Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА АРКТИКИ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Холодная наука
Область наук
Ключевые слова
Арктика / логистические схемы / логистическая доставка / доставка грузов / глобальные цепи поставок / управление цепями поставок / морская транспортная логистика / Северный морской путь. / Arctic / logistics schemes / logistics delivery / cargo delivery / global supply chains / supply chain management / maritime transport logistics / Northern Sea Route.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Изотов Антон Игоревич

Целью научной статьи является выявление перспективных направлений совершенствования глобальных цепей поставок, осуществляемых через Арктический регион. Проведена оценка текущего состояния Арктики, как региона для реализации логистических схем доставки грузов. Проанализированы актуальные проблемы логистической деятельности в Арктике, которые влияют на эффективность логистических схем доставки грузов и управление цепями поставок. Актуальность исследования обусловлена высокой практической ролью Арктического региона при обеспечении развития глобальных цепей поставок российских компаний, занимающихся посредничеством международных грузовых перевозок или сбытом готовой продукции на зарубежные рынки. Однако технологичное и инфраструктурное обеспечение Арктики не позволяет реализоваться его потенциалу. С учетом развития цифровых технологий в период современной научно-технической революции, формируются перспективы развития логистических схем доставки грузов и реализации потенциала Арктики через использование новейших разработок и инноваций. К тому же в современных реалиях Россия активно заинтересована в реализации крупнейшего инфраструктурного проекта морской транспортной логистикиСеверный морской путь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE LOGISTICS SCHEMES FOR CARGO DELIVERY AND REALIZATION OF THE ARCTIC POTENTIAL

The purpose of the scientific article is to identify promising areas for improving global supply chains carried out through the Arctic region. An assessment was made of the current state of the Arctic as a region for the implementation of logistics schemes for cargo delivery. The current problems of logistics activities in the Arctic, which affect the efficiency of logistics schemes for cargo delivery and supply chain management, are analyzed. The relevance of the study is due to the high practical role of the Arctic region in ensuring the development of global supply chains of Russian companies involved in the mediation of international freight transport or the sale of finished products to foreign markets. However, the technological and infrastructural support of the Arctic does not allow its potential to be realized. Taking into account the development of digital technologies during the period of the modern scientific and technological revolution, prospects are being formed for the development of logistics schemes for the delivery of goods and the realization of the potential of the Arctic through the use of the latest developments and innovations. In addition, in modern realities, Russia is actively interested in the implementation of the largest infrastructure project of maritime transport logistics the Northern Sea Route.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА АРКТИКИ»

УДК 338.47

Изотов Антон Игоревич

Специалист по логистике ООО «УВМ-Сталь», Россия, г. Екатеринбург, филиал в г. Санкт-Петербург

ЭФФЕКТИВНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА АРКТИКИ

Аннотация: Целью научной статьи является выявление перспективных направлений совершенствования глобальных цепей поставок, осуществляемых через Арктический регион. Проведена оценка текущего состояния Арктики, как региона для реализации логистических схем доставки грузов. Проанализированы актуальные проблемы логистической деятельности в Арктике, которые влияют на эффективность логистических схем доставки грузов и управление цепями поставок. Актуальность исследования обусловлена высокой практической ролью Арктического региона при обеспечении развития глобальных цепей поставок российских компаний, занимающихся посредничеством международных грузовых перевозок или сбытом готовой продукции на зарубежные рынки. Однако технологичное и инфраструктурное обеспечение Арктики не позволяет реализоваться его потенциалу. С учетом развития цифровых технологий в период современной научно-технической революции, формируются перспективы развития логистических схем доставки грузов и реализации потенциала Арктики через использование новейших разработок и инноваций. К тому же в современных реалиях Россия активно заинтересована в реализации крупнейшего инфраструктурного проекта морской транспортной логистики - Северный морской путь.

Ключевые слова: Арктика; логистические схемы; логистическая доставка; доставка грузов; глобальные цепи поставок; управление цепями поставок; морская транспортная логистика; Северный морской путь.

Izotov Anton

Logistics specialist at UVM-Steel LLC, Russian Federation, Ekaterinburg, branch in

Saint Petersburg

EFFECTIVE LOGISTICS SCHEMES FOR CARGO DELIVERY AND REALIZATION OF THE ARCTIC POTENTIAL

Abstract: The purpose of the scientific article is to identify promising areas for improving global supply chains carried out through the Arctic region. An assessment was made of the current state of the Arctic as a region for the implementation of logistics schemes for cargo delivery. The current problems of logistics activities in the Arctic, which affect the efficiency of logistics schemes for cargo delivery and supply

chain management, are analyzed. The relevance of the study is due to the high practical role of the Arctic region in ensuring the development of global supply chains of Russian companies involved in the mediation of international freight transport or the sale of finished products to foreign markets. However, the technological and infrastructural support of the Arctic does not allow its potential to be realized. Taking into account the development of digital technologies during the period of the modern scientific and technological revolution, prospects are being formed for the development of logistics schemes for the delivery of goods and the realization of the potential of the Arctic through the use of the latest developments and innovations. In addition, in modern realities, Russia is actively interested in the implementation of the largest infrastructure project of maritime transport logistics - the Northern Sea Route.

Keywords: Arctic; logistics schemes; logistics delivery; cargo delivery; global supply chains; supply chain management; maritime transport logistics; Northern Sea Route.

ВВЕДЕНИЕ

Арктическая зона России - суровая территория, обладающая географическими и природно-климатическими барьерами, препятствующих развитию субъектов хозяйствования, поскольку осуществление логистических цепей поставок затрудняется по естественным для этой территории причин. Ключевым направлением проблем экономической деятельности предприятий региона является транспортная логистика, поскольку цепи поставок при закупках товарно-материальных ценностей и реализации продукции характеризуются длительными транспортными маршрутными путями.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В 2022 г. многие международные цепи поставок, проходящие через Арктику, были нарушены, причиной чему принятие санкционных ограничений в отношении российских транспортно-логистических компаний. Несмотря на такие условия геополитической и политической неопределенности, важно развитие инфраструктурного обеспечения региона для обеспечения эффективных логистических схем доставки грузов. Примером является Северный морской путь, который и выступает основой развития Арктического региона, как территории, через которую могут реализовываться эффективные логистические схемы доставки грузов [1].

Схема функционирования Северного морского пути изображена на рис. 1, где видно участие северных морских портов России.

Рисунок 1. Северный морской путь [2]

Определяя перспективы развития Северного морского пути, стоит отметить следующие стимулирующие факторы:

- крупнейший транспортный парк ледоколов в мире, который позволяет прокладывать транспортные маршруты через ледники;

- к северным портам России подведены развитые железнодорожные пути, которые позволяют осуществлять мультимодальную логистику;

- рост объема внешней торговли между Россией и Китаем, которые используют данный способ, как альтернативный способ грузовой логистики;

- географическое расположение маршрута между рынками Китая и Европы;

- наличие соответствующих кадров и специалистов, обеспечивающих функционирование морских транспортных маршрутов.

Участие России в развитии Северного морского пути отражается через инвестиции в проекты, морскую логистику, судостроение, морские порты и т. д. Это установлено в рамках реализации федерального проекта «Развитие северного морского пути». На графике рис. 2 отражена динамика инвестиций России в развитие транспортного комплекса Северного морского пути, что

отражает важность логистики через Арктику для развития российской экономики и внешней торговли.

140 120 100 80 60 40 20 0

94,5 33,5

9,2 18,5 36,8

24,7

25,1 8,6 60,7 60,3 42,9 52,7 41,4

34,8

2019 2020 2021 2022 2023 2024 ■ Федеральный бюджет ■ Внебюджетные источники

2025

Рисунок 2. Динамика инвестиций в проект развития Северного морского пути

[3]

В результате можно заключить следующее, что основным источником инвестиций в развитие Северного морского пути является федеральный бюджет России. В 2025 г. планируется вложение 41,4 млрд руб. бюджетных средств, тогда как из внебюджетных источников, в том числе частного сектора, будут привлечены 24,7 млрд руб.

Однако все одно Северный морской путь не является главным транспортным коридором в международной морской транспортной логистике. На первом месте расположен Суэцкий канал, объемы глобальных цепей поставок через который составляют более, чем в 9 раз от максимальной загруженности транспортного коридора в Арктической зоне.

Ключевым барьером в увеличении масштабов морских перевозок грузов по Северному морскому пути является ограничение в парке ледоколов, из-за чего невозможно увеличить объемы морских перевозок груза. Даже с учетом того, что из-за глобального потепления количество дней в году, когда лед исчезает, вырастет до 200, все равно это не позволит сделать такую загрузку морского транспорта, как это происходит в Суэцком канале [4].

Кроме того, морские порты Северного морского пути в Арктических регионах России простаивают из-за того, что стоимость ледокольной проводки растет. Например, в сравнении с тем же Суэцким каналом, она составляет в 4 раза больше, что не создает данный способ морской логистики конкурентоспособным.

Вдобавок, определяются и другие проблемы в развитии морской транспортной логистики, которые негативно сказываются на инвестициях России в развитие Северного морского пути:

- активное перераспределение грузовых потоков и глобальных цепей поставок, что временно снизило надежность международных морских перевозок и увеличило стоимость транспортно-логистических и погрузочно-складских услуг на морских терминалах;

- увеличение сроков поставок, что обусловлено все тем же перераспределением грузовых потоков и влиянием геополитической нестабильности во всем мире, включая наложение санкций на Россию;

- отказ работы многих стран и компаний с морскими логистическими портами России, из-за чего товаропотоки сырьевых товаров нарушены, что привело к росту стоимости услуг, а соответственно, и к увеличению цены на поставляемые товары.

В связи с этим, тенденции проектирования устойчивых цепей поставок в Арктике, вероятнее всего, будут характеризоваться все более активным использованием новейших технологий (построение устойчивой сети связи, обеспечение навигации и т.д.) в комплексных транспортных системах, повышающих эффективность логистической деятельности (рис. 3).

Спутниковые системы

Обеспечение глобальной связи, навигации и позиционирования (ГЛОНАСС/GPS)

Сотовые сети

Обеспечение мобильной голосовой связи локального (регионального) уровня (GSM)

Интернет

Видеомониторинг. Уведомления. Мониторинг в режиме запросов о состоянии

Индивидуальные разовые индикаторы

Специальные наклейки-ярлыки разового использования для мониторинга соблюдения условий транспортировки

Бортовые приборы

Цифровой тахограф для контроля режимов труда и отдыха экипажа

Радиоэлектронные и оптические средства и технологии идентификации

Пассивные и активные радиометки (ЯРШ-технология) и устройства, предназначенные для их считывания и обработки информации

Рисунок 3. Основные технологии в управлении цепями поставок [5] Вышеперечисленные технологии цифровизации и информатизации систем управления цепями поставок формируют условия для развития процессов проектирования логистических схем доставки грузов, что повышает эффективность и качество логистики в Арктическом регионе. К тому же, важность внедрения новейших технологий связана с примерами успешной цифровизации логистики в других отраслях данной деятельности, которые демонстрируют успех данного решения в развитии логистических схем доставки грузов.

Важно также развивать железнодорожный комплекс к морским портам «Северного морского пути». По статистике, Дальневосточный федеральный округ и Сибирский федеральный округ имеют наименьший охват территории железными дорогами (рис. 4).

300

250

200

150

100

50

261

51

I

РФ

165 ■ 142

123 |

78 ■ 47

25 18 18

ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДВФО

Рисунок 4. Плотность железнодорожных путей по регионам России за 2022 г., в км путей на 10 000 квадратных км территории [6]

Поэтому одним из способов решения проблемы эффективной логистической схемы доставки грузов при реализации потенциала Арктики является строительство новых железных дорог, идущих к северным портам. В России сегодня функционирует 63 порта с мощностью 1,36 млрд тонн. Объем перевалки за 2023 г. составил 884 млн тонн. Поэтому для развития опорной сети морских портов России в Арктике планируется реализация свыше 30 мероприятий в 16 морских портах, что позволит увеличить их мощности почти на 232 млн тонн с 2025 по 2030 гг. Данную инициативу озвучивает Министр транспорта России Роман Старовойт [6].

Строительство железных дорог к северным портам не только способствует развитию северных регионов, но и открывает новые перспективы для экспорта и транспортировки различных товаров, включая важные ресурсы, такие как водород. Модернизация позволит улучшить перевозку как грузов, так и пассажиров, что особенно важно для отдаленных регионов. Замена шпал, ремонт пути и мостов позволят реализовать потенциал по улучшению условий транспортировки к северным морским портам. Такие инициативы имеют не только экономическое, но и геополитическое значение, укрепляя позиции России как важного игрока в Арктике и обеспечивая устойчивое развитие отдаленных территорий.

0

Также необходимо решение проблемы с инвестициями. Для этого необходимо систематически обсуждать экономические вопросы, а именно: нужно взаимодействие между правительством и бизнесом по вопросам расположения хабов, перевалочных узлов в Арктике. Отношения стоит фиксировать в виде концессионного соглашения, которая более привлекательна для инвесторов с точки зрения гарантий и возвратности, что позволяет привлечь больший объем инвестиций.

Для развития портовой инфраструктуры в Арктике необходимо решить проблему тарифов, необходима долгосрочная политика в данной сфере, поскольку ценовые скачки последних нескольких лет создали массу проблем операторам и перевозчикам и значительно ухудшили инвестиционный климат в регионе. Заместитель генерального директора Государственной корпорация по атомной энергетике «Росатом» В.В. Рукша считает, что часть проблем в сфере портового хозяйства будет преодолена естественным образом по мере развития Северного морского пути, поэтому в среднесрочной перспективе он предлагает направить основные усилия на обеспечение круглогодичной навигации по данному транспортному коридору [7].

ВЫВОДЫ

Таким образом, современная реализация потенциала Арктики должна происходить через развитие Северного морского пути, где важно строительство новых ледоколов (через развитие судостроительной промышленности России) и внедрение новейших технологий в организацию, реализацию и управление глобальными цепями поставок доставки грузов в Арктическом регионе. Важность совершенствования логистических схем доставки грузов при реализации потенциала Арктики связана с необходимостью обеспечения устойчивости транспортно-логистической системы экономики России, которая потерпела кардинальные изменения, связанные с принятием санкционных ограничений странами Запада в 2022-2024 гг. Развитие Северного морского пути является одной из приоритетных стратегий и инициатив российского

правительства, обеспечивающего повышение экономической безопасности транспортно-логистической отрасли России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Непроходимые льды: СМП теряет шансы превратиться в новый Суэцкий канал. URL: https://www.dp.rU/a/2023/03/15/Pokazatel_stabilnosti (дата обращения: 2.04.2024).

2. Журавель В.П., Назаров В.П. Северный морской путь: настоящее и будущее // Вестник МГОУ. 2020. №2. С. 140-158.

3. Щеголева Т.В., Жердев С.С. Логистические принципы развития бизнес-процессов высокотехнологичных предприятий в условиях цифровой трансформации // Цифровая и отраслевая экономика. 2022. № 1 (26). С. 40-48.

4. Болоцкова А.А., Толстихин В.В. Северный морской путь, как объект привлечения инвестиций // В сборнике: Региональные проблемы развития Дальнего Востока России и Арктики. Петропавловск-Камчатский, 2023. С. 155162.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. Росстат. URL: https://rosstat.gov. ra/storage/mediabank/Region_Pokaz_2023. pdf (дата обращения: 10.04.2024).

6. Мощность морских портов РФ к 2030 году планируется увеличить более чем на 230 млн.тонн. URL:

https: //www. korabel. ru/news/comments/moschnost_morskih_portov_rf_k_2030_god u_planiruetsya_uvelichit_bolee_chem_na_230_mln_tonn.html (дата обращения: 11.06.2024).

7. Развитие инфраструктуры северных портов. URL: https://russian-arctic.info/info/articles/redaktsionnye-stati/razvitie-infrastruktury-severnykh-portov-/ (дата обращения: 11.04.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.