Научная статья на тему 'Эффективные направления инновационной подготовки менеджеров для работы на рынке высокотехнологичной продукции'

Эффективные направления инновационной подготовки менеджеров для работы на рынке высокотехнологичной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективные направления инновационной подготовки менеджеров для работы на рынке высокотехнологичной продукции»

согласно упрощенной'модели, производство клееного стенового бруса мощностью 4 тыс. куб.м. в год окупает капитальные затраты через 2,5 года, а через 3,75 года деятельности выручка за квартал составляет 600-700 тыс. долл. Аналогично, капитальные затраты на организацию лесопильного завода, производственной мощностью 20 тыс. м. куб. составят примерно 550 тьЦдолл., окупаемость наступает через 2,75 года, квартальная прибыль через 4 года деятельности составит 880 тыс.долл.

Для каждого отдельного источника инвестиций необходимо создавать новые «уникальные» модели, основой для которых может служить технико-экономическая модель высокотехнологичного деревообрабатывающего производства с достаточной детализацией факторов, обеспечивающей наиболее точное прогнозирование параметров производства на период организации, подготовки производства и выхода на полную мощность. Технико-экономическая модель включает в себя отдельные модели этапов и видов переработки древесины с целью получения ряда продукции, необходимой на региональном рынке (пиломатериалы, древесные полуфабрикаты, клееный брус, столярный щит, погонаж и т.д.). С ее помощью можно спрогнозировать эффективность, затраты и другие основные показатели и параметры предприятия любого направления и размера - от малых предприятий мощностью до 2-10 тыс. куб.м. в год до средних 10-20 тыс. куб.м. в год, а так же предприятий по производству мебели, столярно-строительных изделий и деревянного домостроения. Например, производство клееного бруса и столярного щита включает в себя несколько этапов переработки: распиловка, сушка, подготовка ламели, склеивание и конечная обработка. Все эти этапы разделены между собой технологическими переделами, в рамках которых протекают самостоятельные экономические, производственные и управленческие процессы.

Параметры этих процессов в статике и в динамике отображены в технико-экономических моделях различных технологических переделов. Это позволяет создавать общую модель предприятия из отдельных фрагментов в соответствии с заданными мощностью, объемом капитальных вложений и видом продукции. Все направления деревообработки объединяются начальными стадиями переработки - распиловкой| и сушкой. Различаются лишь состав и количественные параметры моделей этих пределов, зависящие от производительности, технологии и степени автоматизации производств. Основываясь на этих «базовых» переделах создаются модели производств столярно-строительных изделий, клееной деревянной продукции и т.д.

Таким образом, технико-экономическое моделирование деревообрабатывающих производств позволяет максимально упростить и, что самое важное - сократить сроки организации и планирования производства, снизить риски и настроить систему управления производством. i 1

Малиновская Ю.А.

ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА РЫНКЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

В программных документах Правительства Российской Федерации в последние годы все четче прослеживается тенденция к переходу отечественной экономики от ресурсно-сырьевого к инновационному пути развития. Одно из важнейших условий такого перехода - наличие в научно-технической и производственной сферах достаточного числа квалифицированных специалистов, способных продвигать результаты научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции, управлять созданием новых товаров и услуг для повышения конкурентоспособности российских предприятий.

Как показывает опыт индустриально развитых ¡стран, в условиях современной динамичной конкуренции успешное превращение научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, способны обеспечить лишь профессионально подготовленные управленцы. Они должны владеть знаниями в области коммерциализации разработок и трансфера технологий, теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами, прогнозирования и оценки коммерческой значимости новых продуктов и технологий на ранней стадии продвижения их на рынок. Помимо этого, в период становления экономики, основанной на знаниях, характеризующийся активизацией человеческого фактора, ростом экономической роли всех видов знаний и развитием ориентированных на это новых форм управления, специалисты должны обладать соответствующими личностными качествами, позволяющими им становиться лидерами перемен, ведущих к повышению конкурентоспособности организации.

Среди таких качеств в первую очередь следует отметить предприимчивость, коммуникабельность, гибкость, обучаемость.

Эти требования являются основой программ подготовки специалистов, которым предстоит выйти на рынок инновационной продукции. Рассмотрим ключевые позиции их обучения, игнорирование которых значительно снижает возможность высокой результативности деятельности как самих менеджеров, так и инновационного предприятия в целом. |

Перевод высокой технологии в готовую к реализации продукцию требует от менеджера достаточно высокого уровня знаний основ естественно-научных дисциплин. Это дает ему возможность хорошо понимать разработчиков инновационных технологий, ориентироваться в внедряемой технологии, а при необходимости — выступать посредником между ними и окружением инновационного предприятия.

Одним из основных направлений, обеспечивающих инновационную деятельность, является продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок. Это требует от менеджеров знания основных принципов маркетинга, без чего невозможно современное производство и сбыт. [Уже на первых этапах коммерциализации научной разработки должен быть определен ее бизнес-потенциал, т.е. выявлено какая готовая продукция, основанная на данной инновационной идее, будет наиболее полно удовлетворять требованиям рынка, соответствовать ожиданиям потребителей. Менеджер должен уметь собирать и анализировать информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей^ а также своевременно использовать ее. Также подготовка специалистов-управленцев в сфере маркетинга обеспечит формирование навыков в организации эффективной сбытовой системы инновационного предприятия с учетом особенностей рынка высокотехнологичной продукции. |

При подготовке менеджеров инновационной деятельности особое внимание должно быть уделено вопросам управления интеллектуальной собственностью. Вся их работа направлена на рациональное использование новой, ранее неизвестной технологии, в основу которой положена инновационная разработка. А в случае успеха неизбежно возникает проблема ее защиты от недобросовестных участников рынка. Поэтому будущие менеджеры должны получить знания и навыки правовой охраны интеллектуальных продуктов, а также выгодного использования интеллектуальных и информационных ресурсов бизнеса.

В программы обучения естественным образом должны быть встроены активные методы обучения для закрепления теоретических знаний, которые опираются на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. Систематическое применение названных методик обучения позволяют включать обучаемых в процесс творческого усвоения знаний, что \ способствует более качественному усвоению учебного материала и развитию творческих и аналитических способностей. Активные методы обучения формируют профессиональные качества специалистов, являются своеобразным полигоном, на котором могут отрабатываться профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Глубокий анализ ошибок, проводимый при подведении итогов, снижает вероятность их повторения в реальной действительности. А это способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста к полноценному выполнению профессиональной деятельности.

Важным элементом подготовки является закрепление теоретических знаний на практике. Оптимальным является «погружение в инновационный проект», предполагающее, что с начала обучения будущий специалист прикрепляется к реальному инновационному проекту, с которым он работает весь период обучения. А выпускная работа становится итогом его работы. | 1

Представленные направления подготовки менеджеров должны обеспечить высокий уровень их профессиональной деятельности, а значит успех на рынке того предприятия, на котором они будут строить и развивать инновационный бизнес.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бузник В.М Малое высокотехнологичное предпринимательство как элемент устойчивого развития.-Хабаровск, 1998 I

2. В аршин A.B. Высокотехнологичные предприятия в эпоху глобализации. - М.: Финансы и статистика., 2005

3. Егоршин А. П., Филимонова С. Г. Карьера одаренного менеджера. - М.: Логос, 2007-09-27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.