Научная статья на тему 'Эффективность воздушных турбохолодильных машин'

Эффективность воздушных турбохолодильных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
161
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРБИНА / TURBINE / ХОЛОДИЛЬНАЯ ТЕХНИКА / REFRIGERATION / ТУРБОДЕТАНДЕР / TURBO-EXPANDER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Самсонов Анатолий Иванович, Самсонов Артем Анатольевич, Сазонов Тимофей Викторович

Рассмотрены схемы воздушных турбохолодильных машин, произведен анализ и сравнение их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Самсонов Анатолий Иванович, Самсонов Артем Анатольевич, Сазонов Тимофей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of aerial turbo refrigerating machines

The article is concerned with the schemes of air turbo refrigerating machines. Their effectiveness has been studied and correlated in it.

Текст научной работы на тему «Эффективность воздушных турбохолодильных машин»

ВЕСТНИК ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ ДВФУ. 2012. № 2 (11)

МОРСКАЯ ТЕХНИКА И ТРАНСПОРТ

УДК 621.592

А.И. Самсонов, А.А. Самсонов, Т.В. Сазонов

САМСОНОВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ - доктор технических наук, профессор кафедры судовой энергетики и автоматики Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: aicam@mail.ru

САМСОНОВ АРТЕМ АНАТОЛЬЕВИЧ - депутат (Законада-тельное собрание Приморского края, Владивосток). E-mail: 7200rpm@mail.ru

САЗОНОВ ТИМОФЕЙ ВИКТОРОВИЧ - студент Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: sazonov-tv@list.ru

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДУШНЫХ ТУРБОХОЛОДИЛЬНЫХ МАШИН

Рассмотрены схемы воздушных турбохолодильных машин, произведен анализ и сравнение их эффективности.

Ключевые слова: турбина, холодильная техника, турбодетандер.

The effectiveness of aerial turbo refrigerating machines. Anatoliy I. Samsonov, Timofei V. Sazonov - School of Engineering (Far Eastern Federal University, Vladivostok), Artem A. Samsonov - deputy (Legislative Assembly of Primorsky Krai, Vladivostok).

The article is concerned with the schemes of air turbo refrigerating machines. Their effectiveness has

been studied and correlated in it.

Key words: turbine, refrigeration, turbo-expander

Воздушная турбохолодильная машина (ВХМ) предназначена для получения холодного воздуха. Главные преимущества - высокая экологическая чистота и доступность рабочего тела. Хладагент для таких машин, в отличие от применяемых в других холодильных машинах, не требует производства, хранения, перевозки и утилизации. Он не горюч, не взрывоопасен, не токсичен и доступен в любой местности и в любое время.

Преимуществом ВХМ, запатентованной на кафедрах ДВГТУ (ИШ ДВФУ) [1, 2] (рис.1), по сравнению с аналогами является автономность и отсутствие потребности в мощных источниках электрического питания. Она может быть портативной и применяться в местах, где наблюдается дефицит электричества.

© Самсонов А.И., Самсонов А.А., Сазонов Т.В., 2012

Рис. 1. Тепловая схема воздушной холодильной машины: 1 - воздушный фильтр; 2 - основной компрессор; 3 - влагоотделитель; 4 - турбина; 5 - пневморегулятор; 6 - камера сгорания; 7 -регенератор; 8 - основной воздухоохладитель; 9 - воздухоохладитель компрессора турбодетанде-ра; 10- компрессор турбодетандера; 11 - турбодетандер

Предложенная воздушная турбохолодильная машина работает по разомкнутому циклу и состоит из двух контуров: контуры турбодетандера и парогазовой турбины.

Контур турбодетандера предназначен для получения холодного воздуха, он включает пневморегулятор, основной воздухоохладитель, компрессор турбодетандера, воздухоохладитель компрессора турбодетандера и турбодетандер.

Контур парогазовой турбины предназначен для привода компрессора 2 и включает воздушный фильтр, основной компрессор, пневморегулятор, камеру сгорания, турбину и регенератор.

Установка работает следующим образом.

Основной компрессор 2 через воздушный фильтр 1 засасывает и сжимает атмосферный воздух. После компрессора 2 сжатый воздух поступает в пневморегулятор 5, где разделяется на два потока. Основная часть сжатого воздуха через основной воздухоохладитель 8 поступает в компрессор турбодетандера 10, где осуществляется дальнейшее повышение давления воздуха. Сжатый воздух через воздухоохладитель компрессора турбодетандера 9 и конден-сатоотводчик 3 поступает в турбодетандер 11, где расширяется с отдачей работы компрессору турбодетандера 9 и происходит снижение его температуры. Холодный воздух после турбоде-тандера подается потребителю холода.

Чем выше перепад давления в турбодетандере и коэффициент полезного действия последнего, тем ниже будет температура воздуха после детандера.

Для привода основного компрессора используется турбина 4. Оставшаяся часть воздуха после пневморегулятора 5 направляется в камеру сгорания 6, где используется для сжигания топлива. По периферии камеры сгорания вместо вторичного воздуха поступает водяной пар. Пар, подающийся в камеру сгорания 6, получают нагревом воды в регенераторе 7. В последнем за счет утилизации тепла отработавших в турбине 4 газов происходит повышение температуры воды с парообразованием. После этого пар поступает в камеру сгорания 6 и смешивается с продуктами сгорания топлива, увеличивая массу рабочего тела для парогазовой турбины, а также снижая температуру продуктов сгорания топлива до значения, определяемого допустимой максимальной теплонапряженностью материала лопаток турбины. После турбины 4 парогазовая смесь проходит через регенератор 7, где отдает часть своей энергии воде. После этого смесь выбрасывается в атмосферу.

Для расчета воздушной турбохолодильной установки была разработана математическая модель с использованием оболочки МаШсаё.

По результатам расчета схемы воздушной турбохолодильной машины (рис.1) составлен тепловой баланс в расчете на 1 кг/с воздуха, сжимаемого в основном компрессоре 2 (рис. 2).

Рис. 2. Тепловой баланс ВХМ: Qтоп. - энергия топлива; Окс - потери в камере сгорания; Qкомп -энергия, потребляемая компрессором для сжатия воздуха, идущего в камеру сгорания; От - потери в турбине; Орег. - энергия воды, утилизируемая регенератором; Оух.г. - энергия, уносимая с уходящими газами; Опол. - энергия, поступающая в контур турбодетандера

Из теплового баланса следует, что большое количество энергии уходит с отработавшими газами Qух.г., потери в камере сгорания Qкс и турбине От значительно меньше. Это

объясняется тем, что отработавшие газы представляют собой смесь, состоящую из водяного пара и продуктов сгорания. Энергия уходящих газов в основном состоит из теплоты конденсации водяного пара. Из теплового баланса следует, что существуют два потока, возвращающие энергию в цикл ВХМ: поток энергии Qкомп, возвращающийся с воздухом, сжатым в компрессоре 2, и энергия воды Qрег., нагревающейся в регенераторе 7.

Было выполнено сравнение предложенной ВХМ с ВХМ без регенератора (рис. 3).

Рис. 3. Тепловая схема воздушной холодильной машины без регенератора: 1 - воздушный фильтр; 2 - основной компрессор; 3 - турбина; 4 - компрессор турбодетандера; 5 - пневморегу-лятор; 6 - камера сгорания; 7 - влагоотделитель; 8 - основной воздухоохладитель; 9 - воздухоохладитель компрессора турбодетандера; 10 - турбодетандер

Установка, представленная на рис. 3, работает аналогично представленной на рис. 1, но в камеру сгорания не подводится водяной пар.

Тепловой баланс установки на рис. 3 был составлен в расчете на 1 кг/с воздуха, сжимаемого в основном компрессоре 2, и представлен на рис. 4.

Рис. 4. Тепловой баланс ВХМ без регенератора: Отоп. - энергия топлива; Окс - потери в камере сгорания; Окомп - энергия, потребляемая компрессором для сжатия воздуха, идущего в камеру сгорания; От - потери в турбине; Оух.г. - энергия, уносимая с уходящими газами; Опол. - энергия, потребляемая компрессором для сжатия воздуха, идущего на турбодетандер

Из схемы теплового баланса следует, что исключение из установки регенератора увеличивает поток энергии, уносимой отработавшими газами Оух.г., и уменьшает полезную работу Опол в 1.75 раза.

Значение Опол напрямую влияет на хладопроизводительность установки, и снижение ее приводит к понижению холодильного коэффициента.

Итак, мы можем сделать следующие выводы.

1. Введение в схему ВХМ регенератора по патентам [1, 2] позволяет в 1.75 раза увеличить хладопроизводительность установки.

2. Для увеличения энергетической эффективности и экологичности воздушных холодильных установок целесообразно использование схем с более глубокой утилизацией тепла, с возвратом теплоты конденсации водяного пара.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пат. 2370711 Российская Федерация, МПК Б25Б 11/02, Б25Б 9/06. Воздушная холодильная установка / Самсонов А.И.; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ им. В В. Куйбышева)». 2008100890/06; заявл. 09.01.2008; опубл. 20.10.2009, Бюл. № 29. 5 с.

2. Пат. 370712 Российская Федерация, МПК Б25Б 11/02, Б25Б 9/06. Способ получения холодного воздуха в турбохолодильной установке / Самсонов А.И.; Государственное образо-

вательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ им. В.В. Куйбышева)». 2008100932/06; за-явл. 09.01.2008; опубл. 20.10.2009, Бюл. № 29. 4 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.