УДК 316.776.3
Н. Е. Юдина
магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Аннотация. В статье проводится анализ деятельности Общественной палаты Российской Федерации, ее взаимоотношение и взаимодействие с населением. Определяется роль Общественной палаты как механизма формирования и развития гражданского общества. Также проводится анализ вторичной информации (на основе опросов населения проводимых ВЦИОМ и Левада-Центром) о деятельности Общественной палаты и мнения населения о работе данного субъекта, выявляются существующие проблемы в его деятельности. Приводятся возможные способы увеличения эффективности работы субъекта, повышения уровня осведомленности о деятельности субъекта, формирование доверительных отношений со стороны населения к его работе и привлечения общественности к решению вопросов по улучшению социальной, экономической, культурной и политической жизни региона и страны в целом.
Ключевые слова: Общественная палата Российской Федерации, общественность, гражданское общество.
N. E. Yudina
Master student
Penza State University, Penza, the Russian Federation
EFFICIENCY OF INTERACTION OF CIVIL CHAMBER OF THE RUSSIAN
FEDERATION AND SOCIETY
Abstract. This article analyzes the activities of the Civic Chamber of the Russian Federation, its relationship with the public. Author shows the role of the Civic Chamber as a mechanism of formation and development of civil society. The article also analyzes the secondary information (based on population surveys) on the activities of the Civic Chamber and public opinion on the work of the subject, identifies the existing problems in its activities. The article describes possible ways to increase the efficiency of the subject, raise awareness of the subject's activity awareness, forming a trusting relationship with the population of his work and attracting people to address issues to improve the social, economic, cultural and political life of the region and the country as a whole.
Key words: Civic Chamber of the Russian Federation, the public, civil society_
Эффективное взаимопонимание и взаимодействие местной власти с общественностью может быть достигнуто только в том случае, если органы власти самостоятельно будут проявлять инициативу в этом направлении и формировать свою деятельность так, чтобы это взаимопонимание было достигнуто. В России это взаимодействие до сих пор остается серьезной проблемой. Но даже то, что практически все муниципальные образования имеют собственные пресс-службы, службы по связям с общественностью, регулярно проводят мероприятия с населением, работают с обратной связью, регулярно проводят аналитику своей деятельности не достаточно эффективно работает, поэтому степень взаимодействия местной власти и населения остается на низком уровне. Именно это подтолкнуло высшую власть к образованию Общественной палаты в 2005 году [5].
Общественная палата Российской Федерации является одним из субъектов общественного контроля. На региональном уровне Общественные палаты субъектов РФ выполняют функцию взаимодействия между органами власти и
институтами гражданского общества. На данный момент Общественная палата Российской Федерации является связующим звеном во взаимодействии граждан, общественных организаций и органов государственной власти, учитывает интересы, потребности населения региона, защищает права граждан и осуществляет общественный контроль за органами власти [1].
В субъектах РФ должна регулярно проводиться оценка текущих результатов работы Общественной палаты с последующим анализом исследований и написанием ежегодных докладов о состоянии гражданского общества в регионе и эффективности деятельности субъекта. В этом докладе должна быть предоставлена правдивая информация, анализ деятельности субъекта, данные, которые должны носить рекомендательный характер для органов государственной власти для последующего их использования при формировании концепции социального, экономического и политического развития региона [10].
Идеология создания Общественной палаты РФ заключается в становлении нового способа взаимодействия общественности с органами власти, установлении более доверительного отношения, возможности населения участвовать в жизни государства и создании гражданского общества [4].
Но анализ вторичной информации, в частности опросов, проводимых ВЦИОМ и Левада-центр, выявляет ряд проблем во взаимоотношении субъекта с общественностью.
Во-первых, несмотря на то, что Общественная палата РФ была учреждена еще 10 лет назад, большая часть населения регионов РФ до сих пор не осведомлена о деятельности такого субъекта, а некоторые даже не догадываются о его существовании. Данные социологических исследований говорят о том, что стоило бы улучшить деятельность пресс-служб и отделов по связям с общественностью данного органа, чтобы своевременно освещать свою деятельность и обращать внимание населения на их возможность участвовать в развитии региона.
Согласно социологическому опросу, проведенному в 2013 г., было выявлено, что 80% жителей России не смогли назвать ни единого члена Общественной палаты; 90% затруднились вспомнить хотя бы одно дело, которым занималась ОПРФ; 72% не смогли оценить, какую роль играет сегодня Общественная палата в жизни общества; 56% жителей страны в 2013 году не знают, зачем вообще была создана ОП; 48% никогда даже не слышали о существовании ОП [2].
Во-вторых, в России актуальна проблема пассивности существенной части населения в решении различных значимых вопросов, что, в свою очередь также мешает налаживанию контакта субъекта с общественностью [3]. Эту проблему хорошо иллюстрирует сравнительная таблица по результатам опросов, проведенных Левада-Центром в 2001, 2006 и 2010 годах (Таблица 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Как вам кажется, в какой мере сейчас российское общество контролирует действия властей?» [6]
Ответы ноябрь 2001 декабрь 2006 декабрь 2010
В очень сильной мере 2 3 1
В довольно сильной мере 9 6 8
В довольно слабой мере 34 32 39
Практически не контролирует 48 51 41
Затруднились ответить 7 8 11
Опросы были проведены по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1559 человек в возрасте 18 лет и старше и среди 1525 человек в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.
В таблице 1 видно, что результаты опроса населения до появления Общественной палаты и после ее учреждения не сильно различаются, что позволяет нам сделать вывод о недостаточном освещении деятельности данного органа и малой заинтересованности населения [6].
В-третьих, социологические исследования, проводимые в субъектах РФ, указывают на то, что немаловажной проблемой является отсутствие у населения доверия к работе Общественной палаты субъекта и действительной возможности вовлечения в процесс принятия каких-либо важных властных решений. На наш взгляд, именно эта проблема является самой весомой в недостаточно эффективном осуществлении деятельности органа и сохранении низких результатов [8].
Соответственно, для решения вышеупомянутых проблем необходимо проанализировать деятельность пресс-службы и отдела по связям с общественностью Общественной палаты субъектов РФ и разработать эффективную программу работы данных отделов.
Для этого необходимо наладить работу сайтов Общественной палаты субъектов РФ и обратную связь, создать площадку для возможности высказывания своих идей и предложения новых проектов для реализации с помощью субъекта. Также необходимо более тесно взаимодействовать с региональными и местными средствами массовой информации, регулярно проводить анализ материалов, опубликованных в СМИ. Особое внимание следует уделить интернет-изданиям и социальным сетям, где зачастую всплывает негативная информация, и создать систему мгновенного реагирования на негатив. Также необходимо организовывать мероприятия, приемы населения на местах.
Отдельным пунктом стоит отметить необходимость повышения профессионализма и уровня компетенции членов общественной палаты.
Данные действия помогут увеличить степень информированности населения о субъекте и его деятельности, которая будет способствовать повышению доверия к субъекту, желанию быть соучастным в делах развития региона, формированию гражданской позиции, общему повышению эффективности работы Общественной палаты.
На современном этапе развития гражданского общества очень важно, чтобы органы власти прислушивались к мнению населения, учитывали их предложения и замечания при принятии значительных для их региона решений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Общественные палаты субъектов РФ являются основными субъектами общественного контроля, которые при эффективном взаимодействии с населением будут способствовать улучшениям в социальной, экономической, политической и культурной сферах не только в масштабах региона, но и в масштабах всей страны. Общественные палаты имеют большое преимущество перед другими субъектами в формировании гражданского общества в РФ и улучшения жизни населения, они призваны стать связующим звеном в диалоге между властью и народом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об Общественной палате Российской Федерации: федер. закон от 04.04.2005 № Э2-ФЗ / Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.oprf.ru/about/1391/law/418/ (дата обращения 15.11.16).
2. ВЦИОМ Пресс-выпуск № 1605. Общественная палата - глазами обществ / Официальный сайт ВЦИОМ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: vciom.ra/indcx.php?id=459&uid= 13900 (дата обращения 15.11.2016).
3. Гаспаришвили А.Т. Демократия и общественное мнение: точки пересечения в общественной науке XX в. / А.Т. Гаспаришвили, Л.В. Зотова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2013.— № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www. online- science .ru/m/products/ philosophy_sciense /gid532/pg2 / (дата обращения: 16.11.2016).
4. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации на 2012 год. — М. : Общественная палата Российской Федерации, 2012. — 48 с.
5. Захарьям Д. Общественная палата как инструмент построения гражданского общества в России / / Актуальные вопросы социологической науки: теория, методология, практика. Материалы третьей ежегодной научной конференции студентов, аспирантов и молоды ученых / под ред. Н.П. Нарбута, Д.Г. Подвойского. — М. : Экон-информ, 2013. — С. 36-50.
6. Россияне о политике и своем участии в ней, государственной власти в стране и контроле со стороны общества / Официальный сайт Левада-Центра [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.levada.ru (дата обращения 16.11.2016).
7. Моисеев А.Н. Эффективность и инновации молодежной политики в современной России: противоречия теории и практики измерения / А.Н. Моисеев, А.В. Шумилов // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №1-1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-i-innovatsii-molodezhnoy-politiki-v-sovremennoy-rossn-protivorechiya-teorii-i-praktiki-izmereniya (дата обращения 20.11.2016).
8. Сковиков А.К. Власть и гражданское общество: диалог взаимодействия // Фундаментальные исследования. — 2014. — №12-12. — С. 2668-2672.
9. Общество и власть: проблемы взаимопонимания. Научный исследовательский институт социальных систем МГУ им. М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.niiss.ru/Publications/Seminar/obivl.htm (дата обращения 21.11.2016)
10. Сборник материалов по экспертной деятельности Общественной палаты Российской Федерации 2012 год. — М. : Издательство «Юрист», 2012. — 238 с.
REFERENSES
1. Ob Obshchestvennoi palate Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 04.04.2005 № 32-FZ. Ofitsial'nyi sait Obshchestvennoi palaty Rossiiskoi Federatsii. (On Civil Chamber of the Russian Federation: the federal law of 04.04.2005 no. 32-FZ. Official site of Civil Chamber of the Russian Federation). Available at: https://www.oprf.ru/about/1391/law/418/ (accessed 15.11.16).
2. VTslOM Press-vypusk № 1605. Obshchestvennaia palata - glazami obshchestv. Ofitsial'nyi sait VTslOM (RPORC Press release no. 1605. Civil Chamber - eyes of societies. The Official site RPORC). Available at: http: vciom.ra/indcx.php?id=459&uid= 13900 (accessed 15.11.2016).
3. Gasparishvili A.T., Zotova L.V. Democracy and public opinion: points of intersection in social science of the XX century. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauk = Humanitarian, social and economic and social sciences, 2013, no. 4. Available at: http: //www.online-science.ru/m/products/philosophy_sciense/gid532/pg2 / (accessed 16.11.2016).
4. Doklad o sostoianii grazhdanskogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii na 2012 god. [The report on a condition of civil society in the Russian Federation for 2012]. Moscow, Obshchestvennaia palata Rossiiskoi Federatsii Publ., 2012, 48 p.
5. Zakhar'iam D. Civil chamber as the instrument of creation of civil society in Russia.
Aktual'nye voprosy sotsiologicheskoi nauki: teoriia, metodologiia, praktika. Materialy tret'ei ezhegodnoi nauchnoi konferentsii studentov, aspirantov i molody uchenykh = Topical issues of sociological science: theory, methodology, practice. Materials of the third annual scientific conference of students, graduate students are also young scientists. Moscow, Ekon-inform Publ., 2013, pp. 36-50.
6. Rossiiane o politike i svoem uchastii v nei, gosudarstvennoi vlasti v strane i kontrole so storony obshchestva. Ofitsial'nyi sait Levada-Tsentra (Russians about policy and the participation in her, the government in the country and control from society. The Official site of Levada Center). Available at: http://www.levada.ru (accessed 16.11.2016).
7. Moiseev A.N., Shumilov A.V. Efficiency and Innovations of Youth Policy in Modern Russia: Contradictions of the Theory and Practice of Measurement. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia = Modern problems of science and education, 2015, no. 1-1. Available at: http: //cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-i-innovatsii-molodezhnoy-politiki-v-sovremennoy-rossii-protivorechiya-teorii-i-praktiki-izmereniya (accessed 20.11.2016).
8. Skovikov A.K. Power and civil society: interaction dialogue. Fundamental'nye issledo-vaniia = Fundamental research, 2014, no. 12-12, pp. 2668-2672 (in Russian).
9. Obshchestvo i vlast': problemy vzaimoponimaniia. Nauchnyi issledovatel'skii institut sotsial'nykh sistem MGUim M.V. Lomonosova (Society and power: mutual understanding problems. Scientific research institute of social systems Lomonosov Moscow State University). Available at: http://www.niiss.ru/Publications/Seminar/obivl.htm (accessed 21.11.2016).
10. Sbornik materialov po ekspertnoi deiatel'nosti Obshchestvennoi palaty Rossiiskoi Federatsii 2012 god [The collection of materials on expert activity of Public chamber of the Russian Federation 2012]. Moscow, Iurist Publ., 2012, 238 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Юдина Нина Евгеньевна — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
AUTHOR
Yudina Nina Evgen'evna — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Юдина Н.Е. Эффективность взаимодействия Общественной палаты Российской Федерации и общественности / Н.Е. Юдина // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2016. — Т. 4, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Yudina N. E. Efficiency of interaction of Civil Chamber of the Russian Federation and society. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2016, vol. 4, no. 4, available at: http: //esj.pnzgu.ru (In Russian).