Научная статья на тему 'Экономические механизмы развития информационной инфраструктуры предприятия'

Экономические механизмы развития информационной инфраструктуры предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПОКАЗАТЕЛЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ОПТИМИЗАЦИЯ / АЛГОРИТМ / MECHANISM / INFORMATION INFRASTRUCTURE / THE INDEX / AN INVESTMENT PROJECT / THE OPTIMIZATION OF THE ALGORITHM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломакин М. И.

В статье рассматриваются экономические механизмы развития информационной инфраструктуры предприятия, анализируются основные подходы для определения стоимостных показателей информационной инфраструктуры, дается общая постановка задачи формирования инвестиционной программы ее развития и алгоритм решения данной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC MECHANISMS OF ENTERPRISE INFORMATION INFRASTRUCTURE

Examines the economic mechanisms of development of enterprise information infrastructure, analyzes the main approaches to determine the cost indicators information infrastructure, given the general problem of the formation of the investment program of development and an algorithm for solving this problem.

Текст научной работы на тему «Экономические механизмы развития информационной инфраструктуры предприятия»

тия экономики, заключающегося в существенном сокращении сроков каждого из этапов жизненного цикла создаваемой продукции при возрастании ее сложности и требований по качеству. Одним из путей разрешение данного противоречия является опережающая разработка нескольких вариантов создаваемой продукции. Предприятие вынуждено практически одновременного реализовывать определенное число проектов создаваемой продукции с целью достижения конкурентоспособности на рынке при различных ситуациях. Многовариантность реализуемых проектов отражается и на характере принятия управленческих решений. Прежде всего это относится к динамике изменения приоритетов тех или иных разработок, определяемых и как собственно достигнутыми успехами в реализации соответствующих проектах, а также условиями возникающими на потребительских рынка. Изменение приоритетности и наличие много вариантности реализации проектов создаваемой продукции существенно усложняет процедуры принятия управленческих решений и предъявляет особые требования к информационному обеспечению принятия тех или иных решений.

Динамизм изменения условий реализации этапов жизненного цикла создаваемых изделий предопределяет ситуационный характер процедур принятия управленческих решений, что является важной особенность современного этапа управления. При этом важно подчеркнуть масштабность применения ситуационных подходов к реализации процедур принятия решений. Основной отличительной особенностью ситуационного характера управления является возможность существенного отклонения курса управленческой деятельности от заранее запланированного в зависимости от возникшей или прогнозируемой ситуации. Такая особенность предъявляет повышенные требования как к объему и содержанию необходимой информации, так и к ее достоверности. Следует подчеркнуть, что в отличии от традиционных подходов к управлению, при которых объем информации необходимый для принятия решений был достаточно стабилен, в случае ситуационного характера управления состав и содержание предъявляемой информации может изменяться в достаточно широком диапазоне в зависимости от складывающейся ситуации.

Анализ данных особенностей показывает, что без соответствующего информационного обеспечения существенно повысить уровень эффективности управленческой деятельности в современных условиях невозможно.

Чаще всего для формирования информационного обеспечения управленческой деятельности на этапах жизненного цикла изделий и проектов проводят интеграцию информационного обеспечения отдельных автоматизированных систем. Применительно к реализации РЬМ-технологий такая интеграция затрагивает, прежде всего, конструкторские и технологические САПР. Поэтому большинство поставщиков программного обеспечения основное внимание уделяют осуществлению интеграции информационного обеспечения именно таких систем. Тем не менее, интеграционный процесс должен затрагивать информационное обеспечение всех систем, обеспечивающих реализацию этапов жизненного цикла создаваемой продукции, в том числе и информационное обеспечение различных офисных приложений (текстовой документации на создаваемое изделие), которое несет значительную семантическую нагрузку при выработке тех или иных управленческих решений.

Одним из наиболее перспективных направлений реализации интеграционного процесса создания информационного обеспечения управленческой деятельности является разработка автоматизированных систем мониторинга состояния процессов реализации этапов жизненного цикла изделий и проектов в интересах информационной поддержки управленческих решений.

Автоматизированная система мониторинга состояния процессов реализации этапов жизненного цикла изделий и проектов промышленного предприятия представляет собой комплекс методических, информационных, программных и технических средств, направленных на поддержку и повышение эффективности процессов принятия управленческих решений на всех этапах жизненного цикла изделий и проектов.

Литература:

1. Алексеева Н.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: ФФинансы и статистика, 19997. -248с.

2. Андреева И.А. Состояние рынка электронной деловой информации // Информационные ресурсы России. - 1996. - №3. -С.10-12

3. Багриновский К.А., Хрусталев Е.Ю. Новые информационные технологии, М.: ЭКО.1996.-178с.

4. Горенбургов М.А. Основы информатизации предпринима-тельства.-СПб.: Изд=во СПб УЭФ, 1995.-155с.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ломакин М.И., д.э.н., профессор

В статье рассматриваются экономические механизмы развития информационной инфраструктуры предприятия, анализируются основные подходы для определения стоимостных показателей информационной инфраструктуры, дается общая постановка задачи формирования инвестиционной программы ее развития и алгоритм решения данной задачи.

Ключевые слова: механизм, информационная инфраструктура, показатель, инвестиционный проект, оптимизация, алгоритм.

ECONOMIC MECHANISMS OF ENTERPRISE INFORMATION INFRASTRUCTURE

Lomakin M., PhD, Professor

Examines the economic mechanisms of development of enterprise information infrastructure, analyzes the main approaches to determine the cost indicators information infrastructure, given the general problem of the formation of the investment program of development and an algorithm for solving this problem.

Keywords: mechanism, information infrastructure, the index, an investment project, the optimization of the algorithm.

Важность экономического обоснования развития информационной инфраструктуры предприятия (ИИП) объясняется, прежде всего, высокой стоимостью ее внедрения, эксплуатации и обслуживания. Так, по сведениям GartnerGroup [3], годовые затраты на внедрение и эксплуатацию современных информационных систем (ИС) выросли за последние несколько лет втрое;за год каждый корпоративный компьютер прямо или косвенно «съедает» более 10 тыс. долл.; для 55% американских фирм бюджет на ИС превышает полученную прибыль.

По разным оценкам, расходы лишь на внедрение ИИП могут составлять миллионы и десятки миллионов долларов. Это требует пересмотра сложившихся экономических механизмовразвития ИИП. В недавнем прошлом наиболее популярным стал критерий достаточности размера затрат на ИИП. Применительно к западным компаниям в экономической практике получили распространение следующие показатели [2]:

- показатель информационных затрат как доли от оборота компании (0,9-3,4% в зависимости от размера и динамичности компании);

- показатель доли информационных затрат на одного работающего (1600-3900 долл. на чел.).

Аналогичные показатели для российских компаний несколько ниже (0,6-1,5% и 200-1000 долл. соответственно) и существенно дифференцируются по отраслям. Данный подход сложился во времена, когда ИИП занимала подчиненное и вспомогательное место в инфраструктуре предприятия и финансировались по остаточному принципу, а информационное (информационно-вычислительное, компьютерное, ИТ-подразделение) подразделение (лаборатория, отдел, управление, департамент) рассматривалось как подразделение, не приносящее прибыли.

Однако значительный рост эффективности предприятий, наиболее активно использующих достижениями современных информационных технологий (ИТ), показал, что вложения в ИИП могут существенно повысить конкурентоспособность и прибыльность предприятия в целом.

Согласно статистике [6], приведенной APICS (AmericanProductionandInventoryControlSociety, Американское общество по управлению производственными запасами), внедрение современной ERP-системы может обеспечить ряд положительных эффектов (см. таблицу 1), тем не менее, внедрение ИТ на многих предприятиях оказалось неэффективным, в частности, в США [3] как минимум, четверть затрат не создают ничего: ни добавочной стоимости, ни новых рабочих мест.

Таблица 1. Результативность внедрения ERP-системы (по данным APICS)

Показатель В среднем

Уменьшение страховых запасов (уровня неснижаемых остатков на складах) - 40%

Уменьшение складских площадей - 25%

Увеличение поставок точно в срок + 80%

Снижение задержек с отгрузкой готовой продукции - 45%

Более точный учет затрат + 30%

Уменьшение сроков закрытия учетного периода - 500% (в пять раз)

Увеличение оборачиваемости средств в расчетах + 30%

Уменьшение затрат на административноуправленческий аппарат - 30%

Устранение ручной подготовки и сопровождения документов + 90%

Сокращение непроизводственных затрат - 50%

Сокращение производственного цикла - 50%

Сокращение цикла разработки новых продуктов - 50%

Сокращение времени составления бюджета - 70%

Это обусловливает необходимость рассмотрения внедрения, эксплуатации и обслуживания ИИП как полноценных инвестиционных проектов и сопоставления соответствующих затрат и доходов предприятия.

Для определения суммарных затрат на ИИП был разработан и в настоящее время является практически общепринятым подход, основанный на оценке суммарной стоимости владения ИИП на всем протяжении ее жизненного цикла (ТСО - totalcostofownership - суммарная стоимость владения, ССВ).

Для оценки ССВ вначале определяются значения следующих параметров:

- количество ПК в организации;

- количество пользователей в организации;

- средняя зарплата пользователя.

Упрощенная система оценки ССВ включает в себя следующие составляющие затрат[3]:

а) прямые затраты- общие затраты на заработную плату, закупки оборудования и программного обеспечения, сумма начисляемой амортизации на основные фонды, относящиеся к ИИП;

б) непрямые затраты - как правило, используются усредненные показатели по отрасли.

В таблице 2 приведен типовой пример расчета совокупной стоимости владения персональным компьютером, в котором соблюдены принятые на практике пропорции между отдельными видами затрат [1]. Однако для более полного расчета ССВ ИИП необходимо использование специализированного программного обеспечения. Для подсчета затрат, необходимых для перехода на новые технологии, стоимости владения и возврата инвестиций компания Microsoft разработала программный продукт Desktop TCO&ROI Advisor. Среди фирм, имеющих программы подсчета ССВ и возврата инвестиций, наиболее известными являются фирмы GartnerGroup, Intel, IBM, Symantec и др.

Однако все эти программные средства учитывают весьма специализированные компоненты общей ИИП. На сегодняшний день наиболее полным продуктом, позволяющим комплексно учесть все затраты, составляющее ССВ, является TCO ManagerGartnerGroup.

Для российских предприятий, как показывают исследования величин ССВ [3], соотношение затрат на внедрение ИИП и ее эксплуатацию в среднем таково:

- капитальные вложения на внедрение ИИП (приобретение оборудования, программного обеспечения и т.п.) - 60%;

- суммарные затраты на эксплуатацию (в среднем период эксплуатации составляет 10 лет) - 40%, в т.ч.:обслуживание (оплата труда персонала, консультантов, техническая поддержка и т.д.) - 14,5%;простои производства по причине технических сбоев ИТ (отказ в работе оборудования, ошибки операторов и т.п.) - 2,5%;управление (администрирование) ИТ (тестирование правильности работы системы, плановое обновление оборудования и т.д.) - 4%;затраты на эксплуатацию рабочих мест ИТ (сопровождение, обучение, программные доработки рабочих мест и т.д.) - 19%.

Внедрение ИИП ввиду его комплексного характера, затрагивающего все сферы деятельности предприятия, требует учета дополнительных возможных затрат: потерь, которые могут возникнуть при переходе со старой структуры на новую, включая прямые материальные потери, временное уменьшение прибыли, недовольство клиентов и т.д.; временных затрат менеджеров и сотрудников предприятия на работу в ходе проекта, включая организационные собрания, обучение, оптимизацию бизнес-процессов.

Таблица 2. Расчет совокупной стоимости владения ПК

Статья затрат Тип затрат Сумма, долл.

Аппаратное и программное обеспечение Прямые 2000

Информационная поддержка и администрирование Прямые 2500

Разработка приложений Прямые 500

Поддержка и обучение пользователя Непрямые 3500

Потери от простоев Непрямые 1000

Итого: 9500

Определение доходной части проекта инвестиций в ИИП имеет определенные затруднения. Это объясняется тем, что создание ИИП влияет на потоки доходов косвенно, через улучшение ряда бизнес-процессов, непосредственно создающих стоимость.

Одной из популярных в настоящее время является методика «быстрого экономического обоснования (RapidEconomicJustification, REJ)», разработанная компанией Microsoft. Она включает следующие этапы[5].

1. Оценка бизнеса. Исследование начинается с определения проблем, важных для руководства компании, и идентификации работ, наиболее значимых для достижения критических факторов успеха, в соответствии с выбранной стратегией. Работы подразделяются на три группы, по степени автоматизации:

а) полностью автоматизированные - все возможные ресурсы использования ИТ для оптимизации исчерпаны;

б) частично автоматизированные - ИТ используются, но существуют дополнительные ресурсы для автоматизации;

в) неавтоматизированные - ИТ-решения не применяются.

2. Выбор решения. Для каждой работы, определенной на предыдущем шаге, необходимо найти, с использованием каких информационных технологий можно улучшить ее эффективность. С этой целью составляется перечень «требуемых возможностей» - технологических особенностей или функций, увеличивающих эффективность работы и бизнес-процесса в целом.

3. Вычисление прибыли и затрат. После того, как возможные технические решения выбраны, команда аналитиков вычисляет потенциальную прибыль от их внедрения и необходимый объем капиталовложений для каждого проекта. Для определения стоимости затрат используется рассмотренная выше методология ТСО.

4. Анализ риска денежных потоков, учитывая возможность недостоверного определения выгод от проекта и неточного расчета положительных денежных потоков, а также возможность появления других непредвиденных финансовых проблем.

5. Расчет финансовых показателей. На основе полученных дисконтированных денежных потоков, скорректированных с учетом рисков, рассчитываются экономические показатели.

Такими показателями могут быть чистый приведенный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR), добавленная стоимость (EVA), срок окупаемости, возврат от инвестиций (ROI) и другие.

В данной методике используют концепцию «от частного - к общему», выявляя выгоды от автоматизации отдельных участков бизнес-процессов и синтезируя их в единую картину доходности от инвестиций в ИИП.

Заслуживает внимание подход, предлагаемый А.Л. Кадушиным [2], который выделяет состав обобщенных, значимых направлений, называемыми ключевыми факторами экономической эффективности инвестиций в совершенствование информационной инфраструктуры:

1) минимизация упущенного дохода или формирование новых источников дохода;

2) снижение текущих производственных (эксплуатационных) затрат;

3) снижение административно-управленческих затрат;

4) минимизация налоговых и других обязательных выплат;

5) снижение потребности в капитальных затратах;

6) увеличение оборачиваемости текущих активов.

Далее на основе введенных ключевых факторов эффективности формируется «денежный поток», на основе которого определяются показатели эффективности инвестиций (ROI, NPV, IRR, PP и др.).

Определенные тем или иным способом показатели эффективности инвестиций в ИИП могут быть использованы в моделях оптимизации инвестиций в ИИП, являющихся основой экономических механизмов развития ИИП.

Рассмотрим основные модели оптимизации инвестиций в ИИП, базируясь на измеряемых (определяемых) экономических (финансовых) показателях, таких как:

а) чистый приведенный доход (netpresentvalue - NPV):

(І)

(2)

(3)

гдеР4 - величина чистого денежного потока по отдельным интервалам общего периода реализации инвестиционного проекта;

1С - величина единовременных инвестиционных затрат на реализацию проекта;

б) индексдоходности (profitability index - PI):

t=

в) внутренняяставкадоходности (internalrateofreturn - IRR):

nP

NPV = 2ïïTT -IC ;

1=i (1 + r ) nP

PI=X(Г+Т7 (ICr;

nP

Ё/-1—- IC = о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(l + IRR )1

r - используемая ставка дисконтирования;

n - число интервалов общего периода реализации инвестиционного проекта.

Данные показатели эффективности согласованны между собой:

- NPV> 0 тогда и только тогда, когда ставка дисконтирования r<IRR, индекс доходности PI> 1, существует срок окупаемости DPP проекта;

- NPV = 0 тогда и только тогда, когда ставка дисконтирования r = IRR, индекс доходности PI = 1, срок окупаемости проекта DPP = T;

- NPV< 0 тогда и только тогда, когда ставка дисконтирования r>IRR, индекс доходности PI< 1, не существует срок окупаемости DPP проекта.

Однако при сравнительном анализе инвестиционных проектовпоказатели NPV, PI и IRR могут вступать в противоречие. Это означает, что проект, более предпочтительный по одному критерию, становится менее предпочтительным по другому критерию. Противоречие показателей возникает в силу двух основных причин: 1) значительные расхождения масштабов оцениваемых проектов; 2) расхождения в интенсивности потоков денежных средств.

Пусть m- количество допустимых ИП в ИИП;х- бинарная переменная, принимающая значение, равное единице, при включении i-го проекта в инвестиционную программу развития ИИП, и значение, равное нулю, в противном случае.

Общей моделью формирования инвестиционной программы развития ИИП является следующая: определить такое подмножество М0 из множества допустимых ИП, чтобы при этом обеспечивались приемлемые значения чистого приведенного дохода - NPV, индекса доходности - PI, внутренней ставки доходности - IRR инвестиционной программы с учетом ограничения по величине суммарных инвестиционных затрат на ее реализацию ICo.

В зависимости от предпочтений руководства предприятий, т.е. того, что руководство предприятия понимает под приемлемыми значениями показателей (или какова концепция функционирования и развития предприятия) возможен ряд моделей формирования инвестиционной программы развития ИИП.

Приведем только наиболее общую из них. Необходимо определить такое подмножество Мо из множества допустимых ИП, чтобы обеспечивались максимальные значения следующих показателей: чистого приведенного дохода - NPV, индекса доходности - PI, внутренней ставки доходности - IRR инвестиционной программы с учетом ограничения по величине суммарных инвестиционных затрат на ее реализацию ICo, т.е. найти такие X = (xp х2,..., xn), чтобы выполнялись условия:

in

S NPVjXj ^ max ;

(4)

i=1

PI(X) ^ max; (5)

IRR(X) ^ max; (6)

m

S IC,x, < IC„ . (7)

i=1

Задача, определяемая соотношениями (4)-(7), относится к числу многокритериальных оптимизационных задач. Для ее решения могут быть использованы различные методы, в частности, метод утопической точки [4]. Достоинством метода является его простота и «прозрачность» в выборе лучших (ближайших к «идеальному» или «утопическому») ИП.

Алгоритм решения задачи многокритериального оптимального выбора проектов включает следующие шаги.

Шаг 1. Формирование абстрактного «идеального» проекта ИП (NPV , PI , IRR ):

ич m m m'

Шаг 1.1. Определение NPVm из решения следующей задачи:

in

S NPVixi ^ max ;

i=1

S ICiXi < IC„

i=1

Шаг 1.2. Определение PI из решения следующей задачи:

PI(X) ^ max;

m

S ICiX,< IC„.

i=1

Шаг 1.3. Определение IRR из решения следующей задачи:

IRR(X) ^ max;

i =1

Шаг 2. Нормализация показателей проектов:

S ICiXi < IC0. NPV

NPV

NPV ;

PInr =

PI

PI

IRR“

IRR.

_____i_

IRR

Показатели «утопического» проекта примут значения, равные единице:

ИП (NPV =1, PI =1, IRR =1).

у4 m ’ m ’ m '

Шаг 3. Расчет для каждого проекта i расстояния до «утопического» по формуле:

d. = -^(i - NPVinr )2 + (l - PInr )2 + (l - IRRnr )2.

Шаг 4. Упорядочение проектов по возрастанию расстояния d..

В состав инвестиционной программы развития ИПП включаются те проекты, для которых расстояния до «утопического» проекта минимальны. Количество проектов определяется объемом доступных инвестиций IC0. Данные ИП включаются в инвестиционную программу развития ИИП, которая является основой механизма экономического развития ИИП.

Литература:

1. Буйдов А. Совокупная стоимость владения. Играусетки // Intelligent Enterprise, 2003. - № 16(81).

2. Кадушин А.Л. Оценить, нельзя верить // IT-форум, 2003. - № 5(6). - С. 30-37.

3. Козаченко В.Е. Управление общей стоимостью владения КИС // Корпоративные системы. www.cs.comizdat.com.

4. Михалева М.Ю. Разработка динамической многокритериальной модели оптимизации портфеля инвестиционных проектов:Дисс. канд. экон. наук. - М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2008.

5. Солопов П.В. Оценка целесообразности инвестиций в IT // www.cfin.ru.

6. Эффект от внедрения ERP в промышленности // www.erpselection.ru/analitiks/effect.shtml.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ТУРИЗМЕ

Кутепова Г.Н.

В статье рассмотрены особенности транспортного обслуживания туристов, их размещения, а также раскрыты основные аспекты продажи основных и вспомогательных услуг, в результате чего выявлена роль транспортного обслуживания в индустрии туризма.

Ключевые слова: транспортное обслуживание, туризм, размещение, вспомогательные сервисы, продажа.

THE ORGANIZATION OF TRANSPORT SERVICE IN TOURISM

Kutepova G.

In article features of transport service of tourists, their placings are considered, and also the basic aspects of sale of the basic and auxiliary services therefore the role of transport service in the tourism industry is revealed are opened.

Keywords: transport service, tourism, placing, auxiliary services, sale.

Туризм полностью зависит от регулярности транспортных потоков, их скорости, безопасности, качества сервисных услуг, предоставляемых туристу во время его передвижения. Понимание основ взаимоотношений с транспортными компаниями, правил взаимодействия в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, обслуживания, использования соответствующих скидок и льгот при продажах имеет важное значение как для туристов, так и для организаторов путешествий.

Развитие туризма сдерживается тем, что транспортные системы в ряде стран не соответствуют мировым стандартам по удобству, эффективности и безопасности, а транспортные проекты в части строительства новых аэропортов, автомобильных и железных дорог требуют для своей реализации огромных инвестиций и времени. В этой связи, организация туристских потоков с использованием различных средств транспорта становится актуальной научной и практической задачей. Установление взаимосвязи между различными способами перемещения туристов позволяет повысить информативность туристских маршрутов, а также снизить время перемещения туристов между дестинациями.

Индустрия туризма сложна и разнообразна, ее главная цель -сервисное обслуживание путешественников (потребителей). Продукт, производимый в индустрии туризм, турпродукт, - это комплекс услуг, которые потребляются во время путешествия, развлече-

ний, лечения, обучения и других видов деятельности. Главные составляющие индустрии туризма и, соответственно, туристического продукта:

1) транспортное обслуживание;

2) размещение;

3) вспомогательные сервисы;

4) продажа.

Успешное развитие и функционирование индустрии туризма целиком зависят от положительных, гармоничных внутренних взаимоотношений всех ее составляющих с целью полного удовлетворения запросов потребителя.

Туризм не смог бы эффективно развиваться, достигнуть такого уровня разнообразия и распространения как сегодня, если бы у людей не было бы возможности перемещаться из одной точки в другую достаточно быстро и комфортно. Транспорт делает это возможным. Элементами транспортной составляющей в индустрии туризма являются: авиакомпании, железные дороги, автотранспортные предприятия, пароходства и предприятия водного транспорта.

Туристам необходимы услуги по предоставлению места длительного или короткого пребывания в гостинице, кемпинге и др. для проживания или остановки в пути. Индустрия туризма способна удовлетворить любые предпочтения путешественника: от палатки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.