Корякина З.И., Павлова А.А., Варламова Д.К.
эффективность закона республики саха (якутия) «об ответственном родительстве»
цель: Научно-практическое исследование правоприменительного потенциала и роли Закона Республики Саха (Якутия) «Об ответственном родительстве» 1604-З№ 737-V, принятого депутатами Государственного Собрания Ил Тумэн 14.03.2016, в формировании правовых и социальных последствий в сфере семейно-правовых отношений.
Методология: Использовались социологический и формально-юридический методы.
Результаты: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Республики Саха (Якутия) по теме «Правовые и социальные проблемы реализации Закона Республики Саха (Якутия) об ответственном родительстве» (в рамках научного проекта№ 17-13-14001 РФФИ, Конкурс: Региональный конкурс «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» 2017 - Республика Саха (Якутия)).
В статье рассматриваются вопросы ожидаемых и реальных возможностей эффективного применения исследуемого закона в формировании ответственного родительства. Анализируется способность закона к организации обновленного правового и социального подхода для совершенствования государственной политики в вопросах поддержания семьи и детства.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является первой попыткой рассмотреть вопросы формирования института ответственного родитель-ства в праве на примере регионального законодательства.
Ключевые слова: ответственное родительство, закон, семья, несовершеннолетний, воспитание, ответственность, правоприменение, Республика Саха (Якутия).
Koryakina Z.I, Pavlova A.A, Varlamova D.K.
EFFECTIVENESS OF THE LAW OF THE REPuBLIC OF SAKHA (YAKuTIA) «ON RESPONSIBLE PARENTING»
Purpose: Scientific and practical study of law enforcement potential, i.e. role in the formation of legal and social consequences in the sphere of family and legal relations of the Law of the Republic of Sakha (Yakutia) «On responsible parenting» adopted by the deputies of the State Assembly Il Tumen from 14.03.2016 1604-З№ 737-V.
Methodology: Sociological and formal legal methods were used.
Results: The article was carried out within the framework of a grant study with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) on the topic «Legal and social problems of the implementation of the Law of the Republic of Sakha (Yakutia) on Responsible Parenthood» (Registration number of ESSIS NIOKTR - AAAA-A17-117042010061-7; 20.04.2017).
The article deals with the effective application of the law under study, its expected and realistic capabilities in the formation of responsible parenting. The novelty of the law, its ability to organize an updated legal and social approach for improving the state policy in matters of family and child support are analyzed.
Novelty/originality/value: The article has a high scientific value, since it is the first attempt to consider the formation of the institution of responsible parenthood in law by the example of regional legislation.
Keywords: responsible parenthood, law, family, minor, upbringing, responsibility, law enforcement, Republic of Sakha (Yakutia).
Одним из спорных, противоречивых и многоаспектных в правовом регулировании Российской Федерации общественных отношений является комплекс вопросов, связанных с установлением родительских обязательств в воспитании детей. Обостряется эта тема в современном научном пространстве также и в тех случаях, когда на обсуждение выносится вопрос о ювенальной юстиции, в отношении которой в РФ не достигнуто единого мнения и нет правового механизма ее внедрения [7, 12]. Причиной негативного восприятия ювенальной юстиции является устанавливаемый
в ее рамках фактор произвольного вмешательства государства и общественных организаций во внутрисемейные дела с правом определения благополучия либо неблагополучия семьи.
Проблемные вопросы, связанные с надлежащим выполнением родительских обязательств, являлись преимущественно объектом федерального нормативного регулирования, часть которого состоит также и из международных стандартов. На фоне активного федерального нормотворчества незаслуженно малоизученной сферой остается региональное законодательство, хотя в некото-
евразийская
> 1(32)2018 <
адвокатура
рых случаях именно с него начинается поэтапное распространение правовых институтов по всей территории РФ. Так, в Пояснительной записке к Закону Республики Саха (Якутия) «Об ответственном родительстве» имеется указание на пилотный (т. е. экспериментальный) характер данного нормативно-правового акта. К слову сказать, Республика Саха (Якутия) (РС (Я)) является первым в РФ субъектом, принявшим Закон «О правах ребенка». И таких примеров много [5]. Между тем наибольший отклик у общества и экспертов вызвал принятый представительным органом РС (Я) Закон «Об ответственном родительстве» [8, 10].
Наибольший интерес исследуемый нами закон вызывает в связи с тем, что в нем устанавливается правовой «сценарий» надлежащего воспитания несовершеннолетних детей, соблюдение и исполнение которого позволяет оценивать роди-тельство как ответственное, добросовестное, правомерное, т. е. согласующееся с текстом нормативно-правового акта. Исходя из предмета закона, каждый родитель является объектом правовой регламентации в определении своего поведения в семейных правоотношениях между основными его участниками (родитель и ребенок), а также субъектом юридического преследования в случае их нарушения.
Сам закон ответственное родительство разъясняет как реализацию родителями своих прав и обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, сохранению здоровья ребенка, исходя из его законных интересов и потребностей, создание условий, в которых ребенок может в полной мере развиваться (п. 5 ч. 1 ст. 2). Следует отметить, что такое разъяснение введено в правовой оборот российского законодательства впервые. До этого термин «ответственное родительство» использовался в социальном либо теоретическом назначении без легитимного закрепления. Вместе с тем данное определение порождает и немало вопросов. Например, в чем отличие законных интересов ребенка от его потребностей; что понимать под развитием ребенка, и какие оценочные категории можно использовать при его измерении: интеллектуальные, физические либо духовно-нравственные; можно ли утверждать, что вкладываемые в несовершеннолетнего усилия гарантируют его развитие, и что делать, если ожидания добросовестного родительства не оправдаются; и т. д.
Предметом своего регулирования закон называет правоотношения, направленные на формирование ответственного родительства, пропаганду традиционных семейных ценностей в соответствии с национальными традициями и обычая-
ми, природными и климатическими условиями, духовно-нравственными устоями общества, государства (ст. 1). Основными векторами формирования ответственного родительства, таким образом, указаны не правовые, а социальные нормы. При этом в условиях проживания населения в многонациональной среде, в том числе и в Республике Саха (Якутия), необходимость в знании, соблюдении традиций и обычаев, использования их в «духе этнопедагогики», как это указано в ч. 5 ст. 6 Закона «Об ответственном родительстве», порождает дискуссионные моменты, поскольку не каждая семья может являться приверженцем таких ценностей. Особенно если учесть, что, согласно ст. 14 Конституции РФ, Российская Федерация -светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Между тем в педагогических науках влияние национальных обычаев и традиций признается одним из эффективных способов воспитания несовершеннолетних [1, с. 160; 10].
Закон также не разъясняет, каким образом природные и климатические условия могут влиять на формирование ответственного родитель-ства. Представляется, что в экстремальных условиях зимнего периода в Якутии ответственность родителя в вопросах физического развития и сохранения здоровья ребенка повышается вдвойне. Таким образом, в силу приведенных, а также некоторых иных особенностей в содержании, его социальной и педагогической насыщенности закон является одним из примеров нетрадиционного правового регулирования.
Эффективность любого закона заключается в достижении целевой установки, закладываемой законодателем при его принятии, в реальном, а не формальном воздействии на регулируемые общественные отношения. Качество закона можно оценить сопоставлением ожидаемого и реального его потенциала, безупречностью юридической техники его составления, своевременностью и целесообразностью принятия. По преобладающему мнению ученых-правоведов, эффективность закона можно определить изучением его содержания, непрерывным правовым мониторингом, оценкой и анализом его применения [13, 3]. Совокупность всех приведенных комбинаций представляет собой сложный процесс по определению эффективности и целесообразности нормативно-правового акта.
Принятием Закона РС (Я) «Об ответственном родительстве» субъекты его применения,
перечисленные в Главе 3, возложили на себя значительное бремя правовых и социальных обязательств, функций по разрешению многих проблемных аспектов, связанных с реализацией родительских обязательств. Из содержания закона следует, что в случае успешной его реализации следует ожидать количественного понижения: правонарушений, совершаемых родителями в отношении своих несовершеннолетних детей; лишения и ограничения родительских прав и, соответственно, снижение количества детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей; состоящих на разных видах учета неблагополучных семей, а также семей, находящихся в социально-опасном положении, с несовершеннолетними детьми; правонарушений, совершаемых самими несовершеннолетними, соответственно, снижение их безнадзорности, бродяжничества и попрошайничества, и т. д.
Эффективным инструментом для регулирования любых видов общественных отношений являются установленные в нормативно-правовых актах правовые средства и способы их реализации. В юридической литературе «правовые средства - это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей» [9, с. 621], «через которые действует право, от качества, корректного и искусного использования которых зависит, в конечном счете, эффективность права» [11, с. 23].
В Законе об ответственном родительстве правовые средства состоят из норм-дозволений, выраженных в правах, предоставляемых родителям; норм-обязательств, выраженных в обязательствах родителей, и корреспондирующих им мер по их исполнению, принимаемых перечисленными в законе органами власти и социально-ориентированными некоммерческими организациями для формирования ответственного родительства; норм-запретов, выраженных в определении видов правонарушений и ответственности. Следует отметить, что правовые средства, установленные законом, носят преимущественный в количестве и приоритетный в правовом содержании характер, нежели способы их реализации. В этой связи закон нуждается в разработке механизма исполнения, в принятии подзаконных актов, описывающих и разъясняющих его применение. Учитывая разнообразие обязательств, возложенных на родителей, закон также должен разъяснять, каким способом следует их выполнять, и механизм контроля. При этом следует отметить, что закон в большей части состоит из бланкетных
норм. Так, проведенный нами сравнительный анализ показал, что из 22 статей 15 имеют аналогичное содержание в других законах, прежде всего федеральных (Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, КоАП РФ, законодательство о социальных гарантиях семьям, правах ребенка и профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, деятельности органов опеки и попечительства, КДН и т. д.) [6]. Избыток бланкетных норм инициаторы в Пояснительной записке к закону объясняют попыткой кодификации, тогда как, согласно теории права и правил юридической техники, акт кодификации меняет существующие нормы права, уточняет их, систематизирует и является основным среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни [2, с. 203]. Между тем исследуемый нами закон существенного обновления в правовое регулирование не вносит и основное место в силу правил об иерархии норм права занять не сможет.
Основная нагрузка на применение Закона РС (Я) «Об ответственном родительстве», согласно ст. 10, возложена на Министерство по делам молодежи и семейной политики РС (Я). Помимо данного органа в Главе 3 закона перечислены исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере общего и профессионального образования, в сфере здравоохранения, в сфере культуры и духовного развития, в сфере физической культуры и спорта, в сфере социального обслуживания граждан, в сфере содействия занятости населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления, социально ориентированные некоммерческие организации.
Таким образом, контрольная часть данного закона не ставится в зависимость от деятельности указанных в нем органов, за перечисленные в нем нарушения привлекать к ответственности уполномочены не упомянутые в нем правоохранительные органы (суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы предварительного расследования и т. д.). В этой связи закон в процедурной части регулирования привлечения к ответственности не нуждается.
Тем не менее, эффективность исследуемого закона заключается не в карательной, а превентивной сути с целью ориентирования родителей в вопросах надлежащего исполнения ими своих прав и обязательств в воспитании несовершеннолетних. Соответственно, каждый родитель должен быть ознакомлен с этим законом, осведомлен
евразийская
> 1(32)2018 <
адвокатура
о своих правах и обязательствах, а также полномочиях органов, содействующих формированию ответственного родительства.
Ознакомление с Законом об ответственном родительстве предстоит родителю только в тех случаях, когда с ним ведется целенаправленная разъяснительная и консультационная работа. Безусловно, в правовых условиях неприкосновенности тайны личной жизни, жилища и т. д. контролировать выполнение родителем в случае его надлежащего поведения требований Закона об ответственном родительстве дискреционными путями, например путем осмотра жилищных условий и доступа к личным вещам, невозможно, и считаться такое будет превышением должностных полномочий. Поэтому значительное внимание в целях обеспечения эффективной реализации закона должно быть уделено информированию населения, в которое активно следует внедриться всем органам власти, учреждениям и НКО, связывающим свою деятельность с воспитанием и защитой несовершеннолетних граждан.
В связи с продолжительным характером закона по времени воздействия на общественные отношения (начиная с момента рождения ребенка и до достижения им совершеннолетия) имеется гипотеза о том, что эффективность закона в формировании ответственного родительства также ставится в зависимость не только от осознания родителем своей ответственности, но и конкретных личных результатов ребенка, наступление которых может быть неодинаковым с учетом индивидуальных особенностей каждой семьи. Согласно Закону РС (Я) «Об ответственном родительстве» (Глава 2) к благоприятным результатам ответственного родительства в отношении ребенка можно отнести: получение общего образования; отсутствие опыта потребления психоактивных веществ; физическое, психическое здоровье; духовно-нравственно развитие; уважение к труду; наличие у ребенка умений и навыков самообслуживания; уважение обычаев и традиций предков, прав других людей, гуманное отношение к природе и всему живому, терпимость; способность управлять своими поступками и критически их оценивать; и т. д.
Таким образом, социально-правовая модель ответственного родительства, установленная законом, дает возможность каждому примерить на себя ее унифицированный образец, нацеливая на равнозначное определение фактов и событий в семье.
Проведенное нами в 2017 году социологическое исследование в виде анкетного опроса 617 ре-
спондентов, являющихся родителями и проживающих в разных районах республики, показало, что, тем не менее, 95,0 % опрошенных считают себя ответственным родителем, и только 1,6 % респондентов не считают себя таковым. Затруднились с ответом 3,4 % опрошенных. Уверенность родителей в своей ответственности, скорее всего, говорит о позитивном восприятии собственных поступков, положительной самооценке и низком пороге самокритики.
Одной из основных мер, успешное применение которых может служить показателем эффективности реализации исследуемого закона, является информирование и консультативная помощь родителям, профилактика, совокупность иных направлений деятельности уполномоченных органов в форме постоянного взаимодействия, основанного на взаимном уважении и доверии. В этой связи респондентам был задан вопрос: «Готовы ли Вы обратиться к уполномоченным органам (в сфере семейной политики, образования, культуры, опеки и попечительства и т. д.) за получением консультаций о вопросах формирования ответственного родительства?». На данный вопрос утвердительно ответили 52,8 %, дали отрицательный ответ 42,7 %, и 4,5 % выразили другое мнение. Здесь наблюдается раскол в позиции родителей: если примерно половина респондентов готова принять информационную помощь от уполномоченных органов для формирования ответственного родительства, то другая часть считает себя вполне компетентной и не нуждается в консультациях специалистов.
Убеждающим мотиватором в позитивном посыле исследуемого нами Закона РС (Я) «Об ответственном родительстве» является ответ, полученный нами на вопрос о значимости указанного закона для родителей, общества в целом. Преобладающее большинство опрошенных нами родителей (83,9 %) с оптимизмом смотрит на его будущее, выражая доверие к закону, считая, что он будет способствовать «укреплению института семьи, уменьшению сиротства и правонарушений несовершеннолетних». «Пессимисты» же оказались в меньшинстве - 16,1 %.
Таким образом, Закон об ответственном ро-дительстве станет эффективным только в том случае, если он будет доводиться до сведения населения и выполнять основную свою задачу - информировать и просвещать, но не регулировать.
Пристатейный библиографический список
1. Баймурзаева Р.А. Роль национальных традиций и обычаев в предупреждении правонарушений
несовершеннолетних // Современное право. 2012.№ 3. С. 157-160.
2. Баранов В.М., Ковтун Н.Н., Толстик В.А. Кодификация законодательства как фактор стабильности права и экономики // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2009.№ 2 (11). С. 197-205.
3. Белоусов С.А. Качество закона и эффективность его применения: пути преодоления негативных последствий законодательного дисбаланса // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2014.№ 4 (43). С. 11-17.
4. Бусель А.Н., Андросова М.И. Воспитание духовных и культурных ценностей ребенка посредством обычаев и традиций саха // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. М.М. Прокопьевой, В.В. Находкина, М.И. Андросовой. Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. С. 98-100.
5. Варламова Д.К. Нормативное регулирование родительских обязательств на примере Республики Саха (Якутия) // Актуальные проблемы реформирования современного законодательства: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 декабря 2017 г., г. Уфа): в 2 ч. Ч. 1. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 62-66.
6. Варламова Д.К. Сравнительный анализ Закона Республики Саха (Якутия) «Об ответственном роди-тельстве» // Сборник материалов круглого стола «Правовые и социальные проблемы реализации Закона Республики Саха (Якутия) «Об ответственном роди-тельстве». Казань: Молодой ученый, 2018.
7. Корякина З.И., Павлова А.А. Теоретические основы ювенальной юстиции // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. История. Политология. Право. 2017.№ 2 (06). С. 46-51.
8. Кисличенко А. Законопроект «Об ответственном родительстве» - конец российской семьи [Электронный ресурс]. URL: https://annatubten.livejournal. com/484140.html.
9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. М.: Юристъ, 1997.
10. Николай Мишустин. Закон об ответственном родительстве - разгул ювенальщины? // Русская народная линия [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline. ru/special_opinion/2016/mart/zakon_ob_otvetstvennom_ roditelstve_razgul_yuvenalwiny/.
11. Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права. СПб.: СПбГУП, 2002.
12. Тендрякова М.В. Детские доносы и ювенальная юстиция // Образовательная политика. 2010.№ 9-10 (47). С. 106-114.
13. Тихомиров Ю.А. Эффективность закона: от цели к результату // Журнал российского права. 2009.№ 4 (148). С. 3-7.
14. Цинченко Г.М. Ювенальная юстиция: риски внедрения // Управленческое консультирование. 2015.№ 8 (80). С. 114-127.
References (transliterated)
1. Bajmurzaeva R.A. Rol' nadonal'nyh tradicij i obychaev v preduprezhdenii pravonarushenij nesoversh-ennoletnih // Sovremennoe pravo. 2012.№ 3. S. 157-160.
2. Baranov V.M., Kovtun N.N., Tolstik V.A. Kodifi-kacija zakonodatel'stva kak faktor stabil'nosti prava i jeko-nomiki // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2009.№ 2 (11). S. 197-205.
3. Belousov S.A. Kachestvo zakona i jeffektivnost' ego primenenija: puti preodolenija negativnyh posledstvij zakonodatel'nogo disbalansa // Vestnik Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby. 2014.№ 4 (43). S. 11-17.
4. Busel' A.N., Androsova M.I. Vospitanie duhovnyh i kul'turnyh cennostej rebenka posredstvom obychaev i tradicij saha // Pedagogika i psihologija sem'i: sovre-mennye vyzovy, tradicii i innovacii: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezh-dunarodnym uchastiem / pod red. M.M. Prokop'evoj, V.V. Nahodkina, M.I. Androsovoj. Cheboksary: CNS Interaktiv pljus, 2015. S. 98-100.
5. Varlamova D.K. Normativnoe regulirovanie roditel'skih objazatel'stv na primere Respubliki Saha (Ja-kutija) // Aktual'nye problemy reformirovanija sovremen-nogo zakonodatel'stva: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (15 dekabrja 2017 g., g. Ufa): v 2 ch. Ch. 1. Ufa: Ajeterna, 2017. S. 62-66.
6. Varlamova D.K. Sravnitel'nyj analiz Zakona Respubliki Saha (Jakutija) «Ob otvetstvennom roditel'stve» // Sbornik materialov kruglogo stola «Pravovye i social'nye problemy realizacii Zakona Respubliki Saha (Jakutija) «Ob otvetstvennom roditel'stve». Kazan': Molodoj uchenyj, 2018.
7. Korjakina Z.I., Pavlova A.A. Teoreticheskie os-novy juvenal'noj justicii // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova. Istorija. Politologija. Pravo. 2017.№ 2 (06). S. 46-51.
8. Kislichenko A. Zakonoproekt «Ob otvetstvennom roditel'stve» - konec rossijskoj sem'i [Jelektronnyj resurs]. URL: https://annatubten.livejournal.com/484140.html.
9. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teorija gosudarstva i prava: kurs lekcij. M.: Jurist#, 1997.
10. Nikolaj Mishustin. Zakon ob otvetstvennom roditel'stve - razgul juvenal'shhiny? // Russkaja narodnaja linija [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ruskline.ru/spe-cial_opinion/2016/mart/zakon_ob_otvetstvennom_rodi-telstve_razgul_yuvenalwiny/.
11. Sapun V.A. Teorija pravovyh sredstv i mehanizm realizacii prava. SPb.: SPbGUP, 2002.
12. Tendrjakova M.V. Detskie donosy i juvenal'naja justicija // Obrazovatel'naja politika. 2010.№ 9-10 (47). S. 106-114.
13. Tihomirov Ju.A. Jeffektivnost' zakona: ot celi k rezul'tatu // Zhurnal rossijskogo prava. 2009.№ 4 (148). S. 3-7.
14. Cinchenko G.M. Juvenal'naja justicija: riski vne-drenija // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2015.№ 8 (80). S. 114-127.