Научная статья на тему 'Эффективностная оценка внедрения информационной системы управления в производство'

Эффективностная оценка внедрения информационной системы управления в производство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / КИС / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / АИТУ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ИСУ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионов А. В., Любавских К. Г.

Приведено рассмотрение критериев и методов оценки эффективности внедрения информационных систем в процесс управления предприятием, сформулированы причины необходимости использования автоматизированных информационных технологий управления, а также обозначены некоторые риски, связанные с эффективностью разработки и реализации корпоративных информационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективностная оценка внедрения информационной системы управления в производство»

ЭФФЕКТИВНОСТНАЯ ОЦЕНКА ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВО

© Родионов А.В.1, Любавских К.Г.1

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец

Приведено рассмотрение критериев и методов оценки эффективности внедрения информационных систем в процесс управления предприятием, сформулированы причины необходимости использования автоматизированных информационных технологий управления, а также обозначены некоторые риски, связанные с эффективностью разработки и реализации корпоративных информационных систем.

Ключевые слова эффективность, оценка эффективности, корпоративные информационные системы, КИС, автоматизированные информационные технологии управления, АИТУ, информационные системы управления, ИСУ, предприятие.

Для эффективного функционирования любого современного предприятия необходима столь же эффективная реализация его организационной структуры, которая очень сложна и многопланова, т.к. состоит из тесно связанных и зависящих друг от друга подструктур, таких как структура производственного управления, кадровая, маркетинговая, информационная структуры. Их взаимосвязь представлена на многих уровнях, благодаря чему и создается организационная структура предприятия. Одним из важнейших факторов реализации организационной структуры предприятия является создание качественной информационной системы, эффективностная оценка внедрения которой крайне важна по многим, в первую очередь экономическим, причинам.

Объемы постоянно изменяющихся данных и сведений, проходящих через руки современного руководителя предприятия или организации, поистине исполинские, поэтому зачастую с информацией становится невозможно работать не просто без применения техники, но и без использования целых прикладных систем, обеспечивающих эффективизацию управления информацией. В крупных предприятиях с большими оборотами продукции и соответствующим штатом сотрудников существует необходимость учёта и контроля больших объёмов данных, а также остра необходимость обеспечения доступа к ним, часто единовременного, многим сотрудникам. Отсюда и возникает потребность во внедрении автоматизированных систем сбора, обработки и хранения данных, существенно облегчающих работу с информацией.

Создавать подобные системы позволяет распространение широкого спектра производимых компьютерных систем, благодаря которым совре-

1 Студент Института математики, естествознания и техники.

менные предприятия существенно уменьшили степень вовлеченности человека в работу с информацией. На современном информационном рынке представлено обилие программ, являющихся компонентами программного обеспечения и позволяющих вести сбор, регистрацию и обобщение информации в электронном виде, регламентировать и регулировать движение документов на предприятии, проводить прогнозирование, систематизировать ведущие к разработке специфических стратегий решения, предпринимаемые руководством, и многое другое [1]. Управленческие системы в большинстве своём представляют собой системы с различными потоками информации (документы, запросы), находящимися в ведении автоматизированных информационных технологий управления и функционирующих внутри предприятия или фирмы, а также исходящими или приходящими извне [2].

В связи со скоротечным развитием информационной среды в последние годы не только уровень окружающего нас информационного шума возрос до невиданных ранее пределов, но также и резко возросли объемы данных, циркулирующие в информационных системах предприятий, и, как следствие, повысились требования к качеству АИТУ и эффективности функционирования ИСУ [3]. Посему наблюдение за тенденциями развития автоматизированных информационных технологий управления на современном информационном рынке является важным фактором эффективного внедрения предприятием информационной системы управления. В свете повсеместного использования корпоративных информационных систем в управлении разнопрофильных предприятий, а также в виду существования различных классов КИС, в том числе и управленческих, современный рынок корпоративных информационных систем стремительно развивается [4], и предоставляет широкий выбор продукции от различных производителей.

Создание и внедрение информационных систем управления отождествлено с различными видами денежных расходов, в числе которых единовременные (на непосредственную разработку), эксплуатационные и затраты на труд (на внедрение и поддержание работоспособности). Вкладчик капитала, решая, будет ли проект внедрения разумным с экономической точки зрения и окупится ли он в дальнейшем, зачастую обращается к расчетам эффективности готовящихся к проведению мероприятий [5]. В нынешних условиях руководителям фирм и организаций необходимо уметь предвидеть риски и дальнейшее развитие ситуации и быть готовым к смене стратегий для оперативной адаптации к меняющимся условиям.

Помимо экономического аспекта внедрения ИСУ на предприятии важной также остаётся задача правильного построения структуры информационной системы для облегчения отыскания необходимых данных, разделения информации по частоте использования и прочих целей. Следует отметить, что оптимальный выбор реализации управленческой ИС обеспечит не только необходимую защиту информации, её доступность и лёгкость в исполь-

зовании, но также позволит сэкономить инвестиции в реализацию проекта ввиду многообразия технических способов создания ИС и их различных себестоимостей. Посему рассмотрим основные способы реализации управленческой информационной системы на предприятии:

- комбинация централизованной обработки данных с централизованным управлением объектами производства (традиционная автоматизированная система управления);

- комбинация централизованной обработки данных с децентрализованным управлением (распределенная работа независимых управленческих систем с вычислительным центром коллективного пользования);

- комбинация распределенной обработки данных и централизованного управления;

- комбинация распределенной обработки данных и децентрализованного (распределенного) управления [6].

Оценить потенциальный эффект от реализации ИСУ крайне проблематично. Для этого существуют различные методы, методики и прочие концептуальные подходы прогнозной оценки эффективности внедрения информационных систем управления, основывающиеся на разработке совокупностей показателей отдельно рассматриваемых бизнес-процессов или прочих критериев. Применение подобных методик направлено на понижение затрат на автоматизацию ИС предприятия ещё на предварительном этапе разработки проекта, либо же на повышение эффективности действующей информационной системы. На практике же множество из этих теоретических способов неудобны, сложны и неэффективны, также варьируется степень их объективности и стоимость реализации.

Дополнительную сложность привносит то, что выбор метода не всегда очевиден, так как не всегда понятно, какая из эффективностей (организационная, экономическая и т.п.) является первостепенно важной в реализации проекта [7]. Каждая из рассмотренных выше форм организации ИС способна оказывать свои эффекты, значимость которых может быть субъективной для разных пользователей в различных ситуациях. В общем случае значимость эффекта, оказываемого внедрением информационной системы управления, напрямую зависит от различных проявлений её относительной эффективности:

- технологическая эффективность (увеличение производительности труда относительно прошлых показателей);

- функциональная эффективность (увеличение управляемости, улучшение структурной организационной оптимизации относительно прошлых показателей);

- социальная эффективность (повышение уровня обслуживания клиентов и улучшение трудовых условий работников относительно прошлых показателей);

- производительная эффективность (повышение качества производимых информационных услуг и расширение их перечня) и т.п.

Отдельного рассмотрения заслуживают сами эффекты от внедрения ИСУ в организационную структуру предприятия, а также критерии оценки её эффективности. Экономический эффект заключается в экономии различных ресурсов (материальных, временных, трудовых) и, как следствие, является катализатором увеличения производительности и первопричиной технологического эффекта, величина которого рассчитывается через соотношение трудовых производительностей до и после внедрения ИСУ [8]. Социальный эффект стоит особняком, т.к. не имеет стоимостного эквивалента и направлен на удовлетворение потребностей пользователей ИСУ (формирование компетенций, улучшение трудовых условий). В качестве критериев эффективностной оценки можно выделить действенность (способность ИСУ эффективно выполнять возложенные на неё функции), экономичность, качество (отказоустойчивость, масштабируемость, функциональность, надёжность, интуитивная понятность интерфейса), производительность и т.п.

Что же касается затратности, которая и является первоочередным критерием эффективностной оценки внедрения автоматизированных технологий управления, следует отметить, что не только разработка и внедрение ИСУ требуют денежных вложений. Весь жизненный цикл системы сопровождается регулярными вливаниями капитала, следовательно её эксплуатация и техническая поддержка также отождествляются с затратами (рис. 1) [9].

Рис. 1. Соотношение эффекта и затрат использования ИСУ в течение её жизненного цикла

Как показано на рис. 1, экономической эффективностью реализации ИСУ будет являться разница между совокупными доходами и совокупной стоимостью владения (TCO) в течение жизненного цикла ИСУ [10]. Если

I h

качество производимой предприятием продукции повышается, активы используются более рационально, а операционные расходы снижаются, то внедрение можно назвать успешным [11]. Однако оценить совокупный доход антефактум можно только с помощью прогнозной оценки бизнес-процессов предприятия, либо основываясь на опыте реализации схожих ИСУ на схожих предприятиях.

Совокупная стоимость владения рассчитывается как сумма всех (прямых и косвенных) затрат (рис. 1):

TCO = П3 + К3,

где Пз - прямые затраты; Кз - косвенные.

Далее, согласно методике расчета окупаемости инвестиций, можно найти коэффициент их возврата в инфраструктуру предприятия (ROI):

Э У3 Э ROI = Э =

И TCO

где ТСО - совокупная стоимость владения ИСУ; Э - эффект от реализации; И - инвестиции в реализацию ИСУ

Определение чистой приведенной стоимости (NPV) поможет рассчитать текущую стоимость будущих денежных потоков ИСУ с учетом дисконтирования:

NPV = УN -^L-И0,

где И0 - начальные инвестиции в ИСУ;

CF¡ - чистый денежный поток i-го периода; r - ставка дисконтирования.

ИСУ, как и любой другой актив предприятия, должна приносить денежную отдачу. Целесообразность реализации управленческой ИС в рамках предприятия можно оценить исходя их ставки альтернативной доходности:

K = СдСдлт,

где К - коэффициент превышения ставки доходности ИСУ над ставкой альтернативной доходности;

Сд - ставка доходности ИСУ;

Сдальт. - ставка альтернативной доходности.

Помимо вышеприведенных существует ещё множество методов эффек-тивностной оценки внедрения управленческих информационных систем и

их формульных интерпретаций, которые, в большинстве своём объединены схожим методологическим подходом: проводится систематическая оценка статистических результатов внедрения за счёт сопоставления состояний до и после реализации ИСУ

Для большей наглядности проиллюстрируем (рис. 2) экономический эффект от внедрения информационной системы управления в производственный процесс в общем случае. На рис. 2 пунктиром обозначена финансово-временная характеристика производства до внедрения управленческой информационной системы в организационную структуру предприятия, сплошной линией - после. Можно заметить, что после реализации ИСУ распределение финансовых потоков на предприятии приняло иной вид, увеличились как расходы, которые пошли на разработку и внедрение ИСУ (отсюда и смещение начальной точки графика), так и доходы за счёт повышения качества производимых товаров / услуг, сроки изготовления которых уменьшились из-за ускорения производства. Но это лишь идеальная модель перераспределения финансовых потоков и ценна она лишь своей наглядностью.

Рис. 2. Экономический эффект от внедрения ИСУ в производство

Современные информационные технологии не только кардинально изменили формы взаимодействия человека и информации, они также оказали существенное влияние на промышленную сферу, изменив эффективность производства, качество производимых товаров и услуг, характер конкуренции. Ведь именно информация зачастую является первостепенно важным производственным ресурсом, а её обработка и распределение стимулирует эффективизацию производства. Внедрение управленческих информационных систем в производство зачастую повышает качество предоставляемых товаров и услуг, увеличивая производительность и эффективность труда.

Они помогают предприятиям сформировать клиентскую базу и увеличить конкурентоспособность благодаря изменению многих составляющих производства (затрат, качества, себестоимости производимой продукции и т.п.)

Однако, при разработке и последующем внедрении ИСУ следует помнить и о затратах на саму реализацию проекта, во время планирования которой в первую очередь необходимо провести систематическую оценку показателей бизнес-процессов и просчитать потенциальную эффективност-ную характеристику влияния внедряемой ИСУ Зачастую внедрение новых информационных технологий не приносит желаемых финансовых результатов, поэтому для оценки внедрение информационных систем управления необходимо учитывать не только прямые показатели эффективности, а деятельность предприятий должна рассматриваться комплексно.

Список литературы:

1. Когаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем. - М.: ДМК Пресс; Компания АйТи, 2003. - 288 с.

2. Первозванский А.А. Курс теории автоматического управления. - М.: Наука, 1986. - 616 с.

3. Устинова Г.М. Информационные технологии менеджмента. - СПб.: ДиаСофтЮП, 2000. - 359 с.

4. Решетникова А.Н., Домнина Е.Г. Эффективность внедрения информационных систем в библиотеки // Молодой ученый. - 2013. - № 6. - С. 411-412.

5. Марков М. Технология и эффективность социального управления. -М.: Прогресс, 1982. - 267 с.

6. Когаловский М.Р. Энциклопедия технологий баз данных. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 800 с.

7. Васильева Е.В., Данилова О.М., Лобанова Н.М. Оценка эффективности информационных технологий / информационных систем: учеб. пособие. -М.: ГУУ 2006. - 164 с.

8. Почкин П.Ф. Методические вопросы сводной оценки эффективности общественного производства // Проблемы методологии планирования и измерения эффективности производства. - М., 1975. - С. 92-102.

9. Липаев В.В., Потапов А.И. Оценка затрат на разработку программных средств. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 156 с.

10. Gupta J.N.D., Sharma S., Rashid M.A. Handbook of Research on Enterprise Systems. - Farmington Hills: Gale Group, 2009. - 460 p.

11. Питеркин С.В., Оладов Н.А., Исаев Д.В. «Точно вовремя» для России. Практика применения ERP-систем. - М.: Альпина Паблишер, 2003. -368 с.

12. Прокуратова О.Н., Жук Л.В. Лекции по математическому программированию и теории игр: учеб. пособие. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011. -123 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.