Научная статья на тему 'Подходы к формированию информационной культуры студентов при обучении информатике в системе среднего технического образования'

Подходы к формированию информационной культуры студентов при обучении информатике в системе среднего технического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / LEARNING / TEACHING METHODOLOGY / EDUCATIONAL INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдияров Касымбек Тулеуович, Бидайбеков Есен Ыкласович

В статье обсуждаются подходы к формированию информационной культуры студентов при обучении информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдияров Касымбек Тулеуович, Бидайбеков Есен Ыкласович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to the formation of the informational culture of students in teaching computer science in the system of secondary technical education1The Aktyubinsk polytechnical college

In article approaches to formation of information culture of students at training to computer science are discussed.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию информационной культуры студентов при обучении информатике в системе среднего технического образования»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К.Т. Алдияров

Актюбинский политехнический колледж ул. Рыскулова, 267, Актобе, Республика Казахстан, 030012

Е.Ы. Бидайбеков

Кафедра информатики и информатизации образования Казахский национальный педагогический университет им. Абая пр. Достык,13, Алматы, Республика Казахстан, 050010

В статье обсуждаются подходы к формированию информационной культуры студентов при обучении информатике.

Ключевые слова: информационные и телекоммуникационные технологии, процесс обучения, методика обучения, информатизация образования.

Информационные и телекоммуникационных технологии все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования. Использование средств информатизации делает более эффективным труд преподавателей в системе среднего технического образования и обучение студентов — будущих специалистов [1; 2].

Переход современного общества к информационной эпохе развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования,

АлдияровК.Т., Бидайбеков Е.Ы. Подходы к формированию информационной культуры студентов...

формирование основ информационной культуры будущего специалиста. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом технологий и средств информатизации, превращается в ведущий фактор образовательной политики.

Информационная культура члена современного информационного общества может быть представлена как относительно целостная подсистема профессиональной и общей культуры человека, связанная с ними едиными категориями (культура мышления, поведения, общения и деятельности) и включающая в себя следующие основные компоненты:

— принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека;

— культура общения и сотрудничества в области информатики и информационных технологий, использование возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере информационных отношений;

— компетентность и свободная ориентация в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления;

— предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно обновляющихся информационных условиях;

— использование преимуществ информационных и телекоммуникационных технологий для наиболее эффективного решения профессиональных задач;

— знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью средств информационных и телекоммуникационных технологий;

— реализация в информационно-профессиональной деятельности принципов научной организации труда и здоровьесбережения.

Очевидно, что в понятие информационной культуры студентов средних технических учебных заведений можно вкладывать различный смысл: оно может трактоваться и как умение использовать в деятельности технологии и средства информатизации, и как умение прогнозировать и контролировать последствия их применения.

Информационная культура большинства людей формируется в образовательной сфере информационного общества, фундаментом которой является среднее профессиональное образование [3]. Неслучайно современное среднее профессиональное образование немыслимо без использования информационных и коммуникационных технологий. Сегодня практически невозможно найти среднюю профессиональную школу, в которой бы не изучались или не использовались информационные технологии. Можно говорить о наличии «образовательных» направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь.

К таким направлениям применительно к системе среднего технического образования относятся:

— изменение в условиях информационного общества содержания и функций образования, форм и методов педагогической деятельности;

Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2011, № 4

— положительное влияние информационных и телекоммуникационных технологий и средств информатизации на развитие творческих способностей и профессиональной ориентации;

— воспитательное воздействие информационных технологий;

— появление возможности использования мультимедиа-технологий в образовании;

— дальнейшее развитие непрерывного образования в условиях информационного общества;

— развитие и повсеместное использование электронных моделей средств обучения;

— становление развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества;

— внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в дополнительное образование;

— сочетание возможностей традиционного и инновационных способов обучения в информационном обществе;

— формирование информационной культуры преподавателей для работы во всех формах учебного процесса;

— порождение новых подходов к управлению учебным заведением и оценке качества педагогического труда;

— глобализация и интеграция образовательных услуг в информационном обществе.

Информатизация образования и развитие информационного общества тесно связаны. С одной стороны, становление информационного общества существенно влияет на процессы проникновения информационных технологий во все сферы образовательной деятельности, с другой стороны, информатизация образования, формируя информационную культуру членов общества, существенно способствует его информатизации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Алдияров К.Т. Комплексный подход к использованию средств информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения в системе среднего профессионального образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2011. — № 2. — С. 90—92.

[2] Алдияров К.Т., Бидайбеков Е.Ы. Личностно ориентированный аспект использования информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2011. — № 2. — С. 107—113.

[3] Ершов А.П. Концепция информатизации образования: Использование средств вычислительной техники в сфере образования. — М., 1989.

Алдияров К. Т., Бидайбеков Е.Ы. Подходы к формированию информационной культуры студентов.

APPROACHES TO FORMATION OF THE INFORMATIONIONAL CULTURE OF STUDENTS IN TEACHING COMPUTER SCIENCE IN THE SYSTEM OF SECONDARY TECHNICAL EDUCATION

K.T. Aldiyarov

The Aktyubinsk polytechnical college Ryskulova str., 267, Aktobe, Republic Kazakhstan, 030012

E.Y. Bidaybekov

Chair of computer science and formation information The Kazakh national pedagogical university of Abai Dostyk str., 13, Almaty, Republic Kazakhstan, 050010

In article approaches to formation of information culture of students at training to computer science are discussed.

Key words: information and communication technology, learning, teaching methodology, educational informatization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.