Научная статья на тему 'Эффективность воздействия активного маркетинга на конкурентоспособность образовательных услуг негосударственных вузов'

Эффективность воздействия активного маркетинга на конкурентоспособность образовательных услуг негосударственных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность воздействия активного маркетинга на конкурентоспособность образовательных услуг негосударственных вузов»

Андрей ЛОМАКИН

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ активного маркетинга НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ вузов

Коммерциализация высшего образования в стране за счет развития системы негосударственных вузов и платных образовательных услуг в государственных вузах, представляет собой рациональное средство эффективного, конкурентоспособного и устойчивого функционирования вузов как субъектов рыночных отношений. При этом коммерциализацию следует считать естественным способом адаптации образовательной системы к сложной социальноэкономической среде, следствием необходимости развития образования на основе рыночных принципов балансирования спроса и предложения, применения концепций и методов маркетинга с учетом специфических особенностей рассматриваемого периода. Таким образом, конкурентоспособность образовательных услуг в общем понимании должна рассматриваться как категория маркетинга.

Каковы особенности образовательных услуг как рыночной категории?

1.Образовательная услуга является результатом реализации преподавателями образовательной программы с целью повышения уровня знаний, умений и навыков учащихся. Оказание образовательной услуги характеризуется потребительской стоимостью, поскольку дает возможность удовлетворять потребности студентов в получении высше-

го профессионального образования, а также меновой стоимостью, отражающей затраты по оказанию услуги, которые определяют ее рыночную цену.

2. Образовательную услугу трудно продемонстрировать до момента ее оказания. Абитуриенты вынуждены верить преподавателям в правильности своего выбора.

3. Активное участие студентов в процессе оказания образовательных услуг предполагает неразрывность процесса общения (диалога) преподавателя и обучаемого, а также возникновения между ними в процессе обучения как прямых, так и обратных связей.

4. Неоднородность и изменчивость качества предоставления образовательных услуг в зависимости от того, кто, где и как их оказывает.

5. Государственное регулирование процесса предоставления образовательных услуг, обусловленное требованиями государственного лицензирования и аккредитации образовательной деятельности.

6. Высокая интеллектуальность, обусловливающая повышенную сложность знаний, которые учащиеся должны усвоить в процессе обучения и уметь применять на практике.

Специфическими особенностями современного российского образовательного рынка являются:

♦ практически равновесный

характер рынка, где почти установились стабильные цены на образовательные услуги всех основных видов;

♦ наличие государственного и негосударственного секторов образования;

♦ контроль со стороны государства, выраженный в систематической проверке выполнения требований государственных образовательных стандартов и нормативных документов Министерства образования;

♦ высокая централизация государственного управления образовательной деятельностью вузов;

♦ незавершенность правовых основ функционирования рынка образовательных услуг;

♦ острая конкуренция между негосударственными вузами одинакового профиля, а также между государственными и негосударственными вузами по одинаковым направлениям обучения;

♦ тенденция интенсивной информатизации образовательной деятельности;

♦ стремление к интеграции образовательных услуг по ступеням и уровням, развитие интеграции вузов в форме партнерства;

♦ высокая эластичность спроса на услуги образования по цене, вынуждающая вузы уделять повышенное внимание ценовой стратегии;

♦ доминирование системы предоплаты услуг;

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: bcimarketing@mtu-net.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 10 (92). 2004

♦ негативная демографическая ситуация у потребителей услуг в перспективе, тенденция снижения емкости российского рынка.

Перечисленные особенности должны учитываться при организации предоставления образовательных услуг. Особенно это важно для негосударственных вузов, главным критерием функционирования которых является экономическая эффективность, для обеспечения которой должны применяться соответствующие конкурентные стратегии, реализуемые в виде комплекса маркетинговых мероприятий.

Определяющей особенностью российского образовательного рынка является отмеченное выше сосуществование государственного и негосударственного секторов высшего образования. В таблице 1 приведены сравнительные показатели деятельности вузов за 2002 и 2003 гг.*

Из приведенных в таблице данных следует, что прием в

государственные вузы с полным возмещением затрат увеличился в 2003 г. на 14%. На этих условиях было принято 789,1 тыс. чел. или 55,9% от общего числа принятых (в 2002 г. соответственно 692,0 тыс., или 53,2%). Общее число студентов, поступивших в государственные и негосударственные вузы в 2003 г., достигло 1 644 тыс. чел., в том числе с оплатой обучения 1 021,4 тыс. чел., что составляет 62,1%. Из общего числа студентов, поступивших обучаться на платной основе в 2003 г., 77,3% студентов поступили в государственные вузы и 22,7% — в негосударственные вузы.

С целью проведения количественных оценок конкурентоспособности в концепции маркетинга можно использовать показатель потребительской стоимости образовательных услуг, в которой фокусируются все свойства, делающие их полезными и жизненно необходимыми для учащихся. Для измерения потребительской стоимости образовательных услуг исполь-

зуем понятие относительной потребительской стоимости (ОПС ). Соотношение для оценки ОПСоу будет иметь следующий вид:

Реальные потребительские свойства услуги

ОПС =

°у

-------------. (1 )

Свойства услуги, требуемые потребителем

Анализ оказываемых образовательных услуг по экономическим специальностям показал, что на практике ОПС < 1.

оу

Выражение (1) не позволяет непосредственно оценивать ОПС . Для получения оценок необходимо определить зависимость этого показателя от свойств образовательных услуг. Свойства образовательной услуги могут быть представлены в виде набора определенных потребительских характеристик, количество которых будет определяться поставленной задачей. Отметим, что потребительские характеристики образовательных услуг могут иметь разную природу и размерность. Так, например,

Таблица 1

ДинамикаЧисла государственных, и негосударственных, вузов иЧисленности студентов за 2002—03 ГГ.

2002 % к 2001 2003 % к 2002

Государственные высшие учебные заведения

Число вузов, единиц. 655 105,5 655 100

Численность студентов, тыс. чел. 5228,7 109,0 5595,6 107,0

Прием, тыс. чел. 1299,9 102,9 1411,7 108,6

Выпуск, тыс. чел. 753,1 116,3 860,2 114,2

Негосударственные высшие учебные заведения

Число вузов, единиц. 384 99,2 392 102,1

Численность студентов, тыс. чел. 718,8 114,2 859,5 119,6

Прием, тыс. чел. 204,0 102,9 232,3 113,9

Выпуск, тыс. чел. 87,3 120,6 116,7 133,7

* Госкомитет РФ по статистике. Социально-экономическое положение России. 2002, 2003 годы.

«Сроки обучения», «Цена обучения», «Число дисциплин» и т. п. — количественные, а «Место обучения», «Форма обучения» и т. п. — качественные характеристики. Анализ качественных характеристик связан с определением различных вариантов их реализации. Для оценок характеристик целесообразно использовать индексный метод.

Практическое применение метода требует проведения маркетинговых исследований по выявлению состава потребительских характеристик образовательных услуг и определению их потребных для потребителя уровней.

Управляющими стратегическими параметрами являются показатели ОПС каждого из элементов комплекса маркетинга: ОПСоу (образовательная услуга), ОПСц (цена), ОПС (распределение), ОПСпр (продвижение) и ОПСп (персонал). В предположении равной значимости элементов комплекса маркетинга и неприемлемости соответствия требованиям потре-

ОЦЕНКИ В Б

бителей комплекса в целом при отсутствии соответствия хотя бы одного из элементов, расчетная формула для ОПСкм будет иметь следующий вид: ОПС = (ОПС * ОПС * ОПС *

км 4 оу ц р

* ОПС * ОПС )1/5. (2)

пр п' 4 '

Рассмотрим применение изложенного метода оценки показателей ОПС и характеристик конкурентоспособности образовательных услуг в задаче сравнительного анализа реализации образовательной программы по специальности «Финансы и кредит» в двух различных негосударственных вузах, которые условно назовем вуз «А» и вуз «В».

Сравнительный анализ проводился по потребительским характеристикам трех элементов комплекса маркетинга.

Основными потребительскими характеристиками образовательной услуги являются: квалификация профессорско-преподавательского состава; состав предлагаемых специализаций; сроки обучения; место обучения; форма обучения; условия обучения, тру-

РАЗЛИЧ/ЫХ. ВАРИАНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСІ

доустройство по окончании обучения, применение компьютерных технологий, реклама, цена обучения. Варианты реализации названных характеристик и максимальное число баллов для каждой характеристики представлены в таблице 2. При этом максимальное число баллов для каждой характеристики принималось равным числу вариантов ее реализации. При определении числа баллов для каждого варианта учитывались следующие возможные ситуации их реализации:

♦ возможны одновременно все варианты,

♦ возможен только один из вариантов.

В таблице 2 характеристики п.п. 1—9 будут определять показатель ОПСоу, характеристики п. 10 — показатель ОПС и

пр

характеристики п. 11 — ОПСц.

В первой из названных выше ситуаций все варианты получают максимальное число баллов. Во второй ситуации наиболее предпочтительный для учащихся вариант получает максимальное число баллов,

Таблица 2

№ п/п Характеристика Варианты реализации Макс. число баллов Число баллов вариантов

1 2 3 4 5

1 Вид обучения 1. Бакалавр 2. Специалист 3. Магистр 3 1 1 1

2 Квалификация ППС 1. Более 70% с учеными званиями 2. Менее 70% с учеными званиями 2 2 1

3 Состав специализаций 1.Финансовый менеджмент 2. Банковское дело 2 1 1

4 Местоположение вуза 1. В пределах Садового кольца. 2. В пределах кольцевой дороги 3. За пределами кольцевой дороги 3 3 2 1

5 Формы обучения 1. Очная 2. Очно-заочная 3. Заочная 3 1 1 1

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: bcimarketing@mtu-net.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 10 (92). 2004

а остальные ранжируются по мере убывания их предпочтительности.

Результаты оценок для анализируемых вузов «А» и «В» по рассматриваемой совокупности характеристик отражены в таблице 3.

Результаты оценок относительных потребительских стоимостей по каждой харак-

теристике отражены в таблице 4.

Конкурентоспособность образовательной услуги по показателям комплекса маркетинга для вузов «А» и «В» по данным таблицы 4 определится путем следующих вычислений:

ОПСоуА = (0,67+1+1+0,33+1+1+1 + +1+1)*0,111 = 0,889;

ОПСо В = (0,67+0,5+1+1+0,67+0,5+

+0,5+0,5+0,5)*0,111 = 0,649;

ОПС А = 1,0; пр

ОПС В = 0,5;

пр

ОПСцА = 0,667 (800/1200);

ОПСцВ = 0,8 (800/1000);

ОПС А = (ОПС А*ОПС А*

км 4 оу пр

*ОПСцА)1/3 = (0,889*1,0*0,667)1/3 = = 0,840;

ОПС В = (ОПС В*ОПС В*

км оу пр

*ОПСцВ)1/3= (0,649*0,5*0,8)1/3 =

= 0,638.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные значения ОПС А и ОПС В можно ис-

Таблица 2 (Окончание)

1 2 3 А 5

б Условия обучения 1. Учебно-материальная база оснащена полностью 2. Учебно-материальная база оснащена не полностью 2 2 1

7 Трудоустройство после обучения 1. В вузе есть служба 2. В вузе нет службы 2 2 1

в Использование компьютерных технологий 1. В вузе есть сетевые компьютерные классы и Интернет 2. Вуз арендует компьютерные классы 2 2 1

в Проведение практических занятий 1. Доля практических занятий не менее 50% 2. Доля практических занятий существенно меньше 50% 2 2 1

10 Реклама 1. Все виды (СМИ, ТУ, газеты, журналы, выставки) 2. Часть видов (СМИ, газеты, выставки) 2 2 1

11 Цена обучения 1. 1 200 долларов в год 2. 1 000 долларов в год 0,8* 0,б7 0,8

* Примечание. По результатам опроса студентов вузов предпочитаемая цена не должна превышать 800 долл. в год. Ей был присвоен «один» балл.

Таблица 3

Оценки потребительских характеристик в баллах для вузов «А» и «В»

№ п/п Характеристика ВУЗ «А» Число баллов ВУЗ «В» Число баллов

1 Вид обучения Бакалавр Магистр 2 Бакалавр Специалист 2

2 Квалификация ППС Более 70% с учеными званиями 2 Менее 70% с учеными званиями 1

3 Состав специализаций Финансовый менеджмент Банковское дело 2 Финансовый менеджмент Банковское дело 2

А Местоположение вуза За пределами кольцевой дороги 1 В пределах Садового кольца. 3

5 Формы обучения Очная Очно-заочная Заочная 3 Очная Очно-заочная 2

б Условия обучения Учебно-материальная база оснащена полностью 2 2. Учебно-материальная база оснащена не полностью 1

7 Трудоустройство после обучения В вузе есть служба 2 В вузе нет службы 1

в Использование компьютерных технологий В вузе есть сетевые компьютерные классы и Интернет 2 Вуз арендует компьютерные классы 1

в Проведение практических занятий Доля практических занятий не менее 50% 2 Доля практических занятий существенно менее 50% 1

10 Реклама Все виды (СМИ, ТУ, газеты, журналы, выставки) 2 Часть видов (СМИ, газеты, выставки) 1

11 Цена обучения 1. 1 200 долл. в год 0,б7 2. 1 000 долл. в год 0,83

пользовать как сравнительные характеристики конкурентоспособности различных вузов. Из сравнения следует, что в данном случае конкурентоспособность вуза «А» по величине полезного эффекта для учащихся превосходит конкурентоспособность вуза «В» на 31,7%.

Отметим, что оценки показателей ОПС были получены по ограниченному количеству

потребительских характеристик и без учета их относительной значимости. В таблице 5 рассмотрен «идеальный» вариант вуза, когда реализуются наилучшие для студентов условия обучения.

Результаты ОПСкм для этого варианта представлены ниже

ОПСоу = (1+1+1+1+1+1+1+1+1)*0,111 =

= 1,0;

ОПС = 1,0;

пр

ОПС = 1,0;

ц ’ ’

ОПС = (ОПС *ОПС *ОПС)1/3 =

км 4 оу пр ц'

= (1,0*1,0*1,0)1/3 = 1,0.

Из сравнения ОПСкм «идеального» и рассмотренных вариантов вузов «А» и «В» следует, что конкурентоспособность вуза «А» от «идеального» варианта составляет 0,905, а конкурентоспособность вуза «В» — 0,687.

Таблица 4

Оценки относительных потребительскых стоимостей для вузов «А» и «В» при одинаковой значимости характеристик

№ п/п Характеристика ВУЗ «А», ОПС ВУЗ «В», ОПС Коэффициенты значимости

1 Вид обучения 0,б7 0,б7 0,111

2 Квалификация ППС 1 0,5 0,111

З Состав специализаций 1 1 0,111

4 Местоположение вуза 0,ЗЗ 1 0,111

5 Формы обучения 1 0,б7 0,111

б Условия обучения 1 0,5 0,111

7 Трудоустройство после обучения 1 0,5 0,111

В Использование компьютерных технологий 1 0,5 0,111

9 Проведение практических занятий 1 0,5 0,111

10 Реклама 1 0,5 1,0

11 Цена обучения 0,б7 0,8З 1,0

ТАБЛИЦА 5

Оценки потребительских характеристик для «идеального» варианта вуза

п/п Характеристика «Идеальный» вариант вуза Число баллов ОПС Коэффициенты значимости

1 Вид обучения Бакалавр Магистр Специалист З 1 0,111

2 Квалификация ППС Более 70% с учеными званиями 2 1 0,111

З Состав специализаций Финансовый менеджмент Банковское дело 2 1 0,111

4 Местоположение вуза В пределах Садового кольца З 1 0,111

5 Формы обучения Очная Очно-заочная Заочная З 1 0,111

б Условия обучения Учебно-материальная база оснащена полностью 2 1 0,111

7 Трудоустройство после обучения В вузе есть служба 2 1 0,111

В Использование компьютерных технологий В вузе есть сетевые компьютерные классы и Интернет 2 1 0,111

9 Проведение практических занятий Доля практических занятий не менее 50% 2 1 0,111

10 Реклама Все виды (СМИ, W, газеты, журналы, выставки) 2 1 1

11 Цена обучения В00 долларов в год 1 1 1

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: bcimarketing@mtu-net.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 10 (92). 2004

Рассмотрим возможность учета относительной значимости характеристик. Так, по данным опроса экспертов было установлено, что эффективное применение компьютерных технологий и возможностей Интернета в процессе оказания образовательных услуг в три раза, а увеличение доли практических занятий в два раза превосходят значимость остальных показателей. Эти данные отражены в таблице 6.

В результате расчетов с учетом значимости характеристик получены следующие значения ОПСоу для вузов «А» и «В»:

ОПСоуА= (0,67+1+1+0,33+1+1+1)* *0,083+1*0,25+1*0,166 = 0,914; ОПСоуВ = (0,67+0,5+1+1+0,67+0,5+ +0,5)*0,083+0,5*0,25+0,5*0,166 = 0,610.

Определим новые значения ОПС А и ОПС В:

км км

ОПС А = (ОПС А*ОПС А*

км оу пр

*ОПСцА)1/3 = (0,914*1,0*0,667)1/3 = = 0,847;

ОПС В = (ОПС В*ОПСпрВ*

км оу

*ОПСцВ)1/3= (0,610*0,5*0,8)1/3 =

= 0,625.

Таким образом, конкурентоспособность вуза «А» будет превосходить конкурентоспособность вуза «В» уже на 35,5%, т. е. на 3,8% больше, чем в предыдущем варианте. Аналогичным образом можно учесть значимость других характеристик.

Таким образом, применение категории потребительской стоимости открывает возможность количественного

анализа характеристик конкурентоспособности образовательных услуг и маркетинговой деятельности вуза в целом. Рассмотренные модели могут служить основой для сравнительного анализа альтернативных конкурентных стратегий и выбора рациональной ресурсной стратегии при планировании маркетинговых мероприятий.

В формуле (2) предполагалось, что все составляющие комплекса маркетинга являются равно значимыми. Однако практически могут иметь место ситуации, когда один или два элемента маркетинга становятся более значимыми для принятия решения, чем остальные элементы. Например, для продвижения на рынок новых образовательных услуг важную роль будет играть рекламная кампания и т. п. В таких ситуациях модель должна учитывать уровни значимости каждого из членов правой части зависимости (2). Для этого предлагается использовать следующий способ:

ОПС = [(ОПС )а*(ОПС )в*

км ь 4 оу' 4 ц'

*(ОПСр)с*(ОПСпр)ё*(ОПСп)е]1/5,(3)

где а, В, с, ё, е — показатели степени, учитывающие значимость составляющих элементов комплекса маркетинга.

Если значимость составляющих комплекса одинакова, то а = в = с = е = ё = 1. Если, например, значимость характеристик продвижения больше в два раза значимости других характеристик, то принимается ё = 0,5, а = в = с = е = 1.

Рассмотренный выше метод анализа характеристик конкурентоспособности образовательных услуг на основе комплекса маркетинга пригоден в качестве инструмента программно-целевого управления конкурентоспособностью образовательных услуг.

Развитие комплекса маркетинга образовательных услуг реализуется на практике в условиях постоянного совершенствовании его составляющих: сама услуга, цена услуги, распределение услуг по потребителям, продвижение услуг на образовательный

Таблица 6

Коэффициенты значимости характеристик при разлиЧіом их влиянии на потребительскую стоимость

№ п/п Характеристика Коэффициенты значимости

1 Вид обучения 0,083

2 Квалификация ППС 0,083

3 Состав специализаций 0,083

А Местоположение вуза 0,083

5 Формы обучения 0,083

б Условия обучения 0,083

7 Трудоустройство после обучения 0,083

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в Использование компьютерных технологий 0,25

в Проведение практических занятий 0,166

10 Реклама 1,0

11 Цена обучения 1,0

рынок, деятельность персонала вуза по оказанию услуги. Таким образом, процесс управления конкурентоспособностью образовательных услуг может быть представлен состоящим из разработки и реализации системы мероприятий, направленных на совершенствование отдельных элементов комплекса маркетинга.

В таблице 7 представлены результаты комплексной разработки мероприятий по совершенствованию образо-

вательной услуги по специальности «Финансы и кредит» в условиях Московского экономико-лингвистического вуза.

Результаты оценки эффективности реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности образовательной услуги «Финансы и кредит» по зависимости (3) представлены в таблице 8. При этом учитывалось, что значимость составляющей комплекса маркетинга по совершенствованию

самой образовательной услуги в два раза превышает значимости других характеристик, т. е. в формуле (3) а = 0,5.

Из таблицы следует, что эффективность реализации всех запланированных мероприятий составляет в данном случае 77,4%.

Таким образом, применение предложенного метода позволяет провести количественный анализ эффективности мероприятий, входящих в целевую программу маркетинга, а также управ-

Таблица 1

Мероприятия по управлению конкурентоспособностью с помощью комплекса маркетинга

Комплекс маркетинга: Маркетинговые мероприятия Максим. число баллов ОПС после реализации мероприятий ОПС до реализации мероприятий

1. Образовательная услуга по специальности «Финансы и кредит», 1.Введение квалификации магистра в дополнение к системе «бакалавр-специалист». 3 1 0,67

специализации «Финансовый 2.Введение новой формы обучения -экстернат. 4 0,75 0,33

менеджмент». 3. Освоение новых видов обучения -повышение квалификации по финансовому менеджменту. 3 0,67 0,5

4. Введение новой специализации «Банковское дело». 2 1 0,5

5. Широкое внедрение информационных технологий в дисциплины. 2 1 0,5

6. Разработка учебно-методического сопровождения для двух третей дисциплин специальности. 3 0,67 0,33

2. Цена за услугу в год 1 .Совершенствование гибкой системы оплаты по срокам. 3 0,67 0,33

2. Внедрение льготной оплаты для работников вуза. 2 1 0,5

3. Введение льготной оплаты при обучении по двум специальностям. 2 1 0,5

3. Распределение услуги по потребителям 1.Распространение услуг в зарубежные страны (Литва, Израиль). 3 1 0,67

2. Создание представительств вуза в других городах (Липецк и др.). 4 0,75 0,5

3. Использование Интернета для связи с студентами в других городах и за рубежом. 5 0,6 0,4

4. Продвижение услуги 1. Совершенствование рекламы в 5 0,6 0,4

на образовательный рынок Интернете. 2. Регулярная рекламно- выставочная 3 0,67 0,33

деятельность. 4. Расширение рекламы в СМИ. 4 0,75 0,25

5. Деятельность преподавателей и 1. Увеличение доли преподавателей с учеными степенями (> 50%). 4 0,75 0,25

учебно-вспомогательного персонала вуза 1. Повышение квалификации учебновспомогательного персонала. 2 1 0,5

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: bcimarketing@mtu-net.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 10 (92). 2004

Таблица 8

Эффективность реализации маркетинговых мероприятий

Составляющие комплекса ОПС после реализации мероприятий ОПС до реализации мероприятий Эффективность реализации мероприятий

1. Образовательная услуга по специальности «Финансы и кредит», специализации «Финансовый менеджмент». ОПСоу 0,921* 0,752* 22,5%

2. Политика ценообразования ОПСц 0,890 0,443 100,Э%

3. Распределение услуги по потребителям ОПСр 0,783 0,523 АЭ,7%

4. Продвижение услуги на образовательный рынок ОПСпр 0,673 0,327 105,B%

5. Деятельность преподавателей и учебновспомогательного персонала вуза ОПСп 0,875 0,375 133,3%

Конкурентоспособность образовательной услуги по комплексу маркетинга ОПСкм 0,823 0,464 77,А%

Примечание: * — подсчитаны с учетом значимости.

лять уровнем конкурентоспособности образовательных услуг в зависимости от ресурсных возможностей и перспективных целей вуза. Рассмотренный инструментарий может также эффективно использоваться как метод управления конкурентоспособностью образовательных услуг.

Библиографический

список

1. Ломакин А.Л. Конкурентоспособность негосударственного гуманитарного вуза в сфере образовательной деятельности. Монография. — М.: Диалог МИФИ, 2004.

2. Буров В.П., Ломакин А.Л., МорошкинВ.А. Бизнес-план фирмы. — М.: ИНФРА-М, 2004.

Автор:

Ломакин Андрей Леонидович,

Ректор Московского экономиколингвистического института, кандидат физико-математических наук, доцент.

конференции

Международная научно-практическая конференция «ВАСИЛЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ТОРГОВЛЕ, ЭКОНОМИКЕ, ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ»

27-28 октября 2004 г. Российский государственный торгово-экономический университет

при поддержке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации провел Международную научно-практическую конференцию «Национальные традиции в торговле, экономике, политике и культуре» в рамках ежегодных Васильевских чтений.

Цель конференции - обсуждение актуальных теоретических и практических вопросов, направленных на возрождение национальных традиций в торгово-экономической, правовой, политической и социально-культурной сферах деятельности Российской Федерации.

В конференции приняли участие представители учебных заведений, входящих в Международную ассоциацию торгово-экономического образования и в Межвузовские учебно-методические объединения по образованию в области коммерции и маркетинга; представители министерств, ведомств; специалисты сферы торговли; иностранные гости.

Программа конференции включала проведение пленарных заседаний и работу секций. В частности, на секции «Современные аспекты маркетинга и рекла,мы» (руководитель - ПарамоноваТ.Н., д.э.н., проф., зав. кафедрой маркетинга и рекламы РГТЭУ) с докладами выступили специалисты-практики из различных российских и международных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.