Статья поступила в редакцию 13.02.2017
УДК 796.332.6
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ СПОРТИВНО-ОРГАНИЗОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ МИНИ-
ФУТБОЛА
Дамир Канганович Исмагилов, преподаватель, Ташкентский государственный юридический университет (ТГЮУ), Ташкент,
Республика Узбекистан
Аннотация
В статье приводятся эффективные научно-обоснованные методы физического воспитания студентов спортивной направленности с использованием средств мини-футбола.
Ключевые слова: мини-футбол, спортивно-ориентированное физическое воспитание, студенты.
EFFECTIVE METHODS OF SPORTS AND ORGANIZED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS BY MEANS OF FIVE-A-SIDE Damir Kanganovich Ismagilov, the teacher, Tashkent State Legal University, Tashkent, Republic of Uzbekistan
Annotation
Effective scientifically based methods of physical training of students of the sports orientation with application of means of five-a-side are given in article.
Keywords: five-a-side, sports oriented physical training, students.
В результате внедрения в процесс спортивно-организованного физического воспитания студентов Ташкентского университета информационных технологий выявлены эффективные методы: ситуационный, информационно-коммуникационный, соревновательный, личностно-индивидуальный.
Известным специалистом М.А. Годиком [1] рекомендуется тренировочные упражнения проводить на пульсе, как и в соревновательной деятельности, (специальные упражнения).
Нами в ходе анализа корреляционных связей по 15 тестам определено, что между параметрами соревновательной деятельности студенты по мини-футболу выявлена тесная зависимость (r=0,83^0,96). Отсюда эффективными средствами также будут выполнение технико-тактических действий в ходе использования специальных упражнений (рисунок 1 и 2). Выполнение специальных упражнений мы назвали ситуационным методом, так как они взяты из самой игровой деятельности.
Информационно-коммуникационный метод основывается на педагогических наблюдениях (фиксация двигательной активности студента и выполнение технико-тактических действий в ходе соревновательной деятельности). Затем высчитывались коэффициенты значимости и эффективности применения технико-тактических действий (по значимости на первом месте передачи мяча, как средство групповых и командных тактических действий, на втором месте отбор мяча).
Среди инструментальных методов применяется монитор сердечного ритма, регистрирующий частоту сердечных сокращений в ходе игры (в среднем игра проходит на пульсе 144 уд/мин), наибольший показатель 195 уд/мин, наименьший 105 уд/мин. Всего за матч 11441 ударов.
Значимость определяется - количеством выполненного тактического действия, например отбор мяча на общее количество ТТД. На первом месте по значимости переда-
Рисунок 1. Специальное упражнение 4x4 в двое ворот и восемь свободных игроков, играющие за команду, которая владеет мячом (12x4, 4-6 минут на пульсе, диапазон ЧСС от 150^177 уд/мин в оптимальной зоне для студентов 20 лет) (по В. А. Маслякову, В.С. Матяжову)[2].
Рисунок 2 - В двое ворот 3x2. Игрок В, пробивший мяч по воротам остается как защитник, а игроки Д,Г вместе с В атакует ворота Б. (по времени 6-7минут). Упражнение выполняется в оптимальной зоне для данного возраста студентов в диапазоне ЧСС от 150 до 177 уд/мин
Эффективность высчитывается количеством положительных действий на общее количество.
Всего за матч (чистое время 40 минут) командой выполняется 1605 действий. Это значительно больше, чем в футболе (800^1000 действий).
Применение информационно-коммуникационных технологий вносит изменения в сферу взаимоотношений между педагогами и студентами, (педагогические наблюдения, монитор сердечного ритма, видеозапись, планшет) обеспечивает неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности студентов и педагога. Теперь же основная задача - направить развитие личности студента, поддерживать творческий поиск и организовать коррективную работу, в плане физического совершен-
ствования, это и является базисом педагогики сотрудничества студент-педагог.
Личностно-индивидуальный метод базируется на определении психолого-педагогической характеристики студента с использованием опросников, разработанных Айзенк-Русаловой, Я. Стреляу, что позволяет:
- педагогически правильно определять игровую функцию студента (защитник, нападающий);
- проводить разборы матчей студентов, акцентируя внимание на положительные стороны игровой деятельности.
Пакет диагностических методик, предусматривают изучение особенностей поведения студентов, их способностей, самочувствия, отношения к учёбе, спортивной деятельности, взаимоотношений в команде и вне её.
Соревновательный метод заключался в участии в играх любительской лиги среди 20 команд (диапазон пульса составил от 110 уд/мин до 200 уд/мин).
Под соревновательным методом понимается участие студентов в играх 20 команд любительской лиги г. Ташкента, которая проходила в спортивном зале Ташкентского университета информационных технологий, где команда занимала ведущие места.
ЛИТЕРАТУРА
1. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1996. - 134 с.
2. Массовая физическая культура в вузе : учебное пособие / под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. - М. : Высшая школа, 1991. - 240 с.
REFERENCES
1. Godik, M.A. (1996), Control of training and competitive loads, Physical culture and sport, Moscow.
2. Ed. Maslyakov, V.A. and Matyazhov, V.S. (1991), Mass physical culture in higher education institution: the education guidance, The higher school, Moscow.
Контактная информация: doni-joni@mail.ru
Статья поступила в редакцию 13.02.2017
УДК 796.412.2
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕМПИОНАТОВ МИРА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ - 2016 В БРНО (ЧЕХИЯ)
Людмила Алексеевна Карпенко, кандидат педагогических наук, профессор, Светлана Анатольевна Жигарева, аспирант, Оксана Витальевна Шашкина, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Данная статья посвящена анализу результатов важнейшего события в мире эстетической гимнастики - чемпионату мира 2016 года, позволяющее определить соотношение сил лучших спортсменок на мировой арене. Результаты соревнований свидетельствуют о том, что уровень исполнительского мастерства спортсменок из разных стран постоянно растет, побеждать становится все сложней. В статье представлены результаты в командных соревнованиях - индивидуальном первенстве и общекомандном зачете. Результаты чемпионата мира показали, что российские гимнастки по-прежнему являются сильнейшими спортсменками в мире, однако конкурирующие страны показали также высокий результат, чему свидетельствуют показатели в турнирных таблицах.
Ключевые слова: эстетическая гимнастика, итоги чемпионата мира, исполнительское мастерство.