www.volsu.ru
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
DOI: https://doi.org/10.15688/lcjvolsu.2018.3.1
UDC 34(470+571) LBC 67.99^^
EFFECTIVE MECHANISMS OF LAW ENFORCEMENT AS A BASIS OF MODERN DEMOCRATIC STATEHOOD OF THE RUSSIAN FEDERATION
Agnessa O. Inshakova
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The Chief Editor's article along with other research presented in the current issue are devoted to the category of law enforcement, implying the building and control of existing social relations on the basis of legal regulations and strict observance of the legality principle. The permanent need for the presence and implementation of the legal order in the life of State and civil society, both in the present and in the past, is conditioned by the compulsory political and legal values of sovereign democratic statehood, including, first of all, the prevention of all kinds of arbitrary actions, the protection of rights and freedoms of citizens, and ensuring the level of their personal safety. According to the author, the functional significance of law enforcement as a factor that influences the contemporary development of democratic statehood of the Russian Federation consists not only in the implementation of legality by the strict observance of legal regulations by all subjects of public relations under the rule of law and the inevitability of responsibility for violating it, but also in ensuring the progressive development and strengthening of Russia, as well as improving the welfare of its citizens. The Chief Editor's analysis of law enforcement problems, its role, importance and influence on modern democratic statehood of the Russian Federation, is based on the current issue's research aimed at finding the ways of dealing with the mentioned problems.
Key words: law enforcement, legality, civil society, the foundations of democracy, democratic State, legal State, political and legal values of modern democratic statehood, globalization of law, protection of fundamental human rights and freedoms, the rule of law.
Citation. Inshakova A.O. Effective Mechanisms of Law Enforcement as a Basis of Modern Democratic Statehood of the Russian Federation. Legal Concept, 2018, vol. 17, no. 3, pp. 6-10. DOI: https://doi.org/10.15688/ lc.jvolsu.2018.3.1
УДК 34(470+571) ББК 67.99(2Рос)
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ПРАВОПОРЯДКА КАК ОСНОВА
о <м
О'
< СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РФ
л (0
ей
| Агнесса Олеговна Иншакова
® Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Статья главного редактора, как и главная тема номера, посвящена категории «правопорядок», несущей в себе смысл построения и упорядочивания существующих общественных отношений на основе норм права и строгого соблюдении принципа законности. Перманентная необходимость присутствия и реализации правового порядка в жизнедеятельности государства и гражданского общества сегодня, как и вчера, обусловлена обязательными политико-правовыми ценностями суверенной демократической государственности, среди которых, прежде всего, борьба с произволом во всех его проявлениях, защищенность прав и свобод граждан, высокий уровень их личной безопасности. Функциональное значение правопорядка как фактора, влияющего на современное развитие демократической государственности РФ, видится автору не только в реализации законности путем неуклонного соблюдения норм права всеми субъектами общественных отношений в условиях верховенства закона и неотвратимости ответственности за его нарушение, но и в обеспечении прогрессивного развития и укрепления Российского государства, а также повышении благосостояния его граждан. Именно пути решения этих задач разрабатываются авторами статей, представленных в главной теме номера и составляющих основу проведенного главным редактором анализа проблем современного правопорядка, его роли, значения и способов влияния на современную демократическую государственность РФ.
Ключевые слова: правопорядок, законность, гражданское общество, основы демократии, демократическое государство, правовое государство, политико-правовые ценности современной демократической государственности, глобализация права, защита основных прав и свобод человека, верховенство права.
Цитирование. Иншакова А. О. Эффективные механизмы обеспечения и контроля правопорядка как основа современной демократической государственности РФ // Legal Concept = Правовая парадигма. -2018. - Т. 17, №№ 3. - С. 6-10. - DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2018.3.1
Правопорядок является не только основным понятием как теоретической, так и практической юриспруденции, но и основополагающей ее целью.
Проблема организации адекватного правового порядка в государственно-организованном обществе всегда была и остается по настоящее время одной из самых актуальных в юриспруденции. Правовой порядок является необходимой стадией становления и бытия всех легальных социальных форм, институтов, механизмов и процессов, существующих в обществе и предопределяющих саму его жизнедеятельность и развитие. Правовой порядок, как отвечающее уровню общественного развития правовое состояние общественных отношений, гарантирует реализацию юридических норм и осуществление общезначимых моделей поведения субъектов социального действия, которые, с одной стороны, поддерживаются публично-правовой деятельностью органов государственной власти, а с другой -обеспечивают нормальное существование личности и общества в целом.
Вступив в третье тысячелетие, Российское государство было вынуждено преодолевать последствия глубокого системного кризиса. Ценой огромных усилий верховной власти удалось остановить падение уровня и качества жизни граждан, устоять под напором национализма, сепаратизма и международно-
го терроризма, сохранить суверенитет и территориальную целостность страны, консолидировать ее социальнно-экономическое и политико-правовое пространство. И все же, несмотря на очевидные позитивные сдвиги, положение дел в российском обществе в целом и в правовой сфере в частности остается весьма далеким от идеала, что во многом обусловлено противоречивым характером установившегося правового порядка, который во многом сформировался на основе заимствований и рецепций западных политико-юридических институтов.
Между тем вполне очевидно, что органичный правовой порядок складывается в результате естественного хода исторического развития государствообразующего народа, обладает национальным своеобразием и всегда социокультурно обусловлен. Он всегда сообразуется с морально-нравственной и ценностной основой общества. Поэтому обращение к проблемам восстановления органичной модели правового порядка в нашей стране, его социокультурной легитимации и преемственности, исследования его различных системообразующих факторов по-прежнему остаются оправданными и перспективными, особенно в контексте современной международной обстановки, «когда значимость нашего выбора, значимость каждого шага, поступка исключительно высоки, потому что
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
они определяют судьбу нашей страны на десятилетия вперед»1.
Облик правопорядка, который к настоящему моменту сложился в современной России, вызывает серьезную критику со стороны специалистов, представителей власти и общественности. Несовершенство законодательства, далеко не безупречное качество правоприменения, общий рост числа правонарушений, коррупции в органах государственной власти, создание системы так называемой теневой юстиции, низкий уровень правосознания и правовой культуры, - вот далеко не полный перечень проблем, определяющих сегодня юридическую «атмосферу», в условиях которых протекает жизнь современного российского социума. Представляется, что отчасти в этом повинна и отечественная юридическая наука. Эффективность некоторых теоретических конструкций и схем, предложенных правоведами в целях обеспечения эффективного правопорядка в начальный период реформ, оказалась не слишком высокой. Ныне государство и общество ждут от представителей юриспруденции рационально-выверенных рекомендаций, реализация которых на практике позволит переломить неблагоприятную ситуацию и обеспечить положительную динамику развития юридических и иных социальных процессов и сформировать такой правопорядок, который позволит нашему государству «совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления»2.
То, что тема обеспечения и роли правопорядка в современной России является актуальной, доказывает неравнодушное отношение к ней научной общественности, причем как маститых ее представителей, так и молодого поколения. Отклики в формате научных статей на заявленную главную тему текущего номера журнала «Legal Concept = Правовая парадигма» «Правопорядок в современной России: юридический инструментарий обеспечения и контроля» поступили из множества городов и вузов России, от ученых разных возрастных и «весовых» категорий, проводящих исследования различной отраслевой принадлежности.
Так, посредством темпорального сопоставительного анализа были исследованы ис-
торические процессы эволюции и основного содержания концепции гражданского общества. Отмечается, что среди политико-правовых ценностей современной демократической государственности особое место принадлежит идее гражданского общества. Авторы аргументированно разъяснили широкому читателю смысл и содержание разрабатываемой идеи, провели аналогию подходов к осмыслению этого понятия с западной политологией и юриспруденцией, где эта идея получила широкое распространение. Указывается на неоднозначность толкования, а потому необходимость дальнейших исследований понятия и структуры гражданского общества.
Произведена попытка определения аутентичного содержания современной концепции гражданского общества на основе анализа эволюции его идеи и практики государственного строительства. Обосновано, что гражданское общество - это капиталистическое общество частных собственников, которое представляет собой специфическую культуру (эгоизм и культ потребления), что является серьезным препятствием для реальной демократии, эффективного самоуправления и строительства социально ориентированного государства. Отмечается, что если волевым путем на основе «революции сверху» не изменить существующую социально-экономическую модель, не сформулировать новые жизненные смыслы и не сконструировать образ (проект) более справедливого устройства общества и адекватную ему организацию власти и управления государством, способную воплотить этот проект на практике, а в случае необходимости защитить его результаты с помощью военной силы, то на смену корпорации-государству с его демократическим фасадом скорее всего придет «железная пята» глобальной империи транснациональных корпоративных структур - открытое классовое господство корпоратократии.
На основе системного, сравнительно-правового анализа авторами другой статьи, представленной в формате историографического обзора, исследуется проблема глобализации в праве. Выявляются основные характеристики глобализации права, положительные и негативные аспекты этого процесса, влияющие на качественное состояние и устойчивость национальной правовой системы. На примере оцен-
ки российского законодательства обоснована двоякая роль процесса глобализации права. Положительные тенденции влияния глобализации на российское право видятся автору в том, что российские законы в большей степени переориентированы на защиту прав и свобод граждан. Между тем отмечается, что к негативным эффектам процесса глобализации права следует отнести разрушение стройной национальной правовой системы, ее дестабилизацию, заимствование не только универсальных норм, но и норм, которые повлекли за собой негативные последствия. Отмечается, что бездумное заимствование международных норм и норм других стран (например, сокращение сферы суверенитета национального государства, или принятие норм без учета национальных особенностей) приводит к неустойчивости всей правовой системы, излишней де-тализированности и потере гибкости. Рекомендуется в процессе глобализации правовой системы взвешенно и с осторожностью принимать решения относительно имплементации норм международного законодательства и заимствования норм других правовых систем.
К частным вопросам, рассмотренным в статьях, представленных в рубрике «Главная тема номера», можно отнести вопросы системного подхода и юридических форм обеспечения безопасности дорожного движения в России. Обратиться к данной проблематике автора заставил постоянный рост правонарушений на дорогах, а также несовершенство нормативного регулирования и недостатки системности интерпретации научных проблем этой сферы. Произведена попытка выявления основных юридических составляющих обеспечения безопасности дорожного движения и обоснования необходимости системности в определении основополагающих форм обеспечения безопасности дорожного движения. Предложен ряд мер, направленных на устранение выявленных несовершенств правового регулирования. Среди них: создание системы гражданского мониторинга правомерности поведения на дорогах в рамках как страны, так и Южного федерального округа; введение единообразных форм совершенствования анализа органами власти эффективности в борьбе с такими правонарушениями; утверждение на федеральном уровне основных ме-
роприятий по снижению уровня травматизма на дорогах среди детей; и др.
Проанализированы проблемы юридической оценки фактических обстоятельств дела при принятии судебных решений в уголовном судопроизводстве. Автор отмечает, что выбор правильной нормы права, основанный на совокупности установленных обстоятельств дела, предопределяет правильность выносимого судом решения. Обосновывая свою позицию, автор опирается на законодательство, судебную практику и мнения компетентной научной среды по вопросу о юридической квалификации фактических обстоятельств дела. Делается вывод о том, что выбор надлежащей правовой нормы для принятия решения осуществляется в двух плоскостях: с позиций определения полного объема правового регулирования и иерархичности правовых норм, подлежащих применению, а также с позиций уровня дискре-ционности полномочий суда при выборе правовой нормы. Раскрывается содержание обоих подходов к выбору правовой нормы, подлежащей применению, сформулированы ключевые условия их реализации.
Еще одна статья главной темы посвящена деятельности Совета Европы в области защиты от бедствий - региональной международной организации, которая больше известна как структура, продвигающая защиту основных прав и свобод человека, основы демократии и верховенства права. Изучается особый правовой и организационный механизм Совета Европы в данной сфере. Дана характеристика Частичного открытого соглашения по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф Совета Европы. Отражена позиция автора и других ученых относительно данного документа и теории международного права. Раскрыта система органов и их взаимосвязь для решения общих целей и задач. Особое место уделено характеристике деятельности специализированных центров, функционирующих в рамках отдельных государств и входящих в систему центров в рамках Соглашения. Проанализированы отдельные проекты государств-участников, которые имеют важное значение для сохранения человеческих жизней и сокращения негативных последствий для экономик
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
этих стран. Автором сделан вывод о том, что такое сотрудничество эффективно как для государств-участников, так и для самой организации, и выражается оно, прежде всего, в реализации различных проектов и программ, направленных на формирование национальных инфраструктур, вовлечение науки, обмен опытом и осуществление других видов деятельности в соответствии со среднесрочным планом действий для повышения готовности стран и их населения к различным видам бедствий.
В следующей статье исследуются категории «эффективность» и «доступность» как свойства внутригосударственных средств правовой защиты. Отмечается, что в перечне первоочередных задач государств-участников международных договоров в области прав и свобод человека - обеспечение своим гражданам эффективных и доступных средств правовой защиты. Вместе с тем автор отмечает, что в этих международных договорах не содержится понятий «эффективных» и «доступных» национальных средств правовой защиты, а отражены лишь отдельные признаки этих свойств. В этой связи в работе на основе анализа практики межгосударственных органов по защите прав и свобод человека предпринята попытка сформулировать определения эффективного и доступного внутригосударственного средства правовой защиты. Выводы автора опираются на анализ позиций универсальных и региональных межгосударственных органов по защите прав и свобод человека. Обо-
сновано, что у межгосударственных органов схожее понимание того, что является «эффективным», а что «доступным» национальным средством правовой защиты. На основе выявленных характеристик этих свойств сформулированы их определения. Отмечено, что государствам-участникам международных договоров в области прав и свобод человека в лице их органов власти следует уделять достаточно внимания изучению практики межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, в которой раскрывается суть свойств «эффективности» и «доступности» национальных средств правовой защиты исходя из предмета и обстоятельств конкретного дела.
Таким образом, можно заключить, что представленные на страницах журнала авторские концепции, гипотезы, выводы и предложения в достаточной степени аргументированы для того, чтобы внести достойный посильный вклад в процесс обогащения перечня эффективных механизмов обеспечения и контроля национального правопорядка, а также затрагивают различные аспекты его реализации с целью достижения современной демократической государственности РФ.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 г. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/.
2 Там же.
Information about the Author
Agnessa O. Inshakova, Doctor of Sciences (Jurisprudence), Professor, Head of Department of Civil and International Private Law, Volgograd State University, Base Department of the Southern Scientific Center of Russian Academy of Sciences, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected].
Информация об авторе
Агнесса Олеговна Иншакова, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского и международного частного права, Волгоградский государственный университет, базовая кафедра ЮНЦ РАН, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected].