Научная статья на тему 'Эффективные конкурентные стратегии: новая конкурентная стратегия на основе инновационного превосходства'

Эффективные конкурентные стратегии: новая конкурентная стратегия на основе инновационного превосходства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ / ЦЕПОЧКА ЦЕННОСТЕЙ ТОВАРА / ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА / ИННОВАЦИИ / СИНТЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елизарьева Мария Сергеевна

В статье анализируются конкурентные стратегии и их эффективность. Сформулирована новая синтетическая конкурентная стратегия на основе инновационного превосходства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективные конкурентные стратегии: новая конкурентная стратегия на основе инновационного превосходства»

Эффективные конкурентные стратегии: новая конкурентная стратегия на основе инновационного превосходства Елизарьева М. С.

Елизарьева Мария Сергеевна /Elizar'eva Магуа Sergeevna - студент, кафедра бизнес-информатики, институт управления бизнес-процессами и экономики, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: в статье анализируются конкурентные стратегии и их эффективность. Сформулирована новая синтетическая конкурентная стратегия на основе инновационного превосходства.

Ключевые слова: конкурентные стратегии, цепочка ценностей товара, школы менеджмента, инновации, синтетическая стратегия, инновационное управление.

Каждая организация, по мнению П. Друкера, действует на основе «своей теории бизнеса», выбирая ту или иную стратегию развития как способ реализации теории бизнеса в практической деятельности. В данном случае речь идет о концепции стратегического управления, предметом которой является выявление источников конкурентных преимуществ и эффективных механизмов их достижения для выживания организации в условиях постоянно изменяющейся среды бизнеса [1, с. 6]. Теория стратегического управления сейчас активно развивается и требует совершенствования, т.к. в связи с усложнением внешней среды многие методы являются не достаточно эффективными, применяемые в одиночку. Это всё требует изменения подходов и понимания того, как формировать стратегию. Вопрос, который остается актуальным: какая стратегия будет наиболее эффективна для тех или иных условий?

Данному вопросу уделяют своё внимание многие авторы. Рассмотрим модель компании, предложенную Майклом Портером в 1985 году, - цепочку создания ценности товара [2]. Согласно данной теории, покупатель платит запрашиваемую цену только потому, что товар обладает некоторой ценностью, которая, в свою очередь, является совокупностью затрат и издержек входящих в производство видов деятельности.

На сегодняшний день данная теория представляет большую ценность, однако рассмотрение конкурентной стратегии исключительно с данных позиций не вполне решает задачи формирования эффективной конкурентной стратегии, поскольку цепочка ценностей - это управление затратами. Если ранее данная модель позволяла выиграть в конкурентной борьбе, то в современных условиях она не даёт того преимущества, которое предоставляла ранее. С помощью данной модели компания может только «находиться на плаву», т.к. на данный момент лидерства модель Портера не гарантирует. Необходимо, чтобы товар был качественным и востребованным. Модель требует расширения и развития.

Г. Минтцберг посвятил вопросу формирования стратегии исследование, в котором выделил десять школ, которые предлагают различные подходы к формированию наиболее актуальной стратегии в зависимости от особенностей и внешней среды [3]: школа дизайна (формирование стратегии как процесс осмысления); школа планирования (формирование стратегии как формальный процесс) и так далее.

В разное время разработки каждой из школ были высоко востребованными, но сложность современных условий требует комбинации подходов. Проанализировав модель М. Портера и Г. Минтцберга, был сделан вывод, что наиболее востребованным сегодня является формирование стратегического управления на основе понимания цепочки ценности потребителя: она должна быть положена в основу стратегии, быть основным ориентиром, а рекомендации школ должны вносить свой вклад в предоставление ценности потребителю.

Очень важно, чтобы цепочка ценностей своевременно анализировалась (за это отвечает школа позиционирования), планировалась и модернизировалась (здесь могут быть применены рекомендации школы планирования). Необходимо, чтобы люди, участвующие в процессе создания товара, вовлекались в процессы совершенствования цепочки ценностей (школа культуры, школа власти). Т.к. далее речь пойдёт о совокупности или синтезе модели М. Портера и школ по Г. Минтцбергу, назовём данный подход синтетической стратегией.

Однако, в современных условиях ужесточения конкуренции и изменения внешней среды, есть ещё один фактор, который имеет весомое влияние на конкурентное преимущество - инновации. Инновации не встречаются ни в модели М. Портера, ни в школах по Г. Минтцбергу, и в новую конкурентную стратегию следует включить инновационную стратегию.

Инновации являются одним из самых важных источников конкурентных преимуществ. Управление инновационной деятельностью предприятия включает в себя адаптацию и развитие инноваций: формирование, отбор и внедрение инноваций. Цели инновационного управления напрямую зависят от стратегического планирования, разработанном в предприятии.

Инновации на данный момент имеют наибольшее влияние на маркетинговые и конкурентные стратегии предприятия. Синтетическая стратегия, которая включает в себя цепочку ценностей потребителя, рекомендации школ по Г. Минтцбергу, а также управление на основе передовых достижений и инновационного развития - это и есть основа формирования новой синтетической конкурентной стратегии.

Синтетическая конкурентная стратегия эффективно использует стратегические подходы и органично включает в себя инновационное развитие. Конкретно цепочка ценностей в данной стратегии позволяет выделяет выделить те области, на которых компания может сосредоточиться. Если М. Портер строил матрицу всего из 5 стратегий, то в новой синтетической конкурентной стратегии есть некая область, в которой формируются узлы конкурентного превосходства, которые аналогичны компетенциям компании.

Важнейшим компонентом любого инновационного процесса являются области инновационного превосходства. Вопрос, который стал перед нами: где могут быть области инновационного превосходства?

Идентификация областей конкурентного превосходства в инновационных моделях является главным инструментом новой конкурентной стратегии.

Области инновационного превосходства можно выделить в рассмотренных нами концепциях. В школах стратегического менеджмента по Г. Митцбергу, могут быть выявлены зоны, где может быть инновационное превосходство. Так, школа обучения предусматривает, что процесс создания стратегии свой вклад может внести практически любой приобщенный к данной организации и нужной информации человек [3]. Школа внешней среды выдвигает следующие представление о формировании стратегии: наряду с руководством и организацией, основной силой стратегического процесса является внешнее окружение [3]. При более детальном рассмотрении каждой школы в индивидуальном порядке, можно выявить достаточно внушительное количество преимуществ, в которых скрывается область инновационного превосходства. Если мы рассматриваем цепочку ценностей компании, область инновационного превосходства может быть по основным видам деятельности.

Компания должна индивидуально найти именно свою область инновационного превосходства. Более эффективный поиск для конкретной компании может быть обеспечен моделью инновационного процесса, к которой эта компания привязана. Компания, у которой область инновационного превосходства идентифицирует новые рыночные потребности, превращает их в идею нового продукта, область инновационного превосходства данной компании связана с развитием персонала, генерацией идей, а также может быть актуальна школа обучения по Г. Митцбергу.

43

Таким образом, школы, которые приносили результат раньше при прямом использовании в стратегии, на сегодняшний день могут быть эффективны только в совокупности с моделями инновационного процесса.

Данный анализ может быть положен в основу новой конкурентной стратегии, основой которой будут уже разработанные концепции и ключевой элемент долгосрочного конкурентного преимущества - инновация.

Литература

1. Акмаева Р. И. Стратегический менеджмент. Учебное пособие.

2. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. ШКОЛЫ СТРАТЕГИЙ. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента.

3. Лаврентьева А. В., Стародубцева О. А. Цепочка ценностей как инструмент стратегического анализа для сокращения затрат на освоение и производство инновационной продукции // Журнал «Инновационный вестник». Регион. 80с. Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=939507.

Управление конфликтами стейкхолдеров проекта: HR подход

1 2 Глухова А. В. , Епихина Е. В.

1Глухова Анжелика Владимировна / Glukhova Anzhelika Vladimirovna - студент магистратуры;

2Епихина Екатерина Викторовна / Epikhina Ekaterina Victorovna - студент магистратуры, кафедра проектного менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: статья направлена на изучение опыта управления конфликтами заинтересованных сторон и разработку нового подхода в рамках решения данной проблемы. Рассматриваются этапы развития теории заинтересованных сторон, природа и сущность конфликта, раскрывается сущность HR-подхода. Ключевые слова: заинтересованные стороны, стейкхолдеры, конфликт, управление конфликтом, HR-подход.

На сегодняшний день становится все более очевидно, что проектный подход в управлении набирает все большую популярность, выходя за рамки узкой специализации на совершенно новый уровень. Управление проектами стало не просто изолированной дисциплиной, а мировым трендом. В связи с этим возникает вопрос, о повышении эффективности и успеха реализации проектов в разных областях.

Не секрет, что на успешность проекта оказывают влияние различного рода факторы, среди которых присутствуют: поддержка со стороны топ-менеджмента, вовлеченность клиента, выстроенные коммуникации, эмоциональные и межличностные отношение внутри команды проекта и за её пределами и т.д. Иначе говоря, значительное влияние на проект оказывают факторы, связанные с отношениями между людьми, так или иначе участвующими в проекте и заинтересованными в его реализации. Именно поэтому в условиях современной экономики, в процессе реализации проекта, важно систематически выявлять на интересы заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Такой подход позволяет менеджерам проекта принимать верные решения в условиях неопределенности, которые основаны на общей оценке информации из разных источников и поддержке других участников бизнеса. Также, понижение заинтересованности и недовольство стейкхолдеров плохо отражается на финансировании проекта, его временных рамках, эффективности управления командой и т.д. Кто же такие, стейкхоолдеры проекта?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.