. Третья стратегия основана на использовании метода кинопедагогики в популяризации научных знаний о космосе. Представлен опыт «Средней общеобразовательной школы № 7» г. Южноуральска Челябинской области в реализации обозначенных стратегий. Описаны ресурсы школы как федеральной инновационной площадки в осуществлении каждой стратегии. Описаны встречи школьников с представителями, работающими в космической отрасли (космонавтами, летчиками, инженерами). Показаны особенности проведения экскурсий школьников на различные предприятия, образовательные организации и на космодром. Также представлены возможности использования видеофильмов о космосе на уроках с учетом возрастных особенностей учащихся. Показаны результаты апробации стратегии повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования с использованием методов популяризации научных знаний о космосе. Обозначены преимущества указанных стратегий и ограничения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Д. Ф., Селиванова Е. А., Масленникова Н. А., Крушина М. Ю., Крушин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE STRATEGIES FOR IMPROVING THE QUALITY OF SCHOOL NATURAL-SCIENCE AND MATHEMATICAL ENGINEERING EDUCATION USING METHODS OF POPULARIZING SCIENTIFIC KNOWLEDGE ABOUT SPACE

The study investigates new strategies for the popularization of scientific knowledge related to natural-science and mathematical engineering. The need to improve the quality of natural-mathematical education is updated. It is proposed to include scientific knowledge about space and the space industry as a resource in the contents of the lesson and after-classroom activities. A theoretical review of the studies deals with the popularization of science is carried out. The strategies for improving the quality of school natural-science and mathematical engineering education are proposed. The first strategy is to organize real communication of schoolchildren with representatives of the space industry. The second strategy is connected with building excursion and educational routes associated with the study of the professional activities of professionals working in the space industry. The third strategy is based on using the method of cinema pedagogy in the popularization of scientific knowledge about space. The experience of the Secondary general school No. 7 of the city of Yuzhnouralsk in Chelyabinsk Region in the implementation of these strategies is presented. The resources of the school as a federal innovation platform in the implementation of each strategy are described. Meetings of schoolchildren with representatives working in the space industry (cosmonauts, pilots, engineers) are described. The features of the excursions of schoolchildren to various enterprises, educational organizations and the cosmodrome are shown. It also presents a possibility of using videos about space in the classroom, taking into account the age characteristics of students. The results of approbation of the strategy of improving the quality of natural-science and mathematical engineering education using methods of popularizing scientific knowledge about space are shown. The advantages of these strategies and limitations are indicated.

Текст научной работы на тему «Эффективные стратегии повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования с использованием методов популяризации научных знаний о космосе»

25. Dudina G.O. Formy i sposoby organizacii zanyatij po russkomu yazyku v inostrannoj auditorii na osnove lingvokraevedcheskogo materiala. Aktual'nye problemy gumanitarnogo znaniya v tehnicheskom vuze: sbornik nauchnyh trudov V Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii 19 - 20 noyabrya 2015. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Gornyj», 2015: 286 - 289.

26. Dudina G.O. Tehnologii muzejnoj pedagogiki v formirovanii mezhkul'turnoj kompetencii inostrannyh uchaschihsya. Aktual'nye problemy gumanitarnogo znaniya v tehnicheskom vuze: sbornik nauch. tr. VI Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii 26 - 27 oktyabrya 2017. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Gornyj», 2017: 286 - 289.

27. Troyanskaya S.L. Osnovy kompetentnostnogo podhoda v vysshem obrazovanii: uchebnoe posobie. Izhevsk: Izd. centr «Udmurtskij universitet», 2016.

Статья поступила в редакцию 12.10.18

УДК 372.862

Ilyasov D.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

Selivanova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

Maslennikova N.A., Director of Secondary general school No. 7 (Yuzhnouralsk, Chelyabinsk Region, Russia), E-mail: [email protected]

Krushina M.Yu., Deputy Director of Secondary general school No. 7 (Yuzhnouralsk, Chelyabinsk Region, Russia), E-mail: [email protected]

Krushin A.V., Teacher of physics and astronomy of Secondary general school No. 7 (Yuzhnouralsk, Chelyabinsk Region, Russia), E-mail: [email protected]

EFFECTIVE STRATEGIES FOR IMPROVING THE QUALITY OF SCHOOL NATURAL-SCIENCE AND MATHEMATICAL ENGINEERING EDUCATION USING METHODS OF POPULARIZING SCIENTIFIC KNOWLEDGE ABOUT SPACE. The study investigates new strategies for the popularization of scientific knowledge related to natural-science and mathematical engineering. The need to improve the quality of natural-mathematical education is updated. It is proposed to include scientific knowledge about space and the space industry as a resource in the contents of the lesson and after-classroom activities. A theoretical review of the studies deals with the popularization of science is carried out. The strategies for improving the quality of school natural-science and mathematical engineering education are proposed. The first strategy is to organize real communication of schoolchildren with representatives of the space industry. The second strategy is connected with building excursion and educational routes associated with the study of the professional activities of professionals working in the space industry. The third strategy is based on using the method of cinema pedagogy in the popularization of scientific knowledge about space. The experience of the Secondary general school No. 7 of the city of Yuzhnouralsk in Chelyabinsk Region in the implementation of these strategies is presented. The resources of the school as a federal innovation platform in the implementation of each strategy are described. Meetings of schoolchildren with representatives working in the space industry (cosmonauts, pilots, engineers) are described. The features of the excursions of schoolchildren to various enterprises, educational organizations and the cosmodrome are shown. It also presents a possibility of using videos about space in the classroom, taking into account the age characteristics of students. The results of approbation of the strategy of improving the quality of natural-science and mathematical engineering education using methods of popularizing scientific knowledge about space are shown. The advantages of these strategies and limitations are indicated.

Key words: popularization of science, space, schoolchildren, cinema pedagogy, strategies, natural-science and mathematical engineering education.

Д.Ф. Ильясов, д-р пед. наук, проф., ГБУДПО Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

Е.А. Селиванова, канд. психол. наук, доц., ГБУ ДПО Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

Н.А. Масленникова, директор МАОУ СОШ № 7, г. Южноуральск, Челябинская область, E-mail: [email protected]

М.Ю. Крушина, заместитель директора МАОУ СОШ № 7, г. Южноуральск, Челябинская область, E-mail: [email protected]

А.В. Крушин, учитель физики и астрономии МАОУ СОШ № 7, г. Южноуральск, Челябинская область, E-mail: [email protected]

ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ИНЖЕНЕРНО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О КОСМОСЕ

Статья посвящена изучению новых стратегий популяризации научных знаний, касающихся естественно-научного и инженерно-математического образования. Актуализируется необходимость повышения качества естественно-математического образования. В качестве ресурса предлагается включение научных знаний о космосе и космической отрасли в содержание урочной и внеурочной деятельности. Проводится теоретический обзор исследований, посвященных популяризации науки. Предлагаются стратегии повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования. Первая стратегия заключается в организации реального общения школьников с представителями космической отрасли. Вторая стратегия связана с выстраиванием экскурсионно-познавательных маршрутов, связанных с изучением профессиональной деятельности специалистов, работающих в космической отрасли. Третья стратегия основана на использовании метода кинопедагогики в популяризации научных знаний о космосе. Представлен опыт «Средней общеобразовательной школы № 7» г. Южноуральска Челябинской области в реализации обозначенных стратегий. Описаны ресурсы школы как федеральной инновационной площадки в осуществлении каждой стратегии. Описаны встречи школьников с представителями, работающими в космической отрасли (космонавтами, летчиками, инженерами). Показаны особенности проведения экскурсий школьников на различные предприятия, образовательные организации и на космодром. Также представлены возможности использования видеофильмов о космосе на уроках с учетом возрастных особенностей учащихся. Показаны результаты апробации стратегии повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования с использованием методов популяризации научных знаний о космосе. Обозначены преимущества указанных стратегий и ограничения.

Ключевые слова: популяризация науки, космос, обучающиеся, кинопедагогика, стратегии, естественно-научное и инженерно-математическое образование.

Необходимость подготовки высокопрофессиональных специалистов в отрасли инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий диктуется социально-экономической обстановкой в стране. Особенно эта ситуация актуальна для промышленных регионов, в которых остро необходимы специалисты рабочих профессий. Для того, чтобы привлечь современных выпускников школ в профессиональные учебные заведения на технические специальности, важно уже в школе заинтересовать их точными науками. Однако такие дисциплины как математика, физика, биология, химия не всегда сопряжены с яркими эмоциональными образами и трудны для восприятия и понимания. Поэтому во многих случаях не представляют интерес для школьников. Исходя из данных положений, считаем актуальным поиск стратегий популяризации технических наук. Одним из

ведущих инструментов может выступать использование научных знаний о космосе и космической отрасли как наиболее привлекательной для школьников сферы человеческой деятельности. Космос всегда приковывал внимание человечества своей неопознанностью и загадочностью. Ухудшение экологической обстановки на планете Земля, её загрязнение и возможное перенаселение приводит к необходимости осваивать новые пространства, в том числе другие планеты. Поэтому изучение космической темы через естественно-научные дисциплины поможет школьниками по-другому посмотреть на данные науки и увидеть привлекательные для своего будущего аспекты.

В статье представлены некоторые результаты реализации федерального инновационного проекта «Формирование у школьников устойчивого интереса

к естественно-научным и инженерно-математическим знаниям посредством ознакомления с профессиями и видами деятельности в сфере изучения и освоения космоса». Его реализует Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» г Южноуральска Челябинской области (МАОУ «СОШ № 7» г Южноуральска). Целью проекта выступает разработка конкурентных стратегий формирования у школьников устойчивого интереса к естественно-научным и инженерно-математическим знаниям. Причем такие знания основаны на использовании методов популяризации научных знаний о космосе, достижений в области мировой и отечественной космонавтики, ознакомлении с профессиями и видами деятельности в сфере изучения и освоения космоса.

На сегодняшний день популяризация науки позволяет просто и интересно, а главное с пользой для практики донести сложные научные сведения. Феномен популяризации научных знаний получил глубокую разработку в исследовательских работах. Например, Н.В. Дивеева определяет популяризацию науки в качестве особой разновидности массовых коммуникаций, целью которой является не только распространение научных знаний, но, прежде всего, формирование в общественном сознании образа науки [1].

И.Н. Ильина связывает популяризацию науки с системно осуществляющимся процессом распространения научных знаний. При этом предполагается использование современных и доступных для широкого круга людей форм распространения знаний. Особое внимание автор обращает на стимулирование интереса к научным знаниям [2].

Е.В. Комарова рассматривает генезис отечественных традиций популяризации научных знаний на основе эволюции журнала «Вокруг света». По её убеждению, научно-популярные средства массовой информации обладают способностью и возможностью выступать своеобразными посредниками между научными работниками и обществом. Они приобщают читающую публику к новым явлениям и фактам науки; знакомят с биографиями ученых, оказавших влияние на ход развития науки; побуждают людей к наращиванию интеллектуального капитала и обсуждению реальных событий научного мира [3].

Многие исследователи связывают научную популяризацию с ведущей функцией современной науки. Однако данная функция не ограничивается отражением научных тем в содержании научно-популярных книг журналов и телевизионных передач. Важное место, по мнению В.Ю. Иваницкого, здесь занимает устная наглядная популяризации, которая осуществляется в форме публичных лекций, выставок, а также с использованием средств музейной работы [4].

Е.Н. Гудзюк показывает новые грани популяризации научных знаний. Особые ожидания связаны со способностью популяризации стимулировать у населения желание возвышать свой образовательный уровень. Помимо этого, предполагаются её возможности в формировании у человека умений анализировать научную информацию, применять её в реальной практической деятельности. Автор называет популяризацию научных знаний ответственной задачей, так как пробуждение интереса к науке важно для развития общества, особенно для подрастающего поколения, отличающегося «научной пассионарностью» [5, с. 17]. Ценно то, что автор приводит пример с развитием советской космонавтики, которое состоялось во многом благодаря научной популяризации среди способной и талантливой молодёжи.

В определении популяризации науки Н.В. Сухенко делает акцент на доступности знаний для широкого круга людей, то есть соответствие используемых способов и средств популяризации уровню подготовленности людей к получению научной информации. Поэтому важной задачей популяризации она считает преобразование малопонятных научных фактов в интересные и доступные для населения материалы [6]. Причем поддержку популяризации научных знаний она связывает с разновидностью социальной рекламы. Однако, как точно замечает автор, популяризатору необходимо самому быть компетентным в области соответствующей популяризации.

Что касается вопроса формирования готовности школьников к выбору профессий космической отрасли, то можно отметить работу Е.В. Поповой, которая отмечает снижение популярности космической отрасли как сферы профессиональной деятельности, престижной для молодого поколения. Автор предлагает инструменты формирования готовности старшеклассников к выбору профессии на нескольких этапах (мотивационном, формирующем, интегрирующем). На первом этапе осуществляется диагностика мотивационной сферы и ознакомление учащихся с ЦПК им. Ю.А. Гагарина. На втором этапе школьники знакомятся с теоретическими основами космонавтики, приобретается первичный практический опыт (интервью с космонавтами, проектная деятельность, работа в лабораториях). На интегрирующем этапе проводится осмысление старшеклассниками полученного опыта, соотнесение своих интересов и склонностей с возможностями, предоставляемыми космической отраслью [7]. Нам импонирует такой подход, предполагающий реальную встречу учащихся с космонавтами, возможность своим глазами увидеть Центр подготовки космонавтов.

Мы полагаем, что популяризация науки может осуществляться за счет самих участников, творящих эту науку. В этой связи первой стратегией повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования с использованием методов популяризации научных знаний о космосе выделяем необходимость реального общения с представителями космической отрасли. Ими могут выступать летчики, космонавты, военные-спасатели, инже-

неры. Такое общение может быть выстроено в реальном (очном) режиме или в других форматах. Например, через систему скайп, через видеообращение, в письменной форме и пр. Когда источником популяризации науки является некий значимый другой, представитель определённого научного направления, тогда школьники получают информацию не через третьи источники. Такое непосредственное взаимодействие соответственно совершенно по-другому воспринимается.

Также опираясь на представленное исследование Е.В. Поповой, отметим, что автор выделяет необходимость сотрудничества с образовательными учреждениями, уделяющими внимание популяризации космонавтки. Приоритетным среди них автор считает Центр подготовки космонавтов. Мы тоже считаем, что такие экскурсии могут быть полезны школьникам. В рамках внеурочной деятельности школьники могут ходить на экскурсии на разные предприятия, а на уроках физики, химии, математики, биологии закреплять полученный опыт. Таким образом, выстраивание экскурсионно-познавательных маршрутов, связанных с изучением профессиональной деятельности специалистов, работающих в космической отрасли, может выступать в качестве еще одной эффективной стратегии. Школьники могут посетить не только космические центры, но и планетарии, заводы, на которых изготавливается продукция для космической сферы, образовательные учреждения и др.

Указанные стратегии предполагают активизацию внеурочной деятельности в общеобразовательной организации. Для некоторых школ они могут являться трудоемкими и затратными, так как предполагают выезды. Поэтому считаем, что и, находясь в школе, за партами можно говорить о космосе. При этом такая деятельность может осуществляться не только обобщённо и отвлеченно. В последнее время приобретает популярность метод кинопедагогики как один из инструментов популяризации науки. Он позволяет затронуть не только когнитивную, но и эмоциональную сферу личности при восприятии информации. А это способствует качественно иному усвоению знаний, формированию интереса к научной стороне жизни. На данном основании в качестве третьей стратегии выделим использование метода кинопедагогики в популяризации научных знаний о космосе. На тему космоса сегодня выпущено множество фильмов как отечественных, так и зарубежных. Важно учитывать возрастные особенности при осуществлении популяризации естественно-научного и инженерно-математического образования с использованием методов популяризации научных знаний о космосе. Для младших школьников могут подойти мультфильмы, для подростков и старшеклассников - научные фильмы, художественные, основанные как на реальных событиях, так и фантастические. Рекомендуется включать в урок небольшие фрагменты (5-10 минут) и проводить обсуждение в соответствии с темой урока.

Представленные стратегии апробировались на базе МАОУ «СОШ № 7» г. Южноуральск. Для реализации первой стратегии у школы есть соответствующие возможности. Налажены партнерские отношения с летчиком-космонавтом М.Б. Корниенко, героем России, почетным гражданином города Южноуральска. Первоначально с космонавтом велась электронная переписка и телефонное общение. Позже М.Б. Корниенко, находясь на борту Международной космической станции, отправлял учащимся видео послания. Затем космонавт приезжал в школу для встречи с ребятами. Кроме того, школьники общались с военными спасателями и летчиками, встречающими капсулы с космонавтами и инженерами механиками, обслуживающими летательные аппараты. После данных встреч школьники готовили проекты и выступали на школьной конференции со своими исследованиями. Иными словами, первая стратегия повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования с использованием методов популяризации научных знаний о космосе - выстраивание реального общения с представителями космической отрасли реализована.

Для применения второй стратегии популяризации космической отрасли и естественных наук, связанных с ним (выстраивание экскурсионно-познава-тельных маршрутов), инновационной площадкой были организованы экскурсии для школьников. Экскурсии носили разный характер и предполагали как изучение продуктов, которые изготавливают заводы для космической отрасли, так и посещение учреждений, связанных с космосом. Младшие школьники посетили ОАО «Кристалл», где организовано производство кварца. Он применяется для изготовления иллюминаторов космических аппаратов и кремня для солнечных космических батарей. Также была организована экскурсия на ОАО «Южноуральский Арматурно-Изоляторный Завод» - крупнейший в России производитель изоляторов для энергетической промышленности, необходимой для авиации и космонавтики. Подростки посетили аэродром «Упрун», который обслуживает подразделения поисково-спасательного отряда Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Они пообщались со спасителями, встречающими космонавтов, и побывали на вездеходах (они единственные во всем мире). Кроме того, старшеклассники посетили центр популяризации естественно-научных знаний «Московский планетарий» и Санкт-Петербургский Планетарий. Также ценным сотрудничеством авторы статьи считают взаимодействие с «РОСКОСМОСом» (г. Москва). В октябре южноуральские школьники совместно с педагогами были свидетелями запуска ракеты «Союз» с космодрома Байконур. Это историческое событие важное, как для учащихся, так и для всего города Южноуральска.

Также была реализована третья стратегия, которая как полагают авторы, способствует повышению качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования - использование метода кинопедагогики в

популяризации научных знаний о космосе. Педагогическим коллективом школы сформирован и постоянно пополняется банк видеофильмов о космосе. Ранее было отмечено, что в реализации метода кинопедагогики важно учитывать, как возрастные особенности обучающихся, так и тему урока, и содержание дисциплины. Для младших школьников представляет ценность мультсериал «Космические Юра и Нюра», создание которого курировали российские космонавты (С.А. Волков, Е.О. Серова, А.Н. Шкаплеров, Ф.Н. Юрчихин). Популярен у учащихся также мультипликационный фильм «Звездные собаки: Белка и Стрелка» в двух частях. Он с юмором повествует о важном историческом событии в истории космоса. На примере данных мультфильмов можно сформировать у школьников первоначальные представления о космодромах (Байконур и Восточный), о Солнечной системе и о подготовке космонавтов. Среди фантастических историй на космическую тему снят мультсериал «Алиса знает, что делать». В нем показано далекое будущее, связанно с освоением новых планет и общением с представителями внеземных цивилизаций.

С подростками на уроках физики, химии, географии целесообразно посмотреть телевизионные космические уроки со станции МКС: «Наш дом - Земля», «Физика невесомости». В таком же ключе полезны для просмотра фильмы многосерийного спецпроекта «Год на орбите». Авторами таких проектов являются реальные космонавты, ведущие репортажи с борта Международной космической станции.

Среди художественных фильмов популярными являются «Гравитация» (2013 г, Великобритания, США, режиссер А. Куарон), фильм «Марсианин» (2015 г, Великобритания, США, режиссер Ридли Скотт). На их примерах можно обнаружить не только научные, но и антинаучные сведения. На уроке физики на примере фильма «Гравитация» можно разбирать ошибки в демонстрации законов взаимодействия тел в невесомости. На уроке ОБЖ или биологии полезно рассмотреть поведение героя фильма «Марсианин». Его знание биологии и умение оказать себе первую помощь помогло выжить на другой планете.

Со старшеклассниками стоит проанализировать такие отечественные фильмы как «Гагарин. Первый в космосе» (2013, Россия, режиссер - П. Пархоменко), «Время первых» (2017, Россия, режиссер Д. Киселев) и «Салют-7» (2017, Россия, режиссер - К. Шипенко). Такие фильмы могут быть полезны не только на уроках естественно-научного цикла, но и на гуманитарных. На-

Библиографический список

пример, на уроке истории можно рассмотреть поведение героев, ценностные аспекты поведения советских граждан ХХ века, их патриотизм и самопожертвование.

Реализация указанных стратегий осуществлялась в течение 2017-2018 годов и продолжается до настоящего время. В результате чего достигнуты следующие изменения в работе школы, профессиональной деятельности учителя и развитии ученика:

- повышение интереса у школьников к дисциплинам естественно-научного и инженерно-математического образования;

- развитие психолого-педагогической и методической компетентности педагогов к осуществлению популяризации научных знаний средствами космической отрасли;

- развитие партнерских отношений общеобразовательной организации с организациями и структурами, связанными с космической отраслью.

Указанные стратегии имеют некоторые ограничения в использовании. В частности общеобразовательная организация должна выстраивать взаимодействие с организациями, связанными с космической отраслью. Педагоги школы должны быть компетентны в сфере космической тематики. Современные информационные технологии позволяют снять указанные ограничения. Преимущества предложенных стратегий повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования основаны на применении информации из интересной для современных школьников отрасли - космической. Поэтому полагаем, что описанные в статье результаты могут быть полезны для популяризации естественно-научного образования в других школах.

В статье обобщен опыт общеобразовательной школы г Южноуральска Челябинской области по реализации стратегий повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования. Основным инструментом выступило использование методов популяризации научных знаний о космосе. На основе теоретического обзора выделены эффективные стратегии: реальное общение с представителями космической сферы, экскурсионно-позна-вательные маршруты на предприятия космической отрасли, применение метода кинопедагогики. Показаны механизмы реализации данных стратегий, проинтерпретированы полученные педагогические полученные результаты. В обсуждении затронуты ограничения в применении указанных стратегий.

1. Дивеева Н.В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений. Диссертация ... кандидата филологических наук. Ростов-на-Догу, 2014.

2. Ильина И.Н. Популяризация российской науки и культуры (наука и СМИ). Документальное наследие России: теория и практика сохранения и использования научных фондов. Сыктывкар, 2013: 307 - 319.

3. Комарова Е.В. Журнал «Вокруг света»: история и функционирование на современном этапе. Диссертация ... кандидата филологических наук. Нижний Новгород, 2014.

4. Иваницкий В.Ю. Научная популяризация как функция современной науки. Науковедение. 2001; 2. Available at: http://www.pseudology.org/science/Science_Literature.htm

5. Гудзюк Е.Н. Популяризация научных знаний как необходимое условие развития модернизационных тенденций в образовании. Инноватика и экспертиза. 2011; 1: 14 - 21.

6. Сухенко Н.В. Специфика популяризации науки в России. Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2016; 4: 18 - 22.

7. Попова Е.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессий космической отрасли. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург 2015.

References

1. Diveeva N.V. Populyarizaciya nauki kak raznovidnost' massovyh kommunikacij v usloviyah novyh informacionnyh tehnologij i rynochnyh otnoshenij. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Rostov-na-Dogu, 2014.

2. Il'ina I.N. Populyarizaciya rossijskoj nauki i kul'tury (nauka i SMI). Dokumental'noe nasledie Rossii: teoriya i praktika sohraneniya i ispol'zovaniya nauchnyh fondov. Syktyvkar, 2013: 307 - 319.

3. Komarova E.V. Zhurnal «Vokrug sveta»: istoriya i funkcionirovanie na sovremennom 'etape. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2014.

4. Ivanickij V.Yu. Nauchnaya populyarizaciya kak funkciya sovremennoj nauki. Naukovedenie. 2001; 2. Available at: http://www.pseudology.org/science/Science_Literature.htm

5. Gudzyuk E.N. Populyarizaciya nauchnyh znanij kak neobhodimoe uslovie razvitiya modernizacionnyh tendencij v obrazovanii. Innovatika i 'ekspertiza. 2011; 1: 14 - 21.

6. Suhenko N.V. Specifika populyarizacii nauki v Rossii. VestnikNGTU im. R.E. Alekseeva. Seriya «Upravlenie v social'nyh sistemah. Kommunikativnye tehnologii». 2016; 4: 18 - 22.

7. Popova E.V. Formirovanie gotovnostistarsheklassnikov kvyboruprofessijkosmicheskojotrasli. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2015.

Статья поступила в редакцию 12.10.18

УДК 378

Isaeva L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Primary Education Methods, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

CONTENTS OF THEORY AND METHODS OF PRIMARY LITERARY EDUCATION AT THE PRESENT STAGE. The article studies the contents of the theory and methodology of elementary literary education in an elementary school at the present stage. New standards for primary education teachers are encouraged to implement the formation of a reader's skill at junior high school students in close connection with the development and conditionality they have motive, interest in reading, as well as the formation of needs to read books of different genres in student through the reading activities and accessible communication with children's book. Theoretical analysis of the theory and methodology of primary literary education will contribute to the perception by primary school teachers of various technologies and techniques as effective means for the general and literary development of younger schoolchildren, to solve the problem of shaping and increasing readers' interest in children of a primary school age.

Key words: methodology, method, technology, primary literary education, primary school teacher.

Л.А. Исаева, канд. филол. наук, доц. каф. методик начального образования, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»,

г. Грозный, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.