Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТНОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ С ПРЕНАТАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В УСЛОВИЯХ АКТИВНЫХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТНОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ С ПРЕНАТАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В УСЛОВИЯХ АКТИВНЫХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
восстановление / микроэлементоз / коррекция / ребенок / витаминно-минеральный комплекс / recovery / microelementosis / correction / child / vitamin and mineral complex.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Ершова И.Б., Васендина М.В.

Цель данного исследования: оптимизация макро-, микроэлементного баланса у детей, пренатальное развитие которых проходило на территории активных боевых действий, на основе изучения их элементного статуса. Под нашим наблюдением находились 125 детей, которые были разделены на две группы. В основную группу вошли 72 ребенка раннего возраста, внутриутробное развитие которых проходило на территории активных боевых действий. В контрольную группу вошли 53 ребенка, матери которых во время беременности находились в мирных условиях. Для оценки уровня микроэлементов в организме детей использовался скрининговый метод спектрального анализа волос. При анализе волос детей из групп наблюдения был выявлен дисбаланс элементного состава, проявляющийся снижением таких элементов, как железо, медь, цинк, марганец, селен, магний, и повышением свинца, кадмия и хрома. Комплексная коррекция микроэлементного статуса у детей витаминноминеральным комплексом способствовала оптимизации элементного баланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Ершова И.Б., Васендина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRENATAL DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF ACTIVE HOSTILITIES. THE EFFECTIVENESS OF RESTORING THE ELEMENTAL STATUS IN NEWBORNS

The purpose of this research is to study the microelement status in children whose prenatal development took place in conditions of active hostilities, as well as to evaluate the effectiveness of mineral and vitamin complexes for improving microelementoses. There were 125 children under our supervision, who were divided into two groups. The main group included 72 (57.14%) young children whose intrauterine development took place during active hostilities. The control group included 53 (42.40%) children, whose mothers were in peaceful conditions during pregnancy. To assess the level of trace elements in the body of children, a screening method of spectral analysis of hair was used. When analyzing the hair of children from the observation groups, an imbalance of the elemental composition was revealed, manifested by a decrease in elements such as iron, copper, zinc, manganese, selenium, magnesium and an increase in lead, cadmium and chromium. The complex correction of the microelement status in children with a vitaminmineral complex contributed to the optimization of the microelement balance.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТНОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ С ПРЕНАТАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В УСЛОВИЯХ АКТИВНЫХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА И КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

УДК 613.954.4/613.27/743.22 DOI 10.24412/2220-7880-2024-1-37-41

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТНОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ С ПРЕНАТАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В УСЛОВИЯХ АКТИВНЫХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Ершова И. Б., Васендина М. В.

ФГБОУ ВО «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки» Минздрава России, Луганск, Россия (291045, г. Луганск, кв. 50 лет Обороны Луганска, 1г), e-mail: irina-ershova@mail.ru

Цель данного исследования: оптимизация макро-, микроэлементного баланса у детей, пренатальное развитие которых проходило на территории активных боевых действий, на основе изучения их элементного статуса.

Под нашим наблюдением находились 125 детей, которые были разделены на две группы. В основную группу вошли 72 ребенка раннего возраста, внутриутробное развитие которых проходило на территории активных боевых действий. В контрольную группу вошли 53 ребенка, матери которых во время беременности находились в мирных условиях. Для оценки уровня микроэлементов в организме детей использовался скрининговый метод спектрального анализа волос. При анализе волос детей из групп наблюдения был выявлен дисбаланс элементного состава, проявляющийся снижением таких элементов, как железо, медь, цинк, марганец, селен, магний, и повышением свинца, кадмия и хрома. Комплексная коррекция микроэлементного статуса у детей витаминно-минеральным комплексом способствовала оптимизации элементного баланса.

Ключевые слова: восстановление, микроэлементоз, коррекция, ребенок, витаминно-минеральный комплекс.

PRENATAL DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF ACTIVE HOSTILITIES. THE EFFECTIVENESS OF RESTORING THE ELEMENTAL STATUS IN NEWBORNS

Ershova I. B., Vasendina M. V.

Lugansk State Medical University named after St. Luke, Lugansk, Russia (291045, Lugansk, 50th Anniversary of the Defense of Lugansk St., 1-G), e-mail: irina-ershova@mail.ru

The purpose of this research is to study the microelement status in children whose prenatal development took place in conditions of active hostilities, as well as to evaluate the effectiveness of mineral and vitamin complexes for improving microelementoses. There were 125 children under our supervision, who were divided into two groups. The main group included 72 (57.14%) young children whose intrauterine development took place during active hostilities. The control group included 53 (42.40%) children, whose mothers were in peaceful conditions during pregnancy. To assess the level of trace elements in the body of children, a screening method of spectral analysis of hair was used. When analyzing the hair of children from the observation groups, an imbalance of the elemental composition was revealed, manifested by a decrease in elements such as iron, copper, zinc, manganese, selenium, magnesium and an increase in lead, cadmium and chromium. The complex correction of the microelement status in children with a vitamin-mineral complex contributed to the optimization of the microelement balance.

Keywords: recovery, microelementosis, correction, child, vitamin and mineral complex.

Введение

В настоящее время изучение состояния здоровья и оказание помощи детям и их матерям, пережившим стрессовые ситуации, является крайне актуальным. Нахождение в условиях военных действий - это психологический, физический и экологический стресс для всего организма. Изменение окружающей среды, связанное с техногенной нагрузкой, вызванной боевыми действиями, а также однообразный рацион, ограничение водных поставок и продуктов питания создают условия недостаточного поступления в организм нутриентов и делают питание неполноценным. Дефицит жизненно важных микро- и макроэлементов, витаминов и полиненасыщенных жирных кислот мо-

жет возникать в условиях чрезмерного поступления в организм токсических веществ. Таковыми могут быть выбросы С02, химические вещества, попадающие в окружающую среду (воздух, почва, грунтовые воды) от разрыва боеприпасов, взрывчатки, в процессе военных действий. Все это детерминирует качественный и количественный дисбаланс гомеостаза, в том числе и элементного. Особенно остро этот вопрос стоит в период киофории - жизненно важного периода, как для самой женщины, так и для будущего ребенка, находящегося в состоянии пренатального развития и зависящего от состояния организма будущей матери.

Дефицит минеральных элементов у детей приводит к выраженным нарушениям со стороны сомати-

ческого и психоневрологического здоровья. Недостаточность натрия сопровождается дисфункцией ЦНС, а калия - приводит к нарушениям проведения нервных импульсов, мышечной сократимости. Дефицит магния приводит к нарушениям со стороны сердечнососудистой системы, а также предрасполагает к повышенной подверженности стрессам. Недостаток меди сопровождается снижением показателей иммунного статуса, а железа - снижением у детей уровня иммунной резистентности. Также имеются данные о нарушениях интеллектуального и психомоторного развития у детей раннего возраста.

Современными исследованиями доказана нейро-протекторная роль ряда микронутриентов для головного мозга [1], что обусловлено защитным действи-емв отношении как нейронов, так и эндотелия сосудов ЦНС в результате проникновения нутриентов через гематоэнцефалический барьер [2]. Эти свойства были показаны не только во многих доклинических экспериментах, но и в клинических исследованиях [3].

Так, работами Тарасова А. Е. и соавт. (2015) показано, что дополнительное введение в рацион питания магния (в пределах физиологических норм) стабилизирует работу гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, купируя психологические проявления стресса (волнение, раздражительность, тревожность, депрессивные расстройства) [4].

Целым рядом работ продемонстрировано, что риск развития депрессии и подавленности снижается от 30 до 50% у тех, кто потребляет максимальное количество цинка с пищей [5, 6].

Portugal-Nunes et all (2020) в своих исследованиях продемонстрировал, что более низкий уровень железа связан с депрессивным настроением и функциональной усталостью [7].

Основываясь на большой доказательной базе, группа Европейского агентства по безопасности продуктов питания (EFSA) выделила витамины и минералы, необходимые для повышения иммунитета и устойчивости к стрессу. В рекомендации вошли шесть витаминов - D, С, А, В6, фолат и В12, а также четыре минерала - цинк, железо, медь и селен [8, 9].

Учитывая, что во время внутриутробного развития организм матери является единственным источником нутриентов, необходимых для плода, недостаток их в организме матери приводит к полигипоэлементозу у детей раннего возраста [10, 20].

Работами, проведенными ранее, мы продемонстрировали многочисленную патологию, развивающуюся у детей, рожденных от матерей, испытавших стресс военных действий [11].

В настоящее время достаточно четко сформулированы подходы к коррекции дефицита микроэлементов [12]. Наиболее физиологично восполнение и поддержание микроэлементного гомеостаза с приемом витаминно-корректирующих комплексов [13-15]. Устранение или уменьшение степени дефицита ряда важнейших микроэлементов у детей имеет широкие перспективы.

Применение препаратов, восстанавливающих макро- и микроэлементы является максимально эффективным у детей в неонатальном периоде и на первом году жизни для профилактики различных метаболических нарушений, таких как гипотрофия, железодефицитная анемия, рахит и др. [16-18].

Учитывая достаточно высокую частоту поступления в родильные дома г. Луганска рожениц, про-

живавших на территориях проведения активных боевых действий, целью нашей работы стало изучение особенностей и оптимизации элементного баланса детей.

Материал и методы

ОДанное исследование проводилось на базе ГУ «Луганский перинатальный центр» ЛНР. Под нашим наблюдением находились 125 детей первого месяца жизни, которые были разделены на две группы. В основную (I) группу вошли 72 ребенка, внутриутробное развитие которых проходило на территории проведения активных боевых действий. В контрольную (II) группу вошли 53 ребенка, матери которых во время беременности находились в мирных условиях. Все обследуемые дети находились на естественном вскармливании.

Исследование проводилось в два этапа. Первоначально исследование элементного состава волос проводилось у новорожденных детей обеих групп в условиях родильного дома. Забор материала для исследования выполнялся на 3-и сутки жизни детей. Последующим этапом было определение микроэлементного статуса в возрасте 1 месяц у детей как основной группы, так и контрольной.

Для оценки уровня микроэлементов в организме детей использовался скрининговый метод спектрального анализа волос. Анализ элементного состава волос выполнен методом атомно-эмиссионной спектроскопии с индуктивно-связанной плазмой на приборе VISTA PRO (Varian, USA). Подготовка проб волос к анализу выполнена в соответствии с методическими рекомендациями «Порядок забора, хранения и транспортировки биосубстратов для определения химических методов» [19].

В дальнейшем детям с выявленным дефицитом эссенциальных микроэлементов был назначен витаминно-минеральный комплекс, содержащий 11 витаминов и 8 минералов (цинк, селен, железо, магний, кальций, калий, йод и медь), в течение 30 дней по 5 мл сиропа (1 мерная ложка) 2 раза в день во время еды с добавлением во фруктовое пюре (интервал приема 12 часов).

Статистическая обработка полученных результатов проводилась в операционной системе Windows XP с использованием программы «Statistica 6.0». Для определения достоверности различий в альтернативных выборках в связи с распределением показателей, отличным от нормального, использовали U-критерий Манна - Уитни. Количественные признаки характеризовали с помощью среднего арифметического значения и среднего квадратичного отклонения (M±c), среднего арифметического значения и стандартной ошибки (M±SD). Результаты исследования качественных признаков у детей I группы представлены в виде абсолютных (в %) частот. Изменения статистически значимые при уровне значимости р<0,05.

Результаты и их обсуждение

Анализ проведенного исследования показал, что у детей основной группы наблюдалось значительное снижение уровня магния, цинка, меди и селена, что отражено в таблице 1 и рисунках 1, 2. Важно отметить, что нормальный уровень этих элементов необходим не только для поддержания стрессоустойчивости, но и для предотвращения патологических последствий стресса.

Таблица 1

Содержание элементов в волосах детей основной группы до и после коррекции (мкг/г), M±SD

Элемент Группа

Основная (I) (п=72) Контрольная (II) (п=53)

до коррекции после коррекции

Fe 50,33±3,86 55,52±2,23" 59,81±7,32

Си 9,11±0,61** 12,97±0,92# 17,42±0,31

7п 212,73±16,12* 264,62±9,47** 276,32±13,92

Мп 1,58±0,26* 1,69±0,87* 1,89±0,29

РЬ 7,11±1,16** 4,08±0,25## 2,45±0,58

Cd 0,94±0,16** 0,36±0,04# 0,06±0,002

Сг 3,95±0,98* 2,96±0,65# 2,81±1,82

Se 0,552±0,08** 0,702±0,48" 0,861±0,011

Mg 17,29±1,43** 22,31±0,98## 25,25±1,31

№ 448,3±49,02 601,8±42,02 795,7±31,00

Са 446,9±3,00 452,7±0,74 451,6±0,98

К 133,6±40,3* 159,7±29,8™ 171,5±31,4

Примечание: * - значимость различий с показателями контрольной группы (р<0,05); ** - (р<0,01); *** - (р<0,001); # - значимость различий с показателями до коррекции (р<0,05), ##- (р<0,01), ###- (р<0,001).

В ходе проведенного исследования нами были выявлены существенные отличия микроэлементного статуса у детей основной группы до и после коррек-ционной терапии.

У детей, внутриутробное развитие которых проходило на территории активных боевых действий, после коррекции выявлено достоверное повышение уровня железа на 14,58% (р<0,05).

Имеет место повышение меди у детей основной группы по сравнению с контрольной на 26,61%, цинка - на 44,62%.

При анализе данных наблюдается увеличение селена после коррекционной терапии. Так, средний уровень этого элемента у детей основной группы повысился на 39,59% по сравнению с контрольной группой. Одним из основных эссенциальных свойств селена является стимуляция иммунной системы, кроме того, селен является антагонистом нейроток-сичных и тяжелых металлов, что безусловно будет иметь значение для формирования организма [12].

Также важно отметить увеличение на 9,99% уровня марганца в волосах детей основной группы по сравнению с контрольной.

Обращает на себя внимание значительное снижение уровней токсичных микроэлементов у детей основной группы. Так, уровень кадмия снизился на 37,96%, хрома - на 40,66%, а уровень свинца снизился на 37,1% (р<0,05).

Анализируя приведенные данные, следует отметить, существенное отличие уровня исследуемых химических элементов у детей, дородовое развитие которых проходило на территории военного конфликта.

Так, содержание меди (Си) в волосах детей из основной группы после коррекции (12,97±0,92 мкг/г) более чем в 1,4 раза выше, чем до коррекции (9,11±0,61 мкг/г). Медь участвует в синтезе гемоглобина и способствует переносу железа в костный мозг.

Статистически значимым оказалось и различие уровня цинка (2п) у детей I группы в сравнении со II. Так, уровень этого химического элемента у детей основной группы до коррекции составил 212,73±16,12 мкг/г, а после коррекции -264,62±9,47 мкг/г (р<0,01), что в 1,2 раза выше. Цинк играет важную роль в развитии мозга, в размножении и росте клеток. Кроме того, функционирование таких гормонов, как инсулин, кортикостероиды, невозможно без этого химического элемента.

Важно отметить повышение уровня магния (Mg) в 1,29 раза при сравнении показателей у детей основной группы до коррекции (17,29±1,43 мкг/г) и после введения в терапию корригирующих препаратов (22,31±0,98 мкг/г). Будучи ко-фактором множества ферментов и физиологическим антагонистом кальция, магний участвует в осуществлении энергетических процессов, активизации обмена веществ (включая гликолиз и синтез белка), обеспечении процессов возбуждения в нервных клетках и сокращения гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры.

В многочисленных исследованиях продемонстрирована связь между проявлениями реакции на стресс (тревога, проявления дезадаптации, воздействие военного конфликта, экологически нестабильная ситуация) и дефицитом магния. Так, психический и физический стресс приводит к повышенному выведению магния из организма. В свою очередь, дефицит магния усиливает реакцию на стресс, парадоксально усугубляя его последствия.

■ До коррекции После коррекции Контрольная группа

Рис. 1. Содержание микроэлементов в волосах детей до и после проведения коррекционной терапии. Примечание: * - значимость различий с показателями контрольной группы (р<0,05); ** - (р<0,01); *** - (р<0,001) (по критерию Манна - Уитни).

Рис. 2. Содержание макроэлементов в волосах детей до и после проведения коррекционной терапии. Примечание: * - значимость различий с показателями контрольной группы (р<0,05); ** - (р<0,01); *** - (р<0,001) (по критерию Манна - Уитни).

Содержание селена ^е) в волосах детей основной группы также охарактеризовалось отличием. Так, после коррекции в основной группе уровень этого элемента повысился в 1,34 раза (0,552±0,08 мкг/г до коррекции и 0,702±0,48 мкг/г - после). Селен в организме является важным антиоксидантным и иммуномодулирующим фактором, усиливает фагоцитарную активность макрофагов.

Также достоверны различия абсолютного уровня марганца (Мп) в волосах детей основной группы до и после коррекции. Так, у этих детей после коррекции уровень данного химического элемента в 1,07 раза выше, чем до коррекции (р<0,01).

Среднее значение уровня калия (К) у детей основной группы после коррекции увеличилось в 1,19 раза и составило 159,7±29,8 мкг/г, по сравнению с показателями до коррекционной терапии (133,6±40,3 мкг/г).

Полученные данные о содержании токсических элементов в волосах детей, пренатальное развитие которых проходило на территории военных действий, показывают достоверное увеличение их уровня у детей основной группы. После проведенной коррекции, уровень свинца снизился в 1,4 раза и составил 4,08±0,25 мкг/г, уровень кадмия - в 1,53 раза (0,36±0,04 мкг/г), хрома - в 1,3 раз (2,96±0,65 мкг/г) (рис. 3).

0,00 20,00 40,00 60,00 80,00 100,00 120,00 140,00

I Контрольная группа ■ После коррекции До коррекции

Рис. 3. Содержание токсических элементов в волосах детей до и после проведения коррекционной терапии Примечание: * - значимость различий с показателями контрольной группы (р<0,05); ** - (р<0,01); *** -(р<0,001) (по критерию Манна - Уитни).

Выводы

1. При анализе волос детей, дородовое развитие которых проходило на территории активных боевых действий, был выявлен дисбаланс элементного состава, проявляющийся снижением таких элементов, как железо, медь, цинк, марганец, селен, магний, и повышением свинца, кадмия и хрома.

2. Комплексная коррекция элементного статуса у детей основной группы витаминно-минеральным комплексом способствовала восстановлению баланса.

3. Полученные результаты свидетельствуют о возможности и необходимости внедрения коррекции элементного статуса в практической деятельности здравоохранения, а также в качестве профилактики у детей из группы риска.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Литература/References

1. Blondeau N. The nutraceutical potential of omega-3 alpha-linolenic acid in reducingthe consequences of stroke. Biochimie. 2016; 120: 49-55. DOI: 10.1016/j.biochi.2015.06.005.

2. Campos-Bedolla P.., Walter F. R.., Veszelka S., Deli M. A. Role of the blood-brain barrier in the nutrition ofthecentral nervous system. Arch Med Res. 2014; 45 (8): 610-38. DOI: 10.1016/j.arcmed.2014.11.018.

3. Virmani A., Pinto L., Binienda Z., Ali S. Food, nutrigenomics, and neurodegeneration-neuroprotectionby what you eat! Mol. Neurobiol. 2013; 48 (2): 353-62. DOI: 10.1007/ s12035-013-8498-3.

4. Тарасов Е.А., Блинов Д. В., Зимовина У. В., Санда-кова Е. А. Дефицит магния и стресс: вопросы взаимосвязи, тесты для диагностики и подходы к терапии // Терапевтический архив. 2015. № 87 (9). С. 114-122. [Tarasov E. A., Blinov D. V., Zimovina U. V., Sandakova E. A. Magnesium deficiency and stress: interrelation issues, diagnostic tests and approaches to therapy. Terapevticheskii arkhiv. 2015; 87 (9): 114-122. (In Russ.)]

5. Sawada T., Yokoi K. Effect of zinc supplementation on mood states in young women: a pilot study. Eur. J. Clin. Nutr. 2010; 64 (3): 331-335. DOI: 10.1038/ejcn.2009.158.

6. Li Z, Li B, Song X, Zhang D. Dietary zinc and iron intake and risk of depression: Ameta-analysis. Psychiatry Res. 2017; 251: 41-47. DOI: 10.1016/j.psychres.2017.02.006.

7. Portugal-Nunes C., Castanho T. C., Amorim L., Moreira P. S., Mariz J., Marques F., Sousa N. et al. Iron Status is Associated with Mood, Cognition, and Functional Ability inolder Adults: A Cross-Sectional Study. Nutrients. 2020; 12 (11): 35-39. DOI: 10.3390/nu12113594.

8. Da Silva L. E. M., de Santana M. L. P., Costa P. R. F., Pereira E. M., Nepomuceno C. M. M., Queiroz V. A. O. et al. Zinc supplementation combined with antidepressant drugsfor treatment of patients with depression: a systematic review and meta-analysis. Nutr. Rev. 2021; 79 (1): 1-12. DOI: 10.1093/ nutrit/nuaa039.

9. Turck D., Bohn T., Castenmiller J., de Henauw S., Hirsch-Ernst K. I., Knutsen H. K. et al. EFSA NDA Panel (EFSA Panel on Nutrition, Novel Foods and Food Allergens), Scientific Opinion on the scientific advice related to nutrient profilingfor the development of harmonised mandatory front-of-pack nutrition labelling andthe setting of nutrient profiles for restricting nutrition and health claims onfoods. EFSA Journal. 2022; 20 (4): 48. DOI: org/10.2903/j.efsa.2022.7259.

10. Акарачкова Е. С., Артеменко А. Р., Беляев А. В., Блинов Д. В., Гончаренко О. В., Джобава Э. М. и др. Материнский стресс и здоровье в краткосрочной и долгосрочной перспективе // РМЖ. Медицинское обозрение. 2019. № 3 (3). С. 26-32. [Akarachkova E. S., Artemenko A. R., Belyaev A. V., Blinov D. V., Goncharenko O. V., Jobava E. M. et al. Maternal stress and health in the short and long term. RMJ. Meditsinskoe obozrenie. 2019; 3 (3): 26-32 (In Russ.)]

11. Ершова И. Б., Ширина Т. В., Гончарова Т. В. Особенности развития сенсорной функции детей в зависимости от вида вскармливания в условиях военных действий // Педиатр. 2017. № 8 (2). С. 44-49. [Ershova I. B., Shirina T. V., Goncharova T. V. Features of the development of the sensory function of children depending on the type of feeding in the conditions of military operations. Pediatr. 2017; 8 (2): 44-49 (In Russ.)] DOI: 10.17816/PED8244-49.

12. Вржесинская О. А., Коденцова В. М., Переверзе-ва О. Г., Леоненко С. Н. Обеспеченность витаминами детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения в разных регионах (Московская область, г. Екатеринбург) // Педиатр. 2017. № 8 (5). С. 49-53. [Vrzhesinskaya O. A., Kodentsova V. M., Pereverzeva O. G., Leonenko S. N. Provision

of vitamins for children attending preschool educational institutions in different regions (Moscow region, Ekaterinburg). Pediatr. 2017; 8 (5): 49-53 (In Russ.)] DOI: 10.17816/PED8549-53.

13. Национальная программа по оптимизации обеспеченности витаминами и минеральными веществами детей России (и использованию витаминных и витаминно-минеральных комплексов и обогащенных продуктов в педиатрической практике). Союз педиатров России. М.: «ПедиатрЪ», 2017. 58 с. [Natsional'naya programma po optimizatsii obespechennosti vitaminami i mineral'nymi veshchestvami detei Rossii (i ispol'zovaniyu vitaminnykh i vitaminno-mineral'nykh kompleksov i obogashchennykh produktov v pediatricheskoi praktike). Soyuz pediatrov Rossii. Moscow: Pediatr; 2017. 58 р. (In Russ.)]

14. Файзуллина Р. А., Закирова А. М. Значение витаминно-минеральных комплексов в педиатрии // Вестник современной клинической медицины. 2016. № 9 (2). С. 97103. [Fayzullina R. A., Zakirova A. M. The importance of vitamin and mineral complexes in pediatrics. Vestnik sovremennoi klinicheskoi meditsini. 2016; 9 (2): 97-103 (In Russ.)] DOI: 10.20969/VSKM.2016.9(2).97-103.

15. Старостина Л. С. Роль обеспечения детей витаминами и минеральными веществами с позиции педиатрии // РМЖ. Мать и дитя. 2020. № 3 (4). С. 319-325. [Starostina L. S. The role of providing children with vitamins and minerals from the perspective of pediatrics. RMJ. Mat' i ditya. 2020; 3 (4): 319-325 (in. Russ.)] DOI: 10.32364/2618-8430-202 0-3-4-319-325.

16. Ших Е. В. Роль микронутриентов в сохранении здоровья матери и профилактике патологических состояний новорожденного // Российский вестник акушера-гинеколога. 2014. № 14 (2). С. 37-42. [Shikh E. V. The role of micronutrients in the preservation of maternal health and prevention

of pathological conditions of the newborn. Rossiiskii vestnik akushera-ginekologa. 2014; 14 (2): 37-42 (In Russ.)]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Поляшова А. С. Влияние отдельных нутриентов на развитие умственных способностей и сохранение остроты зрения у детей дошкольного и школьного возраста // Вопросы современной педиатрии. 2012. № 11 (4). С. 153-157. [Polyashova A. S. The influence of individual nutrients on the development of mental abilities and the preservation of visual acuity in preschool and school-age children. Voprosi sovremennoi pediatrii. 2012; 11 (4): 153-157. (In Russ.)] DOI: 10.15690/vsp.v11i4.376.

18. Муминова К. Т. Витаминно-минеральные комплексы и беременность: известные факты и доказательные данные // Медицинский совет. 2016. № 12. С. 24-32. [Muminova K. T. Vitamin and mineral complexes and pregnancy: known facts and evidence. Medicinskii sovet. 2016; 12: 24-32 (In Russ.)]

19. Правила сбора, хранения и транспортирования биоматериалов в центральную бактериологическую лабораторию. СПБ ГБУЗ «Больница Боткина». ФГУН «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии». М., 2010. [Pravila sbora, khraneniya i transportirovaniya biomaterialov v tsentral'nuyu bakteriologicheskuyu laboratoriyu. SPB GBUZ «Bol'nitsa Botkina». Tsentral'nyi nauchno-issledovatel'skii institut epidemiologii. Moscow, 2010. (In Russ.)]

20. Бутаев Т. М., Цирихова А. С., Дзулаева И. Ю., Бутаев А. П. Микроэлементозы у детей дошкольного возраста: причины и профилактика // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 47-54. [Butaev T. M., Tsirikhova A. S., Dzulaeva I.Yu., Butaev A. P. Microelementoses in preschool children: causes and prevention. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; 3: 47-54. (In Russ.)]

УДК 616-001.45:616-036.88-091 DOI 10.24412/2220-7880-2024-1-41-45

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВАРИАНТОВ ТАНАТОГЕНЕЗА ПРИ ОГНЕСТРЕЛЬНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ В РАЗЛИЧНЫЕ СРОКИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

'Збруева Ю. В.,2Богомолов Д. В., 3Семенов Г. Г.

'ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет», Астрахань, Россия (414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121), e-mail: post@astgmu.ru

^Российский центр судебно-медицинской экспертизы, Москва, Россия (125284, г. Москва, ул. Поликарпова, 12/13) Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы, Чебоксары, Россия (428017, г. Чебоксары, ул. Пирогова, 24)

Цель - определить тип танатогенеза при смерти от различных видов огнестрельных повреждений. При исследовании в работе применялись стандартные методики секционного исследования, судебно-гистологические методы, морфолого-статистический анализ, дополненные полуколичественными технологиями танатогенетического анализа. В качестве материала для исследования были произвольно выбраны 85 наблюдений огнестрельных повреждений, из которых 21 (24,7%) пострадавший скончался в стационаре в различные сроки госпитального периода. Результаты танатогенетического исследования показали, что при огнестрельных повреждениях преобладает комбинированный тип - в 62 (72,9%) наблюдениях, который включал в себя маркеры трех компонентов - мозгового (20 (23,5%)), сердечного (1 (1,2%)) и легочного (2 (2,4%)). При изучении темпа наступления смерти было установлено преобладание молниеносного, который характеризовался атональным периодом не более 15-30 минут - 41 (48,2%) наблюдение. Анализ скорости наступления умирания в группе госпитальной летальности показал, что преобладающий темп был длительным (темп наступления смерти более 12 часов) и составлял 12 (57,2%) пострадавших. Отмечено, что у пациентов, скончавшихся в больнице, изолированная огнестрельная травма была основной (61,9%); травма головы была ведущей - 42,9%; проведение оперативного лечения составило 76,2%; комбинированный тип танатогенеза являлся основным - 85,7%, при этом мозговой+сердечный+легочный тип составлял 52,4%.

Ключевые слова: танатогенез, огнестрельная травма, посттравматический период, причина смерти, темп наступления смерти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.