УДК 796.012.35:378.172
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ В ВУЗЕ
Елена Дмитриевна Бакулина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва; Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва; Инга Степановна Погосова, старший преподаватель, Государственный университет по землеустройству, г. Москва; Людмила Юрьевна Климова, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет
Аннотация
Цель исследования - определить эффективность занятий физическими упражнениями в вузе с музыкальным сопровождением. Методика и организация исследования. По стандартным методикам определяли показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности обучающихся, состояние здоровья, уровни заболеваемости, отношение к занятиям физическими упражнениями, стрессоустойчивость. В исследовании принимали участие 153 студентки второго курса РГСУ и МИИТ. Музыкальное сопровождение занятий подбиралось в зависимости от решаемых задач (экспериментальная группа). Обучающиеся контрольной группы применяли традиционную методику подготовки. В обеих группах содержание и количество учебных занятий было одинаковым. Результаты исследования. Занятия физическими упражнениями с музыкальным сопровождением способствовали существенному улучшению показателей кистевой динамометрии, функциональной (ЧСС в покое, систолическое артериальное давление, ЖЕЛ и физическая работоспособность) и физической (наклон туловища вперед, прыжок в длину с места, подтягивания на низкой перекладине, поднимания и опускания туловища, 6-минутный бег) подготовленности. По большинству классов болезней отмечается снижение заболеваемости студентов. Вывод. Занятия с музыкальным сопровождением существенно повышают умственную работоспособность и учебную успеваемость обучающихся, уменьшают распространенность вредных привычек и повышают стрессоустойчивость организма. Музыкальное сопровождение учебных занятий по физической культуре в вузе способствует повышению основных характеристик качества учебного процесса по дисциплине «Физическая культура».
Ключевые слова: эффективность, музыкальное сопровождение, учебные занятия, студенты вуза, показатели подготовленности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p8-11
EFFICIENCY OF PHYSICAL EXERCISES WITH MUSICAL SUPPORT AT THE
UNIVERSITY
Elena Dmitrievna Bakulina, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Failya Ravilievna Sibgatulina, the candidate of pedagogical science, professor, Russian University of Transport, Moscow; Inga Stepanovna Pogosova, the senior teacher, State University of Land Use Planning, Moscow; Lyudmila Yurievna Klimova, the senior teacher, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow
Abstract
The aim of the study is to determine the effectiveness of physical exercises in the university with the musical accompaniment. Research methodology and organization. The standard methods were used to determine the indicators of physical development, physical and functional readiness of students, health status, levels of morbidity, attitude to physical exercises, stress resistance. The research involved 153 second-year students from the Russian State Social University and MIIT. The musical accompaniment of the lessons was selected depending on the tasks to be solved (experimental group). The control group trainees used the traditional training method. In both groups, the content and number of training sessions were the same. Research results. Physical exercises with musical accompaniment contributed to a significant improvement in the indicators of wrist dynamometry, functional (resting heart rate, systolic blood pressure,
VC and physical performance) and physical (forward bending of the trunk, long jump from a place, pulling up on a low bar, lifting and lowering the trunk, 6-minute run) fitness. For most classes of diseases, there is a decrease in the incidence of students. Conclusion. Classes with musical accompaniment significantly increase the mental performance and academic performance of students, reducing the prevalence of bad habits and increasing the body's resistance to stress. Musical accompaniment of physical education lessons at the university contributes to the improvement of the main characteristics of the quality of the educational process in the discipline "Physical culture".
Keywords: efficiency, musical entertainment, training sessions, university students, readiness indicators.
ВВЕДЕНИЕ
Напряженный учебный процесс в вузе оказывает негативное влияние на состояние здоровья и успеваемость студентов, усиливает проявления стресса [2; 3; 5]. Самым доступным и эффективным средством повышения состояния здоровья у студенческой молодежи является двигательная активность, которая у большинства обучающихся находится на низком уровне [1]. Музыкальное сопровождение учебного занятия по физической культуре - важное направление повышения двигательной активности обучающихся [4].
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
По стандартным методикам определяли показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности обучающихся, состояние здоровья, уровни заболеваемости, отношение к занятиям физическими упражнениями, стрессоустойчивость. В исследовании принимали участие 153 студентки (экспериментальная - 77 чел., контрольная - 76 чел.) второго курса РГСУ и МИИТ, которое проводилось в 2019-2020 учебном году. Музыкальное сопровождение занятий подбиралось в зависимости от решаемых задач (экспериментальная группа). Обучающиеся контрольной группы использовали традиционную методику подготовки. В обеих группах содержание и количество учебных занятий было одинаковым.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
За период исследования только у студенток экспериментальной группы характеристики масса тела более гармонично сочетались с длиной тела, а оптимальное соотношение этих показателей (длина и масса тела) обеспечивало более совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Существенный прирост показателей ЖЕЛ (8,1%, р <0,05) и кистевой динамометрии (29,5%, р<0,05) выявлен у студенток экспериментальной группы. Музыкальное сопровождение занятий по физической культуре способствовали существенному повышению функциональной подготовленности обучающихся: ЧСС в покое (11,7%, р<0,05), систолическое артериальное давление (11,7%, р<0,05). Следовательно, результаты наших исследований отчетливо доказывают преимущество учебных занятий по физической культуре с музыкальным сопровождением по показателям физического развития (ЖЕЛ, кистевая динамометрия) и функциональной подготовленности.
Показатели физической подготовленности более выражено изменились у обучающихся экспериментальной группы: улучшились результаты наклона туловища вперед (12,9%, р<0,05), прыжка в длину с места (10,6%, р<0,05), подтягивания на низкой перекладине (9,7%, р<0,05). поднимания и опускания туловища (8,8%, р<0,05), 6-минутного бега (8,6%,р<0,05). У девушек контрольной группы достоверно улучшились только подтягивания на низкой перекладине (8,3%, р<0,05).
Уровень заболеваемости девушек контрольной группы составил 207,8 обращений на 100 человек, а обучающихся экспериментальной - 178,5 обращений. В структуре заболеваемости обучающихся обеих групп ведущее место занимали болезни органов пищеварения (экспериментальная - 54,5 обращений, контрольная - 65,7 обращений), заболева-
ний костно-мышечной системы (экспериментальная - 46,4 обращений, контрольная -52,7 обращений) и органов дыхания (экспериментальная - 40,4 обращений, контрольная -47,7 обращений). Отчетливо проявляется сезонная динамика заболеваемости органов дыхания студенток: в декабре начинается подъем с максимальным пиком в феврале месяце. Результаты нашего исследования доказывают заметное снижение заболеваемости у студенток, занимающихся физическими упражнениями с музыкальным сопровождением, по большинству классов болезней.
Занятия с музыкальным сопровождением существенно повышают физическую (6,8%, р<0,05) и умственную работоспособность: интенсивность работы за четыре минуты (число знаков) достоверно выше (4,6%, р<0,05), формируют стрессоустойчивость, тренируя приспособительные механизмы организма.
Анализ успеваемости девушек по дисциплинам вузовской учебной программы показывает определенное преимущество занимающихся экспериментальной группы. Средние показатели успеваемости девушек контрольной и экспериментальной групп соответственно составили 78,5 и 85,4 баллов. В ходе исследования только у студенток экспериментальной группы у возрос интерес к обязательным (с 64,9% до 74,0%) и самостоятельным (с 35,1% до 59,7%) занятиям по физической культуре, заметно повысилась (с 84,8% до 94,7%) посещаемость учебных занятий. Более 75% обучающихся этой группы стали считать систематические занятия физическими упражнениями необходимыми современному человеку, значительно больше стало позитивных ответов, касающихся физической культуры и спорта и существенно меньше отмечалось проявлений вредных привычек: большинство девушек не курят (97,4%) и не употребляют спиртные напитки (89,6%). В то время среди студенток контрольной группы эти показатели остались на прежнем уровне.
Позитивные изменения в поведении студенток экспериментальной группы отметили и педагоги: уменьшилось число обучающихся, критично реагирующих на замечания преподавателей, снизился показатель нарушений дисциплины, отмечено улучшение отношения к воспитательным мероприятиям в вузе.
ВЫВОД
Музыкальное сопровождение учебных занятий по физической культуре в вузе способствует повышению основных характеристик качества учебного процесса по дисциплине «Физическая культура»: успеваемость студентов, отношение к занятиям физическими упражнениями, уровень физической подготовленности и морфофункционального состояния, стрессоустойчивость, физическую и умственную работоспособность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карпов В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Известия Сочинского государственного университета. - 2009. - № 2 (8). - С. 161-169.
2. Карпов В.Ю. Современные виды двигательной активности в формировании здорового образа жизни женщины / В.Ю. Карпов, К.К. Скоросов, М.С. Антонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 86-91.
3. Карпов В.Ю. Мониторинг эффективности развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации / В.Ю. Карпов, В.А. Кудинова, А.Н. Сеселкин, Е.Д. Бакулина // Теория и практика физической культуры - 2016. - № 3. - С. 56-58.
4. Карпов В.Ю. Инновационные подходы к преподаванию учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры» / В.Ю. Карпов // Социальная политика и социология. - 2013. -№ 41 (96). - С. 49-58.
5. Кудинова В.А. Оценка продуктивности и эффективности физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации / В.А. Кудинова, А.А. Кудинов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13965 (дата обращения: 25.09.2021).
6. Никитушкин В.Г. Метаучение в воспитании двигательных способностей: монография / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, Р.И. Купчинов. - Воронеж : Элист, 2016. - 506 с.
7. Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Е.В. Ногина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 43-52.
REFERENCES
1. Karpov, V.Yu., Okolelova V.A. and Abramishvili, GA (2009), "Healthy lifestyle as a global problem of modernity", The Sochi State University Bulletin, No. 2 (8), pp. 161-169.
2. Karpov, V.Yu., Skorosov, K.K. and Antonova, M.S. (2015), "Modern types of physical activity in forming woman healthy life style", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No.5, pp. 86-91.
3. Karpov, V.Yu., Kudinova, V.A., Seselkin, A.I. and Bakulina, E.D. (2016), "Monitoring the effectiveness of development of physical culture and sport in the Russian Federation", Theory and practice of physical culture, No.3, pp. 56-58.
4. Karpov, V.Yu. (2013), "Innovative approaches to teaching discipline: "Theory and methodology of physical education", Social politics and sociology, No. 4-1 (96), pp. 49-58.
5. Kudinova, VA. (2014), "Evaluation of productivity and efficiency of physical culture and sports in the constituent entities of the Russian Federation", Modern problems of science and education, No. 4, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13965 (accessed 25 September 2021).
6. Nikitushkin, V.G., Germanov G.N. and Kupchinov, R.I. (2016), The metadoctrine about education of motive abilities, monograph, Elist, Voronezh.
7. Boldov A.S., Gusev A.V., Karpov V.Yu., Sibgatulina F.R. and Nogina E.V. (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.09.2021
УДК 796.011
ЗДОРОВЬЕ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации, Самарский государственный аграрный университет, Россия, Сергей Петрович Левушкин, доктор биологических наук, профессор, заместитель директора Институт возрастной физиологии РАО, директор НИИ Спорта и спортивной медицины Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, Виктор Петрович Косихин, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени
К.А. Тимирязева, г. Москва
Аннотация
В статье сделан анализ понятия человеческий капитал, являющийся одним из самых обсуждаемых направлений в экономической теории и самым непосредственным образом связан с другими научными направлениями, прежде всего с педагогической и медициной наукой, а также с физической культурой и спортом. Установлено, что основополагающим компонентом развития человеческого капитала является здоровье человека, сделан обзор нормативных документов, касающихся развития человеческого капитала, проведен анализ влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на развитие трудового потенциала - подрастающего поколения.
Ключевые слова: человеческий капитал, трудовой потенциал, структура, физическое здоровье, подрастающее поколение.