Научная статья на тему 'Эффективные средства обучения информатике как фактор индивидуализации подготовки студентов в системе среднего профессионального образования'

Эффективные средства обучения информатике как фактор индивидуализации подготовки студентов в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION AND TELECOMMUNICATIONS TECHNOLOGIES / LEARNING PROCESS METHODOLOGY OF TRAINING / COMPUTERIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдияров Касымбек Тулеуович

В статье отмечается, что эффективности при подготовке студентов в системе среднего профессионального образования можно достичь только в том случае, если использование электронных ресурсов и иных средств обучения подкреплено соответствующей методикой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдияров Касымбек Тулеуович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE MEANS OF TEACHING COMPUTER SCIENCE AS A FACTOR OF INDIVIDUALIZATION OF TRAINING STUDENTS IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article points out that the effectiveness of training students in the system of secondary professional education can be achieved only if the use of electronic resources and other teaching aids supported by appropriate methods.

Текст научной работы на тему «Эффективные средства обучения информатике как фактор индивидуализации подготовки студентов в системе среднего профессионального образования»

К.Т. Алдияров

Эффективные средства обучения информатике как фактор индивидуализации подготовки студентов в системе среднего профессионального образования

В статье отмечается, что эффективность подготовки студентов в системе среднего профессионального образования можно достичь только в том случае, если использование электронных ресурсов и иных средств обучения подкреплено соответствующей методикой.

Ключевые слова: информационные и телекоммуникационные технологии; процесс обучения; методика обучения; информатизация образования.

Стратегией развития Республики Казахстан до 2030 года перед системой образования поставлена цель — обеспечить создание национальной модели образования и её интеграцию в мировое образовательное пространство. Очевидно, что главенствующая роль в мировой образовательной системе принадлежит профессиональному образованию и, в частности, высшему профессиональному образованию. При этом обучение учащихся в колледжах с каждым годом становится всё сложнее и насыщеннее. Такая ситуация не может не отразиться на изменении средств обучения, необходимости внедрения соответствующих информационных технологий. В сложившейся обстановке общетехнические дисциплины и связанные с ними направления подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях Республики Казахстан играют особую роль. Именно при обучении этим дисциплинам средства информационных технологий являются как объектом, так и средством обучения.

Даже поверхностный анализ и имеющийся опыт преподавания общетехнических дисциплин в средних профессиональных учебных заведениях свидетельствует, что имеющиеся немногочисленные электронные ресурсы, которые можно было бы использовать в качестве средств обучения, являются достаточно некачественными. Зачастую такие ресурсы созданы коллективами программистов без участия специалистов в области дидактики и методики обучения дисциплины «Техническая механика». Качество электронных ресурсов по техническим дисциплинам никем не отслеживается. Не разработана система критериев, применение которых позволило бы выявить эффективные ресурсы для системы среднего профессионального образования.

Очевидно, что электронные ресурсы, качество которых исследовано и подтверждено, должны быть доступны преподавателям вышеуказанных дисциплин. Одним из возможных вариантов предоставления доступа педагогам к таким ресурсам может стать публикация электронных ресурсов на профильных образовательных интернет-порталах и сайтах. Для этого необходимо выработать критерии систематизации и каталогизации электронных ресурсов по общетехническим дисциплинам.

Необходимо проведение педагогического исследования, в результате которого были бы выработаны рекомендации и указания для разработчиков электронных ресурсов по созданию качественных, эффективных и востребованных средств обучения техническим дисциплинам. Отдельную проблему представляет собой разработка электронных ресурсов, предназначенных для обучения техническим дисциплинам на казахском языке, определение казахскоязычной терминологии «Технической механики» и её отражение в содержании и структуре соответствующих электронных ресурсов.

Опыт обучения показывает, что эффективности в подготовке учащихся можно достичь только в том случае, если использование электронных ресурсов и иных средств обучения подкреплено соответствующей методикой. В связи с этим необходима разработка комплекса методов обучения общетехническим дисциплинам в политехническом колледже, которые учитывали бы возможности использования при подготовке учащихся электронных ресурсов, качество которых заранее проверено и подтверждено. Очевидно, что такая методика должна обеспечивать использование ресурсов только в ответ на соответствующую потребность методической системы обучения «Технической механике» в колледже. При этом использование электронных ресурсов позволит реализовать в среднем профессиональном образовании наряду с очными в полной мере дистанционные и комбинированные формы подготовки по общетехническим, что также требует отдельной методической проработки.

И, наконец, нерешенной остается проблема формирования у преподавателей готовности к обучению учащихся с использованием качественных электронных ресурсов. Должны быть созданы заделы для соответствующего повышения квалификации педагогов, часть из которых является только пользователями электронных ресурсов, в то время как другая часть активно занимается разработкой новейших средств обучения.

Отправной точкой для формирования и развития курсов информатики для средних и высших профессиональных учебных заведений в республике явился стандартный школьный курс информатики. Большой вклад в его становление внесли К.С. Абдиев, Е.К. Балафанов, С.А. Бешенков, Е.Ы. Бидай-беков, Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунский, С.Г. Григорьев, А.П. Ершов, Ж.А. Караев, С.К. Кариев, А.А. Кузнецов, Э.И. Кузнецов, М.П. Лапчик,

В.С. Леднев, М.В. Швецкий и другие известные учёные. Их работы посвящены анализу общеобразовательного значения информатики, отбору теоретического и практического материала для формирования содержания обучения информатике. По мнению Ж.Ж. Ажибековой, С.А. Бешенкова, Е.Ы. Би-

дайбекова, С.Н. Водолад, В.В. Гриншкуна, А.А. Кузнецова, В.С. Леднева и других исследователей, информатика должна играть интегрирующую роль в учебном процессе. Внимательное рассмотрение научных публикаций свидетельствует о том, что происходит переориентация обучения от «кнопочных» технологий к технологиям использования компьютера при решении практических задач и к фундаментальным основам информатики.

Согласно «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» «.. .основная тенденция развития высшего образования сводится к повышению качества подготовки специалистов, развитию инновационного образования, .совершенствованию образовательных и информационных технологий».

Информатизации образования в республике уделено большое внимание на государственном уровне. В качестве примера можно привести одну из программ информатизации системы образования Республики Казахстан, в которой отмечено, что «.на государственном уровне информатизацией охвачен только один уровень образования — среднее образование. В. высшем профессиональном и послевузовском профессиональном образовании до настоящего момента не велась целенаправленная работа по внедрению информатизации, не осуществлялся мониторинг информационных технологий, используемых в процессе обучения. В современных условиях вузы должны стать базой для широкой информатизации всех сфер жизни, центром внедрения информационных технологий и подготовки квалифицированных кадров». При этом информатизация среднего и высшего образования невозможна без использования соответствующих средств информатизации — информационных источников, электронных ресурсов, иных компьютерных программных средств.

Информатизация конкретного учебного заведения представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на применение средств информационных технологий для повышения эффективности процессов обработки информации во всех без исключения видах деятельности современного учреждения среднего профессионального образования.

К сожалению, очень часто под информатизацией образования подразумевается внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс. Это действительно важнейшее направление информатизации образования, оказывающее определяющее влияние на повышение качества подготовки учащихся. Однако, изучая информатизацию образования, важно понимать, что собственно учебный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности современного политехнического колледжа, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных информационных технологий.

Приоритетным направлением в обучении информатизации образования должен стать переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, к системной информатизации об-

разования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в педагогических вузах, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности в политехническом колледже.

Использование средств информационных и телекоммуникационных технологий всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Каждому преподавателю необходимо знать и учитывать в практической работе позитивные и негативные факторы информатизации среднего профессионального образования.

Использование средств информационных и телекоммуникационных технологий в системе подготовки учащихся приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности политехнического колледжа следующими значимыми возможностями:

- совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания среднего профессионального образования;

- введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

- внесения изменений в обучение большинству традиционных общетехнических дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

- повышения эффективности обучения учащихся за счёт повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

- организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности преподавателя и учащихся;

- совершенствования механизмов управления системой среднего профессионального образования.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности учащихся. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучающегося, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними [1].

Использование современных средств информационных и телекоммуникационных технологий во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Од-

нако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и учащихся, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Это приводит к тому, что обучающийся, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами информационных и телекоммуникационных технологий. Органы речи, объективирующие мышление человека, оказывается выключенными, обездвиженными в течение многих лет обучения. Обучающийся не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Другим существенным недостатком повсеместного использования средств информационных и телекоммуникационных технологий в среднем профессиональном образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке — проблема перехода от мысли к действию.

Определённые трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств информационных и телекоммуникационных технологий, предоставляющие преподавателям и учащимся значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучающиеся зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучающегося от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает учащегося «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

Колоссальные объёмы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслительными категориями. Когда учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он

отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании средств информационных и телекоммуникационных технологий срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания учащихся [2].

Используя средства информационных и телекоммуникационных технологий, преподаватели должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что средства информационных и телекоммуникационных технологий включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования [3]. В этом случае средства информационных и телекоммуникационных технологий выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы преподавателей, связанной с учётом, измерением и оценкой знаний учащихся.

Внедрение средств информационных и телекоммуникационных технологий в рамках второго направления приводит к изменению содержания среднего профессионального образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных общетехнических дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности учащегося.

Использование информационных и телекоммуникационных технологий будет оправданным и приведёт к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объёме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно.

Литература

1. Урсул А.Д. Проблемы информатизации в современной науке / А.Д. Урсул. -М.: Наука, 1975. - 287 с.

2. Ажибекова Ж.Ж. Современные информационные технологии в учебном процессе медицинских вузов / Ж.Ж. Ажибекова, Г.Г. Гриншкун // Вестник АГУ. Физико-математическая серия. - Алматы: АГУ им. Абая. - 2000. - № 1. -

С.10-15.

3. Алдияров К.Т. Личностно-ориентированный аспект использования информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения / К.Т. Алдияров, Е.Ы. Бидайбеков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2011. - № 2. - С. 107-113.

Literatura

1. Ursul A.D. Problemy’ informatizacii v sovremennoj nauke / A.D. Ursul. -M.: Nauka, 1975. - 287 s.

2. Azhibekova Zh.Zh. Sovremenny’e informacionny’e texnologii v uchebnom processe medicinskix vuzov / Zh.Zh. Azhibekova, G.G. Grinshkun // Vestnik AGU. Fiziko-matematicheskaya seriya. - Almaty’: AGU im. Abaya. - 2000. -№ 1. - S. 10-15.

3. Aldiyarov K.T. Lichnostno-orientirovanny’j aspekt ispol’zovaniya infor-macionny’x i telekommunikacionny’x texnologij v processe obucheniya / K.T. Aldiyarov, E.Y. Bidajbekov // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby’ narodov. Seriya «Informatizaciya obrazovaniya». - 2011. - № 2. - S. 107-113.

K.T. Aldiyarov

EFFECTIVE MEANS OF TEACHING COMPUTER SCIENCE AS A FACTOR OF INDIVIDUALIZATION OF TRAINING STUDENTS IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article points out that the effectiveness of training students in the system of secondary professional education can be achieved only if the use of electronic resources and other teaching aids supported by appropriate methods.

Keywords: information and telecommunications technologies; learning process methodology of training; computerization of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.